Фортепианная музыка Моцарта
Лекции по музыкальной литературе musike.ru: Моцарт
Фортепианные сочинения[1] Моцарта были теснейшим образом связаны с его педагогической и исполнительской практикой. Он был величайшим пианистом своего времени. В XVIII веке были, конечно, музыканты, не уступавшие Моцарту в виртуозности (в этом плане его главным соперником был Муцио Клементи), однако никто не мог сравниться с ним в глубокой осмысленности исполнения.
Жизнь Моцарта пришлась на тот период, когда в музыкальной жизни были распространены одновременно и клавесин, и клавикорд, и пиано-форте (так называлось раньше фортепиано). И если по отношению к раннему творчеству Моцарта принято говорить о клавирном стиле, то с конца 1770-х годов композитор писал, несомненно, для фортепиано. Его новаторство ярче всего проявилось в клавирных сочинениях патетического плана.
Фантазия c-moll (KV 475)
Знаменитая Фантазия для фортепиано до-минор (KV 475) была закончена 20 мая 1785 года и, видимо, мыслилась как самостоятельное сочинение[2]. Однако в первом печатном издании, вышедшем в конце того же года, композитор объединил Фантазию с написанной годом ранее Сонатой в той же тональности (KV 457). Так сложился необычный цикл[3], в котором фантазия играет роль вступления к сонате (подобно тому, как в музыке Баха она нередко предпосылалась фуге). Впоследствии Бетховен объединил 2 жанра – фантазии и сонаты – в одном произведении. Один из примеров такого синтеза – «Лунная» соната.
В своем уникальном цикле Моцарт выступил как продолжатель традиций И.С. Баха. Об этом говорит не только жанр, но и содержание его фантазии, близкое к трагедийным образам баховских сочинений (например, «Хроматической фантазии и фуги» d-moll). Характерен выбор тональности: c-moll – тональность сурового драматизма и патетики.
Драматургия фантазии основана на постоянном противопоставлении контрастных образов – драматических, скорбных и светлых, мечтательных. Так возникает 6 контрастных разделов, последний из которых является репризой первого, наиболее скорбного. Придавая всей композиции закругленность и завершенность, возвращение в конце фантазии начального образа выражает идею «замкнутого круга». Смысл этой идеи глубоко трагичен: стремление преодолеть скорбь, обрести душевный покой и гармонию безрезультатно (подобный вывод утверждает и 40-я симфония).
Основная музыкальная мысль фантазии – ее начальная тема, повторяемая в конце, строится на 2-х контрастных элементах. В их противопоставлении отражен основной конфликт всей фантазии. I элемент – сумрачный и сосредоточенный (низкий регистр, ровный, «сковывающий» ритм, хроматическая интервалика, строгое октавное изложение); II элемент – два трепетных мотива-«вздоха», прерываемых паузами.
Весь первый раздел фантазии (Adagio, c-moll) строится на развитии первого элемента основной темы. Его мелодические контуры постоянно меняются, приобретая то восходящую, то нисходящую направленность, вбирая интонации второго элемента. Секвентное развитие отличается тональной неустойчивостью.
Второй раздел (Adagio, D-dur) – разительно контрастирует первому. Его светлая лирическая тема отличается напевностью, тональной устойчивостью и структурной определенностью (ababa – двойная 3-частная форма).
Третий раздел (Allegro, a-moll→B-dur) – порывистый, возбужденный – содержит внутренний контраст. Он строится на двух контрастных темах, изложение которых напоминает сонатную разработку (поскольку обе темы сразу же подвергаются интонационным, ритмическим, тональным преобразованиям). Общая направленность развития идет от минора к мажору, от смятенности к светлому подъему чувств.
Четвертый раздел (Andantino, B-dur) – это светлая кульминация фантазии. Его тема перекликается с пасторальной лирикой второго раздела, но создаваемый образ еще более поэтичен[4], идеально прекрасен. Музыка 4-го раздела обрывается «на полуслове» неожиданным вторжением следующего, пятого раздела.
Пятый раздел (g-moll, Piu Allegro) – драматический и напряженный. Вместо ясно оформленной темы – бурные пассажи, арпеджио. Окончание пятого раздела вливается в репризу первой темы.
Итак, минорные разделы фантазии (1, 3, 5) тонально неустойчивы, незамкнуты, подчеркнуто импровизационны, полны внутренних контрастов. Мажорные разделы отличаются лирической напевностью, тональной и структурной определенносью, использованием приемов варьирования.
Соната c-moll (№14 b)
Соната до-минор воспринимается как закономерное продолжение фантазии, в первую очередь благодаря характеру I части, пронизанной яркими контрастами. В ее музыке также чувствуется воздействие импровизационно-патетического стиля И.С. Баха. Хотя Моцарт создал после нее еще несколько сонат для клавира, она осталась высшим достижением его в этом жанре.
Главная партия сонатного allegro была бы совершенно естественна в симфоническом звучании, в сопоставлении оркестрового tutti и струнных. Сама тональность c-moll предопределяет основное настроение – мужественной патетики.
Побочная партия (Es-dur) включает 2 родственные по смыслу темы. Их трепетное волнение, мягкие хроматические «вздохи», сочетание лирической напевности с возбужденной ритмической пульсацией напоминают арию Керубино «Я и сам не пойму, что со мною» (в той же тональности). Близка им по характеру и тема заключительной партии (тоже Es-dur).
Острота контраста между главной и побочными темами усилена краткостью перехода (связующая партия занимает всего 4 такта).
Разработка предельно лаконична, но при этом полна драматического напряжения. Основной тон в ней задает тема главной партии, ее героические унисоны, звучащие на триольном фоне из связующей партии. Мимолетно возникающая 1-я побочная на этот раз звучит в миноре.
Реприза также отмечена почти безраздельным господством минора – теперь и 2-я побочная, и заключительная темы, как и главная, звучит в основной тональности c-moll. Подобное «оминоривание» мажорных тем – черта, типичная для музыки Моцарта (то же самое есть и в симфонии № 40). Краткая кода еще раз возвращает к основному образу I части – главной партии.
Медленная часть сонаты – это Adagio в Es-dur. Как и лирические части моцартовских симфоний, оно написано в сонатной форме.
Финал, подобно финалу 40-й симфонии далек от жанровости и своим драматизмом перекликается с I частью сонаты. Его главная тема беспокойна, сумрачна и внутриконтрастна: непрерывный поток синкопированных задержаний сменяется настойчивым повторением одного звука на фоне D и взлетающими вверх арпеджио. Смены тематизма сопровождаются резкими динамическими контрастами p – f. Одним из сильных выразительных эффектов становятся многократные остановки – внезапные длительные паузы с ферматами.
Соната A-dur
К числу самых популярных моцартовских сонат относится соната A-dur, № 11 (KV 331).
От всех прочих A-dur’ная соната отличается необычным строением цикла, в котором нет ни одной части в сонатной форме. I часть представляет собой изящные вариации на тему в ритме сицилианы[5]. Далее следует рыцарственно-галантный менуэт, заменяющий медленную часть цикла. В роли финала выступает рондо, снабженное программным названием «alla turca», музыка которого близка к «янычаркому» (турецкому) стилю. Этот стиль был очень модным в музыке XVIII века, особенно во французской опере. Он ярко представлен и в «Похищении из сераля», первой венской опере Моцарта. Для него характерно быстрое движение в двухдольном размере, некоторая ладовая причудливость и использование шумных ударных инструментов.
Все 3 части сонаты связаны одной тональностью (что говорит о близости к сюите) и единством жизнерадостного настроения, лишенного драматизма.
Поскольку Менуэт в этой сонате заменяет медленную часть, в нем на первый план выдвигается песенно-лирическое начало (что не вполне традиционно). Его основная тема многоэлементна, благодаря чему возникает ощущение постоянной изменчивости музыкального материала. Сопоставление различных мотивов – энергичных и более мягких, нежных, певучих – сопровождается динамическими контрастами.
D-dur’ное трио своей фактурой и пасторальным характером перекликается с 4-й вариацией I части.
Финальное «турецкое рондо» приобрело широкую популярность благодаря яркости и демократичности музыкального языка, хотя восточный колорит его музыки весьма условен. Звуковые репетиции в сопровождении рефрена имитируют барабанную дробь; в коде же можно вообразить целый оркестр с барабанами, литаврами, тарелками, треугольником и флейтой piccolo.
Форму финала следует определить как сложную 3х частную с добавочным рефреном (припевом):
I II (трио) III (реприза)
А + R В + R A + R Coda
a-moll A-dur fis-moll A-dur a-moll A-dur A-dur
Основной тон всей части задает рефрен. Празднично-оживленный, энергичный, он звучит очень бодро и темпераментно. Повторяясь после каждого раздела трехчастной формы, его музыка, действительно, придает финалу черты рондообразности. Кроме того, она играет тонально объединяющую роль (ее A-dur является одноименной для тональности первой темы и параллельной для тональности трио).
Двум другим темам также присуща танцевальность и они тоже звучат легко и задорно, поскольку их минорный колорит постоянно оттеняется яркими мажорными красками.
[1] 19 сонат, 15 вариационных циклов, 4 фантазии (две в c-moll, одна в C-dur, объединенная с фугой, и еще одна в d-moll). Наряду с крупномасштабными циклами, в творчестве Моцарта имеется немало небольших пьес, которым сам он не всегда придавал должное значение. Это отдельные менуэты, рондо, Adagio, фуги.
[2] Один из биографов композитора утверждал, что Моцарт играл ее на концерте, состоявшемся в Лейпциге 12 мая 1789 года.
[3] Моцарт посвятил его своей ученице Марии Терезии фон Траттнер.
[4] На эту тему П.И. Чайковский написал вокальный квартет «Ночь».
[5] Старинный итальянский танец, для которого характерен размер 6/8 и триольно-пунктирная ритмика.
Источник
Все крупные формы для фортепиано у моцарта
Моцарт
Из оперы «Идоменей»
Увертюра — сонатная форма, реприза с пропуском побочной партии
Из оперы «Похищение из сераля»
Ария Осмина Ре мажор из последнего действия — рондо-соната
Из оперы «Свадьба Фигаро»
Увертюра — сонатная форма без разработки
Каватина Фигаро «Если захочет» — сонатная форма с эпизодом в разработке и без ПП в репризе
№11 Ария Керубино «Рассказать»- рондо
Ария Фигаро «Мальчик резвый» — форма рондо
Ария Керубино «Сердце волнует» — сонатная форма без ПП в репризе
Из оперы «Дон-Жуан «
№3 -сонатная форма
№7Дуэттино Дон-Жуана и Церлины — сложная 2-хчастная запевно-припевная форма (AB), где A — сонатная форма без разработки, B — простая 2-х частная форма.
№15 Терцет Ля мажор — сонатная форма с эпизодом вместо разработки
№17 — сонатная форма
Из оперы «Волшебная флейта»
№14 Ария Царицы Ночи ре минор — сонатная форма с разработкой, с кратким завершением вместо репризы
№40, I часть -сонатная форма
№40, II часть(Andante) -сонатная форма
№40, III часть(менуэт) -сложная 3-хчастная форма
№40, IV часть -сонатная форма
№41, I часть -сонатная форма
№41, II часть(Andante cantabile) -сонатная форма
№41, III часть(менуэт) -сложная 3-хчастная форма
№41, IV часть -сонатная форма
Легкая соната для фортепиано До мажор, I часть -сонатная форма
Соната для ф-п №1, I часть — сонатная форма
Соната для ф-п №2, I часть — сонатная форма
Соната для ф-п №3 — сонатная форма с зеркальной репризой
Соната для ф-п №4, I часть — сонатная форма
Соната для ф-п №5 — 2-хчастный цикл, I часть — сонатная форма Фа мажор, II часть — рондо Фа мажор
Соната для ф-п №6, I часть — сонатная форма
Соната для ф-п №6, II часть-сонатная форма без разработки
Соната для ф-п №6, финал — сонатная форма
Соната для ф-п №7, К309, финал-рондо-соната с пропуском ГП в начале репризы
Соната для ф-п №8, I часть — сонатная форма
Соната для ф-п №8, II часть — простая 2-х частная форма
Соната для ф-п №9, I часть — сонатная форма
Соната для ф-п №10, I часть — сонатная форма
Соната для ф-п №10, III часть — тема с вариациями
Соната для ф-п №12, I часть — сонатная форма
Соната для ф-п №13, I часть — сонатная форма
Соната для ф-п №14, andante — сонатная форма
Соната для ф-п №15, I часть — сонатная форма
Соната для ф-п №16, I часть — сонатная форма
Соната для ф-п №17, I часть — сонатная форма
Соната для ф-п Ля мажор I часть — тема с 6 вариациями, II часть — Менуэт — сложная 3-хчастная форма, финал — Rondo alla turca — сложная 3-х частная с прибавленным рефреном к каждой из 3-хчастей
Соната для ф-п До мажор, II часть Andante, un poco adagio Фа мажор — соединение 2-х частной формы с орнаментальными вариациями.
Соната для ф-п №18, II часть Ми-бемоль мажор — рондо, рефрен при повторениях варьируется, сокращается, при первом проведении — простая 3-хчастная форма, в последнем — простая 2-хчастная форма, во втором проведении — период.
Соната для ф-п Ре мажор, К 284, II часть Rondeau en Polonaise, andante — рондо-соната
Соната для ф-п Си-бемоль мажор, К533/494 — финал — рондо-соната с двумя центральными эпизодами(соль минор, Ми-бемоль мажор -идут подряд)
Соната для ф-п Си-бемоль мажор, К281-финал — рондо-соната с двумя центральными эпизодами, между ними -рефрен
Соната для ф-п Фа мажор, К533-финал — рондо-соната с тремя центральными эпизодами (ЭПре минор, ЭПСи-бемоль мажор, рефрен Фа мажор,ЭП Ля-бемоль мажор
Соната для ф-п Ре мажор, К 311 — рондо-соната с центральным эпизодом и разработкой (разработочная связка-ЭП-разработочная связка та же)
Фантазия и соната до минор, фантазия — II эпизод — двойная 3-хчастная форма (с повторенной серединой и репризой); соната I часть — сонатная форма, II часть — Adagio, III часть — рондо-соната.
Скрипичная соната №9, Фа мажор, К377, II часть, ре минор — форма фигурационных вариаций. Тема в простой 2-х частной форме, 6 вариаций
Ф-п концерт №20, IIчасть «романс»-рондо (лирическое)
Ф-п концерт №23, IIчасть, andante фа-диез минор — форма adagio -3-хчастная репризная форма, в которой первая часть-период, вторая часть-на новой теме в 2-хчастной форме, между частями-связующие разделы; форма усложнена введением оркестрового дополнения-ритурнеля после первой темы и в коде.
Ф-п концерт №24, IIчасть -рондо (лирическое)
Кларнетовый концерт, I часть — сонатная форма с двойной экспозицией (12 разных тем)
Скрипичный концерт №1 — медл. часть — сонатная форма с двойной экспозицией.
Скрипичный концерт №5 — медл. часть — сонатная форма с двойной экспозицией.
Скрипичный концерт №5, финал — рондо-соната
«Маленькая ночная серенада», IIчасть «романс»-рондо (лирическое)
«Хаффнер-серенада» — VII часть менуэт — составная (рондообразная) форма с несколькими трио
Рондо для ф-п с оркестром — форма вариаций
Рондо Ре мажор на тему ИК Баха для ф-п — полная сонатная форма.
Рондо ля минор — синтез жанра рондо и фантазии (продолжил традиции ФЭ Баха)
Источник