Все зрители были покорены артистическим исполнением концерта для фортепиано с оркестром егэ

Концерт для фортепиано с оркестром

КОНЦЕРТ ДЛЯ ФОРТЕПИАНО С ОРКЕСТРОМ (ЛЯ МИНОР)

ВАН КЛИБЕРН НЕ ОЖИДАЛ, ЧТО В РОССИИ ТАКИЕ ЖЕНЩИНЫ

27 февраля с.г. в возрасте 78 лет скончался легендарный американский пианист Ван Клиберн. Он был не просто пианистом, выдающимся исполнителем особенно им любимых русских композиторов – Чайковского и Рахманинова, а он стал самым романтическим героем, одним из символов ХХ века, на которого с восторгом взирали все наши современники. Особенно много горячих поклонников он приобрел в нашей стране после победы в 1958 году в Москве на Первом конкурсе им.Чайковского.

В связи с его уходом мне хочется опубликовать отрывок из моей книги «Людмила Лядова, знаменитая и неизвестная» (2000 год), где говорится о встрече в Рузе двух талантливых музыкантов.

Людмила Лядова заканчивала пятый курс консерватории блестящим исполнением Третьего концерта для фортепиано с оркестром Рахманинова. Играла на сцене Свердловской филармонии и Первый концерт Чайковского, мимо которого не проходит ни один концертирующий пианист. Мечта написать свой фортепианный концерт, очевидно, зародилась у нее еще с тех давних пор. Именно в этой форме композитор может наиболее полно выразить всю гамму своих самых заветных чаяний, стремлений и надежд.

В начале 50-х годов стали появляться первые наброски будущего концерта. Но вскоре работа приостановилась, т.к. ее полностью захватил совсем другой жанр — песня, а также бурная концертная деятельность, многочисленные гастроли по бескрайним просторам Советского Союза. И только спустя почти десять лет, она вновь возвращается к работе над концертом.

Читайте также:  Минусы под гитару перебором

Концерт, в основном, писался под Москвой, в Доме творчества композиторов в Рузе, куда она часто отправлялась, покинув шумную, беспокойную Москву. А там: «Затопила печку. Идет дождь. Скука. Буду писать — погода располагает», — пишет она маме.

— Людмила Алексеевна, в чем замысел Вашего концерта? Какова его программа?

— Такой определенной программы нет, но это как бы повествование о добре и зле, о родной земле, ее людях и мирном небе, которое надо охранять. Концерт написан в классической трехчастной форме: быстрая часть — медленная — быстрая. И главное, что я хотела здесь выделить, — это мелодия. Еще мой любимый композитор Рахманинов говорил: «Мелодия — это основа музыки».

Первая часть у меня очень драматична. Главная партия здесь — сильная, эпического, распевного характера русская тема, которая звучит в оркестре. Помню, в Рузе я играла свой концерт, и среди слушателей был Сергей Бондарчук. Он там отдыхал с женой Ириной Скобцевой. И потом, где бы мы с ним ни сталкивались, он, как только увидит меня, заговорщически так улыбнется и начинает громко петь эту тему первой части «ля-ми-ре-до-си-ля, ля-ми-реми-до-си-ля. «. Причем абсолютно правильно пел, запомнил — видно, эта тема нравилась ему.

Вторая часть звучит в соль-мажоре, это как будто колыбельная песня, светлая, успокаивающая. Думалось о том, чтобы не было на земле никаких войн, чтобы дети могли спокойно спать, расти и созидать новую жизнь.

А в третьей части мне хотелось отразить динамизм нашего времени. Эта часть театральна, празднична, полна песенно-танцевальных мелодий. Сквозь всю ее мне хотелось провести свой жизненный оптимизм и веру в завтрашний день. Чтобы не случилось так, что мы все были бы подвешены на веревочке. И в конце эта вера у меня звучит в мажорном победном финале, который идет в ритме марша. Вот примерно что я подразумевала, когда писала концерт.

В июне 1960 года этот фортепианный концерт в авторском исполнении прослушал и дал ему высокую оценку Ван Клиберн, который тоже приехал в Рузу отдыхать и работать. Вспомним, как за два года до этого этот высокий, курчавый, очень трогательный и скромный двадцатитрехлетний юноша из Техаса произвел настоящую сенсацию, завоевав первую премию на первом Международном конкурсе им.Чайковского в Москве.

Несколько лет Москва буквально бурлила этим событием: не было дня, чтобы о Клиберне где-то не говорили, не писали или не показывали по телевизору. Сам Никита Сергеевич Хрущев уделял ему повышенное внимание. Одним словом, он представлялся явлением, поистине легендарным.

Отметим в скобках еще один интересный факт его биографии: Ван Клиберн, в одночасье пленивший русские сердца, прошел, оказывается, и русскую школу пианизма, обучаясь в Джульярдской школе в Нью-Йорке у педагога Розины Левиной, окончившей в свое время с золотой медалью Московскую консерваторию и впоследствии эмигрировавшей в США).

И вот Лядова встречается с этим уникальным пианистом, с триумфом завоевавшим за два последних года весь музыкальный мир нашей планеты. Добавим, что общие основы русской фортепианной школы еще больше сближали двух музыкантов, усиливая их взаимопонимание и обоюдный интерес. Людмила Алексеевна подробно описывает в письме к матери эту свою встречу с Ваном Клиберном. Перенесемся и мы вслед за ней в 1960 год, в то далекое подмосковное лето:

«Здравствуй, дорогая мамочка!

. Я здесь много пишу и рыбу ловлю. Вчера варила уху на костре. Я слушала Вана Клиберна! Потрясающий пианист! Он также приехал сюда отдыхать на 6 дней и заниматься. Здесь коттеджи, расположенные в отдалении друг от друга, со всеми удобствами, инструментом и телефоном. У твоей дочери была с ним встреча. Я играла ему свой фортепианный концерт, и оттого что был карандашный экземпляр концерта, он, сидя со мной рядом, перелистывал его и как профессиональный музыкант меньше следил за музыкой, а больше за моими руками.

Добиться этой встречи было трудно, потому что его осаждали корреспонденты и переводчица не очень-то подпускала к нему. А я, когда он приехал, набралась смелости, позвонив ей о том, что хочу поиграть свой концерт и некоторые фортепианные миниатюры. Так как это творческая встреча, она была очень любезна.

Была суббота. Во время ужина, в столовой, она подошла к столу и познакомила нас. Все, конечно, обратили свои взоры к нашему столу. Я познакомила его с Холминовым и Волковым, случайно сидящими за столом. Она ему по-английски сказала, кто я, он ответил, что завтра, т.е. в воскресенье, он не сможет, т.к. «налетят» корреспонденты и он устанет. Сам он занимается ночью, с 12 до 6 утра.

Договорились на понедельник в 12 часов дня. Я сообразила и позвонила Марку Ганкину, чтоб он приехал сделать несколько снимков. Это было 1-го июня, перед его отъездом из Рузы. Но Марк успел нас сфотографировать на природе. Если будут снимки, я пришлю тебе.

Короче: в 12 часов дня я была в 15 даче, где живет Ван Клиберн. Не подумай, что я преследовала какую-то цель. Не скрою, что было просто приятно встретиться с таким музыкантом. Я играла, а он перелистывал ноты. Он настолько обалдел от моих рук, что когда я закончила первую часть концерта, он схватил меня за руку, посмотрел на пальцы и сказал: «Ол райт! Она здорово играет!» И я, как говорят окружающие, действительно «здорово играла». Конечно, перед свиданием я позанималась как следует и даже волновалась на редкость с утра, и плакала.

Потом он попросил меня поиграть еще что-нибудь. Я играла «Одиночество», ему очень понравилось. А на фортепианном концерте он оставил свой автограф, написав: «В Вашем исполнении поражает особая выразительность, неповторимая индивидуальность и легкость, с которой Вы преодолели весь путь Концерта. Спасибо за Вашу игру для меня. Вы замечательный композитор и пианистка. — Искренне Ван Клиберн».

. Чтоб ожидать такой оценки от такого музыканта, я считаю, что это сверх хорошо! Но он как пианист следил больше, как я играю. Это вполне естественно. А вообще он сказал: «Я не ожидал, что в Советском Союзе такие женщины!».

Сам он очень добрый, отзывчивый, и как это приятно, что такие люди — скромные. Конечно, эта встреча дала мне много приятных минут. После нее мне захотелось еще больше работать и писать.
Целую тебя – Мила»

Если легкость, с которой был преодолен весь путь Концерта, зависела только от исполнительского мастерства его автора, то дальнейший его путь к слушателю был отягчен множеством хорошо известных создателю чего-то нового обстоятельств, которые не давали кораблю легко выйти в открытое море. Неужто и вправду так неумолим закон, по которому настоящие серьезные произведения должны отлежаться, чтобы им «как драгоценным винам настал свой черед»?

Или так происходит только у нас в стране, где всегда не хватает хороших импресарио? Короче говоря, этот удивительно светлый по мироощущению, насыщенный энергией и чисто русский по колориту фортепианный концерт Лядовой пролежал невостребованным более тридцати лет! Сколько сердец лишилось за это время чувства восторга, любви и гордости за нашу родную землю, которая еще может рождать из своих недр ту музыку, которая ей предназначена!

Наконец помог случай, а, впрочем, ничего случайного нет. Летом 1997 года проходил музыкальный фестиваль в Кисловодске. Это очень авторитетное музыкальное событие, в котором участвовали солисты Большого театра, симфонические оркестры, пианисты и композиторы. Его устраивал директор республиканских Международных конкурсов Евгений Гапонов, который пригласил Лядову с певцом Виктором Арбузовым для исполнения ее песен.

Разговорились, и он, узнав о том, что у нее есть фортепианный концерт, который слушал еще Ван Клиберн, предложил исполнить его на этом Фестивале. Отдали партитуру оркестру, прорепетировали, и Лядова великолепно, как всегда, с профессиональным блеском исполнила его с симфоническим оркестром Кисловодской филармонии (дирижер Валентин Нестеров). Успех был потрясающий. А в 1998 году с помощью друзей и соратников композитора концерт прозвучал и в Москве, с Большим концертным оркестром Российского государственного музыкального центра телевидения и радиовещания под управлением народного артиста СССР и России, профессора Мурада Кажлаева.

На фото: Ван Клиберн и Людмила Лядова меряют руки (Руза, 1960 год)

Источник

Все зрители были покорены артистическим исполнением концерта для фортепиано с оркестром егэ

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого списка подберите соответствующую позицию из второго списка.

А) По окончанию гастролей у музыкантов было уже довольно много идей для записи нового альбома.

1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Б) Рецепт нашего любимого праздничного пирога был когда-то вычитан бабушкой в журнале «Огоньке».

2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

В) Выслеживая добычу, в душе охотника просыпаются чувства предков, рисковавших жизнью ради пропитания.

3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Г) В этом стихотворении Сергей Есенин говорит, что я последний поэт деревни.

4) нарушение в построении предложения с причастным оборотом Д) Алексей не мог подобрать слов, передававшие всю глубину его чувства.

5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

6) неправильное построение предложения с косвенной речью

7) ошибка в построении предложения с однородными членами

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А Б В Г Д

А) По окончанию гастролей у музыкантов было уже довольно много идей для записи нового альбома. — 1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом.

Приведём верное написание:

А) По окончании гастролей у музыкантов было уже довольно много идей для записи нового альбома.

Б) Рецепт нашего любимого праздничного пирога был когда-то вычитан бабушкой в журнале «Огоньке». — 3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением.

Приведём верное написание:

Б) Рецепт нашего любимого праздничного пирога был когда-то вычитан бабушкой в журнале «Огонёк».

В) Выслеживая добычу, в душе охотника просыпаются чувства предков, рисковавших жизнью ради пропитания. — 5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом.

Г) В этом стихотворении Сергей Есенин говорит, что я последний поэт деревни. — 6) неправильное построение предложения с косвенной речью.

Приведём верное написание:

Г) В этом стихотворении Сергей Есенин говорит, что он последний поэт деревни.

Д) Алексей не мог подобрать слов, передававшие всю глубину его чувства. — 4) нарушение в построении предложения с причастным оборотом.

Приведём верное написание:

Д) Алексей не мог подобрать слов, передававших всю глубину его чувства.

Исключено из каталога как несоответствующее спецификации 2015-2016 года. Доступно через тест.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Цитатник

Маскарад Николай Гумилев исполняет: Boris Vetrov Маскарад В глухих коридорах.

А виновен февраль — три сосны под окном и закат, задуваемый ветром. Юрий Визбор Три сосны .

Я нарисую жизнью твой портрет… Перуанский художник Альберто Линч (Albert Lynch;1851-1912). .

«Вышитые фотографии» Кот-д’Ивуара (Африка) в зарисовках Джоаны Шумали. .

Живописные виды и достопримечательности, как символы средневековья испанской Тарасоны. &nb.

Музыка

Ссылки

Видео

10 самых популярных концертов для фортепиано с орекстром

В этом посте я хочу представить рейтинг самых популярных концертов для фортепиано с оркестром в мире, основываясь на том, сколько раз они исполнялись в концертных программах с 2010 по 2016 год. Итак, представляю вам первую десятку.

10. Бетховен, Концерт для фортепиано с оркестром № 1 до мажор / Брамс, Концерт для фортепиано с оркестром № 2 си-бемоль мажор

Десятое место в рейтинге самых популярных фортепианных концертов поделили Концерт для фортепиано с оркестром № 1 Бетховена и Концерт для фортепиано с оркестром № 2 Брамса, стоящие на противоположных концах временной шкалы эпохи романтизма.

Написанный в 1795 году и переработанный в 1880, Концерт для фортепиано с оркестром № 1 фактически был третьей попыткой Бетховена создать произведение такой формы. Действительно, хотя его Концерт для фортепиано с оркестром № 2 был представлен публике позже, в 1801 году, на самом деле Бетховен закончил его десятью годами ранее, так что именно этот концерт можно назвать Первым. В то время как в последующих концертах для фортепиано с оркестром Бетховен писал партии фортепианного соло и оркестра, которые противостояли друг другу в яростном взаимодействии, в Первом концерте границы между ними гораздо чётче. Написанный для игры в более мягкой и быстрой манере, этот концерт является более традиционным по форме, впрочем, это не уменьшает удовольствия от бодрой и озорной третьей части.

Ове Андснес исполняет Концерт для фортепиано с оркестром № 1 Бетховена

Завершённый в 1881 году, Концерт для фортепиано с оркестром № 2 был результатом долгого периода творческого самоанализа Брамса. Его Концерт для фортепиано с оркестром № 1, который он исполнил сам на премьере двадцатью двумя годами ранее, критики разнесли в клочья, раскритиковав и его исполнение, и то, что они поняли как упрощение формы. Своей второй попыткой Брамс, очевидно, решил не давать пощады своим хулителям: пятидесятиминутное произведение в четырёх частях стало самым длинным концертом для фортепиано эпохи романтизма. Это сочинение гораздо более техничное и динамичное, с большим размахом; его пасторальная первая часть контрастирует со второй – короткой и бурной; и всё неожиданно завершается заводными ритмами, в которых явно чувствуется влияние цыганской музыки.

Рональд Браутигам исполняет Концерт для фортепиано с оркестром № 2 Брамса

9. Григ, Концерт для фортепиано с оркестром ля минор

Единственный концерт Грига, который он написал в возрасте двадцати четырёх лет, был также его первой оркестровой работой. Хотя сочинение было доброжелательно принято на премьере в Дании, на родине публика была гораздо язвительнее. Григ, опустошённый после недавней смерти своей маленькой дочери, уехал в Рим; его вера в себя была полностью уничтожена. Но, к счастью, встреча с Ференцем Листом изменила судьбу концерта: сыграв всю фортепианную часть, венгерский композитор заставил молодого человека поверить в своё творение, сказав: «Иди своим путём… У тебя есть необходимый дар – и пусть ничто не пугает тебя!» Слушая это произведение сейчас, трудно догадаться, что композитор переживал кризис веры в себя: начиная с драматических нисходящих аккордов, открывающих произведение, и заканчивая чувственными, проникновенными мелодиями во второй части, оно содержит все отличительные признаки будущего величия Грига.

Бен Гросвенор исполняет Концерт для фортепиано с оркестром Грига

8. Рахманинов, Концерт для фортепиано с оркестром № 3 ре минор

Написанный Рахманиновым в 1909 году, через почти десять лет после Концерта для фортепиано с оркестром № 2, Третий концерт представляет собой что-то вроде вершины, которую пытаются покорить многие пианисты, и кое-кто из них уверен, что причина такого уровня сложности – в невероятно больших ладонях композитора. Действительно, тот факт, что пианист Йозеф Гофман, которому было посвящено это сочинение, никогда его не исполнял, многое говорит о его технических требованиях. Это произведение гораздо более масштабное и драматическое, чем предыдущие попытки Рахманинова в этом жанре, и его особенно захватывающий момент – когда негромкая, полная напряжения финальная часть вдруг вскипает неистовой кодой. Вы знаете, что говорят о людях с большими ладонями…



Анна Фёдорова исполняет Концерт для фортепиано с оркестром № 3 Рахманинова

7. Брамс, Концерт для фортепиано с оркестром № 1 ре минор

Брамс набирался опыта как композитор в процессе создания фортепианного соло, но его первая попытка написать концерт привела к появлению Сонаты для двух фортепиано. В начале 1859 года, после пяти с лишним лет мучительной работы, первое оркестровое сочинение композитора было представлено публике. Его чувственная вторая часть была посвящена другу Брамса Кларе Шуман, которой он написал: «Я рисую твой нежный портрет». Некоторые видят в этом концерте движение в сторону большего слияния фортепианного соло и оркестровых партий, в то время как в концертах начала эпохи романтизма оркестр играл в большей степени аккомпанирующую роль.

Даниэль Баренбойм исполняет Концерт для фортепиано с оркестром № 1 Брамса

6. Рахманинов, Концерт для фортепиано с оркестром № 2 до минор

Рахманинов погрузился в пучину депрессии после премьеры своей Первой симфонии, которая закончилась полным провалом. Только с помощью курса гипнотерапии он сумел преодолеть свои сомнения и вернуться к сочинительству. Концерт для фортепиано с оркестром № 2, написанный Рахманиновым в 1900 году, охватывает большой диапазон настроений и фактур, от тёмной драмы самых первых аккордов, подобных звону церковных колоколов, до последнего момента, когда летящие романтические партии струнных вступают в контраст с острыми фортепианными аккордами в лихорадочном финале.

Анна Фёдорова исполняет Концерт для фортепиано с оркестром № 2 Рахманинова

5. Шуман, Концерт для фортепиано с оркестром ля минор

У Роберта Шумана было несколько неудачных попыток написать произведение подобной формы – в 1828, 1831 и 1839 годах. Шуман писал своей будущей жене Кларе, что он поглощён идеей фортепианного сочинения, которое будет «компромиссом между симфонией, концертом и огромной сонатой». Тем не менее, только когда он начал сочинять фантазию для фортепиано в 1841 году, было посеяно то зерно, из которого вырос единственный полноценный концерт для фортепиано с оркестром. Премьера состоялась в 1846 году, и Клара исполняла сольную партию. Зрители были обескуражены сдержанным характером произведения и недостатком виртуозности в фортепианной части (Лист даже назвал его «концертом для фортепиано без фортепиано»). Так или иначе, это сочинение никоим образом не вызывает душевного трепета – особенно частыми модуляциями тональностей и неясными ритмами в финальной части.

Нельсон Фрейре исполняет Концерт для фортепиано с оркестром Шумана

4. Чайковский, Концерт для фортепиано с оркестром № 1 си-бемоль минор

Начав работу над Концертом для фортепиано с оркестром № 1 в 1874 году, Чайковский переделывал его трижды, прежде чем в 1888 году пришёл к версии, которую мы повсеместно слышим сейчас. Первые аккорды медных духовых и широкие эмоциональные мазки вступления показались пианисту Николаю Рубинштейну слишком резкими и примитивными, он назвал это сочинение «плохим, банальным и вульгарным». И в самом деле, Чайковский не ставил себе целью написать утончённое произведение, и, возможно, именно из-за того, что в нём «душа нараспашку», оно так любимо сегодня. Сладкая безмятежность второй части и сопутствующие ей фортепианные порывы в сочетании с триумфальной кульминацией в финале (в котором солисту требуется играть сложный двухоктавный пассаж) складываются в восторженное проявление романтических устремлений.

Видео: Марта Аргерих исполняет Концерт для фортепиано с оркестром № 1 Чайковского

3. Бетховен, Концерт для фортепиано с оркестром № 4 соль мажор

В верхней части нашего рейтинга царит Бетховен. Концерт для фортепиано с оркестром № 4, премьера которого состоялась в 1808 году, нарушил множество традиций. Во-первых, до этого ни один концерт для фортепиано с оркестром не начинался с тихого соло, без сопровождения оркестра. Во-вторых, раньше такие концерты создавались по принципу взаимодействия, а здесь солист и оркестр являются, скорее, антагонистами, сражающимися за тематическое поле. В-третьих, безутешно звучащая медленная часть непривычно короткая – она длится только пять минут, и весь оркестр безмолвствует до финальной части. Очевидно, Бетховен начал испытывать рамки, присущие фортепианным концертам.

Даниэль Баренбойм исполняет Концерт для фортепиано с оркестром № 4 Бетховена

2. Бетховен, Концерт для фортепиано с оркестром № 5 ми-бемоль мажор

Итак, «Император». Одни говорят, что это один из офицеров наполеоновской армии, оккупировавшей Вену, во время премьеры сочинения придумал такой величественный эпитет для последнего фортепианного концерта Бетховена; другие полагают, что это был издатель Иоганн Баптист Крамер. Как бы то ни было на самом деле, мы знаем, что Концерт для фортепиано с оркестром № 5 был написан в 1809–1811 гг. – самое начало эпохи романтизма в музыке, поэтому ему ещё присуща классическая уравновешенность. Взяв из Четвёртого концерта идею начала с партии фортепиано, Бетховен в Пятом идёт ещё дальше – в первой части виртуозного соло струнная группа оркестра расставляет свои торжественные акценты. Затем следует гораздо более степенная вторая часть, и к моменту неистового рондо мы уже погружены в грандиозный мир музыки Бетховена

Стивен Хаф исполняет Концерт для фортепиано с оркестром № 5 Бетховена

1. Бетховен, Концерт для фортепиано с оркестром № 3 до минор

Благодаря чему Концерт для фортепиано с оркестром № 3 стал самым популярным сочинением этого жанра в последние годы? Возможно, дело в том, что Бетховен удивительно легко перемещается между эмоциональными регистрами: от мрачной и тревожной первой части к мягкому лиризму второй и неопровержимому оптимизму коды в до мажоре. Или, может, это из-за того, что Третий концерт – это первый концерт для фортепиано с оркестром, в котором композитор ответил на изменения в диапазоне фортепиано – раньше он не хотел ограничивать свои произведения тем, чтобы они исполнялись только на новейших инструментах, но тут он принял новое, в том числе высокое соль, а затем высокое до – когда он переписал своё сочинение в 1804 году. Моцартовское эхо, звучащее в этом концерте, непривычно длинное оркестровое вступление и неукротимое движение вперёд – всё это сложилось в произведение, изобилующее сюрпризами.

Кристиан Цимерман исполняет Концерт для фортепиано с оркестром № 3 Бетховена

Источник

Оцените статью