Все вида арпеджио для гитары

Арпеджио в музыке

Арпеджио является музыкальной техникой, заключающейся в последовательном взятии нот аккорда на инструменте или голосом. Арпеджированный аккорд также называют ломанным или разбитым. Слово «арпеджио» имеет итальянские корни и дословно переводится «играть на арфе», ведь именно для арфистов характерно схожее звукоизвлечение. В нотном письме при арпеджио перед аккордом ставится вертикальная волнистая линия. Если предполагается исполнение нескольких арпеджированных аккордов подряд, сверху над ними указывается слово arpeggio. Иногда арпеджио обозначается маленькими нотками, слигованными с основными нотами аккорда.

При арпеджио аккорд получается разобранным по нотам — ноты играются одна за другой, но общая длительность созвучия остается прежней. Ноты можно брать в восходящем, нисходящем или произвольном порядке. Арпеджио чаще всего применяется при игре на смычковых, струнных и клавишных инструментах. На струнных смычковых аккорды играются только приемом арпеджио из-за особенностей ведения смычка по струнам.

Этот прием позволяет играть аккорды на инструментах, на которых одновременно можно взять только 1-2 ноты. Исполнение арпеджио развивает технику игры у музыкантов, обучающиеся игре на инструменте играют арпеджио наравне с гаммами.

Примеры использования арпеджио

Композиторы начали применять арпеджио в фортепианной музыке с 18-го века. Доменико Альберти, итальянский композитор и исполнитель, использовал арпеджио как арпеджированный аккомпанемент к басу, что в последствии получило название басов Альберти. В басах Альберти аккорд игрался следующим образом: сначала бралась нижняя нота трезвучия (1-я ступень), потом самая высокая (5-я ступень), средняя (3-я ступень), самая высокая (5-я ступень), и все повторялось еще раз.

Читайте также:  Как нарисовать сказочную ноту

В музыке Моцарта, Бетховена, Гайдна арпеджио часто формируют стержень произведения. В финале «Лунной» сонаты Бетховена короткие арпеджио в cis-moll идут по ступеням трезвучия одно за другим. В сонате C-dur Моцарта арпеджио используется в связующей партии первой части. Прелюдия C-dur Баха представляет собой простой ряд арпеджио, временами проходящий через модуляции и возвращающийся к до мажору.

Мастерское применение техники арпеджио гитариста-виртуоза Агустина Барриоса можно наблюдать в его произведениях La Catedral, Las Abejas, Концертный этюд, Allegro Solemne. Среди произведений для классической гитары, по которым учатся играть арпеджио начинающие, стоит также выделить Prelude Маттео Каркасси.

Арпеджио на гитаре

Во время обучения игре на гитаре вы непременно столкнетесь с понятием арпеджио. Это прекрасный способ добавить произведению яркости и сложности. В русском языке гитарные арпеджио имеют альтернативное название — «переборы».

Арпеджио на гитаре активно используется при создании рифов, мелодических линий с льющимся звучанием и в сольных партиях. Применяя арпеджированные аккорды, можно создавать гармонически богатые мелодии, выполнять изящные и ловкие перемещения от аккорда к аккорду.

Начните упражнение арпеджио с проигрывания мажорных и минорных трезвучий (1-я, 3-я, 5-я ступени), обычные трезвучия используются в музыке чаще всего. Когда освоитесь с ними, можете добавить 7-ю и последующие ступени. Следите, чтобы пальцы правой руки работали только на закрепленных за ними струнах: большой палец — на басовых струнах, указательный — на 3-й струне, средний — на 2-й, мизинец — на 1-й.

Сыграйте прямое арпеджио на открытых струнах — струны должны звучать в следующем порядке: 6-я(p), 3-я(i), 2-я(m), 1-я(a). У вас получится минорное трезвучие ми-соль-си-ми.

Большой палец играет апояндо (после извлечения звука останавливается на следующей струне), а остальные — тирандо (после извлечения звука направлены внутрь ладони, не задевают соседние струны). Проиграйте прямое арпеджио несколько раз подряд, не торопясь. Добивайтесь чистого звучания каждой ноты. Теперь попробуйте другие виды арпеджио: обратное — 6-я(p), 1-я(a), 2-я(m), 3-я(i) струны, волнообразное — 6-я(p), 3-я(i), 2-я(m), 1-я(a), 2-я(m), 3-я(i) струны, ломаное — 6-я(p), 3-я(i), 2-я(m), 3-я(i), 1-я(a), 3-я(i), 2-я(m), 3-я(i) струны. Отработайте каждый вид по несколько подходов медленно, следя за ровностью ритма. Отточив разные виды арпеджио на трезвучиях одной тональности, переходите к другой.

Источник

Как играть арпеджио на гитаре, табы

Игра на гитаре содержит в себе множество различных приемов. Один из них – арпеджио или, другими словами, «перебор». Это вариант исполнения аккорда, когда ноты, из которых он состоит, извлекаются поочередно. Порядок может быть разным. Об исполнении арпеджио расскажу в данной статье.

Гитарная музыка немыслима без арпеджио

Как играть

При исполнении «перебора» ноты проигрываются в восходящей или нисходящей последовательности. Это зависит от вида арпеджио. Также есть полное арпеджио — когда поднимаемся по струнам вверх до первой, а потом опускаемся обратной до третьей, и ломаное арпеджио — это когда обе последовательности чередуются. Это основные варианты.

Чтобы привести пример, возьмем аккорд до-мажор (С)

На нем мы рассмотрим, как играть эти четыре вида арпеджио. Каждый палец правой руки должен быть на своей струне:

  • большой извлекает звук из пятой струны, прижатой на третьем ладу, играя аккорд С;
  • указательный находится на третьей струне;
  • средний – на второй;
  • безымянный – на первой.

Восходящее

Извлекаем большим пальцем правой руки ноту «до» на третьем ладу пятой струны, затем указательным, средним и безымянным пальцем извлекаем звуки из третьей, второй и первой струны. Можно произносить счет: раз – и – два – и. Не забывайте, что мы играем аккорд до-мажор.

Нисходящее

Аналогично предыдущему примеру – извлекаем басовую ноту, затем в дело вступает безымянный палец, средний и указательный, извлекая звуки поочередно из первой, второй и третьей струны. Счет такой же, как и при восходящем арпеджио.

Полное

Данный вид «перебора» включает в себя движения вверх и вниз.

Извлекаем бас, потом пробегаем по третьей, второй, первой, а затем второй и третьей струне. Счет: раз – два – три – четыре – пять – шесть.

Ломаное

Играя такой вид арпеджио (его еще называют ломаным восьмизвучным) на аккорде до-мажор, извлекаем большим пальцем звук из пятой струны, затем другими пальцами по очереди из третьей, второй, третьей, первой, третьей, второй и третьей струны. Счет: раз – и – два – и – три – и – четыре – и.

Зачем использовать арпеджио

Данный прием помогает создавать красивое льющееся звучание, добавляя музыкальной композиции новые краски. Навык игры арпеджио пригодится и для импровизации. Плюс «перебора» в том, что вам не будет нужно искать какие-то ноты и запоминать их – все они уже есть в аккорде. Самое главное – не забыть, какое арпеджио играть в каждом конкретном случае.

Плюс «перебора». Не нужно искать какие-то ноты и запоминать их. Они уже есть в аккорде.

1. При освоении этого приема помните о правильном положении правой руки:

  • она лежит на корпусе в локтевом сгибе,
  • пальцы округлые,
  • кисть свободная.

2. Не забывайте: игра на гитаре требует минимального напряжения. Движения должны быть легкими, но в то же время осмысленными. Это касается не только исполнения арпеджио, но и других приемов.

Видеоинструкция как играть арпеджио:

Источник

Что такое арпеджио на гитаре и как его играть?

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

Техника игры на гитаре предусматривает несколько основных приёмов получения аккордовых звуков как при аккомпанировании солирующему музыкальному инструменту, так и для гармонического сопровождения собственной мелодической линии. Среди них особенно выделяется своей популярностью и красотой исполнение аккордов с помощью арпеджио. Далее рассмотрим подробнее, что представляет собой такой способ игры на гитаре, каковы его разновидности и какие упражнения помогут начинающим гитаристам в совершенстве овладеть техникой арпеджио.

Что это такое?

Арпеджио на гитаре обычные люди и гитаристы-самоучки называют перебором, так как музыкант при этом поочерёдно «перебирает» струны инструмента пальцами правой руки. Впрочем, это правильно подмечено – арпеджио произошло от итальянского слова «arpeggio», где «arpa» переводится как «арфа» – другой струнный музыкальный инструмент, хорошо знакомый всем. Именно на арфе основной способ игры похож на перебирание её струн пальцами обеих рук.

Выходит, что арпеджио на гитаре является способом игры, характерной особенностью которого является последовательное извлечение звуков из разных струн, имеющихся на ней.

В таком случае у начинающего гитариста может возникнуть вопрос о том, какое отношение ко всему этому имеет исполнение аккордов. Давайте будем разбираться с этим.

Аккорд, как известно, образуется за счёт одновременного звучания минимум трёх различных звуков основного звукоряда. Например, аккорд До мажор (C) получается при созвучии нот «до-ми-соль». Любые два звука из названых, извлечённых одновременно, не являются аккордом (их называют двузвучием).

Только три или большее количество звуков, имеющих разное ступенчатое значение в гамме, образуют аккордовое созвучие. Если к аккорду До мажор добавить ещё один звук, например, «си-бемоль» или чистый «си», то это тоже будет аккорд, но название его будет несколько иное – До-мажорный септаккорд (C7).

Теперь следует вернуться к арпеджио и струнам гитары. Стандартная настройка шестиструнной гитары производится на минорный лад. Большинство струн (шестая, третья, вторая и первая) образуют при их одновременном звукоизвлечении аккорд ми минор. При этом звучат такие ноты:

  • ми первой октавы на 1-й струне (основной тон);
  • си малой октавы на 2-й струне (квинтовый тон);
  • соль малой октавы на 3-й струне (терция аккорда);
  • ми большой октавы на 6-й струне (основной тон).

Пятая и четвёртая струны не являются звуками чисто минорного трезвучия (ми-соль-си). Если включить сюда звук четвёртой струны (ре малой октавы), то получится септаккорд, правда, тоже от звука «ми» и всё так же минорный (Em7). Пятая струна (ля большой октавы) ещё больше запутает первоначальный аккорд и начинающего музыканта, поэтому ограничимся лишь тем, что общий лад – ми-минорный – останется даже при одновременном звучании всех открытых струн гитары, настроенной стандартно.

А так как при игре на разных струнах гитары их звучание затухает не сразу, то полученные звуки сливаются в одно созвучие, которое и называется аккордом.

Другими словами, арпеджио – это такой способ игры аккордов, при котором звуки аккорда извлекаются последовательно, один за другим в определённом порядке, образуя в результате непрерывное созвучие (аккорд).

За время существования гитары изобретено большое количество как типовых видов арпеджио, так и полученных стихийно. Переборы расширяют границы аранжировщика и гитариста-исполнителя, дают новые возможности для вариаций и импровизаций, обогащают и украшают аккомпанемент. Их используют во всех стилях музыки, начиная с народных и заканчивая альтернативными. Играются в разных метроритмических образованиях, как в размере 4/4, так и всех других (2/4, 3/4, 3/8, 6/8 и так далее).

К основным типовым относятся следующие 4 разновидности арпеджио, на основе которых и проходят занятия для начинающих гитаристов по развитию навыков техники перебора:

  1. восходящее (схема P-i-m-a, где P – большой палец правой руки, i – указательный, m – средний, a – безымянный);
  2. нисходящее (схема P-a-m-i);
  3. смешанное (P-i-m-a-m-i);
  4. ломаное (P-i-m-i-a-i-m-i).

В представленных схемах подразумевается игра пальцев правой руки на строго им предназначенных струнах:

  • большой палец (P) извлекает звуки только из басовых струн (шестой, пятой или четвёртой, что зависит от названия аккорда, который берут пальцы левой руки);
  • указательный палец (i) играет только на третьей струне;
  • средний палец (m) – вторая струна;
  • безымянный палец (a) – первая струна.

Ниже располагаются ноты некоторых упражнений на виды арпеджио для тех учеников, которые смогут разобраться в них: восходящее арпеджио, смешанный и ломаный переборы.

Как играть?

Чтобы правильно играть перебором, нужно знать технику звукоизвлечения при таком способе.

Начинать арпеджио можно с самого начала обучения, даже если новичок ещё не знает аккорды.

Переборы прекрасно подходят для развития пальцев правой руки и овладения основными приёмами звукоизвлечения апояндо и тирандо. Поэтому игра на открытых струнах будет лучшим решением начать осваивать арпеджио.

Бас в начальных видах арпеджио, которые указаны выше, воспроизводится из шестой струны на счёт «раз» приёмом апояндо, то есть с опорой на соседнюю струну (в данном случае – на нижнюю пятую).

Далее варианты звукоизвлечения «своих» струн остальными пальцами расходятся:

  • в движении пальцев (i-m-a) в восходящем переборе звукоизвлечение должно быть без опоры (тирандо), так как в случае апояндо предыдущая струна будет заглушаться пальцем, извлекающим последующий звук;
  • в нисходящем арпеджио все звуки извлекаются с опорой пальцев на соседнюю струну (верхнюю);
  • в смешанном и ломаном переборах лучше не обращать внимания на возможность либо невозможность применения апояндо, а извлекать звуки только тирандо.

При игре перебором важное значение для начинающих имеет ровность звуков. Чтобы играть равными долями, необходимо воспользоваться либо метрономом, настроив его на 60 ударов в минуту, либо отсчитывать счёт вслух – громко и внятно. Для восходящего и нисходящего арпеджио счёт длится до четырёх (один счёт, начиная с баса, приходится на один звук). Затем всё начинается сначала – и счёт, и арпеджио.

Для смешанного арпеджио счёт ведётся до шести, а для ломаного – до восьми.

Звуки должны быть не только ровными и чистыми, но и одинаковыми по динамике: басы немного акцентированные (глубокие и громкие), остальные звуки по громкости следует держать на среднем уровне, не выделяя ни один из них как-то особенно. На начальном этапе этого не требуется.

Что такое арпеджио на гитаре и как его играть, смотрите в видео.

Источник

Оцените статью