Все концерты шопена для фортепиано с оркестром

Все концерты шопена для фортепиано с оркестром

Известный рубеж в творческом формировании Шопена намеча­ется в 1828 году, когда его музыкальные впечатления впервые вы­ходят за рамки художественной жизни Варшавы и соприкасают­ся с «большим» музыкальным миром.

В 1828 году Гуммель, один из крупнейших пианистов своего поколения, получивший в свое время прозвище «Наполеона фортепиано», дал в Варшаве цикл концертов. Исполнительство Гуммеля (бывшего ученика Моцарта) произвело на Шопена сильнейшее впечатление и своей блестящей виртуозностью, и импровизационными чертами, и тончайшей отшлифованностью стиля. Следы его влия­ний на шопеновский фортепианный стиль очевидны. Так, напри­мер, столь характерный на наш слух шопеновский прием противо­поставления ажурной, хроматизированной, «воздушной» линии в правой руке прочному фундаменту диатонических арпеджио в ле­вой явно восходит к фактуре концертов Гуммеля:

В этом же году Шопен впервые выехал за границу. Во время двухнедельного пребывания в Берлине он познакомился с рядом значительных произведений классической музыки, в том числе с хоровой одой Генделя.

Событием огромного значения для Шопена явились концерты Паганини в Варшаве в 1829 году, повлиявшие на его собственные фортепианные этюды.

И, наконец, летом этого же года, совпавшим с блестящим окончанием Главной школы музыки, Шопен посетил Вену, где выступил в двух концертах, исполнив свои произведения. Наиболее важным результатом этой поездки был не столько успех в венских музыкальных кругах, сумевших оценить и свежесть национального коло­рита шопеновских произведений, и их оригинальный пианистиче­ский стиль, сколько ясно осознанная композитором необходимость раздвинуть поле своей деятельности за пределы Варшавы и про­двинуться к центру музыкальных событий современности.

Произведения, созданные Шопеном между 1829 и 1831 годами, образуют вершину его первого творческого периода. Это — два концерта (f-moll и e-moll), «Двенадцать этюдов» op. 10, «Большой блестящий полонез» Es-dur op. 22 (к которому позднее, в 1834 году, композитор присочинил в качестве развернутой вступительной ча­сти Andante spianato) и другие. Из концертных произведений первого творческого периода Шопена (так называемого «варшав­ского») только эти и удержались в современном репертуаре. И хо­тя по ряду признаков их нельзя отнести к творчеству Шопена по­следующего периода, совпавшего с полным расцветом и зрелостью композитора, тем не менее художественные достоинства и ясно вы­раженные черты сложившегося самостоятельного стиля выделяют их на фоне всего созданного Шопеном дотоле. Они как бы образу­ют рубеж между варшавским и зрелым периодами его творчества.

Читайте также:  Цифровое пианино 88 клавиш yamaha p 115

Остановимся вкратце на двух фортепианных концертах — f-moll op. 21 (1829) и e-moll op. 11 (1830), которые в известном смысле типизируют высшие достижения Шопена варшавского пе­риода. В этих произведениях композитор как бы исчерпал свой ин­терес к жанру концерта, так как ни разу более к нему не возвра­щался на протяжении всего остального творческого пути.

Усматривая в этом жанре идеальное средство для выявления виртуозно-эстрадных свойств пианизма, он акцентировал в своей музыке именно эту сторону концертных традиций. Трактовка оркестровой партии показывает, что автор оставался совершенно равнодушен к ее возможностям. Он игнорирует те традиции симфонизации концерта, которые были впервые намечены в творчестве Фи­липпа Эммануила Баха и получили развитие у зрелого Моцарта, Бетховена, а позднее у Шумана и Брамса. В творчестве этих композиторов «концертность» основывается на принципе диалога меж­ду оркестром и солистом и на равноправном участии каждой пар­тии в развитии художественного образа. Шопен же шел по друго­му пути, начатому Иоганном Христианом Бахом и продолженному молодым Моцартом; Гуммелем, Калькбреннером, Филдом, Мошелесом и другими композиторами виртуозно-эстрадного стиля. У Шопена оркестр не участвует в развитии тематического материала, не стремится соперничать по своей значимости с партией солиста, а играет лишь роль общего фона: обеспечивает необходимую гар­моническую поддержку солирующей партии и ограничивается эпизодическими перекличками с ней. Оркестровка нейтральная, не позволяющая догадываться о богатстве темброво-колористического мышления композитора.

И все же оба концерта живут в нашем современном концертном репертуаре. Их юношеская поэтичность, пленительная мелодическая красота, блестящая пианистическая техника — все это смягчает недостаточную органичность формы. Интересный гармо­нический стиль, предвосхищающий тонкость и красочность письма зрелого Шопена, придает концертам особенное обаяние. Подлинным вдохновением проникнуты их средние части, по существу являющиеся ноктюрнами. Финальные же рондо значительно возвышаются над своим «гуммелевским» прототипом благодаря введению польских народных танцевальных элементов, с их энергичностью, свежестью, простотой.

Источник

Знаменитые фортепианные концерты — Шопен — Второй концерт

Первое представление состоялось 17 марта 1830-го года в Варшаве. Партию фортепиано исполнял сам Шопен.

Этот концерт был написан раньше, чем Первый, но опубликован был позднее, потому и получил название Второго концерта.

Концерт состоит из трёх частей:

Фредерик Францишек Шопен — великий польский композитор и пианист-виртуоз, педагог, автор многочисленных замечательных фортепьянных произведений, родился в 1810 году, в деревне Желязова-Воля близ Варшавы (тогда Варшавское герцогство, фактически под французским протекторатом). Иногда композитора называют на французский манер Фредерик Франсуа, учитывая то, что отец Фредерика — Николя Шопен был французом да и почти половину жизни сам Фредерик прожил во Франции.

Пианист Войцех Живный (1756-1842), чех по происхождению, начал заниматься с 9-летним мальчиком.
Войцех Живный был единственным наставником Шопена по фортепиано. Исполнительский талант мальчика развивался настолько быстро, что к двенадцати годам Шопен не уступал лучшим польским пианистам, после чего Живный отказался от занятий с юным виртуозом, заявив, что ничему больше не может научить его.

1829 — начинается артистическая деятельность Шопена. Он выступает в Вене, Кракове, исполняя свои произведения.

1830 — навсегда покидает Варшаву. Эта разлука с родиной была причиной его постоянной скрытой скорби — тоски по родине.

1831 — поселился в Париже. Первый концерт Шопен дал в Париже в 22 года. Успех был полный.

Портрет Шопена (1838)
Эжен Делакруа (1798-1863)

В концертах Шопен выступал редко, но в салонах польской колонии и французской аристократии слава Шопена росла чрезвычайно быстро.

1837 — Шопен заболел туберкулёзом легких. С этим временем совпадает его связь с Жорж Санд. Пребывание на Майорке вместе с Жорж Санд негативно отразилось на здоровье Шопена, он страдал там от астматических приступов. Тем не менее многие величайшие произведения, в том числе 24 прелюдии, созданы именно на Майорке.

1848 — после разрыва с Жорж Санд Шопен отправился в Лондон — концертировать и преподавать. Это оказалось последним его путешествием. Успех, нервная, напряженная жизнь, сырой британский климат, а главное, периодически обострявшееся хроническое заболевание лёгких, — всё это окончательно подорвало его силы.
5(17) октября 1849 , по возвращении в Париж, Шопен умер.

Согласно желанию покойного, на его похоронах известнейшими артистами того времени был исполнен «Реквием» Моцарта — композитора, которого Шопен ставил выше всех других.

На кладбище Пер-Лашез прах Шопена покоится между могилами композиторов Керубини и Беллини.

Сердце Шопена было, согласно его воле, отправлено в Варшаву, где оно замуровано в колонну Церкви Святого Креста.

Шопен возродил на романтической основе прелюдию, создал фортепианную балладу, опоэтизировал и драматизировал танцы — мазурку, полонез, вальс, превратил скерцо в самостоятельное произведение. Обрёл мировую известность благодаря произведению «Революционный этюд».

Шопен, играющий на фортепиано в салоне князя Радзивилла, эскиз
Генрик Гектор Семирадский (1843-1902)

Фредерик Шопен — Этюд N12 «Революционный»
Партия фортепиано — Владимир Горовиц

Всего Фредерик Шопенн написал 2 концерта (1829 , 1830 ), 3 сонаты (1828-1844), фантазия (1841 год), 4 баллады (1835-1842), 4 скерцо (1832-1842), экспромты, ноктюрны, этюды и другие произведения для фортепиано, песни.

Сам композитор был величайшим пианистом своего времени.

Шопен, играющий на фортепиано в салоне князя Радзивилла (1887)
Генрик Гектор Семирадский (1843-1902)

Фредерик Шопен — Фантазия-экспромт
Партия фортепиано — Генрих Густавович Нейгауз

Фредерик Шопен — один из самых любимых моих композиторов. Его стиль узнаётся сразу, вне зависимости от того, слышал ты это произведение раньше или нет. В школьные годы переиграла практически все его экспромты, вальсы, прелюдии, ноктюрны, полонезы и мазурки. Что-то по программе, а большинство пьес разучивала сама. Наверное, это польская частичка моей многонациональной русской души так отзывалась на его музыку.

От денег, что давали мне родители в школу на завтраки, откладывала копеечку по копеечке (это не ради красного словца: 2 пончика — 8 копеек, чай 4 копейки), а на собранные деньги в книжном магазине «Дружба» покупала альбомы Шопена из его полного собрания сочинений под редакцией Падеревского, изданного в Польше. По тем временам, а это было приблизительно с 1959-го по 1964-й годы, по нашим меркам альбомы эти стоили дорого: 28 рублей за один том (всего в издании был 21 том), а после реформы 1961-го года 2,8 рублей за альбом. В СССР собственная книжная продукция, нотная в том числе, стоила намного дешевле — государство дотировало её издание. Все эти ноты, изданные в Союзе, можно было купить вразнобой или отдельными небольшими сборниками, что обошлось бы много дешевле, но мне хотелось иметь именно это собрание сочинений.
Нужно сказать, что иностранную книгу в СССР продавали тоже дешевле, чем она стоила в той стране, где была издана. Поляки, которые приезжали тогда во Львов к родным или как туристы, всегда в той же «Дружбе» покупали свои же книги. Особенно повышенным спросом у них пользовалась толстенная книга «Kuchnia polska» (Польская кухня), которая стоила 5 рублей, но это было позже, годах так в 1968-1970-ом, когда я уже училась в институте.

Существует много редакций сочинений Шопена. Издавались эти ноты в Варшаве, в Париже, в Лейпциге, в Санкт-Петербурге, в Лондоне и все редакции отличались одна от другой. Для того, чтобы внести ясность в разноголосицу этих изданий, институт Фредерика Шопена, основанный в Варшаве в 1934-ом году, решил осуществить новое польское издание произведений Шопена. Редакционную коллегию в 1936-ом году возглавил Игнаций Ян Падеревский (1860-1941) — польский пианист и композитор. В комиссию также вошли музыковед Людвиг Бронарский и профессор по классу фортепиано Варшавской консерватории Юзеф Турчиньский. Тома этого издания выходили из печати в Польше с 1949-го по 1960-й год, после чего многократно переиздавались. Сегодня это самое популярное издание произведений великого польского композитора.

The Best of Frederic Chopin
Лучшее из Фредерика Шопена

Можно включать этот ролик и заниматься своими делами. Под музыку Шопена не только хорошо работается, но и думается.

1. Etude Opus 25
2. Nocturne Number 1 Opus 9 ( 2:27 )
3. Nocturne Opus 15 ( 7:44 )
4. Nocturne B Flat minor, op 9 No 1 ( 11:08 )
5. Nocturne B major, op 32 No 1 ( 16:33 )
6. Nocturne C minor, op 48 No 1 ( 20:30 )
7. Nocturne C Sharp minor, op 27 No 1 ( 25:06 )
8. Nocturne D Flat major, op 27 No 2 ( 29:02 )
9. Nocturne E Flat major, op 9 No 2 ( 33:35 )
10. Nocturne E minor, op 72 No 1 ( 38:18 )
11. Nocturne F Sharp major, op 15 No 2 ( 41:43 )
12. Nocturne F Sharp minor, op 48 No 2 ( 44:27 )
13. Nocturne G minor, op 15 No 3 ( 50:59 )
14. Piano Prelude No 4 Opus 28 ( 55:33 )
15. Piano Prelude No 15 Raindrop ( 57:39 )
16. Piano Prelude No 7 Opus 28 ( 1:03:14 )
17. Polonaise Opus 53 Heroic ( 1:04:11 )
18. Polonaise No 1 c sharp minor op 26 No 1 ( 1:10:38 )
19. Prelude No 14 e flat minor op 28 ( 1:18:29 )
20. Prelude No 17 Ab major op 28 ( 1:19:03 )
21. Prelude No 18 f minor op 28 ( 1:22:02 )
22. Prelude No 3 G major op 28 ( 1:22:50 )
23. Prelude No 6 b minor op 28 ( 1:23:52 )
24. Prelude No 8 f sharp minor op 28 ( 1:26:00 )
25. Scherzo b flat minor op 31 ( 1:27:50 )
26. Valse f minor op 70 No 2 ( 1:37:49 )
27. Valse No 3 a minor op 34 No 2 ( 1:40:47 )
28. Valse No 6 D flat major op 64 No 1 Minuten-Walzer ( 1:46:15 )
29. Valse brilliante in E b Op 18 ( 1:48:00 )
30. Waltz A Flat major, op 69 No 1 ( 1:50:05 )

Документальный фильм о Фредерике Шопене (2007)

Фредерик Шопен — Второй фортепианный концерт
Партия фортепиано — Ланг Ланг
Венский филармонический оркестр
Дирижёр — Валерий Гергиев
Запись сделана на закрытии VII-го Московского Пасхального фестиваля в Московском международном Доме музыки (2008)

Фредерик Шопен — Второй фортепианный концерт
Партия фортепиано — Николай Луганский
Дирижёр — Александр Ведерников

С этим концертом получилось очень удачно: у меня есть два варианта его исполнения как раз теми молодыми пианистами, которым очень симпатизирую (Николай Луганский и Ланг Ланг), или говоря по-польски — mam sentyment do których.

Ведерников Александр Александрович, родился в 1964 году в Москве — советский и российский дирижёр.

В 1988 году окончил Московскую консерваторию по специальности оперно-симфоническое дирижирование.
В 1988-1991 годы — дирижёр Московского государственного академического Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко.
В 1988 — 1995 годы ассистент, позднее второй дирижёр Академического Большого Симфонического Оркестра имени Петра Ильича Чайковского под управлением Владимира Федосеева.

Александр Ведерников выступал с известными российскими оркестрами: ГАСО, филармоническими оркестрами Санкт-Петербурга и Новосибирска, оркестром Большого театра, а также европейскими оркестрами: Лондонским филармоническим, Оркестром BBC, Токийским филармоническим, Шотландским симфоническим, Шотландским королевским национальным оркестром, Штаатскапелле Дрездена, национальным оркестром RAI, симфоническими оркестрами Монреаля, Гааги, Будапешта и другими.

В качестве приглашённого дирижёра гастролировал в Австрии, Германии, Греции, Турции, Великобритании, Голландии, Швеции, Эстонии, Словении.

В 1995-2004 годы Александр Ведерников был художественным руководителем и главным дирижером основанного им симфонического оркестра «Русская филармония».
2001-2009 годы — музыкальный руководитель и главный дирижёр Большого театра России.

«Chopin. Pragnienie miłości» (2002)
«Шопен. Желание любви» — польский художественный фильм о жизни и творчестве Фредерика Шопена
Режиссёр — Ежи Антчак
В главной роли — Пётр Адамчик

«Прощальное послание» (1991) — франко-германский художественный фильм о Фредерике Шопене
Режиссёр — Анджей Жулавски
В главной роли — Януш Олейничак

И в этом, и в фильме «Шопен. Желание любви» всё несколько чересчур, но посмотреть их всё же стоит.

Источник

Оцените статью