Все советские соло гитары

Все советские соло гитары

В те далёкие времена, когда ещё был Советский Союз, рок был запрещён, джинсы были редкостью и несомненным признаком определённой крутости, а у музыкантов, не имевших родственников-моряков дальнего плавания и дипломатических сотрудников, которые могли бы привезти из Америки какой-нибудь Fender или хотя бы японскую реплику таковых, не было другого выхода, кроме как пользоваться гитарными изделиями отечественных производителей.

Что это за инструменты? И почему о некоторых ходят легенды, а некоторые остались практически неизвестными?

Начнём с того, что в то время (да и не только) СССР находился в культурной изоляции от всего остального мира, дабы не поддаваться тлетворному влиянию загнивающего Запада. Выпускалась иногда литература с описанием, как подзвучить акустическую гитару («Адаптеризованная гитара» 1960 года выпуска) или решить вопрос с недостаточной громкостью акустических гитар и создать гитару из твёрдых пород дерева самостоятельно («Адаптеризация музыкальных инструментов» 1966 года).

Первой такой книгой, в которой детально освещались вопросы создания электрогитары с нуля, а также сведения о гитарах, звукоснимателях, эффектах и усилителях, стала изданная в 1966 году книга «Новые электромузыкальные инструменты» авторов Б. Г. Корсунского и И. Д. Симонова. В ней можно было найти схемы, по которым энтузиасты самостоятельно собирали свои гитары. К такому способу музыканты прибегали довольно часто, т.к., например, при средней зарплате инженера 120-150 рублей советская гитара стоила около 130-250 рублей, чешские и гэдээровские Jolan’ы и Musim’ы начинались с нереальных 250 рублей, про гитары Fender даже говорить не приходится, они были недосягаемой мечтой.

Читайте также:  Yellow river christie ноты для фортепиано

Гитары «АККОРД»

Гитары, выпускавшиеся небольшой серией с 1970 по 1972 годы прошлого века на Ленинградском заводе бытового обслуживания АККОРД, делались, несомненно, по мотивам инструментов итальянской фирмы EKO, довольно широко использовавшихся в то время официальными ВИА (по крайней мере характерная форма безошибочно узнаваема).
В силу того, что с той поры минуло уже более сорока лет, а количество произведённых инструментов было сравнительно небольшим (в масштабах СССР, конечно), в наши дни АККОРДы практически не встречаются.

Гитары «Тоника»

Первой гитарой, которую начали серийно выпускать в СССР, стала знаменитая «Тоника». Изготовление её началось в середине 70-х годов на Ленинградском заводе народных музыкальных инструментов имени Луначарского. К сожалению, отечественные производители пошли не путём изучения опыта западных соседей (ведь любые попытки скооперироваться с Западом карались едва ли не заключением в тюрьму), а решили заново «изобрести велосипед». Так и получилась «Тоника» — с не самой лучшей с точки зрения эстетики формой корпуса (однако весьма удобным для аккордной игры), вручную (зачастую некачественно) вырезанным пикгардом, головой грифа в стиле Firebird. Причём гитары, изготовленные на разных заводах, отличались некоторыми моментами. Про звучание сказать нечего, оно было откровенно плохим. В магазинах гитара появилась в 1967 году. Стоимость составляла 180 рублей. Дорого, некачественно, некрасиво – но люди покупали их, ибо иных вариантов попросту не было. Также выпускались вариации «Тоники» в виде 4-струнной бас-гитары, все эти версии выпускались на заводах в Свердловске, Орджоникидзе и Ростове. Новая модель называлась ЭГС-650. Она имела некоторые внешние отличия от исходной модели.

Электрогитара «Тоника ЭГС-650» ленинградского производства.

Гитары «Тоника Арт 405» свердловского, ростовского и орджоникидзевского заводов. Отличия в электронике и некоторых внешних деталях.

Гитары «Урал»

Спустя несколько лет после начала производства «Тоники» уральский завод начал изготавливать собственную модель гитары – «650», «650А» и «650 арт 422″(некоторые отличия в расположении колков и внешних деталях), которая в народе получила название «Урал». Этот инструмент по праву может считаться легендой советского гитаростроения, хотя сама гитара была не лучшей, но и не самой худшей.

Источник

Все о советских гитарах

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

Настоящим фанатам струнных инструментов хочется знать все о советских гитарах – модели, стоимость, начало выпуска. Их было немного, но инструменты для меломанов были «на вес золота».

В СССР они стали выпускаться позднее, чем в европейских странах, ввиду политических соображений.

Особенности

Советские акустические гитары, электрогитары, бас-гитары впервые начали выпускаться с 1964 года в Ленинграде. Выбор не был широким, приобрести музыкальный инструмент можно было на прилавках 1-2-х музыкальных магазинов. Дешевые, «кустарного» вида гитары не отличались качеством, классические (акустика) можно было купить за 50 рублей, правда, выпускались они «на потоке». Импортные модели музыкальных инструментов в те времена стоили «бешеных» денег, да и завозиться они стали только в 70-е годы.

Среди особенностей гитар того времени можно выделить:

в большинстве случаев инструмент был неудобным, можно было взять не более 5 ладов;

дека – основная часть инструмента, была выполнена в 90% случаев из цельной ели;

Советские гитары – это пережиток, их можно собрать из современных деталей, слегка дополнив, и получить «годный» инструмент. В остальном они представляют собой ценность для коллекционеров и в качестве исторических артефактов.

На каких заводах производились?

Заводов в те времена было не более 10, они то открывались, то закрывались вновь. Наибольшее количество струнных музыкальных инструментов производилось в ГДР, Польше, Чехословакии, Болгарии, от Советского Союза отставала только Венгрия. Гитары того периода можно объединить в перечень с описанием всех характеристик в порядке появления заводов по их производству.

Народных музыкальных инструментов им. Луначарского

Самым первым, старым и первобытным «шедевром» музыкального искусства в СССР стала серия гитар «Аккорд», которую изготавливали на заводе им. Луначарского в Ленинграде (современном Санкт-Петербурге). Затем в 1964 году на нем была изготовлена электрогитара «Тоника» с цельным корпусом, стоила она 180 рублей, что превышало заработную плату инженера среднего достатка. К концу 60-х модель была модернизирована до ЭГС-650, вскоре появилась и бас-гитара, а спустя 6 лет выпуск был остановлен.

Электрогитары, помимо ленинградского, выпускали сразу 3 завода в разных городах:

Орджоникидзе (ныне Владикавказ).

Завод в Ленинграде им. Луначарского, помимо всем известной «Тоники», выпускал и иные образцы полуакустики и «классики».

Двенадцатиструнка – считалась элитной по сравнению с остальными советскими музыкальными инструментами.

  • Серия моделей «Мария» – представляла собой инструменты с несколькими вариантами струн (6 шт., 3 шт., 12 шт.) и бас-гитару. Материал корпуса – пластик, внутри было пусто, таким образом достигалось звучание на низких нотах. Популярным цветом для моделей считался санбёрст.

  • Серия «Альфа» – продолжила изготовление струнных инструментов на заводе после распада СССР, но вскоре производство электрогитар было остановлено.

Каждый из производителей вносил свою лепту в дизайн струнного инструмента. Ленинград оформлял поверхность деки в виде жар-птицы, Свердловск – дизайнерские точки на грифе, Ростов спереди делал кайму, а вдоль грифа – 2 полосы белого цвета, завод в Орджоникидзе оставлял анонимность при выполнении некплейта или наносил изображение медведя.

Московская Экспериментальная фабрика баянов им. Советской Армии

В начале 70-х годов предприятие переименовали, убрав из названия слово «баян» по причине малого спроса на клавишные инструменты среди музыкантов.

Завод за все время своего существования выпустил 3 серийных модели:

стил-гитара, толщина струн которых позволяла достичь яркий звук баса, металлом для них была сталь;

двухвариабельная электрогитара «Элгава» – выпускалась с вибрато («Элгава-В») и без него, она сочетала в себе испанскую и стил-гитару, для чего нужно было лишь приподнять струны при помощи специального болта (правда, об этом мало кто знал);

Завод в Москве считался одним из лучших, его безудержная фантазия, эксклюзивность и хорошие по качеству инструменты довольно быстро стали известны во всем Советском Союзе.

А в 1972 году ему посчастливилось стать единственным обладателем диплома на выставке «Достижений народного хозяйства в СССР». Помимо струнных, Московский завод изготавливал педали для гитар и остальных музыкальных инструментов.

Свердловский завод по производству клавишных инструментов

Слава пришла к заводу с началом производства гитар серии «Урал», хотя главным направлением было изготовление клавишных и клавишно-духовых музыкальных инструментов. После того как заводы перестали комплексно выпускать свой вариант «Тоники», производство в Свердловске разработало новые модели гитар – 650 и 650 А. Ещё была модель с низким звучанием – бас-гитара 510 Л. Но название «Урал» к ним «прицепилось» прочно и навсегда. На самом деле так назывался сам завод.

Внешний вид моделей был очень ярким и отличался оригинальностью, именно это задало «моду» всем остальным струнным инструментам советского времени.

«Уралы» стали своеобразным прототипом зарубежного фендеровского Jaguar.

Учебные заведения поддерживали юных исполнителей и разрешали использовать на школьных концертах именно эту модель, если не уличали музыкантов в «западничестве».

Другие

Работали и другие фабрики-производители, модели которых были известны во всем Советском Союзе. Вот небольшой перечень производителей и их «детищ».

Фабрика клавишных инструментов «Ростов-Дон». Она входила в объединение «Кавказ» так же, как и завод в Орджоникидзе, но отличалась лучшим качеством по сравнению с инструментами, выполненными коллегами по цеху. Фабрика в течение 70-х годов выпустила 2 модели – «Аэлита» и её «брат» «Бас». В 1979-м их модернизировали. Конструкция тремоло со струнодержателем была выполнена хлипко, часто приходили в негодность колки и зубцы. Настоящим «шедевром» стала стереомодель «Стелла», насчитывающая 4 звукоснимателя и массу электронных «фишек», а самое главное – была удобной.

  • Орджоникидзе. Вторая составляющая завода «Кавказ», стала известна благодаря ранним выпускам электрогитары «Тоника». Они существенно отличались по внешнему виду и качеству от своих ростовских «собратьев».

  • Завод «Оксид». Находился в Новосибирске, и его единственной моделью была электрогитара «Электроника». Внешний вид её был довольно презентабельный, но ни один из экземпляров не дошел до времен современности в первозданном виде. Стоимость в СССР составляла 220 рублей, что приравнивалось к среднестатической зарплате в двойном размере.

Второстепенными по известности и качеству были заводы во Львове, Одессе (Украина), Борисове (Белоруссия), Ереване (Армения), а также в Ельце.

Зарубежные модели в СССР

В период с 70 по 80-е годы XX века в Советский Союз увеличился «наплыв» струнных музыкальных инструментов из стран зарубежья. Наиболее популярными и ходовыми считались инструменты нескольких производителей.

Musima. Страна-производитель – Восточная Германия, г. Маркнойкирхен. Завод насчитывал 19 популярных моделей, которые экспортировались в 53 государства на протяжении 50 лет, в 2004 году завод признан банкротом. Это были бас, соло, ритм-гитары.

  • Jolana. Завод Resonet находился в Чехии, на его счету было 40 моделей. Бренд Jolana «возродился» в 2001 году, спустя 12 лет.

  • Orfeus и Cremona. Производились в Болгарии, их качество было на среднем уровне.

  • Defil. Производство – Польша. Электрогитары отличались экстравагантными формами и ярким дизайном деки.

Стоимость гитар советского и зарубежного производства в далекие 70-80-е годы была просто «баснословной». Если в СССР отечественный инструмент стоил в диапазоне от 130 до 230 рублей, то цена на импортные превышала 250 рублей. Их просто было невозможно купить не только из-за высокой цены, но и из-за отсутствия на прилавках магазинов.

Большинство начинающих музыкантов делали гитары в домашних условиях «кустарными» способами.

Сегодня советская гитара считается раритетом, цены и спрос на них и запчасти на струнные инструменты растут с каждым годом. В России уже даже существуют поставщики гитар в остальные страны Европы. Но в целом гитары из СССР всегда были неудобной формы и с «деревянным» звучанием.

Источник

Оцените статью