Всем рок н ролл школа гитары

Как играть рок-н-ролл на гитаре. Уроки рок-н-ролла для начинающих

Рок-н-ролл на гитаре. Общая информация

Рок-н-ролл считается одним из самых влиятельных и старейших музыкальных жанров, от которого в дальнейшем пошла почти вся современная гитарная музыка. Своими стандартами он задал вектор для развития, как поп-композиций, так и тяжелого рока и метала. Если гитарист действительно хочет понять, как устроен его любимый жанр – то это с данным направлением ознакомиться стоит в первую очередь. В этой статье мы подробно расскажем, как играть рок-н-ролл на гитаре, а также дадим практические упражнения и примеры песен, по которым вы поймете, как этот жанр вообще работает.

Как играть рок-н-ролл на гитаре

Поскольку рок-н-ролл пошел от блюза, ритм-энд-блюза, и кантри, он перенял массу приемов из этих жанров. Поэтому, если вы любите слушать и играть кантри или блюз, то и в рок-н-ролле сориентироваться будет проще.

Ритмические рисунки

В рок-н-ролле на гитаре используются стандартные 4/4, однако обыгрываются они по-разному. Самый классический рисунок – шаффл, который часто используется в блюзе. Другие ритмы обычно подразумевают танцевальность и постоянное движение. Классические баллады играются восьмыми нотами с небольшим ускорением в ритме «Раз-и-Два-и-Три-и-Четыре», где опора идет на счет, а на «и» — промежуточные ноты.

Читайте также:  Описание гитары для ребенка

Пентатоника

Как и в блюзе, основа рок-н-ролла лежит в пентатонике. Напомним, что это разновидность лада народной музыки , в звукоряде которого отсутствуют IV и VII ступени – в случае мажора, или II и VI в случае минора. Соответственно, в отличие от обычной гаммы, он содержит в себе только пять нот. Именно пентатоника и создает тот самый характерный звук и мотив, свойственный всей североамериканской музыке.

Блюзовый квадрат

Еще одна вещь, которая перешла от блюза в рок-н-ролл – это блюзовый квадрат. Напомним, что он выглядит вот так:

  • Четыре такта – тоника
  • Два такта – субдоминанта, два такта – тоника
  • Два такта – доминанта, два такта – тоника.

При необходимости составить аккомпанемент при помощи аккордов рок-н-ролла на гитаре, вы можете использовать этот классический прием в нужном вам ритмическом рисунке.

Используемые аккорды и позиции

В отличие от своего жанра-предка, рок-н-ролл использует блюзовые аккорды в упрощенном варианте. Очень часто в песнях можно услышать обычные аккордовые формы, либо септ- и секстаккорды. Кроме этого, в рок-н-ролле активно используются пауэр аккорды, в комбинации с глушением струн и переменным штрихом. Подробнее о них можно прочитать в статье « Как играть рок на гитаре ».

Рок-н-ролл может играться в позиции, при которой басовая струна остается открытой, а более высокие струны играют основную мелодию. Именно тогда и применяется глушение. При этом мелодия идет четко внутри бокса пентатоники нужной вам тональности, и нередко почти не движется по грифу, вместо этого продвигаясь вверх по струнам.

Рок-н-ролл на гитаре – упражнения

Упражнение #1

Это упражнение направлено на понимание вами базовых принципов того, как играть рок-н-ролл на гитаре. Здесь вы можете услышать классический для данного жанра ритмический рисунок, а также базовые принципы движения по гармонии.

Упражнение #2

Теперь рассмотрим классический аккордовый паттерн – E, A, Bm. Обратите внимание на то, что в конце каждого такта аккорды переходят в свою 7-форму. Запомните ее, чтобы использовать в дальнейшем.

Упражнение #3

Теперь немного совместим прошлые упражнения. Ваша задача – сыграть мелодию, которая начинается на классических квинт-аккордах, но потом переходит в проходку по струнам. Если у вас не получается сделать это в указанном темпе – попробуйте начать с меньшего.

Упражнение #4

Теперь ваша задача – сыграть паттерн, который быстро переходит с мелодии на одной струны в аккорды. Это довольно сложно, поэтому рекомендуем вам начать с низкого темпа и постепенно наращивать его.

Исполнители классического рок-н-ролла

Для того чтобы лучше понять жанр и то, как он звучит, рекомендуем вам послушать исполнителей классического рок-н-ролла, которые задали стандарты жанра:

  1. Chuck Berry
  2. Elvis Presley
  3. BB King
  4. Buddy Holly
  5. Bill Haley

Табулатуры популярных песен

Ниже представлены табулатуры наиболее популярных рок-н-ролл композиций, которые также стоит выучить, чтобы до конца освоить все приемы игры этого жанра.

Источник

Строгий дедушка: как Роберт Фрипп открыл рок-н-роллу джаз и классику

Его редко узнают в лицо на улице, но звук его гитары знаком едва ли не каждому любителю современной музыки. Он играл с интеллектуалами, вроде Дэвида Сильвиана и Брайана Ино, и с мастерами танцевальной электроники The Grid и The Beloved. Помогал в студии проявляться иронии Talking Heads и Дэвида Боуи и разрабатывал собственные приемы игры на гитаре, от нового строя до «фриппертроники», хитроумного устройства задержки сигнала с использованием сперва двух магнитофонов, а потом и цифровых устройств. И, что никак не менее важно, не забывал и о собственных проектах, самый знаменитый из них под названием King Crimson остается одной из важнейших вех в истории прогрессив-рока. Сегодня, 16 мая, Роберту Фриппу исполняется 75 лет — и «Известия» вспоминают о месте замечательного музыканта в современной культуре.

Господин оформитель

Этот неприметный человек с добродушным круглым лицом совершенно не похож на рок-звезду — даже непременным джинсам он уже много лет предпочитает строгий костюм-тройку. Тем не менее мало кто сделал для рок-н-ролла столько, сколько Роберт Фрипп. Своим учителем и вдохновителем его считают такие разные музыканты, как панк-гитарист Стив Стивенс, Кирк Хэмметт из Metallica, японский нойз-маэстро Мерцбоу и американская инди-поп сенсация St. Vincent.

Музыкант Роберт Фрипп

Он не наряжается в люрекс, кожу, пух и перья, не принимает на сцене героических поз и даже никогда, кажется, не громил номера в отелях (хотя другие участники ранних итераций King Crimson не были вовсе уж чужды рокерской удали). Он просто играет на гитаре — вот уже более полувека. Параллельно придумывая разнообразные технические и технологические ухищрения, благодаря которым его партии невозможно ни с кем спутать — и трудно позабыть даже неискушенному слушателю.

Слушатель же искушенный вспомнит и о другой стороне великого гитариста — о Фриппе как композиторе, одном из самых странных, талантливых и изощренных сочинителей для гитары второй половины ХХ века. Отнести его (соло, с King Crimson или в составе множества других проектов, для которых он писал и пишет музыку) к какому-то одному стилю сложно; даже невозможно. Главным открытием Фриппа, пожалуй, было обращение к европейской серьезной музыке и, конечно, джазу. «Каков музыкальный материал стоит, к примеру, за моим соло в [песне Дэвида Боуи] Fashion? Это струнные квартеты Бартока, Хендрикс, первобытная энергия «Весны священной» Стравинского. Всё это словарь, но он не определят высказывания; это лишь слова, которыми ты пользуешься», — объяснял Фрипп в недавнем интервью.

Уникальная музыкальная эрудированность Фриппа позволяет ему формировать художественные высказывания только средствами самой музыки — лексическая составляющая, традиционно столь важная для рок-н-ролла, для него почти всегда второстепенна. Музыка сопровождала его с самого юного возраста и составляла главное в его жизни со школьной скамьи.

Роберт появился на свет в семье, которую правильнее всего было бы назвать трудовой — выбившиеся из рядов рабочего класса мелкие предприниматели, души не чаявшие в своих отпрысках. На десятый день рождения Бобби получил в подарок свою первую гитару и, по его словам, «сразу же понял, что в ней будет заключена вся последующая жизнь». Предчувствия его не обманули.

Летчик Альфред Фрипп, участник «Великого побега» из нацистского лагеря военнопленных (о котором в 1960-е был снят известный фильм со Стивом Маккуином) — родной дядя Роберта. Символично, что специальная программа Би-би-си в память об Альфреде (он умер в 2013 году в возрасте 98 лет) завершалась песней Дэвида Боуи «Герои», партию гитары при записи которой исполнил его знаменитый племянник.

Серьезное дело

В 15 лет Фрипп присоединился к своей первой группе, одновременно занявшись изучением риелторского бизнеса отца в качестве младшего клерка. Однако унаследовать фирму ему было не суждено — уже в 17 Роберт решил, что его больше привлекает карьера профессионального музыканта. Так графство Дорсет потеряло потомственного специалиста по недвижимости, а мир обрел великого гитариста.

Фрипп подрабатывал игрой в джазовом трио Дугласа Уорда, одновременно получая образование — экономическое, не музыкальное — в почтенном Борнемутском колледже. Он всегда был серьезным человеком — и эта серьезность часто раздражала игравших с ним легкомысленных «лабухов». А уж строгое отношение к посетителям концертов любой группы с его участием вошла в легенды: им категорически воспрещается фотографировать, курить в зале (даже в те годы, когда это было нормой), даже чихать и кашлять.

Возможно, Роберт и остался бы джазовым музыкантом — и даже, скорее всего, знаменитым джазовым музыкантом — но в 21 год его внезапно посетило озарение. Возвращаясь домой с учебы, он случайно поймал в транзисторном приемнике финал битловской A Day In the Life. Вскоре он услышал и молодого американского гитариста по имени Джимми Хендрикс. Все части головоломки вдруг собрались воедино: теперь Фрипп точно знал, куда следует двигаться. После недолгих экспериментов в составе трио «Джайлс, Джайлс и Фрипп» (на обложке их единственного альбома можно увидеть редкое фото улыбающегося Фриппа) Роберт собрал всю свою знаменитую серьезность — и первый состав великих King Crimson.

Вышедший в 1969 году дебютный альбом In the Court of the Crimson King принес начинающей группе и неожиданный коммерческий успех (5-е место в национальном хит-параде Великобритании), и реальную известность — The Rolling Stones пригласили их «разогревать» публику на вошедшем в анналы концерте в Гайд-парке. Публике новая и странная музыка понравилась; критики же не сразу поняли, что обещает эта смесь джаза, хард-рока и классических гармоний.

Несмотря на разнобой в рецензиях, уже год спустя «прогрессивный» рок, как его назвали журналисты, заставил забыть моду на психоделию и правил бал в чартах и на концертных площадках — благодаря таким именам, как Yes, Procol Harum, Pink Floyd. И, конечно, самим King Crimson — хотя из-за характера Фриппа в группе редко кто задерживался больше, чем на один альбом.

В школе и дома

Несмотря на вздорный характер и почти параноидальный перфекционизм (а может быть, и благодаря последнему), Фрипп оказался превосходным педагогом. Через его знаменитую школу Guitar Craft с 1985 по 2010 год прошли более 3 тыс. молодых гитаристов, жаждущих приобщиться к первоисточнику «нового стандартного строя» (квинтовый гитарный строй, разработанный Фриппом в начале 1980-х). А заодно и самосовершенствоваться духовно и физически — Фрипп считает, что искусство игры на инструменте неотделимо от общей формы, поэтому на его курсах изучали и китайскую гимнастику тайцзицюань, и разработанную в конце XIX века австралийским энтузиастом Фредериком Александером технику исправления осанки.

Музыкант Роберт Фрипп в составе группы King Crimson во время выступления

Фрипп несколько раз распускал свой самый знаменитый проект, собирал его вновь — с разными музыкантами и совершенно диковинными составами (достаточно вспомнить «двойное трио» 1990-х — два басиста, два гитариста, два ударника). King Crimson продолжают выступать и сегодня (хотя нового студийного материала не выпускали с 2011 года) — на 2021 год, если позволит обстановка, намечено и турне. Вскоре выйдет и очередной альбом с участием Фриппа — легендарные британские электронщики The Grid пригласили его как соавтора и гитариста. Пока же Фрипп открыл свои сольные архивы и выкладывает на стриминговые сервисы амбиентные записи разных лет, объеденные общим названием Music For Quiet Moments («Музыка для тихих моментов»).

Впрочем, обстановка пандемии внезапно показала и совершенно неожиданную сторону самого серьезного музыканта в мире. Удалившись в добровольную самоизоляцию в свою буколическую усадьбу в Вустершире, Роберт и его жена, певица и актриса Тойя Уилкокс, вот уже год с лишним бомбардируют публику уморительными и трогательными клипами на YouTube. Тойя, не потерявшая памятный поклонникам панк-рока истошный голос, поет известные рок-хиты (часто в рискованных для своих 62 нарядах), ну а Фрипп с каменным лицом аккомпанирует на гитаре. Иногда всё же не сдерживает улыбку — похоже, что возраст берет свое, разве что не в той форме, что все мы привыкли.

Источник

Оцените статью