Все параметры грифа гитары

Конструкция грифа гитары

Здравствуйте, уважаемые читатели нашей рассылки! На этой неделе мы решили осветить такой предмет, как конструкция гитарного грифа. Оказывается, есть много интересных вещей, о которых музыканты не знают или не догадываются. Итак, как же сделан гриф? Почему у одних гитар на головке грифа есть специальные железные штучки, под которыми пускаются струны, а у других — нет? Какой гриф лучше — вклеенный или болчёный? На эти и другие вопросы мы ответим в этой статье, которая целиком посвящена технологии производства гитарных грифов.

При изготовлении гитарного грифа мастер должен учитывать несколько важных факторов. Самый первый — это тип распила — тангенциальный (flat (slab) sawn) или радиальный (quarter sawn). Если вы не знаете в чём разница, мы процитируем один из сайтов по обработке древесины:

Радиальным называется распил, при котором плоскость разреза проходит через сердцевину ствола. Древесина таких досок довольно однородна по цвету и текстуре, межкольцевые размеры минимальны. Доски радиального распила устойчивы к внешним воздействиям, практически не подвергаются деформации и обладают высокой износостойкостью. плоскость разреза проходит через сердцевину ствола.

Тангенциальным называется распил, при котором плоскость разреза проходит на расстоянии от сердцевины, по касательной к годичному слою ствола. Такие доски имеют ярко выраженную текстуру и насыщенный волнообразный рисунок годовых колец. Доски тангенциального распила имеют более высокие коэффициенты усушки и разбухания, но более доступны по цене. Оцените отличия на фотографии.

Читайте также:  Гитару нельзя у батареи

Нас интересует как это сказывается на качестве гитары и на ее звучании. Гриф с радиальным распилом более прочный, жёсткий, выдерживает большее напряжение, в целом более стабильно себя ведет. Иными словами, отстроив такой гриф один раз, вам практически не понадобится его подстраивать и крутить анкер. Этот гриф будет держать нужный угол очень долго. гриф с тангенциальным распилом более гибкий, реагирует на толщину струн, его придётся подстраивать чаще, особенно в условиях перепада влажности и температур.

Как вы уже наверное догадались, большинство проблем с грифом происходят от анкера. Этот железный стержень внутри грифа придаёт ему жёсткости, а также позволяет регулировать прогиб грифа в соответствии с требованиями гитариста. Помимо стабильности многие музыканты отмечают разницу в звучании грифов с разного распила.

Из того что я слышал и читал, большинство музыкантов говорят, что грифы тангенциального распила звучат более мягко, а низкие частоты менее сфокусировано. Грифы радиального распила ярче, низы более чёткие. Как вы уже поняли, радиальный распил дороже. Грифов тангенциального распила можно сделать из одного и того же куска дерева больше чем радиальных.

Так как не все готовы платить эту разницу в цене, были придуманы многослойные грифы, которые по свойствам и звучанию приближаются к радиальному распилу. В этом случае мастер берет два или три куска древесины тангенциального распила и склеивает их между собой. Гриф получается более жёстким, чем традиционный гриф тангенциального расипла + при изготовлении используются более мелкие куски дерева, что позволяет существенно снижать отходы при производстве. Также при этом способе изготовления грифа мастер может экспериментировать с разными породами древесины и, таким образом, менять звучание грифа в конечном итоге.

На этом изображении — гриф гитары Alembic, в котором были использованы Клён (низ и верх), вишня (центр) и экзотическое пурпурное дерево. Этот гриф не только жёсткий, прочный и стабильный, но и обладает уникальным звучанием.

Клей или болты?

Еще один предмет горячих споров среди гитаристов — это способ крепления грифа к корпусу гитары. Существует три вида крепления грифа — болчёный, вклеенный и сквозной (сквозь корпус). Каждый из этих видов имеет свои особенности как в звуке, так и в удобстве игры.

Болчёный гриф (bolt-on)

Болчёный гриф крепится к корпусу гитары при помощи болтов. Как вы догадались? Гриф вставляется в специальный «карман», выпиленный в корпусе и держится на месте при помощи стальных или деревянных болтов. Впервые эту конструкцию применил Лео Фендер в своей гитаре Fender Telecaster. Многие считают, что Лео просто хотел сэкономить на производстве, но истина как всегда, где-то рядом:) Лео был очень практичным человеком и хотел чтобы его гитары тоже были практичными. Он рассуждал так: если с какой-то частью гитары возникнет проблема, должна быть возможность её заменить без помощи дорогостоящих гитарных мастеров. Если гитара собрана правильно, этот метод позволяет получить прочный стык дерева к дереву, корпус к грифу. И хотя многие считают это просто более дешевым способом, хорошую гитару с болчёным грифом сделать даже сложнее, чем среднюю со вклеенным. Очень важным момент для гитар с болчёным грифом — это тот самый «карман». Если гриф болтается в кармане, у гитары будет плохой сустейн, недостаток обертонов, нестабильный строй и интонация. Если же гриф прочно сидит в кармане, колебания грифа будут передаваться в корпус, при этом вся конструкция останется стабильной. Болчёные грифы звучат живо, ярко, с быстрой атакой, но ноты прорезают медленнее. Это связано с тем, что способ крепления грифа к корпусу замедляет передачу акустических свойств от струны к корпусу. Кусачий, гнусавый тон — это отличительная черта гитар Telecaster и Stratocaster. Эти инструменты просто стреляют нотами. Но сустейн у них не такой выразительный. Самый яркий пример — это звук стратокастера с нековым датчиком. Надо понимать, что каждой гитаре — своё применение. Одни люди хотят большего сустейна за счёт более тугой связки гриф/корпус, другие — наоборот.

Вклеенный гриф (set neck)

Tenon тип крепления грифа Вклеенный гриф подразумевает скрепление грифа и корпуса гитары при помощи клея. В производстве гитар этим способом используются различные методы в зависимости от возраста древесины, от мастера и типа инструмента. Gibson использовали технологию, которая называется tenon neck joint.

Другой популярный способ крепления — dovetail joint. При этом способе часть грифа вставляется в специальный карман в корпусе. Благодаря тому, что стороны грифа, прилегающего к корпусу, располагаются под углом, увеличивается площадь касания, стык получается очень прочный. У вклееных грифов более быстрая передача акустических свойств от струн к корпусу (речь идёт о хороших инструментах), чем у гитар с болчёными грифами. Это означает больший сустейн, лучший резонанс, но атака страдает при этом. В итоге получается тёплое спокойное звучание, с хорошим сустейном, ноты звучат сочно. Такой тип крепления грифа подходит для мощных риффов на гитаре, ярких тягучих соло и особенно для джазовых музыкантов.

Чем больше площадь касания грифа и корпуса, тем соответственно более прочный стык и лучше передача акустически свойств. При этом даже гитары с коротким стыком очень прочные — это старые Gibson 70х годов. Грифы Gibson Les Paul

Сквозной гриф (neck-through body)

Суть этой конструкции в том, что гриф проходит под бриджем гитары. Это возможно благодаря тому, что гриф и часть корпуса гитары изготавливаются из одного цельного куска древесины, либо из склеенных частей одинаковой длины. Крылья грифа при этом (верхняя и нижняя часть) приклеиваются уже снаружи корпуса. Эта конструкция позволяет максимально беспрепятственную передачу акустических свойств от струн к корпусу, что отражается в лучшую сторону на сустейне. В звучании таких гитар чувствуется много дерева. Многие мастера считают, что это лучший способ сборки, позволяющий максимально раскрыть характер древесины, звучание и сустейн гитары. У гитар с этим типом конструкции, как правило, более простой доступ к верхним ладам, так как у грифа нет пятки. Обратная сторона медали — дороговизна и время затраты на производство таких инструментов. Поэтому, такой тип крепления грифа обычно доступен лишь в дорогих гитарах класса hi-end. Итак, все три типа крепления грифа имеют как достоинства, так и свои недостатки, уникальный характер и особенности. Лучший выбор, как всегда, смогут сделать только ваши уши, руки и пальцы. Попробуйте разные модели, и как только вы найдёте то, что сядет в руки как родное, слушайте эту гитару. Звучит ли она так, как вы хотите. Советы давать бесполезно. Слушайте себя самого.

Угол наклона головки грифа

Часто музыканты спрашивают: а зачем на грифе направляющие для струн? Почему на одних гитарах они есть, а на других — нет. Эти штуки были придуманы для того, чтобы увеличить угол наклона струны от порожка к головке грифа для того, чтобы струна не вылетала из паза порожка. Направляющие использовались на гитарах с плоской головкой грифа. Плоская имеется в виду по отношению к основной плоскости грифа. Пример — гитары Stratocaster и Telecaster.

Производители типа Gibson изначально делают гитары с наклоном головки относительно остальной части грифа. Таким образом струны прочно сидят в пазах и не вылетают, а направляющие не нужны. Ещё один способ добиться нужного наклона струны — использовать заниженные колки на гитарах с плоским грифом. Начиная с нижней струны E высота колков становится всё меньше и для первой струны отверстие на первом колке находится почти рядом с самим деревом. Чем дальше колки от порожка, тем больший наклон нужен. Таким образом направляющие (string tree) тоже становятся не нужны. Тем не менее на большинстве гитар с плоским грифом направляющие есть.

Итак, после прочтения этой статьи, вы теперь всё знаете про грифы гитар и сможете выбрать себе и подсказать друзьям правильный инструмент. Как говорится, предупреждён — вооружён. Оставляйте ваши вопросы и комментарии к статье! До скорых встреч, впереди еще много интересного!

Источник

Особенности грифа гитары

Гриф гитары — это важная часть конструкции. От его формы зависит удобство и качество исполнения. На нем находятся металлические струны, прижимая которые извлекают необходимый звук.

Что такое гриф гитары

Это деревянный брус определенных размеров, по форме схожий с длинной деревянной рукояткой. Имеет поперечные перегородки, определяющие конкретную ноту. Удерживая его рукой, и прижимая пальцами необходимые струны, исполняется музыкальное произведение. Диапазон звучания составляет четыре октавы.

На грифе гитары отсутствует разделение на основные и производные ступени, как на фортепиано. На нем представлено 12 ладов, которые имеют одинаковый цвет. А также находятся две точки, обозначающие 12 лад. 13 лад на инструменте является октавным звуком по отношению к ноте 1 лада на той же струне.

Внимание! Расположенные в октавной последовательности интервалы на грифе гитары — важный элемент визуального видения конструкции.

Для исполнения произведения часто используют табы — удобную запись гитарных партий, которая легче классической нотной.

Классификация гитарных грифов

Существует несколько видов грифа, которые отличаются шириной и толщиной. Эти характеристики влияют на удобство исполнения разнообразных стилей и аккордов.

Узкий

На инструменте, имеющем узкий гриф, легче играть аккомпанемент аккордами. Этот вид больше приспособлен для исполнения тяжелой музыки: металл, гранж, хардкор и другие виды, а также фингерстайл и быстрых техничных произведений.

Встречается на электро- и акустических гитарах (шестиструнной или 12-струнной). Серия Jackson Soloist, Ibanez RG, Yamaha.

Широкий

Для исполнения произведений классического направления, а также джаза, романсов, фламенко, популярных мелодий подходит гитара с широким грифом. Этот тип встречается на классических моделях инструмента. Однако бывают исключения — у гитариста группы Queen на сигнатурной модели имеется широкий гриф.

Внимание! Металлические струны не рекомендовано устанавливать на акустические гитары с широким грифом.

Также встречается гитара с двумя грифами, которая позволяет при игре одновременно сочетать разные тона.

Материал для грифа и накладки

Дерево, является основным фактором качества конструкции. Для изготовления могут применяться материалы из: махагони (красное дерево), клена, венге, палисандра, бубинга, вишни. Редко используют фанеру.

Применяют клен, махагони, палисандр (для накладки). Каждый вид делится на несколько сортов, которые отличаются друг от друга качествами.

Используется следующих пород:

  1. Восточный. Сорт характеризуется плотностью. Это обеспечивает силу звука и мощный сустейн.
  2. Западный. Материал имеет более мягкую структуру и легкий вес. Придает больше динамических оттенков звуку, отличается хорошей атакой.
  3. Волнистый. Характеризуется нестандартным рисунком.
  4. Мозаичный. Имеет необычный рисунок. Гитару из этого материала, как правило, не покрывают лаком.
  5. «Птичий глаз». Материал с наличием отверстий (связано с болезнью дерева).

Многие исполнители предпочитают не использовать «птичий глаз». Считается, что наличие отверстий ухудшает качество звучания.

Махагони

Востребованный материал после клена. Структура плотная, тяжелая. Это создает мощный сустейн, длительный резонанс и придает силу звуку. Применяется два сорта дерева: гондурасский, африканский.

Палисандр

Дорогой материал, поэтому из него чаще изготавливают только накладку. Обладает приглушенными верхами и выразительностью средних регистров.

Накладка — деталь конструкции, представляющая собой тонкую деревянную полоску. Находится на лицевой стороне грифа. На ней могут встречаться врезные метки.

Внимание! Накладка первой принимает вибрирование струны и поэтому влияет на качество исполнения.

Каждая модель инструмента имеет характерный радиус накладки. Они могут быть различных форм: цилиндр, конус, плоская, смешанная.

Форма и размер грифов

Устройство характеризуется двумя основными формами:

  1. Стандартная. Это округлая конструкция, удобная для исполнения аккордов, переборов, поэтому она прекрасно подходит для таких стилей, как блюз и классический рок. Для развития на нем техники требуется упорная работа. К стандартному типу относятся FENDER и GIBSON.
  2. C меняющимся радиусом. Основная часть устройства, имеющая округлые формы, ближе к деке становится плосковатой. Устанавливают на конкретные гитары — модели Gibson 60’slim taper. Цена на них дороже обычных.

Каждый вид гитары имеет конкретные размеры грифа.

Ширина грифа у акустической гитары достигает 4-3 см. Ширина гриф гитары классической модели – 5-6 см. Если на электрогитаре имеется Floyd Rose, то ширина будет 4,3 см. Если отсутствует – 4,4 см. Ширина грифа семиструнной составляет 5,4 см.

Крепление грифа к корпусу

Крепление осуществляется несколькими способами, каждый из которых влияет на качество звучания. Они отличаются друг от друга характерными особенностями.

Типы креплений

Bolt-On — болтовый способ крепления, появившийся в 40-х г. ХХ в. Его создателем был Лео Фендер. Крепление осуществляется при помощи большого количества болтов.

Электрогитары с этим способом крепления считаются универсальными.

  • четкость гот;
  • чистота тона;
  • сильная атака;
  • экономный вариант.

Минус — слабый сустейн. Подходят для исполнения тяжелого рока.

Внимание! Приобретая такую гитару, необходимо, чтобы отсутствовали люфты и зазоры. Гриф должен плотно прилегать к корпусу.

Glued/Set-In — это вклеенный гриф, который устанавливается в особую выемку. Для приклеивания используется эпоксидная смола. Применяется на электрогитарах.

  • придает звуку теплоту;
  • слаженность звучания;
  • повышает акустические качества дерева.

Этот способ прекрасно подходит для исполнителей джаза.

Neck-Through — тип крепления сквозной. Приклеивается брус, который проходит через весь корпус инструмента. Сольную партию играть на нем легко, так как отсутствует пятка на грифе. А также можно на низких частотах уменьшать резонанс звучания.

  • передача красоты звучания;
  • прекрасный сустейн;
  • сильный резонанс;
  • ровность звучания.
  • высокая цена;
  • чаще применяется на бас гитарах.

Half-Through Body — полусквозной тип крепления, плотно соприкасающийся с корпусом. Появился в ХХ веке (конец 80-х). Звучание схоже с гитарой сквозного крепления.

Угол наклона

Он бывает нескольких видов:

  1. Плоский. Отсутствует угол наклона по отношению к поверхности основной части. Это становится причиной частого вылета струны из порожка. Чтобы исключить эту ситуацию, часто пользуются дополнительными направляющими для струн. Плоский угол наклона встречается на таких инструментах, как Telecaster и Stratocaster.
  2. С наклоном. В пазах расположение струн бывает прочным. Направляющие не требуются. К ним относятся такие гитары, как Les Paul, а также модели фирмы Gibson.

При выборе музыкального инструмента стоит учитывать все особенности.

Конструкция гитарных грифов

Устройство делится на шесть частей, каждая из которых выполняет важную функцию:

  • головка;
  • анкерный стержень;
  • накладка;
  • лады;
  • порожек;
  • пятка грифа.

В некоторых грифовых моделях имеется в середине вырез. Он предназначен для анкерного болта, помогающего настроить искривление конструкции.

Анкерный стержень

Это стальной прут, находящийся внутри бруска и удерживающий в состоянии прогиба гриф гитары. Он придает жесткость. При низком или высоком расположении струн над накладкой при помощи винта на конце прута происходит регулировка. Большая часть силы напряжения струн принимается анкерным стержнем. Он периодически требует настройки: после ремонта инструмента, замены струн, изменения уровня влажности, экспериментов с мензурой, бриджем и других факторов.

Лады и порожки

Это металлический профиль в строении гитары, разделяющий высоту звука и позволяющий определять нахождение конкретных нот, а также изменять звучание на полтона. Насчитывается от 19(в классических) до 27 (электрогитарах). Расположение нот по ладам грифа гитары соответствует белым клавишам на пианино.

Шкала деления октавы исчисляется 12 интервалами — полутонами. Располагаются они по схеме, где каждый лад равняется полутону. Между двумя соседними нотами находится два полутона. Исключение: ми-фа, си-до. Расстояние между ними составляет один полутон.

Лады различаются по:

  1. Материалам. Изготавливаются из нержавейки, серебра, никеля. Каждый исполнитель выбирает по своему желанию.
  2. Ширине. Узкие лады выходят из строя быстро, а также часто требуется шлифовка или приобретение новой детали.
  3. Высоте. В низких ладах, струну легче прижимать к накладке, однако, нелегко исполнять подтяжки (бэнды). В высоких — прижимать сложнее, а подтяжки делать легче.

В верхней и нижней части грифа расположен порожек, на который ложатся струны. Один из важнейших элементов конструкции. Передавая вибрацию струны на гриф, он влияет на звук гитары. От его качества зависит: точность расположения струны на грифе, строение по мензуре и удобство исполнения музыкального произведения.

Порожки изготавливают из таких материалов, как:

Внимание! Важно наличие правильной формы лада в том месте, которое соприкасается со струной.

Самыми качественными считаются порожки, изготовленные из слоновой кости.

Головка

Находится в верхней части гитары. Состоит из двух частей: тела и накладки. Головка различается по:

  • наличию направляющих для струн;
  • отсутствию направляющих для струн.

Необходима для увеличения угла наклона струны от порожка. На головке устанавливается колковый механизм, за счет которого можно отрегулировать и закрепить струны.

Колки

Это червячные механизмы, при помощи которых осуществляется точная натяжка струн. Они также позволяют экспериментировать со строем и регулировкой.

Существуют две разновидности колков: открытые и закрытые. В первом варианте, червячный механизм у колков не защищен. Наиболее распространенный вид. Во втором прикрыт рамкой, обеспечивающей защиту от механического воздействия, грязи, влаги, пыли.

Чтобы играть на гитаре хорошо и запоминать аппликатуру аккордов быстро, желательно ознакомиться с расположением нот на грифе гитары, а также слушать известных музыкантов. Для легкости восприятия гитарных партий, можно использовать табы — удобную запись гитарных партий, которые легче классических нотных.

На стоковых векторных изображениях можно рассмотреть конструкцию грифа и выбрать наиболее подходящую для исполнения. Иногда на нее приклеивают наклейки, придающие красоту и индивидуальность инструменту.

Источник

Оцените статью