Все гаммы пентатоники для гитары

Что такое пентатоника на гитаре и как ее играть?

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

Начинающие инструменталисты, которые занимаются музыкой серьёзно (в учебных музыкальных заведениях или у грамотных частных преподавателей) и изучают все сопутствующие дисциплины, прилагающиеся к основному курсу, практически с первых теоретических уроков узнают, что существуют 2 вида гамм: мажорные и минорные. А содержит каждая из гамм 7 последовательных по высоте звуков. Например, в однооктавной гамме До-мажор звуки выстроены в такой последовательности: До-Ре-Ми-Фа-Соль-Ля-Си, а затем снова начинается такая же последовательность звуков, но уже в другой октаве, более высокой. То же самое происходит и в ля-минорной гамме: Ля-Си-До-Ре-Ми-Фа-Соль-Ля. Однако на этапах изучения музыкальной грамоты и элементарной теории музыки учащимся не дают никакой информации о таком виде гамм, как пентатоника. Именно о ней и ведётся разговор в этой статье.

Что это такое и для чего нужна?

Пентатоническая гамма состоит из звуков того же классического минорного или мажорного лада, но 2 ступени звукоряда, создающие в диатонической гамме интервал в полутон (и не входящие в основное трезвучие), из пентатонической последовательности исключаются.

В ля-минорной гамме, таким образом, не входят в пентатонику чистые звуки Си и Фа. Эти же звуки отсутствуют и в пентатонической последовательности, построенной на основе До-мажора.

Неизвестно точно, кто из музыкантов и когда начал первым использовать такой лад для сочинения новой музыки, импровизаций или для фантазий на тему уже имеющихся произведений. Сейчас пентатонику не играет лишь только барабанщик, так как он не может извлечь музыкальные звуки — только перкуссийные (шумовые, без определённой высоты). Но большинство музыкальных исследователей всё-таки склоняются к мнению, что пентатонический звукоряд – это, скорее всего, гитарная «фишка», изобретённая гитаристами блюза, так как блюз сам по себе построен именно на пентатонических импровизациях и мелодиях. Такой уменьшенный лад больше всего удобен для игры на гитаре – он позволяет придумывать, можно сказать, на ходу всё новые и новые сольные партии и многозвучия. Именно для этого и нужна пентатоника на гитаре: для удобных импровизаций, красивых соло и необычных аккордов.

Как строится?

Как и в случае с классическими гаммами, пентатонические бывают 2 ладовых видов: мажорные и минорные. А строятся пентатонические гаммы на основе соответствующих диатонических последовательностей музыкальных звуков. Удобнее всего это рассматривать на примере До-мажора и параллельного ему ля-минора.

Для лучшего понимания рассмотрим сначала классические последовательности звуков: в мажоре – от ноты До, в миноре – от ноты Ля.

В гамме До-мажор между III и IV ступенями (ноты Ми и Фа), а также между VII и I ступенями (ноты Си и До) высотные звуковые интервалы составляют полутон. В гамме ля-минор звуки те же самые, что и у До-мажора, но они расположены в другом порядке (начинаются с ноты Ля). Поэтому, конечно, интервалы в полутон сохраняются между теми же парами звуков (Ми-Фа и Си-До), но только теперь они имеют совсем иные номера ступеней:

  • ноты Ми и Фа являются V и VI ступенями соответственно;
  • ноты Си и До – II и III ступенями соответственно.

В пентатонике полутонов между соседними звуками нет (они ликвидированы путём исключения 2 ступеней). Этими ступенями являются (как только что мы выяснили):

  • в мажорной пентатонике – IV и VII ступени;
  • в минорной пентатонике – II и VI ступени.

Естественно, из двух пар звуков в каждом ладу убрали те, которые не входят в тонические трезвучия (главные аккорды лада). В нашем примере (параллельные гаммы До-мажор и ля-минор) убрали звуки Фа и Си. Поэтому пентатонические До-мажорная и ля-минорная последовательности выглядят следующим образом.

На изображении отмечены убранные из классических гамм ступени в До-мажоре и ля-миноре (перечеркнутые звуки), а то, что осталось, как раз и является пентатонической последовательностью данных ладов.

По этой схеме можно составить и сыграть пентатонику в любом необходимом мажорном или минорном ладе, убрав из него ненужные звуки по соответствующим номерам ступеней.

Боксы

Гитаристами для удобства игры и импровизирования разработаны так называемые пентатонические боксы, представляющие собой последовательность звуков той или иной пентатоники, не выходящих за пределы 4 или 5 ладов, на всех 6 струнах гитары. Эти боксы часто представляют в учебных материалах графически: на схематическом изображении грифа гитары с ладами и струнами. Места прижатия струн на таких схемах обозначаются кружочками, иногда разноцветными, чтобы выделить тонический звук или вспомогательные ноты, используемые в импровизации.

Существует 5 позиций аппликатуры пентатоники. Ниже приведены графические схемы этих позиций. На схемах цветными кружочками обозначен тонический звук. В данном случае рассматривается минорная пентатоника от звука G (Соль).

Следует отметить, что пентатонические боксы подчиняются известной системе аккордов под названием CAGED, то есть, передвигая по грифу гитары ту или иную аппликатуру пентатонического бокса, получают другую тональность.

Например, бокс любой позиции выше обозначенной соль-минорной пентатоники легко перевести в ля-минор: для этого нужно либо всю аппликатуру, либо часть её от тонического звука передвинуть вправо по грифу на 2 лада (повысить на 1 тон).

Вторая особенность боксов — для них действителен принцип параллельности тональностей. Это значит, что пентатонический ряд звуков любого бокса ля-минора справедлив и для параллельного ему мажора. Другими словами, аппликатура бокса пентатонического ля-минора полностью подходит и для проигрывания пентатоники До-мажора. Это же правило распространяется и для всех других параллельных пар мажор-минор.

Кроме того, есть понятие блюзовая пентатоника, для которой характерно присутствие на основе минорной пентатонической последовательности одного либо нескольких так называемых блюзовых нот.

В ля-минорной аппликатуре обычно таковой является нота Ми-бемоль (пониженная квинта). Получается, что появляется шестой звук.

Как правильно играть?

Для начинающих гитаристов будет полезно узнать, как правильно играть пентатонику. Приведём несколько советов от профессионалов.

  • В первую очередь нужно изучить все 5 позиций пентатонических аппликатур. Это поможет быстрее запомнить расположение нот на грифе гитары, а также развить свой слуховой аппарат. Рекомендуется также пропевать играемые ноты вслух.
  • Учиться играть лучше начинать с ля-минорной пентатоники. Перед собой нужно иметь либо схему бокса, либо ноты, либо табы, чтобы не ошибаться.
  • Пентатоника играется так: начинать следует с первого звука на шестой струне и последовательно двигаться до последней ноты на первой струне в восходящем движении. При этом строго соблюдается указанная аппликатура. Пальцы менять нельзя. Далее необходимо, не прерывая игру, нисходящим движением возвратиться назад к исходному звуку на шестой струне.
  • Если игра производится на электрогитаре медиатором, то нужно играть переменным штрихом: первый звук — удар вниз, второй – снизу вверх и так далее, меняя направление удара медиатора с каждым звуком.
  • На классической гитаре обычно гаммы исполняются 2 пальцами поочередно. Но будет лучше, чтобы вариантов было несколько, например: i-m, m-a, m-i, a-m. Пусть все пальцы развиваются одинаково.

На бас-гитаре следует играть пентатонику по своим схемам (тоже в 5 позициях), представленным на изображениях ниже. Возможно, потребуется продолжение звукоряда, если гитара будет иметь не стандартные 4 струны, а 5 или даже 6 струн. На бас-гитаре нужно тренироваться играть гаммы и пальцами, и медиатором.

Источник

Импровизация. Пять боксов пентатоники

Импровизация это наверно самая крутая вещь для музыканта. Ведь ни для кого не секрет, что просто так брать и на ходу сочинять красивую музыку это очень сложно. И учиться этому нужно очень долго сквозь кровь, пот и слезы. Но с чего же начать? Есть ли какая-то отправная точка в этом нелегком деле для нас гитаристов-самоучек? Спешу вас обрадовать, оказывается есть! И имя ей пентатоника. Мы ранее уже говорили о ладах и тональностях в музыке, где вскользь упоминали пентатоническую гамму. Что ж, начинаем.

Пентатоника

Петатоническая гамма это отличный инструмент для импровизации. Особенность ее в том, что состоит она всего из пяти нот и подходит практически для любой гармонии. Аппликатура на гитаре также особой сложностью не отличается.

Соло и мелодии на основе пентатоники могут использоваться в разнообразных музыкальных жанрах. Наибольшее распространение она получила в таких стилях как блюз, рок и метал. Даже есть гитаристы, которые играют свои соло в основном только в пентатонике. Например, всем известный Зак Вайлд (на фото).

Пентатоника — это лад, состоящий из пяти ступеней. Фактически бывает мажорной и минорной. В основе мажорной лежит мажорное трезвучие, а в основе минорной — минорное (спасибо, кэп). Пентатонику можно получить, если из натурального минора исключить вторую и шестую ступени, а из натурального мажора четвертую и седьмую. Пентатоника не содержит полутоновых интервалов.

Формула минорной пентатоники

1.5 тона, 1 тон, 1 тон, 1.5 тона, 1 тон

Формула мажорной пентатоники

1 тон, 1 тон, 1.5 тона, 1 тон, 1.5 тона

Говоря простыми словами, пентатоника содержит в себе самые основные ступени мажорных или минорных ладов. Поэтому она не имеет ярко выраженного звучания какого-либо лада. Но, если мы добавим в нее характерные ноты какого-либо диатонического лада, то по сути она в него и превращается. То есть пентатоника это как бы фундамент или основа. Чтобы это понять, давайте посмотрим на ее аппликатуру. На грифе можно выделить 5 позиций или боксов.

И все позиции на грифе сразу. Аппликатура Ми-минорной пентатоники (Em pentatonic)

Теперь давайте сравним аппликатуру минорной пенты с аппликатурой натурального минора. Красными квадратами обозначены вторая и шестая ступени.

То же самое будет происходить и с другими минорными ладами — фригийским и дорийским.

А вот аппликатура соль-мажорной пентатоники (G pentatonic). Посмотрите внимательно, ничего не напоминает? Подсказка: смотреть на 12-15 лады.

Да, все верно, на 12 ладу аппликатура Ми-минорной пенты. Таким образом, мы вывели закономерность: аппликатура мажорной пентатоники такая же как и у минорной, для ноты на 1.5 тона ниже нашей. То есть берем минорную пенту на 3 лада левее.

Здесь также все работает с натуральными ладами. Если к мажорной пенте добавить характерные ступени какого-либо мажорного лада, то мы получим его аппликатуру. Одинаково справедливо для лидийского и миксолидийского ладов.

Добавив ступени натурального мажора в соль-мажорную пентатонику мы получили аппликатуру натурального соль-мажора. И кажется кое-что еще. Да, точно, если взять за тонику ноту Ми, то здесь красуется и Ми-минор, параллельный минор для Соль-мажора. То есть, правило переноса на 3 лада влево работает и для натуральных ладов!

Пользуясь этими нехитрыми правилами и закономерностями, можно прийти к выводу, что запомнить, по сути, необходимо всего лишь одну основную аппликатуру. И в зависимости от ситуации использовать ее либо в качестве минора, либо в качестве мажора. То есть просто перемещать ее мысленно по грифу. Ах да, ну и также придется запомнить характерные ноты натуральных ладов. Благо их немного, всего одна-две.

Источник

Читайте также:  Бисакодил ноты для укулеле
Оцените статью