- Музыкальный звукоряд
- Музыкальный звукоряд диатонический
- Музыкальный звукоряд хроматический
- Звукоряд
- Звукоряд. Сливающиеся звуки.
- Звукоряд. Где мы будем выстраивать звуки в ряд?
- Звукоряд
- Ноты звукоряда
- Ноты звукоряда. Буквенные названия нот.
- Ноты звукоряда. Слоговое название привычнее.
- Ноты звукоряда. Соотношение буквенных и слоговых названий нот.
- Ноты звукоряда
Музыкальный звукоряд
Музыкальный звукоряд диатонический и хроматический. Ой, целых два ряда? Или все-таки музыкальный звукоряд один? Давайте разберемся.
Уроки музыки. Звукоряд. Часть 4
Музыкальный звукоряд диатонический
Октава состоящая только из 7 основных ступеней называется диатонической. Диатоника в переводе с греческого обозначает особенность структуры звукоряда — наличие широких интервалов между нотами.
Действительно, если присмотреться, на рисунке видно, что расстояние между нотами диатонического звукоряда разные — между нотами си и до, а также между ми и фа расстояние в два раза меньше чем между остальными нотами, где интервалы настолько широкие, что в них можно вставить дополнительные ноты. На рисунке ниже это ещё заметнее:
Диатонический звукоряд довольно прост. Это его достоинство. С него начинают освоение игры на разных музыкальных инструментах. На клавиатуре фортепиано диатонический звукоряд расположен исключительно на белых клавишах — легко запомнить. Однако диатонический звукоряд позволяет исполнять ограниченное число мелодий. И это его недостаток, который пришлось устранить.
Музыкальный звукоряд хроматический
Со временем мастерство музыкантов и мастеров, изготавливающих музыкальные инструменты возросло настолько, что дополнительные ноты в звукоряд все-таки были добавлены. Для этого звукоряд разделили на 12 равных ступеней — полутонов. При этом, основные ступени остались на своих ступенях и были добавлены новые ступени. На рисунке звукоряд разделен на 12 равных ступеней, новые ступени показаны без названий:
Учитывая не совсем удачный опыт добавления нового буквенного названия (помните названия нот A, H, C, D, E, F, G ?), а также то, что названия основных ступеней (до, ре, ми, фа, соль, ля, си) замечательно прижились, решили новым ступеням самостоятельных названий не присваивать, а обойтись уже имеющимися с добавлением специальных знаков.
Это специальные знаки альтерации. Альтерация значит изменения. В звукоряде используют два знака альтерации — бемоль и диез. Каждый из этих знаков изменяет ноту, к которой относится на полтона. Диез повышает ноту на полтона, бемоль понижает. Такими на полтона измененными звуками заполнены оставшиеся ступени звукоряда. Звуки находящиеся на этих ступенях называются по близлежащим нотам с добавлением специальных знаков альтерации — диеза и бемоля.
Такой красивый звукоряд с одинаковыми ступенями, ноты которого позволяют играть любые, самые сложные мелодии назвали хроматическим. От слова «хрома» — с греческого украшать.
Источник
Звукоряд
Звукоряд музыкальный складывался на протяжении долгого времени. С чего все началось? Вы уже знаете достаточно много о музыкальном звуке. Впрочем, один звук, даже самый красивый, это еще не музыка 😉 Откуда взялись другие звуки?
Уроки музыки. Звукоряд. Часть 1.
Напомним, что струна при колебании, простите, колеблется не только всей своей длинной, но и отдельными частями. Самая большая амплитуда, конечно, у колебаний по всей длине. У колебаний в половину струны амплитуда поменьше, зато частота в два раза больше.
Тон «ля» и обертоны в 1/2 и 1/3
Здесь остановимся. Это важная информация, чтобы понять как выстроен ряд звуков в музыке: колебания в полную длину струны имеют какую-то частоту, а колебания в половину этой струны имеют удвоенную частоту (просто физика 🙂 ).
Договоримся, длину струны, которая колеблется с частотой равной 440 Гц считать эталонной и все дальнейшие расчеты вести от этой эталонной струны. |
В цифрах это выглядит так: если
- частота колебаний струны 440 Гц, то
- частота колебаний струны в половину первой струны (в два раза короче) равна 880 Гц, а
- частота колебаний струны в два раза длиннее составит 220 Гц.
Звук струны с частотой колебаний 440 Гц:
Теперь звук струны с частотой колебаний 880 Гц:
Прослушайте эти звуки поочередно несколько раз. Они похожи?
Да, они очень похожи. На слух они почти сливаются.
Описание физических процессов: это происходит потому, что у этих звуков производные гармоники (обертоны) совпадают: если взять струну в два раза короче эталонной, то такая струна будет колебаться с частотой 880 Гц, а это точно совпадает с первым обертоном эталонной струны. Звуки на одной частоте на слух просто сольются. |
Звукоряд. Сливающиеся звуки.
Послушайте два этих звука одновременно:
Вместе эти звуки похожи и на первый звук, и на второй. И что замечательно, никакого дискомфорта, ничего не режет слух. Все красиво!
Для эксперимента возьмем длинную-предлинную струну с колебаниями на частоте 220 Гц. Вот этот звук:
https://urokimuz.ru/wp-content/uploads/2018/03/11-la-piano0.ogg
Частота колебаний такой длинной струны равна 220 Гц. Её первый обертон имеет частоту 440 Гц, что совпадает с частотой эталонной струны. Звуки на слух снова сольются. |
Добавим к первым двум звукам третий. Слушаем вместе звуки на частотах 220, 440 и 880 Гц:
Снова красиво. Эти звуки опять сливаются!
Чтобы было ещё понятнее о чем речь, я чуток «подкрутил» частоту у одного из звуков.
Послушайте:
Красоту такого звучания можно обсуждать, но звуки точно не сливаются! Уроки музыки всё интереснее.
Звукоряд. Где мы будем выстраивать звуки в ряд?
Немного о том, что мы слышим. Звуки, которые мы слышим от самых низких до самых высоких, называют звуковым диапазоном. Начинается звуковой диапазон примерно с 20 Гц (иногда указывают 16 Гц). Частоты ниже 20 Гц называют инфразвуком. Инфразвук мы не слышим.
Заканчивается звуковой диапазон примерно на 20.000 Гц. Частоты больше 20.000 Гц называют ультразвуком. Ультразвук мы тоже не слышим.
На схеме-рисунке это выглядит так:
На рисунке обратите внимание на участок, где показан диапазон фортепиано. У фортепиано один из самых широких звуковых диапазонов среди музыкальных инструментов. К тому же, фортепиано очень распространенный инструмент. Поэтому звукоряд в музыке будем выстраивать в диапазоне фортепиано. Этого вполне достаточно, чтобы понять принцип построения звукоряда и увидеть все его ступени.
Особенностью человеческого слуха является то обстоятельство, что на частотах выше 4.200 Гц человек ещё способен понять какой звук выше или ниже, но точно определить насколько выше/ниже человек уже не способен. Из-за этого на таких высоких частотах невозможно узнать даже хорошо известную мелодию. Вот и объяснение почему музыкальный диапазон намного уже, чем весь слышимый человеком диапазон звуков — выше 4.200 Гц мы уже не узнаем мелодий |
Певческий диапазон ещё более узок. Послушайте самый высокий женский голос на планете.
Поёт Светлана Феодулова. Ария куклы Олимпии из «Сказок» Гофмана.
Телепередача «Голос» — Нокауты — Сезон 2:
Наш слух «настроен» так, чтобы лучше всего слышать человеческий голос и наиболее точно воспринимать звуки речи и пения.
Вот ссылка, где вы сможете послушать звук на любой частоте звукового диапазона и узнаете свой личный диапазон слышимых частот: звуковой генератор.
На этом первая часть урока о звукоряде завершена. Вы узнали, что музыкальный звук имеет основную частоту колебаний — колебания в полную длину струны и обертоны, которые образуются от колебаний частей струны (половины, трети, четверти и так далее), а также познакомились со звуковым диапазоном. Теперь можете прейти к изучению ступеней звукоряда.
Перейти на Уроки музыки. Звукоряд. Часть 2. Ступени звукоряда
Если в статье нашли для себя что-то полезное, поделитесь с друзьями. Нам это действительно нужно и мы будем еще лучше работать для вас:
Кто желает научиться играть на каком-либо духовом инструменте, рекомендуем взять в помощь программу Свирелька:
Звукоряд
Обучающая программа Свирелька:
Научиться играть на вашем
духовом музыкальном инсрументе
поможет простая обучающая программа:
Ознакомительная версия бесплатно.
Разучите три мелодии и, если программа понравится, сможете её зарегистрировать.
Поделитесь этой страницей с друзьями
Источник
Ноты звукоряда
Ноты звукоряда имеют буквенные и слоговые названия. Откуда они произошли и как правильно называются ноты. Об этом третья часть урока музыки про звукоряд.
Уроки музыки. Звукоряд. Часть 3.
Ноты звукоряда. Буквенные названия нот.
Основные звуки музыкального звукоряда стали называть нотами. Им присвоили буквенные названия. В названиях нот использовали буквы распространенного в то время латинского алфавита.
Первой ступенью звукоряда в те времена была нота ля. Она получила обозначение А.
Следующая нота получила обозначение В. За ней расположена нота, получившая обозначение С и так далее.
Ноты звукоряда назвали латинскими буквами по алфавиту
Через некоторое время оказалось, что при игре многих мелодий ноту, следующую после ноты А, лучше немного сдвинуть по звукоряду — отодвинув её от ноты А и придвинуть к ноте С. К этому времени уже были написано множество мелодий с нотой В. Как быть? Тогда для новой ноты использовали букву H, следующую в латинском алфавите после буквы G.
Добавление ноты с названием h
Названия нот буквами B и H проходило поэтапно. Вначале эти две соседние ноты обозначались буквой B с разным написанием: |
- та что пониже записывалась «круглой b». От этого написания произошел нотный знак бемоль ♭ ;
- та что повыше (правее на звукоряде) записывалась «квадратной b». От этого написания произошел нотный знак бекар ♮ .
Со временем прижилось новое обозначение более высокой ноты буквой H.
Впрочем, в англоязычных странах сложилось по-другому. За более высокой нотой закрепилось обозначение B, а ноту пониже стали называть B бемоль (B flat).
Буквенные названия нот существуют до сих пор, хотя, нам привычнее слоговые названия. Как это произошло?
Ноты звукоряда. Слоговое название привычнее.
Нам привычнее слоговое название ступеней звукоряда: до, ре, ми, фа, соль, ля, си.
Буквенные названия основаны на начальных слогах строк средневекового гимна. Когда-то был очень популярен гимн Иоанну Крестителю (Ut queant laxis). Каждая строка в гимне исполнялась на тон выше предыдущей, поэтому его часто использовали для распевки голоса. От первых букв каждой строки получили названия ноты на которых исполнялись эти строки гимна.
Ut queant laxis название гимна, который дал имена слоговым названиям нот: до, ре, ми, фа, соль, ля, си.Эти названия основаны на начальных слогах строк первой строфы гимна Ut queant laxis (гимн Иоанну Крестителю), в котором певцы просили сохранить в чистоте их голоса. Гимн часто использовался для распевки хора и каждая строка в нем начиналась на ступень выше предыдущей. Первая строфа гимна цитируется по Википедии:
Начальные буквы на латыни дали названия шести нотам ut, re, mi, fa, sol, la. В то время звукоряд состоял из шести нот (Гексахорд). Позже была добавлено название седьмой ноты si, а нота ut получила удобное для произношения название do и с неё теперь начинается октава в современном звукоряде. Послушайте как звучит гимн Иоанну Крестителю (Ut queant laxis): Так в звукоряде получилось семь ступеней. Восьмая ступень сливалась с первой и начинала новую октаву. |
Ноты звукоряда. Соотношение буквенных и слоговых названий нот.
На рисунке ниже показаны буквенные и слоговые обозначения ступеней (нот) звукоряда:
Так соотносятся буквенные и слоговые названия нот
Переход на до, ре, ми, фа, соль, ля, си оказал огромное влияние на всю музыкальную культуру. Здесь всего перечислять не станем, упомянем только, что звукоряд начинается теперь с ноты до, а это между прочим переход с минора на мажор.
Перейти на Уроки музыки. Звукоряд. Часть 4. Музыкальный звукоряд
Часть 4 про диатонический и хроматический звукоряд.
Если в статье нашли для себя что-то полезное, поделитесь с друзьями. Нам это действительно нужно и мы будем еще лучше работать для вас:
Кто желает научиться играть на каком-либо духовом инструменте, рекомендуем взять в помощь программу Свирелька:
Ноты звукоряда
Обучающая программа Свирелька:
Научиться играть на вашем
духовом музыкальном инсрументе
поможет простая обучающая программа:
Ознакомительная версия бесплатно.
Разучите три мелодии и, если программа понравится, сможете её зарегистрировать.
Поделитесь этой страницей с друзьями
Источник