Кирк Хэмметт и его инструменты
Нравится вам это или нет, но Metallica вот уже четверть века является ведущей группой хэви-рока в мировом масштабе, причём никакие стилистические деления на стили и субстили здесь уже неуместны. А раз так – то и к сценическому и студийному оборудованию её музыкантов интерес не иссякает. Самое время вспомнить о том, какие гитары и усилители ответственны за половину гитарного звучания Metallica.
Metallica со своей историей успеха – группа типично американская. Да и вкусы у её музыкантов типичны для всякого американского подростка конца 70-х, слушавшего тяжелый рок и мечтавшего стать его героем. Кирк – совершенно не исключение из этого правила, и непонятно, почему бы столь многих удивило его заявление, сделанное в январе 2017 года, что «гитаристом, в наибольшей степени повлиявшим на меня, был и остаётся Майкл Шенкер (Michael Schenker)». Как будто все забыли, что любой юный американский гитарист, чей интерес к музыке пробудился ещё до выхода в свет дебюта группы Van Halen (1978), просто по определению не мог иметь иных кумиров, нежели Майкл как тогдашний гитарист британских рок-героев UFO и его коллега из старого состава Scorpions Ули Йон Рот (Uli Jon Roth). И в случае с Кирком это именно так – Ули тоже относится к числу важнейших для него гитарных героев, а другие три имени в этом списке – Эйс Фрили (Ace Frehley) из Kiss, гитарист Thin Lizzy Скотт Горэм (Scott Gorham) и канадский мастер хард-блюза Пэт Трэверс (Pat Travers). Соответственно в ту далёкую эпоху выбирались Кирком и инструменты – это сейчас он является одним из главных эндорсеров бренда ESP, а в конце 70-х речь шла о традиционных моделях очевидных производителей, Fender и Gibson.
Как известно, творческая карьера Кирка начиналась в 1979 году в группе Exodus, и там его основной гитарой был именно Gibson Flying V с чёрным корпусом – прямо как у Майкла Шенкера. Этот инструмент использовался и при записи первых двух альбомов Metallica, “Kill ‘Em All” (1983) и “Ride The Lightning” (1984), причем во время студийной работы над исторический первой балладой группы, “Fade To Black” (1984), у гитары был задействован только звукосниматель у грифа. Данная гитара проработала в своей заводской комплектации до 1987 года, когда Кирк поставил на инструмент звукосниматели бренда EMG и бридж Leo Quan BadAss. А во второй половине 90-х музыкант начал работать с аналогичными подписными «стрелами» ESP,созданными по его спецификации и оснащенными звукоснимателями EMG 81/60. Но было бы странно артисту с традиционными вкусами не играть и на Gibson Les Paul. Да, компания ESP также сделала для Кирка несколько моделей этой формы – но в начале были «родные» Les Paul. В 1989 году гитарист приобрел усовершенствованный чёрный глянцевый Gibson Les Paul Custom 1968 с позолоченной фурнитурой и сдвоенными звукоснимателями-хамбакерами EMG, на котором также был установлен бридж Tonepros Tune-O-Matic и колками Sperzel с механизмом запирания. Эта гитара до сих пор служит хорошую службу на концертах – ей Кирк пользовался до 2008 года в условно балладных пьесах начиная всё от той же “Fade To Black”, а затем инструмент был заменён на красный Gibson Les Paul Custom. Зато гитара Gibson Les Paul Standard (расцветки «табачный санбёрст» / Tobacco Sunburst) берётся в руки только затем, чтобы играть пьесы попроще и более проникнутые условно панковским духом, то есть материал с альбома “St. Anger” (2003). Из редкостей производства Gibson музыкант использует в студийной работе Les Paul 1959, некогда принадлежавший легендарному гитаристу первого состава Fleetwood Mac Питеру Грину (Peter Green), затем перешедший к покойному Гэри Муру (Gary Moore, 1952–2011) – собственно, Гэри и подарил Кирку эту гитару.
Пользуется Кирк и традиционными Fender Stratocaster, в том числе и белой подписной моделью Ричи Блэкмора(Ritchie Blackmore), которая была задействована при записи альбома “Death Magnetic” (2008). У музыканта имеется еще как минимум две подобных гитары – 1962 года выпуска с чёрным корпусом, а также состаренная реплика. Надо упомянуть и Fernandez Stratocaster чёрного цвета, использовавшийся как минимум для концертной работы в 1983–1985 годах, но модифицированный самим музыкантом – на ней было установлено тремоло Floyd Rose и звукосниматели были заменены на Fender Lace Sensor с чёрными крышками. Совершенно необходимо упомянуть ещё о двух гитарах Кирка – это, прежде всего, Jackson Flying V Randy Rhoads RR1T, как бы не вообще первая гитара, сделанная по его спецификации как раз после записи дебютного альбома Metallica. Легенда гласит, что на этом инструменте с корпусом из ольхи и сквозным кленовым грифом записаны абсолютно все сольные партии на альбоме “Master Of Puppets” (1986). Эта гитара укомплектована звукоснимателями-хамбакерами EMG, бриджем Tune-O-Matic и колками Gotoh. Ныне эта гитара обычно настраивается на тон ниже стандартного строя и используется в концертном исполнении треков “Sad But True” (1991) и “The Memory Remains” (1997). Также у Кирка имеется весьма популярный с конца 80-х инструмент, Ibanez RG – впервые эта гитара использовалась на сцене в ходе гигантского мирового турне “Wherever We May Roam Tour” (1991–1992). Затем она перешла в разряд запасных гитар, а также – внимание! – специального инструмента для исполнения кавер-версий Deep Purple.
Рассматривая набор инструментов Кирка и используемой им усилительной аппаратуры, а также обработок, очень важно помнить о том, что специфическое и кажущееся многим простым и грубым звучание его сольных партий на записях и концертах объясняется прежде всего его техникой игры. Кирк честно признаётся, что является «грубым гитаристом», плюс ему необходимо, что струны оказывали при игре известный уровень сопротивления, а для этого они натягиваются над грифом выше, чем у многих его коллег конкурентов. А желание упростить тракт обработки сигнала идёт не только от понимания участниками Metallica своей музыки как простой и прямолинейной, но в наши дни – ещё и от факта, что в длительных концертных турах для упрощения логистики и отстройки группа использует два технически идентичных комплекта сценической аппаратуры, «чёрный» (Black System) и «голубой» (Blue System). А для компенсации понятной фактической разницы в звучании гитар и усилителей Metallica, как многие ныне, обращается к мощнейшей цифровой обработке – процессору эффектов Fractal Axe-FX, в память которого занесены реальные, записанные группой в своей репетиционной студии звуки усилителей Mesa/Boogie. Гитарные кабинеты на сцене теперь нужны музыкантам Metallica исключительно для эффекта присутствия и естественности звучания за пределами ушных и напольных мониторных систем, поэтому они не подзвучиваются микрофонами – звук через процессор Axe-FX идёт прямо в линию. Но в студии, естественно, дело обстоит иначе, да и на концертах до недавнего времени Кирк использовал рэковый усилитель Mesa Boogie Dual Rectifier мощностью 100 Вт. Кроме того, в концертном рэке у Кирка были установлены многоканальный гейт DBX Quad, коммутатор Voodoo Lab GCX,обеспечивающий переключение всех предусилителей, усилителей и обработок без использования активной электроники; процессор эффектов T.C. Electronic G Major и рэковая квакушка Dunlop DCR-ISR. В случае использования такой комбинации оборудования выходной сигнал системы подавался на кабинеты MesaBoogie 4×12 Rectifier Standard Cab с динамиками Celestion Vintage 30. Говоря о гитарном усилении Кирка, невозможно пройти мимо 120-ваттной подписной модели бренда Randall KH-120RH, имеющей три режима усиления (Hammett Clean, Vintage Hammett Overdrive и Modern Hammett Overdrive) и возможность управления от педали-переключателя. Комплектным к данному усилителю является также подписной кабинет Randall KH412 с четырьмя 12″ мощностью по 50 Вт. Данная комбинация прекрасно зарекомендовала себя во время туров группы 2000-х годов. А в 1990-е Кирк весьма ограниченно использовал немецкие 100-ваттные усилители ручной сборки Diezel VH4 – в результате его примеру последовал фронтмен Metallica Джеймс Хетфилд (James Hetfield), частично работающий ныне с продукцией этого бренда.
Внешние обработки также сведены у Кирка к разумному минимуму, а управление ими в наши дни – дело его гитарного техника. Однако нельзя не отметить хотя бы две из них – просто потому, что эти педали стали едва ли не составной частью мифа о Metallica. Первая – это всем известный Ibanez TS9 Tube Screamer, и в наши дни используемый как главный эффект Кирка при игре соло. А подписная квакушка Dunlop KH95 Cry Baby является, по словам самого музыканта, «эквивалентом автомобильной педали впрыска закиси азота – с ней мои соло становятся неслыханно мощными». Так что если у вас пока нет амбиций звучать точно так же, как Кирк Хэмметт, попробуйте хотя бы эти две столь разные обработки, и в вашей музыке великие 80-е объединятся с достижениями современных технологий.
___
Еще больше материалов ты найдешь у нас в соцсетях — ВКонтакте и Facebook . Не забудь подписаться! 😉
Источник