Все люди живут ноты

Занятие 3 «Где живут ноты?» из цикла по обучению нотной грамоте

Папанова Алла Владимировна
Занятие 3 «Где живут ноты?» из цикла по обучению нотной грамоте

Представляю третье занятие из цикла по обучению музыкальной грамоте творческого объединения детей по интересам » Ритмическая мозаика».

Цель занятия:

— познакомить детей с названием нот, нотным станом, написанием и расположением нот на нотоносце.

Задачи:

— воспитание потребности узнавать новое в музыке, музыкальных терминах,

— развивать гибкость и пластичность, точность и ловкость движений, координацию рук и ног,

— воспитывать культурные привычки во время общения друг с другом во время игры,

— развивать умение организовать игровое общение с другими детьми.

-продолжать обучение музыкальной грамоте

Материал:

— фланелеграф, разлинованный пятью линейками,

— пособие по обучению музыкальной грамоте – изображение нот, скрипичный и басовый ключи,

-металлофоны на каждого ребёнка,

— небольшие мячи для каждого ребёнка для выполнения упражнений,

— большой мяч для игры.

Вход: дети входят спокойным шагом, звучит песня «Семь нот». Песня «Семь нот» муз. М. Дунаевского, сл. Н. Олева.

(кассета 77 лучших песен для детей. Выпуск 3).

Орг. момент:

М. р. : Ребята, вы заметили, о чём была песенка, которая вас сегодня встречала? О нотах! А вы знаете, где живут ноты? Все ноты живут в одном многоэтажном доме, который называется нотным станом или нотоносцем. А всего в доме пять этажей (показывает линейки на фланелеграфе, т. к. стан состоит из пяти линеек. Каждая нота занимает своё положение на нотном стане – свою уютную квартирку. Открывают двери дома ключи, да не обычные, а музыкальные- скрипичный и басовый.

Живут нотки в своём доме дружно — никогда не ссорятся.

Итак, познакомимся с нотами.

(м. р. выкладывает ноты на фланелеграфе по тексту стихотворения В. Сергеева «Где живут ноты ?»)

1. Есть у каждой ноты дом.

Где живёшь ты, нота ДО?

Здесь на маленькой скамейке,

На добавочной линейке.

2. Нота РЕ, ты где живёшь?

Где ты песенки поёшь?

Найди меня сумей-ка

Под первою линейкой!

3. Смотри, запомни и пойми!

Попела звонко нота МИ,

Первая линейка- высоко не лезть

Первая линейка- хорошо и здесь

4. Между первой и второй

ФА глядит в окошко

Между первой и второй

Тесно ей немножко.

5. На второй линейке Соль

С нотой Фа встречается.

Если скажешь ФА и СОЛЬ

6. А вы меня заметили?-

Спросила нота ЛЯ:

— Между второй и третьей

Пою я песню детям.

Ля – ля – ля – ля — ля – ля!

7. А на линейке третьей СИ

На самой серединке.

Споём, когда не попроси

Мы ноты без запинки!

8. ДО вверху и ДО внизу

Мы споём от ДО до ДО

М. р. А сейчас каждый из вас октаву может сыграть на металлофоне. Сначала посмотрите как это сделаю я, а затем повторите.

(дети играют на металлофонах, называя ноты при помощи взросло го)

М. Р. Без нот композиторы не написали бы музыки, а мы её не услышали и не смогли бы петь и танцевать. Ноты нам помогают даже делать разминку. Потому, что музыканты играют прекрасную музыку по нотам!

Разминка.

Комплекс упражнений с мячами № 5.

Ходьба в колонне по одному и бег вокруг мяча.

1. И. п. : основная стойка, руки с мячом внизу. Ходьба на месте, одновременно перекладывая мяч из руки в руку над головой.

2. И. п. : стоя, ноги на ширине плеч, руки в стороны.

«Передача мяча с поворотом»

1– поворот влево, мяч перекладывается в левую руку, 2 – и. п. ,

3 – поворот вправо,

3. И. п. : стать прямо, ноги на ширине плеч мяч в правой руке.

1,2 – наклон, мяч за ногами переложить в левую руку,3,4 – и. п.

5,6 – наклон мяч переложить в правую руку,

4. И. п. :лечь на спину, руки вдоль туловища, мяч в правой руке.

1,2 – поднять ноги вверх, переложить мяч за ногами в левую руку,

5,6 – переложить в правую руку,

5. И. п. : сесть на пол, скрестив ноги, мяч в правой руке

1,2 — поворот, положить мяч за собой назад,

3,4 – и. п. мяч лежит за спиной,

5,6 – поворот взять мяч,

6. И. п. :стоя, мяч на полу.

Прыжки вокруг мяча.

М. р. Ребята,вы сегодня хорошо потрудились и можно поиграть!

Игра с мячом.

1 часть – медленная музыка, водящий в центре круга с мячом, под музыку бросает мяч любому ребёнку, тот его возвращает. Мяч бросать равномерно, под музыку, на сильную долю такта.

2 часть – музыка в быстром темпе, водящий подбегает к детям, встаёт в круг, поднимает мяч вверх. Дети,между которыми встал водящий, бегут за кругом навстречу друг другу. Кто первый взял мяч – становится водящим.

Итог занятия. М. Р. :

Чтобы ноты не забыть,

Надо ноты повторить!

Я попрошу Вас дома рассказать, что вы узнали сегодня на занятии! А что вы расскажете (ответы детей)

Мультимедийная аттестационная разработка развивающего занятия для детей подготовительной к школе группы. Данное занятие я проводила для аттестации на 1 квалификационную категорию в марте 2013 года. Это занятие является частью цикла занятий.

Пособия по обучению грамоте. Ребусы, шарады… Занятия по обучению грамоте очень нравятся детям. Для того, чтобы они проходили наиболее интересно и продуктивно я изготовила и постоянно.

Источник

Мероприятие «Где живут нотки?»

Мероприятие разработано для усвоения музыкальной грамоты.

Просмотр содержимого документа
«Мероприятие «Где живут нотки?»»

п. Степной, Светлинский район, Оренбургская область.

Разработала учитель музыки Забродина Антонина Васильевна

Сценарий мероприятия «Где живут ноты?»

Конспект урока по программа В.В. Алеева, 1 час в неделю (33 часа в год). Разработка рассчитана для учащихся 1 классов, которое дает возможность привить любовь к музыке.

Цель: У обучающихся формируются мыслительные навыки – умение вслушиваться, доказывать и обобщать, развивается умение сравнивать, сопоставлять.

На мероприятие используется частично-поисковый метод, методы моделирования, пластического интонирования, эффект неожиданности, «переключение» видов деятельности.

— формировать мыслительные навыки – обобщение, умение вслушиваться и доказывать

— развитие умения сравнивать, сопоставлять

— формирование навыка интеграции различных видов искусства

— создание условий для оптимизации творческих способностей учащихся

— развитие импровизации в доступных для детей формах

— создать атмосферу творчества, при которой учащиеся самореализуются, самотворят.

— воспитание эмоциональной отзывчивости на музыку

— воспитание грамотного слушателя

Тип мероприятия: обобщение полученных знаний.

словесно-индуктивный (беседа, диалог)

наглядно — дедуктивный (сравнение)

частично — поисковый (импровизация)

презентация POWER POINT

баян, ноты, музыкальный центр

иллюстрации по теме, рисунки учащихся

— разноцветные карточки (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый).

На доске написана тема урока, вывешены предварительно нарисованные рисунки детей по теме «Нотки в лесу»

Учитель: Из чего состоит музыка? (Звуков, нот).

Пять веревочек висят,

С них сто птичек голосят, что это? (нотный стан и ноты).

Сегодня мы отправимся в загадочную страну под названием «Музыка». Сколько нот в музыке? (семь). Какие? (называют ноты). Учитель поет ноты. Все ли ноты одинаковые по звучанию? (нет). Давайте споем, как нотки поднимаются или опускаются, а может стоят на месте?. (Исполнение гаммы). А теперь покажем ручкой как поднимаются нотки. (поем и показываем)

Наш урок-путешествие называется «Где живут ноты?» А где живут ноты? (Ответы детей) Мы поиграем в музыкальную игру, посмотрим мультфильм о звучании нот, расскажу сказку «Как нотки научились петь.

И так, мы отправляемся в путешествие.

Нотки имеют не только разный звук, но и свой цвет.

У каждого ребенка на столе лежат цветные карточки (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый).

Мы «познакомится» с нотками и посмотреть клип, в этом клипе у каждой нотке свой цвет, ваша задача быть внимательными и поднимать карточку с тем цветом, какая будет изображена.

О каких нотах шла речь в клипе? С чем или с кем сравнивались нотки? (Ответы детей)

2. Станция «Сказок». И я вам предлагаю послушать сказку «Как нотки научились петь».

Слушая сказку, подумайте, какие нотки, каким зверям больше всего подходят? Какая нотка больше всего подходит вам по характеру?

Мальчик спал, но ноткам в нотной тетради не спалось, и они попросили:

-Маэстро Скрипичный ключ, слышите, как красиво поет соловей в лесу. Отпустите нас в лес. Мы выучим песенку соловья и принесем ее в подарок мальчику.

-Ладно, летите, непоседы, только утром возвращайтесь,- велел Скрипичный ключ.

Нотки выпорхнули из тетради и полетели в лес. Песенка соловья переливалась и взвивалась под небеса, и нотки летали вместе с ней. Так прекрасна была эта песенка, что лесные звери и птицы слушали ее всю ночь. (Слушание пение соловья)

Какая песенка соловья? Какие звуки (низкие, высокие)? С чем можно сравнить пение птицы?

Утром соловушка поклонился слушателям, почистил горлышко и полетел отдыхать.

-Не улетай, соловушка, научи нас своей песенке,- стали просить звери и птицы.

-Не могу, я очень устал. Пусть нотки вас научат,- показал соловей на нотки, сидящие на ветках, и добавил: Они дочки феи Музыки и хорошо запомнили мою песенку. Нотки обрадовались. Что им поручили такое важное дело, и спрыгнули на землю.

Ноту « До» забрал медведь. Он уселся возле дерева и начал петь: «До-до-до».

-Это песня совсем не соловьиная, — пробурчал медведь и закинул нотку «До» на дерево.

Нотку «Ре» взяла волчица. Она завыла монотонно «Ре-ре-ре». — Эта нота не выучила песню соловья, — решила волчица и бросила нотку «Ре» далеко в ручей.

Лиса унесла ноту» Ми» и затявкала: «Ми-ми-ми».

– Это совсем не соловьиная песенка, -засмеялись лисята.

– Видно, мне досталась неправильная нотка, — протявкала лиса и спрятала ноту «Ми» в мох.

— Послушай, ежиха, песню соловья «Фа-фа-фа», зафыркал ежик, который взял ноту «Фа». – Какие глупости, вместо фырканья лучше подари мне фиалки, — сказала ежиха. Пристыженный ежик отправился за фиалками и засунул ноту «Фа» в одну из фиалок.

Ноту «Соль» унесла белка, чтобы спеть бельчатам песню соловья. К сожалению, у нее тоже ничего не получилось. Тогда белка наколола ноту Соль на сучок, как грибок.

Нота Ля досталась мышке. «ЛЯ-ля-ля, песня соловья», — пищала мышка, но другие мышки стали смеяться над ней. Положила мышка нотку Ля на листик и забыла про нее.

Ноту «Си» подхватила синичка и защебетала: «Си-си-си». Песенка получилась веселая, но у соловья она звучала переливчато, а у синички-однотонно.

Утром мальчик открыл свою нотную тетрадь и обнаружил, что все нотки пропали.

-Это я виноват, — признался маэстро Скрипичный ключ.

– Я отпустил нотки в лес до утра учить соловьиную песенку. Но они почему-то не вернулись.

–Наверное, нотки попали в беду, — воскликнул мальчик и побежал в лес.

Ноту «До» мальчик снял с дерева, нотку «Ре» выловил из ручья, ноту «Ми» нашел во мху, ноту «Фа» достал из фиалки, ноту «Соль» снял с сосны, ноту «Ля» поднял с листика, а ноту «Си» ему синичка принесла. Сели нотки на свои линеечки нотного стана и загрустили.

— Вы что, нотки, не рады, что домой вернулись? –удивился Скрипичный ключ.

— Мы грустим, потому что не смогли спеть песенку соловья. Видно, эта песенка нам не подходит, — запищали нотки.

— Постойте, что вы говорите, — вмешался в разговор соловушка. Он отдыхал на дереве за окном и все слышал.

-Ну-ка, повторяйте за мной. И соловей засвистел:

-«Фьють-фьють-фьють». Все нотки хором запели вместе с ним, но получился такой писк и визг, что мальчик закрыл скорее уши руками.

-Все понятно,- сказал Скрипичный ключ.

-Вы, нотки, пока не знаете законов Музыкальной гармонии. Запомните первый закон.

Все ноты должны петь звуки разной высоты. Когда соловушка запоет свою песенку, пусть каждая из вас подхватывает только тот звук, который подходит ей по высоте.

Снова запел соловей, а нотки запели вместе с ним, но каждая теперь пела только тот звук, который подходил ей по высоте. Получилась чудесная соловьиная мелодия.

Маэстро Скрипичный ключ записал эту мелодию на первой странице нотной тетради.

Задания: И так, мы с вами послушали сказку, скажите, какие нотки каким зверям больше всего подходят? Какая нотка больше всего подходит вам по характеру? Почему мальчик сразу же пришел ноткам на помощь? Придумайте сказку о том, как лесные обитатели устроили для ноток лесной концерт? Посмотрите на доску, кто и как изобразил на рисунках приключения ноток в лесу (выбирается самый лучший рисунок, по мнению детей).

Теперь послушаем песню «До, ре, ми ..» из мюзикла «Звуки музыки», а затем подпеваем вместе. (Слушают, исполняют)

А сейчас, ребята, давайте отдохнем. Встали. Повторяем движения за мной.

Физминутка. (Приложение №4 – слайд 3)

Дети утром рано встали,

За грибами в лес пошли.

(Ходьба на месте.)

Белый гриб в траве нашли.

На пеньке растут опята,

Наклонитесь к ним, ребята,

И в лукошко набери!

Вон на дереве орех.

Кто подпрыгнет выше всех?

Если хочешь дотянуться,

Надо сильно потянуться.

(Потягивания — руки вверх.)

Три часа в лесу бродили,

Все тропинки исходили.

(Ходьба на месте.)

На интерактивной доске спроецирован нотный стан, ответы дети пишут на доске (ноты).

Какое сочетание нот

Выращивает огород? (фа-соль)

2.А это нота хоть одна,

В кулинарии нам нужна (соль)

Две ноты вспомни, назови. (До-ля)

4.Две ноты, две буквы, всё вместе игра

В которую любит играть детвора. (До-ми-но)

5.Всего две ноты и предлог

Построить я на даче смог. (До-мик)

6.Названье ноты напиши,

Прибавить имя поспеши-

И покачусь я по дороге,

Или тебе обую ноги. (Ре-зина)

Какой нотки нам не встретилось? Ответ детей ( Ноты Си).

Я предлагаю вам спеть нотки под аккомпанемент учителя. (Ребята исполняют).

Сейчас мы с вами посмотрим мультфильм и послушаем, как поют нотки.

Просмотр м/ф «До, ре, ми» (Приложение №3)

О чем мультфильм? Какая нотка вам больше всего понравилась? Какая нотка самая звонкая на ваш взгляд? (Ответы детей).

Станция «Поделись впечатлениями»

Как назывался наш урок? Где живут нотки? На каких станциях мы с вами побывали? Что нового вы узнали? Назовите ноты? Все ли ноты одинаковые по высоте звучания? (Ответы детей)

И в заключении мы с вами исполним песню «Кот Леопольд» (Приложение 5) разученную на предыдущих уроках в сопровождении детских музыкальных инструментов.

Просмотр презентации из мультфильма. Исполняется песня под аккомпанемент учителя.

Мне было очень интересно на нашем уроке. Вы меня очень порадовали своей активной работой.

Я вас попрошу оценить урок, свои знания полученные на уроке. На доске нарисована лесенка с тремя ступеньками, пожалуйста, дайте оценку прикрепив к лесенке карточку любого цвета (нижняя ступень-оценка удовлетворительно, средняя ступень — хорошо, высокая ступень-отлично).

Оценивание работу на уроке. Большое спасибо!

— З.Н.Бугаева. Весёлые уроки музыки в школе и дома – М.:ООО «Издательство АСТ», 2002

— А.С.Клёнов. Я познаю мир: Дет. Энцкл.:Музыка – М.:ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999

— Статья «Происхождение нот» на сайте «Сайт музыкальных педагогов»

— Сайт Фестиваль педагогических идей

— Хрестоматия для 1 класса по программе В.В. Алеева текст песни «Что такое ноты?»

Источник

Читайте также:  Композиторы не знавшие нот
Оцените статью