Все родственники фортепиано которые были до него

История фортепиано

В современном мире существует огромное количество различных музыкальных инструментов, любой из которых имеет свою неповторимую историю. История фортепиано стоит особняком хотя бы потому, что именно фортепиано является одним из самых популярных музыкальных инструментов.

Уникальный диапазон звучания, широчайший спектр динамических оттенков, возможность плавно переходить от forte к piano и обратно, извлекать одновременно 10 и более звуков, ровность тембра во всех регистрах, исключительная способность подражать другим инструментам, возможность исполнять на нем все, что можно назвать музыкой, все это стало причиной, по которой музыкальный инструмент, под названием фортепиано, вот уже на протяжении двух с лишним столетий, стал основным инструментом, как для профессионального, так и для любительского музицирования. Занять лидирующие позиции фортепиано помогли труды многих мастеров и изобретателей, а также богатая предыстория.

Предки современного фортепиано

Орган
Первым инструментом, в котором начали использовать клавиши, был орган.
Изобретение органа с трубами принадлежит александрийцу Ктесибию (III в. до н. э.). Правда, его гидравлос был не столько музыкальным инструментом, сколько эффективным приспособлением для демонстрации принципов гидравлики. В первое время органы служили дипломатическими подарками и знаками королевской власти; только лишь в X веке, с оживлением деятельности монастырей, они начали проникать в церковную службу.

Первое время клавиши органа были похожи на те, которые использовались в клавишных карийонах XVI века. Их ширина составляла 10-12 см, и их не нажимали пальцами, а ударяли по ним кулаками. Так же следует заметить, что приблизительно до конца X века клавиатуры были исключительно диатоническими.

Читайте также:  Как поставить баррэ гитара

Монохорд
Ранним предшественником фортепиано был монохорд (от греческого monos – «один» и chorda – «струна»). Первое упоминание о монохорде относится к V в. до н. э. По преданию монохорд был изобретен Пифагором, и использовался им для исследования музыкальных интервалов. То есть опять же не столько как музыкальный инструмент, сколько инструмент для исследования музыки. Таким монохорд оставался до XIX в., по большей части он использовался в опытах по акустике, при настройке инструментов и при обучении теории музыки и пению, а еще как прибор для проектирования и измерения колоколов и органных труб. Правда, в греческих и средневековых источниках монохорд иногда упоминается также как ансамблевый инструмент.

Состоял монохорд из продолговатого корпуса длиной порядка метра, вдоль которого сверху натягивалась струна. Помещенная под струной нефиксированная подставка (порожек) делила струну на 2 части; передвижение этой подставки давало возможность извлекать (щипком или молоточками) звуки различной высоты. Позже монохорд снабдили несколькими струнами, что увеличило его диапазон примерно до двух октав. Именно из многострунного монохорда позже возник клавикорд.

Клавикорд
Клавикорд (от латинского clavis – «ключ» или «клавиша», chorda – «струна»). Струнный клавишный ударный инструмент XV-XVIII вв. Диапазон инструмента как правило составлял 4 октавы (до большой – до третьей), при этом мог варьироваться от 1 до 5 октав. Когда играющий на клавикорде нажимает на клавишу, укрепленный на ее задней части металлический штифт – тангент – ударяет по струне. Чем сильнее исполнитель ударяет по клавише (и, соответственно, чем сильнее тангент давит на струну), тем громче звук. Пока тангент остается прижатым к струне, исполнитель может варьировать высоту звука, добиваясь эффекта вибрато («бебунг») и даже иллюзии crescendo.

На протяжении большей части своей истории клавир использовался преимущественно для домашнего музицирования. В XVI в. его рекомендовали в качестве возможной замены клавесину. Отношение к клавиру изменилось в середине XVIII века т.е. в эпоху чувствительного стиля. Немецкие авторы этой поры считали клавир идеальным инструментом для излияния нежных чувств. Так К. Ф. Э. Бах высоко отозвался о клавире в своем «Руководстве к истинному искусству игры на клавире». Тем не менее, к концу XVIII в. интерес к клавиру исчезает – с появлением фортепиано эта участь становится неизбежной не только для него одного.

Клавесин
Современником и одновременно конкурентом клавикорда и еще одним дальним предком фортепиано является клавесин, возникший в пятнадцатом веке в Италии. Главное отличие этого струнного клавишного инструмента, заключается в том, что его струны не ударяются, а защипываются. Клавесин имеет форму продолговатого треугольника, чем-то напоминающую современный рояль. Его струны расположены горизонтально на разных высотных уровнях. Позади каждой клавиши находится деревянный стерженек, так называемый толкачик, на верхнем конце которого помещен плектр из птичьего пера или кожи. При нажатии клавиши толкачик поднимается, и плектр зацепляется за струну, таким образом извлекается звук. Вибрация струны заглушается кусочком войлока, прикрепленным к верхней части толкачика. Для изменения силы и тембра звука, используются ручные и ножные переключатели.

Конечно, если сравнивать клавесин и клавикорд, у первого был гораздо более ясный и сильных звук, однако изменять громкость на клавесине было практически невозможно. Для того, чтобы обойти это ограничение создавались инструменты с большим количеством мануалов и с несколькими регистрами, это частично решало проблему, хотя плавное увеличение или уменьшение звука на клавесине невозможно в принципе.

Уже к XVI в. существовало несколько разновидностей клавесина:1) крылообразный инструмент с клавиатурой на короткой стороне, струны которого расположены горизонтально, параллельно клавишам – собственно клавесин, cembalo. 2) вертикально стоящий инструмент крылообразной формы – клавицитериум (clavicytherium).3) горизонтальный крылообразный инструмент с клавиатурой на большой стороне, часто трапецивидный, струны которого протянуты по диагонали слева направо – спинет (итал. spinetta, от – spina – «колючка»). 4) горизонтальный инструмент, похожий на спинет, но прямоугольной формы, струны которого идут параллельно клавиатуре — вёрджинел (англ. virginal, от virgin – «дева», «барышня»). В XV в. диапазон инструмента составлял 3 октавы, в XVI в. он расширился до 4 октав (до большой – до третьей), в XVIII в. – до 5 октав (фа контроктавы – фа третьей).

Изобретение нового инструмента


Молоточковое фортепиано (нем. Hammerklavier) стало по сути дальнейшим развитием клавикорда, а не клавесина, хотя последний был не только более популярным инструментом, но и более совершенным в плане звучания. Однако клавесин имел пределы своего развития из-за способа извлечения звука, и эти пределы были быстро достигнуты. Молоточковый же способ возбуждения струны давал больше возможностей, хотя был освоен давным-давно. В Средневековье, например, на этом принципе базировалось устройство цимбал. Вообще, применение молоточковой механики в струнных клавишных инструментах не было открытием. Но открытием стала сама механика, а не способ извлечения звука.

Настоящая история фортепиано началась в XVII веке в Европе, когда многие думали над конструкцией, легшей в основу молоточкового фортепиано. Прорыв совершил итальянский мастер клавишных инструментов Бартоломео Кристофори (1655 Падуя — 1731 Флоренция). Собственно он и изобрел около 1698 года фортепианную механику. Причем молоточковое фортепиано Кристофори стало не только первым, но и надолго лучшим. Гениальную механику этого инструмента смогли усовершенствовать лишь в во второй половине XVIII века.

Сам Бартоломео Кристофори назвал свое изобретение Gravecembalo col piano e forte (т.е. «клавесин с тихим и громким [звучанием]»). Позже сокращенное до «Piano forte» . Инструмент уже в то время имел все сущностные качества более поздних разновидностей фортепиано, в том числе сложный механизм подбрасывания молоточка с одновременным отходом демпферов от струн.

Эволюция

Сразу после того, как Бартоломео Кристофори изобрел свое «Пианофорте», оно было оценено и музыкантами, и композиторами. Потому в восемнадцатом многие другие европейские мастера стали работать над развитием нового инструмента, тем самым определяя развитие его конструкции и механизма на годы вперед. Фортепиано развивали Готфрид Зильберман, Цумпе, Штейн, Бродвуд, Эрар и многие другие. Уже к девятнадцатому веку возникла целая индустрия производства фортепиано.

Из всего спектра всевозможных конструктивных нововведений в истории фортепиано, можно выделить следующие наиболее значимые. В 1808 году Французский мастер Себастьян Эрар изобрел механизм так называемой двойной репетиции (что запатентовано, правда, было лишь в 1822 году). В результате чего стало возможно не только более быстрое повторение звука, что само по себе способствовало повышению динамичности игры и как следствие придавало мощь и силу звучанию инструмента, но также появлялась возможность связанного извлечения звуков при непрерывно поднятом демпфере, что давало эффект схожий с игрой на грифе струнного инструмента.

В конце XVIII века в Англии и США началось производство фортепиано с металлической рамой, которая долго выдерживала натяжение струн без изменения настройки. На рубеже XVIII-XIX веков филадельфийский мастер Джон Айзек Хокинс изобрел пианино современного типа. В 1825 году Алфеус Бэбкок, работавший в Бостоне и Филадельфии, запатентовал цельнолитую металлическую раму. Одно из последних крупных нововведений стало использование чугунной рамы, позволившей дополнительно повысить натяжение струн, увеличив их толщину, и тем самым добиться более сильного и полного тона. Позднее для равномерного распределения натяжения по поверхности рамы струны стали располагать крест-накрест друг над другом.

Сегодня фортепиано делится на два основных вида: рояль и пианино. Рояль (франц. royal – «королевский») стал прямым продолжением развития молоточкового фортепиано, вобрав в себя все конструктивные нововведения прежних столетий, и став по сути олицетворением самого понятия фортепиано. Внешне он сохранил отличительные признаки своих предшественников: крыловидный корпус и горизонтальное расположение деки, механики и струн. В XIX- XX веках среди ведущих производителей роялей были такие фирмы как: Бёзендорфер, Бехштейн, Эрар, Блютнер, Бродвуд, Стейнуэй, Ибах, Плейель, Штрейхер, Штейн, Ямаха. В XX веке появился также малый (кабинетный) рояль.

Пианино (итал. pianino – уменьш. от piano[forte] – «фортепиано»), в отличие от своего старшего брата рояля, который создан для концертного исполнения, применяется главным образом для занятий и музицирования в домашних условиях. Главное конструктивное отличие заключается в вертикальном расположении струн, деки и механики. Со временем появляются всевозможные малые разновидности пианино.

В XX веке появляются различные новшества. В первой трети века популярностью пользовалось механическое пианино, инструмент способный автоматически играть музыку, записанную на перфорированной бумажной ленте. В наши дни существует аналог такой самоиграющей системы, но уже компьютеризированный. Появляются различного рода электрические фортепиано, как модифицированные, то есть обычные фортепиано с электронным усилением звука, так и полностью электронные клавишные инструменты.

История фортепиано насчитывает более четырех сотен лет. Начиная с Иоганна Себастьяна Баха (1685 — 1750) фортепиано стало определяющим музыкальным инструментом в истории музыкальной культуры. Нет ни одного инструмента, который в истории музыки имел бы настолько сильное влияние на целые эпохи.

Забавное видео про историю музыки, которую писали для фортепиано в последние два столетия:

Источник

Фортепиано и его предшественники
занимательные факты по музыке по теме

Рассматривается история происхождения фортепиано с 18 веков до нашего времени.

Скачать:

Вложение Размер
фортепиано и его предшественники 63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Фортепиано и его предшественники.

г. Набережные Челны

Музыка — величайшая сила, — учили древнегреческие философы.- Она может заставить человека любить и ненавидеть, прощать и убивать».

Каждая вещь обладает собственной историей, не лишено ее и фортепиано. Быть с ней знакомым не только интересно, но и важно для любого образованного человека – это помогает лучше понимать музыкальные стили и содержание тех или иных произведений. Когда в начале XVIII века на свет впервые появилось фортепиано, этот момент стал в буквальном смысле поворотным в истории культуры западной цивилизации. Этот музыкальный инструмент полностью поменял характер музыкальной культуры Европы. Клавишные инструменты существовали и до появления фортепиано, еще в Средние Века, но они не являются его непосредственными прародителями.

Исторически наиболее ранним предком современного фортепиано считается так называемый монохорд. Принято считать, что монохорды, являющиеся однострунными щипковыми инструментами, были изобретены Пифагором, который использовал их в своих акустических и музыкально-теоретических изысканиях. Это представляло собой даже не музыкальный инструмент, а прибор физико-акустического характера – прямоугольный ящик, где была натянута одна струна. Пока Пифагор вполне успешно занимался своими опытами, которые, фактически, более относились к математике – он изучал, как на высоту тона влияет деление струны – находчивыми музыкантами создавались схожие приборы, но с наличием множества струн, которые и были названы соответствующим образом полихордами – многострунами. Конструкции полихордов были разными, и играть на них предполагалось тоже разными способами: на каких-то нужно было цеплять пальцами струны, на других ударять по струнам палочками, на третьих цеплять струны специальными пластинками, или медиаторами, как на гитаре или мандолине. Однако один из наиболее кардинальных шагов на пути к появлению современного фортепьяно – это, разумеется, клавишный механизм. Клавиатура была позаимствована мастерами у органа, а механизм, отвечающий за передачу движения с клавиш на струны, был создан с нуля, частично позаимствованный у полихорда.

Цитра, инструмент, распространенный главным образом среди австрийских и баварских крестьян. Это плоский деревянный корпус, поверх которого натянуто от 30 до 45 металлических струн. Несколько ближайших к исполнителю струн, натянутых над грифом с металлическими ладами, защипываются плектром, на них играется мелодия; остальные струны, которые защипываются пальцами, служат для аккордового сопровождения. По научной терминологии, введенной Заксом и Хорнбостелем, словом «цитра» обозначаются все струнные инструменты, звук на которых извлекается щипком или палочками, а струны натянуты прямо над резонаторным корпусом, без шейки или стоек. Щипковые цитры распространены в Китае и на Ближнем Востоке, откуда они попали в средневековую Европу.

Цимбалы, струнный ударный музыкальный инструмент типа псалтерия, состоящий из небольшой трапециевидной рамы с натянутыми струнами, по которым ударяют деревянными палочками с расширяющимися лопастями на концах; иногда струны защипываются пальцами, как на цитре. Цимбалы можно считать предшественником фортепиано. Этот вид псалтерия появился в древности на Ближнем Востоке и был завезен арабами в Северную Африку, а затем в Испанию и Центральную Европу, где стал известен как инструмент венгерских цыган.

Клавикорд, старейший из современных струнных клавишных инструментов. Возник в результате усовершенствования монохорда, использовавшегося средневековыми музыкальными теоретиками для расчетов в области акустики. В невысоком деревянном ящике, который ставился на стол, помещались узкая клавиатура и набор металлических струн, по две на одну ноту. Звук извлекался медными штифтами, тангентами, прикрепленными к концу клавиши. Тангент разделял струну на две части, одна из которых—звучащая—колебалась соответственно ее ноте. Поскольку тангент мог касаться струны в разных местах, каждая пара струн обычно служила для извлечения нескольких звуков разной высоты. После 1720 начали изготавливать клавикорды большего размера с отдельной струной для каждой клавиши, но продолжали применяться и клавикорды старого типа. Этот мягко звучащий инструмент приобрел наибольшую популярность в 18 в., когда именно его предпочитали использовать для домашнего музицирования. Позже мастера пришли к выводу, что из-за струн одной длины существует много проблем и неудобств, даже в настройке, поэтому началось производство инструментов, обладавших разной длиной струн, а также бóльшими размерами и наличием ножек. В связи со схожей с фортепиано механикой, клавикорд располагал, говоря современным языком, «динамической» клавиатурой, благодаря чему сила звука имела зависимость от силы удара по клавише. Специально под этот инструмент создавались шедевры такими композиторами, как Бах, Гендель, Моцарт, Гайдн, Телеман и даже Бетховен в своих ранних сонатах. И все-таки звук клавикорда был слишком тихим и мягким, чтобы на нем можно было проводить выступления в залах перед большим количеством слушателей. Поэтому потом клавикорд широко применялся в домашнем музицировании. Вторым видом струнно-клавишного инструмента, пользовавшегося популярностью в XV, XVI и XVII веках, является спинет. Фактически, спинет представляет собой мини-версию (слегка упрощенную) клавесина, обладающего одной или двумя клавиатурами с размерностью в четыре или пять октав. Отличительной чертой клавесина, как правило, было богатое декорирование. Но гораздо большую популярность снискал третий и, наверное, самый необычный музыкальный инструмент – сам клавесин. Его даже по-разному называли: и вёрджинел, и чембало, и клавичембало. Если расцвет искусства игры на клавикорде относится к Германии, то клавесин с его разновидностями широко применялся в Англии, Франции и Скандинавии.

Клавесин напоминает спинет, у него та же щипковая механика, но размеры крупнее. Внутри корпуса находились натянутые струны, имевшие идентичную толщину, но разную длину: именно этим объясняется его характерная форма – по внешнему виду он напоминает современный рояль. Извлечение звука осуществлялось при помощи упругих язычков из кусочков кожи или ороговевших кончиков птичьих перьев, которые, будучи закрепленными на специальных тангентах, которые приводились в движение клавишами, щипали струны. Клавесины делятся на два типа: прямоугольный или квадратный среднего размера и крыловидный горизонтальный или вертикальный размером побольше. Инструмент пользовался особой популярностью в эпоху барокко, когда модными были пышные наряды с кринолинами и оборками, и даже архитектура и живопись отражала салонное искусство во всех своих проявлениях. Клавесин являлся уже настоящим концертным инструментом. Первоначально музицирование на клавесине можно было проводить только в гостиных и светских салонах. В крупных залах его звонкий голос затухал, как и у клавикорда. Клавесин издает достаточно специфичный звук – слегка суховатый, «стеклянный», не выдающий достаточной протяженности, которой отличался клавикорд. Но это был добротный, сравнительно звучный музыкальный инструмент, на котором при условии определенного умения можно было играть подвижные пьесы, легкие композиции и аккомпанемент, сопровождающий речитатив и пение. Отличная гармония достигалась при дополнении друг другом коротких звуков клавесина и плавно тянущихся звуков голоса, скрипки или виолы. Таким образом, клавесин постепенно превратился в прекрасный ансамблевый инструмент. В оркестре его роль была двоякой: партия сопровождения (дирижер музицировал за клавесином, левой рукой исполняя аккорды, а правой руководя оркестром), генерал-бас, и параллельно – партия звеняще-шелестящих ударных. Именно благодаря этим свойствам клавесина, мы можем наблюдать, как почти во всей музыке эпохи барокко партия виолы, а позднее и виолончели, дублируется клавесином. С течением времени клавесин появился во всех богатых домах. Инструмент уже изготавливался из самых драгоценных пород дерева. Проводилась инкрустация бронзой, слоновой костью, золотом, а на стенках и крыловидных крышках клавесина модными салонными живописцами писались разнообразные картины. Клавиши обзаводились покрытием из самоцветных пластинок. Никогда прежде музыкальный инструмент не становился столь дорогой, ценимой и почитаемой… игрушкой. Роскошный вид клавесина заставлял придворных вельмож ценить и музыку, которую на нем исполняли. Расцвет клавесинной музыки, наравне с Германией, приходится на Англию (Гендель, Пёрселл) и Францию (Люли, Куперен, Рамо).

Мастера, разумеется, не хотели смиряться с тем, что звучание клавесина стало слишком однообразным, поэтому начали изобретать различные усовершенствования, призванные разнообразить его звучание. К примеру, устанавливались несколько клавиатур, как на органных мануалах, обладающих разной силой звука; приделывалась педаль, нажатие на которой приглушал звук – но все они не отличались удобством. Несмотря на то, что популярность клавесина упала, сам инструмент насовсем не исчез – услышать его можно и в настоящее время на концертах как старинной, так и современной авангардной музыки.

Тихие «многоструны» с пластинами назвали клавикордами, а более звучные инструменты с щипковым способом игры на них, где струну необходимо было щипать зацепкой из жесткой кожи или пером, – клавесинами.

На закате XVIII века композиторами и музыкантами стала наиболее остро ощущаться потребность в новом клавишном инструменте, чья выразительность не уступала бы скрипке. Более того, инструмент должен был обладать динамическим диапазоном, будучи способным выдавать и нежнейшее пианиссимо, и громовое фортиссимо, и тончайшие динамические переходы. Эти мечты воплотил в реальность итальянец Бартоломео Кристофори, работавший с музыкальными инструментами, принадлежащими семейству Медичи, в 1709 году изобретя первое фортепиано. Мастер назвал новый инструмент «gravicembalo col piano e forte», что в переводе значит «клавишный инструмент, который играет нежно и громко». Впоследствии название сократили, и появилось слово «фортепиано». Чуть позже подобные музыкальные инструменты создали в 1716 году француз Жан Мариус и в 1717 году учитель музыки из Германии Кристофор Готлиб Шретер. Фортепиано Кристофори обладало достаточно простым устройством, состоящим из клавиш, войлочного молоточка и специального возвращателя. Такое фортепиано не располагало ни педалями, ни демпферами. От удара по клавище молоток ударял по струне, что вызывало ее вибрацию, совсем не напоминающую вибрацию струн клавикорда или клавесина. Благодаря возвращателю, молоточек уходил назад, а не оставался прижатым к струне, из-за чего вибрация бы заглушалась. Позднее изобрели двойную репетицию, которая позволила молоточку опускаться к струне только наполовину, что весьма благотворно сказывалось на исполнении трелей или быстро повторяющихся нот. Первое пианино в декабре 1800 года изобрел американец Дж. Хокинс, и независимо от него такую же конструкцию воспроизвел австриец М. Мюллер немногим позже, в январе 1801 года. Главным его отличием от традиционного фортепиано стали его размеры – пианино было существенно меньше, с чем и связано его название (итал. pianino – маленькое фортепиано). Небольшие размеры достигались за счет расположение внутренних частей: механическая часть, струны и дека располагались не горизонтально, а вертикально. Современная форма пианино, отличающаяся чугунной рамой, перекрестными струнами и механикой с верхним и нижним расположением демпферов, появилась только в середине XIX века.

Громадное преимущество фортепиано перед его предшественниками заключается в возможности варьировать динамику звучания, т.е. в способности этого инструмента воспроизводить широкий спектр оттенков между «тихо» и «громко». Самый мощный клавесин давал только ограниченное число динамических градаций, причем внутри каждого уровня громкости оттенки были невозможны. На клавикорде можно было воспроизводить достаточно тонкие оттенки, но число градаций громкости было совсем невелико. Эти инструменты хорошо подходили для существовавших в 16–18 вв. разных типов музыки для клавишных, но в конце 18 в. возникла настоятельная потребность в инструменте, который сочетал бы чувствительность клавикорда, его певучесть с динамическими возможностями клавесина. Уже в конце 17 в. были предприняты попытки создать подобный инструмент, но первое удачное изобретение в данной области относится к 1709. В этом году флорентийский мастер Бартоломео Кристофори (1655–1732) во Флоренции построил «клавесин с тихим и громким звучанием» («cembalo col piano e forte»), в котором молоточки ударяли непосредственно по струнам, чутко откликаясь на прикосновение пальца к клавише. Специальный механизм позволял молоточку после удара по струне быстро возвращаться в исходную позицию, даже если при этом исполнитель продолжал держать палец на клавише. Почти одновременно с Кристофори (соответственно в 1716 и 1717) и, по–видимому, независимо от него, подобные изобретения были сделаны Ж. Мариусом в Париже и К.Г. Шрётером в Дрездене. Немецкий мастер Г. Зильберман усовершенствовал конструкцию Кристофори.

Хотя новые опыты относились к самому началу 18 в., только в 1780–е годы фортепиано стало вытеснять клавесин и клавикорд в профессиональной музыкальной практике. Так называемое венское фортепиано, созданное, по–видимому, в Аугсбурге ок. 1770 И. Штейном, было затем усовершенствовано в Вене зятем Штейна И.А. Штрейхером после горячего одобрения нового инструмента Моцартом. Сохранив крылообразную форму клавесина, большое венское фортепиано обладало легкой механикой и прозрачным тоном, которые вполне подходили к царившему тогда в салонах стилю рококо. В соответствии с модой на всякие живописные эффекты, венское фортепиано имело особые регистры для извлечения из инструмента звуков, имитировавших фагот, арфу или ударные инструменты популярного тогда «янычарского» оркестра.

Однако легкость венского фортепиано не подходила к более серьезному стилю, которым отличалось творчество авторов зарождавшегося романтизма во главе с Бетховеном; они предпочитали инструмент более звучный и мощный, который и был построен в Лондоне специально для Бетховена под руководством Джона Бродвуда (1732–1812). В большом лондонском фортепиано старая клавесинная рама была заменена более крепкой, способной выдерживать большее натяжение струн и, следовательно, обеспечивающей большую громкость звучания. К этому времени инструмент имел две педали: педаль «forte» («громкая»), которая поднимала демпферы (глушители) и позволяла струнам свободно вибрировать, и педаль «una corda» («тихая»), которая позволяла звучать только одной из струн, соответствовавших данной клавише (в современных фортепиано в этом случае звучат две струны). Английское фортепиано медленнее венского отвечало на удар по клавише, но давало возможность большей экспрессии.

Развитие современного фортепиано, начатое Бродвудом, было продолжено во Франции и Америке. В 1821 Себастьян Эрар (1752–1831) в Париже изобрел механизм двойной репетиции, который позволял быстро повторять один и тот же звук. В 1825 А. Бабкок в Бостоне в числе первых стал производить фортепиано с литой чугунной рамой, что позволило применить более толстые струны и, таким образом, дало возможность сильного их натяжения, в результате чего инструмент получил еще более мощное звучание. В 1830 Бабкок изобрел систему перекрестного натяжения струн, при котором басовые и тройные струны проходили через резонансные центры рамы. Все эти усовершенствования предназначались прежде всего для большого, или концертного фортепиано (рояля), но использовались и для старой прямоугольной модели рояля и для пианино. Существовали и другие модели фортепиано — в виде пирамиды, лиры, жирафа, — но они вскоре вышли из употребления.

С 1855, когда фирма «Стейнвей и сыновья» в Нью–Йорке соединила изобретения Бабкока с открытиями Эрара, закрепилась модель современного фортепиано. В дальнейшем эксперименты затрагивали главным образом клавиатуру инструмента. Можно выделить клавиатуру Янко (1882), на которой клавиши располагались подобно клавишам пишущей машинки, а также двойную клавиатуру Моора, имевшую два мануала, настроенные в октаву друг к другу, причем на них можно было играть одной рукой; кроме того, с 1892 по 1930 было запатентовано несколько четвертитоновых клавиатур. К середине 20 в., однако, осталась в употреблении только одна традиционная клавиатура диапазоном в семь и одну треть октавы, где белые клавиши соответствуют диатонической гамме до мажор, а черные клавиши—пяти хроматическим тонам в каждой октаве.

Вот и закончился мой рассказ о фортепьяно. Теперь мы знаем, что, появившись в начале18 века, оно постоянно совершенствовалось. Более того, в 20 веке появились электромузыкальные клавишные инструменты, по некоторым качествам превосходящие фортепьяно.

Значит ли это, что фортепьяно устарело?

Разумеется нет. И подтверждение этому мы находим в том, что столько людей стремится учиться игре на фортепьяно, что тысячи и десятки тысяч регулярно посещают концерты фортепьянной музыки, слушают пластинки, не пропускают выступлений пианистов по радио и телевидению. Это значит, что фортепьяно, с его удивительным богатством многообразием звуковых красок и оттенков, -по-прежнему любимый музыкальный инструмент. Ни один инструмент не сравнится сегодня с ним в том, как широко и разнообразно используется оно в нашей жизни. Солист и аккомпаниатор, любимый инструмент для домашнего музицирования и постоянный участник оркестра, ансамблей, театра –и всюду фортепьяно незаменимо. Прошло много лет с тех пор, как появились первые клавишные инструменты, первые фортепьяно. Но и сегодня, присутствуя на концерте, мы становимся каждый раз свидетелями настоящего волшебства. Пианист выходит на эстраду, садится за рояль, и зал замирает; и, повинуясь пальцам артиста, из фортепьяно начинают доноситься звуки музыки, на глазах у всех совершается великое таинство- рождается искусство.

Источник

Оцените статью