Все комбинации пальцев гитара

Аппликатурные принципы правой руки.

В гитарных нотах обычно обозначают аппликатуру только для левой руки. Аппликатуру правой, как правило, не ставят. Или ставят только в особо сложных местах, требующих неукоснительного соблюдения одного аппликатурного варианта.

Аппликатурных вариантов правой руки может быть несколько, и предполагается что гитарист, основываясь на своём опыте, сам знает как играть правой рукой, тем более что выбор конкретного варианта это вопрос привычки или индивидуальных предпочтений в игре.

А вот ученикам в этом вопросе гораздо сложнее разобраться и всё не так очевидно.

В этом уроке я расскажу о базовых аппликатурных принципах правой руки, которых следует придерживаться в своей игре.

1. Чередование пальцев

Чередование пальцев — это основной аппликатурный принцип правой руки гитариста, который нужно неукоснительно соблюдать при обучении.

Два раза подряд одним пальцем играть нельзя. Исключение составляет большой палец (p). Пальцы ima чередуются в обязательном порядке.

Почему это так важно? Дело в том, что игра одним пальцем двух и более нот подряд нерациональна с технической точки зрения. Если темп не быстрый, сыграть одним пальцем ещё можно успеть. Но при повышении темпа рука неизбежно зажмётся, и играть будет невозможно. Вы просто не успеете сыграть нужные ноты в быстром темпе одним пальцем. Не говоря уже о качестве игры. Ни о какой лёгкости и комфорте в быстром темпе и речи быть не может при нарушении принципа чередования пальцев.

Читайте также:  Гитара ямаха cgs 104

На начальном этапе обучения мы всегда играем в медленных темпах. Но это не значит, что можно играть одним пальцем. Наоборот, именно на этапе обучения, этот принцип должен соблюдаться особенно строго.

Играя упражнения и произведения в медленных темпах мы приучаем руку играть правильно, и равномерно тренируем все пальцы. Рука запоминает наиболее рациональный способ игры, вырабатываются полезные привычки. В дальнейшем, ускорение темпа не вызовет затруднений, так как заученная аппликатура будет оптимальной. И наоборот, если вы при разборе произведения не продумали аппликатуру, это произведение вы уже не сможете сыграть быстрее.

Это правило касается игры отдельными нотами. Когда пальцы ima играют аккордами по два или три звука одновременно, то, естественно, никакого чередования быть не может. Двойной звук с большим пальцем не считается аккордом, и пальцы ima в этом случае нужно чередовать.

2. Распределение пальцев по струнам

При игре классической техникой, правая рука гитариста играет четырьмя пальцами: p, i, m, a. У каждого пальца есть своя зона действия, в которой он проводит большую часть времени. Зоны действия пальцев определяются анатомическими причинами и логикой игры гитарной фактуры.

На схеме ниже показана зона ответственности каждого пальца.

Из этой схемы мы видим, что по 5 и 6 струне играет только большой палец.

По 4 струне может играть как большой палец, так и палец i.

Пальцы im могут играть по любой из трёх струн без обмотки.

Палец a может играть либо по первой, либо по второй струне, но практически никогда не играет по третьей и выше.

Это базовая схема, которой следует придерживаться в подавляющем большинстве случаев. Но, как и везде, иногда бывают исключения. Эти исключения всегда чем-то обоснованы, есть причина отклонения от нестандартной аппликатуры. Но такие случаи относительно редки.

3. Распределение ролей между пальцами ima.

3.1 Пальцы im

Пальцы im анатомически более развиты и более подвижны чем палец а, поэтому они выполняют основную работу. При этом не имеет значения, в каком порядке они чередуются, и с какого начинать.

Пальцы im играют мелодические ноты следующие одна за другой, а также практически все гармонические.

Пример использования пальцев «im» при игре мелодии:

3.2 Палец a

Палец a используется в роли вспомогательного. Как правило, он играет отдельные звуки на первой или второй струнах в тех случаях, когда пальцы im нужны для игры на других струнах. Не стоит использовать палец а без необходимости, когда то же самое можно сыграть пальцами im.

Палец а играет преимущественно отдельные мелодические ноты крупных длительностей. А также верхние гармонические ноты при игре арпеджио.

Пример использования пальца «а» при игре мелодических звуков:

Пример использования пальца «а» при игре арпеджио:

Помимо разной степени подвижности у каждого пальца есть свой тембр. Ведь пальцы разной длины, у них разное положение относительно струны в пространстве, соответственно и разный тембр звука. Пальцы im наиболее близки по параметрам, и характер звучания между ними ближе. Это ещё одна причина, по которой их следует использовать парой при игре следующих друг за другом нот.

Но не стоит недооценивать роль пальца а. Он хоть и играет относительно реже, но как правило, извлекает особо важные мелодические ноты в фактуре. Обычно это длинные мелодические ноты, на фоне которых пальцы im играют гармоническое заполнение в середине. Также он активно используется в тех случаях, когда по каким-либо причинам невозможно правильно чередовать пальцы im, или двух пальцев явно не хватает. Поэтому палец «а» должен быть достаточно развит, чтобы извлекать яркий, красивый звук, способный длиться продолжительное время.

Здесь стоит сказать что существует трёхпальцевая техника игры, в которой пальцы ima равнозначны и чередуются по кругу. Чаще всего в порядке ami-ami-ami-ami, но возможны и другие комбинации. Это более продвинутая техника, которая может применяться как эпизодически, так и постоянно. Начинать обучение именно с неё я не рекомендую. Сначала нужно освоить классическую двухпальцевую технику на хорошем уровне и только потом, если появится необходимость, пробовать трёхпальцевую.

Подводя итог этому разделу, можно сказать, что пальцы im выполняют основную работу. Они играют серии нот, следующие одна за другой, и гармонические ноты в середине. Палец а играет одиночные ноты в тех случаях, когда пальцы im нужны на других струнах, или двух пальцев не хватает по каким-либо причинам.

4. Распределение ролей между пальцами pi на 4-ой струне.

На 4 струне у нас могут быть басовые, гармонические и даже мелодические ноты (при проведении мелодии в среднем или нижнем регистре).

4.1 Если на 4-ой струне басовая нота

Если нота басовая по своей функции в фактуре, то однозначно играем большим пальцем. Тут без вариантов. Большой палец извлекает наиболее мощный, плотный звук, из всех пальцев он самый сильный.

4.2 Если на 4-ой струне гармоническая нота

Если нота гармоническая, то тут возможны два варианта. Либо большим пальцем, либо пальцем i. Здесь трудно вывести какое-то одно универсальное правило на все случаи, каким пальцем и когда играть. Нужно учитывать фактор рациональности, удобства, и звучания в каждом конкретном фрагменте.

У этих двух пальцев изначально разный характер звучания, и это тоже нужно учитывать при выборе.

Большой палец даёт плотный, мягкий по тембру звук. Если он без ногтя, конечно. Я играю без ногтя на большом пальце.

Палец i даёт лёгкий, но более яркий по тембру звук за счёт ногтя. Довольно продолжительное время я вообще избегал играть пальцем i по 4-ой струне из-за характерного скрежета ногтя по обмотке. Потом научился извлекать звук без призвука. Для этого нужно во-первых, убрать скольжение ногтя по струне, а во-вторых, изменить угол срыва ногтя со струны, играть чуть вверх или от себя. Решают буквально миллиметры и доли миллиметров. Тут нужно искать опытным путём.

Гармонические ноты всегда играются тише остальных, и это тоже надо учитывать при выборе пальца. Пальцем i проще всего сыграть с нужной динамикой. А вот большой палец, без осознанной корректировки, даст слишком громкий звук для гармонической ноты. Поэтому при игре гармонических нот большим пальцем нужно сознательно ослабить силу звукоизвлечения, сыграть легче, невесомее, без опоры.

Приведу пару примеров, в каких случаях каким пальцем я предпочитаю играть по 4-ой струне и почему.

Пример использования пальца «p» при игре гармонических нот на 4-ой струне:

Как мы видим, ноты Ми и Ре на 4-ой струне являются гармоническими, и я их предпочитаю играть большим пальцем в данной ситуации. Почему?

Дело в том, что для большого пальца наиболее естественным является исполнение нот при движении вниз по струнам. При игре с опорой, он просто соскальзывает по очереди с каждой из струн, как в первой части такта.

Во второй части такта, хоть большой палец и играет через струну, всё равно это для него естественное движение. В этих случаях я играю бас без опоры. Во второй части такта можно было бы изменить аппликатуру и сыграть ноту Ре на 4 струне пальцем i, а мелодическую ре на 2 струне пальцем а, это не было бы ошибкой. Но я предпочитаю играть подобные места с движением большого пальца вниз.

Пример использования пальца «i» при игре гармонических нот на 4-ой струне:

Когда идёт подобное чередование гармонических нот на 4-ой струне я предпочитаю играть их пальцем i. Указательный палец более подвижный и даёт более лёгкий звук, что и требуется в подобных местах. Если играть такие фрагменты с пальцем p, это перегрузит звучание гармонических нот, да и играть большим пальцем вверх по струнам (на обратном ходу) менее удобно, чем вниз. Сам рисунок фактуры предполагает игру с пальцем i.

Внимательный читатель может возразить, что ведь можно сыграть большим пальцем при движении от баса вниз, а на обратном ходу сыграть указательным пальцем. Действительно можно, но не желательно. По причине разного характера звучания пальцев. В этом случае потеряется однородность гармонического заполнения. Гораздо удобнее, рациональнее и логичнее сыграть сразу с пальцем i, по моему мнению.

Подведём итог вышесказанному. Большим пальцем удобнее и логичнее играть отдельные гармонические ноты на 4-ой струне при движении по струнам вниз. Палец i используем при чередовании гармонических нот на 4-ой струне, и при движении по струнам вверх.

4.3 Если на 4-ой струне мелодическая нота

Если же по 4-ой струне идёт мелодическая линия, то приоритет за пальцем i. Во-первых, большой палец нам наверняка понадобится на басовых струнах, а во-вторых, указательный палец с ногтем даёт более яркий, мелодический тембр.

При игре мелодии по 4-ой струне допускается играть пальцем i без чередования два и более звуков подряд, потому что другие пальцы скорее всего будут заняты на остальных струнах игрой гармонического заполнения. Либо же, если темп подвижный, можно подключить к игре палец m.

5. Принцип анатомического удобства

При выборе порядка чередования пальцев нужно учитывать принцип анатомического удобства. К примеру, если нам надо сыграть сначала вторую струну а потом первую, то наиболее естественно сыграть эти струны пальцами im. Палец i находится выше пальца m, и именно в этом порядке удобнее всего играть сверху вниз по струнам. Порядок пальцев mi будет в этом случае неестественным, менее удобным.

То же самое в обратной ситуации. Если нам нужно сыграть вторую, а затем третью струну, то естественным будет порядок пальцев mi.

Источник

Классическая гитара >Обозначение пальцев. Правило постановки

Здравствуйте уважаемые читатели блога Гитаршкола. Впервые обозначение пальцев ввели в Испании. Эти правила актуальны и по сей день.

Обозначение пальцев происходят от испанских названий.

Большой палец левой руки не участвует в игре, а служит для помощи остальным пальцам. Находится он с обратной стороны и грифа и создаёт давление при игре.

Стараться нужно, чтобы большой палец стоял перпендикулярно грифу, а остальные пальцы были более округлые. Это предаёт удобство играющему, ну и конечно эстетичный вид.

При игре правой рукой, чаще всего большой палец ставится на шестую струну (самую верхнюю), а три другие на первую, вторую, третью струны соответственно. Мизинец используется крайне редко.

Рука должна быть расслаблена. Хотя поначалу кажется, что чем больше вы её напряжёте, тем легче играть. Нет! Это заблуждение, пальцы должны быть расслаблены и плавно перебирать струны.

Сядьте правильно, операясь на предыдущие уроки, поставьте правую и левую руки правильно. Добейтесь полного удобства и комфорта. Соблюдайте осанку. Если всё получилось попробуйте попереберать струны, расслабьте руки.

Распечатала сыну ваши рисунки с обозначением пальцев и дело пошло. Теперь ребенок с большим удовольствием учится играть. Статья действительно полезная, спасибо.

Здравствуйте! Всегда хотел научится играть на гитаре,но в музыкальную школу идти не хотел. С помощью ваших уроков я «продвинулся» и за два месяца уже научился играть «дворовые» песни. Спасибо вам за уроки, они мне очень помогли.

Здравствуйте! Не так давно я решил научиться играть на гитаре, но без репетиторов и музыкальной школы. В интернете информации много,но чаще всего одна «вода». Но недавно стал заходить на этот сайт и реально стало получаться.(как играть,ставить пальцы и т.д.) Спасибо тем ,кто это все делает.:)

Такое ощущение, что статьи писали разные люди, или же просто скопированы с разных источников…здесь рекомендуют ставить палец p на 6-ую струну, в статье выше на 4-ую…не серьезно как то товарищи. Мелочь конечно, но все же

Эту статью писали 6 лет назад. В настоящее время старые статьи проверяются и редактируются..

Большой палец левой руки еще как применяют посмотрите игру Э.Клэптона и Т.Эммануэля мизинец левой руки согласен можно отрубить шутка

Источник

Аппликатура аккордов для шестиструнной гитары

Что такое аппликатура аккордов для шестиструнной гитары? Это схемы, по которым пальцами зажимаются струны на грифе, чтобы получилось извлекать правильные звуки.

Схема аккордов на гитаре для начинающих

Если вам нужна простая схема аккордов на гитаре для начинающих, то вам подойдут 9 вариантов, которые изображены на картинке слева. Они открытые. Это значит, что вам не придется зажимать баре, когда вы будете их брать. Играть таким образом вам будет намного проще, если использовать именно эти схемы в начале обучения.

Для тех, кто уже освоил гитару, в середине статьи мы приведем таблицу основных аккордов и в конце дадим расширенный вариант таблицы для того, чтобы вы могли добавлять в свои песни дополнительные музыкальные краски.

Таблица аккордов для шестиструнной гитары

На этом рисунке приведены схемы и таблица аккордов для шестиструнной гитары для начинающих гитаристов с не очень большим опытом, которые используются в игре чаще всего.

Если у гитары будет не 6, а 7 струн, тогда схемы будут выглядеть иначе. Это нужно помнить, так как для семиструнного инструмента используется другой строй.

Обозначения аккордов на 6-ти струнной гитаре

Если вы немного учили сольфеджио, то знаете, что в музыке применяются буквенные обозначения аккордов на 6-ти струнной гитаре.

  • Ля – это A;
  • Си – H (или B, можно встретить оба варианта);
  • До – C;
  • Ре – D;
  • Ми – E;
  • Фа – F;
  • Соль – G;

От этих букв получается и общее обозначение, такое как литера А обозначает мажорный аккорд Ля. Две литеры подряд Am – минорный ля.

Если добавить маленькую букву m, после основного символа, обозначающего ноту, получится минорный аккорд, такой как Am. Соответственно запись без дополнительных букв и символов говорит о мажорном звучании.

  • A, B (H), C, D, E, F, G – это мажорные аккорды.
  • Am, Bm (Hm), Cm, Dm, Em, Fm, Gm – это минорные аккорды.
  • A7, B7 (H7), C7, D7, E7, F7, G7 – это септаккорды.

Так же используются различные цифры и знаки бемоль и диез. В популярной и рок музыке вы обычно встретите только диезы #. В этом нет ничего странного, так как на самом деле, если подойти к этому с логической точки зрения, то диез и бемоль дублируют друг друга.

Наверное, вы знакомы с очень популярным сейчас инструментом – укулеле. Так вот – этот гавайский народный инструмент имеет на 2 струны меньше и гораздо проще в обучении. Если вам сложно начать с полноценной «шестиструнки», вы можете для начала освоить гавайский укулеле. Так вам будет проще и удобнее переходить от простых мелодий к более сложным.

Принципы создания музыки

Для любого музыкального инструмента построение мелодии и создание музыки основано на одинаковых принципах. Так что, на вопрос: «Какие бывают аккорды на гитаре» можно ответить – «Точно такие же, как и на других инструментах».

Полная таблица аккордов для шестиструнной гитары показана рисунке. Для акустики и классики таблица будет одинаковой.

На самом деле вариантов бесконечное множество и зная теорию музыки вы сможете легко изобретать и модифицировать их самостоятельно. Почитайте статьи по сольфеджио на нашем сайте и приходите к нам на урок теории.

Скорее всего вам вряд ли понадобятся все обозначенные варианты. Так же стоит помнить, что все комбинации на грифе имеют одинаковые законы построения (Вы же знали, что в музыке все математически точно?).

Вы можете просто передвинуть пальцы вниз по грифу на половину тона (1 лад), зажав баре и получите следующую тональность. Ноты поменяются на всех струнах. Теми же пальцами вы будете извлекать похожие звуки, но в другой тональности.

Для того, чтобы делать это бегло и играть легко, вам нужно будет освоить баре. Освоить баре не сложно, обычно для нулевого уровня нужно около месяца времени, чтобы все стало получаться легко и красиво.

Кстати, именно по причине того, что играть музыку можно в любой тональности, в интернете можно встретить разные варианты аккордных последовательностей для разных песен. В целом, обычно, это просто разные тональности.

В чем трудности у новичков

Для новичков, которые первый раз взяли в руки гитару, сложнее всего настроить правильно все 6 струн. Но самый частый вопрос у новичков – это как читать схемы аккордов на гитаре.

Как читать схемы

Точки на картинке – это места, где нужно зажимать струну, а линии – это порожки на грифе, разделяющие лады. Самая толстая линия обозначает начало первого лада.

А струны настраиваются очень просто по нотам:

  1. Ми;
  2. Си;
  3. Соль;
  4. Ре;
  5. Ля;
  6. Ми.

Просто скачайте на свой телефон программу – тюнер и забудьте о проблеме настройки.

Если у вас возникли вопросы по обозначениям, вы можете написать нам на почту, позвонить по телефону или прийти на пробное бесплатное занятие. Уже на пробном уроке преподаватель сможет объяснить вам с нуля то, что вызывает у вас первоочередные вопросы.

В музыкальной школе Future Music мы проводим занятия для взрослых и детей любого уровня подготовки. Приходите на первый урок игры на гитаре с нуля, и мы расскажем, как зажимать и правильно играть аккорды!

Материалы по теме

Как играть аккорд Bm

Как играть аккорд Bm на гитаре. Схема вариантов постановки руки аккорд Си бемоль минор.

Приемы игры на электрогитаре

Бытует не совсем верное мнение, что упражнения для электрогитары не сильно отличаются от приемов с «акустикой», но это не так: для того чтобы научиться владеть электрической гитарой, нужно знать не только ее устройство.

Какую гитару выбрать

Акустическая гитара или электрогитара? Узнайте из этой статьи в чем их отличия и какая подойдет именно вам!

Источник

Оцените статью