Вся музыкальная теория для гитары

Теория музыки для гитаристов

В этом разделе приведены основы теории музыки: звуки, звукоряд, октавы, гаммы, лады, построение аккордов, тональность, запись и чтение нот и табулатур.

Расположение нот на грифе гитары

Эта статья полезна будет новичкам, чтобы сориентироваться в расположении нот на грифе шестиструнной гитары в стандартном строе.

Как читать табулатуры

Распространенные варианты записи табулатур. Запись приемов игры в табулатурах.

Советы начинающим бас гитаристам

Несколько советов, следуя которым, можно значительно повысить свой уровень игры на бас гитаре.

Создание басовой линии

Иногда возникают ситуации, когда вашей группе необходимо срочно исполнить малознакомую, например, эстрадную песню. В любом источнике без труда можно найти подробную последовательность аккордов. Для ритм-гитары этого достаточно. Информации по басу, как и по барабанам, намного меньше. Что делать?

Техника игры на бас гитаре

Если Вы решили играть на бас гитаре, и находитесь в самом начале пути, то несколько советов должны помочь в освоении инструмента

Читайте также:  Прекрасное далеко бас гитара

Музыкальные интервалы

Мелодический и гармонический интервал. Простые и составные интервалы. Обращение интервалов. Понятия консонанс и диссонанс.

Гаммы, лады и пентатоника

В этой стать рассмотрены гаммы, диатонические лады и пентатоника. Это необходимо знать, если Вы хотите играть осознано.

Обозначение пальцев, ладов и струн гитары

Обозначение пальцев ладов и струн гитары, принятые в записи композиций для гитаристов.

Запись нот

Нотное письмо. Обозначение высоты звука, его длительности, такта композиции, темпа, пауз.

Звукоряд, октавы и ноты

Что такое звукоряд и октава. Натуральный звукоряд. Наименование октав и нот.

Музыкальные звуки.

Что такое музыкальный звук и его характеристики.

Источник

Как научиться играть на гитаре? Этап №4. Элементарные понятия музыкальной теории. Сочинение собственной музыки

Мы начинаем серию материалов, посвященных тому, как научиться играть на гитаре. Чем она будет отличаться от десятков похожих материалов в интернете? Тем, что мы уберем всю избыточную информацию и постараемся в 4 этапа продемонстрировать вам путь музыканта от дворовой игры на гитаре простым боем до осмысленного понимания строения инструмента и сочинения собственных музыкальных партий с начальными знаниями в музыкальной теории. Но обо все по порядку: запаситесь терпением и будьте готовы усердно трудиться. Поверьте, это того стоит!

Другие материалы из серии:

Этап №4. Элементарные понятия музыкальной теории. Сочинение собственной музыки.

Наконец, мы подошли к тому, что является целью любого увлеченного музыканта – сочинение собственной музыки. В этой статье мы постараемся вам кратко и простым человеческим языком объяснить основные принципы сочинения музыки и дать пару советов из собственного опыта.

Мы постараемся не грузить вас терминологией из учебников по сольфеджио и не будем заставлять учить нотную грамоту – этим вы всегда сможете заняться и самостоятельно. Мы же подготовили для вас основные тезисы, которые, надеемся сэкономят вам немало времени в вопросах понимания гитарного искусства. Итак, начнем!

Ноты на грифе гитары

Первое, что вам нужно понять и по возможности выучить – это расположение нот на грифе. Для 6-струнной гитары в стандартном строе оно приведено на картинке ниже.

Запутанно, не правда ли? Это только с первого взгляда – посвятите первую неделю тому, чтобы безошибочно ориентироваться в нотах открытых струн, нотах на 5 и 10 ладу. Обратите внимание, что на 12 ладу ноты идентичны открытым струнам – только они на октаву выше. Соответственно каждые 12 ладов на струне – это октава и ориентироваться нам нужно только в промежутке с 0 по 11 лады – далее все расположение нот повторяется!

Когда вы более-менее неплохо начнете ориентироваться в нотах на грифе, посмотрите на некоторые закономерности:

  • Чтобы найти октаву просто «перепрыгните» через струну и сместитесь на два лада вправо или влево (обратите внимание на особенность этого правила на тонких струнах)
  • Звучанию открытых струн соответствуют определенные зажатые лады – 1-я открытая струна это 5-й лад 2-й струны, 2-я открытая – 4-й лад 3-й струны и так далее
  • Некоторые ноты можно обозначить через диез и бемоль одновременно. Диез (#) – это повышение на полутон, бемоль (b) – понижение на полутон. Соответственно на втором ладу 6-й струны ноту можно обозначить и как F# (фа-диез), и как Gb (соль-бемоль). Обратите внимание, что между нотами ми-фа и си-до нету промежуточных нот, т.е. обозначение E# или Fb, как и B# или Cb некорректно.

Аккорды и созвучия. Интервалы

Интервал – это расстояние между звуками определенной высоты. Для начала понимания музыки вам следует освоить и запомнить следующие основные интервалы:

  • 0 ладов – чистая прима или унисон;
  • 3 лада (полтора тона) – малая терция (иногда называют минорной терцией);
  • 4 лада (два тона) – большая терция (иногда называют мажорной терцией);
  • 7 ладов – чистая квинта;
  • 12 ладов – чистая октава.

Теперь о сочетаниях нот и интервалов и о том, зачем нам нужно хорошо знать хотя бы эти интервалы.

Созвучие – это сочетание 2-х и более нот разной высоты. Аккорд – сочетание 3-х и более звуков разной высоты, взятых одновременно. Теперь о наиболее распространенных аккордах и о том, из каких нот они состоят:

  • Минорный аккорд (обозначается, как «m») – состоит из основной ноты, малой терции и чистой квинты (основная нота + 3 лада + еще 4 лада). Например, Am (аккорд Ля-минор): состоит из ноты Ля, ноты До и ноты Ми (5-й, 8-й и 12-й лад шестой струны).
  • Мажорный аккорд (обозначается без приставок) – состоит из основной ноты, большой терции и чистой квинты (основная нота + 4 лада + еще 3 лада). Например, A (аккорд Ля-мажор): состоит из ноты Ля, ноты До-диез и ноты Ми (5-й, 9-й и 12-й лад шестой струны).
  • Power-chord (пауэр-аккорд, иногда его называют квинтаккордом, обозначается с цифрой «5» у основной ноты) – созвучие, состоящее из основной ноты, чистой квинты и чистой октавы (основная нота + 7 ладов + еще 5 ладов). Например, A5 (пауэр-аккорд Ля): состоит из ноты Ля, ноты Ми и ноты Ля на октаву выше (5-й, 12-й и 17-й лад) шестой струны.
  • Доминантсептаккорд (или малый мажорный септаккорд, обозначается с помощью приставки «7» к основной ноте) – мажорный аккорд, в который добавляется нота на тон ниже основной. Например, A7: состоит из тех же нот, что и мажорный аккорд Ля (Ля, До-диез и Ми) + добавляется нота Соль.
  • Малый минорный септаккорд (обозначается «m7») – минорный аккорд, в который добавляется нота на тон ниже основной. Например, Am7: состоит из тех же нот, что и мажорный аккорд Ля (Ля, До и Ми) + добавляется нота Соль.

Итак, этих основных аккордов вам хватит, чтобы начать разучивать любимые песни и начать сочинять свои. Но очень часто, при придумывании следующего аккорда наугад, вы будете ошибаться и выбирать последовательность аккордов, которая звучит некрасиво, немелодично или даже пугающе. Почему так происходит?

Тональности

Человеческий слух очень чутко реагирует на сочетания разных по высоте звуков. Сыграйте аккорд Am на пятом ладу с помощью баре (схема — 5 7 7 5 5 5 от толстых струн к тонким). Теперь сыграйте последовательность из аккорда Am и аккорда Bm (7 9 9 7 7 7 ). Звучит странно, не правда ли?

А попробуйте сыграть не Bm, а Cm (8 10 10 8 8 8). Уже лучше, но все еще странно. Наконец, последний эксперимент: сыграйте Am и C (8 10 10 9 8 8). Так-то лучше!

Если говорить кратко и очень обобщенно, то человеческое ухо (скорее даже мозг) лучше воспринимает мелодичные партии без диссонансов и странных сочетаний нот. В свою очередь мелодичные партии чаще всего создаются в рамках тональности без лишних нот – это правило работает практически со всеми музыкальными хитами.

Тональность — это закрепление положения музыкального лада за определёнными по высоте звучания музыкальными тонами, привязка к конкретному участку музыкального звукоряда. Звучит мудрено, не так ли? Если сказать простыми словами, то каждая песни подчинена определенным правилам сочетания звуков, она имеет определенную тональность исходя из того, какие ноты используются в гармонической и мелодической части.

Как же это поможет нам? Очень просто: задав определенную гармонию (последовательность аккордов), вы обрисовываете тональность композиции – и далее вы можете развивать партии, уже зная, какие ноты подойдут для данной композиции, какие подойдут только при определенных условиях, а какие точно не подойдут!

Разберем простой пример: сыграйте аккорды Am-F-C-G. Пора создать свою первую мелодию! В данном случае эта гармония обрисовывает тональность Am (Ля-минор). Почему – расскажем ниже, обратите внимание, что тональность не всегда совпадает с первым аккордом.

Теперь обратите внимание на рисунок ниже – здесь на грифе обозначены входящие в тональность Ля-минор ноты. Если убрать из нее «слабые» 2-ю и 6-ю ступени (Си и Фа), то мы получим пентатонику Ля-минор. Эти ступени называют слабыми, потому что они «тяготеют» к соседним ступеням во время исполнения. Просто попробуйте использовать их под аккомпанемент указанных выше аккордов – и вы поймете, что мы имеем в виду.

Далее все звучит просто: вы знаете аккомпанемент, вы знаете ноты, которые под него подойдут – просто экспериментируйте! Начните с того, что просто последовательно играйте пентатонику восходящим и нисходящим движением:

Круто, не правда ли? Это ваша первая мелодия под аккомпанемент! : )

Посмотрите снова на рисунок выше с тональностью Ля-минор. У каждой минорной тональности есть параллельная мажорная – в данном случае это тональность До-мажор. Параллельная мажорная тональность на полтора тона выше минорной. При этом она будет состоять из тех же нот, но будет иметь другую эмоциональную окраску и в ней будут немного другие «слабые» ступени.

Как же научиться определять тональность? Только практика, то есть улучшение слуха, улучшение понимания структуры тональности – поверьте, через несколько месяцев вы будете видеть некоторые последовательности аккордов и без труда сразу определять тональность и сразу делать наброски мелодической партии. Научитесь понимать и сразу представлять на грифе структуру тональности от определенной ноты.

Теперь осмыслим все, что мы рассказали в данном уроке и дадим пару советов:

  • На грифе гитары по полутонам расположены ноты, из определенных сочетаний этих нот состоят тональности: мы кратко рассмотрели минорные и мажорные тональности – но это далеко не все их типы. Более сложные по строению тональности изучите самостоятельно позже.
  • Основу музыки составляет гармония, аккомпанемент. Он чаще всего состоит из созвучий и аккордов. Для начала выучите различные аппликатуры минорных, мажорных аккордов, пауэр-аккордов и простейших септаккордов. После этого попробуйте понять строение и более сложных аккордов: даже если вы не планируете играть джаз изучите книгу И. Бойко «Мой метод».
  • Гармония в целом обрисовывает тональность произведения в целом или отдельного его куска (да-да, в рамках одного трека тональности могут меняться) – уже исходя из аккомпанемента мы определяем тональность и в ней пишем мелодию.
  • Навык определения тональности приходит с опытом. Подбирайте на слух несложные любимые треки, пытайтесь понять их тональность и придумывайте мелодию. Это лучшая практика для развития музыкального мышления. Для начала изучите структуру простейших минорных и мажорных тональностей в разных позициях – подавляющее большинство музыки написано именно в них.
  • Экспериментируйте: попробуйте добавлять в мелодию «слабые» ноты или даже ноты не из тональности. Это может привнести изюминку в написанные вами партии.

Источник

Обучение гитаре с нуля: нотная грамота

В предыдущей статье мы говорили о том, как играть на гитаре без знания нот, однако, если вы хотите стать действительно хорошим гитаристом, то рано или поздно, вам придется постичь хотя бы азы нотной грамоты. Именно поэтому в этой части цикла обучающих статей, речь пойдет именно о нотах и нотной грамоте.

Что такое нота

Нота (с латинского «метка») — это условное изображение музыкального звука, в частности его высоты и длительности. Однако, в сочетание с другими символами, с помощью нот можно указать не только эти параметры, но и очередность исполнения с другими звуками.

Графически нота состоит из: головки, флажков и штиля.

Такой вид ноты приобрели относительно недавно, а их прообраз выглядел примерно так, как показано на рисунке ниже.

Помимо всем знакомых названий нот, таких как: до, ре, ми, фа, соль, ля и си, они имеют так же и буквенные обозначения.

Звукоряд и нотный стан

Звукоряд — это ряд музыкальных звуков, выстроенных по порядку от самых низких до самых высоких и создающих тем самым единую систему.

Ноты звукоряда записываются на нотном стане. Нотный стан — это линейка из пяти параллельных линий, положение нот на котором определяет их высоту и порядок исполнения. Так же, для точного обозначения высоты звука, в самом начале нотного стана стоят ключи, это или всем знакомый скрипичный ключ или басовый.

Звукоряд разделяют на отрезки — октавы, каждая из которых состоит из одинаковых нот (до, ре, ми, фа, соль, ля и си).

На рисунке ниже показана часть гитарного звукоряда в который входит малая и первые октавы:

Схематически же гитарный гриф разделенный на октавы выглядит так:

Знаки альтерации

Нельзя не упомянут и знаки альтерации, при помощи которых обозначается повышение или понижение какой-то ноты, без изменения ее названия.

Всего таких знаков три — это диез повышающий звук на полтона (один гитарный лад), бемоль понижающий звук так же на полтона и бекар отменяет действие диеза и бемоля.

Ноты на грифе гитары

Познакомившись с понятием звукоряда, нотного стана и знаками альтерации, можно начать изучение расположения нот на грифе гитары. Данные знания крайне помогли автору статьи, в своё время, начать нормально импровизировать. Естественно, без наставничества Михаила Русакова и его курса тоже не обошлось. Именно благодаря курсу, автор стал интуитивно понимать, как правильно использовать знания нотной грамоты.

Подробная схема такого расположения приведена на данном рисунке:

Если эта схема покажется вам через чур сложной, ниже мы приводим схему проще, с буквенным обозначением нот:

Длительность нот и пауз

Если до этого момента, в статье мы в основном говорили о высоте нот, то сейчас самое время поговорить о их длительности.

На рисунке ниже, схематически представлены изображения как нот так и пауз, с присущими им названиями:

Длительность нот не измеряется абсолютными величинами времени, такими как секунда, минута и т.п. Представить их длительность можно только в отношении других нот, наглядно это можно посмотреть на следующей схеме:


На нотном стане ноты разной длительности выглядят так:

А паузы соответственно вот так:

Так же следует отметить, что если у головки ноты стоит точка, длительность этой ноты увеличивается на половину продолжительности, то есть в 1.5 раза.

Заключение

В заключении хочется сказать, что не следует бояться нот. В самом начале возможно их освоение вызовет некоторые сложности, в этом случае можно сделать паузу, но не бросать изучение нотной грамоты совсем.

Поверьте со временем все окупится, так как знание нот дает значительное преимущество при игре не только на гитаре, но и на абсолютно любом музыкальном инструменте.

Комментарии (2):

Добавить комментарий Отменить ответ

В тексте ошибка! После фразы «На рисунке ниже показана часть гитарного звукоряда в который входит малая и первые октавы» приведены 2 рисунка, которые не совпадают между собой: на первом в диапазон гитары полностью укладывается малая и первая октавы, а на втором — первая и вторая октавы. Так какой из этих рисуноков правильный?

Да, там не правильно на нотном стане. не Малая а первая октава. На схеме грифа изображено верно

Источник

Оцените статью