Септаккорды на пианино
Аккорд из четырех нот
Ранее мы познакомились с аккордами, состоящими из трех звуков – трезвучиями. Но число звуков, входящих в аккорд, может быть и большим.
Рассмотрим, созвучие, состоящее из четырех звуков, расстояние между соседними звуками в котором – терции. Такой аккорд носит название септаккорда. Крайние звуки септакко/рда составляют интервал «септима», отсюда и название созвучия, а также его сокращенное написание – цифра 7.
Как и у трезвучия, каждый звук аккорда имеет свое название. Нижний звук – это основа аккорда, он называется примой и обозначается цифрой 1.
Второй звук – терция, краткое написание – цифра 3. Третий звук – это квинтовый звук. Он называется квинтой и его обозначение – цифра 5. И, наконец, четвертый звук септаккорда – септима – обозначается цифрой 7.
Все септаккорды состоят из трезвучия и терции, присоединенной к трезвучию. В зависимости от трезвучия, которое лежит в основе аккорда и септимы, которая образуется его крайними звуками, можно выделить наиболее распространенные виды септаккордов:
Виды септаккордов
а) Малый мажорный септаккорд. Этот вид аккорда встречается в музыке очень часто. Крайние звуки этого аккорда составляют малую септиму, а в основе лежит мажорное трезвучие. Краткая формула такого аккорда: мажорное трезвучие + м.3 (СМ. картинку, пример 1).
б) Реже встречается минорный септаккорд. По названию можно догадаться, что в его основе лежит минорное трезвучие, а крайние звуки аккорда образуют малую септиму. Краткая формула этого аккорда: минорное трезвучие + м.3. (СМ. картинку, пример 2).
в) Малый септаккорд с уменьшенным трезвучием. И снова название аккорда подсказывает нам его состав: в основе – уменьшенное трезвучие, а крайние звуки, как и в предыдущих случаях, составляют малую септиму. Формула такого аккорда – ум. трезвучие + б.3 (СМ картинку, пример 3).
Как видим, в рассмотренных примерах трезвучия, лежащие в основе септаккордов разные, но крайние звуки во всех трех случаях образуют м.7. Но есть септаккорды, в которых между крайними звуками уменьшенная септима или же большая септима. Рассмотрим их:
Уменьшенный и увеличенный
г) Уменьшенный септаккорд. В основе такого аккорда – уменьшенное трезвучие, а крайние звуки составляют интервал уменьшенная септима. Формула аккорда такова – ум. трезвучие + м.3. (фото 2).
д) Большие септаккорды. Такие аккорды не характерны для музыки 18-го столетия. С ними музыканты стали экспериментировать со 2-ой половины 19-го века. Большие септаккорды бывают 3-х видов: большой мажорный (1), большой минорный (2) и большой септаккорд с увеличенным трезвучием (3). Состав таких аккордов можно увидеть на примерах (СМ. картинку снизу)
Знания об аккордах помогут нам самостоятельно гармонизировать мелодии, полнее понимать музыку, слышать все музыкальные оттенки и нюансы.
Источник
Септаккорд
Аккорды имеют разное строение: трезвучия, септаккорды, нонаккорды и т.д. В ранних статьях была раскрыта тема трезвучий. Здесь же, затронем тему септаккордов.
Септаккорды в классической и современной гармонии
Септаккорд в классической гармонии –созвучие из 4-х звуков расположенных по терциям,
в современной гармонии – созвучие из 3-х звуков, расположенных по квартам (квартсептаккордом).
Септаккорды терцового строения классифицируются по двум параметрам: по септиме и по трезвучию. Если септима большая, то аккорд будет большой, если септима малая ,то малый соответственно. Мажорный, минорный, увеличенный или уменьшенный – эти значения будут определяться по трезвучию.
Например, вот так будет выглядеть Большой мажорный септаккорд (Бмаж.):
Виды и обращения септаккордов
Различают 7 видов септаккордов:
Каждый имеет по три обращения, их названия отражают соотношение между тонами значимой гармонии:
Единственное исключение составляет Уменьшенный септаккорд, его обращение можно определить только при разрешении в какую-либо тональность.
Обратимся к современной гармонии. Септаккорды с квартовым строением бывают малые и большие( это значение определяется по септиме). Малые состоят только из чистых кварт, а большие из чистой и увеличенной кварт.
Квартсептаккорды имеют по два обращения:
В классической гармонии септаккорды играют важную роль в тональности, благодаря своим функциональным и фоническим («как звучит») свойствам.
Строение септаккордов
Основные септаккорды лада строятся на II, V, VII ступенях.
Самый важный септаккорд, который строится на V ступени- доминантовый (D7). Он звучит, как Ммаж7,соединяет в себе характерные признаки доминантовых тяготений.
Ярким выразителем субдоминантовой сферы является септаккорд II ступени (II7). Может звучать, как Ммин7,так и Мум7 в зависимости от вида мажора или минора.
И, септаккорд, имеющий комплекс мелодических неустоев — это септаккод VII ступени (VII7). Имеет две фонические разновидности: Ммин7 и Ум7.Это созвучие вбирает в себя признаки и субдоминантовой и доминантовой сфер.
Септаккорды могут быть использоваться полными или неполными (исключается квинтовый тон аккорда), но кроме уменьшенного септаккорда ввиду его уникальной функции (имеет два тритона) — он может использоваться только в полном виде.
Источник
Все септаккорды для фортепиано
Септаккорды и доминантсептаккорды.
Септаккорд — это созвучие (аккорд), состоящее из четырех звуков, расположенных по терциям. В таком созвучии интервал между крайними звуками септима, что и отражено в названии.
В основе септаккордов лежит трезвучие, к которому добавляется малая или большая септима, а в случае с уменьшенным трезвучием — еще и уменьшенная септима 7 (6) (с большой септимой не будет выполняться основное правило септаккордов — расположение звуков по терциям).
Существует четыре типа трезвучий, добавляя к каждому из которых малую, большую или уменьшенную септиму (при этом должно выполняться основное правило — звуки септаккорда должны быть расположены по терциям), можно получить семь основных видов септаккордов. В таблице ниже приводятся все септаккорды с их характерными строениями и различными вариантами буквенно-цифрового обозначения:
Таким образом, мы получили семь типов септаккордов:
Изобразим на аппликатурной схеме (с движением по одной струне) все полученные варианты септаккордов:
Ну, и по примеру с разделом Трезвучия, посмотрим, как расположены ноты всех семи типов септаккордов, построенных от ноты C-до на второй струне:
На практике для игры арпеджио септаккордов применяются, как и в случае с трезвучиями, аппликатуры на трех струнах (приведенные аппликатурные формы не учитывают смещение на 1/2 тона на 1-ой и 2-ой струнах):
Δ — большой мажорный септаккорд | 7 — малый мажорный септаккорд | mΔ — большой минорный септаккорд |
m7 — малый минорный септаккорд | Δ+5 — увеличенный септаккорд | Ø — полууменьшенный септаккорд |
° — уменьшенный септаккорд | ||
Играть арпеджио септаккордов через весь гриф удобно либо в системе октав, либо в системе октавных позиций.
Игра в системе октав подразумевает заполнение октавных интервалов ступенями септаккорда. Приведем соответствующие аппликатуры, пальцовка может меняться, в зависимости от участка грифа (у нулевого порожка лады шире, чем у основания грифа). Обратите внимание, в приведенных аппликатурах требуется применять приемы скольжение и барэ:
Δ — болшой мажорный септаккорд |
7 — малый мажорный септаккорд |
mΔ — большой минорный септаккорд |
m7 — малый минорный септаккорд |
Δ+5 — увеличенный септаккорд |
Ø — полууменьшенный септаккорд |
° — уменьшенный септаккорд |
Система октав с нижней тоникой на шестой струне позволяет играть арпеджио септаккордов в трех октавах:
Приведем соответствующие аппликатуры для каждого типа септаккорда. Обратите внимание, что в отличие от выше приведенных аппликатур игры в системе октав, в приведенных ниже всегда две ноты на струне и здесь не требуется применять приемы скольжение или баре:
Δ — большой мажорный септаккорд | 7 — малый мажорный септаккорд | mΔ — большой минорный септаккорд |
m7 — малый минорный септаккорд | Δ+5 — увеличенный септаккорд | Ø — полууменьшенный септаккорд |
° — уменьшенный септаккорд | ||
На самом деле, приведенные схемы предельно просты для запоминания. Для каждого септаккорда нужно запомнить аппликатуру на двух струнах, которая повторяется от 6-ой, 4-ой и 2-ой струн. Пальцовка для левой руки во всех схемах одинакова — 1 и 4:
Δ — большой мажорный септаккорд | 7 — малый мажорный септаккорд | mΔ — большой минорный септаккорд |
m7 — малый минорный септаккорд | Δ+5 — увеличенный септаккорд | Ø — полууменьшенный септаккорд |
° — уменьшенный септаккорд | ||
Посмотрите на примере трех типов септаккордов:
Δ | m7 | 7 |
|
Игра в системе октавных позиций подразумевает заполнение ступенями септаккорда одной из пяти октавных позиций, т.е. позволяет играть арпеджио септ аккордов с минимальным сещением кисти левой руки.
Ep | Dp | Cp | Ap | Gp |
Приведем варианты аппликатур всех септаккордов для каждой позиции:
Ep | Δ — большой мажорный септаккорд | 7 — малый мажорный септаккорд | mΔ — большой минорный септаккорд |
m7 — малый минорный септаккорд | Δ+5 — увеличенный септаккорд | Ø — полууменьшенный септаккорд | ° — уменьшенный септаккорд |
Dp | Δ — болшой мажорный септаккорд | 7 — малый мажорный септаккорд | mΔ — большой минорный септаккорд |
m7 — малый минорный септаккорд | Δ+5 — увеличенный септаккорд | Ø — полууменьшенный септаккорд | ° — уменьшенный септаккорд |
Cp | Δ — болшой мажорный септаккорд | 7 — малый мажорный септаккорд | mΔ — большой минорный септаккорд |
m7 — малый минорный септаккорд | Δ+5 — увеличенный септаккорд | Ø — полууменьшенный септаккорд | ° — уменьшенный септаккорд |
Ap | Δ — болшой мажорный септаккорд | 7 — малый мажорный септаккорд | mΔ — большой минорный септаккорд |
m7 — малый минорный септаккорд | Δ+5 — увеличенный септаккорд | Ø — полууменьшенный септаккорд | ° — уменьшенный септаккорд |
Gp | Δ — болшой мажорный септаккорд | 7 — малый мажорный септаккорд | mΔ — большой минорный септаккорд |
m7 — малый минорный септаккорд | Δ+5 — увеличенный септаккорд | Ø — полууменьшенный септаккорд | ° — уменьшенный септаккорд |
В разделе Аккорды были приведены аппликатуры аккордов для каждой из аккордовой формы. Теперь приведем аппликатуры каждого типа септаккорда во всех пяти аккордовых формах:
Ef | Df | Cf | Af | Gf |
Δ — большой мажорный септаккорд | ||||
7 — малый мажорный септаккорд | ||||
mΔ — большой минорный септаккорд | ||||
m7 — малый минорный септаккорд | ||||
Δ+5 — увеличенный септаккорд | ||||
Ø — полууменьшенный септаккорд | ||||
° — уменьшенный септаккорд | ||||
Каждой ступени диатонической или условно-диатонической гаммы соответствует определенный тип трезвучия (см. раздел Трезвучия) и, соответствующий трезвучию, аккорд (см. раздел Аккорды). Так как септаккорды — это трезвучия с добавленными септимами, каждой ступени гаммы соответствует, аналогичный трезвучию, определенный септаккорд. Следующие схемы — это развитие схем, приведенных в разделах Трезвучия и Аккорды, в которых обозначены минорные и мажорные ступени, и добавлены обозначения соответствующих типов септаккордов, принадлежащих этим ступеням:
Аналогичные схемы для условно-диатонических ладов:
Обратите внимание на условно-диатонические лады, от первой ступени (основной) которых строится доминантсептаккорд (малый мажорный септаккорд). Эти лады являются доминантовыми, о них ниже.
Теперь, как и в примере с трезвучиям и аккордами, запишем упрощенно для всех ладов, начиная с натурального мажора, все септаккорды, которые строятся на их ступенях:
Δ | m7 | m7 | Δ | 7 | m7 | Ø | натуральный мажор | |
m7 | Ø | Δ | m7 | m7 | Δ | 7 | натуральный минор | |
mΔ | Δ+5 | m7 | 7 | Δ | ° | гармонический минор | ||
mΔ | m7 | Δ+5 | 7 | 7 | Ø | 7-5 | мелодический минор | |
Δ | Ø | m7 | mΔ | 7 | ° | ° | гармонический мажор | |
7 | Ø | Ø | mΔ | m7 | Δ+5 | 7 | мелодический мажор | |
7 | 7 | Ø | Ø | mΔ | m7 | Δ+5 | лидийско-миксолидийский мажор | |
m7 | Δ+5 | 7 | 7 | Ø | Ø | mΔ | дорийско-фригийский минор | |
7 | Δ | ° | mΔ | Ø | Δ+5 | m7 | фригийский мажор (испанский) |
Приведенные схемы предназначены для запоминания. Запишем эти последовательности септаккордов в ступеневой записи (ступеневую запись, применяемую в обозначении гармонических оборотов, см. во введении раздела Гармония):
Источник