Грандиозный проект для Пола Маккартни
Что делает Пол Маккартни, когда остается один? Отвечаю: играет на Гран – гитаре. Для справки: Гран – гитара (некоторые ошибочно называют ее Гранд – гитара) — изобретение челябинских музыкантов Владимира Устинова и Анатолия Ольшанского. По настоянию авторов название пишется без кавычек и строчными буквами, хотя и является аббревиатурой – гитара российская, акустическая, новая.
Пол Маккартни назвал Гран – гитару «инструментом XXI века». О том, почему экс — «битл» не появляется с ней на публике, будет сказано ниже. А пока – два слова об авторах инструмента: Владимир Устинов, музыкант, композитор, известный на Западе поэт, умер в 2002 году после инсульта. Анатолий Ольшанский живет в Вене, преподает игру на гитаре, пишет музыку, выступает с концертами. Мы встречаемся с ним в то время, когда он ненадолго приезжает в Челябинск, общаемся по Интернету. Это интервью – результат очных встреч и переписки по электронной почте.
— Анатолий, расскажи, как родилась гениальная идея?
— А очень просто. Накануне музыкального капустника Володя Устинов предложил мне придумать какую-нибудь хохму. Я взял старую «Музиму» и переделал ее в 12-струнную гитару. Обычно на гитаре устанавливают либо металлические, либо нейлоновые струны. Я объединил их вместе, и разместил в два ряда – один над другим. Нижний ряд чуть – чуть сместил в сторону, чтобы струны было удобнее доставать пальцами. Когда я впервые сыграл на этой гитаре, Володя понял, что возможности у этого инструмента просто уникальные. Другой такой гитары в мире еще не было.
— Неужели раньше эта мысль не приходила никому в голову?
— Приходила. В свое время Страдивари предлагал разнести на разный уровень шестую и седьмую струну барочной гитары. Но музыканты сказали ему примерно следующее: делай свои скрипки, а в наши дела не лезь!
— Так вы у Страдивари идею…
— Нет, этот факт обнаружили международные эксперты, когда мы оформляли патент на изобретение. В патент, кстати, кроме меня и Володи внесено имя Пола Маккартни.
— А Маккартни-то здесь причем?
— Мы были провинциальными музыкантами. Связей нет, денег – ноль. Чтобы сделать раскрутку, нужно было присоседится в какой-нибудь крупной «звезде». Однажды Сева Новгородцев проводил на Би-Би-Си прямую линию с Полом Маккартни. Мне удалось дозвониться до Пола в самом конце передаче. Я коротко рассказал ему о новой гитаре, и прямо в телефонную трубку сыграл «Мишель». Пол был очень уставшим, по-моему, из моего рассказа он ничего не понял, но сказал, видимо так, из вежливости, что бы я зашел, или позвонил.
— Ну – ну…
— Но мы-то приняли это всерьез! Как-то мы узнали, что Маккартни будет выступать в Лос – Анджелесе, и решили махнуть в Америку. Мы выстояли километровую очередь в кассу, но оказалось, денег на билеты не хватает! Какая-то женщина, узнав, что мы русские, дала денег. В спешке мы даже поблагодарить ее толком не успели. В зал с гитарой нас не пустили и направили в камеру хранения. Английский мы знали плохо, дорогу перепутали, поэтому пришли как раз туда, куда и стремились – в офис, где перед концертом отдыхал Пол Маккартни.
— Как вас туда пропустили?
— Возле офиса было тройное кольцо охраны. Мы начали объяснять, что приехали к Маккартни из России – привезли ему новую гитару. Так как полицейский нас почти не понимал, то на всякий случай вызвал человека из секьюрити Пола. Это человек связался с Маккартни и… нас схватили под руки здоровые ребята и потащили в здание. Пол вышел навстречу в халате, уставший, чем-то недовольный. Я сумел на ходу расчехлить гитару, и стал наигрывать «Блэк берд». Пол рассмеялся, и велел «гориллам» освободить мои руки. Потом он взял у меня «ГРАН», осмотрел его, послушал звук и попросил сделать такую же гитару для него, но под левую руку. Мы совсем забыли, что Пол Маккартни – левша!
— Анатолий, народ интересуется: сколько вам заплатил Пол за гитару?
— Маккартни никому никогда не платит. Мы сделали ему подарок, он принял – это великая честь.
— Над гитарой для Макартни, я думаю, пришлось потрудиться изрядно…
— Еще бы! Ижевский мастер Геннадий Калабин, выполнявший заказ, только перламутровую накладку собирал четыре месяца. Он привлек к работе местных оружейников – они украсили вязью серебряные колки. Струны, которые предоставила одна из старейших фирм Европы — «Томастик», были анодированы под золото.
— Что сказал Пол?
— Пол прислал за гитарой самолет. Менеджер взял гитару и фильм (от фильма он был в восторге) и сделал нам ручкой. Потом пришло письмо от Пола, в котором он и написал знаменитую фразу, назвав «Гран» инструментом XXI века. Правда, он тактично намекнул, что в гитаре, изготовленной для него лично, есть маленький недостаток…
— Сделали гитару под правую руку?
— Пол Маккартни был озабочен отсутствием пипки…
— Чего?
— Пипка – это шишечка, к которой крепится ремень гитары. Мы играем на концертах сидя — нам на гитаре ремень не нужен. Надеемся, что в Англии найдутся мастера, чтобы сделать мэтру достойную его таланта пипку.
— Почему Маккартни не выступает на публике с «Граном»?
— Пол связан долголетним контрактом с крупнейшей фирмой по производству музыкальных инструментов. Когда этот контракт закончиться (а когда – это только Полу известно), он выйдет на сцену с нашим инструментом.
Гитары поменяли на арбузы
— Я слышал, что кроме Пола Маккартни ваш инструмент высоко оценили другие известные музыканты…
— Да, например, Кристофер Паркениг – ученик Андреаса Сеговии, ныне самый великий гитарист на земле, Пако де Лусия. Штефан Рак, известный в музыкальной среде по кличке Крези чек (Безумный чех – он круглый год мотается с концертами по земному шару) записал с нами диск и открыл в Праге «Гран» — центр.
— Почему до сих пор не удалось наладить массовый выпуск ваших гитар?
— Производство музыкальных инструментов в Европе роботизировано. Внести изменения в отлаженный процесс – значит на первом этапе понести убытки.
— Да черт с ней, с Европой! Попробуйте развернуться в России…
— Пробовали. Бизнесмены мы с Устиновым никакие, но кто кроме нас возьмется? В Подмосковье была фабрика, выпускающая музыкальные инструменты. Когда мы туда с Володей сунулись, то увидели жуткую картину: производственные помещения развалились, рабочие спились. Мы народ чуточку расшевелили, кое-кто уже и пить перестал, но…пошел передел собственности, начались перестрелки. Тем, кто прежних хозяев истребил, гитары оказались не нужны: сначала на фабрике стали выпускать мебель, а когда и этот бизнес завалили, цеха превратили в складские помещения для хранения арбузов.
Муж индийской принцессы
— Говорят, что ты женился на дочери индийского магараджи?
— Я всегда боюсь отвечать на этот вопрос. Все думают, что женившись на Александре, я стал богатым человеком: просят денег взаймы или предлагают инвестировать какой-нибудь безумный проект. Александра – внебрачная дочь индийского князя, служившего послом в Австрии. Со своим папенькой она никаких отношений не поддерживает, так что живем мы довольно скромно.
— Как ты с ней познакомился?
— Она пришла в «Гран» — центр, чтобы научиться играть на гитаре.
— Ты счастлив в браке?
— Скажу так: в этом браке я чувствую себя довольно комфортно. У нас растет дочка Катя. Когда она родилась, мы попросили Пола Маккартни стать ее крестным отцом. Пол дал согласие, но на крестины приехать не смог. Будем считать, что крестным отцом он стал заочно.
— Ты чувствуешь себя «звездой»?
— Нет…Да.
Источник
Гитары Пола Маккартни.
Издание: «From Me To You №10», 2002
Конечно, его главным по жизни инструментом в первую очередь является бас-гитара, однако Маккартни отнюдь не чужд и шестиструнный инструмент. Вспомним, что свою рок-н-ролльную карьеру он начал играя на «обычной» гитаре. А после того, как во время исторической встречи с Джоном Ленноном он сразил его мастерским исполнением песни «Twenty Flight Rock», дорога в Битлз стала для него открыта. Разумеется, сначала была группа Quarry Men, с которой Пол Маккартни после нескольких репетиций дебютировал на сцене ливерпульского клуба New Clubmoor Hall 18 октября 1957 года. «Я пришел в группу, прежде всего, как ведущий гитарист, — рассказывает Маккартни в книге Тони Бэкона «The Bass Book/Complete Illustrated History Of Bass Guitars. «, — потому что, я неплохо играл на гитаре. Правда, не на сцене. А когда очутился на сцене во время того, самого первого концерта, я полностью провалился. Я никогда прежде и не представлял себе, что такое нервы». Запутавшись в сольной парии «Guitar Boogie Shuffle», Маккартни принимает мужественное решение переключиться на ритм. В дальнейшем, как известно, Пол нашел себе в качестве соло-гитариста достойную замену — в лице Джорджа Харрисона — а сам на долгое время переквалифицировался в «ритмача». И лишь летом 1961 года, когда их «штатный» басист Стюарт Сатклифф покинул группу, Пол Маккартни взял на себя функции басиста. Так и прошагал (да еще как!) наш герой по битловским подмосткам с бас-гитарой, эпизодически обращаясь к гитарным партиям лишь в студии звукозаписи и очень редко на концертах. Но мог ли он добиться чего-либо путного в жизни, не умея путно играть на шестиструнном инструменте?
Первая гитара, которая стала собственностью Пола Маккартни, имела название Zenith, модель 17, и была изготовлена в Германии фирмой Framus. История появления этой акустической гитары такова. В июне 1956 года, на четырнадцатилетие, отец Пола Джим подарил своему сыну трубу. «Я имел обыкновение изредка играть на ней, — вспоминает Маккартни в книжке Барри Майлза «Paul McCartney: Many Years From Now», — потому что труба была тогда героическим инструментом. «Человек с Золотой Рукой» и все такое. Но я быстро понял — ты же не сможешь петь с трубой, торчащей из твоего рта». («The Man With Golden Arm» — американский фильм 1955 года. Реж. Otto Preminger. Главного героя сыграл Фрэнк Синатра. -B.C.). Тем временем, Англию накрывала мощная волна скиффл-моды. Духовики в скиффл-группах были абсолютно ни к чему, и, попросив разрешение отца, юный трубач понес свой «героический инструмент» в магазин «Rushworth and Dreaper’s Music», где он и был в свое время куплен. Понес с целью обменять его на гитару. Вот так Пол Маккартни и стал обладателем своей первой гитары, Zenith, стоимостью в 15 фунтов стерлингов. «Я абсолютно не мог представить, как на ней играть. Я не понимал, что проблема состояла в том, что я был левшой. И это недоразумение продолжалось до тех пор, пока я не увидел фотографию Слима Уитмена, который так же был левшой, и я понял, что у меня гитара неправильно повернута». Сообразив это, Маккартни переставил струны «вверх тормашками». Но тут возникла другая проблема. Оказалось, что первая струна дребезжит в широкой прорези верхнего порожка, предназначенной для толстой шестой струны. Выход юный умелец нашел очень простой. Он аккуратно обточил спичку и «заполнил» ею лишний зазор. Позже Маккартни пошел еще дальше — установил маленький звукосниматель рядом с нижним порожком, а еще через некоторое время выбросил фаль-шпанель. Таким вот, «модифицированным» «Зенитом» Пол Маккартни пользовался до первой поездки Битлз в Гамбург. На этой гитаре Маккартни сочинил свои самые ранние песни, включая «When I’m 64». Она и сегодня висит в его домашней студии. Ее он демонстрировал в фильме «Антология», сыграв на ней кусочек «Twenty Flight Rock».
Следующая гитара появилась у Пола Маккартни в 1960 году. Rosetti Solid 7. Не цельнокорпусная, а полуакустическая, с отделкой, переходящей от черного цвета в красный, изготовленная в Голландии мастером Яном ван Эгмондом и переименованная «под себя» фирмой Rosetti, которая занималась импортом этих гитар в Великобританию. Гитара продавалась по цене около 20 фунтов, на ней были установлены звукосниматель и декоративная панель марки Royal. «Нам нужно было ехать играть в Гамбург, — рассказывает Пол Маккартни в интервью Тони Бэкону, — и я купил электрическую гитару Rosetti Solid 7 в Ливерпуле [в Hessy’s Music] прежде, чем мы туда отправились. Это была ужасная гитара. На самом деле, красивая деревяшка. Она была хорошо покрашена, но это была злополучная, дешевая гитара». Не ясно, какие очертания имела гитара, когда группа возвратилась в Ливерпуль, но, судя по фотографиям, головка грифа была заменена, белая фальшпанель выкинута, и на инструмент были поставлены три или четыре басовые струны (некоторые очевидно «заимствованные» у фортепьяно). В таком виде гитарой некоторое время попользовался временный басист Битлз Чес Ньюби (как и Маккартни — левша), рекрутированный из группы Blackjacks — на замену задержавшемуся в Гамбурге Стю Сатклиффу. Позже Маккартни забрал гитару опять в Гамбург, где она ему пригодилась. В одном из интервью 1964 года Пол вспоминал, что он не горел желанием избавиться от «Розетти». «Я был вынужден сделать это, потому что гитара разбилась, когда я однажды ее уронил. Я не сбрасывал ее полностью со счетов, но и не думал, что гитару стоило восстанавливать. У всех нас. было великолепное время, когда мы крушили гитары, прыгали на них! Немного безумно, я полагаю, но нам нужно было иногда выпускать нашу скрытую энергию, и то, что мы тогда делали, казалось вполне естественным!»
1960 год. Hofher Club 40. Пустотелая электрогитара (год изготовления неизвестен). После покупки гитары фирмы Rickenbacker, Лен-нон подарил или одолжил на время свой «Хофнер» Маккартни. Пол еще не расстался с Rosetti, но, наверняка уже пользовался Club 40, а не просто позировал с ним перед фотокамерой во время первой поездки Битлз в Гамбург. Струны-то на гитаре переставлены под левую руку! Где эта гитара нынче? Хороший вопрос!
1961 год. Hofher 500/1 (3/4 sized). Вот она, та самая бас-гитара в форме скрипки! Вскоре после того, как Битлз возвратились в Гамбург, чтобы отыграть контракт в клубе Тор Теп, в группе вместо Стюарта Сатклиффа появляется новый басист. «Никто не хотел играть бас, или никто не играл его в те дни, — вспоминает Пол Маккартни в «Many Years From Now». — Бас-гитара — это была такая штука, с которой толстые мальчики неуклюже двигались на сцене, и их просили стоять позади и играть. Так что я определенно не хотел делать это, но Стюарт ушел, и неуклюже двигаться с бас-гитарой стал я. Позже я стал вполне счастлив. » История умалчивает, переставлял ли Маккартни под себя струны на Hofner President’e Стюарта Сатклиффа, но почти точно не оставляет сомнения в том, что к этому времени переделанная Rosetti была окончательно разбита. В общем, наступил момент, когда позарез нужна была новая бас-гитара, и Пол Маккартни оказывается в гамбургском магазине Steinway Musichaus. «Я помню, как пришел туда, у них имелся этот бас, который стоил весьма дешево. Я не мог позволить себе Fender. Fender’ы даже тогда, кажется, стоили около 100 фунтов. А все, что я мог действительно позволить себе -это инструмент в районе 30 фунтов. Так, где-то за 30 фунтов я и присмотрел этот Hofner бас-скрипку. Это была гитара по мне, потому что я был левшой, и она в перевернутом виде смотрелась не так ненормально из-за своей симметричной формы. Если бы гитара была с «рогом», она плохо бы выглядела, «рог» был бы не на том месте. Так что, «скрипка» мне подходила. И этот инструмент стал моей основной бас-гитарой». Пол Маккартни использовал этот Hofner 500/1 на сцене и в студии (диске «With The Beatles») до того момента, когда фирма Hofner подарила ему новую, усовершенствованную модель. В 1964 году старый бас подвергся «реставрации» — было нанесено новое полистироловое покрытие с «солнечными» переходами, выполненное лондонской компанией Sound City, заменены звукосниматели и регуляторы. Играть бы на нем, да играть! АН, нет. Басовка отправилась в обоз во время гастролей 1964 года, а очень скоро вообще ушла в тень на фоне своего более видного сородича. Старушка вынырнула из небытия в сентябре 1968 года, без фальшпанели, в ролике «Revolution» на ТВ-шоу Дэвида Фроста. А дальше тривиальный случай. В начале января 1969 года исторический маккартниевский бас был украден. Очень вероятно, из Twickenham Studios, где Битлз снимали фильм «Let It Be».
1963 год. Знакомые все лица! Бас-гитара 1963 Hofher 500/1. В 1962 году г-н Вальтер Хофнер модернизировал свой «violin bass» и в 1963 году подарил обновленный экземпляр Полу Маккартни. Впервые эту «скрипку» народ увидел 4 октября в ТВ-шоу «Ready, Steady, Go!» Чем же новый инструмент отличается от старого? Вот основные различия: у новой модели гриф изготовлен не из трех, а из двух частей; каждая пара колков имеет общую площадку, а не индивидуальную; звукосниматели «staple-top» в отличие от «diamond logo», один из которых перемещен ближе к нижнему порожку; надпись фирмы на головке грифа не вертикальная, а горизонтальная; у корпуса более закругленная задняя часть; на грифе точечная инкрустация ладов завершается не 19-м, а 21-м ладом. Очень приметная маккартниевская басовка, наряду с Rickenbacker’oM Джона и Gretsch’eм Джорджа, навеки стала одной из составляющих визитной карточки Битлз. И хотя с 1965 года в студии Пол Маккартни частенько не брезговал бас-гитарой фирмы Rickenbacker, «скрипка» Hofner 500/1 звучит, начиная с песни «I Want To Hold Your Hand» и заканчивая альбомом «Let It Be», а также на некоторых сольных проектах Маккартни. В 1966 году Пол убрал с гитары фальшанель, а значительно позже присобачил на корпус над верхним звукоснимателем бирку с надписью BASS MAN. Вот в таком виде Hofner 500/1 и завершил свою славную битловскую карьеру — в последнем концерте, который группа сыграла на крыше здания штаб-квартиры Apple 30 января 1969 года. Спустя двадцать лет этот бас вновь был в работе. По просьбе Элвиса Костелло, записывающего вместе с Полом альбом «Flowers In The Dirt». Ну, а дальше, вернувшись к гастрольной жизни, Маккартни играет на «битловской» бас-гитаре во всех своих турне, сравнивая свой знаменитый инструмент со знаменитой тросточкой Чарли Чаплина. «Вы всегда ждете ее увидеть».
1964 год. Epiphone Texan FT-79, акустическая гитара (год изготовления неизвестен). Пол Маккартни купил этот инструмент в декабре и впервые использовал во время записи альбома «Help!», в том числе в песне «Yesterday». Пол до сих пор хранит эту гитару.
1964 год. 1962 Epiphone Casino. Примерно тогда же, когда Маккартни приобрел Epiphone Texan, он, по совету Джона Мейолла, обзавелся этой электрической, полуакустической гитарой. Зазвучала она в студии уже в следующем году. Пол исполнил на «Казино» сольные партии в таких, например, песнях Битлз, как «Ticket To Ride», «Drive My Car», а позже в «Taxman». На этой, ранней версии Epiphone Casino установлены головка грифа модели Gibson и механизм вибратора-струнодержателя системы Bigsby. Co временем Джон Леннон и Джордж Харрисон раскусили звучание «Казино» и тоже купили себе аналогичные гитары. Маккартни до сих пор играет на этом инструменте.
1965 год. 1964 Rickenbacker 4001S-LH. Бас-гитара (с «рогами»), с корпусом под левую руку, но с «правосторонней» головкой грифа. Когда в 1964 году глава фирмы Rickenbacker г-н Фрэнсиз Холл презентовал новые модели своих гитар Джону и Джорджу (модернизированные 325-я и 360-12-я, соответственно), он не мог обойти вниманием и Пола, придумав фактически для него эту бас-гитару. Это была первая «левосторонняя» Rick-бас-гитара, с очертаниями настолько новыми, что на ней, чтобы не переборщить, наверное, решили оставить «правостороннюю» головку грифа. Сын Холла Джон имел честь преподнести 1964 Rickenbacker 400IS-LH Полу Маккартни. «Я вручил бас лично Полу в доме, который Битлз арендовали, когда выступали в Hollywood Bowl (30 августа ’65), а не во время самого шоу, — вспоминает Холл. — Эта вилла, «Curzon Terrace», я полагаю, находилась на Hollywood Hills. Помимо Битлз и их охраннников присутствовали Роджер Мактуинн, Питер Фонда и Джоан Баез». Джордж Харрисон вспоминает, что этот бас впервые использовался в песне «Think For Yourself (8 ноября 1965). Он был запасным инструментом во время концертов Битлз в конце 1965-го и в 1966 году. В студии звукозаписи, с весны 1966 года, когда группа записывала «Paperback Writer» и «Rain», Rickenbacker стал равноправным басом Маккартни, наряду с «Хофнером». Он использовал его очень часто, работая над диском «Revolver», в песнях «Penny Lane» и «Strawberry Fields Forever». Чтобы бас 1965 Rickenbacker 4001S-LH был по духу ближе к «Сержанту», Пол Маккартни перекрасил его в психоделические цвета (как поступили со своими гитарами Джордж Харрисон и Джон Леннон) и играл на нем в таком виде на альбоме «Sgt. Pepper» и в телевизионных промороликах вплоть до конца 1968 года. Как мы уже отмечали, Пол возродил свой Hofner на «Let It Be», а затем вновь вернулся к «Рику» — на «Abbey Road» — предварительно «отдраив» его до натуральной отделки. В последующее десятилетие Маккартни многократно пользовался этим «Рикенбэкером» на своих сольных альбомах и во время концертов. В 1975 году Пол отсылал бас-гитару на фирму Rickenbacker для замены на нем звукоснимателя.
1966 год. 1964 Fender Esquire. «Солнечная» отделка, один звукосниматель, год изготовления неизвестен. Пол Маккартни купил эту гитару из семейства «Telecaster» в период сессии «Revolver». Она звучит в песнях «Good Morning, Good Morning» и «Helter Skelter». По сведениям источников, «Эсквайр» и поныне хранится в гитарной коллекции Пола Маккартни. 1968 год. 1968 Fender Jazz Bass. Существовало мнение, что это был гостинец из «подарочной корзины», преподнесенной Битлз фирмой «Фендер». Однако позднее выяснилось, что в том комплекте (гитары и усилители) бас был правосторонний, и что с ним делал Маккартни — неизвестно. Зато «левый» бас можно, по крайней мере, увидеть на фотках, сделанных в студии Abbey Road. Впрочем, профессор музыки Мичиганского университета Уолтер Эверетт в своей книжке «The Beatles as Musicians (Vol. 1)» (OUP, 1999) пишет, что этот «Джаз-бас» звучит на пяти битловских треках: «Yer Blues», «Glass Onion», «While My Guitar Gently Weeps», Sun King» и » Mean Mr. Mustard». Эверетт также нахально предполагает, что эта правосторонняя модель использовалась Джоном Ленноном в песне «Helter Skelter» и Джорджем Харрисоном в «Back In The USSR».
Источник