Все лады от ноты си бемоль

Содержание
  1. Помогите построить лады!!
  2. Лады народной музыки
  3. Лады народной музыки. Разбор 7 ладов народной музыки с подробными примерами
  4. Лады народной музыки. Общая информация
  5. История ладов народной музыки
  6. Отличия от обычной гаммы
  7. Группы ладов
  8. Список ладов народной музыки
  9. Ионийский
  10. Фригийский
  11. Лидийский
  12. Дорийский
  13. Миксолидийский
  14. Эолийский
  15. Локрийский
  16. Таблица ладов народной музыки
  17. ЕЩЕ СТАТЬИ ПО ТЕМЕ:
  18. 6 Replies to “ Лады народной музыки. Разбор 7 ладов народной музыки с подробными примерами ”
  19. Добавить комментарий Отменить ответ
  20. Обзор Сайлент-гитары Yamaha SLG200NW
  21. Как записывать акустическую гитару дома
  22. Правила ухода за гитарой от Артёма Дервоеда
  23. Фразировка на гитаре. Учимся выражать музыкальные мысли
  24. Буквенное обозначение нот и тональностей
  25. Диезы и бемоли по буквенной системе
  26. Дубль-диезы и дубль-бемоли по буквенной системе
  27. Таблица буквенных обозначений звуков
  28. Буквенное обозначение тональностей
  29. Обозначение октав по буквенной системе

Помогите построить лады!!

Учебника нету? Конспекта, справочника? Не можешь запомнить, в каком ладу что повышено/понижено? Хочешь удобный способ подскажу, как все это запомнить — и будешь строить что угодно где угодно в любой момент.

Все диатонические лады используют ОДИН И ТОТ ЖЕ звукоряд — это звукоряд белых клавиш. Только тониками служат в нем разные звуки, и получаются разные лады. Вот смотри:
1. Белые клавиши с тоникой на ноте «до» — это ионийский или натуральный мажор. Старый знакомый, не так ли?
2. Те же белые клавиши, с тоникой на ноте «ре» — это дорийский лад (нетрудно запомнить «до-ре, до-рийский»).
3. Тот же звукоряд от ноты «ми» — фригийский лад.
4. От ноты «фа» — лидийский
5. От ноты «соль» — миксолидийский.
6. От ноты «ля» — эолийский, или натуральный минор
7. От ноты «си» — локрийский.

Читайте также:  Моя нота была готова

Например, тебе нужен лидийский лад от ноты.. ну, скажем, «ля». Вспоминаешь эту «шпаргалку» — лидийский лад находится на белых клавишах от ноты «фа». Чем он отличается от обычного фа мажора? Отсутствием «си-бемоля» в ключе, т. е. в нем повышена 4-я ступень (нота «си»). Следовательно, чтобы получить такой же лад от ноты «ля», ты должна взять обычный ля мажор и повысить в нем 4-ю ступень. Либо просто написать четыре диеза при ключе — вот и все!

Теперь, надеюсь, ты сможешь все построить сама.

Что касается «двух увеличенных секунд», то это называется «дважды-гармонический лад». Мажор или минор. Одна увеличенная секунда должна быть между 6 и 7 ступенями (что для этого нужно сделать с мажором или минором, ты уж догадаешься без труда). А вторая секунда — в мажоре между 2 и 3 ступенями (т. е. нужно понизить 2-ю), а в миноре — между 3 и 4 ступенями (нужно повысить 4-ю).

Источник

Лады народной музыки

В музыке большое множество ладов. От их многообразия и музыка разнообразна и выразительна. Кроме общеизвестных мажора и минора с их разновидностями, существуют, так называемые, народные лады. По другому их называют: церковные лады, старинные лады, лады народной музыки. Они были изучены еще в средние века.

Название этих ладов взяты из теории древних греков. Объединяет эти лады чередование больших и малых секунд. Во всех ладах, о которых пойдет речь ниже, пять больших секунд и две малые секунды. Если от каждой ступени До мажора сыграть звукоряды (на фортепиано это будут все белые клавиши), то получится полный «набор» ладов народной музыки.

Лады народной музыки можно разделить на две большие группы по ладовому наклонению.
Первая группа: лады мажорного наклонения, имеющие высокую III ступень. К ним принадлежат:
— ионийский (от «До» — совпадает с натуральным мажором);
— лидийский (от «Фа» — в отличие от натурального Фа мажора, высокая IV ступень);
— миксолидийский (от «Соль» — в отличие от Соль мажора, низкая VII ступень).
Вторая группа: лады минорного наклонения, имеющие III низкую ступень. К ним относятся:
— эолийский (от «Ля» — совпадает с натуральным минором);
— дорийский (от «Ре» — в отличие от ре минора, высокая VI ступень);
— фригийский (от «Ми» — в отличие от ми минора, низкая II ступень);
— локрийский (от «Си» — в отличие от си минора, низкие II и V ступени).

Лады народной музыки — это диатонические (натуральные) лады. Их ступени натуральные, не хроматические (измененные). Поэтому принято говорить, например, IV высокая ступень, а не повышенная. Для понимания этих ладов мы сравниваем их с известными — натуральным мажором и натуральным минором, но это не производные лады, а самостоятельные.

Для осознания этих ладов сделаем несколько построений:
Лидийский лад: Дорийский лад:
от «Соль» — соль ля си до# ре ми фа# соль от «Ми» — ми фа# соль ля си до# ре ми
от «Фа» — фа соль ля си до ре ми фа от «Ре» — ре ми фа соль ля си до ре
Миксолидийский лад: Фригийский лад:
от «Соль» — соль ля си до# ре ми фа соль от «Ми» — ми фа соль ля си до ре ми
от «Фа» — фа соль ля сиЬ до ре миЬ фа от «Ре» — ре миЬ фа соль ля сиЬ до ре

Для запоминания этих ладов пользуйтесь подсказками:
В ладах народной музыки изменяются неустойчивые ступени- II IV VI VII.
В ладах мажорного наклонения изменяются ступени IV и VII. Это звуки, которые образуют тритон.
В ладах минорного наклонения изменяются ступени II и VI. Это звуки, которые образуют тритон.

Еще одна подсказка:
Заполните две параллельные тональности без фа# — Соль мажор и ми минор. Эта пара — миксолидийский и фригийский лады.
Запомните две параллельные тональности без сиЬ — Фа мажор и ре минор. Эта пара — лидийский и дорийский лады.

Источник

Лады народной музыки. Разбор 7 ладов народной музыки с подробными примерами

Лады народной музыки. Общая информация

Перед тем, как европейская музыкальная теория окончательно оформилась в виде четких правил отношения нот друг к другу, народы мира использовали в своих песнях так называемые лады народной музыки. Они представляли собой структуры, очень схожие с теми гаммами, которые мы видим сейчас, однако имели свое построение и особый окрас. В данной статье мы подробно расскажем общую теорию ладов, как они развивались со временем и как выглядят сейчас.

История ладов народной музыки

В первую очередь, лады народной музыки ассоциируются с Грецией, поскольку носят названия греческих провинций, в которых они появились. Однако подобные семиступенные звукоряды на самом деле вовсе не изобретение греков. На деле структуры, подобные известным нам ладам, появлялись в разных местах земного шара в разное время. При этом названия ладов изначально не были статичны, они менялись вместе с тем, как развивалась и менялась музыкальная мысль. Стоит также упомянуть, что помимо ладов с семью ступенями, среди народов были распространены и пятиступенные лады – их мы сейчас называем пентатоники на гитаре .

Во время структуризации музыки во времена Средневековья и Возрождения, лады также нашли свое место в европейской теории. Сначала на их основе была выстроена система церковных хоралов, которую чуть позже стали называть церковными ладами.

С появлением темперированного строя можно говорить о пропаже разницы между ряда ладов и гамм – а именно, между эолийский и ионийским ладом и натуральным минором и мажором соответственно. Сейчас эти лады считаются полностью идентичными своим гаммам.

В двадцатом веке лады, до этого использовавшиеся очень сдержанно, пережили второе рождение. Это связано с повышенным интересом к народной музыке, который продолжается до сих пор. Самый известный пример ладов народной музыки в современных композициях – фригийский лад, который постоянно используется в тяжелом металле.

Отличия от обычной гаммы

Народные лады отличаются от обычных гамм двумя чертами. Первая – это повышенные или пониженные ступени, которые как раз и создают то самое характерное звучание конкретного лада. В случае гамм на гитаре , вам потребуется понять, какая нота находится на нужной ступени и поднять или опустить ее в зависимости от того, какое звучание хотите получить.

Кроме этого, народные лады – модальны, а не тональны. Это означает, что привычные гармонические отношения тоника-субдоминанта-доминанта в них выражается гораздо слабее. Если вы находитесь внутри лада, то вам совершенно не обязательно завершать фразу доминантой в тонику, вы вольны использовать любые гармонические и фразовые ходы, которые сочтете нужными или приятными с музыкальной точки зрения.

Для аранжировщиков это так же означает значительное расширение гармонических возможностей, поскольку при помощи ладов можно не только задать композиции определенную краску настроения, но и выстроить необычную гармонию, которая будет удивлять слушателя.

Группы ладов

Все народные лады разделяются на две группы.

Лады мажорного наклонения. Их отличительная черта – высокая третья ступень. К этим ладам относятся:

Лады минорного наклонения с низкой третьей ступенью. Это:

Список ладов народной музыки

Ионийский

Лад мажорного наклонения, который легче всего строить от ноты до. Не имеет в себе поднятых ступеней и соответствует натуральной мажорной гамме. Выстраивая его в тональности до-мажор вы получаете следующие ноты:

C – D – E – F – G – A – B

Данный лад параллелен Эолийскому минору.

Фригийский

Минорный лад, отличительная черта которого – пониженная вторая ступень в гамме. Отличается агрессивным, злым, очень мрачным настроением. Легче всего выстраивается от гаммы ми-минора. В нем вы получите вот такие ноты:

E – F – G – A – B – C — D

Лидийский

Лад мажорного наклонения с повышенной четвертой ступенью. Отличается возвышенным, радостным звуком. Легче всего строить от Фа-мажора, внутри этой тональности у лидийского лада будут следующие ноты:

F – G – A – B – C – D — E

Дорийский

Минорный лад, содержит в себе поднятую шестую ступень. По настроению – менее минорный и более радостный, светлый, восторженный. Легче всего строится от ноты Ре в тональности ре-минор. Является параллельным Лидийскому ладу.

D – E – F – G – A – B — C

Миксолидийский

Мажорное наклонение, в гамме понижена седьмая ступень. Легче всего его выстраивать от соль-мажора. Характерен для музыки Ирландии и кельтов, а также кантри, блюза и рок-н-ролла. Параллелен фригийскому ладу. В соль-мажоре имеет следующие ноты:

G – A – B – C – D – E — F

Эолийский

Минорный лад, который своим звучанием и структурой соответствует обычной минорной гамме. Легче всего выстраивается от ноты Ля:

A – B – C – D – E – F — G

Локрийский

Самый необычный лад. Внутри него понижены вторая и пятая ступени. Дает мрачное, таинственное, страшное звучание. Легче всего выстраивается из гаммы ля-минор:

B – C – D – E – F – G – A

Как вы уже заметили, основой для всех ладов народной музыки является гамма до-мажор. Каждой из гамм в народных ладах соответствует своя нота, и если внутри этой тональности играть тот же звукоряд, что вы играете внутри до-мажора – то вы автоматически будете находиться в интересующем вас ладу. При этом для того, чтобы построить народные гаммы в любой другой тональности, вам достаточно просто запомнить структуру гаммы до-мажор, и отталкиваться именно от нее.

Таблица ладов народной музыки

Название лада Параллельный лад Измененные ступени От какой ноты проще всего строить
Ионийский Эолийский Нет C
Лидийский Дорийский IV повышается F
Фригийский Миксолидийский II понижается E
Эолийский Ионийский Нет A
Миксолидийской Фригийский VII понижается G
Дорийский Лидийский VI повышается D
Локрийский II, V низкие B

ЕЩЕ СТАТЬИ ПО ТЕМЕ:

6 Replies to “ Лады народной музыки. Разбор 7 ладов народной музыки с подробными примерами ”

«Пентатоники на гитаре»? А что, на других инструментах их уже нет?
Фригийский лад в тяжёлом металле? Много найдёте чистого фригийского лада там вместо гармонического минора и Phrygian-Locrian Combined a.k.a. «Metallica Scale»?
Локрийский – минорное наклонение при уменьшённом-то тоническом трезвучии?
В эолийском нет изменённых ступеней? Мы, кажется, о народных ладах, а не о натуральном миноре. В нём b3, b6 и b7, во фригийском b2 b3, b6 и b7, в локрийском b2 b3, b5 b6 и b7.
«Нота, от которой легче поспорить»? Они строятся по интервалам, одинаково от любой ноты. Проще их только найти на фортепианной клавиатуре – максимум.

Кому-то определённо очень стоит сначала подтянуть собственные знания по теме, прежде чем лезть преподавать её другим…

Судя потому с какой ухмылкой, написан весь ваш комментарий, можно сделать вывод, что вы крутой музыкальный спец. И это хорошо! Радует то, что нас читают музыкально грамотные люди и наш труд имеет обратную связь. Но спешу вас огорчить, на счет «подтянуть знания», дело в том, что мы всегда чему-то учимся, развиваем себя и данный сайт. Если есть ошибки, то разбираем их и исправляем, если им есть место. Но во всех ваших заметках, с негативным очерком, прощупывается, не профессиональное, а обычное любительское мнение, не более! Отсюда следует, что разбирать детально ваши заметки, просто не имеет смысла.

Что касается фразы «Пентатоники на гитаре», то если вы не заметили, это активная ссылка (другим цветом), как раз на статью по таким же названием. Это навигация по сайту.

В описании миксолидийского ошибочка у вас: седьмая не повышена, а понижена.

Здравствуйте. У нас все правильно, ошибки нет, т.к. в миксолидийском ладу 7-ая ступень понижена.

А у Вас написано «повышена». )

Я до этого смотрел только на картинке и в таблице, в самом описании пропустил, там действительно была такая ошибка. Все исправили. Спасибо, что уточнили!

Добавить комментарий Отменить ответ

Обзор Сайлент-гитары Yamaha SLG200NW

Как записывать акустическую гитару дома

Правила ухода за гитарой от Артёма Дервоеда

Фразировка на гитаре. Учимся выражать музыкальные мысли

Источник

Буквенное обозначение нот и тональностей

В музыке есть две системы обозначения высоты звука – буквенная и слоговая. Слоговые обозначения все знают, они привычны на слух – это ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ. Но есть и другой способ – обозначение звуков с помощью букв латинского алфавита. Причем буквенная система обозначения звуков возникла даже исторически раньше, чем слоговая.

Итак, по буквенной системе музыкальные звуки обозначаются следующими буквами латинского алфавита: ДО – C (цэ), РЕ – D (дэ), МИ – E (э), ФА (эф) – F, СОЛЬ – G (гэ), ЛЯ – A (а), СИ – H (ха) .

Интересно, что во время, когда формировалась буквенная система, музыкальный звукоряд начинался со звука ЛЯ, а не со звука ДО. Именно поэтому, первой букве алфавита A соответствует именно звук ЛЯ, а не ДО. Еще одной особенностью этой старой системы является звук СИ-БЕМОЛЬ в основном звукоряде, он обозначается буквой B. А за нотой СИ, являющейся основной ступенью современного звукоряда, позже была закреплена буква H.

Диезы и бемоли по буквенной системе

Повышенные и пониженные ступени, то есть диезы и бемоли, тоже можно изобразить в буквенной системе звуков. Для того чтобы сказать о диезе, к букве ноты прибавляется суффикс IS (ис). А для бемолей используется другой суффикс – ES (эс).

Например, ДО-ДИЕЗ – CIS (цис), а ДО-БЕМОЛЬ – CES (цес).

Однако из этих правил есть несколько исключений, которые нужно запомнить. Все они касаются обозначения бемольных нот. Звук МИ-БЕМОЛЬ по буквенной системе выглядит как EES, но в практике одна, средняя гласная сокращается и таким образом получается обозначение ES. Точно такая же история возникает со звуком ЛЯ-БЕМОЛЬ, в его обозначении AES сокращается один гласный звук и в результате получается просто AS.

И еще одно исключение из правил связано чисто с историческими причинами. Звук СИ-БЕМОЛЬ принято обозначать как B, а не HES.

Дубль-диезы и дубль-бемоли по буквенной системе

Когда речь идет о двойных понижениях и понижениях, то есть о знаках дубль-диеза и дубль-бемоля, принцип отражения их в буквенной системе очень простой и логичный. Дубль-диез – это два диеза, а значит два суффикса IS – ISIS, дубль-бемоль – это два бемоля и, соответственно, два суффикса ES – ESES. Причем правило с дубль-бемолями касается также и звука СИ-ДУБЛЬ-БЕМОЛЬ, который обозначается в данном случае по общему правилу – HESES.

Таким образом, с помощью буквенной системы можно обозначить не только основные звуки, но и диезы с бемолями, а также дубль-диезы и дубль-бемоли. Давайте подытожим все эти способы обозначения в таблице:

Таблица буквенных обозначений звуков

Нота Диез Дубль-диез Бемоль Дубль-бемоль
ДО c cis cisis ces ceses
РЕ d dis disis des deses
МИ e eis eisis es eses
ФА f fis fisis fes feses
СОЛЬ g gis gisis ges geses
ЛЯ a ais aisis as ases
СИ h his hisis b heses

Буквенное обозначение тональностей

В названии любой тональности – мажорной или минорной – всегда сообщаются два элемента: это ее основной звук (тоника) и ее ладовое наклонение (мажор или минор). Эта же структура всегда находит отражение и в буквенной системе. Тоника обозначается как обычный звук, только с одной особенностью – для мажорных тональностей тоника записывается с заглавной, большой буквы, а для минорных – наоборот, с малой, строчной буквы.

Для обозначения ладового наклонения используются специальные слова. Для мажора – слово DUR, которое является сокращением от латинского термина DURUS (в переводе значит «твердый»). Для минорных тональностей используется слово MOLL, в переводе с латинского языка этот термин означает «мягкий».

Обозначение октав по буквенной системе

Наблюдательный читатель, быть может, уже с самого начала задался вопросом о том, как же в буквенной системе различить звуки малой октавы и, например, второй, или первой и большой. Оказывается, все предусмотрено, и для обозначения разных октав в буквенной системе есть свои правила. Только многие почему-то о них забывают, а иные и вовсе о том не слышали. Давайте же разбираться.

Здесь все на самом деле довольно просто. Если вы пока плохо знаете названия всех октав, то рекомендуем к изучению материал Расположение звуков на клавиатуре фортепиано, где этот вопрос рассматривается довольно подробно.

Итак, правила следующие:

  1. Звуки большой октавы пишутся заглавными, большими буквами.
  2. Звуки малой октавы пишутся, наоборот, строчными, малыми буквами.
  3. Для обозначений звуков первой, второй, третьей и последующих верхних октав используют малые буквы, к которым прибавляются либо верхние индексы с номером октавы, либо штрихи-черточки, располагаемые сверху над буквой. При этом количество штрихов соответствует номеру октавы (один штрих – первая октава, два штриха – вторая и т.д.).
  4. Для обозначения звуков контроктавы и субконтроктавы используются большие, то есть заглавные буквы, к которым прибавляются либо числа 1 или 2 (1 для контроктавы и 2 для субконтроктавы) в нижнем индексе, либо тоже черточки-штрихи, только, естественно снизу.

На рисунке вы можете посмотреть примеры звука ЛЯ с разным обозначением октав. Кстати этот же октавный принцип имеет точно такое же действие и в слоговой системе обозначения звуков. Поэтому примеров обозначения будет сразу несколько.

Дорогие друзья, если у вас еще остались вопросы по данной или по какой-нибудь другой музыкально-теоретической теме, то напишите их, пожалуйста, в комментариях к данному материалу.

А сейчас для лучшего усвоения урока мы предлагаем вам просмотреть видео по теме и рекомендуем выполнить упражнения, которые там будут предложены.

Источник

Оцените статью