- Все ноты для сопилки
- «Весенняя свирель»
- Все ноты для сопилки
- «Весенняя свирель»
- Художественные произведения:
- Учебная литература для сопилки:
- Ссылки на сборники нот в сети:
- Нотная библиотека: 12 комментариев
- Добавить комментарий Отменить ответ
- «Весенняя свирель»
- Сопилка (Сопiлка — укр.)
- 1. Аппликатура. И… еще раз аппликатура! ;0)
- 2. Тембр.
- Разновидности сопилок (в зависимости от размера и тональности):
- Сопилка: 11 комментариев
- Добавить комментарий Отменить ответ
Все ноты для сопилки
0 – це буде позначений відкритий отвір
Х – це буде закритий пальцем
\ ___0__0__0__0___0__0__0__0__ — так позначатиму верхні отвори, їх 8,
\____________________________ — так позначатиму нижні отвори (їх 2).
0 0
\___0__0__0__0___0__0__0__0__ — ну, а це поєднання обох (усі відкритв)
0 0
\__ — це буде у нас вхідний отвір (сюди дути)
\___Х__Х__Х__Х___Х__Х__X__X__
X X
Нота ДО#
\___Х__Х__Х__Х___Х__Х__0__0__
X X
Нота МІ
\___Х__Х__Х__Х___Х__0__0__0__
X X
Нота ФА
\___Х__Х__Х__Х___0__0__0__0__
X X
Нота ФА#
\___Х__Х__Х__0___0__0__0__0__
X X
Нота СОЛЬ
\___Х__Х__0__0___0__0__0__0__
X X
Нота ЛЯ
\___Х__0__0__0___0__0__0__0__
X X
Нота СІ
Як ставити пальці:
———————————- Вказівний (ліва)
| —————————— Середній (ліва)
| | ———————— Безім’яний (ліва)
| | | ——————- Мізинець (ліва)
| | | | ————- Вказівний (права)
| | | | | ——— Середній (права)
| | | | | | —- Безім’яний (права)
| | | | | | | — Мізинець (права)
\___0__0__0__0___0__0__0__0__
0 0
Великий Великий
(ліва) (права)
Источник
«Весенняя свирель»
Сопилка: виды и конструкции…Попробуем разобраться в том какие бывают сопилки и чем они отличаются. На какой сложнее играть, а на какой богаче звукоряд. В этой статье представлены два самых распространенных варианта этого инструмента…
Разновидности
Внешне сопилки различаются по размеру, количеству отверстий и материалу из которого они изготавливаются. Все эти различия вызваны широким распространением инструмента, где каждая местность вносила свои особенности (Украина вторая по величине страна в Европпе Европе (Sop.) и по всей ее территории широко распространен этот инструмент).
Мы рассмотрим два самых распространенных вида сопилки, это хроматическая сопилка с десятью отверстиями, и традиционные диатонические инструменты с шестью отверстиями.
Десятидырочная сопилка будет рассмотрена как более совершенный с точки зрения музыки инструмент, в то время как инструмент с шестью отверстиями позиционируется как более простой и одновнеменно с тем более народный (ведь концертная десятидырочная сопилка «родилась» только в 20-м веке). Вполне возможно что данное описание сопилок будет со временем дополнено.
Материал
Сопилка — деревянный музыкальный инструмент, который обычно изготавливают из лиственных пород дерева: груши, клена, березы, граба, калины, черешни и т.д. Практикуют так же и такие материалы как эбонит, пластмассы, или метал. Однако из-за простоты изготовления и применения недорогих пород дерев, наиболее распространены деревянные сопилки.
Материал пожалуй стал одной из причин такого распространения этого инструмента. Лиственные породы дерева растут по всей Украине, и сопилку можно сделать что называется из подручных материалов. А при такой конструкции навыки можно приобрести очень быстро.
Очень популярно было делать сопилки из бузины. Дело в том что сердцевина в ее стебле без особого труда выдавливается куском проволоки или веткой более твердого дерева.
Диапазоны
1. Сопилка с десятью отверстиями
Этот инструмент имеет хроматический звукоряд примерно в две с половиной октавы. Различают следующие разновидности таких сопилок:
- Сопилка-прима (сопрано). Инструмент в строе С (до), с диапазоном от до первой октавы до соль третьей октавы. Это самая низкая из сопилок. (Непонятно, что имел в виду автор, поскольку прима, безусловно, практически самая ВЫСОКАЯ из семейства сопилок. Понятно, что и альт, и тенор, и тем более, бас, звучат ниже примы) (Sop.) .
- Сопилка-альт. Инструумент Инструмент в строе G (соль), с диапазоном от соль малой до соль второй октавы.
- Сопилка-тенор. Инструумент Инструмент в трое F (фа), с диапазоном от фа малой до фа второй октавы.
(Указанные диапазоны — для записи нот для сопилки. Фактически любая сопилка, кроме баса, звучит на октаву выше, чем записывается.) (Sop.)
- Сопилка- басс бас . Инструумент Инструмент в трое С (до), с диапазоном от до малой до до второй октавы. до первой октавы до соль второй октавы. Это самая низкая из сопилок. (эта фраза, скопированная из текста про приму, здесь звучит гораздо уместнее и правдивее) (Sop.)
Все эти инструменты отличаются только размерами и в некоторых случаях транспонированием нотной записи. В части конструктива – различие только в размере (длине и диаметре самого инструмента), аппликатура же остается неизменной.
2. Сопилка с шестью отверстиями
Сопилка с шестью отверстиями является диатонической продольной флейтой в строе До. Она имеет диапазон в две октавы: от до второй до до четвертой октавы. Для извлечения звуков от до третьей октавы до до четвертой октавы используется таже аппликатура что и от до второй октавы до до третьей с удвоенной силой вдувания воздуха.
Внешне этот инструмент сильно напоминает ирландский вистл (размером и количеством отверстий).
Конструкция
Сопилка с десятью отверстиями. Эта продольная флейта имеет восемь отверстий с лицевой стороны и два с тыльной.
Интересной особенностью этого инструмента является возможность ее настройки. Для этого в ее конструкции есть пластина (ползунок) закрывающая на необходимую величину голосовую щель, тем самым изменяя строй инструмента в пределах полутона.
Сопилка с шестью отверстиями имеет более простую конструкцию, как в части свисткового устройства (здесь присутствует только пробка-денец и голосовая щель) так и в меньшем количестве отверстий.
Для лучшего понимания принципа работы я рекомендовал бы дополнительно прочитать статью о принципе работы продольных флейт.
Источник
Все ноты для сопилки
«Буракоф Ф.И. — Сборки пьес для блокфлейты (партия блокфлейты, сопилки)» и «Буракоф Ф.И. — Сборки пьес для блокфлейты (клавир)» (украинский)
«Бураков Ф.І. — Збірки п’єс для блокфлейти, сопілки (партія блокфлейти, сопілки)» и «Бураков Ф.І. — Збірки п’єс для блокфлейти сопілки (клавір)»
Сборник пьес и ансамблей для детей, находящихся на начальной стадии обучения (1-2 кл.) Разнохарактерные пьесы от простого к более сложному материалу, много украинских народных песен.
«Все гаммы для блокфлейты альт, сопранино» и «Все гаммы для блокфлейты сопрано, тенор» (автор неизвестен)
Эти файлы содержат все мажорные, минорные гаммы (также некоторые пентатонические, хроматические и блюзовые) которые необходимы всем исполнителям на блокфлейтах для развития исполнительской техники. Также подходят для исполнения на сопилке.
«Хорн Том- 20 простых блокфлейтовых дуэтов для детей» (английский)
«Horn Tom — 20 easy recorder duets for children»
Простые детские дуэты для блокфлейты. Могут также быть воспроизведены на трубе, кларнете, флейте или скрипке.
«Ефимов В. — Музыкальный серпантин. Пьесы для блокфлейты и фортепиано»
Сборник рассчитан на 1-5 класс ДМШ и ДШИ и содержит новые оригинальные произведения, которые раньше для блокфлейты не издавались.
«Лизелот Пустан — Школа игры на альтовой блокфлейте» (немецкий)
«Liselotte Pustan — Die Altblockflöte. Ein Schulwerk»
Издание включает исторический очерк, описание инструмента и основных приемов исполнения, большое количество упражнений, пьес педагогического репертуара, а также концертных пьес для блокфлейты-альт и дуэта блокфлейт. Немало текста.
«Гарднер Пенни — Быстрая методика девяти нот для блокфлейты», «Гарднер Пенни — Методика девяти нот для блокфлейты » и «Гарднер Пенни — История народной песни штата Юта»(английский)
«Gardner Penny — The Quick Nine-Note Recorder Method», «Gardner Penny — Nine-Note Recorder Method», «Gardner Penny — Utah History Folk Song»
Одна из многочисленных скоростных методик для обучения на блокфлейте с упражнениями. Первая книга подойдёт для детей, вторая — для любителей. Третья является маленьким сборником дуэтов.
Источник
«Весенняя свирель»
Здесь будут публиковаться оригинальные произведения и лучшие переложения для сопилки, панфлейты, флояры, жоломыги (конечно, можно будет из сыграть и на блокфлейте и других подходящих по тесситуре и диапазону инструментах).
По возможности предполагается сопровождать ноты звуковыми примерами.
Художественные произведения:
- Целая страница произведений прекрасного современного композитора Олега Куренного. Сами играем и всем рекомендуем.
- Чаплин Чарли, «Мандолина и любовь», переложение для сопилки-тенор (in F) и фортепиано Шмырева П.В.
Finale 2009 — [Тенор F, Ч.Чаплин. Мандолина и любовь] - Абрэу З., «Тико-тико», переложение для сопилки и фортепиано
Finale 2009 — [Тико-тико] - BASSMAN George, «I’m gettin’ sentimental over you», переложение для сопилки-тенор (in F) и фортепиано Шмырева П.В.
Finale 2009 — [I’m gettin’ sentimental ТЕНОР] - Петербургский Е., танго «Утомленное солнце», переложение для сопилки и фортепиано Шмырева П.В.
Finale 2009 — [Утомленное солнце] - АЛЬФАНО Ф., «Мучачо» переложение для сопилки и фортепиано Шмырева П.В.
Finale 2009 — [Ф.Альфано. МУЧАЧО] - «Ant Kalno Murai» («Замок на горе») — патриотическая литовская песня, обработка для трех сопилок Е.Темрук. Увидеть первое исполнение можно здесь .
- Клемент М. Дуэты для двух блокфлейт авторов XVII-XVIII веков
Учебная литература для сопилки:
Сборник нескольких очень простых мелодий, песен и простых гамм:
Ссылки на сборники нот в сети:
- Несколько балканских мелодий (Босния, Болгария, Венгрия, Македония)
- Несколько турецких мелодий
- Несколько румынских дойн (рукописный вариант. Спасибо человеку, который их собрал и записал)
- http://www.box.net/shared/qthkff0qcrpci4hoz0m3
- http://www.box.net/shared/rg79pzcc217d96osdlr4
- http://www.box.net/shared/f7yyo14d1u0vs9y1k0yv
- http://www.box.net/shared/abt9uemt3mghccy6ly4z
- http://www.box.net/shared/cji1l7hqzox69h5jiczg
- http://www.box.net/shared/ai4uqbd7m71bidd2i4tj
- http://www.box.net/shared/qp8xy73zm47j44j4rdr8
- http://www.box.net/shared/4ncim5vjka1tzdxglqy6
- http://www.box.net/shared/skj0qfpqvrlass17m0u6
- http://www.box.net/shared/32rcyj6qyt4y8tsvrg0e
- Старинная традиционная французская музыка, причем конкретно провинции Nice (Ницца).
- Сборники сольных мелодий для высоких инструментов, составитель Kimberling Clark (для скачивания надо нажать на надпись «I accept this disclaimer, continue to download file» внизу каждой страницы).
- Афро-американские и ямайские мелодии
- Кельтские мелодии
- Английские мелодии
- Женские мелодии (Melodies by Women)
- Восточно-европейские и еврейские мелодии
- Западно-европейские мелодии
- Мелодии американских индейцев
- Латино-американские мелодии
- 70 избранных русских песен (спасибо Евгению Шилину)
- Много разнообразных несложных мелодий, в основном венгерских. Есть интересные! =)
- Очень хорошая библиотека нот для флейты. Некоторые вещи играются и на сопилке.
Нотная библиотека: 12 комментариев
Спасибо большое за нотный архив! В комплекте с возможностью прослушать произведение — это просто фантастика!
Спасибо большое за «СПАСИБО». =)) Приятно понимать, что усилия не пропадают даром.
А значит — есть стимул продолжать этот труд.
Просто потрясающе — столько нот, да еще и звуковые примеры. Колоссальный труд. Здорово. и Спасибо огромное за такое щедрое одаривание всех интересующихся нотной библиотекой. И классными переложениями.
спасибо, Наташа! но самое большое спасибо надо сказать Олегу Куренному, ведь именно его ноты и его озвучки легли в основу всей библиотеки.
«Колыбельная Дианы» меня покорила:) Послушал авторское исполнение — красота какая!
Полностью согласен. Очень красивая музыка. и конечно, в нотах не передается и половины ее красоты, которая есть в исполнении Олега.
А где эта «Колыбельная Дианы»? Я её почему-то не нашел. Подскажите подробно где искать как и исполнение так и ноты к мелодии!
И точно, в результате переноса произведений Куренного на отдельную страницу Колыбельная потерялась. Спасибо за замечание, сегодня же исправлю!
Еще раз спасибо за замечание, страничка исправлена, Колыбельная добавлена, и сразу на странице дано видео, где композитор играет свои произведения. Милости прошу — http://sopilkar.ru/notnaya-biblioteka/proizvedeniia-kurennogo/
Спасибо большое за нотную библиотеку и за столь подробное описание произведений. Видно что сайт сделан от души. Огромное спасибо!
Когда «спасибо» сказано от души, это тоже видно. Мы очень рады, что наши труды не бесполезны!
Link in:
Старинная традиционная французская музыка, причем конкретно провинции Nice (Ницца).
Добавить комментарий Отменить ответ
Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.
Источник
«Весенняя свирель»
Сопилка (Сопiлка — укр.)
Часто сопилку пытаются называть на русский манер, сопЕлкою. Я категорически против такого варианта, все-таки, надо понимать, что Россия во многом допустила исчезновение своих народных инструментов, а Украина — сохранила. И из уважения к этому подвигу, а также из простой порядочности следует называть инструмент так, как его называют на его родине. И давайте признаем, что сопилка сопит ничуть не больше, чем скрипка скрипит. ;0)
Сухую и академичную информацию о сопилке вы, при желании, без труда найдете во множестве словарей, энциклопедий, на сайтах и форумах.
Поэтому, с вашего позволения, мы не станем дублировать ТТХ (тактико-технические характеристики) о количестве отверстий или длине ствола. Мы расскажем о своих эмоциях, которые рождаются в нашей душе от общения с этим замечательным инструментом. Попробуем объяснить, почему сопилка оказалась предпочтительнее родственных ей блокфлейте, вистла и прочих свистковых. Для нас. И не только.
Козеняшев К. концерт на сопилке. Преподаватель — Шмырев П. (за роялем он же)
1. Аппликатура. И… еще раз аппликатура! ;0)
Аппликатура проста. Настолько проста, что в бумажку с нарисованными пальцами заглядывают один раз, чтобы понять принцип и сразу начать играть в тональностях до-мажор, фа-мажор, соль-мажор, ре-мажор и сопутствующим им минорам. Еще один раз — понять, как берутся ноты соль-диез и ми-бемоль. Все! Дальше сопилкарь (исполнитель на сопилке зовется не сопилочник, не сопитель, не сопист… а именно — сопилкарь!) играет в любой тональности.
Поясню же принцип — каждый палец — один тон, и только мизинцы — полутона. (вы уже практически готовы играть! ;0)
Аппликатура удобна. Эта аппликатура родилась хроматической. Поэтому — только одна нота в двух основных октавах берется чуть-по разному, и это единственная нота, которая берется «вилкой». Это позволяет уверенно заявить:
Вот о чём стоит сказать всем: 10-пальцевая украинская сопилка системы Деменчука — это единственная в мире ХРОМАТИЧЕСКАЯ продольная флейта .
(В.Янов, мастер и музыкант)
2. Тембр.
Сопилка органично звучит в любой музыке. Народная музыка, классические произведения, популярные мелодии или джазовые композиции — универсальный тембр сопилки позволяет исполнять все. Да, блокфлейта в барокко, сампоньо в латино-американской музыке и волынка в кельской музыке звучат аутентичней, но… друг друга они не заменят! А сопилка во всех этих жанрах прозвучит отлично. Проверено!
Более подробно о достоинствах сопилки (а также о ее недостатках) можно прочитать ЗДЕСЬ.
Разновидности сопилок (в зависимости от размера и тональности):
В настоящее время наиболее популярной является сопилка-прима, имеющая наиболее широкий диапазон, удобный для любых пальцев размер отверстий и комфортные расстояния между ними, ровный тембр по всему диапазону.
Тем не менее, сопилки являются инструментом консортным, т.е. «семейным», и в «семейство» сопилок входят следующие типоразмеры (приближенные к традиционному наименованию типоразмеров блокфлейт):
- сопранино (in F),
- сопрано (in C), она же прима
- альт (in G или in F),
- тенор (in C),
- бас (in F) .
Сопилка: 11 комментариев
Невероятно! Такой небольшой, незамысловатый инструмент, а какие трели и пассажи исполняет! И звучит так тепло и естественно! Возможно, благодаря мастерству музыканта?
В данном клипе звучат действительно незаурядные украинские музыканты-сопилкари — Роман Дверій, Валентина Корчинська, Божена Корчинська, Богдан Порада, Мирослав Корчинський.
Вот здесь можно услышать все произведения с того же диска: http://sopilka.ho.ua/quintett.htm
Оглавление диска:
1. М.Ділецький — Поліфонічна сюїта (.mp3, 3,86 Mb)
2. М.Лисенко — Гумореска (.mp3, 1,14 Mb)
3. В.Барвінський — Веснянка і Дощик (.mp3, 1,28 Mb)
4. В.Косенко — Казка і Полька (.mp3, 2,21 Mb)
5. М.Дидинський — Полька-шумка та Полька-фраїрка (.mp3, 2,45 Mb)
6. Невідомий автор XVII ст. — Партесний концерт (.mp3, 2,93 Mb)
7. І.Вимер — Фантазія на лемківську тему (.mp3, 3,20 Mb)
8. М.Корчинський — Сюїта (.mp3, 5,10 Mb)
9. М.Леонтович — Прелюд і танець русалок (.mp3, 1,94 Mb)
10. А.Александров, М.Корчинський — Дуда (.mp3, 1,30 Mb)
11. Ст.Людкевич — Квочка (.mp3, 1,39 Mb)
12. Лужицький полонез (.mp3, 1,24 Mb)
13. Я.Ганус — Три малі медитації на старочеські хорали (.mp3, 4,25 Mb)
14. Г.-Ф.Телеман — Allegro (.mp3, 2,14 Mb)
* оцифровано з магнітофонної касети.
Еще я хочу добавить от се6я, если я когда-то еще буду в Киеве,то я обязательно сфотографирую выставку разных инструментов моего отца (Дмитрия Деминчука) и обязательно с вами поделюсь фотографиями. спасибо, что помните моего отца!
Мы не просто помним Вашего отца, мы делаем все, чтобы имя его звучало везде, где звучат наши сопилки. Мы очень рады и благодарны ему за его, не побоюсь этого слова, гениальную аппликатуру!! и мы будем рады и благодарны Вам за любые материалы, связанные с замечательным украинским мастером и музыкантом!
подскажите, у блокфлейты перед такой сопилкой вообще есть хоть какие-нибудь преимущества (не считая аутентичного тембра барокко)?
Добрый день… конечно, вопрос не совсем к нам должен быть адресован. Поскольку, не играя на блокфлейте, мы можем просто не знать о ее достоинствах и преимуществах. Мы и не знаем. Но общаясь с блокфлейтистами на форумах, видя и слыша учеников в музыкальной школе, где наш сын единственный сопилкарь среди блокушников (где он уже в третьем классе играют программу, непосильную ни для кого из его одногодок) мы не видим никаких преимуществ.
Да, в некоторых произведениях иногда требуется сыграть негромко верхнюю ноту… НА сопилке это сложнее (она верха играет только за счет передува, то есть с большей громкостью), на блокфлейте с ее октавным клапаном это легче… но вряд ли это можно назвать преимуществом, это просто особенность. Когда-то это хорошо, когда-то плохо, когда-то безразлично. В общем, нам мой взгляд, преимуществ у блокфлейты-примы нет.
Но это, если говорить о примах. ради справедливости надо сказать, что чем ниже инструмент (альт или тенор), тем сильнее сказывается, наверно, влияние конусного канала. У сопилок более низкого звучания заметно сокращается диапазон. Если сопилка-прима без напряжения играет в диапазоне 2-2,5 октавы, то альт и тенор, чаще всего, уже не больше двух октав, а у баса (который соответствует БЛ-тенору) уже только полторы октавы, и строй сильно плавает. А блокфлейтовый тенор остается стройным и вполне сольным инструментом.
Возможно преимущество отличие в более простом изготовлении сопилки от блок флейты с конусным каналом
и ещё, где можно послушать каждый из типоразмеров?
сопранино (in F),
сопрано (in C), она же прима
альт (in G или in F),
тенор (in C),
бас (in F).
Послушать можно на наших концертах. О которых мы всегда сообщаем либо на этом сайте в новостях, либо на странице ансамбля ВКонтакте — http://vk.com/vesenniaia_svirel.
Только надо уточнить — приведенная классификация — это блокфлейтовая традиция. У сопилки все менее жестко. не только квартово-квинтовое соотношение.
Например, примы есть и in D, альт — это in G, а in F — это уже тенор. Соответственно, Бас у нас — это ровно октавой ниже примы, и соответственно, он in C. Как я уже писал, с понижением тесситуры инструмента снижается качество строя, поэтому ниже делать инструменты просто нет смысла. Да и пальцы до отверстий не достанут уже… типичных для тенорово-басовых блокфлейт клапанов на сопилках не делают.
Зато мастера могут делать инструменты вы любом строе, хоть in Es, хоть in Fis. =0))
>И из уважения к этому подвигу, а также из простой порядочности
Какому подвигу? Какой порядочности? Почему это Россия допустила исчезновение своих инструментов? Сопилка по-русски — сопель, вообще-то. А по-белорусски — дудка. Это просто перевод.
Добавить комментарий Отменить ответ
Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.
Источник