Всем барре от всех нот

Урок 15. Все мажорные и минорные аккорды

Мажорных аккордов существует 12 (по количеству нот в октаве). Минорных тоже. Итого 24. Не сказать, чтобы очень много. Особенно, если учесть, что, зная их, можно сыграть абсолютно любую песню в любой из 12 тональностей.

Мажорные и минорные аккорды, основанные на схеме E

Берем аккорд E и двигаем его по грифу, используя баррэ.
Если взять баррэ на первом ладу, наш E (ми-мажор) превратится в F (фа-мажор). Как брать аккорд F — смотри в одном из предыдущих уроков.
Если сдвинуть еще на 1 лад вверх, т.е. взять баррэ на втором ладу- получится F#. Еще на лад — G. И т.д.

Если в аккорде E поднять указательный палец — получится Em.
Если в F поднять средний палец — получится Fm. И т.д.
Т.е. мажорный аккорд отличается от минорного лишь наличием одного дополнительного пальца.

Под аппликатурами написано, какими пальцами их играть. Слева от аппликатур есть цифра, которая показывает, на каком ладу нужно взять баррэ.

Обратите внимание на аккорд E на 12 ладу. Это тот же E, что на открытых струнах, только на октаву выше. Это хорошо видно, если посмотреть, из каких нот они оба состоят.
Разумеется, вы уже догадались, что если взять баррэ на 13 ладу — мы получим аккорд F. На 14 ладу F# и т.д. Т.е. начиная с 12 лада аккорды повторяются на актаву выше.
На рисунке представлены все мажорные и минорные аккорды, основанные на схеме E:

Читайте также:  Pillar men awaken ноты

Более удобно все это смотреть в программе Guitar Pro. О том, как ее установить и пользоваться рассказано в одном из предыдущих уроков.
Для удобства просмотра необходимо внести в Guitar Pro следующую настройку: над грифом гитары есть кнопка «показать долю+такт». Необходимо ее изменить на «показать долю».

Скачать все мажорные и минорные аккорды, основанные на схеме E, в формате gp

Мажорные и минорные аккорды, основанные на схеме A

Аналогично E и Em можно двигать по грифу с баррэ A и Am.
Аккорд A, взятый с баррэ на первом ладу — это A#. С баррэ на втором ладу — B. И т.д.
На рисунке представлены все мажорные и минорные аккорды, основанные на схеме A:

Скачать все мажорные и минорные аккорды, основанные на схеме A, в формате gp

Как мы видим, в схеме 1 (основанной на E) и схеме 2 (основанной на A) одни и те же аккорды, но берутся по-разному. Это две равнозначных аппликатуры, можно использовать любую, какая удобнее и какая ближе к другим аккордам песни.

Когда будете учить схемы, обращайте внимание на основную ноту (тонику) каждого аккорда. Напомню, тоника — это нота на самой толстой струне, которая входит в аккорд.

При изучении этих схем запоминайте, какие ноты расположены на шестой и пятой струне.

Таким образом, сейчас вы знаете 12 мажорных и 12 минорных аккордов и можете сыграть каждый из них двумя способами.
Так же некоторые из них можно сыграть без баррэ на открытых струнах, по этой теме смотри один из первых уроков.

Добавлю, что, например, С# — это то же самое, что Db.
Диез (#) повышает ноту на полтона (на 1 лад гитары), а бемоль (b) понижает на полтона.
Т.е. последовательность F# G# A# можно записать как Gb Ab Bb

Источник

Как строить аккорды с баррэ на основе простых аккордов.

Расположение музыкальных звуков на гитаре

Если мы посмотрим на аккорды E, F, G и A, то увидим, что они отличаются только тем, на каком ладу они зажимаются.

Давайте теперь взглянем на схему расположения нот на гитаре и посмотрим какая нота будет основным басом в каждом аккорде.

Мы видим что для аккорда E — основной бас 6 струна и на схеме это будет открытая шестая струна (нота E).

Для аккорда F основной бас — 6 струна прижатая на 1 ладу, на схеме это нота F.

Для аккорда G основной бас — 6 струна прижатая на 3 ладу, на схеме это нота G.

Для аккорда G основной бас — 6 струна прижатая на 5 ладу, на схеме это нота G.

Если мы посмотрим на аккорды Em, Fm, Gm и Am, то увидим, что они строятся подобным образом.

Аналогично от аккорда A можно построить аккорды H, C и D,
а от аккорда Am построить аккорды Hm, Cm и Dm

Только в этом случае мы будем смотреть басовые ноты на 5 струне.

Используя данный принцип можно построить любые аккорды с барре на основе простых аккордов, которые играются на открытых струнах.

Источник

Баррэ

Такая сложная тема сегодня начинается. Я имею ввиду для новичков. Тема «Баррэ». Сложная она тем, что указательный палец в упор не хочет плотно и равномерно зажать несколько струн. Главное, не отчаиваться, в один прекрасный (!) день неожиданно Вы обнаружите, что все встало на свои места, и все струны на удивление звучат.

Итак, БАРРЭ — это прием звукоизвлечения на гитаре, когда указательный палец левой руки прижимает на одном ладу несколько струн или все. Если прижимается три или четыре струны — это малое баррэ, если все струны — это большое баррэ. Для обозначения баррэ перед аккордом (одновременное извлечение трех и более звуков) пишется скобка.

К исполнению этого приема надо подойти очень осторожно, так как он технически довольно труден; поэтому Вы должны заниматься этим приемом умеренно, не переутомляя левую руку, но регулярно. Несколько советов:

1. Дека гитары должна быть в вертикальном положении по отношению к полу.
2. Указательный палец левой руки левой руки не прогибать в суставах, а держать его совершенно прямым.
3. Прижимать струны ближе к ладу и стараться, чтобы палец был расположен параллельно порожку.
4. Кисть левой руки отклонить к грифу и выгнуть так, чтобы указательный палец удобно и плотно прижимал струны к ладам.

Когда указательный палец левой руки находится в положении баррэ, остальные три пальца должны совершенно свободно брать аккорды или пассажи.

Ну, а теперь наши традиционные упражнения. Вообще, на счет упражнений. По понятным причинам я не могу публиковать большое количество упражнений (рисунки занимают много места и требуют продолжительного времени на загрузку страницы). Поэтому рекомендую брать у знакомых или покупать в книжном магазине ноты. Чем больше Вы будете играть, тем совершенней станет Ваша техника игры.


Послушать


Послушать


Послушать

Надеюсь, Вы смогли преодолеть трудности, связанные с освоением приема баррэ (если нет, то, как я говорил выше, — не отчаивайтесь, все придет в норму, главное, не бросайте занятия), теперь давайте чуть подробнее задержимся на приемах звукоизвлечения: легато и стаккато в пределах трех позиций.

Знак лига нам уже знаком, а вот как быть, если лига охватывает несколько разных нот? Все просто: надо выдерживать длительность ноты вплоть до звучания следующей. Связное исполнение называется легато. Первая нота всякой слигованной группы нот получает акцент.

В гитарной технике легато надо рассматривать не только как связное исполнение, но и как прием звукоизвлечения, который имеет первостепенное значение.

Прием легато исполняется тремя способами.

1. При восходящем порядке звуков первый звук извлекается ударом правой руки, а второй (и последующие, при необходимости) — пальцами левой руки, которые опускаются с силой на ту же струну, прижимают ее и заставляют звучать уже без участия правой руки. Прошу обратить внимание, что в данных упражнениях большой палец правой руки обозначается крестиком (плюсом), а другие пальцы — точками, причем, как Вы, несомненно, уже догадались, что количество точек обозначает. порядковый номер пальца.

2. Употребляется при нисходящем порядке звуков. Первый звук извлекается пальцем правой руки, а второй (и последующие) — от снятия в сторону пальцев левой руки. Это делается так: после того, как прозвучала первая нота, палец левой руки снимается в сторону, задевая ту струну, на которой он был, опять же без участия правой руки. Единственное условие, надо приготовиться к звучанию этих последующих нот. То есть заранее прижать струну пальцем.

3. Если звуки, которые надо извлечь находятся на разных струнах, то после извлечения первого звука (с помощью правой руки), надо с силой опустить палец левой на другую струну, на нужном ладу, и опять же струна запоет (если хотите — соловьем) без участия правой руки.

Легато можно исполнить двойными нотами, соблюдая те же правила.

Исполнение легато этими тремя способами в быстрых темпах, намного облегает технику правой руки.

Вы можете сами придумывать пока упражнения, хотя я в скором времени планирую это сделать. Вообще старайтесь побольше играть на слух, но не забывайте о нотах.

Семь футов под килем Вам и попутного ветра в «море-окияне» музыки.

Интересный прием исполнения, не правда ли? Будем надеяться, что более-менее Вы его освоили. Теперь я даю Вам упражнение на эту тему. А вообще советую применять прием legato где надо и не надо, временно, конечно, чтобы пальчики развивались.

Озвучивать это упражнение я не буду (что здесь озвучивать!?), ведь для Вас главное «усилить работоспособность» пальцев левой руки. Но все равно будьте повнимательней и постарайтесь, чтобы гитара у Вас пела, а не дребезжала.

Вы уж простите меня за непостоянство, но уж не очень убедительно смотрятся упражнения без звука. Поэтому я решил озвучить Вам это упражнение. Послушайте .

Если Вы думаете, что на этом Ваши «мучения» закончились. Нет, Вы не правы. Вот, например, есть такой прием звукоизвлечения СТАККАТО. Не будем уточнять, какой прием лучше или хуже. Каждый хорош по своему, смотря «для чего применять». Стаккато обозначается точками над или под нотами (просьба не путать с аппликатурой, когда точками обозначены пальцы правой руки): звуки исполняются отрывисто, как бы создавая паузу после каждой ноты, над (или под) которой поставлен знак.

Видите точки под нотами? Вот скажу Вам по секрету — это и есть обозначение стаккато. Чтобы исполнить стаккато на гитаре, надо извлечь звук пальцем правой руки и немедленно приложить этот палец к той струне, на которой был извлечен звук, не давая этим самым струне продолжать звучать. Многие гитаристы практикуют ослабление пальцев левой руки, добиваясь того же эффекта, что особенно удобно при исполнении аккордов.

И закончим мы этот лист уроков, как не хмурьтесь, гаммами. Игра гамм поможет Вам освоить и расположение нот на грифе, а также, что очень важно, разовьет технику игры на. ну даже не знаю, как сказать. намного, смотря, с какой усидчивостью и терпением Вы будете заниматься. Пока я познакомлю Вас с гаммаи в пределах трех позиций. В дальнейшем рекомендую играть гаммы во всех тональностях, охватывающие весь диапазон гитары. Чтобы не было скучно и занудно, отрабатывайте игру гамм разными способами звукоизвлечения: легато и стаккато, можете чередовать их. Будьте внимательны к аппликатуре обеих рук, равно как и к ключевым и случайным знакам.

Источник

GuitarLine.Ru

Барре. Часть 1

Опубликовано: 30.11.2010, автор: Anton Kosh

В прошлый раз мы уже затронули тему аккордов, сегодня поговорим о барре. Думаю объяснять, что это такое никому не надо. Умение пользоваться этим техническим приемом для любого гитариста представляет собой определенный рубеж, преодоление которого значительно расширяет его возможности как исполнителя — обогащается палитра аккордов, упрощается транспонирование песен. Даже в Гитарном колледже умение брать барре является незримой границей между абитуриентом первого уровня и нулевого.

Я хочу рассказать о трех принципах, которые значительно облегчают мне жизнь, когда я сталкиваюсь с необходимостью использовать этот прием.

1. Первый и самый главный принцип владения барре — надо научиться его не брать.

Такой вот дзен-гитаризм. Дело в том, что барре — прием трудозатратный, а напрягать гитаристу левую руку совсем ни к чему — это негативно влияет на подвижность левой руки (а значит и на скорость, точность и т.п.) и на продолжительность игры. Поэтому, как только на моем горизонте появляется барре, я сразу начинаю искать возможность этого избежать. Существует два с половиной выхода из этой ситуации.

Первый способ — Изменить аппликатуру аккорда так, чтобы можно было его использовать без барре.

Понятно, что Am в пятой позиции с барре можно заменить на Am в первой позиции без барре. Сейчас речь идет о других ситуациях. Возьмем, например, аккорд F. Обычно его предлагается брать в следующей аппликатуре:

Даже если мы сменим аккордовую форму легче нам не станет. Все они будут предполагать наличие барре. Поэтому выход один — работать над самой аккордовой формой. Для того, чтобы избавиться от барре, достаточно просто исключить его из аккорда. В результате у нас останутся зажатыми ноты С, F и А на 5-й, 4-й и 3-й струнах соответственно. В принципе этого нам уже достаточно — все три ноты аккорда фа-мажор у нас есть (F, A, C). Поэтому можно играть его так, а оставшиеся струны глушить (шестую большим или безымянным пальцами, первую и вторую — указательным).

Но в таком виде аккорд получается слишком сухим. Чтобы сделать его сочнее воспользуемся указательным пальцем, который у нас сейчас временно бездельничает. Здесь можно на первом ладу взять либо вторую струну — ноту С (тогда аккорд станет ярче, звонче), либо шестую — ноту F (тогда мы приблизимся к powerchord).

Развивая этот принцип из имеющейся аккордовой формы можно получить еще парочку более-менее работоспособных вариантов.

Такой метод применим и к другим аккордовым формам. Надо сказать, что упрощая аппликатуру аккорда главное не переусердствовать, все-таки основа аккорда – трезвучие, должно сохраняться, ну хотя бы тоника и терция.

Здесь непременно нужно упомянуть про прогрессивные формы аккордов. Джазовые гитаристы, в процессе совершенствования аккордовых форм, пришли к выводу, что дублирование одних и тех же звуков в одном аккорде лишь загрязняет его, и от этого нужно избавляться. В результате появились аккордовые формы, в которых каждая нота аккорда звучит единожды. А в ряде случаев (нонаккорды и т.д.) даже приносились в жертву отдельные ступени аккордов. Чаще всего это квинты (все равно на характер аккорда не влияет), но иногда могли дойти и до тоники (подразумевая, что в ансамбле тонику задаст бас, либо она будет очевидна из гармонии или мелодии). Поскольку все это первоначально развивалось в рамках джаза, а в нем господствуют септаккорды различных форм, то прогрессивные аккордовые формы сформировались для них, но идеи, заложенные там, можно использовать и для обычных трезвучий. Так, что дерзайте!

Второй способ — Изменить сам аккорд так, чтобы его можно было брать без барре. Принцип здесь тот же. Только в первом случае мы старались сохранить структуру аккорда незыблемой. Все вышеуказанные аккорды являются фа-мажорным трезвучием. Сейчас же мы позволим себе слегка аккорд видоизменить, но так, чтобы его значение для гармонии сохранилось.

Если уж у нас цель — упростить себе жизнь, то лучший способ для этого — добавить открытых струн. В таком случае, с одной стороны нам не нужно забивать голову и руки их глушением, с другой — аккорд приобретает дополнительную окраску, становится сочнее.

Для наших бесчеловечных опытов снова возьмем аккорд F. Проанализировав имеющиеся открытые струны можно сказать, что практически любая открытая струна может составить ему компанию.

Хорошо подходят ноты A (5-я) и Е (1-я и 6-я струны). A — является терцией для фа-мажора, поэтому её добавление даже не изменит аккорд. Правда, учитывая что в нашем случае А — басовая нота, нужно стараться не слишком её выпячивать. Нота E — септима, и её добавление превратит мажорное трезвучие в большой мажорный септаккорд. Такая замена (F на Fmaj7) с точки зрения гармонии допустима (в случаях, если это мажорный аккорд 1 или 4 ступени, а это 2/3 случаев). Серые обозначения в аппликатуре — возможные вариации, т.е. эту позицию можно играть, а можно не играть (открытую струну в таком случае нужно глушить).

Добавление остальных струн тоже возможно, но такой видоизмененный аккорд может не слишком хорошо вписываться в имеющуюся гармонию. Лучший советчик в этом деле — ваш слух.

Так, добавив ноту G мы получим нонаккорд — Fmaj9 (желательно Е тоже добавить для полноты картины). D добавляет к аккорду 6-ю ступень. Честно говоря, из перечисленных вариантов ни один из вариантов с точки зрения аппликатуры мне не нравится — добавление открытых 3-й или 4-й струн (сохраняя зажатыми остальные) только усложняет аккорд. К тому же открывая четвертую струну (D) мы теряем в аккорде тонику. Можно, конечно добавить её на шестой струне, но удобства это не добавляет. Поэтому я не буду вам рекомендовать эти аккорды для постоянного применения.

Но эти знания не станут для нас пустой теорией. Данные аппликатуры сложно рассматривать в качестве основных, но их можно использовать в качестве дополнительного украшения. Отпуская и снова прижимая отдельные струны можно разнообразить звучание аккорда. В качестве примера рекомендую Don’t panic группы Coldplay. Там как раз во вступлении чередуются Fmaj7 и Fmaj9.

Со второй струной немного сложнее. C точки зрения музыкальной теории H(B) не слишком хорошо вписывается в аккорд F. Вот если бы это был Hb(Bb), то мы бы получили Fsus4. Добавление H(B) в аккорд F можно расценивать двояко. Например, как добавление в септаккорд увеличенной 11 ступенью. Тогда в аккорд хорошо бы добавить за компанию ноты Е и G и мы получим Fmaj9#11. Можно как понижение квинты на полтона. В таком случае нужно на 5-й струне тоже взять ноту H(B), или хотя бы просто заглушить С. Нота Е тоже придется здесь кстати. Получаем Fmaj7b5.

Гармонически, с точки зрения музыкальной теории, я оба эти аккорда оценить не берусь. Могут ли они заменять собой фа-мажор или нет? Обычно в таких случаях мне на помощь приходит слух. Мы же не собираемся нашим слушателям объяснять про увеличение 11 ступени или понижение пятой. Поэтому если на слух аккорд звучит, то он нам подходит. Я часто пользуюсь такой аппликатурой:

Наверно правильное название получившегося аккорда Fmaj7+11. Он очень хорошо звучит в акустике (электро вариант скорее всего будет звучат грязно и придется какими-нибудь нотами жертвовать). Получается немного нервно, но не слишком диссонансно, чтобы от него отказываться. Чтобы сгладить напряжение этого аккорда его желательно разрешать в какой-нибудь устойчивый аккорд. Вот пример его использования: E — Fmaj7+11 — G* — Am (* — G тоже можно взять в той же аппликатуре, что и F, также с открытыми струнами). Кстати такая последовательность (иногда без аккорда Am) может использоваться для стилизации “а-ля фламенко”.

Идем дальше. До этого мы упрощали аппликатуру убирая из неё отдельные пальцы. Теперь попробуем добавить. Все дело в том, что применение открытых струн не универсально — стоит сдвинуть аппликатуру на пол тона, снова приходится смотреть, какие открытые струны будут звучать органично. Поэтому естественно желание получить более универсальную аппликатуру аккорда на закрытых струнах.

Если взять за основу последнюю аппликатуру, то у нас есть свободный мизинец, который мы можем с применить с пользой. При всем богатстве выбора, имеет смысл говорить лишь о трех нотах: D, Eb и G. Все остальные, на мой взгляд, к нашему аккорду подходят не очень хорошо, но я не стану вас отговаривать от экспериментов.

Начнем с Eb — его добавление превратит F в доминантсептаккорд F7. На доминантсептаккорд можно заменить доминантное трезвучие (мажор пятой ступени). Аппликатуру стоит запомнить, потому что она универсальна (для доминантсептаккорда) и её можно применять к любому аккорду с тоникой на 4 (или 6) струне. В этой аппликатуре важно глушить 1-ю и 6-ю струны.

Оставшиеся ноты мы уже обсуждали. Добавление ноты D даст нам аккорд F6 (мажорный аккорд с добавленной 6-ой ступенью):

Это тоже универсальная аппликатура, поскольку не содержит открытых струн и её без ограничений можно двигать по грифу получая новые аккорды. Можно задействовать первую струну — либо открыую (Е), либо на 3 ладу (G) в обоих случаях мы получим получим терцдецимаккорд — Fmaj13 (правда с пропущенной 11 ступенью и в зависимости от варианта 7-й или 9-й ступенями, но это не страшно). Для того чтобы добавить G аппликатуру придется слегка перекроить:

Зато аппликатура получается более универсальная, чем с открытой первой струной. Можно просто добавить ноту G (не добавляя D) и получить уже знакомый нам аккорд Fmaj9. Правда в этом случае надо что-то решать с второй струной — либо глушить, либо брать на ней ноту С, что дает нам еще две универсальные аппликатуры:

В результате второго способа мы получили, как минимум, 4 аппликатуры, позволяющих с тем или иным успехом заменить барресодержащий аккорд F на похожий аккорд без барре. И ещё 8 аппликатур позволяющих разнообразить звучание аккорда F. И снова никакого барре!

Третий метод — читерский, и не всегда эффективно работает (поэтому я и говорю, что их 2 с половиной), зато очень хорошо расширяет музыкальный кругозор и развивает находчивость. Этот метод — транспонирование. Транспонирование — изменение тональности песни, с сохранением её гармонической структуры. Иногда нужную песню можно транспонировать таким образом, что все аккорды можно будет брать без барре или минимизировать их количество. Не углубляясь в теоретические подробности этого метода, объясню его суть на пальцах. В результате транспонирования фактически каждый используемый в песне аккорд повышается или понижается на одинаковое количество полутонов. Классический для меня пример чижовская “Вечная молодость”. В оригинале Чиграков играет:

Em — D7 — G — Am — Н7 — Em

Если у вас вызывает затруднение аккорд H7(B7), то мы легко можем транспонировать эту гармонию в Am:

Аm — G7 — C — Dm — E7 — Am

Или вот тоже часто употребляемая последовательность: С — Am — F — G

Если вам не нравится аккорд F, пожалуйста, перемещаемся в тональность G и у нас ни одного аккорда с барре: G — Em — C — D

Если кого-то интересуют теоретические подробности этих фокусов — прошу в комментарии, там разберемся, что к чему.

Есть еще один способ, но еще более читерский, чем предыдущий и называется “аккордовая замена”. Сам я в теории пока не настолько силен, чтобы объяснять суть этого метода. Но если коротко, то он предполагает, что большинство аккордов, с точки зрения гармонии могут взаимозаменяться без потери их гармонического значения. Например, утверждается, что любой мажорный аккорд может меняться на его параллельный минор и наоборот. Например, для фа-мажора параллельным минором будет ре-минор. Таким образом, F без особых последствий можно заменить на Dm. Логика мне подсказывает, что в целом все так и есть, особенно если менять F6 на Dm или Dm7, но слух чувствует какой-то подвох. Поэтому для меня этот метод пока не очень однозначен, и я им крайне редко пользуюсь.

Два остальных принципа мы рассмотрим в следующий раз.

Источник

Оцените статью