- Фортепианные штрихи
- Содержимое публикации
- статьи
- 19.05.2020 Штрихи. Техника их исполнения.
- В духовом исполнительстве термин «штрих» употребляется в двойном значении:
- Атака звука.
- Виды атаки духовика.
- Развитие звука — стационарная часть.
- Окончание звука.
- 1. Штрихи, выполняемые твердой атакой.
- 2. Штрихи, выполняемые мягкой атакой.
- 3. Штрих, выполняемый фрикативной атакой.
- 4. Штрих, выполняемый комбинированной атакой.
- 5. Штрихи не связанные с атакой кроме первого звука.
- Условное обозначение штрихов в эстрадной и джазовой музыке.
- Мелизмы.
- Артикуляция.
Фортепианные штрихи
Содержимое публикации
МБУДО «ДШИ №2 им. П.И. Чайковского»
Предназначено для преподавателей фортепиано ДМШ
и студентов вузов.
Преподаватель высшей категории, заслуженный работник культуры Лариса Ивановна Игошина.
Одной из составных частей пианистического мастерства является освоение всевозможных фортепианных штрихов (движение последнего сустава пальца, всего пальца, кисти, предплечья, плечевого сустава, использование веса туловища)
Точное понимание того, какое движение необходимо и умение им пользоваться позволяет экономить энергию руки даже при самых сложных комбинациях этих движений. Для выразительного интонирования любых технических фигураций необходимо умение точно распределять вес руки, это необходимое условие исполнительского освоения фактуры.
Для изучения пианистического освоения фактуры предлагается по меньшей мере 15 фортепианных штрихов:
кистевое нон легато- фундамент игры на фортепиано. Это механизм извлечения певучего и наполненного звучания- cantabile . Именно с этого приёма игры начинал «ставить» руки своим учеником Ф. Шопен. Звук извлекается не пальцем, а свободным погружением веса руки через палец. Рука как бы «ходит» по клавиатуре, перешагивая с пальца на палец, не отрывается от неё.
С одной стороны, каждый звук извлекается отдельным движением, с другой — звуковая линия звучит слитно (например Шопен. Ноктюрн N dur соч.32 №1
Кистевое портаменто – штрих очень похожий на пон легато. Область применения от произведений Баха до современной литературы в тех случаях, когда требуется отрывистый, но мягкий и певучий звук.
Кистевое стаккато- энергичное, отрывистое движение кисти, похожее на то, которое рука выполняет, когда отбивает небольшой (например, теннисный) мяч. Использование его совершенно незаменимо в аккордовой и октавной фактуре сочетаний, написанных в быстром темпе (Бетховен. Соната C dur соч.2 №3 IV ч.) Лист-Шуберт «Лесной царь»
Кистевое легато – возможно двух видов: вертикальное и горизонтальное.
Вертикальное – это объединение от двух до пяти нот одним общим движением кисти. В этом случае только первая нота играется с весом, а остальные на плавном снятии.
На первом звуке запястье идет вниз, а на остальных- вверх. Примеры такой фактуры можно встретить во многих произведениях Гайдна, Моцарта, Скарлатти и других композиторов.
Горизонтальное кистевое легато. Особенно необходимо владение этим штрихом при маленькой руке (при игре фактуры типа арпеджио). Бетховен –Соната cis moll соч.27 № 2,3 ч. Следующая группа штрихов связана с использование различных движений пальца. Следует обратить внимание, что физическая сила пальца чрезвычайно мала. Нажим, который необходим для «пения» и громких кульминаций лучше осуществлять с использованием веса руки, т.е. кистевым нон легато. В работе пальцев уместней говорить о касании и ударе.
Пальцевое нон легато- энергичное движение пальца, напоминающее удар молоточка. Отсутствие этого штриха слышно как в гаммообразном изложении, так и в полифонической фактуре.
Пальцевое стаккато – это не удар, а цепляющее касание клавиши быстрым, энергичным движением кончика пальца (под ладонь), звук при этом прикосновением становится очень отрывистым и лёгким. Применяется при исполнении фактуры типа «репетиции» и других видах изложения типа мелкой техники, что позволяет добиться мелкого «жемчужного» звучания. (Например, средний раздел 8-го этюда Шопена)
Пальцевое легато- это скользящее касание клавиши, как бы ласкающее. Подобный штрих позволяет одним и тем же пальцем сыграть две ноты легато (соскальзывая с чёрной на белую клавишу). Такая «скользящая» аппликатура часто встречается в полифонической фактуре или хроматической гамме малыми терциями.
3 4 5 3 4 3 4 3 4 5 3 4 3 4 5 3 4
1 2 1 2 2 1 2 1 2 1 2 2 1 2 1 1 2 и т.д.
(Шопен. Этюд qis moll соч.25 №6 т.5-6)
Пальцевое легатиссимо — звуки при этом поочередно слегка наслаиваются друг на друга. Создается своего рода педальное звучание. Степень его применения зависит от акустики помещения.
Локтевое маркато – штрих, необходимый для резкого (художественно- оправданного) звучания.
Особенная потребность в нём возникает в октавных кульминациях.
Локтевое легато – штрих, выполняющий связывающую функцию локтя при быстром, но плавном перемещении руки по клавиатуре (например, в гаммах и пассажах).
Вздёргивание локтя при смене позиций приводит к ненужным акцентам. Без направляющего и связующего движения локтя в игре пассажа- образной фактуры трудно добиться быстрого темпа и качественного звучания.
Локтевое стаккато – необходимо там, где требуется очень короткое «точечное» звучание. Как правило, подобный штрих встречается в аккомпанементах типа быстрого вальса.
(Шопен. Вальс As dur , соч.42 т.9-13)
Локтевое тремоло – колебательное движение предплечья одновременно с кистью. Ось вращения примерно между 2 и 3 пальцами.
Тремоло от локтя помогает ритмически устойчиво исполнять любую «ломаную» фигурацию с интервалами меньше октавы.
( Моцарт — Соната Y dur к 283. 1 ч. Т. 28-31)
Последняя группа штрихов связана с проблемой крупной техники, т.е. аккордовой. Техника игры аккордов заключается не столько в быстроте их чередования, сколько в максимальной экономии силы и энергии во время исполнения аккордовой фактуры.
Собирание аккорда – это собирание энергии всей руки в один импульс: извлечение звука и моментальное расслабление. Другой проблемой при исполнении аккордовой фактуры является умение извлекать очень громкое, но красивое, «наполненное звучание (с использованием веса всего корпуса).
Весовая игра – это игра с наклоном корпуса вперёд, к клавиатуре. Иногда пианист даже отрывается от стула, чтобы во время игры таким штрихом максимально использовать свой вес. Область применения – кульминационные «точки» аккордовой фактуры в произведениях разных стилей. Качество работы пианиста на всех этапах, в конечном счёте и определяет художественный уровень исполнения.
Источник
статьи
19.05.2020 Штрихи. Техника их исполнения.
Качество музыкального звука определяется мастерством исполнителя, умением придать звуку, в зависимости от характера музыки, необходимого свойства: яркости, блеска, теплоты и т.д. Музыкант, создавая музыкальный образ, использует разнообразие звуковых приемов. Приемы придания музыкальному звуку определенного характера и окраски, а также соединение звуков между собой, получили в музыке название штрихов.
(Глава 7. Методика обучения игре на духовых инструментах. В. Н. Гержев)
Штрих — слово немецкого происхождения, в переводе означает «черта», употреблялось в начале исполнителями на струнных смычковых инструментах. От этого слова произошел немецкий глагол «вести». Термин штрих связан с ведением смычка у скрипачей. Разнообразные способы ведения смычка и получили название штрихов.
В духовом исполнительстве термин «штрих» употребляется в двойном значении:
как исполнительский прием, т.е. способ извлечения, ведения, окончания и соединения звуков. Большинство характерных черт штриха проступают уже в одном определенным образом произнесенном звуке. Однако полную характеристику штрих получает в том случае, если произносится не один, а несколько звуков. Только при этом условии способны проявиться такие важнейшие характеристики штрихов, как степень слитности или расчлененности звуков.
как звуковой выразительно — смысловой результат этого исполнительского приема, т.е. последовательность определенным образом произнесенных звуков. Профессор Т.А. Докшицер пишет: «Штрих — это не только начало, но и характер протяженности звука, способ окончания и способ взаимосвязи звуков».
Атака звука.
«Первое, к чему следует стремиться, это хорошая атакировка звука. В этом состоит точка отправления всякого хорошего исполнения, и музыкант, у которого извлечение звука (атакировка) плохо, никогда не сделается хорошим артистом. » (Ж. Арбан)
Атака звука характеризует начальный момент звукообразования, качество которой зависит от координации дыхания, работы языка и амбушюра при активном слуховом контроле. От правильной работы языка во многом зависит не только начало, но и ведение, и окончание звука, а также соединение звуков.
Современные методические пособия указывают на многогранную и существенную роль языка в исполнительском процессе. Наряду с функцией его как клапана — распределителя, закрывающим и открывающим доступ воздуха в губную щель, язык играет не менее существенную роль и как орган, регулирующий движение выдыхаемой струи, передавая энергию выдоха к губам музыканта. С увеличением или уменьшением губной щели, в зависимости от высоты извлекаемого звука, происходит и изменение положения языка в полости рта, вызывающее расширение или уменьшение ротоглоточного пространства. Вследствие координированных действий языка с диафрагмой осуществляется регулирование объема воздушной струи, необходимого для извлечения конкретного звука.
Язык состоит из трех мышц: продольной, обеспечивающей его движение вперед и назад; поперечной, помогающей его уплотнять и способствовать более свободному движению в полости рта; вертикальной, делающий его плоским, рыхлым и мягким. Благодаря этим мышцам язык обладает большой подвижностью и изменчивостью формы. Корень и кончик языка в направлении своих движений совершенно независимы друг от друга.
Виды атаки духовика.
В исполнительской практике духовиков применяются два основных вида атаки: твердая и мягкая, а также еще существует вспомогательная или комбинированная и фрикативная.
Сущность атаки заключается в том, что звук зарождается в момент отталкивания языка от звукообразователя, которым является трость или губы музыканта, при этом дается возможность скопившемуся в предгортаннике воздуху проследовать в инструмент. Этот момент и называется атакой. Разновидность атаки зависит от характера движения языка — энергичного или плавного. Для достижения твердой атаки язык должен более энергично отталкиваться от звукообразователя, как бы произнося слоги ‘ ту ‘, ‘ та ‘, ‘ ти ‘ — в зависимости от высоты извлекаемого звука.
Для извлечения мягкой атаки язык отталкивается от звукообразователя более спокойно и плавно, как бы произнося слоги ‘ду’, ‘да’, ‘ди’. При вспомогательной атаке роль клапана выполняет не кончик языка, а его спинка. Это делается с помощью «произношения» слогов ‘ку’, ‘ка’, ‘ки’ или ‘гу’, ‘га’, ‘ги’. Для извлечения фрикативной атаки (fricate — латинское слово — «тереть») необходимо «произносить» слоги начинающиеся с согласных ‘ф’, ‘к’, ‘х’, ‘т’ в сочетании с гласными ‘а’, ‘у’, ‘и’ и согласной ‘р’, т.е. ‘фр’, ‘кр’, ‘фа’, ‘ха’ и т.д.
Артикуляция, т.е. произношение различных слогов — условно, т.к. произносить тот или иной слог при исполнении практически невозможно, но условность эта нужна — она ориентирует исполнителя и помогает ему в правильном оформлении звука.
Развитие звука — стационарная часть.
Музыкальный звук находится в постоянном движении. Меняются его динамика, тембр, вибрато. Время, которое звук живет, т.е. находится в развитии, называется «стационарной частью» звука.
Название это условно, так как стационарная часть наиболее гибка и подвижна в ритмическом, интонационном и динамическом отношении. Развитие звука предопределяется названием того или иного штриха, и качество выполнения этого штриха находится в прямой зависимости от результатов осуществления развития звука. От характера ведения звука зависят его интонация, тембровая окраска, певучесть, полнота, вибрато.
В стационарной части решающее значение приобретает артикуляционный прием, связанный с гласными ‘ а ‘, ‘ о ‘, ‘ у ‘, ‘ и ‘. Согласные ‘ т ‘, ‘ д ‘, ‘ к ‘ относятся к характеру атаки звука, гласные к его ведению, к соединению, т.е. к стационарной части. Правильное ведение звука в его стационарной части предполагает опертое дыхание, выдох которого регулируется необходимыми мускульными движениями мышц языка и губного аппарата.
Необходимо стремиться к тому, чтобы научиться играть продолжительные звуки одной громкости в нюансе mezzo forte; те же протяжные звуки — в нюансах forte и piano; уметь играть динамические переходы от piano к forte и наоборот. От этого во многом зависит мастерство ведения звука.
Окончание звука.
Окончание звука, как и атака, бывает мягким или более резким. Это зависит от характера исполняемой музыки и движений, выполняемых языком и дыханием. У исполнителей на духовых инструментах существует два способа окончания звука:
С помощью языка, т.е. прикосновением кончика языка к возбудителю звука (трости, губам, воздушной струе), что прерывает колебательные движения и прекращением посыла легкими воздушного потока, снижением его интенсивности. Этот способ предполагает движение языка, сходное с мысленным произношением слогов | тут |, | тат |, | тит | или | дуд |, | дад |, | дид | и применяется при исполнении чрезвычайно коротких звуков — staccatissimo, secco, а также звуков требующих по своему характеру внезапного окончания, обрыва.
С помощью прекращения подачи струи воздуха в инструмент, при этом звук как бы затухает. Процесс затухания звука при этом несколько растягивается, так как мышцы управления дыханием менее подвижны и проворны, чем мышцы языка и губ.
Штрихи, наиболее часто употребляемые в исполнительской практике духовиков, можно разделить на пять групп в соответствии со способами их звукоизвлечения, т.е. атаки.
1. Штрихи, выполняемые твердой атакой.
Detache (фр. «отделять«) — штрих требует энергичной, ясной и четкой атаки, и полноценного выдерживания длительности звука не ослабевая на всем протяжении звучания, окончание естественное. При исполнении нескольких звуков на одном выдохе каждая последующая нота должна быть взята точно такой же плотной и четкой атакой, как и первая, независимо от темпа, с минимальными паузами между звуками. С изменениями нюансов сущность штриха не должна изменяться, если это не указано какими-либо дополнительными знаками. Графического обозначения штрих не имеет; иногда обозначается знаком » — » над или под нотой.
Marcato (ит. «выделять«, «подчеркивать«) — штрих выполняется посредством активного, акцентированного концентрированного начала звука, с дальнейшим его ослаблением; окончание звука, независимо от длительности, должно быть филированным. В нотной записи обозначается маленькой вилкой » > «.
Разновидностью маркато является штрих маркатиссимо. Это утрированный штрих с еще более четкой и отрывистой, чем при маркато, атакой звука на f, обозначается словом «marcatissimo«.
Martele (фр. «молотить«, «чеканить«) — штрих требует предельно четкого, жесткого, чеканного исполнения акцентированных звуков и выдерживания динамики до конца. В отличие от marcato, при мартеле звук не затухает. Обозначается знаком » ∨ «,» ∧ «.
Tenuto — прием извлечения отдельных, четких, но не акцентированных, предельно выдержанных по длительности звуков. В нотах обозначается, словом tenuto или продольными черточками » — » над или под нотами.
Staccato (ит. «отрывисто«) — прием короткого исполнения звуков, обычно звучит половина записанной длительности. Обозначается точками «·» над или под нотами.
Staccatissimo — звуки исполняются еще более коротко, чем при стаккато, предельно остро и сухо, максимально отрывисто (обычно звучит четвертая часть записанного звука), при очень твердой атаке звука. Эффект звучания этого штриха на духовых инструментах можно сравнить со штрихом струнных инструментов pizzicato (ит. «щипать«). При игре стаккатиссимо окончание звука осуществляется действием языка, путем произношения слога «тит». Обозначается словом «staccatissimo«.
2. Штрихи, выполняемые мягкой атакой.
Non legato — (ит. «не связно«). Звучание музыки при игре данным штрихом характеризуется мягкостью и выразительностью. При исполнении нон легато не следует выдерживать звуки до конца, звучит как бы три четверти записанного звука, а окончание должно быть обязательно естественным, мягким, без участия языка. В нотном тексте нон легато обозначается двумя способами: 1) черточкой и точкой над или под нотой, 2) точкой под лигой.
Portato — (ит. «нести«). Длительность звука предельная. Способ связного и непрерывного исполнения звуков. Произношение мягкое, без всяких акцентов. Обозначается черточками, поставленными над или под нотами, и объединены общей лигой.
Portamento — (ит. «перенесение голоса«). Певучее исполнение мелодии при помощи легкого, замедленного скольжения от одного звука к другому. Портаменто делает игру музыканта — духовика выразительной и тонкой. Обозначения не имеет.
3. Штрих, выполняемый фрикативной атакой.
Frullato — (ит. «вращаться, свистящий«). Специфический штрих духовиков. Исполняется с помощью кончика языка как бы произнося «фррр. » или «кррр. «. Штрих очень труден для исполнения в верхнем регистре. При выполнении этого штриха рекомендуется немного продержать звук и затем применить штрих. В нотах обозначается словом «frullato«, а также нотами с дважды или трижды перечеркнутым штилем.
4. Штрих, выполняемый комбинированной атакой.
Двойное staccato — двойная атака осуществляется парным повторением твердой и вспомогательной атаки на слогах типа «та-ка», «ту-ку», «ти-ки» и других. При овладении этим приемом необходимо обратить самое пристальное внимание на одинаковость произнесения обоих слогов, ибо слог «ку» или «ка», произнесенный корнем языка, как привило, бывает менее ясным, чем звук на слоге «ту», «та», производимый кончиком языка.
При работе над двойной атакой следует особенно тщательно отрабатывать вспомогательную атаку, т.е. развивать силу и подвижность мышц, поднимающих заднюю утолщенную часть языка вертикально к небу, благодаря которым мы произносим «к». Наиболее полезным упражнением является исполнение последовательностей только вспомогательной атакой на основе слогов «ка», «ку».
Длительные упражнения на слогах «ка», «ку» должны в дальнейшем сочетаться с соединением и медленной отработкой в последовательности «та-ка». Не рекомендуется переходить к более быстрому движению до тех пор, пока произнесение слогов не отработано досконально. Для исполнения триолей и группировок триольного характера применяется тройное чередование твердой и вспомогательной атаки — тройное staccato.
При исполнении этого штриха у флейтистов и трубачей есть отличие; трубачи при исполнении тройного стаккато производят две твердые атаки и одну вспомогательную — «та — та — ка«, а флейтисты в любом случае, будь то триоль, квинтоль или секстоль, чередуют слоги «та — ка — та» или «та — ка — та — ка — та» и т.д. В основе двойного, тройного стаккато на кларнете лежит общепринятая комбинированная атака, только «к» должен произноситься как небный, а не как горловой.
5. Штрихи не связанные с атакой кроме первого звука.
Legato — (ит. «связно«) исполняется путем изменения силы напряженности губных мышц и интенсивности струи воздуха. Первый звук в легато может извлекаться и мягкой, и твердой атакой, что определяется характером исполняемой музыки. На последующих звуках язык участвует в формировании струи воздуха и регулирует ее направление. Обозначается лигой.
Legatissimo — требует еще большей связности звуков, фразы. Иногда обозначается словом legatissimo.
Маркированное или акцентированное legato, акцент осуществляется с помощью резкой активизации выдоха. Обозначается знаками акцента соединенными лигой.
Glissando — (ит. «скользя»). Способ последовательного заполнения интервала путем легкого скольжения по промежуточным звукам. Выполняется с помощью неполного нажатия вентилей или неполного прикрывания звуковых отверстий инструмента. Обозначается прямой или волнистой линией, идущей от одной ноты к другой.
Условное обозначение штрихов в эстрадной и джазовой музыке.
— Сильный акцент с сокращением длительности звучания. Произносится слог «ДОТ». Применяется для подчеркивания отдельных звуков, аккордов и коротких музыкальных фраз.
— Очень сильный акцент с сокращением длительности звучания насколько возможно, как бы произнося слог «ДТ».
— Играть с вибрацией, похожей на трель. Применяется для создания эффекта неточной высоты звучания.
— Губная трель. Применяется в кульминациях отдельными медными духовыми инструментами или группой целиком.
— Скольжение снизу вверх после начала звучания в пределах указанной длительности. Скольжение заканчивается в момент перехода к следующему звуку, достигнув необходимой высоты. Дает эффект «смазывания» звука.
— Подъем к ноте по хроматическому или диатоническому звукоряду, напоминающий форшлаг. Применяется в начале звучания музыкальных фраз и в кульминациях.
— Понижение звука по хроматическому или диатоническому звукоряду. Применяется в конце музыкальных фраз и на заключительных аккордах.
— Закрыть раструб у инструмента (труба, тромбон)
— Открыть раструб у инструмента (труба, тромбон)
— Очень легкое звукоизвлечение с замиранием и не очень точной высотой звучания.
— Резко прекращать звучание после исполнения длительности.
— Ускорение ритмической фигуры.
— Замедление ритмической фигуры.
— Повышение или понижение определенного звука на 1/4, 3/4 тона.
— Извлечение самого высокого или самого низкого звука, который может взять исполнитель.
Мелизмы.
Мелизмами принято называть устойчивые мелодические украшения отдельных звуков в вокальной и инструментальной музыке, являющиеся знаками дополнения нотного письма. Мелизмы изображаются мелкими нотами и условными знаками.
Форшлаг (нем. «пред удар«). Один из часто употребляемых видов мелизмов, состоящий из короткой ноты (звука), предваряющий какой-либо основной звук мелодии. Форшлаг может стоять выше или ниже ноты: выше — на расстоянии тона или полутона, ниже — на расстоянии полутона. Форшлаг бывает двух видов: простой и сложный.
Простой состоит из вспомогательного и основного звуков, он может быть коротким (перечеркнутым), исполняется как можно быстрее и обычно за счет длительности предыдущего звука; и долгим (не перечеркнутым), этот форшлаг исполняется с небольшим акцентом, за счет сокращения наполовину длительности основного звука.
Сложный (двойной) форшлаг состоит из двух и более вспомогательных звуков и основного звука. Вспомогательные звуки можно брать на расстоянии терции от ноты, которую они сопровождают в восходящем или нисходящем направлении; сложный форшлаг может состоять также из верхнего и нижнего вспомогательных звуков; при исполнении заимствует длительность от предыдущего звука, который сопровождает.
Мордент (ит. «острый, кусающий«). Мелодическое украшение, состоящее из трех и более звуков, исполняется за счет длительности основного (украшаемого) звука. Знак мордента выставляется над или под нотой. Морденты бывают четырех видов: простой, простой перечеркнутый, двойной и двойной перечеркнутый.
а) простой мордент состоит из трех звуков: основного мелодического звука (к которому выставлен знак), стоящего от него на полутон или тон верхнего вспомогательного и повторяющегося основного звука.
б) простой перечеркнутый мордент также состоит из трех звуков: основного, нижнего вспомогательного и опять основного.
в) двойной мордент состоит из пяти звуков: при исполнении дважды повторяется основной и верхний (в перечеркнутом морденте — нижний) вспомогательный звуки с остановкой на основном.
Если необходимо повысить или понизить вспомогательный звук, то над или под знаком мордента ставится соответствующий хроматический знак. Знаки альтерации, стоящие над мордентом, относятся к верхнему вспомогательному звуку, а поставленный под мордентом — к нижнему вспомогательному.
Группетто (ит. «маленькая группа«). Мелодическое украшение, состоящее из четырех или пяти звуков. Исполнение группетто заключается в чередовании о сновного звука с соседними (верхним и нижним) вспомогательными звукам и; исполняется сначала медленно, чтобы пр иучить губы и пальцы к одновременным действиям. Длительность всех звуков, входящих в группетто, должна быть один аковой. Изображается в нотном тексте условным знаком » ∼ » или » ∽ » поставленным над нотой или между двумя соседними нотами.
Когда знак группетто стоит над нотой, то его расшифровка начинается с вспомогательного звука и исполняется за счет длительности основного звука. Если знак стоит между нотами, то исполнение начинается с основного звука, причем если знак стоит между нотами одинаковой высоты, то группетто исполняется за счет длительности первого звука; группетто, стоящее между звуками различной высоты, но одинаковой длительности, исполняется за счет обоих звуков.
Вспомогательные звуки могут быть хроматически повышены или понижены; знаки альтерации, стоящие над или под знаком группетто, относятся соответственно к верхнему или нижнему вспомогательным звукам. Также встречается в нотном тексте знак перечеркнутого группетто, обозначающий, что исполнение фигуры следует начинать с нижнего
вспомогательного звука.
Трель (ит. «дребезжать, колебать«). Украшение, представляющее собой быстрое, многократное и ритмичное чередование двух смежных звуков диатонического или хроматического звукоряда. Трель обозначается сокращенно двумя буквами tr
с волнистой линией, которая может продолжаться до конца украшения; длительность трели равна ноте, над которой стоит знак трели. В зависимости от характера и стиля произведения трель может быть быстрой и медленной, продолжительной и короткой, разнообразной по динамике. В кантиленных фразах первые звуки можно играть несколько медленнее, постепенно ускоряя до нужной скорости.
Артикуляция.
Артикуляция (лат. «членораздельно, ясно произносить«). Этот термин заимствован музыкантами у языковедов. Различные виды движений языка, сопровождающие ту или иную атаку звука, в исполнительской практике духовиков принято связывать с произношением определенных букв или слогов, т.е. сочетать с приемами речевой артикуляции.
При воспроизведении звука с помощью твердой атаки исполнитель должен настроить свой артикуляционный аппарат (язык, губы, полость рта и гортань) на произношение в момент атаки слога » ТО «. По способу произношения звук » Т » относится к глухим переднеязычным согласным и артикуляционные действия языка здесь во многом совпадают с его функциональными обязанностями при атаке звука. Подключение гласной » О » оправдано двумя обстоятельствами: во-первых, при произношении этого звука гортань стоит ниже, чем при всех остальных гласных, а это наиболее удобное ее положение при игре на духовых инструментах; во-вторых, звук » О » сопровождается почти «игровым» положением губ, при котором образуется круглая губная щель и губы вытягиваются вперед.
Для извлечения звука при помощи мягкой атаки артикуляционный аппарат должен обеспечить произношение слога » ДО «. По своим фонетическим признакам, буква » Д » относится к числу звонких согласных, воспроизводимых с помощью языка и голосовых связок. При произношении этого звука язык двигается более спокойно, так же, как и при осуществлении мягкой атаки.
К числу артикуляционных тонкостей, применяемых в исполнительстве на духовых инструментах, следует отнести и произношение звуковых сочетаний » ТУИ » и » ТИУ «. При артикуляции сочетания » ТУИ » губы исполнителя несколько меняют свое положение в следующей последовательности: собранные к центру на звуке » У «, они слегка растягиваются в стороны при произношении звука » И «, т.е. проделывают ту же работу, что и при переходах от низкого звука к более высокому. При произношении «ТИУ» действия губ будут проходить в обратной последовательности, характерной для переходов от высокого звука к низкому.
Поэтому первое сочетание целесообразно применять при соединении залигованных звуков большого интервала в восходящем движении, а второе — при залигованных звуках в нисходящем движении.
Глава 06. Дыхание
Глава 07. Штрихи. Техника их исполнения
Глава 08. Транспонирование
Источник