Все ноты для пионино

Ноты на фортепиано

Эта статья — вторая в трёхчастной серии публикаций о нотах. Рекомендую предварительно прочитать первую часть, где рассмотрены необходимые базовые понятия.

Оглавление

Клавиатура фортепиано. Белые клавиши

Знакомиться с нотами удобнее всего на клавиатуре фортепиано. Ноты на ней упорядочены по высоте: чем клавиша левее, тем ниже издаваемый ею звук, а чем клавиша правее, тем звук выше.

Интервал между звуками любых двух соседних клавиш, учитывая чёрные, равен полутону.

Найдём ноту до. Все клавиши, соответствующие этому звуку, отмечены на следующем рисунке. Их удобно искать, если запомнить, что справа от каждой находится группа из двух чёрных клавиш. Исключением является самое правое до, так как на нём клавиатура современных фортепиано обычно заканчивается.

Интервал между любыми соседними до в точности равен октаве, поэтому все они схожи по звучанию и называются одинаково, несмотря на различную высоту. Ноты до, таким образом, разбивают весь диапазон звуков на октавы. Последовательность нот внутри этих октав одинакова. Рассмотрим белые клавиши:

При движении вверх (т.е. вправо) по белым клавишам после до следуют звуки ре, ми, фа, соль, ля и си. Затем следует до следующей октавы, и вся последовательность нот повторяется.

Интервал между любыми соседними одноименными звуками (додо, рере, мими и т. д.) равен октаве.

Мы рассмотрели все белые клавиши, но остались ещё чёрные. Для продолжения нам нужны так называемые знаки альтера́ции.

Знаки альтерации. Чёрные клавиши фортепиано. Энгармонизм

Начнём с двух знаков альтерации: дие́за (♯) и бемо́ля (♭). Диез означает повышение звука на полутон, а бемоль — понижение на полутон. К примеру, звук ре-диез на полтона выше, чем ре, а ре-бемоль — на полтона ниже.

Как мы помним, при движении по клавиатуре вправо звуки становятся выше, причём интервал между звуками любых двух соседних клавиш, учитывая чёрные, составляет полутон. Значит, к примеру, звук чёрной клавиши, находящейся между до и ре, на полтона выше, чем до. Следовательно, это до-диез. Выходит, что чёрным клавишам соответствуют ноты до-диез, ре-диез, фа-диез, соль-диез и ля-диез, как показано на следующем рисунке.

С другой стороны, звук той же чёрной клавиши между до и ре на полтона ниже, чем ре. Следовательно, это ре-бемоль. Теперь получается, что чёрным клавишам соответствуют ноты ре-бемоль, ми-бемоль, соль-бемоль, ля-бемоль и си-бемоль.

Таким образом, звук любой чёрной клавиши можно называть по-разному. Понятно, что от смены названия высота этого звука не меняется. Получается, что некоторые ноты звучат одинаково, хотя имеют различные названия. До-диез и ре-бемоль — это один и тот же звук. Такое совпадение высоты нот с различными названиями называется энгармони́змом. Говорят, что ноты до-диез и ре-бемоль энгармонически равны или энгармонически эквивалентны. То же самое можно сказать про ре-диез и ми-бемоль, фа-диез и соль-бемоль и т. д.

Кстати, энгармонические фокусы возможны не только с чёрными, но и с белыми клавишами. Например, между си и до — полутон, поэтому ноту си можно назвать до-бемолем, а ноту доси-диезом. То же самое с ми и фа: фа можно назвать ми-диезом, а мифа-бемолем.

Интервалы между нотами

Интервалы между нотами до и ре, ре и ми, фа и соль, соль и ля, ля и си равны целому тону, а между ми и фа, си и до — полутону. Это становится очевидным, если обратить внимание на то, что ни между ми и фа, ни между си и до нет чёрной клавиши. Таким образом, между нотами последовательности доремифасольлясидо получаем такие интервалы: тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон.

Буквенные обозначения нот

Ноты часто обозначают латинскими буквами. Существует две системы буквенной записи: английская и немецкая.

В английской системе звуки до, ре, ми, фа, соль, ля и си обозначают буквами C, D, E, F, G, A и B соответственно. Если нужно, к ним добавляют знак диеза или бемоля: С♯ (до-диез), E♭ (ми-бемоль) и т. п.

Немецкая система отличается от английской лишь тем, что в ней буквой B обозначают си-бемоль, а для записи звука си используют букву H.

Какую систему использовать для себя — вопрос вкуса. Во всех материалах этого веб-сайта используется английская система, то есть B означает си, а си-бемоль обозначен как B♭.

Деление на октавы

Как мы уже видели, звуки до делят весь диапазон нот на октавы. Каждой из них присвоено собственное название.

Октава в центре клавиатуры фортепиано называется первой. Выше (правее) неё лежат вторая, третья, четвёртая и пятая октавы, ниже (левее) — малая, большая, контроктава и субконтроктава. Субконтроктава обычно представлена только тремя нотами, а пятая октава — всего одной нотой до.

При буквенной записи нот принадлежность к конкретной октаве можно обозначить цифрой после буквы. Цифра при этом показывает порядковый номер октавы. Нумерация начинается с субконтроктавы, которая обычно имеет нулевой номер. Тогда, к примеру, A0 означает ля субконтроктавы, F1 — фа контроктавы, С2 — до большой октавы, D♯3 — ре-диез малой октавы, E♭4 — ми-бемоль первой октавы и так далее.

«Нот всего семь»

Распространённое выражение «нот всего семь» справедливо лишь в том случае, если в пределах одной октавы считать только белые клавиши, а чёрные не учитывать. Полагаю, так делают потому, что ноты на белых клавишах имеют собственные названия (до, ре, ми, фа, соль, ля и си), а названия нот на чёрных клавишах являются производными — их образуют, добавляя к названию ноты на белой клавише часть «диез» или «бемоль», например, до-диез. Это, однако, не означает, что чёрные клавиши имеют меньшее значение, чем белые, поэтому в октаве, строго говоря, не семь нот, а двенадцать: до, до-диез (ре-бемоль), ре, ре-диез (ми-бемоль), ми, фа, фа-диез (соль-бемоль), соль, соль-диез (ля-бемоль), ля, ля-диез (си-бемоль) и си.

Далее, если под термином «нота» понимать звук определённой высоты, то одноименные звуки в разных октавах придётся считать отдельно, потому что все они различаются по высоте, и тогда на клавиатуре фортепиано мы насчитаем не семь и не двенадцать нот, а ровно столько, сколько на ней клавиш, то есть 88 для большинства современных инструментов.

Упражнения и вопросы для самоконтроля

  1. При движении в какую сторону по клавиатуре фортепиано звуки становятся выше?
  2. Какой интервал образуют звуки любых двух соседних клавиш фортепиано, учитывая чёрные клавиши?
  3. Как найти ноту до на клавиатуре фортепиано?
  4. Запомните порядок следования нот на белых клавишах в обе стороны: до, ре, ми, фа, соль, ля, си, додо, си, ля, соль, фа, ми, ре, до.
  5. Назовите ноты на белых клавишах в прямом порядке через одну, начиная с до: до, ми, соль и т. д. Остановитесь, когда вновь окажетесь на ноте до. Сколько октав между до, с которого вы начали, и до, на котором вы остановились? Сделайте то же самое в обратном порядке: до, ля, фа и т. д.
  6. Выполните упражнение, аналогичное предыдущему, только пропускайте не одну ноту, а две. В прямом порядке получится: до, фа, си и т. д.; в обратном: до, соль, ре и т. д. Сколько октав между до, с которого вы начали, и до, на котором вы остановились?
  7. Что означают знаки альтерации диез и бемоль? Как они записываются?
  8. Что такое энгармонизм? Какие ноты энгармонически равны нотам до-диез, ми-бемоль, фа-диез, ля-бемоль, си-бемоль, ми-диез, до-бемоль?
  9. Сколько полутонов между соседними нотами до и ре, ре и ми, ми и фа, фа и соль, соль и ля, ля и си, си и до?
  10. Какими буквами обозначаются ноты в английской и немецкой системах буквенной записи нот? В чём отличия этих двух систем?
  11. Перечислите названия всех октав, представленных на клавиатуре фортепиано. Которая из них находится в центре клавиатуры?
  12. Как с помощью буквы и цифры обозначить ноты ля второй октавы, до четвёртой октавы, ми малой октавы, фа контроктавы, си субконтроктавы?
  13. Сколько полутонов между ре первой октавы и ре третьей октавы? Сколько целых тонов между ля большой октавы и ля второй октавы?

Эта статья — вторая в трёхчастной серии публикаций о нотах: часть 1 | часть 2 | часть 3

Источник

Ноты на фортепиано для начинающих

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

Играть музыку без знания нот возможно. Однако такой уровень вряд ли выйдет дальше любительского. Чтобы иметь возможность сочинять мелодии, важно сперва выучить ноты.

Расположение

Всего фортепиано имеет 88 клавиш. Из них 52 белого цвета, 36 чёрного. С помощью белых клавиш извлекаются звуки открытых нот. Открытыми они называются, потому что они без изменений. Чёрные клавиши изменяют звучание. С их помощью проигрываются диезы и бемоли.

Светлые музыкальные кнопки располагаются в ряд. Чёрные расположены по 2-3 кнопки между белыми. Эта особенность связана со звукоизвлечением.

Порядок нот на пианино следующий: До-Ре-Ми-Фа-Соль-Ля-Си-До. Эти ноты входят в первичную базовую гамму «До мажор». Начальная нота «До» относится к первой октаве, конечная «До» – ко второй. Последовательность этих звуков повторяется по всей клавиатуре фортепиано. «До» находится слева от группы из двух тёмных клавиш.

Помимо расположения и названия нот, важно то, какими пальцами нажимаются клавиши. Пальцы нумеруются следующим образом: первый – большой, второй – указательный, третий – средний, четвёртый – безымянный, пятый – мизинец. Это делается для удобства игры и эстетического процесса. Начинающим подписывают ноты цифрами, чтобы быстрее запомнить, каким пальцем нужно играть. Обучение по цифрам помогает довести процесс до автоматизма.

Составляющие нотного стана

Обучение музыкальной грамоте начинается с нотного стана. Он представляет собой пять горизонтальных параллельных друг другу линий. Нотный стан нужен, чтобы записывать музыку. Каждой ноте отведена своя линеечка. Когда линий не хватает, рисуют добавочные полосы.

Например, «До» располагается на первой добавочной линии. Под пятой полосой отмечается короткая черта, на которой рисуется нота «До». «Ре» находится под первой линией. «Ми» занимает первую линию. «Фа» находится между первой и второй. «Соль» занимает вторую линейку. «Ля» рисуется между второй и третьей линиями. «Си» располагается на третьей полосе. «До» второй октавы находится между третьей и четвёртой полосами.

Помимо основных нот, стан вмещает в себя знаки альтерации. Эти символы используют для обозначения чёрных клавиш, расположенных на инструменте. Они находятся в начале гаммы после скрипичного ключа. Например, гармонический мажор. Это помогает заранее понять, где нужно играть чёрные клавиши, а где не нужно. Также альтерация указывается рядом с нотой. Расшифровка диеза и бемоля следующая: первый символ меняет звук, повышая его на полтона, бемоль, наоборот, настолько же понижает звучание.

Также в музыке используется такой символ, как бекар. Он имеет некоторое сходство с бемолем. Начинающие могут перепутать его. Значение же бекара прямо противоположное. Наличие бекара свидетельствуют об отмене любых изменений в целом такте или по отношению к одной ноте.

Ключи

Важными деталями нотоносца являются скрипичный и басовый ключи. Эти знаки пишутся перед всеми другими знаками, занимая самую первую позицию. Скрипичный ключ относится к звукам высокого регистра, басовый – к звукам низкого регистра. В фортепианной системе скрипичный ключ чаще всего используют для обозначения нот правой руки, а басовый – левой.

Размер

Чтобы музыка не звучала хаотично и была упорядочена, используют разные ритмы тактов. Музыкальный ритм определяет, сколько нот будет располагаться в одном ладу. Это придаёт мелодии частотную периодичность. Ритм обозначается двумя числами, расположенными одно над другим. Подобным образом пишется дробь в математике. Отличием является отсутствие черты деления.

Музыкальные ритмы бывают следующими: 2/4, 3/4, 4/4, 3/8, 6/8. Произносится ритм так: две четверти, три четверти, четыре четверти, шесть восьмых, две вторых. Число, расположенное наверху, указывает на то, сколько нот в ладу, выражаясь иными словами, до скольки нужно вести счёт: до двух, трёх и так далее. Число, находящееся внизу, показывает, сколько будет длиться нота. Ноты бывают целыми, длятся весь такт, половинными, продолжительностью в полтакта. Также выделяют четвертные, восьмушки и шестнадцатые.

Две четверти – распространённый простой ритм. Он говорит о том, что один такт состоит из 2 четвертных нот. Ритмический рисунок размера 2/4 бывает разным. В ладу находятся 2 восьмушки и 1 четвертная или 6 шестнадцатых, объединённых по три. Вариаций много. Главное, чтобы их длительность соответствовала ритму 2/4. В начале изучения лучше не дробить и не объединять ноты. Экспериментировать можно, когда основы уже изучены.

Самый распространённый вариант ритмического рисунка 3/4 – 3 четвертных ноты в ладу. Возможен вариант использования одной половинной с точкой, расположенной сбоку. Тогда одна нота будет звучать весь такт. Размер 3/8 схож с 3/4. Однако вместо четвертных лад вмещает восьмушки.

Помимо простых, используются сложные музыкальные ритмы. В их число входят 4/4 и 6/8. Ритм 4/4 вмещает 4 доли, длительность которых равняется длительности 1 четвертной. Для обозначения ритма 4/4 нередко используют знак, схожий с буквой «С».

Шесть восьмых – ритм, состоящий из 6 долей. Он получается при соединении двух трёхчетвертных и представлен восьмыми нотами.

Похожим образом образованы другие сложные размеры: 4/8, 6/4, 9/8, 12/8. Самое важное, что нужно запомнить – соотношение размера с длительностью нот. Тогда не возникнут проблемы со счётом и с ритмом игры.

Такты и тактовые черты

Тактом называется отрезок музыки от одной сильной доли до другой. Тактовая черта представляет собой вертикальную черту, которая пересекает нотный стан. Эта черта разделяет два такта между собой. Так как мелодия может начаться и со слабой доли, существует такое понятие, как «затакт». Так называют неполный такт. Мелодия, начавшаяся с затакта, им же и заканчивается.

Окончание композиции обозначается двойной тактовой чертой. При этом вторая вертикальная линия утолщена.

Намного проще «отбивать» такт или считать вслух. Музыкальный счёт ведётся на «раз и», «два и»; так до четырёх. «Раз и» – относится к одной четвертной ноте. Переход к «два и» говорит о переходе на следующую ноту.

Обозначение знаков альтерации

Под музыкальной альтерацией понимается изменение звучания нот. Символами альтерации являются диез, двойной диез, бемоль, двойной бемоль и бекар.

Диез внешне напоминает решётку на кнопках мобильного телефона. Это знак повышения звука на полтона. Бемоль похож на английскую букву «b». Этот символ понижает звук на полтона. Бекар отменяет любые изменения звучания. Символ выглядит как цифра «4» с квадратом наверху. Двойной диез повышает звучание на два тона. Он пишется как крест с острыми концами, напоминающими ромб. Двойной бемоль понижает лад на два тона. Символ пишется как две буквы «bb», расположенные вплотную друг другу.

Тональность

Для того чтобы разобраться, что представляет собой тональность, стоит осветить такие понятия как «звукоряд», «лад» и «тоника». Звукоряд – это расположенные друг за другом ноты. Они имеют либо восходящий, либо нисходящий порядок. То есть звукоряд может начинаться либо со стандартного До-Ре-Ми-Фа-Соль-Ля-Си-До, либо выглядеть так: До-Си-Ля-Соль-Фа-Ми-Ре-До.

Ладом называется связь звуков между собой, их созвучность и упорядоченность. Ступеней лада 7, по количеству основных нот. Ступени обозначают римскими цифрами.

Тоника – первая и главная ступень лада. На ней находится устойчивое трезвучие: До-Ми-Соль. Оно задаёт окраску всему ладу.

Тональностью называется лад, имеющий определённую тонику. Тоникой является нота, от которой строится лад. Стоит рассмотреть на простом примере: гамма «До мажор». Здесь нота «До» выступает в качестве тоники, так как с неё начинается мелодия. Мажор окрашивает гамму позитивным настроением, а значит, является ладом. В гамме «До минор» «До» остаётся тоникой, при этой лад будет минор. Соответственно «настроение» мелодии изменится на грустное.

Как легко выучить?

Чтобы самостоятельно выучить ноты, достаточно выполнить ряд нетрудных упражнений. Первое, что нужно запомнить, – названия нот. Необходимо проговорить их в прямом и обратном порядке. Знание нужно довести до автоматизма. Также знания теоретические нужно соотнести с практическими. Наличие инструмента в домашних условиях обязательно. Нужно проиграть гамму «До мажор» несколько раз. Игру на фортепиано тоже важно доводить до автоматизма.

Существует множество тренажёров для новичков, по которым можно быстро учить нотную грамоту с нуля. Простой способ запомнить составляющие нотного стана – сверять их по клавишам. Одной теории недостаточно для свободной игры на фортепиано. Важно совместить изучение теории и практических занятий. Теоретические понятие и термины станет намного проще понять, проверяя всё с помощью музыкального инструмента.

Как читать ноты с листа?

Для начинающих фортепиано может показаться сложным. Особенно новичков ставит в тупик чтение нот с листа. На первых порах обучения нотной грамоте допускается подписывание нот. Однако лучше сразу переходить к чтению музыкальных знаков без дополнительных подписей. В этом поможет несколько упражнений.

Необходимо записывать основные ноты на нотном стане. Это позволит быстрее запомнить, на каких линейках находятся музыкальные знаки, что поможет в чтении с листа.

Стоит заучить, что скрипичный ключ указывает на «Соль» первой октавы. Басовый ключ указывает на «Фа» малой октавы. Важно запомнить, что нота «До» первой октавы всегда расположена на первой добавочной линеечке.

Для контроля своих знаний стоит воспользоваться преимуществами технологий и установить программу «нотный тренажёр». Можно потренироваться с незнакомым нотным текстом. Программа поможет определить, правильно ли подобраны ноты.

Примеры красивых мелодий

Прежде чем начать играть мелодии по нотам, важно осветить такое понятие, как «музыкальный штрих». Штрихом называют способ исполнения нот. Начинающие исполняют мелодии штрихом нон-легато, то есть не связно. При этом пауза между звуками составляет не больше 1/4. Также существует такой способ звукоизвлечения, как легато, или связно. Легато предполагает плавную игру, когда одна нота «перетекает» в другую. Ещё один штрих – стаккато, отрывисто. При этом ноты играются резко, остро, не сливаясь в цельную мелодию.

Начинающим лучше всего обратить внимание на детские песни. Не стоит сразу выбирать сложные произведения, занимающие 2-3 листа. Существует множество песен, которые состоят не больше, чем из 5-8 тактов. Новичкам можно посоветовать музыкальный сборник Б. Милича. В нём содержатся простые песни для детей.

  • «Праздничная». Мелодия состоит из восьми тактов. Установленный размер – 4/4. Музыка записана четвертными и целыми нотами. Звуки альтерации отсутствуют.
  • «Зима». Зимняя мелодия, состоящая из восьми тактов, отлично подойдёт для тренировки. Размер составляет 4/4. Медленный ритм и небольшое количество нот помогут быстро освоить игру на фортепиано.
  • «Флажки». Эта мелодия немного сложнее. Она играется со знаками альтерации в тональности «До диез мажор» и «Фа диез мажор». Также здесь появляется нота с точкой. Точка, располагающаяся под нотой или над ней, показывает, что её нужно исполнять штрихом стаккато.

Потренировавшись на простых песенках, можно переходить к более сложным. Такие мелодии могут состоять из 15-20 тактов.

  • «В траве сидел кузнечик». Популярная мелодия, которая имеет знаки альтерации, ноты с точками. Песня поможет закрепить и улучшить умения, полученные ранее.
  • «Перепёлочка». Эта грустная мелодия познакомит с гаммой «Ля минор». Она играется в размере 2/4. Существует несколько вариантов этой песни. В одном отсутствуют знаки альтерации, в другом – присутствуют. Это позволяет выбрать между простым и усложнённым вариантами исполнения.

Чтобы увлечь детей занятиями, можно предложить сыграть современные песни из мультфильмов.

  • Мелодия из «Фиксиков». Мелодия кажется незатейливой, однако это только на первый взгляд. Нотный стан представлен скрипичным и басовым ключами, присутствуют бемоль, диез и бекар. Чтобы сыграть эту песню, нужно «познакомиться» с шестнадцатыми и аккордами.
  • «Мой маленький пони». Мелодия «Дружба – это магия» представлена только скрипичным ключом. Она играется в тональностях «До диез мажор» и «Фа диез мажор». Другие знаки альтерации отсутствуют.

Помимо чтения с листа и запоминания нот, важно уделить время извлечению звуков на слух. Можно прослушать любую мелодию и попытаться подобрать на музыкальном инструменте. Это поможет развить творческие навыки.

Для того чтобы в совершенстве овладеть игрой на фортепиано, уйдёт не один год. Однако начать можно буквально с нуля. Необходимая теория изучается в процессе обучения. Остальное зависит от желания и упорства.

Источник

Читайте также:  Вдоль по улице метелица варламова ноты
Оцените статью