Длительности нот
В предыдущей статье отмечалось, что ритм позволяет удерживать внимание слушатели и по-разному оценивать важность звуков.
Фраза Гиппократ – «Vita brévis, ars lónga» – сказана была не о ритме, но именно слова «бревис» и «лонга» были старейшими названиями длительностей звуков. «Лонга» переводится как вечный, долгий, а «бревис», – как короткий. Лонга равнялась по длительности трем (иногда двум) бревисам. Но и лонга не была самой крупной длительностью. Самой большой длительностью была «максима», или «двойная лонга». В современных нотах не встретить максим и лонг. Если перелистать несколько десятков нотных сборников, то можно встретить «бревис». На сегодняшний день, это самая большая длительность. Более крупные – не выжили в нашем суетном мире.
Таблица соответствия длительностей старинных нот мензуральной нотации и современной:
Нотные длительности в современной и старинной нотации
Когда потребовались более короткие длительности, то придумали длительность в два раза короче бревиса – «семибревис», длительность соответствующая современной целой ноте. Так же появились и более короткие длительности. В настоящее время используются длительности в 32, 64 и даже 128 раз короче целой. Бревис, равный по продолжительности двум целым нотам не имеет единого стандартного написания. Эта длительность заново родилась у разных авторов, она выпадает из стандартного дробления целой ноты на части и по названию и по написанию. И редко, кто сейчас вспоминает, что этот запредельно длинный звук, в переводе с латыни, означает «короткий».
Для запоминания названий длительностей обычно используют таблицу нотных длительностей, аналогичную этой:
таблица нотных длительностей
В таблице наглядно видно, что половинная нота называется половинной, так как по времени составляет половину продолжительности целой ноты. Четвертная – четвертую часть, восьмая – восьмую и т.д. Осталось только сказать, что музыканты часто пользуются словами: «половинка», «четверть», «восьмушка». И не зря, так как это самые распространенные длительности в начале обучения.
Деление целой ноты на части хорошо объясняет происхождение названий длительностей нот, но с точки зрения практического обучения музыке не очень удобно. Начинающему музыканту не нужно делить целые ноты на части. Они ему вообще не так уж часто встречаются. Если вы собираетесь обучаться игре на музыкальном инструменте, то лучше начинать с запоминания четвертной ноты.
В большинстве случаев, метрическая пульсация, определяющая темп, задается именно четвертными нотами. В некотором приближении, можно сказать, что четверть обычно отражает частоту ударов сердца, шагов и слов, соответствующую передаваемому музыкой состоянию. Если темп медленный, то четверть, как правило, тянется больше секунды. В быстрых темпах – проходит быстрее, чем за полсекунды. Логичнее, в начале обучения мыслить шагами, считая, что четверть = шагу. Тогда темп будет отражать «крадется» музыка или «бежит».
Если оценивать важность звуков по их длине, то современные нотные длительности очень измельчали и в плане продолжительности и в плане значимости. Чтобы идти в ногу со временем, следует в основном мыслить четвертями и длительностями еще короче.
Источник
Длительность нот
Длительность нот — условная продолжительность звуков, измеряемая долями, не зависящая от времени.
Содержание
Основные сведения
Длительность — одно из основных свойств музыкального звука, результат продолжительности колебания звучащего тела. Абсолютная длительность звука определяется мерами времени (секундами и т. п.) и связана с показателем BPM. В музыке большое выразительное значение имеет относительная длительность звуков; сравнение её с длительностями других звуков является основанием сложных музыкально-логических связей, выражающихся прежде всего в ритме и метре.
Названия и обозначения
Длительность ноты не сопоставлена никаким абсолютным длительностям (например, секунда и т. д.), она может быть представлена только в отношении к длительностям других нот. В приведённой ниже таблице каждый символ точно в два раза больше по длительности символа под ним.
Нота | Пауза | Русское название | Итальянское название | Дробь |
---|---|---|---|---|
Массима (8 целых) | Massima | |||
Лонга (4 целых) | Lunga | |||
Бревис (двойная целая) | Breve | |||
Семибревис (целая) | Semibreve | |||
Половинная | Minima | |||
Четвертная | Semiminima | |||
Восьмая | Croma | |||
Шестнадцатая | Semicroma | |||
Тридцатьвторая | Biscroma | |||
Шестьдесятчетвёртая | Semibiscroma | |||
Стодвадцатьвосьмая | Fusa |
Варианты
Бревис встречается в нескольких вариантах, как показано на рисунке справа.
Иногда длинная нота (lunga) используется для обозначения очень длинных нот бесконечной длительности, до конца произведения.
Когда штиль присутствует, он направлен вверх (из правой части головки ноты) или вниз (из левой части, исключая длинную ноту). В большинстве случаев штиль направлен вниз, если головка ноты находится на центральной линии нотоносца или выше ее, в противоположных случаях — вверх. Флажок всегда рисуется справа штиля.
Когда две или более ноты, в обычном виде имеющие флажки (восьмые ноты и короче), встречаются последовательно, флажки могут быть заменены рёбрами, как показано справа. Ноты обычно связываются рёбрами, только если они появляются в одной и той же доле в такте.
Модификаторы длительности
Длительность ноты может быть увеличена добавлением точки после нее. Эта точка добавляет к длительности ноты длительность следующей «меньшей» ноты, делая ее в 1,5 раза длиннее. Две точки добавляют к длительности ноты длительность двух «меньших» нот, делая её в 1,75 раза длиннее. Крайне редко добавляются три точки, делая длительность ноты в 1,875 длиннее.
В некоторых случаях длительность ноты может быть увеличена лигой. Например, половинная нота, слигованная с другой половинной нотой, фактически равна целой ноте.
Используются также особые виды ритмического деления, при которых деление ритмических длительностей не совпадает с их основным делением.
К такому делению относятся:
- Дуоль — деление на 2 вместо 3-х
- Триоль — деление на 3 вместо 2-х
- Квартоль — деление на 4 вместо 3-х
- Квинтоль — деление на 5 вместо 4-х
- и т. д.
История
Уже в мензуральной нотации (XIII век) длительность обозначалась различным начертанием нот и пауз. Указания «пропорции» могли увеличивать или уменьшать в определённое число раз собственное значение всех нот.
В тактовой нотации (с XVII века) ноты стали указывать лишь относительную длительность (половину, четверть, восьмую и т. д. от целой ноты), реальное значение которой зависело от темпа.
Дробление нот, удлиняющие точки и лиги, триоли, квинтоли и т. д. создают бесконечное множество длительностей, соотношения которых во многих случаях не могут точно восприниматься и воспроизводиться.
В такте временны́е соотношения подчиняются акцентным (по тяжести). Как одно из средств акцентуации длительность может быть заменена другими средствами, что открывает широкий простор агогике.
В музыкальном исполнении реальные длительности отклоняются (иногда очень далеко) от указанных нотами.
Длительности нот | ||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Длительности нот и пауз |
Размер такта | Произношение |
2/4 | Две четверти |
3/4 | Три четверти |
4/4 | Четыре четверти |
6/8 | Шесть восьмых |
12/8 | Двенадцать восьмых |
Музыкальных размеров больше, чем представлено в таблице. Их разнообразие придумано для дирижёров и композиторов, так как смена музыкального размера изменяет не только принцип счёта, но так же и характер музыки и принцип игры на инструменте. В рамках первого этапа обучения нас интересует только счёт музыки и длительности нот, поэтому мы будем рассматривать только 2/4, 3/4 и 4/4. К остальным размерам мы вернёмся на втором этапе обучения.
Рассмотрим примеры счёта в этих музыкальных размерах:
Рисунки в примерах сложны для счёта в слух. Главное чтобы вы поняли, сколько и каких длительностей можно использовать в том или ином размере. Обратите внимание паузы какой длительности используются в тактах. Нужно посчитать и убедиться, что в каждом такте сумма длительностей нот и пауз соответствует музыкальному размеру.
Размер 4/4 (четыре четверти) состоит из четырёх долей, каждая из которых по длительности равна четвертной ноте.
Теперь пример который выглядит сложнее, обратите внимание, что в триолях «и» не считается.
Размер 3/4 (три четверти). состоит из трёх долей, каждая из которых по длительности равна четвертной ноте.
Здесь вы не увидите целых нот, т.к. целая нота не вмещается в один такт.
Размер 2/4 (две четверти). состоит из двух долей, каждая из которых по длительности равна половинной ноте. Здесь так же нет целых нот.
Проверь себя.
- Чем отличается целая нота от четвертной в письме?
Ответ:
Целая нота пишется как овал, а четвертная с закрашенной головкой и штилем.
- Чем отличается целая пауза от половинной паузы в письме?
Ответ:
Целая пауза пишется в виде закрашенного прямоугольника под четвертой линией нотного стана, а половинная — на третьей линии.
- Как отличается запись восьмых нот по отдельности и тогда, когда они стоят по несколько штук?
Ответ:
По отдельности восьмые ноты пишутся как четвертные, но с флажком, пишущимся справа от ноты. Когда же восьмые ноты стоят по несколько штук, рядом друг с другом, то они соединяются одним ребром.
- Как пишутся 8-ая и 16-ая паузы?
- Прохлопайте восьмые длительности со счетом вслух и счетом ногой.
- Что означают цифры в размере композиции?
Ответ:
Верхняя цифра обозначает количество нот в такте, нижняя — длительность этих нот.
- Можно ли использовать другие длительности в такте, кроме тех, которые значатся в размере такта?
Ответ:
- Сколько восьмых в одной четверти?И сколько восьмых триолей в одной четверти? В чем разница счета ногой и вслух восьмых и восьмых триолей?
Ответ:
В четверти помещаются две восьмые ноты. В счете “и” используется при поднятии ноги.
При использовании восьмой триоли в четверти помещаются три равные восьмые ноты. В счете не используют “и”, так как она сбивала бы ровный счет и ее неудобно считать.
- Сколько шестнадцатых нот может быть в одном такте при размере такта 3/4
Ответ:
Источник