Вступление хованщина ноты для

Модест Петрович Мусоргский — Отрывок из вступления к опере «Хованщина»

Великий гуманист, демократ и правдолюбец, Мусоргский стремился деятельно служить своим творчеством народу. С огромной силой отразил он острые социальные конфликты, создал могучие, полные драматизма образы восставшего и борющегося за свои права народа. Вместе с тем Мусоргский был чутким психологом, знатоком человеческой души. В музыкальных драмах «Борис Годунов» и «Хованщина» необычайно динамичные, красочные массовые народные сцены сочетаются с разнообразием индивидуальных характеристик, психологической глубиной и сложностью отдельных образов. В сюжетах из отечественного прошлого Мусоргский искал ответа на животрепещущие вопросы современности. «Прошедшее в настоящем — вот моя задача», — писал он Стасову, работая над «Хованщиной». Как гениальный драматург проявил себя Мусоргский и в произведениях малой формы. Некоторые из его песен представляют собой подобие небольших драматических сценок, в центре которых — живой и законченный человеческий образ. Вслушиваясь в интонации разговорной речи и в мелодии русской народной песни, Мусоргский создал глубоко оригинальный, выразительный музыкальный язык, отличающийся острой реалистической характерностью, тонкостью и многообразием психологических оттенков. Творчество его оказало большое влияние на многих композиторов: С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, Л. Яначека, К. Дебюсси и др.

Источник

Опера `Хованщина` (1872-80)

Место действия: Москва. Время действия: 1682 год.
Красная площадь в Москве. Светает. Боярин Шакловитый — ставленник царевны Софьи — диктует подъячему донос Петру: начальник стрельцов князь Иван Хованский задумал посадить на престол сына и водворить на Руси старый порядок. У столба, который поставили стрельцы в память своей недавней победы, останавливаются пришлые люди; с ужасом узнают они о жестокой расправе с неугодными стрельцам боярами. Тем временем стрельцы приветствуют своего предводителя — Ивана Хованского. Тут же и сын князя Андрей, который преследует своими любовными притязаниями Эмму, девушку из немецкой слободы. На ее защиту встает раскольница Марфа, недавняя возлюбленная Андрея. Эту сцену застает возвратившийся Иван Хованский. Ему самому приглянулась Эмма, но Андрей готов скорее убить ее, чем отдать отцу. Занесенный над девушкой нож властно отводит Досифей, глава раскольников.

Читайте также:  Цыганочка с выходом ноты синтезатор

Кабинет князя Василия Голицына — канцлера и фаворита царевны Софьи. Князь погружен в мрачное раздумье, его одолевает страх перед будущим. Явившаяся под видом гадалки Марфа предсказывает князю опалу. Суеверный Голицын в смятении. Чтобы сохранить пророчество в тайне, он велит слуге утопить гадалку. Но Марфа успевает скрыться. В доме Голицына собираются противники Петра. Беседа Голицына и Хованского — скрытых соперников, ненавидящих и боящихся друг друга, переходит в ссору, которую прекращает Досифей. Он призывает их смирить кичливую гордость, подумать о спасении Руси. Вбегает взволнованная Марфа. Она рассказывает о покушении на ее жизнь и чудесном спасении, пришедшем от петровцев. С тревогой слышат заговорщики имя Петра. Но еще страшней весть, принесенная Шакловитым: царь Петр узнал о заговоре, заклеймил его хованщиной и велел с ним покончить.

Стрелецкая слобода в Замоскворечье. Тяжело переживает Марфа измену князя Андрея. Досифей ласково утешает ее. Проснувшиеся пьяные стрельцы предаются буйному, бесшабашному веселью. Его прерывает насмерть перепуганный подъячий. Стряслась беда: нещадно побивая жителей слободы, приближаются петровские рейтары (наемные всадники). Стрельцы ошеломлены. Они просят Хованского вести полки в бой. Но, страшась Петра, князь призывает стрельцов покориться и разойтись по домам.

Слуга Голицына предупреждает Хованского, укрывшегося в своем подмосковном имении, что его жизнь в опасности. Хованский вспыхивает гневом — кто посмеет тронуть его в собственной вотчине? Появляется Шакловитый с приглашением от царевны Софьи на тайный совет. Хованский приказывает подать себе парадные одежды. Однако едва князь выходит из палаты, как наемник Шакловитого поражает его кинжалом.

Расправляется Петр и с другими заговорщиками: князь Голицын отправлен под конвоем в ссылку, рейтарам дан приказ окружить раскольничьи скиты. Не знает о крушении заговора лишь Андрей Хованский. Он не верит Марфе, сообщившей ему об этом, и тщетно трубит в рог, созывая свой полк. Однако, увидев стрельцов, идущих на казнь, Андрей понимает, что все погибло, и в страхе просит Марфу спасти его. Стрельцы уже склоняют головы над плахами, но в последний момент посланный Петром боярин Стрешнев объявляет указ о помиловании.

Читайте также:  Лунная соната облегченная версия ноты для фортепиано

Поляна в глухом бору. Лунная ночь. В одиночестве скорбит Досифей; он сознает обреченность раскольников и свою ответственность за их судьбу. Исполненный мужественной решимости, он обращается к братии с призывом сгореть в огне во имя святой веры, но не сдаться. Раскольники готовы предать себя сожжению. И когда, пробившись сквозь чащу, на поляну врываются солдаты Петра, они видят раскольничьи скиты, объятые пламенем. Вместе с братией гибнет и Андрей, которого увлекла в огонь Марфа, мечтая в смерти соединиться с любимым.

«Хованщина» впервые прозвучала на частной петербургской сцене 9 (21) февраля 1886 года

Источник

Вступление хованщина ноты для

Инструменты: вокалы, смешанный хор, фортепиано

5 актов (не закончено)

Бесспорно, творчество – неотъемлемая составляющая закономерного развития разных обществ и городов. Необходимость музыкального искусства неисчерпаема. Часто мы не думаем о сущности классической музыки, так как все влияния просачиваются на инстинктивном уровне. Музыка повсюду: в машине, на природе, на похоронах, на работе. Главное, что творчество позволяет соприкоснуться с искусством, совершенствовать скрытую важность, быть более человечными, добрыми, чувствительными. Сегодня жизнь очарована творчеством разноплановых стилей, и каждый музыкант ищет собственный маршрут. Безусловно, одним из мощнейших влияний обладает оцененное всеми художественное искусство.

Многие музыканты используют музыку для достижения умиротворения после длительной нагрузки. Музыка восстанавливает энергию после напряженного, сложного, трудового, утомительного дня. Таким образом, общество забывает свои трудности. Встречается и другая ипостась, способная раззадоривать общество. За счет искусства многие люди способны выразить свои впечатления любимым или рассказать содержание романа, рассказа, события, истории. Гении мира культуры различными сочинениями имеют возможность раскрыть черты, характеры, чувства, настроение, возможности, желания людей. Ежедневно композиции стараются научиться многие люди, ведь это способ переговоров. За счет творчества можно узнать своё предназначение. Сайт Нототека разработан для того, чтобы показать, как дарить, понимать, чувствовать, демонстрировать различные чувства, радости, мысли, эмоции, переживания через искусство, классическую музыку, творчество. Сборники нот хранят масштабную коллекцию произведений знаменитых гениев, музыкантов, профессионалов былых эпох. Вполне просто приобрести книгу нот сочинений и самостоятельно научиться мастерству игры на выбранном музыкальном инструменте. Жизнь рождает музыку, а культура модифицирует жизнь. Мелодия умеет завораживать мир, характеризовать чувства к близким, прибавлять силу воли, усиливать повседневную активность, разделить печали или блаженство. Популярные сочинения активизируют, подпитывают, вдохновляют, приглашают к действию, длительным занятиям, большому старанию. Музыка льется от сердца. Не ощутив, увидев, прочувствовав возможности, настроения, оттенки творчества, музыки, искусства, нереально прочувствовать ее уникальную, необычную, индивидуальную сущность. Музыкальное образование – путеводитель в особую, душевную, потаенную тайну вселенной, общества, мира. С юности нужно учиться не только мыслить, но и осмыслять законы гармонии. Игра возникла с происхождением людей. Уже тогда она имела магическое воздействие, а древним исполнителям приписывали уникальные волшебные знания. Сегодня музыка, творчество, искусство владеет той же необъяснимой силой. Некоторые чувствовали ее странное, необъяснимое, нечеловеческое влияние, когда мелодия привлекает, поглощает, захватывает, принуждает плакать, мучиться или радоваться, веселиться, забирает в иное бытие, в котором обитает только доброта, спокойствие, гармония. Классическая музыка – это язык переговоров, связи, взаимодействия всех времен и национальностей, который работает как лекарство. Сочинения Мусоргского, Грига, Бетховена, Рахманинова могут затягивать глубокие психологические боли, воодушевлять, активизировать, успокаивать, раззадоривать. Многие крупные клиники, больницы, медицинские центры включают тихую классическую музыку при лечении значимых заболеваний. Важно чувствовать ее воздействие и учиться понимать, выявлять всю силу ее влияния. Единственной фразой можно подарить, передать, показать настроение, надежду, улыбку, эмоции или рассказать о различных особенностях существования. Творчество – это способ показать то, что не хочешь передать словами, улыбкой, речью, жестами. Наслаждаться искусством, музыкой, творчеством и понимать, чувствовать, ощущать это на самом деле восхитительно. Человек, открытый душевно, и понимающий всю силу искусства, музыки, творчества, действительно счастлив, богат, прекрасен, красив.

Источник

Модест Петрович Мусоргский — Отрывок из вступления к опере «Хованщина»

Великий гуманист, демократ и правдолюбец, Мусоргский стремился деятельно служить своим творчеством народу. С огромной силой отразил он острые социальные конфликты, создал могучие, полные драматизма образы восставшего и борющегося за свои права народа. Вместе с тем Мусоргский был чутким психологом, знатоком человеческой души. В музыкальных драмах «Борис Годунов» и «Хованщина» необычайно динамичные, красочные массовые народные сцены сочетаются с разнообразием индивидуальных характеристик, психологической глубиной и сложностью отдельных образов. В сюжетах из отечественного прошлого Мусоргский искал ответа на животрепещущие вопросы современности. «Прошедшее в настоящем — вот моя задача», — писал он Стасову, работая над «Хованщиной». Как гениальный драматург проявил себя Мусоргский и в произведениях малой формы. Некоторые из его песен представляют собой подобие небольших драматических сценок, в центре которых — живой и законченный человеческий образ. Вслушиваясь в интонации разговорной речи и в мелодии русской народной песни, Мусоргский создал глубоко оригинальный, выразительный музыкальный язык, отличающийся острой реалистической характерностью, тонкостью и многообразием психологических оттенков. Творчество его оказало большое влияние на многих композиторов: С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, Л. Яначека, К. Дебюсси и др.

Источник

Вступление хованщина ноты для

Московский камерный Шнитке-оркестр.

Основатель и художественный руководитель оркестра – заслуженный артист РФ, профессор Игорь Громов.

Рекомендательный список литературы

Мусоргский М.П.

ЭБС ЛАНЬ

  1. Мусоргский, М. П. Enfantines (Детская) / М. П. Мусоргский. — Санкт-Петербург : ЦГПБ им. В.В. Маяковского, 1900. — 48 с. — URL: https://e.lanbook.com/book/66690
  2. Мусоргский, М. П. La defaite de Sennacherib (Поражение Сенахериба) / М. П. Мусоргский. — Санкт-Петербург : ЦГПБ им. В.В. Маяковского, 2015. — 19 с. — URL: https://e.lanbook.com/book/68212
  3. Мусоргский, М. П. Без солнца / М. П. Мусоргский. — Санкт-Петербург : ЦГПБ им. В.В. Маяковского, 1929. — 24 с. — URL: https://e.lanbook.com/book/66998
  4. Мусоргский, М. П. Борис Годунов. Партитура / М. П. Мусоргский. — Санкт-Петербург : ЦГПБ им. В.В. Маяковского, 1928. — 206 с. — URL: https://e.lanbook.com/book/66974
  5. https://e.lanbook.com/book/67055
  6. Мусоргский, М. П. Два отрывка из оперы «Сорочинская ярмарка». Партитура для народного оркестра / М. П. Мусоргский. — Санкт-Петербург : ЦГПБ им. В.В. Маяковского, 1932. — 15 с. — URL: https://e.lanbook.com/book/67114
  7. Мусоргский, М. П. Женитьба / М. П. Мусоргский. — Санкт-Петербург : ЦГПБ им. В.В. Маяковского, 1934. — 225 с. — URL: https://e.lanbook.com/book/67193
  8. Мусоргский, М. П. Интермеццо. Партитура для оркестра / М. П. Мусоргский. — Санкт-Петербург : ЦГПБ им. В.В. Маяковского, 1931. — 36 с. — URL: https://e.lanbook.com/book/67072
  9. Мусоргский, М. П. Млада. Сцена торга. Переложение для фортепиано в 4 руки и голоса / М. П. Мусоргский. — Санкт-Петербург : ЦГПБ им. В.В. Маяковского, 1931. — 21 с. — URL: https://e.lanbook.com/book/67066
  10. Мусоргский, М. П. Ночь на Лысой горе. Переложение для фортепиано в 4 руки / М. П. Мусоргский. — Санкт-Петербург : ЦГПБ им. В.В. Маяковского, 1926. — 41 с. — URL: https://e.lanbook.com/book/66937
  11. Мусоргский, М. П. Песня Варлаама / М. П. Мусоргский. — Санкт-Петербург : ЦГПБ им. В.В. Маяковского, 1937. — 7 с. — URL: https://e.lanbook.com/book/67280
  12. Мусоргский, М. П. Рассвет на Москве-реке / М. П. Мусоргский. — Санкт-Петербург : ЦГПБ им. В.В. Маяковского, 1933. — 7 с. — URL: https://e.lanbook.com/book/67157
  13. Мусоргский, М. П. Романсы и песни для голоса с фортепиано / М. П. Мусоргский. — Санкт-Петербург : ЦГПБ им. В.В. Маяковского, 1931. — 69 с. — URL: https://e.lanbook.com/book/67097
  14. Мусоргский, М. П. Собрание вокальных сочинений. Вокальные циклы: Юные годы, Детская, Без солнца, Песни и пляски смерти : ноты / М. П. Мусоргский. — Санкт-Петербург : Планета музыки, 2019. — 224 с. — ISBN 978-5-8114-4238-6. — URL: https://e.lanbook.com/book/119206
  15. Мусоргский, М. П. Юбилейный сборник / М. П. Мусоргский. — Санкт-Петербург : ЦГПБ им. В.В. Маяковского, 1931. — 110 с. — URL: https://e.lanbook.com/book/67082
  16. Мусоргский, М. П. Сочинения М. Мусоргского в свободной обработке для смешанного хора a cappella Я. Дубравина / М. П. Мусоргский, Я. И. Дубравин. — Санкт-Петербург : Композитор, 2006. — 100 с. — URL: https://e.lanbook.com/book/2822

ЭБС НЭБ

  1. Мусоргский, М.П. Борис Годунов. В обработке Н.А. Римского-Корсакова/ М.П. Мусоргский.- Москва-Ленинград, Музгиз, 1949 – 386 с.- https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_004468621/
  2. МусоргскийМ.П. Сорочинская ярмарка. Вступление. Переложение для фортепиано в 4 руки/ М.П. Мусоргский.- В. Бессель и Ко.- 13 с.- https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_004475387/
  3. Мусоргский М.П. Поражение Сенахериба. Партитура для оркестра/ М.П. Мусоргский.- Беляев, Лейпциг, 1893. – 27 с.- https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_004466485/
  4. Мусоргский М.П. Сорочинская ярмарка. Клавир для пения/ М.П. Мусоргский.- Москва, Гос. издат. Муз. сектора, 1926.- 232 с.- https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_004466435/
  5. Мусоргский М.П. Хованщина. Клавир для пения с фортепиано/ М. П. Мусоргский.- Москва, Гос. издат. Муз сектора, 1925.- 207 с.- https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_004465606/
  6. Мусоргский. М.П. Песни и пляски смерти/ М. П. Мусоргский.- Музгиз: Универсальное издательство, 1928.- 39 с.- https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_004469008/
  7. Мусоргский, М.П. Картинки с выставки. Переложение для фортепиано/ М. П. Мусоргский.- Москва – Ленинград, Музгиз, 1951.- 47 с.- https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_004465085/
  8. МусоргскийМ.П. Избранные романсы и песни/ М.П. Мусоргский.- Ленинград, Музыка, 1972.- 231 с.- https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_001958818/
  9. Мусоргский, М.П. Ночь на Лысой горе. Партитура для оркестра/М.П. Мусоргский.- Ст. Петербург; Москва, 1886. – 65 с.- https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_004466484/

ЭБС Университетская библиотека

Источник

Оцените статью