Все гаммы под гитару

Содержание
  1. Гаммы на гитаре для начинающих. Как правильно играть гаммы
  2. Разновидности гамм
  3. Как построить гаммы на гитаре
  4. Мажорная гамма на гитаре
  5. Минорная гамма на гитаре
  6. Хроматическая гамма
  7. Пентатоническая гамма
  8. Блюзовая гамма
  9. Как правильно играть гаммы
  10. Зачем учить гаммы
  11. Аппликатуры гамм на гитаре
  12. Список статей про гаммы
  13. Примеры популярных гамм на гитаре
  14. Гамма до-мажор
  15. Гамма ля-минор
  16. Гаммы на гитаре. Табы
  17. Заключение
  18. ГАММЫ НА ГИТАРЕ. ЗАЧЕМ НУЖНО ИХ ЗНАТЬ И ИГРАТЬ
  19. Песни под гитару Гаммы для гитары (упражнения) — Видео.
  20. Гаммы для гитары (упражнения) — Видео.
  21. Как играть гаммы на гитаре: советы для начинающих
  22. С чего начать
  23. До мажор на шести струнах
  24. До мажор, Ля минор умею, играю простые мелодии – что дальше
  25. Две аппликатуры от 1 ступени (тоники)
  26. Гаммы в позициях
  27. Мажорная
  28. Минорная
  29. Пентатоника
  30. Блюзовая
  31. По три ноты на струне
  32. Как изучать гаммы и не скучать, или как внести разнообразие в занятия
  33. Не только под метроном
  34. Меняем длительности и ритмические фигуры
  35. Звукоизвлечение
  36. Соединение боксов
  37. Мелодические интервалы

Гаммы на гитаре для начинающих. Как правильно играть гаммы

Гамма — это определенная последовательность нот, строящаяся по законам теории музыки. Все ноты гаммы лежат в той тональности, которой она принадлежит. Гамма состоит из ступеней, которые делятся на устойчивые и неустойчивые. Первые образуют трезвучия или аккорды, вторые стремятся разрешиться и тяготеют к более устойчивым. Данная статья даст исчерпывающий ответ на тему гамма на гитаре, как и зачем их играть, а также как их самостоятельно построить.

Разновидности гамм

Гаммы на гитаре бывают следующих видов:

  1. Мажорная
  2. Минорная
  3. Хроматическая
  4. Блюзовая
  5. Пентатоническая

Первые две относятся к диатоническим гаммам и содержат в себе 7 нот. В хроматической гамме присутствуют все 12 звуков и интервал между каждой ступенью равен половине тона. Пентатоническая гамма состоит из 5 ступеней. Образуется путем «выкидывания» из мажорной или минорной гаммы 2-й и 6-й ступеней. Блюзовая гамма это разновидность пентатонической. Ее можно построить, если добавить так называемую блюзовую ноту (об этом ниже).

Читайте также:  Дополни такты нотами различных длительностей 2 класс

Как построить гаммы на гитаре

Мажорная гамма на гитаре

Схема построения выглядит следующим образом (указаны интервалы между соседними нотами):

Минорная гамма на гитаре

тон, полутон, тон, тон, полутон, тон, тон

Если в миноре повысить седьмую ступень на полтона, то получим гармонический минор.

Хроматическая гамма

Хроматика состоит из всех 12 звуков, интервал между которыми равен половине тона. На одной струне это будет, например, от нулевого лада до 12-го по порядку.

Пентатоническая гамма

Если из обычной мажорной или минорной гаммы убрать 2-ю и 6-ю ступени, получим пентатонику. В зависимости от родительской гаммы, различают мажорную и минорную. Подробнее можете почитать здесь: про пентатонику

Блюзовая гамма

Образуется, если добавить в пентатонику пониженную квинту, так называемый, блюзовый тон. Он придает гамме характерное блюзовое звучание.

Как правильно играть гаммы

Первое и самое важное условие — всегда играйте под метроном! Все ваши ноты должны иметь правильную длительность, иначе вы привыкнете играть криво и в дальнейшем придется переучиваться. Да и правильная игра развивает не только ваш слух, но и чувство ритма.

Также обратите внимание на то, что диатонические гаммы имею одну и ту же аппликатуру на грифе. Просто в зависимости от тональности ее нужно двигать влево или вправо. Например, вы знаете аппликатуру гаммы ля-минор. Подвиньте ее на 2 лада вправо и вы получите гамму си-минор. Таким же образом, можно получить и другие. И не забывайте про параллельные гаммы. Например, для ля-минора это до-мажор. Таким образом, заучив одну аппликатуру, вы как минимум знаете две! Зная это, учить гаммы вам будет намного проще.

Отличное видео про гаммы:

Зачем учить гаммы

Это вопрос задавал себе и я. На самом деле все просто — чтобы свободно ориентироваться на грифе гитары. Это даст вам возможность без труда импровизировать под неизвестный трек, а также сочинять красивые мелодии.

А может быть такой случай, что вы забыли часть своей партии на концерте. Что делать? Если вы хорошо выучили гаммы, то ошибиться в выборе ноты вам будет намного труднее. Ведь у вас появилась некая «чуйка», куда ткнуть, чтобы извлечь нужный звук. Учите гаммы, чтобы развить музыкальный слух.

Аппликатуры гамм на гитаре

Каждую гамму можно сыграть либо на одной струне, либо на нескольких в рамках одного бокса или позиции. Всего основных позиций или боксов на грифе гитары — пять. Схемы построения и аппликатуры вы можете найти в отдельных статьях нашего сайта, ссылки на которые расположены ниже.

Список статей про гаммы

Примеры популярных гамм на гитаре

Гамма до-мажор

Красными точками обозначена тоника гаммы.

Гамма ля-минор

Гаммы на гитаре. Табы

Здесь вы можете скачать табулатуры самых часто используемых гамм.

Позиции мажорных гамм: Скачать

Заключение

Несомненно учить гаммы нужно каждому начинающему гитаристу, не пренебрегайте этим. Знание гамм даст вам свободу в импровизации, вы научитесь сочинять музыку и ваш общий гитарный уровень будет выше. Но не зацикливайтесь на одних только упражнениях и игре гамм. Помните, что инструмент мы берем в руки в первую очередь, чтобы играть музыку, а не гонять упражнения по грифу.

Источник

ГАММЫ НА ГИТАРЕ. ЗАЧЕМ НУЖНО ИХ ЗНАТЬ И ИГРАТЬ

Гамма – это последовательность из семи идущих друг за другом нот (звуков), которые составляют тональность или определённый лад. Ноты внутри этих структур всегда сочетаются между собой, и при правильном расположении составляют гармонические интервалы или аккорды, из которых как раз состоит музыка и произведения. Гаммы являются инструментальной составляющей любого музыкального репертуара.

Для чего нужны гаммы гитаристу.

Знание гамм необходимо каждому музыканту, оно даёт более углублённое понимание тональностей и взаимодействия нот (звуков) в них. Это значительно облегчает подбор мелодий, и, в свою очередь, помогает при игре импровизаций на музыкальном инструменте. Без знания гамм и принципов их построения вы вряд ли поймёте, как строить аккорды. Также исполнение гамм это прекрасное упражнение для развития мышц, сухожилий пальцев левой руки и повышения их выносливости. Особенно хорошо прорабатываются эти моменты при исполнении гамм в очень медленном темпе и в очень быстром темпе. Гаммы очень полезны для запоминания расположения нот на грифе гитары. Особенно после 5го лада. Для этого многие преподаватели музыки советуют проговаривать ноты одновременно с извлечением звуков при игре. А еще лучше их пропевать. В этом случае вы ещё и активно развиваете свой музыкальный слух. С помощью гамм, вы можете развить в себе, так называемое, аппликатурное мышление. Образно говоря, это умение видеть гриф гитары как взаимосвязанную систему нот, интервалов, аккордов в разных позициях.

Как играть гаммы на гитаре.

На гитаре сыграть гамму можно как на одной струне, так и на всём грифе. Для того, чтобы понять, как играть гаммы на гитаре, нужно во-первых правильно расположить левую руку. В целом её положение аналогично тому, когда Вы зажимаете аккорды, только пальцы нужно держать чуть шире, чтобы они располагались над соответствующими ладами. С помощью минимизации своих движений вы сможете добиться высокой скорости игры и беглости пальцев. На гитаре всё гораздо проще, чем на пианино. Всё дело именно в боксах. По факту, выучив хотя бы пару штук, вы уже точно будете знать, как построить новые гаммы, и точно не потеряетесь в музыке и продумывании партий.

Гаммы бывают двух типов – мажорные и минорные. Их двадцать четыре штуки, по числу всех существующих тональностей, однако есть одна особенность, которая упростит вам их разучивание. Дело в том, что гамма, которая входит в мажорную тональность, также имеется и в параллельно ей миноре, и наоборот. Таким образом, вам по факту надо только запомнить, какие ключи параллельны друг другу, и разучить двенадцать гамм.

Мажорная гамма строится по следующему принципу:

Тоника — Тон – тон – полутон – тон – тон – тон – полутон.

Минорная гамма строится так:

Тоника — Тон – полутон – тон – тон – полутон – тон – тон.

Мажор и минор бывают трёх видов:

Натуральный – это простая гамма без всяких случайных знаков. Учитываются только знаки при ключе. Звукоряд этой гаммы один и тот же при движении и вверх, и вниз.

Гармонический – это гамма в которой при движении и вверх, и вниз повышается только седьмая ступень (VII#).

Мелодический – это гамма в которой при движении вверх повышаются сразу две ступени – шестая и седьмая (VI# и VII#), а при обратном (нисходящем) движении эти повышения отменяются, и играется натуральный минор.

Ниже представлены гаммы для гитары во всех тональностях. Они расположены по паре параллельных тональностей в порядке прибавления диезов и бемолей по кварто-квинтовому кругу. Для удобства их чтения проставлена аппликатура, и продублированы ноты для гитары табулатурами.

Источник

Песни под гитару Гаммы для гитары (упражнения) — Видео.

Аккорды песен под гитару, видео

Гаммы для гитары (упражнения) — Видео.

Гаммы для гитары:

Сейчас мы будем разучивать гаммы для более эффективного развития пальцев левой руки, тем самым развивая технику вашей игры на гитаре. Для полного понимания упражнений вам нужно уметь читать табулатуру и знать азы нотной грамоты.

  • Первым упражнением является распространенная двух — октавная гамма До -мажор (в седьмой позиции). Где каждую ноту нужно проигрывать четыре раза:

  • Второе упражнение на гамму До-мажор:

Проигрывая это упражнение стремитесь к плавному переходу с одной струны на следующую.

Понятное дело, что в самом начале вам трудно будут даваться эти переходы, но если не будете спешить, то очень скоро проигрывание гамм станет доставлять вам лишь одно удовольствие! 🙂

На табулатуре данные переходы показаны выделенными кружочками:

  • Третье упражнение: (в видео добавлено замедленное действие)

Своего рода продолжение гаммы До-мажор , где четыре ноты в восходящем или нисходящем порядке.

  • Четвертое упражнение: (в видео добавлено замедленное действие)

Гамма До-мажор исполняется мелодическими терциями.

Гамма Ля-минор (в пятой позиции).

При проигрывании гамм кисть левой руки в идеале не должна «ходить» вправо -влево. Бегают только пальцы.

Если будете стабильно проигрывать данные гаммы, то уровень вашей игры вырастит словно на дрожжах! 🙂
Успешного обучения!

Источник

Как играть гаммы на гитаре: советы для начинающих

Гаммы – это не только удел новичков. Ошибочное предубеждение и то, что проигрывание гамм – скучное и совсем необязательное занятие.

Есть как минимум 4 причины играть гаммы на гитаре:

  1. Изучение грифа: на каком ладу какая нота находится. Систематическое проигрывание минорных, мажорных и других гамм помогает без зубрёжки, непринуждённо, по ходу практических упражнений, выучить наизусть расположение нот на грифе.
  2. Отработка аппликатур: видение «шаблонов» разнообразных звукорядов на грифе помогает в разучивании мелодий, придумывании соло, риффов; и даже в аккомпанементе – когда в определённой позиции к аккорду нужно добавить обыгровку, мелодический ход или дополнительную ступень.
  3. Развитие техники: левая рука – беглость пальцев, правая – отрабатываются всевозможные медиаторные техники (в зависимости от того, каким штрихом гитарист играет гамму – переменный, экономный, даунстрок и др.). И синхронизация рук – слаженность работы левой и правой в процессе звукоизвлечения.
  4. Развитие чувства ритма. Гаммы, как правило, играются под метроном или минусовку (аудиозапись с аккомпанементом). И умение чётко по долям такта играть ноты разными длительностями (четвертными, восьмыми, шестнадцатыми, триолями) даёт крепкую основу для развития исполнительских навыков: отработка всевозможных ритмических фигур, разучивание произведений с листа, съём на слух, освоение импровизации и др.

Далее рассмотрим, как играть гаммы на гитаре с максимальным КПД развития техники, ритма, музыкальной теории и с интересом (не поглядывая на часы, когда же закончится занятие). В статье – первые шаги и рекомендации по мере накопления исполнительского опыта.

С чего начать

Для начинающих первый этап изучения гамм – это обычно До мажор. И мы тоже последуем этой традиции. Начнём с этого звукоряда.

Возможно, ещё со школьных уроков пения звуки этого лада вам известны. Их семь – До (1), Ре (2), Ми (3), Фа (4), Соль (5), Ля (6), Си (7). А вот восьмой звук по счёту – снова будет До, но на октаву выше, то есть звук повторяется через семь ступеней.

Давайте разберёмся, как правильно, сыграть До мажор на первых ладах гитары.

Сначала научимся играть гамму от самого низкого (первого звука) до самого высокого. Такое направление называется восходящим движением.

Вот так До мажор выглядит в нотной записи:

А так звучит гамма на гитаре:


Не спешите ассоциировать с «китайской грамотой». Сейчас всё последовательно изучим.

На нотном стане – звуки последовательно, вверху название нот. Каждый звук – это ступень гаммы (обозначена цифрой рядом с названием). Как будто подымаетесь по лестнице: До (1) – первая, Ре (2) – вторая, Ми (3) – третья и т.д., До (8) – снова тоника, считайте лестничная площадка для следующего подъёма.

Обратите внимание, как расположены ноты на линейках нотного стана: До – на нижней добавочной, Ре – под первой линейкой, Ми – на первой линейке и т.д. Только ознакомьтесь. Заучивать пока не нужно.

Цифра слева возле каждой ноты, это пальцы левой руки (каким пальцем брать ноту на грифе):

  • 1 – указательный;
  • 2 – средний;
  • 3 – безымянный;
  • 4 – мизинец;
  • 0 – звучит открытая струна, прижимать пальцем ненужно. Отрытые струны гитары – это тоже звуки, и некоторые из них есть в гамме.

4/4 (возле скрипичного ключа) – метр (ритмический размер). Это значит, что в каждом такте четыре доли, и длительность каждой доли равна четвертной ноте. По нашей задаче получается: когда мы включим метроном, чтобы сыграть гамму – на каждый его удар синхронно нужно будет сыграть одну ноту (послушайте аудиотрек); первые четыре ноты – это такт, в записи обозначен границей (вертикальная линия на нотном стане), следующие 4 ноты – следующий такт; получается два такта, и играем заново.

В рамках этой статьи по нотной записи мы рассматриваем самый минимум музыкальной теории, необходимый для практической части. Но если вы планируете углублённое изучение гитары, то, конечно, желательно детально ознакомиться с основами теории музыки (в частности – длительности нот, ритм и метр, знаки альтерации и др.). Учебники и курсы по элементарной теории музыки можно без особого труда отыскать в Сети.

Этими значками обозначаются удары медиатором, для каждого звука гаммы:

  • – удар вниз;
  • – удар вверх.

Блок «TAB» (группа линеек во втором блоке записи) – пока это наш главный ориентир для поиска нот на грифе – схематическое обозначение расположения нот на грифе. 6 линий – шесть струн (самая нижняя – шестая, басовая). Цифры на линиях под каждой нотой – это номер лада, где расположена нота. Если «0» – значит струна открытая.

Итак, смотрим в табы и ноты гаммы и играем. Последовательно разбираем каждую ноту:

До – цифра 3 возле ноты, значит нужно прижать третьим пальцем левой руки (безымянным). В TAB (в табах под нотой) – 3 на пятой линейке – это значит, нота До на третьем ладу пятой струны. Ставим палец, прижимаем струну. Правая рука – штрих – удар медиатор вниз. Извлекаем звук.

Вторая нота Ре – цифра 0, прижимать не нужно, по табам – открытая четвёртая струна. Удар медиатора – вверх.

И таким образом каждый звук гаммы. Как полностью разберёте аппликатуру и запомните, можно попробовать сыграть под метроном.

Есть специальные программы для ПК (например, Fine Metronome) и онлайн-сервисы.

Установите медленный темп – 50-80 ударов в минуту и сыграйте гамму. На каждый удар – по одной ноте.

Затем сыграйте эту же гамму в обратном порядке – нисходящем движении. От самого верхнего звука До (8) к нижнему До (1). Также переменным штрихом – чередуя удары медиатором вверх-вниз.

Играйте восходящую и нисходящую гамму До мажор под метроном. Не обязательно быстро. Достаточно – до 50-80 ударов в минуту.

Когда будет получаться без ошибок, чисто – поиграйте мелодии, фразы в До мажоре в пределах одной октавы, чтобы можно было использовать аппликатуру, которую вы изучили и освоили. Например, можно сыграть песню «Ёлочка» (табы и ноты, подробный разбор – здесь).

До мажор на шести струнах

Следующий шаг – задача чуть-чуть посложней. Сыграем уже знакомый нам До мажор, но в аппликатуре на 6 струн.

И ещё немного теоретических познаний – чтобы научится отыскивать ноты не только по табам, но и по интервалам между ступенями. Как бы «вычислять» их местоположение на грифе.

Структура в интервалах между звуками До мажора такая:

До (1) – тон – Ре (2) – тон – Ми (3) – полутон – Фа (4) – тон – Соль (5) – тон – Ля (6) – тон – Си (7) – полутон – До (8)

На грифе гитары эти интервалы определяются так:

  • полутон – звук на соседнем ладу (например, на 5 струне ми на втором ладу, а через полутон Фа – на третьем ладу);
  • тон – звук через лад (например, на 2 струне: До на первом ладу – через тон – Ре на третьем ладу).

Теперь давайте посмотрим по гамме и сыграем. Аппликатура на 6 струнах в пределах трёх ладов:

Обратите внимание, начинаем играть с Ми, третьей ступени гаммы (шестая открытая струна – самый низкий звук в диапазоне гитары), а не с До (с первой).

Запомните звуки открытых струн гитары (строй): 6 (басовая) – ми, 5 – ля, 4 – ре, 3 – соль, 2 – си, 1 – ми.

Следующий звук Фа. По структуре гаммы он расположен через полутон. Открытые струны условно принимаем за нулевой лад. Получается: от Ми полутон – на соседнем ладу, то есть от «нулевого» лада полутон – это первый лад. Фа на 1 ладу шестой струны.

Соль – тон от Фа – на третьем ладу шестой струны.

Ля – открытая пятая струна, Си на 2 ладу пятой струны (тон) и т.д.

Играйте восходящую и нисходящую гамму До мажор на 6 струнах под метроном в медленном темпе.

Играйте ежедневно это упражнение. В качестве разминки и на развитие техники. Разучите несколько простых мелодий в До мажоре.

Ля минор на первых ладах играется в этой же аппликатуре, но начинается с открытой пятой струны (первой ступени – Ля). Подробней, как играть эту гамму, здесь.

До мажор, Ля минор умею, играю простые мелодии – что дальше

Сыграйте гамму в открытой позиции:

Ми минор:
Ми (1) – тон – Фа-диез (2) – полутон – Соль (3) – тон – Ля (4) – тон – Си (5) – полутон – До (6) – тон – Ре (7) – тон – Ми (8)

и Соль мажор:
Соль (1) – тон – Ля (2) – тон – Си (3) – полутон – До (4) – тон – Ре (5) – тон – Ми (6) – тон – Фа-диез (7) – полутон – Соль (8)

Обратите внимание, что в этих тональностях нота Фа повышается на полтона, на что указывает знак альтерации диез. В нотной записи он ставится возле скрипичного ключа:

У каждой тональности есть свои знаки альтерации (диезы, бемоли). Например, Си минор/Ре мажор – Фа-диез и До-диез, Ре минор/Фа мажор – си бемоль. Найдите в учебнике по музтеории квинтовый круг тональностей: ознакомьтесь с этой системой, ключевыми знаками.

Попробуйте найти звуки этих гамм на грифе самостоятельно, руководствуясь интервальной схемой. Аппликатура такая же, как и у До мажора – в пределах трёх ладов с открытыми струнами.

Если Ми минор: Ми (1) – открытая 6 струна, Фа-диез (2) – на тон, это 2 лад на шестой струне, Соль (3) – на полтона от фа-диез, это 3 лад на шестой струне, A (4) – на тон от соль, это пятая открытая струна и т.д. По такому принципу находим все звуки и играем в восходящем и нисходящем движении под метроном.

Подкрепляйте изученные гаммы практикой: сыграйте мелодии, отдельные фразы из произведений в Ми миноре, Соль мажоре, используя разученную аппликатуру.

Две аппликатуры от 1 ступени (тоники)

От первых трех ладов, к четвёртому, пятому… и далее по грифу. На этом этапе можно освоить принцип построения двух аппликатур от тоники:

1. Последующие ноты (ступени гаммы) играются по правую сторону от первой ступени (тоники), в направлении ладов грифа выше.

Ля минор: аппликатура от тоники (1 ступени) на шестой струне по правую сторону.

Аппликатура изображена в гитарной сетке. Это схематическое изображение грифа: горизонтальные линии – струны (1 струна вверху, 6 струна – внизу), вертикальные линии – лады, римская цифра указывает номер лада на грифе; точки – расположение звуков гаммы.

Си (2) – на 7 ладу, До (3) – на 8 ладу, Ре (4) – на 5 ладу пятой струны и т.д.:

2. Последующие ноты (ступени гаммы) играются по левую сторону от первой ступени (тоники), в направлении к первым ладам грифа.

Аппликатура Ля минора: по левую сторону от тоники:

Аналогичным образом можно построить две аппликатуры по левую и правую сторону от тоники и на пятой струне.

Для Ля минора – первая ступень Ля на 12 ладу пятой струны.

Гаммы в позициях

Позиция или бокс – это определённая область грифа, как правило, в пределах 4 – 7 ладов, в которой строится аппликатура гаммы.

Гаммы в позиции играются не только от тоники, но и от других ступеней, в зависимости от расположения звуков на грифе. Существуют различные системы построения: 5 позиций (с привязкой к основным аппликатурам мажорных или минорных аккордов), 7 позиций (от каждой ступени).

Далее рассмотрим, как играют гаммы на гитаре в боксах, которые наиболее часто используются. Они пригодятся вам не только для отработки техники, изучения строения гамм, но и при разучивании соло, рифов, для написания собственных гитарных партий, переложений для гитары партий других инструментов.

Мажорная

Всё тот же До мажор, но в позициях: 1 бокс – от 1 ступени (До), 2 – от 2 ступени (Ре), 3 – от 3-ей (Ми), 4 – от 5-ой (Соль), 5 – от 6-ой (Ля).

Подробный разбор этих боксов и использование их для проигрывания мажорной гаммы в разных тональностях в этой статье.

Минорная

Минорная гамма в 5 позициях.

Для параллельных (парных) тональностей, мажора и минора с одинаковыми ключевыми знаками (см. тональности по квинтовому кругу), аппликатуры одинаковые, но расположение ступеней разное, относительно тоники мажорного и минорного лада. Например, для До мажора и Ля минора: в до-мажорной гамме позиция от тоники на 8-ом ладу, а вот по ля-минорной – эта же позиция (на 8-ладу) получается от третьей ступени минорной гаммы.

Подробный разбор минорной гаммы в 5 позициях смотрите здесь.

Пентатоника

Пентатоника мажорная, минорная – гамма из 5 нот. Широко применяется гитаристами в блюзе, во многих направлениях рока, джазе.

Подробно о том, как играть пентатонику в пяти позициях на грифе смотрите тут.

Блюзовая

Практически такие же аппликатуры в позициях, как и для пентатоники, но с добавлением блюзовой ноты (по ступеням гаммы – это пятая пониженная ступень (b5) или в другом варианте записи – четвёртая повышенная (#4) ). Например, Ля миноре блюзовая нота – Eb/D#.

Как играть блюзовую гамму в 5 позициях в этой статье.

По три ноты на струне

Особенность этих аппликатур – на каждой струне играется по три ноты гаммы. Такой подход часто используется в скоростной технике.

Семь боксов на примере гаммы Соль мажор – от каждой ступени:

  • III лад – от соль – 1 ступени (тоники);
  • V лад – от ля (2 ступень);
  • VII лад – от си (3);
  • VIII лад – от до (4);
  • X лад – от ре (5);
  • XII лад – от ми (6);
  • XIV лад – от фа-диез (7).

Как изучать гаммы и не скучать, или как внести разнообразие в занятия

На первый взгляд проигрывание гамм – монотонное занятие – одно и то же –надцать минут в день. А многие к этому ещё и добавят, что разучивать произведения с листа, снимать соло, просто импровизировать куда интересней. На то есть своя правда.

Однако и гаммы можно играть с интересом: 15 минут, 20 минут или даже час за тем же До мажором или Ля минором могут пролететь незаметно. И, между прочим, с пользой для дела, не на «автопилоте». Достаточно лишь внести разнообразие в занятия по разучиванию и отработке гамм – по ритмике, способу звукоизвлечения, привязке к аккордам, по интервалам и пр.

Концепция ниже рассматриваемых подходов состоит ещё и в том, чтобы наряду с отработкой техники рук, заучиванием аппликатуры, задействовать и механизмы развития других музыкальных навыков. Например: слух, чувство ритма и ритмические фигуры, различные медиаторные техники, построение интервалов и др.

Не только под метроном

На начальном этапе изучения гаммы метроном – лучший способ для контроля темпа, ритма. Но со временем, когда уже гамма отработана, каждая нота играется чисто и ровно, можно метроном заменить гитарной минусовкой. Достойная альтернатива, монотонному постукиванию. Это и веселей, и полезней. Отрабатывается не только ритм, но и слух – звуки гаммы под аккомпанемент.

Конечно, речь идёт не о какой-то песне, композиции, а об одном единственном аккорде, тоническом трезвучии или септаккорде. Например, если играете гамму Соль мажор, то нужно сделать минус, где будет постоянно звучать аккорд соль мажор (G или G maj7). Такой аккомпанемент можно прописать на гитаре или на клавишах при помощи VST-синтезатора.

Создать минус для проигрывания гаммы можно разными способами:

  1. Не хотите заморачиваться с записью партий, установите на компьютер MIDI-«самоиграйку» Band-in-a-Box и запрограммируйте аккомпанемент на один аккорд в любом понравившемся стиле.
  2. Минус на две дорожки: 1 – для отсчитывания долей вместо метронома хай-хет барабанов, 2 – аккорд на гитаре, или на клавишах. Можно создать в любой звукозаписывающей программе (например, Cubase).
  3. Минус с аккомпанементом инструментального состава: 1 – барабаны, 2 – бас-гитара, 3 – клавиши или гитара. Создаётся в любой программе для записи музыки. Способ посложней, но зато интересней будет заниматься. Однако при создании минуса главное не переусердствовать: аранжировка не должна быть насыщенной, бит для барабанов выбирайте ровный (без синкоп и сбивок), аккомпанемент не делайте слишком громко, аккорд должен звучать чисто, прозрачно, чтобы на его фоне хорошо прослушивались все звуки гаммы во время проигрывания.

Если вы предпочитаете тяжёлые стили, то вместо полного аккорда, можно в минусе использовать и квинт-аккорд, но, опять же, не переборщите с громкостью и уровнем перегруза.

Созданный проект записи минусовки не удаляйте. Он вам ещё пригодится, если потребуется увеличить/уменьшить темп.

Меняем длительности и ритмические фигуры

Сначала, конечно, гамма играется четвертными – на каждый удар метронома по нотке. Появится уверенное исполнение – можно перейти на восьмые – по две ноты на удар метронома.

А что дальше? Безусловно, на четвертных и восьмых останавливаться нельзя. Особенно если вы наращиваете технический потенциал. В ход можно пустить и посложней ритмические фигуры:

Сыграть триолями гамму в аппликатуре по три ноты на струне:

Триоль – три ноты на одну долю такта (удар медиатора).

А затем и 16-ми нотами (по четыре звука на каждую долю такта):

И это только, разумеется, лишь отдельные примеры. Экспериментируйте со связкой «гамма + ритмическая фигура». Шаффл-ритм, секстоли, галоп (восьмая + две шестнадцатых) – всё что угодно, всё что вам интересно в плане ритма, но в рамках звукоряда. Дополнительная нагрузка к гамме в виде ритмической пульсации пойдёт вам только на пользу.

Звукоизвлечение

Стандартный вариант – проигрывание гаммы переменным штрихом (поочерёдные удары медиатором – вверх-вниз). Но можно отрабатывать правой рукой и другой штрих. И плюс ещё к этому добавить легатную технику. Таким образом сразу можно «убить двух зайцев»: наработка аппликатуры звукоряда и оттачивание различной техники звукоизвлечения.

До мажор, аппликатура по три ноты на струне в позиции от тоники: играется легатной техникой (hammer on/pull off). Медиатором извлекается только первая нота каждой триоли (удар вниз).

В этом же боксе гамма играется комбинированным штрихом: первая триоль – легатная техника, вторая триоль – переменным штрихом и т.д.

А это вариант проигрывания гаммы медиаторной техникой даунстрок – каждый звук извлекается ударом медиатора вниз:

Соединение боксов

Соединяйте позиции: восходящее движение в боксе – переход на первой струне в соседний бокс и нисходящее движение.

Ля минор: переход из позиции от тоники (на 5 ладу) в позицию от 3 ступени на 8 ладу.

Переход в другой бокс можно делать и через другие струны, как бы отыгрывая только часть бокса. Через 6-струну аналогично, как и через 1-ую, только из нисходящего движения (1 бокс) в восходящее (2 бокс).

Мелодические интервалы

Гамму можно играть и мелодическими интервалами. Очень интересное и полезное занятие. Отличная основа для пассажей, отдельных мелодических фраз, риффов.

Вот пример Ля минора терциями: сразу от первой ступени терция, потом от второй, третьей и т.д. И обратно в нисходящем движении.


Малые и большие терции чередуются согласно звукам гаммы (Ля – До, Си – Ре, До – Ми и т.д).

Таким образом можно сыграть гамму и квартами, квинтами, секстами, септимами.

Детально продумывайте свои занятия по изучению гамм. Если аппликатура хорошо проработана в стандартном формате (переменный штрихом, восьмыми), добавляйте ритмические фигуры – играйте триолями, шестнадцатыми. Хотите развить легатную технику – играйте освоенные гаммы пул/хаммер. Словом, вносите дополнительную нагрузку.

Если вам неохота корпеть над звукорядом – возможно, что-то нужно поменять в упражнениях. Но, конечно, нужно проявлять и усидчивость. Вышеизложенный материал приведён в виде рекомендаций – как играть гаммы на гитаре на разных этапах обучения. Практические занятия обязательно подкрепляйте музыкальной теорией, только так можно достичь хороших результатов в исполнительской технике. Успехов!

Источник

Оцените статью