- Оценить старое немецкое пианино
- За сколько можно продать старинное немецкое пианино?
- Итак, по первому пункту:
- Теперь переходим к старинным реально немецким инструментам.
- Как определить, какая механика у вашего инструмента?
- Предшественники фортепиано: история музыки, первые клавишные инструменты, разновидности, устройство инструмента, этапы развития, современный вид и звучание
- С самого начала: монохорд
- Клавикорд
- Строение
- На практике
- Вариации
- Клавесин: история
- Строение
- Регистровые возможности
- Диапазон
- Вариации
- Настоящее время
- Разновидности фортепиано
- Характеристика
Оценить старое немецкое пианино
За сколько можно продать старинное немецкое пианино?
Этот вопрос настолько частый, что мы решили посвятить ему отдельную небольшую статью.
Сначала кратко, но поэтапно обозначим, что нужно выяснить, а затем разберем каждый пункт немного подробнее.
1. Не отечественного ли производства ваше фортепиано с явно немецким названием? (Такие марки как F. Muhlbach, C. M. Schroder, Diederichs freres, J.Becker и некоторые другие).
2. Какого типа у пианино механика: «старая» или «современная»?
3. Входит ли марка вашего фортепиано в мировой топ лидеров?
Итак, по первому пункту:
Не всегда старинное пианино с немецким названием в реальности им является. Часто встречаются и отечественные производители дореволюционного периода. Кто-то скажет, что они были очень хорошими, кто-то возразит. Не суть важно, в принципе. Отметим главное – мы бы не взяли. Подобные нам фирмы не возьмут тоже и даже бесплатно. Причина проста – вкладывать немалые суммы в профессиональные реставрации имеет смысл только в импортные фортепиано, причем мировых лидеров.
Потому будьте осторожны при выборе пианино. С завидным постоянством на различных рекламных интернет-площадках типа www.avito.ru можно встретить объявление о продаже «уникального немецкого пианино или рояля», которое в реальности является отечественным. Полбеды, когда сами люди по незнанию размещают такие объявления, но нередко этим грешат и настройщики, желающие подработать не совсем, а точнее совсем нечестным путем. Они не могут не знать об истинном происхождении данного фортепиано.
Вот основные имена отечественных производителей, которые на сегодняшний день встречаются достаточно часто:
F. Muhlbach (Ф. Мюльбах)
C. M. Schroder (Шрёдер)
Diederichs freres (Браться Дидерикс)
J.Becker (Бейкер)
R. Rathke
Offenbacher
и некоторые другие.
Всё это, конечно, поставщики Его (и прочих) императорских величеств, множество медалей и различных эффектных надписей внутри инструмента, но что касается нас – спасибо, не надо. На нас подобный маркетинг прошлого не действует. Кстати, если вы посмотрите на раму старого пианино одного из мировых лидеров С. Bechstein (Бехштейн), то там все предельно просто и аскетично – лейбл, номер и марка.
И всё! Фирма всё сказала безупречным качеством, а не надписями!
Теперь переходим к старинным реально немецким инструментам.
Сразу же выделим две группы, на которые можно условно разделить все пианино.
Со «старой» механикой (верхнедемпферной, если по-умному, то есть с верхней системой глушения струн).
С «современной» механикой. ( Нижнедемпферная система. Это тоже по-умному, но можно без потерь сразу забыть такие мудрености ).
Как определить, какая механика у вашего инструмента?
Достаточно просто. Откройте самую верхнюю крышку пианино и посмотрите на молоточки, которые ударяют по струнам при нажатии клавиш. Если вы видите их полный ряд (слева направо), значит это «современная» механика, переход на которую у всех фабрик-производителей происходил на рубеже XIX-XX веков.
Если же над линией молотков имеется дополнительная специальная надстройка – очень жаль, но данный инструмент можно оставить как воспоминание о великом историческом прошлом, любоваться на него, но вот покупать однозначно не стоит. И бесплатно брать с профессиональной точки зрения тоже не нужно. «Старая» система механики колоссально уступает в техническом плане «современной». На эту тему у нас есть отдельная статья.
Теперь, если у вас старинное немецкое фортепиано с «современной» механикой, то чтобы выяснить его истинную ценность, осталось совсем чуть-чуть.
В прошлые времена было очень много фортепианных производителей — их насчитывалось тысячи. Но вот конкуренцию на мировом уровне выдержали лишь единицы, они функционируют и по сегодняшний день. Как говорится, бренд на пустом месте не рождается, если это не смазливая горе-звезда эстрады, конечно. Правда, случается и так, что после от высшего качества остается только бренд, как в случае со многими китайскими сборками фортепиано мировых марок, к примеру. Но это уже другая тема, которой у нас также посвящена отдельная статья.
Вот примерный перечень фортепиано мировых производителей, которые и по сегодняшний день вызывают искреннее восхищение:
Steinway & Sons
C. Bechstein
Julius Blüthner
August Förster
Ed.Seiler
и некоторые другие.
Все остальные марки представляют интерес постольку-поскольку либо не представляют вовсе. Отметим, что среди приказавших долго жить марок можно встретить очень достойные экземпляры, в принципе, никому не уступающие. Но коммерческий вопрос – он всегда особенный. При равном выборе покупатель предпочтет то, что на слуху и чье имя не вызывает никаких сомнений.
Напоследок, не желая огорчить владельцев достойных фортепиано ( с «современной» механикой, мировая марка ), скажем, что и продать дорого такой инструмент тоже не получится. Причины просты:
1. Всегда достаточно предложений на приемлемой цене (к примеру, C. Bechstein, Ed. Seiler, Bluthner и подобные можно купить от 20 до 90 тысяч рублей).
2. Очень дорогой ремонт, если делать по-настоящему профессионально, а не когда некий настройщик что-то там клепает у себя дома из подручных материалов. Чтобы отреставрировать до идеального состояния старинное немецкое пианино, используя родные комплектующие, а не китайские аналоги, приглашая мастеров высокого уровня, чтобы вернуть его истинное звучание, а не навести внешне-внутренний визуальных лоск, придется потратить от трехсот до пятисот тысяч рублей, а то и больше.
Поэтому и появляется вполне разумная цена за прекрасно отреставрированный старинный немецкий инструмент 500 – 700 тысяч. Если же использовать китайские аналоги в материалах, обойтись мастерами уровня фабрики «Заря» или некогда мебельного комбината «Лира», то реставрированное пианино может выйти и гораздо дешевле. Соответственным выйдет и его качество.
Итак, резюмировав всё вышеизложенное, можно кратко повторить:
У вас старинное немецкое пианино, которые вы желаете продать.
1. Выясняем, не отечественный ли это инструмент.
2. Какого типа у него механика: «старая» или «современная».
3. Входит ли ваш инструмент в число мировых лидеров.
Стоить упомянуть, что, хотя и очень редко, но все-таки можно встретить старинное пианино с «современной» механикой, но так называемую прямострунку. От такого фортепиано тоже стоит сразу отказаться. В двух словах, это когда струны басового регистра наложены не под углом и чуть выше относительно струн голосового и верхнего регистров, а целиком весь комплект струн расположен вертикально и параллельно. В этом случае все-таки лучше проконсультироваться со специалистом, точно ли это прямострунка. Если у вас такого специалиста нет, напишите нам, мы скажем, какое фото прислать, после чего ответим, что это за фортепиано.
Фото так называемой прямострунки ниже:
Если у вас старинный немецкий инструмент с «современной» механикой и является мировым брендом, продать вы его можете примерно от 40 до 100 тысяч, как повезет. Продажа может легко занять и несколько месяцев, что для фортепиано считается достаточно быстро. Владельцы магазинов порой говорят своим коллегам: «Что-то этот инструмент застоялся, странно, очень достойное пианино», это означает, что стоит оно на продаже больше полугода.
Иногда, крайне редко, кому-то удается продать старинное немецкое пианино без реставрации дорого. Но это не статистика, а лишь по незнанию покупателя, либо в силу непорядочности тайно финансово заинтересованного персонажа в лице настройщика-консультанта.
К разочарованию некоторых лиц, скажем, что большой ценности старинное пианино до реставрации даже известного мирового бренда не представляет, и как антиквариат тоже. Мы это отметили лишь потому, что время от времени кто-то пытается утверждать, что его столетний немецкий инструмент стоит миллионы (желая добавить: «Не рублей!«), искренне обижаясь, как мы этого не понимаем. Но к их полному огорчению, этого не понимают и прямые покупатели.
Источник
Предшественники фортепиано: история музыки, первые клавишные инструменты, разновидности, устройство инструмента, этапы развития, современный вид и звучание
Первое, что приходит на ум после вопроса о том, какие же вы знаете музыкальные инструменты, — это фортепиано. Действительно, данное клавишное изобретение является классикой в музыкальном искусстве. Именно с помощью него изучается музыкальная грамота и сольфеджио.
Но сразу же ли оно появилось в том виде, в котором мы его знаем, и если же нет, то какой музыкальный инструмент являлся предшественником фортепиано?
С самого начала: монохорд
Наиболее ранним и известным прародителем фортепиано считается инструмент монохорд. Его принято относить к струнной щипковой группе, однако цель, с которой он использовался, достаточно близко походила на одну из ролей будущего клавишного инструмента.
Предшественник фортепиано несет свою историю к давней греческой античности (6 век до н.э.). К создателям относят Пифагора.
- Монохорд — музыкальное изобретение, цель которого — настройка интервалов с помощью фиксирования определенных длин частей, возбуждаемых щипком струны.
- из основы;
- двух порожков;
- движущейся подставки;
- одной натянутой струны.
Для более точного понимания на предшественника фортепиано могли наносить маркеры, обозначающие шкалу делений струн.
Задача: монохорд, начиная с античного времени и доходя до границ барокко, был неотъемлемым элементом в изучении музыкальной теории. Он являлся пособием для элементарной грамоты (сольфеджио) и служил лучшим приспособлением для музыкального распознавания.
Более подробную инструкцию по использованию данного инструмента, ориентируясь на принципы Пифагора, можно найти в работе Эвклида «Деление канона». Автор научного труда был выходцем из Древней Греции, где занимался теорией математики.
Во время практики на монохорде Пифагор смог выяснить, как же высота тона может влиять на деление струны. По принципу этого изобретения энтузиастами создавались и полихорды, имеющие большое количество струн.
Способы звукоизвлечения были разными: щипки, удары, использование мандолин (медиаторов). Однако большим шагом в развитии инструмента и предшественника фортепиано стало создание клавишного механизма.
Клавикорд
Клавикорд — один из самых древнейших инструментов, вышедший из монохорда. Точное время создания не датируется до сих пор. Однако имеются данные о первом сохранившимся клавикорде, время производства которого приходится на 1543 год. Автором изобретения явился Доминик Пизанский. Также самое раннее документальное упоминание инструмента датируется аж 1396 годом.
Если монохорд относился целиком и полностью к группе струнно щипковых, то в клавикорде уже нес свое начало принцип клавишного струнного инструмента.
Строение
Построение старинного клавишного инструмента и предшественника фортепиано:
- крышка;
- настраиваемые колки;
- тангенты — стержни из металла с плоской вершиной;
- струны;
- клавиши.
Размер клавикорда мог быть с объемом книги и доходить до длины корпуса в 1,5 метра.
На практике
Принцип работы: звук извлекался при помощи тех самых тангентов. Когда на клавишу происходило нажатие, штифт ударял по струне, как будто молоток. На каждую клавишу приходилась одна струна (в отличие от фортепиано, где на одну клавишу работает сразу до трех струн).
Основным исполнением был прием игры бебунг — один из вариантов клавишного вибрато, воспроизведение которого являлось возможным только на клавесине.
Так как динамический диапазон был достаточно беден, для усиления громкости применялись удвоение или даже утроение струн для каждого тона.
Звуковой же объем варьировался от изначального в две с половиной октавы до четырех (в XVI веке), а затем расширил границы до пяти октав.
Такой клавишный инструмент и предшественник фортепиано чаще всего использовался при домашнем музицировании, однако существовали варианты с увеличенными клавиатурами и педалями, позволяющие практиковаться на них органистам.
Вариации
Было два варианта клавикорда: связный и свободный.
1. Связный вид имел упрощенный струнный набор. В этом случае тангеты в количестве двух или трех клавиш отбивали одну и ту же струну, но только в разных ее частях. Такой вариант позволял сократить количество струн, но при этом ограничивал в возможности одновременного исполнения нескольких нот.
2. Свободный вид имел полный набор, где каждой клавише соответствовала определенная отдельная струна.
Свою минуту славы инструмент получил в XVII-XVIII веках. К сочинениям для клавикорда приложили свою руку знаменитые композиторы, такие как Бах и его сын Карл, а также Моцарт и Людвиг ван Бетховен.
В начале XIX века предшественник фортепиано полностью вытесняется своим молодым чадом.
Клавесин: история
Клавесин также, как и клавикорд, относится к струнным клавишным инструментам, звук которого извлекается щипковым способом.
Документированная история клавесина берет свое начало с 1397 года из падуйского (итальянского) источника. Первейшая попытка изобразить инструмент была сделана в 1425 году в городе Миндене (Германия) на алтаре кафедрального собора.
За первое письменное описание стоит благодарить Арно — выходца из Голландии, который изобразил подобный клавесину инструмент в чертежном виде. Работа датируется 1445 годом. Однако, к сожалению, клавесины XV века не смогли сохраниться.
Исходя из данных, дошедших до настоящего времени, инструменты имели малые короткие объемы с достаточно массивным корпусом. Большинство образцов изготавливалось в научно-образовательном итальянском городе — Венеции.
Регистры были достаточно изящны, корпус состоял из кипарисовой древесины. Атака звука была намного отчетливее и резче, что отличало клавесин от описанного ранее предшественника фортепиано — клавикорда.
Также крупным центром по изготавливанию инструмента являлся второй крупный город Антверпен, расположенный в Бельгии. Данным производством руководила семья Рюккерс, создав впоследствии целую династию мастеров. Их индивидуальную работу отличают удлиненные струны и увесистый корпус.
С 1590 года клавесины начинают изобретать уже с двумя клавиатурами (мануалами).
В XVII веке представители Франции, Германии и Англии идут по стопам фламандских предшественников, некоторые работы которых сохранились до сих пор. Корпуса образцов создавались из орехового дерева.
В 1690 году работу Рюккерсов продолжают и французские коллеги, особо успешным становится производство семьи Бланше.
Знаменитыми английскими мастерами считались семейство Киркман и Шуди. Их работы можно было отличить по покрытому фанерой корпусу из дубовой древесины и широким звучанием инструмента ярко окрашенного тембра.
В немецком городе и центре изготовления клавесинов Гамбурге создавались клавесины с утроенными мануалами.
Солирующий статус предшественник современного фортепиано сохранял до самого конца XVIII века, пока молодой и более совершенный инструмент не вытеснил первого во второй половине того же столетия.
В 1809 году компанией Киркман создается последний образец, а уже через год клавесин окончательно выходит из употребления.
Однако спустя время происходит регенерация инструмента, затейником которой явился мастер инструментов Арнольд Долмеч. Первый инструмент он создает на границе XIX-XX веков в Лондоне (1896 год). После удачного эксперимента Арнольд открывает мастерские и во Франции (Париж), и в Бостоне (США).
Начиная с 1912 года рождается эпоха иной эстетики клавесина. По инициативе пианистки Ванды Ландовской мастерская «Плейель» открывает производство концертных инструментов с массивной рамой из металла. Изюминка таких образцов была в рояльном строении клавиатуры и педалей.
К сожалению, во второй половине XX века мода на концертные изделия проходит. Мастера из Бостона Хаббард и Дауд — первые, кто снова начинают изготовление копий старинных предшественников фортепиано.
Строение
В первоначальном виде инструмент создавался в четырехугольной форме. В XVII столетии модернизировался в геометрическую фигуру треугольника с крыловидным и продолговатым началом. Струны располагались горизонтально и параллельно клавиатуре.
Внешнему виду инструмента уделялось достаточное внимание: с корпусом проводили отделку резьбой, рисунками и инкрустацией (украшение материалами, отличающимися от материалов исходной поверхности).
Присутствовали такие детали:
- корпус;
- дека;
- крышка;
- штег;
- розетка;
- настроечные колки;
- клавиатура.
Регистровые возможности
Звучание клавесина весьма узнаваемо: звонкое, острое и даже блестящее, однако певучести предшественнику фортепиано как музыкальному инструменту не доставало. Это было связано с невозможностью плавно увеличивать и уменьшать динамику звучания. В связи с этим создавались несколько регистров, которые было реально переключать с помощью ручных механизмов (рычаги), территориально они находились по боковым границам клавиатуры. Переключатели регистров для ног и коленей пришли в свет с конца 1750 годов.
В зависимости от модели различали следующие регистры:
- восьмифутовый — соответствовал нотной записи;
- лютневый — исходил из восьмифунтового, при переключении которого струны заглушали с помощью специализированного механизма из кожи или войлока;
- четырехфутовый — звучал октавой выше;
- шестнадцатифутовый — звучал октавой ниже.
Диапазон
Диапазон клавесина (инструмента перед фортепиано) в XV столетии составлял три октавы. Веком позже возможности звучания расширились до четырех октавных единиц. В XVIII столетии диапазон смог дойти до своего максимума — пять октав.
Типичные представители клавесинов имеют две клавиатуры (мануала), два (8-футовый) или один (4-футовый) набор струн, которые возможно использовать единовременно с помощью изобретенных переключателей регистров. Также появился механизм копула, давший шанс использовать регистры второй клавиатуры при игре на первой.
Вариации
Клавикорн и клавесин были не единственными клавишными инструментами и предшественниками фортепиано. Существовали образцы меньшие по размерам с единичным струнным набором и четырьмя октавами.
- Спинет — струны натягивались диагонально слева направо.
Настоящее время
На рубеже XVIII и XIX века музыкальными деятелями стала достаточно сильно ощущаться нехватка выразительности в клавишном варианте, которая бы не уступала по звучанию скрипке.
Непосредственно само фортепиано изобрел Бартоломео Кристофори — мастер из Италии. В 1709 году он занимался механизмом, работающим по принципу молоточка, и уже через 2 года опыт деятельности был описан в венецианском журнале искусствоведом Сципионом Маффеи, который дал инструменту название — «пианофорте». В полном переводе звучит так: «Клавишный инструмент, играющий тихо и громко».
Дебютное произведение, написанное для фортепиано, относится к 1732 столетию — это соната Людовика Джустини.
Разновидности фортепиано
Многие слышали об инструментах под названиями рояль и пианино, но до сих пор существует путаница в их различиях.
- Пианино — уменьшенная версия фортепиано, где струны и дека расположены вертикально.
Рояль обладает большим преимуществом в плане звучания: тембр более насыщенный и диапазон динамики в стократ шире.
Характеристика
Для звуков, расположенных в нижнем регистре, работает одна струна, для остальных же (среднего и высокого) парная или тройная струнная группа.
Диапазон составляет ширину от ля субконтроктавы до до пятой октавы, что в сумме составляет 88 полутонов или, проще говоря, клавиш.
История фортепиано и его предшественников уходит в древние времена античности. Каждый последующий инструмент являлся ступенью к более совершенному виду, без которого сейчас музыка не представляется возможной.
Источник