Все советские бас гитары

Все советские бас гитары

Утверждение 8. На совгитарах такой слой краски – просто жуть!

Ответ. Эти гитары покрывали шпатлёвкой и полиэфиром. Не жалея. Сохло весьма долго, но, высохнув, образовывало прочнейший панцирь, который трудно было покоцать. Чехи иногда делали какую-то адско крепкую смесь, о чём хвастливо сообщали в паспортах к гитаре. ГДРовцы делали всё красиво и добротно. Болгары покрывали инструменты тонким слоем лака, который быстро покрывался трещинами и сколами.

Утверждение 9. Они ТАКИЕ КРЕПКИЕ! Сцену проломить можно!

Ответ. Да, живучие палки. Рассчитано было на самые кривые руки учащегося ПТУ №13 города Зажопинска Мухосранской области, который будет её (гитару) ронять в лужу и отбивать летящие в его сторону тухлые яйца и помидоры, серпы и молоты… Если серьёзно – да, крепкие. Но сцену вряд ли пробьёт. Расколоть корпус – нереально, да. А гриф мог треснуть или отломиться как и на обычной гитаре. Гитары из соцлагеря в прочности уступали.

Утверждение 10. Колки советских гитар – полное говно.

Ответ. Гитарные, к сожалению, да. В СССР все колки имели серьёзные недостатки. Ураловские – неплохо работали, но были чертовски хрупкие (их лопасти делались методом литья), ростовские и питерские все изначально плохо работали, а уж когда они расшатывались… Ростовские более-менее терпимые были только одни – с металлическими квадратными лопастями. Их же ставили на «Форманту» и «Соло-2».
Басовые колки в СССР были все одинаковые. В принципе, неплохие даже. Но их надо обязательно смазывать.
Соцлагерь был на порядок лучше. Единственным слабым местом были пластиковые головки, которые иногда ломались.
Тут стоит сказать пару ласковых об отсутствии культуры общения с инструментом как таковой. Про то, что колки надо смазывать не знали как гитарАсты, так и, частенько, заводчане. В итоге, колки советских и соцлагерных гитар часто доживают до наших дней весьма источенными.

Читайте также:  Аккорд потому что мы пилоты

Утверждение 11. Струнодержатели советских гитар дрянь…

Ответ. Не все. И не при всех условиях. У «Урала» и «Тоники» машинка работает плоховато и поскрипывает. Но её можно смазать – и она заработает весьма сносно. У «Стеллы» машинка скопирована с «Джазмастера» — и нормально работает. То же у «Элгавы-В». А вот «Аэлита» подкачала. Тремоло крепится только за счёт натяжения струн за очень узкий зацеп. А пружина тугая. В итоге одно слишком сильное движение рычага – и машинка срывается с зацепа. И попасть в полтона с ней ну очень трудно… На «Аэлите» и «Тонике» ещё этот самый рычаг стоит весьма высоко, его ещё надо во время игры ловить – какие тут быстрые вибрато, так – длинный аккорд покачать… Получше у «Урала» и «Стелы», также у «Форманты». Рычаг не слишком высоко.
Порожки были выполнены грубовато, но задачу свою выполняли.
Я уже устал «отдельно» упоминать белорусов – а приходится. Их порожек был вообще ужасен. Конструктивно он был заимствован у «Иоланы Диамант» — с подстройкой не только мензуры и высоты, но и межструнного расстояния. Получилось: на «Форманте» струны шли от машинки весьма высоко, порожек пересекали почти без излома, в итоге – почти не прижимали ролики. А ролики эти были сделаны ну очень большими. Разумеется, в этих условиях они радостно дребезжали и жрали весь сустейн, закусывая обертонами. На «Соло-2» не было машинки, и струны шли с нормальным изломом, исключая дребезг. Но – сустейн, прощай…
Страны советского блока же выпускали гитары с весьма действенными вибраторами. А не изобретали велосипеда. Их машинки просты и надёжны. Исключение составляют некоторые творения болгар – порожки из оргстекла или вибрато их собственных конструкций, не превышающее качеством советского.

Утверждение 12. У совгитар не хватает регулировки мензуры.

Ответ. Увы, в СССР это была вечная проблема. Её лишён только «Урал» и белорусские гитары. Почти у всех остальных не хватает регулировок, особенно это чувствуется в отношении 5 и 6 струны. Порожек необходимо сдвигать на пару миллиметров от грифа.
Чехи, болгары и немцы делали инструменты не в пример аккуратнее.

Утверждение 13. У этих инструментов очень плохое качество сборки.

Ответ. Это так. Качество на заводах в СССР почти не проверялось. Расстояние от грифа до струн могло быть до 8-10 мм, гитара могла не строить, мог не работать звукосниматель. В конечном итоге, совгитары могли быть и неплохо задуманы и спроектированы, но сборка губила ВСЁ. Судя по всему, какие-то проверки всё же проводились, так как среди не убитых экземпляров, доставшихся некоторым чуть ли не в заводской таре, попадаются с отрегулированной мензурой, шлифованными ладами, мало шумящие. Могли, когда хотели. Заполучить такой – везение.
Немцы расслабились по качеству только к году этак 90-му. И то играть было можно.
Чехи уверенно держали марку, правда, раньше, по свидетельствам заставших, (года до 70-го) делали ещё лучше.
Болгары делали хуже чехов, но явно получше СССР. Были играбельны при минимальной доводке.

Утверждение 14. На совгитары шло плохое дерево.

Ответ. В общем, да. В СССР на гитару шло ВСЁ. От берёзы и яблони до граба. Корпус из 5 досок – там мог быть набор из трёх пород, причём в одном корпусе могли соседствовать клён, граб, а меж ними сиротливо ютился иногда даже брус красняка. Такой «сэндвич» с двух сторон покрывался трёхслойной фанерой. Зачем – осталось в загадках. Грифы делались в основном буковые. Почему – неизвестно. На накладку шло вообще всё, что угодно. У «Урала», к примеру, на накладку шло что-то светлое, но фанеровалось (!) тёмным шпоном. Или не фанеровалось – как повезёт.
Остальной Соцлагерь придерживался более традиционных взглядов на древесину. Склейка также была из пяти (редко – трёх) досок, но без идиотской фанеры с двух сторон.
Питерцы отметились изготовлением линейки полуакустических гитар из полистирола. Смех и грех…
Отдельно не повезло в СССР акустике. Никакой гитаре не пожелаешь быть сделанной из мебельной фанеры…

Источник

Инструменты

&nbsp &nbsp &nbsp Перевод: Ирина Копченова
&nbsp &nbsp &nbsp Источник: cheesyguitars.com
&nbsp &nbsp &nbsp Дата публикации: 12 апреля 2012 г.

Введение

Э то первая попытка написать что-то вроде истории о том, что происходило в СССР. До сих пор мы не знали ничего на эту тему, и, хотя этот текст окончательно должен прояснить многие вопросы, он является неполным и составленным на основе различных обрывков информации, найденных то тут, то там. Трудно поверить, но нет никакой другой статьи об истории производства электрогитар в Советском Союзе, хотя, возможно, они действительно существуют. Если у вас есть какие-то дополнительные сведения на эту тему, мы приглашаем вас поделиться своими знаниями и помочь нам составить полную картину.

1. Начало

СССР был одной из последних стран коммунистического блока, кто начал производство электрогитар. Советский Союз находился в культурной изоляции, и там не было никакой необходимости в такой вещи, как электрогитара, пока кто-то из партии не пришел к выводу, что из этого понятия можно получить выгоду.

Первой известной публикацией была «Адаптеризованная гитара» (А.А. Корнеев, А.Н. Корнеев, ГосЭнергоИздат, 1960). Это небольшая брошюра о том, как подключить акустическую гитару – так, чтобы сделать звук громче. Этот вопрос, возникший еще в 1920-е годы, очевидно был давно решен во всем мире. Спустя сорок лет для Советского Союза все начиналось заново.

Следующая публикация «Адаптеризация музыкальных инструментов» (Е.А. Прохоров, 1966) предлагает два пути решения проблемы недостаточно громких акустических музыкальных инструментов. Первый путь заключается в добавлении звукоснимателя или микрофона, и усилении сигнала. Второй – в создании электрического инструмента из твердых пород дерева.

Другая книга была издана в 1966 и называлась «Новые электромузыкальные инструменты» (Б.Г. Корсунский, И.Д. Симонов, 1966). В ней содержатся некоторые сведения об электрогитарах, звукоснимателях, эффектах, синтезаторах и усилителях. Опять же все было рассказано с точки зрения хэнд-мейда: как сделать электрогитару своими руками. Книга содержит множество примеров радиотехнических схем, которые помогали сделать электрогитару с нуля.

К середине 1960-х Jolana и Musima привозились в СССР туристами и продавались за баснословные суммы денег, главным образом – профессиональным музыкантам. Официальные поставки электрогитар начались гораздо позже: Jolana и Musima появились на прилавках магазинов только в 1970-х. По крайней мере, один экземпляр Fender Stratocaster, как известно, существовал в Москве, а Musima Record считалась вершиной профессионального инструмента.

2. «Тоника»

Р усские могли бы поучиться у своих соседей (ГДР — Musima, Чехословакия — Jolana) или даже провести секретное исследование Stratocaster, но они не сделали этого (а если и сделали, то неправильно). Они пошли своим путем. Пара примитивных электрогитар была произведена еще в 1964 в Ленинграде (нынешнем Санкт-Петербурге). Нет никаких доказательств, где именно были разработаны советские электрогитары и что было их прототипом. Ранние «Тоники» выглядят очень грубо, и, видимо, они не имели фиксированных характеристик – их делали вручную, а пикгарды были различных форм.


Электрогитары «Тоника» (разных заводов — Свердловск, Ростов, Орджоникидзе)

Первая советская электрогитара была по-настоящему уникальной. Она должна была быть оригинальной, ведь любая ссылка на «капиталистические» гитары была строжайше запрещена, поэтому вместо того, чтобы просто следовать за миром, Советский Союз создал электрогитару с нуля. Мы не знаем имен советских лео фендеров, но они проделали серьезную работу. Внешний вид и звучание нового инструмента были новейшими изобретениям, основной акцент был сделан на электронике.

Гитара была дорогой (180 рублей – при средней зарплате инженера 120 руб.), звучала довольно плохо, но люди покупали ее — у них не было альтернативы.

Как и всё в СССР, производство было централизовано, товары могли производиться в разных местах, так как все находилось под государственным контролем. Где-то около 1969 года была разработана новая модель «Тоники» — ЭГС-650. Ленинградская «Тоника» была снята с производства уже к началу 1970-х. Новое производство «Тоники» ЭГС-650 было открыто в Свердловске (Уральский завод), Ростове и Орджоникидзе. Мы не знаем точных сроков этого производства, но, похоже, что «Тоника» ЭГС-650 была снята в 1975 году. Существовала также басовая версия «Тоники», которую производили на Ростовском и Свердловском заводах и заводе в Орджоникидзе. Вероятно, существовала и Ленинградская бас-«Тоника», но мы еще никогда не видели ее.

Каждый завод добавил что-то свое к гитаре, все они выглядят по-разному, да и за эти годы изменились их спецификации. Ленинградская «Тоника» выглядит самой уродливой, головка ее грифа была выполнена в стиле Firebird. Ростовская «Тоника» имела кайму на передней деке и две белые полосы вдоль грифа. Свердловская «Тоника» имела разные дизайны точек на грифе (прямоугольные с закругленными углами). Некплейт обычно делался с той символикой, где была сделана сама гитара, однако на гитарах Орджоникидзе некплейты анонимные, хотя на некоторых гитарах этого завода на некплейте изображен медведь.

3. 1970-е – 1980-е

В течение 1970-1980-х годов после того, как производство «Тоники» было прекращено, каждый из заводов разработал собственную модель. После того, как был разработан новый дизайн, он должен был быть одобрен различными органами власти и получить артикул – номер перед запуском в производство. Это был долгий и болезненный процесс, особенно если учесть тот факт, что власти понятия не имели о том, что такое электрогитара и как ее нужно оценивать. Неудивительно, что каждый завод сделал только пару моделей, никто не был заинтересован в разработке новых гитар.

4. Советское производство гитар – по месту расположения

Э то список всех известных советских гитар и бас-гитар, упорядоченных по месту расположения заводов, где они были произведены. Мы уверены, что появились и другие места, и другие модели гитар, но большинство их находится в этом списке. На самом деле было не слишком много гитар, произведенных в СССР, по сравнению с другими странами социалистического блока – Чехословакией, ГДР, Польшей, Болгарией. Только Венгрия по этому показателю отставала от СССР. Тем не менее, производители были довольно крупные.

РСФСР – Российская Федерация

Завод народных музыкальных инструментов им. Луначарского, Ленинград

Фабрика производила электрогитары с 1964 года. Как упоминалось выше, первой серийной моделью была цельнокорпусная «Тоника», остальные модели были полуакустическими.

Фабрика была также знаменита акустическими гитарами, наиболее известной из которых была двенадцатиструнная, самая лучшая по звучанию акустика, сделанная в СССР. Пожалуйста, обратите внимание на то, что гитара была не так уж хороша и неудобна, титул «лучшей» присвоен двенадцатиструнной гитаре лишь по отношению к остальным советским инструментам.

Ленинградские электрогитары считались одними из самых худших электрогитар, сделанных в СССР. Позже, в 1970-х, была представлена серия «Мария», состоящая из трех инструментов (шестиструнной, двенадцатиструнной гитар и бас-гитары) с полым пластмассовым корпусом. Удивительно, но пластик был окрашен в цвет санберст. Акустические свойства пластика были настолько ужасные, что «Марии», как правило, последними исчезали из музыкальных магазинов.

После распада Советского Союза завод Луначарского продолжил производство музыкальных инструментов (акустические гитары, скрипки, народные струнные инструменты) под именем «Альфа». Производство электрогитар было прекращено, но кто знает, завод ведь по-прежнему существует, и возможно, однажды мы увидим что-то новенькое.


Электрогитара комплекта «Мария»


12-струнная электрогитара комплекта «Мария»


Бас-гитара комплекта «Мария»

Московский экспериментальный завод музыкальных инструментов

До начала 70-х завод назывался так: «Московская Экспериментальная фабрика баянов им. Советской Армии», и на некплейтах первых электрогитар было это старое название. В 1972 году название было изменено, так как «Баян» не пользовался спросом.

Завод выпустил только три модели электрогитар, и они были одними из лучших в СССР. У московских дизайнеров, похоже, были самые дикие фантазии. Элгава, цельнокорпусная гитара, была выпущена в двух вариантах – с вибрато и без. Элгава была также гибридом стил-гитары и испанской гитары. Специальный болт на грифе позволял поднять струны и превратить инструмент в стил-гитару, но об этом никто не знал.

В 1972 году Московская фабрика получила первое место и диплом на выставке Достижений Народного Хозяйства СССР, где каждый год признавались лучшие достижения советского производства. Другие советские производители гитар не получили никаких дипломов, которые в сущности ничего не значили, но тем не менее, качество Московского завода было довольно высоким. Этот завод был также известен изготовлением педалей для гитар и других электрических музыкальных инструментов.


Стил-гитара Московского Экспериментального завода


Электрогитара Элгава


Бас-гитара Роден

Фабрика клавишных инструментов в Свердловске создала несколько типов синтезаторов и органов, но, в основном, прославилась своими гитарами. Точнее, не гитарами, а гитарой. После нескольких лет производства «Тоники» завод разработал собственную модель. Хотя ее и называют «Урал», это вовсе не название гитары, а просто название завода, которое значилось на гитаре. Настоящее имя гитары – это 650 или 650А. Разница между 650-ой и 650А в расположении колков и нескольких косметических деталях.

Так же был доступен уральский бас, реальное название этой модели – 510Л. Свердловская гитара была не лучшей, но и не худшей, их производили в большом количестве, и, как правило, они были доступны в магазинах.

Другим фактором, который способствовал популярности гитар, были школьные группы. Во многих советских средних школах были свои группы, и гитары, и басы были «Уралы» (или «Тоники» в начале 1970-х). Вполне возможно, что Министерство образования решило, что школьные группы должны использовать эту конкретную модель, и более реалистичным вариантом снова стал «Урал».


Электрогитара всех времен и народов Урал


Бас-гитара Урал

Ростовская-на-Дону фабрика клавишных инструментов «Ростов-Дон»

Ростовская фабрика входила в МПО «Кавказ», объединение двух музыкальных заводов, один из которых располагался в Ростове-на-Дону, а другой – в Орджоникидзе. Они производили одни и те же инструменты лишь с небольшими отличиями, которые указывали на место, где были сделаны. Вообще, ростовские модели были лучше, чем модели из Орджоникидзе. В 1980-е Ростовская фабрика добавила несколько новых моделей и превратилась в крупного советского производителя гитар.

После «Тоники», Ростов представил два новых инструмента, которые были произведены в течение 1970-х. Гитара называлась «Аэлита», а ее собрат – просто «Бас». После 1979 года эти модели были модернизированы, и «Аэлита-2» и «Бас-2» были добавлены в линейку производства, в то время как старые «Аэлита» и «Бас» все еще оставались на производстве. Последняя разработка Ростовской фабрики называлась «Стелла» и была самым экспериментальным хай-фай-инструментом из всех, когда-либо созданных в СССР. Она имела четыре звукоснимателя, стереофонический выход, и была напичкана электроникой, в то время, как акустическая сторона гитары, как и в других инструментах, так и оставалась бедной.

«Стелла» ясно демонстрирует видение электрогитары для советских разработчиков. Это было радиотехническое изобретение, будущее было в более сложных схемах, имеющих на борту предусилители и эффекты. Гитара сама по себе была просто набором деревянных досок, склеенных вместе, и улучшать здесь было нечего.


Электрогитара Аэлита


Электрогитара Аэлита-2


Бас-гитара Ростовской фабрики по прозвищу «кавказ»


Вторая версия Бас-гитары Ростовской фабрики


Электрогитара Стелла

Это другая часть МПО «Кавказ», объединяющих два музыкальных завода. Этот завод активно работает с самого начала производства гитар в СССР. Одни и те же модели были произведены в Ростове-на-Дону и Орджоникидзе примерно до конца 1970-х годов.

Хотя Ростов делал очень приятные некплейты, Орджоникидзе поступал иначе: на некплейте был только серийный номер, а иногда даже штамп с ценой инструмента. Мы видели только один пример «Тоники» с нормальным некплейтом с завода Орджоникидзе, возможно, самый ранний пример. Гитары Орджоникидзе выглядели несколько иначе, чем Ростовские, и были хуже них по качеству.

Елецкий завод производил и электрогитары, и бас-гитары, с различными спецификациями, которые кажутся различными вариациями одного и того же дизайна, а не разными моделями. Нет никаких доказательств, что производитель этих гитар на самом деле Елец, потому что нигде на этих инструментах не значится название этого завода.

На выпускаемых в 1970-х годах гитарах было два или три звукоснимателя, вибрато и регулируемый бридж. На бас-гитаре было два звукоснимателя, но не было анкерного стержня ни у той, ни у другой. Качество этих гитар – супернизкое, но они очень легкие и компактные.


Елецкая электрогитара ЭГС-650


Елецкая бас-гитара ЭГБ-760

Украина

Львовский экспериментальный завод народных музыкальных инструментов

Львов производил полуакустические гитары и бас-гитары в 1970-х годах. Бас-гитара имела большую мензуру — 840 мм – и была самой длинной из советских бас-гитар (Ростов, Мария — 760 мм, Бас и Бас-2 — 805 мм).


Львовская электрогитара


Львовская бас-гитара

Одесская фабрика музыкальных инструментов

Об этом загадочном производителе гитар совсем немного информации. Говорят, что гитары, которые разрабатывались и производились на нем, были низкого качества.

Линейка производства включала цельнокорпусные гитары и бас-гитары. Корпуса были сделаны из сосны, грифы – из ламинированной древесины, для которой были использованы лучшие породы. О названиях моделей нет никакой информации, но нам известно, что артикул бас-гитары был 077-20ТУ, с мензурой 800 мм. Если вы увидите ее, пожалуйста, сфотографируйте и дайте нам знать.

Белоруссия

Белорусское производственное объединение музыкальных инструментов, г. Борисов

Фабрика в Борисове начала производить электрогитары только в 1980-х. Три модели – «Форманта», «Соло-2» и «Бас-1» были выпущены в течение 1980-х, и последние известные гитары покинули завод в 1992 году. Фабрика в Борисове до сих пор существует, но занимается производством только акустических гитар.

Там была какая-то путаница с названиями моделей. «Форманта» также называется «Соло-2» (см. руководство), бас-гитару иногда называют «Бас-Соло» (из-за сходства дизайна и несколько бесполезного названия «Бас-1»), а «Соло-2» часто упоминается как «Соло». На самом деле не было белорусских «Соло» и «Соло-1», и я понятия не имею, откуда взялась «двойка» в наименовании модели. Вполне возможно, что модели «Соло» существовали (но мы ее никогда не видели), так что возможно, что каждый советский производитель имел свою модель «Соло», и Борисовская фабрика решила отделить свои гитары от остальных.

Эти гитары имели те же особенности встроенной электроники и ужасной эргономики, как и другие советские монстры. У «Соло-2» есть даже отдельный металлический корпус внутри основного корпуса со всей электроникой, которая весит почти столько же, сколько и сама гитара.


Электрогитара Форманта


Борисовская бас-гитара

Армения

Некоторые из самых непонятных советских моделей были сделаны в столице Армении – Ереване. Потребовались кое-какие серьезные исследования, чтобы идентифицировать этих зверей, потому что Ереванский завод почти никогда не имел никаких логотипов на гитарах. Некоторые из них изначально имели очень маленькие пикгарды, но большинство из них были стерты и давным-давно стали незаметными. (прим. ред. — ереванские электрогитары выпускались под маркой «Крунк»).


Электрогитара ереванского завода


Электрогитара с двумя грифами ереванского завода

5. Местный гитарный рынок и самодельные гитары

В течение 1970-х и 1980-х годов зарубежные гитары были импортированы в Советский Союз. Они стоили чрезвычайно дорого – примерно в два раза дороже советских гитар – и были вне досягаемости для большинства людей. Например, средний инженер зарабатывал 120-150 рублей в месяц, советские гитары стоили в диапазоне от 130 до 230 руб., а импортные гитары мечты – от 250 рублей и выше.

Гитары Musima считались лучшими и продавались в Москве в магазине «Лейпциг» вместе с другим импортом из ГДР..Чешские Jolana стоили несколько ниже, но все равно были гораздо дороже, чем советские «Тоники». Болгария (Орфеус, Кремона) и Польша (Дефил) также продавали в СССР свои гитары, но их инструменты считались самыми плохими из импортных, хотя по-прежнему были лучше всех, что было сделано в Советском Союзе.

И советские, и импортные гитары стоили очень дорого и обычно отсутствовали в продаже. Так как инструменты, которые продавались в магазинах, были недоступны по цене для среднего начинающего музыканта, поэтому все делали гитары для себя своими руками дома. На самом деле, более 50% электрогитар в СССР были ручной работы или, по крайней мере, так выглядели. Существовало несколько публикаций в книгах и журналах, в которых раскрывалась эта тема, и многие люди делали гитары для себя. Большинство самодельных гитар были преобразованными акустическими, но самые смелые делали гитары с нуля. Как правило, самоделки были еще хуже, чем «Тоника», многие из них действительно были сделаны из акустических гитар, которые были относительно дешевыми, а значит, очень низкого качества.

Одна из причин, почему советские гитары были настолько плохи, так это само представление об электрогитаре. Все это виделось под довольно странным углом. Все книги и журналы, касавшиеся этой темы (а все они были посвящены радиоэлектронике), описывали электрогитару как электронную инновацию, с главными задачами по встраиванию электроники, звукоснимателей и прочего.

Работа с деревом казалась не такой сложной, большинство статей предлагали довольно простую конструкцию, без анкерного стержня, ламинирования и т.д. На самом деле, они были правы в определенной степени, потому что сборка с нуля бриджа или сборка звукоснимателя (а гитарные запчасти стали продаваться только с 1980-х годов) была настоящей головной болью, по сравнению с распилкой и склеиванием дерева.

Официальные производители гитар соглашаются с этим, разделяют эту точку зрения, заявляют, что будущее электрогитары в новом звуке, электронике и т.д. Не существовало ничего, что могло бы улучшить гитару. На самом же деле были некоторые нововведения в этом направлении – например, пластиковые гитары «Мария» из Ленинграда. Но когда вы посмотрите на «Стеллу», вы поймете, о каком прогрессе идет речь. Четыре стереофонических звукоснимателя, пять кнопок, восемь переключателей, два стереорежима и один монорежим.

6. Кода

К концу 1980-х годов СССР начинал разваливаться. Благодаря Михаилу Горбачеву появились небольшие коммерческие структуры, так называемые кооперативы. Многие кооперативы начали производить небольшое количество гитар ручной работы и гитарных примочек, поскольку спрос был высоким, хотя у 99% из них не было никакого опыта. Оставшийся один процент – опытные мастера – наконец могли легально создавать то, что они хотели. Существовали очень хорошие самодельные инструменты ручной работы в России, но почему-то никто из тех мастеров, кто начал эту линейку производства, не остался в стране, лучшие из них покинули ее.

К середине 90-х годов дешевые импортные гитары заполнили нишу, которую ранее занимали кооперативы. Кооперативы исчезли, и лишь несколько небольших производителей (Шамрай, RusTone) продолжали традицию производства полупрофессиональных гитар, хотя даже не пытались приблизиться к международным стандартам.

Старые фабрики продолжали производство тех же гитар в эти годы, но к началу 1990-х не было никакого спроса на их продукцию. Последние образцы советских гитар, которые мы видели, датируются 1992 годом (хотя возможно были гитары и более позднего производства). Все заводы закрыли свои производственные линии – они не могли конкурировать с кооперативами и корейским, индонезийским и китайским импортом. Ленинградский (Луначарского) и Борисовский заводы продолжали производить гитары, но только акустические.

Рынок старый (не винтажных) гитар продолжался в 2000-е: «Урал» по-прежнему самый доступный инструмент для начинающих (около 50 баксов в 2003-ем году), но сегодня даже начинающий гитарист быстрее соглашается на Squier. Русская традиция утверждает, что советские гитары не имеют никакой ценности, но недавний международный интерес среди коллекционеров поднял цены, и теперь эти гитары покупаются и продаются за 100 баксов и выше. 99% покупателей не из бывшего Советского Союза – русские – все еще могут получить эти гитары бесплатно, но они им не нужны.

7. Будущее

Н е будет открытием тот факт, что никто не считает советские гитары Святым Граалем новой альтернативной музыки. Они были неудобными и останутся неудобными, и представляют интерес только с исторической точки зрения. Коллекционеры будут искать образцы советских гитар в приличном состоянии, и цены пойдут вверх. Поскольку большинство гитар СССР были обновлены и изменены, уже трудно найти первоначальные образцы, многие коллекционеры уже сейчас пытаются привести «останки» гитар в исходное состояние. Оригинальные запасные части становятся не менее ценны, чем сами гитары. Есть уже дилеры из России по поиску старых гитар и запчастей, которые продают их европейским и американским клиентам (в основном, через Ebay). Некоторые редкие гитары были замечены на Ebay с необоснованно высокими ценами (1000 баксов и выше), но они так и остались непроданными. Сегодня справедливая цена за советскую гитару – если она не особенно редкая – около 100-200 баксов, но подождите – через пару лет эта цена вырастет вдвое.

Источник

Оцените статью