Все гаммы ноты для гитары табы

Содержание
  1. Гаммы на гитаре для начинающих. Как правильно играть гаммы
  2. Разновидности гамм
  3. Как построить гаммы на гитаре
  4. Мажорная гамма на гитаре
  5. Минорная гамма на гитаре
  6. Хроматическая гамма
  7. Пентатоническая гамма
  8. Блюзовая гамма
  9. Как правильно играть гаммы
  10. Зачем учить гаммы
  11. Аппликатуры гамм на гитаре
  12. Список статей про гаммы
  13. Примеры популярных гамм на гитаре
  14. Гамма до-мажор
  15. Гамма ля-минор
  16. Гаммы на гитаре. Табы
  17. Заключение
  18. Гаммы для гитары
  19. Для чего нужны гаммы на гитаре?
  20. Все гаммы на гитаре (список)
  21. Частые вопросы связанные с гаммами
  22. Чем отличается ля-диез от си-бемоль?
  23. Нужно ли хорошо знать гаммы, где 4,5 или 6 знаков при ключе?
  24. Нужно ли играть гаммы в виде упражнения?
  25. Нестандартные гаммы
  26. Арабская гамма
  27. Пентатоника
  28. Целотонная гамма
  29. Как используя гамму подбирать мелодии на гитаре
  30. Как нужно заниматься с гаммами на гитаре
  31. Блюзовые гаммы для гитары. Аппликатуры, табы и описание блюзовых гамм для начинающих
  32. Блюзовые гаммы для гитары. Общая информация
  33. Для чего вам стоит выучить позиции Блюзовых гамм?
  34. Блюзовые гаммы. Теория простыми словами
  35. Как строится блюзовая гамма
  36. Минор
  37. Мажор
  38. Отличие минорного и мажорного вида. Параллельные гаммы
  39. Дополнительная нота, которая создает блюзовый мотив
  40. Аппликатуры и обозначения
  41. A (ля) минор блюзовая гамма — 6 позиций
  42. 1 позиция
  43. 2 позиция
  44. 3 позиция
  45. 4 позиция
  46. 5 позиция
  47. 6 позиция
  48. Аппликатуры блюзовых гамм в других тональностях
  49. До минор (C min) — Ми-бемоль мажор (E♭ maj)
  50. Ре минор (D min) — Фа мажор (F maj)
  51. Ми минор (E min) — Соль мажор (G maj)
  52. Фа минор (F min) — Ля-бемоль мажор (A♭ maj)
  53. Соль минор (G min) — Си-бемоль мажор (B♭ maj)
  54. Си минор (B min) — Ре мажор (D maj)
  55. Упражнения и блюзовые лики для развития техники игры
Читайте также:  Моцарт ария деспины ноты

Гаммы на гитаре для начинающих. Как правильно играть гаммы

Гамма — это определенная последовательность нот, строящаяся по законам теории музыки. Все ноты гаммы лежат в той тональности, которой она принадлежит. Гамма состоит из ступеней, которые делятся на устойчивые и неустойчивые. Первые образуют трезвучия или аккорды, вторые стремятся разрешиться и тяготеют к более устойчивым. Данная статья даст исчерпывающий ответ на тему гамма на гитаре, как и зачем их играть, а также как их самостоятельно построить.

Разновидности гамм

Гаммы на гитаре бывают следующих видов:

  1. Мажорная
  2. Минорная
  3. Хроматическая
  4. Блюзовая
  5. Пентатоническая

Первые две относятся к диатоническим гаммам и содержат в себе 7 нот. В хроматической гамме присутствуют все 12 звуков и интервал между каждой ступенью равен половине тона. Пентатоническая гамма состоит из 5 ступеней. Образуется путем «выкидывания» из мажорной или минорной гаммы 2-й и 6-й ступеней. Блюзовая гамма это разновидность пентатонической. Ее можно построить, если добавить так называемую блюзовую ноту (об этом ниже).

Как построить гаммы на гитаре

Мажорная гамма на гитаре

Схема построения выглядит следующим образом (указаны интервалы между соседними нотами):

Минорная гамма на гитаре

тон, полутон, тон, тон, полутон, тон, тон

Если в миноре повысить седьмую ступень на полтона, то получим гармонический минор.

Хроматическая гамма

Хроматика состоит из всех 12 звуков, интервал между которыми равен половине тона. На одной струне это будет, например, от нулевого лада до 12-го по порядку.

Пентатоническая гамма

Если из обычной мажорной или минорной гаммы убрать 2-ю и 6-ю ступени, получим пентатонику. В зависимости от родительской гаммы, различают мажорную и минорную. Подробнее можете почитать здесь: про пентатонику

Блюзовая гамма

Образуется, если добавить в пентатонику пониженную квинту, так называемый, блюзовый тон. Он придает гамме характерное блюзовое звучание.

Как правильно играть гаммы

Первое и самое важное условие — всегда играйте под метроном! Все ваши ноты должны иметь правильную длительность, иначе вы привыкнете играть криво и в дальнейшем придется переучиваться. Да и правильная игра развивает не только ваш слух, но и чувство ритма.

Также обратите внимание на то, что диатонические гаммы имею одну и ту же аппликатуру на грифе. Просто в зависимости от тональности ее нужно двигать влево или вправо. Например, вы знаете аппликатуру гаммы ля-минор. Подвиньте ее на 2 лада вправо и вы получите гамму си-минор. Таким же образом, можно получить и другие. И не забывайте про параллельные гаммы. Например, для ля-минора это до-мажор. Таким образом, заучив одну аппликатуру, вы как минимум знаете две! Зная это, учить гаммы вам будет намного проще.

Отличное видео про гаммы:

Зачем учить гаммы

Это вопрос задавал себе и я. На самом деле все просто — чтобы свободно ориентироваться на грифе гитары. Это даст вам возможность без труда импровизировать под неизвестный трек, а также сочинять красивые мелодии.

А может быть такой случай, что вы забыли часть своей партии на концерте. Что делать? Если вы хорошо выучили гаммы, то ошибиться в выборе ноты вам будет намного труднее. Ведь у вас появилась некая «чуйка», куда ткнуть, чтобы извлечь нужный звук. Учите гаммы, чтобы развить музыкальный слух.

Аппликатуры гамм на гитаре

Каждую гамму можно сыграть либо на одной струне, либо на нескольких в рамках одного бокса или позиции. Всего основных позиций или боксов на грифе гитары — пять. Схемы построения и аппликатуры вы можете найти в отдельных статьях нашего сайта, ссылки на которые расположены ниже.

Список статей про гаммы

Примеры популярных гамм на гитаре

Гамма до-мажор

Красными точками обозначена тоника гаммы.

Гамма ля-минор

Гаммы на гитаре. Табы

Здесь вы можете скачать табулатуры самых часто используемых гамм.

Позиции мажорных гамм: Скачать

Заключение

Несомненно учить гаммы нужно каждому начинающему гитаристу, не пренебрегайте этим. Знание гамм даст вам свободу в импровизации, вы научитесь сочинять музыку и ваш общий гитарный уровень будет выше. Но не зацикливайтесь на одних только упражнениях и игре гамм. Помните, что инструмент мы берем в руки в первую очередь, чтобы играть музыку, а не гонять упражнения по грифу.

Источник

Гаммы для гитары

Прежде всего, определение. Гамма – последовательный ряд звуков, который понижается либо повышается в рамках одной или более октав.

Для чего нужны гаммы на гитаре?

1. Дают более углубленное понимание тональностей и взаимодействия звуков (нот) в них. Это значительно облегчает подбор мелодий, и, в свою очередь, помогает при игре импровизаций на гитаре.
2. Развивают и расширяют технические возможности гитариста. Вырабатывают беглость пальцев и ритмическую точность при игре.
3. Дают знания основных аппликатурных формул и в целом логику аппликатуры.

Для того, чтобы изучение гамм на гитаре было наиболее эффективно, рекомендую:

1. Играйте осознанно, т.е. понимая в какой тональности вы в данный момент находитесь, сколько знаков при ключе, какие ноты входят в эту тональность. Старайтесь запомнить эти ноты, периодически себя проверяя. Даже если рядом нет инструмента, когда выдалась свободная минутка, вспомните какую-нибудь тональность, и назовите про себя те ноты, которые в неё входят. Это очень полезная практика.
2. Играйте различными ритмическими рисунками

Все гаммы на гитаре (список)

Ниже представлены гаммы на гитаре во всех тональностях. Они расположены по паре параллельных тональностей в порядке прибавления диезов и бемолей по кварто-квинтовому кругу. Для удобства я проставил аппликатуру, продублировал ноты для гитары табулатурами (табами), и добавил аудио. Кликните на любое название, и попадёте на отдельную страницу, где можно посмотреть и послушать.

Диезные

Бемольные

Частые вопросы связанные с гаммами

Ниже разберём то, что чаще всего интересует тех, кто только начал изучать теоретические аспекты музыки и звукоряд.

Чем отличается ля-диез от си-бемоль?

Наиболее распространённый вопрос от тех, кто только начинает изучать теорию музыки: “Чем отличается ля-диез от си-бемоль, ми-бемоль от ре-диез и т.п., ведь по сути – это одно и тоже?” Дело в том, при построении гамм используется кварто-квинтовый круг. Это строго регламентированный набор тональностей, которые принято использовать в музыке. Поэтому по теории музыки не существует тональности ре-диез мажор, а вместо неё – ми-бемоль мажор. (Внешняя часть круга – мажор, внутренняя – минор)

Нужно ли хорошо знать гаммы, где 4,5 или 6 знаков при ключе?

На практике тональности, в которых больше 4 знаков при ключе встречаются очень редко. На будущее такие гаммы тоже можно изучить, но если вы будете хорошо знать их до 4 знаков, этого вполне хватит для 90 процентов случаев, с которыми вам придётся столкнуться на своём музыкальном пути.

Нужно ли играть гаммы в виде упражнения?

Я знаю, что многие учителя преподают так, но я не сторонник данной темы (если только это не пение гаммообразного звукоряда. Об этом ниже). Гаммы нужны прежде всего для понимания того, что вы делаете на гитаре и где вы сейчас находитесь, обыгрывая тот или иной участок произведения. Я вообще не люблю, за некоторым исключением, упражнения для гитары. Самое лучшее упражнение – это играть то, что вам нравится. Но делать это нужно осознанно. А для этого знание строение гамм просто необходимо!

Нестандартные гаммы

Мы привыкли к тому, что наш звукоряд включает семь звуков, которые состоят из мажора и минора, и имеют определённое строение. Но есть также реже употребляемые лады, на которых строятся гаммы на гитаре не совсем привычные для нашего слуха, однако имеющие очень характерное и узнаваемое звучание. Разберём некоторые из них:

Арабская гамма


Послушайте аудиозапись, и вы сразу услышите что-то похожее на музыку из мультфильма про Алладина:

Пентатоника

Пента – от слова пять. На удивление, не во всех народах используется 7 звуков. К примеру, в японской и китайской музыке используется только 5 звуков. В ней нет полутонов. Поэтому такие мотивы мы сразу узнаём.


Пример мелодии на гитаре из звуков пентатоники:

Целотонная гамма

Используется для создания сказочной, волшебной атмосферы. Послушайте как она звучит:

Это только малая часть. Существует огромное количество самых различных ладов и построенных на их основе гамм. Это и лады народной музыки, и блюзовая гамма, и композиторские лады (когда сам композитор придумывает свой собственный лад). Тема очень интересная и обширная, но начинать нужно с базовых вещей.

Как используя гамму подбирать мелодии на гитаре

Когда мы знаем, какие ноты содержаться в гамме, намного легче подбирать мелодии. Так как в основном все ноты мелодии будут основаны на звуках входящих в ту или иную гамму. К примеру, попробуем подобрать мелодию из песни “В лесу родилась ёлочка”. Для начала нам нужно выбрать в какой тональности мы хотим это сделать. Так как нам, по большому счёту, это не так важно, используем “ми мажор”. Смотрим в гамму “ми мажор” и видим, что там 4 диеза при ключе: фа#, до#, ре# и соль#. Значит при подборе мы уже не берём простые: фа, до, соль, и ре. Слышим, что первый звук довольно низкий, затем идёт большой скачок куда-то наверх. Начинаем, допустим, с ноты “си”, потом пробуем по очереди все ноты гаммы “ми мажор” и находим, что следующая нота соль-диез, и т.д. И действительно, когда закончили подбирать увидели, что все звуки из ми-мажора.

Как нужно заниматься с гаммами на гитаре

  1. Играть в виде тренировки для развития пальцев.
    Это вариант неплохой, но, как я уже писал выше, для развития рук есть способы получше
  2. Петь гаммы.
    А вот это уже очень хорошее упражнение! В музыке пение по нотам называется – сольфеджио. Это крайне полезное и важное занятие прежде всего для развития музыкального слуха. Делается это так:
    Берёте любую гамму на гитаре, например, до мажор. И начинаете проигрывать на гитаре каждый звук, при этом пропевая его голосом в унисон с инструментом. Унисон – это когда ваш голос полностью сливается со звучащим звуком на гитаре. Если у вас не хватает диапазона голоса, чтобы спеть все ноты входящие в звукоряд, делайте это до тех звуков, которые можете вытянуть.
  3. Играть разные ритмические рисунки с отрезками из гамм.
    Приведу пример:

Можно придумать очень много вариантов таких ритмических рисунков. Самое главное играть их под метроном.

Источник

Блюзовые гаммы для гитары. Аппликатуры, табы и описание блюзовых гамм для начинающих

Блюзовые гаммы для гитары. Общая информация

Блюзовая гамма – гамма, которая отличается от пентатоники на один звук. Это так называемая «блюзовая нота», которая и даёт характерный оттенок при игре этого жанра. Разумеется, данная последовательность используется не только в блюзе. Её основы можно часто встретить в самых разных стилях – от классического хард-рока до современной поп-музыки.

Для чего вам стоит выучить позиции Блюзовых гамм?

В первую очередь блюзовые гаммы на гитаре необходимы для игры импровизаций. Наверняка многие задумывались о том, как их любимые роковые музыканты делают свои сногсшибательные соло. Разумеется, на студийных версиях есть какая-то заготовка или даже заученный текст. Однако часто опытные рокеры используют разные варианты, как при записи альбомов, так и в концертных турах. Например, гитарист Led Zeppelin Джимми Пейдж вообще никогда не играл одинаковые соло. На каждом концерте он добавлял к известным песням что-то новое и ранее не звучавшее.

Культовые блюзмены вроде Стиви Рэй Вона буквально рассыпались жемчужинами звуков на своих выступлениях. Такие сольные партии могли продолжаться до десяти минут. Помимо этого умение сымпровизировать – это важный навык, который пригодится в джемах. Это спонтанные совместные импровизации на заготовленную тему, которые популярны как у блюзовых, так и у джазовых и классических музыкантов.

Помимо этого блюзовая гамма пригодятся вам для разучивания уже знакомых песен. Вы приятно удивитесь, когда начнёте вспоминать старое соло или просто песенку. Вполне возможно, что ранее вы долго и упорно зазубривали каждую ноту, стараясь запомнить цифровку в табулатуре. Но зная ноты блюзовой гаммы, многие фразы окажутся клишированными и лёгкими для запоминания.

Блюзовые гаммы. Теория простыми словами

Как строится блюзовая гамма

Если вы не знаете, что такое пентатоника , то рекомендует ознакомиться по предложенной ссылке. Это фундамент музыки «голубой тоски», который поможет построить необходимую гамму за считанные минуты.

Минор

Минорная блюзовая гамма строится исходя из строения минорной пентатоники.

Минорная пентатоника: малая терция – большая секунда – большая секунда – малая терция;

Минорная блюзовая гамма: малая терция – большая секунда – малая секунда – малая секунда – малая терция.

Для того, чтобы понять эти музыкальные интервалы, отложите на инструменте (скажем, от ноты ля): 1,5 тона – тон – полутон – полутон – 1,5 тона.

Если сказать ещё проще, то: «точка отсчёта» — 6 струна 5 лад – передвигаем палец на 3 лада вправо – переход на 5 струна 5 лад – двигаем палец на лад вправо – двигаем палец на лад вправо – 4 страну 5 лад – двигаем палец на 2 лада вправо.

Разумеется, это сделано для подробного разбора новичкам. Ниже будут аппликатуры пальцев для удобства исполнения.

Мажор

Построим мажорную пентатонику: большая секунда – большая секунда – малая терция – большая секунда;

Мажорная блюзовая гамма: большая секунда – малая секунда – малая секунда – малая терция – большая секунда, или:

Тон – полутон — полутон – 1,5 тона – тон.

Отличие минорного и мажорного вида. Параллельные гаммы

Как вы могли заметить, основные различия содержатся в интервальном построении. Именно за счёт него и получается отличный друг от друга звук. Кроме того из-за особенностей строения самой пентатоники (отсутствие 2 и 6 ступеней в миноре; 4 и 7 в мажоре) меняется и сам «нотный состав» гаммы.

Например, блюзовые гаммы для гитары Ля-минор и гамма до-мажор (соответственно):

Ля – до – ре – РЕ ДИЕЗ – ми – соль;

До – ре – МИ БЕМОЛЬ — ми (бекар) – соль – ля.

Обратите внимание на то, что в параллельных гаммах совпадают аппликатуры. Рассмотрим на примере соль мажор (блюзовая – соль – ля – СИ БЕМОЛЬ – си бекар – ре – ми – соль). Чтобы сыграть параллельную минорную гамму, необходимо отложить малую терцию вниз. Соль – 1,5 тона = ми. Итого получаем ми минор (блюзовая – ми (открытая 6) – соль – ля – СИ БЕМОЛЬ – си бекар – ре – ми). Аппликатура в боксе совпадает. Кроме того совпадают аппликатуры тональностей по всему грифу.

Дополнительная нота, которая создает блюзовый мотив

Чтобы исполнять блюз на гитаре , непременно нужно знать, за счёт чего появляется тот самый «криминально-таинственный» звук. В пентатонике необходимо:

В миноре – понизить четвёртую ступень;

В мажоре – понизить третью ступень

В миноре она является связующим звеном между третьей и четвёртой ступенью.

В мажоре – между второй и третьей.

Посмотрите на пример ниже, где нужная нота выделена стрелкой.

Аппликатуры и обозначения

Ниже приведены примеры аппликатур. Цифра обозначает палец, которым следует зажимать необходимый лад (1 — указательный, 2 – средний и так далее). Тоники (чёрный кружок) – это звуки, на которые опирается гамма. Для наглядности блюзовая нота выделена зеленым цветом.

Выучив аппликатуры для определённой позиции, вам будет проще переходить в параллельные гаммы (так как они совпадают по пальцовке). Кроме того это поможет не задумываться (в каком боксе я сейчас нахожусь?) при импровизации. Для этого в качестве ритма можно использовать блюзовые аккорды , а поверх них играть небольшие соло, основанные на знакомых позициях.

A (ля) минор блюзовая гамма — 6 позиций

Для начала можно потренироваться на ля минорной гамме без ключевых знаков.

Хорошей практикой будет самостоятельное построение гаммы в позиции. Мысленно вычёркивайте ненужные ноты из натурального минора и стройте пентатонику. Затем добавляйте 4 пониженную. Когда вы сделаете это один раз, то останется только зажимать необходимые звуки на грифе.

1 позиция

2 позиция

3 позиция

4 позиция

5 позиция

6 позиция

Аппликатуры блюзовых гамм в других тональностях

До минор (C min) — Ми-бемоль мажор (E♭ maj)

Ре минор (D min) — Фа мажор (F maj)

Ми минор (E min) — Соль мажор (G maj)

Фа минор (F min) — Ля-бемоль мажор (A♭ maj)

Соль минор (G min) — Си-бемоль мажор (B♭ maj)

Си минор (B min) — Ре мажор (D maj)

Упражнения и блюзовые лики для развития техники игры

Чтобы применить полученные знания на практике, мы представляем вам несколько заготовленных примеров. Это так называемые блюзовые лики. Готовые клишированные ходы, которые применяют музыканты по всему миру. В них используются как бэнды и слайды, так и арпеджио на гитаре . Выучив несколько ликов, вы можете вставлять их как в импровизацию, так и в виде дополнительных фишек в уже знакомые композиции.

Источник

Оцените статью