- ОВЕРДРАЙВ ДЛЯ ЭЛЕКТРОГИТАРЫ
- Схема овердрайв приставки
- Список необходимых компонентов
- Overdrive, Distortion, Fuzz: чем отличаются эти гитарные эффекты?
- Введение
- Overdrive
- Distortion
- Эффекты
- Мягкое ограничение.
- Жесткое ограничение.
- Возможность сохранения оригинального тембра инструмента.
- Интермодуляционные искажения.
- Сустейн против динамики.
- Компенсация частоты.
ОВЕРДРАЙВ ДЛЯ ЭЛЕКТРОГИТАРЫ
Электрогитара – относительно молодой музыкальный инструмент, однако он уже успел добиться огромной популярности: трудно представить себе современный музыкальный коллектив без электро-гитариста. Пожалуй, электрогитара получила такую популярность прежде всего потому, что её звук может меняться в очень широких пределах: от лёгкого и воздушного до жёсткого и агрессивного. Происходит это благодаря так называемым гитарным педалям, которые включаются в цепь между звукоснимателем гитары и усилителем. Они особым образом трансформируют чистый сигнал гитары, благодаря чему звучание инструмента может меняться до неузнаваемости.
Сейчас существует огромное количество различных педалей для гитаристов, однако не все могут позволить их себе приобрести, ведь цены на них порой завышают просто неимоверно. Гораздо дешевле, и, что немаловажно, приятнее собрать схему педали самому – очень часто за красивой металлической коробочкой скрывается простая для повторения схема.
Схема овердрайв приставки
В этой статье рассмотрим схему овердрайва от компании DOD – DOD 250. Её звук достаточно мягкий, не такой резкий, как у педалей дисторшенов, многим придётся по вкусу. Собственно, схема:
Ключевое звено схемы – одинарный операционный усилитель. Можно использовать TL071, LM358, LM741, NE5534 или другие аналогичные микросхемы. Стоит попробовать ставить поочерёдно несколько разных, а затем уже выбрать, с какой из них звук получается самым приятным.
Особое внимание стоит уделить диодам D1, D2, LED1, LED2. Их задача – ограничение усиленного операционным усилителем сигнала, поэтому звук во многом зависит именно от них. Здесь есть довольно большой простор для творчества – ставить можно что угодно, германиевые диоды, кремниевые диоды, светодиоды. Также можно экспериментировать, ставя встречно разные виды диодов – тогда ограничение сигнала получится несимметричным. В зависимости от падения напряжения на полупроводнике диода, будет меняться степень ограничения сигнала, а, следовательно, и звук.
Кроме того, можно ставить параллельно несколько пар диодов, что также отразится на окраске звука. Экспериментируйте, ищите «свой» звук, с покупными педалями такого не сделаешь. Кстати, если поставить вместо обычных диодов светодиоды, то они будут мигать в такт музыке.
В схеме предусмотрен переключатель «Switch 2», служащий для подключения второй пары параллельно включенных диодов. С его помощью можно менять звук педали прямо во время игры.
Разделительный конденсатор С1 следует поставить плёночный, с его номиналом также можно поиграть. Чем больше его ёмкость – тем меньше будут обрезаться низкие частоты гитары. Диод D4 служит для защиты схемы от переполюсовки, цепочка R9, D3, T1, R8, LED3 служит для индикации и никак не влияет на работу схемы.
Потенциометр R7 «Level» стоит взять логарифмический, а вот R5 «Gain» лучше поставить обратнологарифмический, для более плавной регулировки. Если такого нет – пойдёт и обычный линейный. Питание 9-12 вольт, от блока питания либо от батарейки «крона», т.к. потребление всей схемы крайне мало, её хватит на продолжительное время.
Список необходимых компонентов
Резисторы 0,125 Вт:
- 2 МОм – 1 шт
- 470 кОм – 1 шт
- 1 МОм – 1 шт
- 4,7 кОм – 2 шт
- 2,4 кОм – 1 шт
- 22 кОм – 2 шт
- 100 кОм – 1 шт
Конденсаторы:
- 10 nF – 1 шт
- 47 nF – 1 шт
- 1,5 nF – 1 шт
- 100 uF – 1 шт
- 47 uF – 1 шт
- 4,7 uF – 1 шт
Остальное:
- Микросхема TL071 – 1 шт
- Потенциометр 100 кОм – 1 шт
- Потенциометр 500 кОм – 1 шт
- Ручки для потенциометров – 2 шт
- Разъёмы jack 6,3 моно – 2 шт
- Диод D4 – 1n4007 – 1 шт
- Диоды D1, D2, LED1, LED2 – по вкусу
- Выключатель Switch – 2 шт
Схема не требует настройки, начинает работать сразу в случае правильной сборки. Желательно укомплектовать схему в корпус, для удобства пользования и защиты от внешних наводок. Рекомендую использовать в качестве корпуса обыкновенную консервную банку, ведь раздобыть её можно абсолютно бесплатно, жесть хорошо поддаётся обработке и защищает от наводок. Кроме того, педаль в корпусе из консервной банки смотрится весьма интересно.
При монтаже не следует допускать появления земляных петель, они могут привести к самопроизвольному появлению посторонних шумов, которые никому не нужны. Для этого нужно выбрать одну единственную точку с минусом схемы, от которой уже вести провода на разъёмы jack, плату, к корпусу (его нужно соединить с минусом). Таким образом, должно получится что-то вроде земляной звезды.
В итоге, мы получили весьма неплохо звучащую гитарную педаль всего за пару сотен рублей, вместо того, чтобы пойти в магазин и покупать ту же схему в десятки раз дороже. В своём варианте я решил не ставить регулировку громкости, поэтому у меня всего одна ручка регулировки. Автор статьи — Дмитрий С.
Форум по обсуждению материала ОВЕРДРАЙВ ДЛЯ ЭЛЕКТРОГИТАРЫ
Тонкомпенсированный регулятор громкости с адаптацией к регулятору тембра — теория и практика.
Что означают термины переключатель, тумблер и кнопка — в чём главные различия и особенности применения каждого из них.
Самодельный активный предварительный усилитель с НЧ-ВЧ регулировками на ОУ TL072, для УМЗЧ.
Источник
Overdrive, Distortion, Fuzz: чем отличаются эти гитарные эффекты?
Введение
В начале 40-х годов прошлого столетия блюзовые гитаристы практически выворачивали наизнанку свои усилители, заставляя их работать на пределе для того, чтобы получить мощное искаженное звучание. И хотя первые попытки исказить звук были открыты во время попыток играть так громко, насколько это возможно, иногда без всякой логичной причины, а иногда – вынужденно, чтобы быть слышным в шумной аудитории и среди других членов ансамбля, благодаря таким джазовым легендам, как Чак Берри, «музыкальный» перегруз получил международное развитие и стал использоваться опытными гитаристами, как элемент музыкального искусства.
С увеличением популярности рок-музыки в начале 60-х увеличился и спрос на усиление, так как в этот период искажение звука было адаптировано и для рок-сцены. Такие гитаристы как Эрик Клэптон (Eric Clapton) со своим фендеровским усилителем, Рори Галахер (Rory Gallagher) с Vox и Джефф Бэк (Jeff Beck) со своим Marshall и многие другие повлияли на развитие и создание мощных примочек и эффектов для гитары.
Сегодня существует огромное множество устройств для обработки звука, а гитаристы комплектуют целые, так называемые, педалборды, в которых собирают все свои самые любимые эффекты. С появлением новых более мощных и удобных педалей эффектов появилось больше возможностей «музыкального» искажения звука, нежели родной перегруз усилителя. Overdrive, Distortion, Fuzz – это классические варианты гейновых эффектов, которые по сути преследуют одну и ту же цель искажения звучания электрогитары, однако имеют значимые отличия.
Предлагаем более подробно рассмотреть отличия этих гитарных эффектов, ведь каждая из них имеет свой уникальный музыкальный оттенок.
Overdrive
Если добавить мощности, гейна (gain) ламповому усилителю, то получится перегруженный, но естественный звук с теплыми обертонами. Простыми словами — эффект овердрайва имитирует перегруз лампового усилителя. Но если раньше такой эффект достигался за счет увеличения громкости и перегруза, то сейчас овердрайвовые педали позволяют искажать звук на приемлемом уровне громкости, добавляя лишь классические «хрустящие» оттенки, мягкие и натуральные.
Стиви Рэй Вон (Stevie Ray Vaughan) был хорошо известен использованием классического овердрайва Ibanez Tube Screamer в создании своего фирменного звучания. Эдди Ван Хален (Edward van Halen) использовал Boss SD-1, который дает звук характерно-лампового эффекта Overdrive.
Еще один вариант естественного перегруза – использование бустеров (booster). По сути, это тот же эффект overdrive, однако, если овердрайв вносит изменения в исходное звучание гитары, то бустер сохраняют исходный характер звучания усилителя и гитары, делая его лишь громче и нагруженнее. Поэтому многие музыканты используют бустеры для того, чтобы “подогреть”, выделить отдельные фрагменты композиции.
Это хороший вариант для тех, кто не любит примочки и потратил много времени и денег в поисках усилителя своей мечты, поэтому просто хочет усилить и подчеркнуть то, что в нём уже есть. К примеру педаль Spark Mini Booster даёт возможность увеличения уровня выходного сигнала на 20 дБ.
Distortion
Педали дисторшена имитируют звук сильно перегруженного лампового усилителя. При этом звучание получается более плотным и менее естественным, сустейн становится дольше. В сравнении с овердрайвом, амплитуда звуковых волн при дисторшне обрезается силнее и оттенок сигнала получается более четким. Такое звучание характерно для рок-музыки и металла.
На схеме видны отличия в амплитуде звуковых волн при эффекте овердрайва и дисторшна. Как видно из графика, происходит так называемый клиппинг сигнала, синусоида обрезается, из-за этого звук приобретает характерную резкость. Только в случае с овердрайвом эффект достигается его «мягким» ограничением по амплитуде, а в дисторшне более резким. Синим показан оригинальный сигнал, красным — дисторшн, желтым — овердрайв.
Например, Рэнди Роадс (Rhandy Rhoads) и Даймбэг Даррел (Dimebag Darrel) использовали педали MXR Distortion Plus. Несмотря на то, что это дисторшн, она больше напоминает овердрайвовую педаль. Стив Вэй (Steve Vai), Ингви Мальмстин (Yngwie Malmsteen) и Джо Сатриани (Joe Satriani) предпочитают Boss DS-1.
Фузз педали являются одними из самых старых среди дисторшнов и стали популярны в расцвете психоделического рока в 60-х годах. По звучанию педали больше напоминают колючий звук неисправного усилителя в комбинации с большим количеством обертонов, которые в результате дают такой рыхлый и колючий дисторшн. По-другому описать Fuzz очень сложно, поэтому лучше один раз его услышать.
Джими Хендрикс (Jimi Hendrix) был известен использованием примочки Fuzz Face, которая является одной из самых популярных.
Источник
Эффекты
      Автор: Дмитрий Тихомиров       Дата публикации: 08 августа 1998 г. |
Звук перегруженных ламповых усилителей, различных по своему исполнению, используется в создании того многообразия фирменного звука, которое можно услышать на современных записях. Единственная проблема, которая встает при создании такого звука, такая, что перегрузка возникает только при определенном уровне громкости (обычно довольно большом). Эту проблему можно решить различными способами.
М ожно для регулирования громкости использовать фиктивные нагрузки (в лучшем случае эмулирующие не только активное, но и реактивное сопротивление динамика). Они дают возможность музыканту использовать один усилитель в различных случаях, устанавливая желательный уровень громкости. Другой вариант получения перегрузки на желательном уровне громкости — это использование ряда усилителей, что подходит только редким богатым музыкантам. Есть еще один способ получить такой звук.
История попыток воссоздать необходимый звук перегруженных усилителей на основе различных нелинейных предусилителей достаточно велика. Когда музыкант тестирует одно из этих устройств, то первое впечатление формируется исходя из характера перегрузки и тембра полученного сигнала. Также музыканты обращают внимание на достаточную гибкость средств управления и возможность приспособить данное устройство к своим вкусам.Основные типы перегрузки обычно делят на мягкое и жесткое ограничение сигнала.
Мягкое ограничение.
Э тот тип пергрузки обычно называют «овердрайвом» (overdrive). При таком ограничении его уровень обратно пропорционален уровню входного сигнала. Это обычно достигается встречно-параллельным включением кремниевых диодов в цепь ООС операционного усилителя. Также используются германиевые или светодиоды, включенные встречно-параллельно и замыкающие выход операционного усилителя на землю.
Жесткое ограничение.
О бычно называют «дистошн» (distortion). При таком ограничении уровень сигнала ограничивается внутри некоего диапазона. Это осуществляется заземлением выхода операционного усилителя кремниевыми диодами, включенными встречно-параллельно. Это похоже на вышеописанную цепь, только использутся кремниевые диоды вместо германиевых или светодиодов.
Также существуют и другие критерии, на которые обращают внимание (может и не в первую очередь) музыканты, когда выбирают такие устройства.
Возможность сохранения оригинального тембра инструмента.
Различные комбинации звукоснимателей электрогитары дают различный, четко распознаваемый звук используемого инструмента. Но применение овердрайва маскирует эти различия до некоторой степени. Однако музыканты многих стилей предпочитают сохранять характерное звучание инструмента, насколько это возможно.
Интермодуляционные искажения.
Т акже при ограничении сигнала происходят интермодуляционные искажения, когда две или более нот исполняются одновременно. Для двух нот, интермодуляционные искажения добовляют ноту с частотой, равной разности частот исполняемых нот. А для аккорда, где звучит до 6 нот, число этих нот, определяемых комбинацией нот аккорда, много больше, что влечет за собой существенное изменение оригинального тембра инструмента.
С другой стороны, это желательно в тех случаях, когда исполняются мощные аккорды, потому что в этом случае, интермодуляционные искажения добавляют ноты, которые созвучны с аккордом. Для других же ситуаций, когда музыкант хочет удержать одну ноту и подтянуть (плавно увеличить высоту тона) другую, генерируются невнятно звучащие басовые ноты, которые, обычно, совершенно нежелательны. Этот эффект может быть до некоторой степени ослаблен уменьшением уровня басов на входе ограничителя.
Сустейн против динамики.
О дна из ключевых желательных особенностей овердрайва заключается в увеличении сустейна (времени звучания) инструмента, однако, слишком большой сустейн разрушает динамику. Музыканты используют звук овердрайва для исполнения соло. Они желают иметь возможность уменьшать уровень искажений операционного усилителя, чтобы получить чистый звук инструмента для игры аккордами. В лучших конструкцях существует разумный компромисс между сустейном и динамикой.
Компенсация частоты.
П оскольку цепь овердрайва включается между гитарой и темброблоком, то не производится компенсация пониженных высоких частот. Также на входе овердрайва обычно «заваливают» басы. Было бы логично повысить басовые звуки после овердрайва, но это делает интермодуляционные искажения более заметными, так что это редко используется.
Цепь овердрайва добавляет высоких частот звуку, потому что она нелинейна. Они должны быть отсечены, чтобы сохранить некоторое подобие полученного тембра с тембром необработанного сигнала, и также необходима возможность регулировать уровень высоких частот в целом. Большинство музыкантов предпочитают чтобы эта возможность была, чтобы приспособить полученный звук к своим вкусам.
Здесь приведена схема, которая удовлетворяет описанным выше пожеланиям. Не стесняйтесь экспериментировать с ее компонентами. Например, использование конденсаторов меньших значений в регуляторе тембра (в схеме их значение 0. 0068uF) даст более яркий звук, и наоборот. Если движок регулятора тембра находится около конденсатора слева, то звук насыщен высокими частотами. В противоположном положении мы получаем звук с насыщенными низами. В качестве операционного усилителя подойдет любой малошумящий операционный усилитель типа TL072 (К157УД2). А диоды можно взять КД503Б.
Источник