Игра на гитаре
Как читать ноты?
Чтобы сыграть произведение, записанное в нотах, нужно просто сопоставить каждую нотку на нотоносце (нотных линейках) с нотой, сыгранной на гитаре. В начале каждой строки в гитарных нотах можно увидеть знак скрипичного ключа , он означает в точности то, что все ноты в строке имеют следующее соответствие со звуковым рядом гитары:
Для других инструментов – фортепиано, балалайки – чего угодно и скрипичного ключа, имеется свое соответствие. Например, для фортепиано:
То есть одни и те же ноты можно играть на разных музыкальных инструментах, но нужно иметь в виду, что гитарные ноты традиционно записываются на одну октаву выше, чем они звучат, как можно увидеть на рисунке. Существует множество других ключей – дискантовый, басовый, альтовый, в гитарной записи используется только скрипичный.
Ноты длительностью короче одной четвертой часто объединяются в группы косой чертой, никакого функционального значения она не имеет, а используется просто для красоты написания, то есть то же самое, что , а = . Точно так же, штиль ноты (вертикальная черта, идущая от кружочка), может быть направлен, как вниз, так и вверх = , = .
Перерывы в звучании музыкального произведения называются паузами. Формально, это тоже ноты, представляющие молчание (отсутствие звука):
- – целая пауза, равна по длительности целой ноте,
- – половинная пауза,
- – четвертая,
- – восьмая,
- – шестнадцатая,
- – тридцать вторая.
Нота с точкой. Точка, поставленная после ноты, увеличивает длительность ее звучания на половину.
- = +
- = +
Точка может стоять и у пауз.
- = +
В первой строке после скрипичного ключа всегда идет размер произведения, обозначаемый числовой дробью. Просто объяснить значение размера, можно так: если произведение удобнее играть на счет „раз, два, три, раз, два ,три…“, то размер , а если на „раз, два, три, четыре, раз, два, три, четыре…“ – , исходя из размера оно „нарезается“ на такты вертикальной чертой.
В начале каждого такта идут ударные (или сильные) ноты.
Теперь об обозначении полутонов (диезов и бемолей). Если перед нотой какого-нибудь такта стоит знак диеза (бемоля ), то эта и все последующие ноты в такте такой же высоты (расположенные на одном уровне) играются выше (ниже) на пол тона, например,
играется так: Фа – Pe – Си – Фа – Фа – Фа – Фа – Pe – Си.
Знак бекара означает отмену диеза или бемоля для ноты, рядом с которой он стоит, и всех последующих в такте этой же высоты:
Фа – Pe – Си – Фа – Фа – Фа – Фа – Pe – Си.
Диез или бемоль, поставленные рядом со скрипичным ключом влияют на все ноты в строке с этим же названием:
Фа – Pe – Си – Фа – Фа – Си – Фа – Pe – Си. Обратите внимание, что вторая нота второго такта также подпадает под действие диеза.
Стоящие при ключе знаки отменяются бекаром для конкретного такта, так, как описано выше, например,
играется Фа – Pe – Си – Фа – Фа – Фа – Фа – Pe – Си.
Обозначения.
Цифры в кружочке , , , , , – струны гитары, если какая-нибудь из них стоит рядом с нотой, это значит, что ее надо играть на указанной струне.
Римские цифры I, II, III,…., XIX – лады. Нота играется на струне, зажатой на обозначенном ладу.
Пальцы правой руки:
- i – указательный,
- m – средний,
- a – безымянный,
- p – большой.
Указывают, каким пальцем нужно играть ноту.
Пальцы левой руки обозначаются арабскими цифрами без кружочка:
Струна зажимается на нужном ладу именно этим пальцем. По аналогии, 0 означает, что нота играется на открытой струне.
Как играть?
Большой палец левой руки прикладываем к тыльной стороне грифа перпендикулярно ему. Он не вылезает за верхнюю кромку и находится между указательным и средним пальцами. Струны прижимаем подушечками пальцев как можно ближе к нижней металлической полоске лада (ближе к розетке), чтобы избежать дребезжания. Правую руку кладем предплечьем на гитару, кисть принимает такое положение, при котором она полностью расслаблена (это похоже на то, как будто в ладони зажат теннисный мячик, но пальцы остаются еле согнутыми). При игре кисть неподвижна – двигаются только пальцы, слегка касаясь струн, должно появляться ощущение, что струны при касании щекочут их.
Обычно большой палец правой руки играет басовые струны, а безымянный, средний и указательный, соответственно, первую, вторую и третью, хотя для каждой композиции это подбирается индивидуально. Когда приходится играть одновременно несколько струн (в данном случае две), пальцы как бы сжимают мячик, не давая ему упасть. Паузы в десятом и одиннадцатом такте означают перерыв в звучании второго голоса (здесь два голоса: сольный и басовый, басовый играется на двух верхних струнах, сольный – на всех остальных).
Обратите внимание на знаки сокращения нотного письма, использующиеся в пьесе. Реприза – означает повторение части произведения: сначала играется отрывок между знаками и , включая первую вольту , затем первая вольта выкидывается и заменяется второй . Если вольт нет, то играется просто два раза.
Играем очень медленно, так, как в звуковом файле midi под нотами. Стараемся, чтобы мелодия перетекала плавно от ноты к ноте, соблюдались все длительности, и не было „заборов“. Обязательно играем и зажимаем именно теми пальцами, которые обозначены в нотах – так проще и эффективнее. Когда начинает получаться, ускоряем темп.
Источник
Нотное письмо
Нотное письмо — общепринятая система записи звуков в виде специальных знаков (нот) на нотном стане.
Нотное письмо является универсальным языком общения музыкантов всего мира, помогает запечатлеть собственные сочинения и, конечно же, прикоснуться к культурному наследию многовековой музыкальной истории.
Как невозможно нарисовать картину без холста, так и нотное письмо невозможно без нотного стана.
Нотный стан
Нотный стан — представляет собой пять параллельных горизонтальных линий, на которые наносятся: ноты (1), паузы (2), знаки альтерации (3), ключи (4), размеры (5), такты (6) и т.д. Нотный стан может иметь по пять нижних (7) и верхних (8) добавочных линий.
Нота — специальный знак на нотном стане характеризующий высоту звука и его длительность, имеет вид: овала, овала со штилем, закрашенного овала со штилем и флажком. Все это указывает на длительность звучания ноты: целая, половинная, четвертная, восьмая, шестнадцатая, тридцатьвторая.
Существуют так же знаки увеличения длительности ноты: точка, две точки, фермата, лига. Одна точка — увеличение длительности ноты на ее половину основной длительности. Две точки — увеличение длительности ноты на половину плюс на четверть от основной длительности. Лига — связывает ноты одинаковой высоты, обозначается дугообразной линией.Фермата — указывает на «неограниченную» длительность ноты (в разумных пределах), изображается небольшим полукругом с точкой.
Пауза
Пауза — специальное обозначение, на нотном стане, указывающее на отсутствие звучания инструмента. Подобно нотам пауза имеет свою продолжительность и знаки корректировки длительности. Пауза бывает: целая (длинною в такт), половинная, четвертная, восьмая, шестнадцатая, тридцатьвторая.
Звукоряд. Тон. Полутон
Прежде чем продолжить, внесем ясность в понятия: звукоряд, тон, полутон.
Помимо длительности, каждая нота в звукоряде имеет свое название и место (ступень). Расстояние между нотами определяется тоном или полутоном. Один звукоряд (октава) содержит 12 звуков (7 нот): До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си.
Октава | |||||||||||
До | До# | Ре | Ре# | Ми | Фа | Фа# | Соль | Соль# | Ля | Ля# | Си |
До | Ре | Ми | Фа | Соль | Ля | Си | |||||
Полутон | |||||||||||
Тон |
Знаки альтерации
Альтерация — специальный знак, на нотном стане, указывающий на повышение или понижение звучания ноты на полутон (тон). Существует пять знаков альтерации: диез — повышение на полутон; дубль-диез — повышение на тон; бемоль — понижение на полутон; дубль-бемоль — понижение на тон; бекар — отмена знаков альтерации.
Ключ — специальный знак, облегчающий чтение нот на нотном стане, указывающий на определенную ноту, от которой ведется отсчет других нотных знаков музыкального произведения. В нотном письме различают три основных ключа:скрипичный — Соль, басовый — Фа, альтовый — До.
Такт. Размер. Ритм. Темп. Динамические оттенки
Такт — область на нотном стане между двумя вертикальными линиями. Затакт — неполный такт, при этом последний такт так же может быть не полным.
Размер — количество сильных и слабых долей образующих такт. Доля бывает: сильная и слабая. Сильная доля — наиболее акцентируемая нота при игре. Слабая доля — менее акцентируемая нота соответственно.
Размеры подразделяются на простые и сложные. Простой размер: 2/4, 3/4, 4/4. Сложный размер, как правило, составной из двух одинаковых или разных простых размеров: 6/8 + 6/8 = 12/8.
Ноты, поделенные на такты с указанием размера, не могут передать настроение музыкального произведения без ритмического рисунка, темпа исполнения с его динамической окраской и динамического оттенка звучания. В нотном письме, учтен и этот момент.
Ритм — последовательность нот объединенных в ритмические группы на основе их длительности. Основными делениями являются: целые, половинные, четвертные, восьмые, шестнадцатые ноты и т.д. Альтернативные виды деления: дуоль, квартоль, триоль, квинтоль, секстоль, септоль. При делении на несколько частей, полученные длительности занимают равномерное суммарное время звучания исходной ноты.
Темп — скорость исполнения музыкального произведения. Как правило, темпы делят на три группы: медленные,умеренные, быстрые.
Медленные темпы | Умеренные темпы | Быстрые темпы | |||
Итальянский | Русский | Итальянский | Русский | Итальянский | Русский |
Largo | Широко | Andante | Спокойно, не спеша | Allegro | Скоро |
Lento | Протяжно | Andantino | Чуть подвижнее, чем Andante | Vivo | Живо |
Adagio | Медленно | Moderato | Умеренно | Vivace | Живо |
Grave | Тяжело | Sostenuto | Сдержанно | Presto | Быстро |
Allegretto | Оживлённо | Prestissimo | Очень быстро | ||
Allegro moderato | Умеренно скоро |
Динамические оттенки темпа — указывают на замедление или ускорение темпа игры.
Оттенки движения | Динамические оттенки движения | Другие обозначения | |||
Итальянский | Русский | Итальянский | Русский | Итальянский | Русский |
Molto | Очень | Ritenuto | Сдерживая | a tempo | в темпе |
Assai | Весьма | Ritardando | Запаздывая | tempo primo | вернуться в первоначальный темп |
Con moto | С подвижностью | Allargando | Расширяя | tempo I | первоначальный темп |
Commodo | Удобно | Rallentando | Замедляя | I’istesso | В том же темпе |
Non troppo | Не слишком | Accelerando | Ускоряя | ||
Non tanto | Не столь | Animando | Воодушевляя | ||
Meno mosso | Менее подвижно | Stringendo | Ускоряя | ||
Più mosso | Более подвижно | Stretto | Сжато | ||
Sempre | Всё время |
Динамический оттенок — уровень громкости исполнения музыкального произведения или его части.
Постоянная громкость | Изменение громкости | Смена громкости | ||||
Итальянский | Сокращение | Русский | Итальянский | Русский | Итальянский | Русский |
fortissimo | ff | Очень громко | crescendo | Усиливая | più forte | Более громко |
forte | f | Громко | poco a poco crescendo | Мало-помалу усиливая | meno forte | Менее громко |
mezzo forte | mf | Средняя громкость | diminuendo | Стихая | sforzando (sf) | Резкое ударение звуков |
mezzo piano | mp | Средне-тихо | poco a poco diminuendo | Мало-помалу стихая | ||
piano | p | Тихо | smorzando | Замирая | ||
pianissimo | pp | Очень тихо | morendo | Замирая |
Мелизмы
Мелизмы — вспомогательные ноты, служащие украшением основной ноты, исполняются за счет длительности предыдущих нот и, как правило, расположены в диапазоне секунды . К мелизмам относятся: форшлаг (короткий, длинный), мордент,трель, группетто.
Форшлаг — короткий звук, исполняемый пред основной нотой, одиночный или состоящий из нескольких звуков.Одиночный форшлаг — маленький знак восьмой ноты с перечеркнутым флажком. Для обозначения форшлага состоящего из нескольких нот используют маленькие шестнадцатые ноты без перечеркнутых флажков.
Форшлаг бывает:
- короткий — быстрые нотки, которые исполняются за счет длительности предыдущих нот перед основной украшаемой нотой;
- длинный — исполняется за счет длительности украшаемой ноты и имеет половину её длительности, основная нота при этом уменьшается по длительности в половину.
Мордент — мелизм, состоящий из трех нот: 1 — основная нота, совпадающей с украшаемой нотой; 2 — вспомогательная нота, отличается на секунду, 3 — основная нота, совпадает с изначальной нотой. Мордент бывает одиночный и двойной.
Трель — быстрое чередование двух соседних нот, основной и вспомогательной, как правило, находящейся на ступень выше.
Группетто — быстрое исполнение нот в определенной последовательности, как правило, на расстоянии секунды, замыкая игру конечной нотой обозначения.
Сокращенное нотное письмо
Сокращенное нотное письмо, упрощает чтение нот, особенно если используется большое число повторений одинаковых тактов с небольшими вариациями.
Реприза — повторение тактов. При этом если часть тактов изменяется, то используется вольта с цифрой, которая соответствует циклу повторения.
— Segno, специальная отметка, используемая с аббревиатурой Dal segno.
— Coda, окончание произведения, используется вместе с аббревиатурами D.S. и D.C.
— Da capo, указывает на переход в начало музыкального произведения, обычно используется с пояснением: al fine — до конца или al coda — до знака «кода».
— Dal segno, переход к знаку «Segno«, так же используется: al fine — до конца, al coda — до знака «кода».
— знак используется, если необходимо повторить один или несколько тактов.
— знак применяют для повторения мелодической фигуры в такте.
Для повторения ноты или аккорда используется следующая запись:
Тремоло — быстрое, равномерное, чередование двух звуков или созвучий:
Для удвоения ноты в октаву пишут цифру 8 — это значит, что к основной ноте необходимо добавить аналогичную ноту, звучащую на октаву выше:
Если необходимо играть ноты на октаву выше используется запись (8va —————¬), для игры на октаву ниже(8vb —————¬). Естественно исполняются только те ноты, над которыми проходит пунктирная линия. Если необходимо играть ноты на 2 октавы выше или ниже используется запись (15ma —-¬ или 15mb ——¬).
Приемы игры
Приемы игры — специальные методы исполнения нотной записи: легато, стаккато, арпеджио и глиссандо.
Легато — подразумевает под собой связное исполнение нотной записи, звучание нот согласовано и перетекает из одной в другую, обозначается специальной линией в виде дуги.
Стаккато — короткое отрывистое исполнение нот, указывается точкой над или под нотой. Стаккатиссимо — наиболее острое отрывистое исполнение нот, обозначается перевернутым треугольником.
Арпеджиато — быстрое исполнение нот аккорда снизу вверх или в обратном порядке, обозначается вертикальной волнистой линией.
Глиссандо, слайд — прием скольжения от одной ноты к другой.
Источник