Оценить старое немецкое пианино
За сколько можно продать старинное немецкое пианино?
Этот вопрос настолько частый, что мы решили посвятить ему отдельную небольшую статью.
Сначала кратко, но поэтапно обозначим, что нужно выяснить, а затем разберем каждый пункт немного подробнее.
1. Не отечественного ли производства ваше фортепиано с явно немецким названием? (Такие марки как F. Muhlbach, C. M. Schroder, Diederichs freres, J.Becker и некоторые другие).
2. Какого типа у пианино механика: «старая» или «современная»?
3. Входит ли марка вашего фортепиано в мировой топ лидеров?
Итак, по первому пункту:
Не всегда старинное пианино с немецким названием в реальности им является. Часто встречаются и отечественные производители дореволюционного периода. Кто-то скажет, что они были очень хорошими, кто-то возразит. Не суть важно, в принципе. Отметим главное – мы бы не взяли. Подобные нам фирмы не возьмут тоже и даже бесплатно. Причина проста – вкладывать немалые суммы в профессиональные реставрации имеет смысл только в импортные фортепиано, причем мировых лидеров.
Потому будьте осторожны при выборе пианино. С завидным постоянством на различных рекламных интернет-площадках типа www.avito.ru можно встретить объявление о продаже «уникального немецкого пианино или рояля», которое в реальности является отечественным. Полбеды, когда сами люди по незнанию размещают такие объявления, но нередко этим грешат и настройщики, желающие подработать не совсем, а точнее совсем нечестным путем. Они не могут не знать об истинном происхождении данного фортепиано.
Вот основные имена отечественных производителей, которые на сегодняшний день встречаются достаточно часто:
F. Muhlbach (Ф. Мюльбах)
C. M. Schroder (Шрёдер)
Diederichs freres (Браться Дидерикс)
J.Becker (Бейкер)
R. Rathke
Offenbacher
и некоторые другие.
Всё это, конечно, поставщики Его (и прочих) императорских величеств, множество медалей и различных эффектных надписей внутри инструмента, но что касается нас – спасибо, не надо. На нас подобный маркетинг прошлого не действует. Кстати, если вы посмотрите на раму старого пианино одного из мировых лидеров С. Bechstein (Бехштейн), то там все предельно просто и аскетично – лейбл, номер и марка.
И всё! Фирма всё сказала безупречным качеством, а не надписями!
Теперь переходим к старинным реально немецким инструментам.
Сразу же выделим две группы, на которые можно условно разделить все пианино.
Со «старой» механикой (верхнедемпферной, если по-умному, то есть с верхней системой глушения струн).
С «современной» механикой. ( Нижнедемпферная система. Это тоже по-умному, но можно без потерь сразу забыть такие мудрености ).
Как определить, какая механика у вашего инструмента?
Достаточно просто. Откройте самую верхнюю крышку пианино и посмотрите на молоточки, которые ударяют по струнам при нажатии клавиш. Если вы видите их полный ряд (слева направо), значит это «современная» механика, переход на которую у всех фабрик-производителей происходил на рубеже XIX-XX веков.
Если же над линией молотков имеется дополнительная специальная надстройка – очень жаль, но данный инструмент можно оставить как воспоминание о великом историческом прошлом, любоваться на него, но вот покупать однозначно не стоит. И бесплатно брать с профессиональной точки зрения тоже не нужно. «Старая» система механики колоссально уступает в техническом плане «современной». На эту тему у нас есть отдельная статья.
Теперь, если у вас старинное немецкое фортепиано с «современной» механикой, то чтобы выяснить его истинную ценность, осталось совсем чуть-чуть.
В прошлые времена было очень много фортепианных производителей — их насчитывалось тысячи. Но вот конкуренцию на мировом уровне выдержали лишь единицы, они функционируют и по сегодняшний день. Как говорится, бренд на пустом месте не рождается, если это не смазливая горе-звезда эстрады, конечно. Правда, случается и так, что после от высшего качества остается только бренд, как в случае со многими китайскими сборками фортепиано мировых марок, к примеру. Но это уже другая тема, которой у нас также посвящена отдельная статья.
Вот примерный перечень фортепиано мировых производителей, которые и по сегодняшний день вызывают искреннее восхищение:
Steinway & Sons
C. Bechstein
Julius Blüthner
August Förster
Ed.Seiler
и некоторые другие.
Все остальные марки представляют интерес постольку-поскольку либо не представляют вовсе. Отметим, что среди приказавших долго жить марок можно встретить очень достойные экземпляры, в принципе, никому не уступающие. Но коммерческий вопрос – он всегда особенный. При равном выборе покупатель предпочтет то, что на слуху и чье имя не вызывает никаких сомнений.
Напоследок, не желая огорчить владельцев достойных фортепиано ( с «современной» механикой, мировая марка ), скажем, что и продать дорого такой инструмент тоже не получится. Причины просты:
1. Всегда достаточно предложений на приемлемой цене (к примеру, C. Bechstein, Ed. Seiler, Bluthner и подобные можно купить от 20 до 90 тысяч рублей).
2. Очень дорогой ремонт, если делать по-настоящему профессионально, а не когда некий настройщик что-то там клепает у себя дома из подручных материалов. Чтобы отреставрировать до идеального состояния старинное немецкое пианино, используя родные комплектующие, а не китайские аналоги, приглашая мастеров высокого уровня, чтобы вернуть его истинное звучание, а не навести внешне-внутренний визуальных лоск, придется потратить от трехсот до пятисот тысяч рублей, а то и больше.
Поэтому и появляется вполне разумная цена за прекрасно отреставрированный старинный немецкий инструмент 500 – 700 тысяч. Если же использовать китайские аналоги в материалах, обойтись мастерами уровня фабрики «Заря» или некогда мебельного комбината «Лира», то реставрированное пианино может выйти и гораздо дешевле. Соответственным выйдет и его качество.
Итак, резюмировав всё вышеизложенное, можно кратко повторить:
У вас старинное немецкое пианино, которые вы желаете продать.
1. Выясняем, не отечественный ли это инструмент.
2. Какого типа у него механика: «старая» или «современная».
3. Входит ли ваш инструмент в число мировых лидеров.
Стоить упомянуть, что, хотя и очень редко, но все-таки можно встретить старинное пианино с «современной» механикой, но так называемую прямострунку. От такого фортепиано тоже стоит сразу отказаться. В двух словах, это когда струны басового регистра наложены не под углом и чуть выше относительно струн голосового и верхнего регистров, а целиком весь комплект струн расположен вертикально и параллельно. В этом случае все-таки лучше проконсультироваться со специалистом, точно ли это прямострунка. Если у вас такого специалиста нет, напишите нам, мы скажем, какое фото прислать, после чего ответим, что это за фортепиано.
Фото так называемой прямострунки ниже:
Если у вас старинный немецкий инструмент с «современной» механикой и является мировым брендом, продать вы его можете примерно от 40 до 100 тысяч, как повезет. Продажа может легко занять и несколько месяцев, что для фортепиано считается достаточно быстро. Владельцы магазинов порой говорят своим коллегам: «Что-то этот инструмент застоялся, странно, очень достойное пианино», это означает, что стоит оно на продаже больше полугода.
Иногда, крайне редко, кому-то удается продать старинное немецкое пианино без реставрации дорого. Но это не статистика, а лишь по незнанию покупателя, либо в силу непорядочности тайно финансово заинтересованного персонажа в лице настройщика-консультанта.
К разочарованию некоторых лиц, скажем, что большой ценности старинное пианино до реставрации даже известного мирового бренда не представляет, и как антиквариат тоже. Мы это отметили лишь потому, что время от времени кто-то пытается утверждать, что его столетний немецкий инструмент стоит миллионы (желая добавить: «Не рублей!«), искренне обижаясь, как мы этого не понимаем. Но к их полному огорчению, этого не понимают и прямые покупатели.
Источник
История фортепианных фабрик
В судьбах и работе последней фабрики принимал большое участие пианист и композитор Муцио Клементи, живший в то время в Лондоне. После пожара и краха фабрики Лонгмена и Бродрипа, в акциях которой он участвовал, Клементи вступил в компанию с Коллардом. Участие Клементи в деле Колларда выразилось во многих полезных нововведениях, способствовавших улучшению звука и увеличению подвижности механизма инструментов, которые Клементи пропагандировал своими публичными выступлениями. Все упомянутые лондонские фабрики в первой половине XIX века содействовали проведению большинства из строительных и акустических реформ. В настоящее время большинство из них представляет солидные предприятия с большим годичным тиражом инструментов. В недавнем прошлом эти фабрики обслуживали преимущественно метрополию, ее колонии и доминионы. Британское фортепианное производство испытывает на себе влияние конкуренции со стороны других капиталистических стран, производящих и продающих фортепиано по более низким ценам, чем сравнительно дорогое английское производство.
В начале XIX века Вена имела довольно много полукустарных предприятий, выпускавших фортепиано. Но сохранились сравнительно немногие из них. Наиболее солидными венскими фортепианными фабриками, существующими в настоящее время, следует считать фабрику Эрбара ( основанную в 1801 году) и фабрику Безендорфера (1828).
Центр тяжести европейского фортепианного производства во второй половине XIX — начале XX века сосредоточился в Германии преимущественно в Берлине, Лейпциге, Дрездене, Брауншвейге, Штутгарте. Старейшей фортепианной фабрикой Германии была фабрика Рудольфа Ибаха в Бармене (1794-1932) — одно из крупных предприятий страны, изготовлявших первоклассные инструменты. Фабрика Шидмайера в Штутгарте (1809) в 1853 году дала ответвление в виде крупной фабрики И. и П. Шидмайер, изготавливавшей кроме фортепиано первоклассные фисгармонии. В 1835 году в Брауншвейге была основана крупная фортепианная фабрика Штейнвег (ее зачинатель — один из сыновей знаменитого нью-йоркского фабриканта Теодора Штейнвега — владельца фабрик Стейнвея и Сыновья). Эта фабрика, существующая в настоящее время под фирмой «Гроприан, наследник Штейнвега», ввела, по примеру родственной ей американской фирмы, систему гнутых цельных корпусов, цельногнутого футора пианино, а также необыкновенно изящную и акустически целесообразную открытую модель чугунной рамы для роялей, дающую свободный выход звуку и отличающуюся легкостью, вместе с необходимой прочностью. Кроме того, она первая ввела в употребление струны из легированных особо прочных марок стали, а также научно обоснованный подбор древесины для «гомогенных» резонансных дек.
Известная дрезденская фабрика Карла Рениш, основанная в 1845 году, выпускала инструменты, отличающиеся мягкостью и нежностью тона. Лейпцигская фабрика Юлия Фейриха (1851) вырабатывала инструменты отличных звуковых качеств. Особенную известность ей дала разработанная в начале XX века остроумная модель репетиционного механизма для пианино, одна из самых совершенных применяющихся в наше время систем. Большое влияние на развитие германской фортепианной промышленности оказали две крупные фабрики, получившие благодаря высокому качеству своих инструментов, мировую известность — Юлия Блютнера в Лейпциге (1853) и Карла Бехштейна в Берлине (1856). Первая сумела выработать необыкновенно мягкий и певучий тон инструментов. Изобретением оригинальной конструкции репетиционного механизма Блютнер достиг необычайной чувствительности клавиатуры и мягкости туше, а введением аликвотной системы еще больше повысил мягкость и певучесть звука своих инструментов, благодаря чему они приобрели мировую славу.
Высокообразованный технически и музыкально человек, Юлий Блютнер ввел немало усовершенствований в конструкцию и акустику своих инструментов, а его печатный труд — «Руководство постройки фортепиано» (написанный в сотрудничестве с инженером Г. Гретшелем), переведенный на многие европейские языки и выдержавший у себя на родине несколько изданий, является капитальным вкладом в музыкально-техническую литературу о клавишных инструментах. Нужно, однако, отметить, что со смертью Блютнера в последние десятилетия производство на его фабрике начало приходить в заметный упадок и качество инструментов стало заметно уступать инструментам конца XIX и первых годов XX века.
Инструменты фабрики К. Бехштейна, отличаясь блестящим и элегантным тоном, поразительной ровностью и чувствительностью механизма и клавиатуры, быстро приобрели мировую славу. В 1923 году фирма имела четыре громадных фабрики инструментов в Берлине, причем ее годовая продукция достигала более чем 3500 инструментов в год при 800 рабочих.
Последние две фабрики создали славу фортепианному производству Германии, которое получило сильное развитие в годы, предшествовавшие мировой войне 1914-1918 годов. По статистическим данным, относящимся к этому времени, в этой стране насчитывалось свыше 450 фабрик фортепиано, не считая многочисленных фабрик, производивших фортепианные механизмы и клавиатуры. Из последних следует упомянуть фабрику И. Изермана в Гамбурге (она была основана в 1842 году и впоследствии приобретена фирмой Ф. Лангера в Берлине, развернувшей ее в одно из самых образцовых предприятий по производству механизмов в мире), а также выдающиеся фабрики Адольфа Лексова в Берлине (1854), И. Келлера в Штутгарте (4882), Флемминга в Лейпциге. Крупнейшие клавиатурные фабрики Германии сосредоточены в Бармене, как например фабрика Г. Клуге (1876) и В. Буле (1894).
Французское фабричное фортепианное производство также одно из старейших в Европе: большинство из крупных современных фабрик Франции имеет весьма почтенную давность. Одна из них — фабрика Эрара, основанная в 1776 году в Париже Себастьеном Эpapoм (впоследствии она перешла к его племяннику, Пьеру Эрару). Выдающиеся мастера и изобретатели, Эрары ввели в конструкцию фортепиано столь ценные улучшения, что последние с полным правом могут считаться имеющими мировое значение. Напомним о главнейших из них: аграфы (1809), механизм с двойной репетицией (1821-1823), дискантовый каподастр (barre harmonique — 1838 и 1850 годы). Фабрика этой фирмы — одна из наиболее крупных в современной Франции. Ее инструменты, при некоторой тяжеловатости механизма (фабрика применяет до настоящего времени почти без изменений оригинальную конструкцию фортепианного механизма), все же обладают полным, мягким и глубоким тоном и высоко ценятся музыкантами.
В 1805 году в Париже основал свою фабрику венский пианист и композитор Игнатий Плейель (1757-1831), придавший своим инструментам несколько «венский» облик, сохраненный на многие десятилетия. Однажды нам довелось некоторое время пользоваться роялем Плейеля 50-х годов XIX века. Мелкое опускание клавиш, легкий и податливый механизм, нервный, как бы несколько легкомысленный и кокетливый характер звука были присущи этому своеобразному инструменту. Вступив в компанию с даровитым мастером и инженером Г. Лионом, фирма Плейеля выпустила (1898) оригинальную модель двойного рояля «vis-a-vis», отличающуюся совершенством конструкции и удобством пользования при игре на двух фортепиано в четыре или восемь рук, при которой звуки обеих половин инструмента, благодаря единой резонансной деке, сливаются в идеальное акустическое целое. Такой инструмент демонстрируется сейчас в коллекции Государственного научно-исследовательского института театра, музыки и кинематографии.
Десять лет спустя в Париже основал свою фабрику выдающийся фортепианный мастер первой половины XIX века Генрих Папе (1789-1875), происходивший из Вюртемберга. Он сделал много нововведений в области постройки фортепиано, из которых самое важное — упоминавшаяся ранее обтяжка головок молотков войлоком (1826). Он первый во Франции начал строить инструменты с перекрестными струнами, а также сконструировал довольно удачную модель рояльного механизма с ударом сверху. С этим механизмом он построил затем большое количество хороших инструментов, находящихся в настоящее время во многих музыкально-исторических музеях Западной Европы. Фабрика Папе в настоящее время уже не существует, но роль, сыгранная ею в свое время, была огромной.
Из фортепианных фабрик, основанных в Париже в первой половине XIX века, следует упомянуть фабрики Генри Герца (осн. в 1825 г.) и Иоганна Фрейденталера. Первый (1803-1888) был выдающимся пианистом и ввел в механизм Эрара некоторые существенные упрощения и усовершенствования; инструменты второй фабрики, отличавшиеся прочностью и силой звука, долгое время употреблялись в Парижской королевской музыкальной академии и в Королевском итальянском театре.
Успеху французского фортепианного производства много содействовали пианисты того времени. Инструменты Эрара пропагандировали Штейбельт (1765- 1823), Душек (1761-1812), а впоследствии, с 1824 г.- Ференц Лист. Инструменты Герца после его смерти пропагандировал композитор и пианист Калькбреннер (1788-1849), вступивший в компанию с сыном Герца. Повышая таким образом интерес публики к изделиям этих фирм, пианисты в то же время помогали фабрикам ввести в конструкцию инструментов ряд улучшений, облегчающих пользование ими и повышающих качество их звука.
Фабрикам Эрара и Плейеля можно поставить в заслугу сделанные ими в начале XX века реконструкции старинных клавесинов и клавикордов для концертов Ванды Ландовской и других артистов, проводивших пропаганду исполнения старинной клавирной музыки в исторически верном (аутентичном) звуковом отображении.
Что касается Италии и других стран Южной Европы, то здесь крупное фортепианное производство не получило развития. И по количеству производимых инструментов, и по их качествам немногочисленные фортепианные фабрики южно-европейских стран сильно отставали от государств Средней Европы. В Греции и на Балканском полуострове фортепианной промышленности никогда не существовало. Любопытно отметить, что в Италии, родине первого молоточкового фортепиано, в XIX веке сильно развилось производство механических фортепиано примитивного типа и шарманок (ручных органчиков для странствующих музыкантов), которыми страна снабжала, по крайней мере, половину Европы. Северные европейские страны (Швеция, Норвегия, Дания, Голландия) также имели очень слабо развитое, имевшее ничтожное местное значение фортепианное производство, хотя в XVII-XVIII веках в Голландии существовало высоко развитое производство первоклассных оперенных инструментов!
В Соединенных Штатах Америки мы наблюдаем быстрое и широкое развитие фортепианной промышленности, оставляющее, за исключением стоявшей на первом месте Германии, далеко позади все другие государства. Американское фортепианное производство, начавшее свое развитие только в XIX веке, тем не менее уже вписало в историю фортепиано немало важных страниц.
Одной из наиболее значительных фортепианных фабрик США следует считать фабрику Ионаса Чикеринга, основанную в Бостоне в 1823 году. Достойны упоминания фабрики В. Кнабе в Балтиморе (1837), братьев Гайн в Рочестере (1832), объединенные в конце XIX века совместно с несколькими менее значительными фабриками в одно грандиозное предприятие «Американскую фортепианную компанию», изготовляющую свыше 30.000 первоклассных инструментов в год.
B числе фортепианных фабрик США особое место занимает одна из знаменитых фабрик мира — «Стейнвей и Сыновья» (Steinway & Sons) в Нью-Йорке. Основателем этой Фирмы был выходец из Германии Генрих Штейнвег. В 1825 году он основал в Зеезене небольшую фабрику органов, на которой с 1835 года стал делать и фортепиано. Революция 1848 года заставила его закрыть свою фабрику и покинуть отечество. В 1850 году он переселился в Нью-Йорк и через три года основал там с четырьмя сыновьями (Вильгельмом, Генрихом, Карлом и Альбертом) фирму «Стейнвей и Сыновья», сделавшуюся впоследствии знаменитой. Его старший сын — Теодор — возвратился в Германию и возобновил в Брауншвейге прерванное его отцом в Зеезене дело, дав начало родственной и ставшей впоследствии одной из наиболее передовых в Германии фабрике, ныне существующей под фирмой «Гротрин — наследник Штейнвега», о которой уже упоминалось ранее.
Нью-йоркская фабрика Генриха Штейнвега сразу начала изготовлять первоклассные инструменты и вводить в них разнообразные усовершенствования. Уже в 1855 году она получила на нью-йоркской промышленной выставке первую награду за рояль с перекрестными струнами. После этого, фабрила еще более прославилась рядом усовершенствований. Из них следует упомянуть металлическую трубчатую станину для механизма, обладающую недостижимой до того в деревянных конструкциях жесткостью и неизменяемостью формы, а следовательно сохраняющей надолго приданную механизму регулировку и точность действия (1868); изобретение так называемом «двойной скалы», или «дискантного колокольчика» (1872), использующего недеятельные участки струн для резонанса и улучшения качеств звука; улучшения репетиционного механизма Герца — Эрара (1875); введение целесообразно рассчитанного и отлитого в одно целое с рамой каподастра для верхнего регистра роялей (1875), значительно улучшившего звук этого регистра; введение способа цельного гнутия рояльных корпусов; педаль «состенуто»; пропитку головок молотков особым смолистым составом, предохраняющим их как от поражения молью, так и от преждевременного разбивания их от ударов по струнам, благодаря чему первоначальные качества звука инструментов Стейнвея сохраняются значительно дольше, чем у других фабрик, и, наконец, общее улучшение резонансной системы инструментов, вследствие чего они отличаются необыкновенно мощным, глубоким и нежно-певучим звуком, выделяющим его среди инструментов других фабрик. Все это создало инструментам Стейнвея мировую славу, обеспечило им большой сбыт и позволило фирме превратиться в большое предприятие. При своем нью-йоркском магазине фирма долгое время имела концертный зал, в котором рекламировала свои инструменты. В Лондоне (1875) и Гамбурге (1880) были основаны филиальные отделения фирмы, с большими первоклассно оборудованными фабриками, выпускающими инструменты такого же качества, что и нью-йоркские.
Кроме названных больших американских фортепианных фирм, следует еще упомянуть старую фабрику Конрада Мейера в Филадельфии, существующую с 1819 года, и фабрику Матсушека. Они внесли также некоторые усовершенствования в конструкцию фортепиано.
Первая мировая война прервала развитие фортепианной промышленности как в ряду воюющих, так и в нейтральных, смежных с ними странах, которые во многом зависели от полуфабрикатов и материалов, ввозимых ими ранее из воевавших государств. Особенно пострадали от войны европейские страны; Америка же (примкнувшая к войне в ее последний период и в продолжении предшествовавшего времени не задетая войной) не испытала в тот период потрясения своей экономики, оказалась в более счастливых условиях и резкого кризиса фортепианного производства не испытала. В послевоенный период, оправляясь от пережитых бедствий, западноевропейские страны частично восстановили свое фортепианное производство, хотя во многих случаях оно и не достигло уровня довоенного времени. В этом направлении особенно значительную работу проделала Германия, не только старавшаяся восстановить свое первенствующее положение на европейском рынке, но еще более расширившая свое фортепианное производство, с целью завоевания рынков в других странах. По сведениям конца 1923 года, в Германии были основаны 164 новые фортепианные фабрики, большей частью крупного масштаба, несмотря даже на уменьшение количества рабочей силы, в которой чувствовалась острая нужда, и сокращение добычи нужных для производства материалов.
Однако начавшему возрождаться западноевропейскому и американскому производству фортепиано суждено было уже в ближайшие годы пойти на убыль. Причины этого явления оказались двоякого рода: во-первых, экономические потрясения, вызванные войной, повлияли на благосостояние народных масс и вызвали уменьшение покупательной способности населения; во-вторых, начавшееся в 1920-х годах бурное развитие и усовершенствование радиовещания и широкое распространение звуковоспроизводящих портативных и относительно недорогих аппаратов типа граммофона, вызвали сильный спрос на аппараты для механического воспроизведения музыки и оттеснили инструменты для активного музицирования. В общем мировом балансе сбыта клавишных музыкальных инструментов заметное влияние оказало исключение русского рынка, вызванное Октябрьской революцией и временным выходом нашей страны из международного обмена и торговли.
С конца 1931 года в некоторых странах Западной Европы, главным образом в Германии и Англии, возникает некоторая реакция на увлечение автоматически воспроизводимой музыкой. Активизируется домашнее музицирование, видную роль в котором играет фортепиано. Однако в 1933 году в Германии, в связи с фашистским режимом и усиленной подготовкой к новой войне все культурные начинания, в том числе и занятия музыкальным искусством, неуклонно сокращаются. Сократилась и германская фортепианная промышленность, причем многие из первоклассных фабрик стали выпускать инструменты значительно худшего качества.
В 1939 году начинается, а с 1941 года развертывается полным ходом вторая мировая война, зачинщиком которой явилась гитлеровская Германия. Всему цивилизованному миру наносится сильнейшее экономическое и культурное потрясение; погибает и активно истребляется колоссальное количество культурных ценностей и достижений человечества. Гибнет и большое количество фортепианных фабрик с их ценнейшим и сложнейшим оборудованием, с громадными многолетними материальными запасами, гибнут специалисты фортепианного дела. Не успев вполне оправиться от предыдущей войны, фортепианное производство Европы терпит колоссальный ущерб и скатывается с того положения, которое оно занимало в ряду других отраслей крупной индустрии. Такие известные старые фабрики, как фабрики Блютнера, Бехштейна и некоторые другие, были безжалостно разрушены и сожжены налетами американской авиации на Лейпциг, Дрезден, Берлин и некоторые другие города Германии. Казалось, что инструменты этих прославленных фирм навсегда ушли в прошлое.
После окончания второй мировой войны и серьезных сдвигов в политической и экономической жизни Европы, молодая Германская Демократическая Республика неуклонно восстанавливала свою израненную индустрию: прошло немного лет, и возрожденные фортепианные фабрики начали выпускать инструменты высокого качества. Но прежние традиции и навыки производства были утрачены, на производство пришли новые кадры работников, были потеряны и специфические звуковые качества прежних инструментов Блютнера и Бехштейна. Исчезло очарование их тона, тембр стал заметно более «нейтральный», приближающийся к тембру средних инструментов, изготовляемых большинством других фабрик фортепиано.
В последние годы в ГДР заметно выдвинулись по качеству рояли саксонской фабрики Аугуста Фёрстера. Эта фабрика, так же как и возрожденная фабрика Бехштейна, начала ставить на свои концертные рояли механизм третьей педали «состенуто».
Некоторые немецкие и английские фабрики и мастерские в последнее время стали регулярно выпускать клавесины (чембало), верджинелы и клавикорды. Эти инструменты охотно покупаются любителями и музыкальными организациями для исполнения старинной клавирной и ансамблевой музыки.
Все же настоящее состояние фортепианной промышленности в странах Западной Европы очень трудное и напряженное; потребовалось много лет для восстановления ее примерно до уровня — количественного и качественного, — достигнутого многими фабриками еще в начале XX столетия.
Источник