Всякие ли ноты предназначены для музыкантов

Как появление системы записи нот изменило саму музыку

Сохранить и прочитать потом —

Роб Уэйр (Rob Weir): Система записи определяют связь между композитором и музыкантом. Чем подробнее музыкальная нотация, тем сильнее влияние композитора на выступление. Чем менее подробна запись, тем больше у исполнителя свободы действия.

Изначально музыкальная нотация была не очень подробной, но с течением времени ее точность стала расти. Например, в музыке начала эпохи Возрождения не существовало обозначений для темпа или динамики – выбор оставался за исполнителем.

В музыке Барокко использовался генерал-бас – прием, когда музыкант импровизировал, основываясь на определенных аккордах, как сейчас делают современные джазовые исполнители.

Во времена Бетховена темп задавали с помощью метронома, но даже это оставляло место для импровизации, например, в каденции.

Теперь посмотрите на симфонии Малера, написанные на границе XX века. На каждой странице оставлено огромное количество подробных заметок.

Ивон Карутерс (Yvonne Caruthers): Ответ Роба затрагивает несколько важных тем. Должна добавить, что благодаря музыкальным записям студенты могут обучаться, используя опыт прошлых поколений («открытие» Мендельсоном Баха).

Типы нотации у разных композиторов отличаются друг от друга – как различается и их отношение к нотной записи. Бетховен часто писал партии концертов для фортепиано с оркестром, но не делал подробную записи партии, которую играл сам. Зачем тратить на это время? Она была у него в голове, и он знал, как ее играть. Чтобы этот концерт мог сыграть другой оркестр с другим пианистом, Бетховену все же приходилось записывать партию пианино.

Некоторые композиторы записывали все выступление в виде эскиза партитуры для фортепиано, оставляя оркестровку напоследок (или просили кого-нибудь доделать работу за них), другие – подробно записывали полную версию.

Роб привел в пример симфонию Малера как одно из подробно записанных музыкальных произведений, я же считаю, что наиболее подробно свои сочинения записывал Барток. В конце каждой пьесы для фортепиано он уточнял время на ее проигрывание. Это означало, что если исполнять пьесу строго в заданном темпе, ее длительность составит столько-то секунд (или минут). Это был ответ Бартока на появление экспрессивных исполнителей, которые слишком свободно, по его мнению, изменяли произведения.

Дэвид Ли (David Leigh): Я считаю, что музыкальная нотация сильно повлияла на историю музыки.

Музыка, в отличие от текста в книге, записывается с помощью сокращений. Чтобы понять книгу, достаточно прочитать ее вслух или про себя – порядок, в котором расположены слова, влияет на наше с вами восприятие – мы можем представить себе происходящие события. Что касается музыки, то просто «прочитав» ноты, нельзя получить полное представление о мелодии. Тот факт, что у музыкантов есть специальный набор «стенографических» символов, невероятно важен.

Давайте рассмотрим три способа визуализации музыки, и то, как бы изменилось наше представление о ней, если бы они стали основной формой нотации.

Спектрограмма – представляет соотношение длительности, частоты и амплитуды звука. На картинке ниже представлена спектрограмма простой мелодии, сыгранной на скрипке.

Вот спектрограмма выступления Рашель Гилмор (Rachele Gilmore), которая исполняет каденцию в арии куклы Олимпии из оперы «Сказки Гофмана»:

Очевидно, что этот способ записи хорошо отражает манеру исполнения, но слабо передает высоту звука и ритм. Другими словами, если бы композитор записывал произведения таким образом, то тратил бы очень много времени, уточняя в какой именно тональности нужно играть каждую ноту. Эта система не очень подходит для точной передачи высоты звука и ритма.

Так все исполнители будут звучать почти одинаково. В теории, существовало бы одно идеальное выступление, и все бы равнялись на него. Именно поэтому мы не используем такую систему, но если бы мы все-таки её использовали, то наше представление о музыке было бы совсем другим.

«Гвидонова» рука. Ее использовали в двенадцатом веке, но не для записи музыки, а для обучения.

Суть этой системы в том, что с её помощью можно передавать звуковые переходы, используя язык жестов. Она способствовала развитию контрапункта, популярной музыкальной концепции того времени, так как позволяла строить гармоники очень простым и удобным способом.

«Гвидонова» рука в основном использовалась в многоголосом пении и редко применялась для стандартизации ритма и создания сложных гармоник. Если бы музыка представлялась в таком виде, то импровизировать стало бы проще, и, скорее всего, мы бы не увидели блок-аккордов, которые так популярны сегодня.

«Стандартная музыкальная нотация». Другими словами – то, чем мы сейчас пользуемся.

В сравнении с другими системами, описанными выше, эта имеет четкие обозначения длительности звуков. В ней точно определены их высота и тональность мелодии, а также даются указания относительно характера последней, но строго в рамках заданного ритма. Информация об уровне экспрессивности исполнения передается фигурально и зависит от контекста.

Система не конкретизирует, насколько громким должен быть «форте», или как мягко должен звучать «пиано», что означает «дольче» или «тэнуто». В данной системе у исполнителя меньше контроля, чем в других, но это не мешает импровизировать.

Интересно то, что все могло быть совсем не так. Когда эта система была сформирована, написанной музыки было не так много, и композитор всегда присутствовал при исполнении своего произведения. Исполнителю давалась возможность импровизации, однако система записи четко обозначала силу звука и ритм, тем самым не допуская ошибок в интерпретации.

Сейчас это не так актуально, но мы продолжаем использовать эту систему – она открыла нам ту музыку, которую мы знаем сегодня.

Стоит сказать, что поп-музыку редко записывают подобным образом, потому что те элементы, которые описывает стандартная нотация, в ней не используются. Нотная запись современной классической музыки содержит очень много заметок, касающихся мелодии и ритма (то есть того, что может контролировать композитор), потому что методы обучения музыке остались прежними.

Если, скажем, композиторы начали бы записывать музыку, используя спектрограммы, то обучать исполнителей пришлось бы совсем другим способом. Написанная музыка тоже сильно отличалась бы от существующей.

Источник

Wellness Blog

Нотная грамота представляет собой своеобразный язык, который понимают все музыканты. Тем, кто решил попробовать себя в музыке, нужно познакомиться с этим языком. Все не так сложно, как может показаться.

Каждый музыкальный звук определяется четырьмя физическими свойствами:

  1. высотой
  2. продолжительностью
  3. громкостью
  4. тембром (окраской)

С помощью нотной записи музыкант получает информацию о всех этих свойствах звуков, которые он собирается спеть или сыграть на музыкальном инструменте.

Высота звука (звуковысотность)

Все музыкальные звуки выстроены в единую систему – звукоряд. Это ряд, в котором все звуки идут друг за другом по порядку, от самых низких до самых высоких звуков или наоборот, от высоких к низким. Звукоряд делится на части – октавы, которые содержат набор нот: ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ.

Если обратиться к клавиатуре фортепиано, то в центре клавиатуры, обычно напротив названия, находится первая октава. Правее первой октавы, выше, расположена вторая октава, затем третья, четвертая и пятая (состоящая всего из одной ноты “до”). Ниже, левее первой октавы, расположена малая октава, большая октава, контроктава и субконтроктава (состоящая из белых клавиш ля и си).

Ноты изображают в виде пустых или закрашенных (затушеванных) овалов – головок. К головкам справа или слева могут дорисовываться штили — вертикальные палочки и хвосты (хвосты называются флажками).

Если штиль у ноты направлен вверх, то его пишут с правой стороны, а если вниз – с левой. При написании нот действует правило: до 3-й линейки штили нот должны быть направлены вверх, а начиная с 3-й линейки – вниз.

Для записи и чтения нот используется нотный стан (нотоносец). Нотный стан представляет собой пять параллельных линий (линеек) для записи нот, пронумерованных снизу вверх. Ноты звукоряда записываются на нотном стане: на линейках, под линейками или над линейками. Если для записи ноты не хватает основных 5 линеек, то вводятся дополнительные линейки, которые добавляются сверху или снизу нотного стана. Чем выше звучит нота, тем выше она располагается на линейках. Однако если на нотный стан (нотоносец) не поставлен музыкальный ключ, то положение нот на нотном стане указывает высоту звука только приблизительно: выше или ниже.

Музыкальный ключ – это точка отсчета, которая указывает на положение ноты с конкретной определенной высотой. Ключ ставят обязательно в начале любого нотоносца. Если есть ключ, то зная, где пишется одна нота, можно легко определить положение и другой ноты. Нотная запись получается компактнее, и ноты удобно читать, когда большинство нот находится на основных линиях нотного стана, без дополнительных линий сверху и снизу, поэтому в музыке существует множество музыкальных ключей. Несмотря на то, что совокупный диапазон звучания различных голосов и музыкальных инструментов составляет около 8 октав, диапазон отдельно взятого голоса или музыкального инструмента обычно гораздо уже, что и отражено в названиях музыкальных ключей: сопрановый — для сопранового регистра, альтовый — для альтового, теноровый — для тенора, басовый — для баса (сокращённо SATB).

Музыкальные ключи можно разделить на 3 группы:

Ключ “Соль” – указывает на расположение ноты “Соль” первой октавы. Произошел данный ключ от латинской буквы G, обозначающей ноту “Соль”. К ключам “Соль” относятся Скрипичный и Старофранцузский ключи, выглядят они следующим образом.

Ключ “Фа” – указывает на расположение ноты “Фа” малой октавы. Произошел ключ от буквы латинской F (две точки – это две перекладинки буквы F). К ним относятся Басовый ключ, Басопрофундовый и Баритоновый ключи. Выглядят они следующим образом.

Ключ “До” – указывает на расположение ноты “До” первой октавы. Произошел от латинской буквы C, которая обозначает ноту “До”. К таким ключам относятся Сопрановый (он же Дискантовый) ключ, Меццо-сопрановый, Альтовый и Баритоновый ключи (Баритоновый ключ можно обозначить не только ключом группы “Фа”, но и ключом группы “До”). Выглядят ключи “До”следующим образом

На следующем рисунке изображены различные музыкальные ключи

Также есть нейтральные ключи для партий барабанов и гитарных партий (так называемая табулатура).

Для начинающих достаточно будет умения читать ноты в скрипичном и басовом ключе.

Ноты, предназначенные для исполнения группой музыкантов, часто объединяют в партитуры, в которых для каждого инструмента, голоса или партии отводится отдельная строка, отдельный нотоносец. Вся партитура объединяется сначала сплошной вертикальной начальной чертой, а нотоносцы нескольких партий или группы инструментов объединяются специальной скобой – акколадой.

Акколада бывает в виде фигурной или квадратной (прямой) скобы. Фигурной акколадой объединяют партии, которые исполняет один музыкант (например, две строчки фортепиано, органа и т.д.), а квадратной акколадой объединяются строчки партий разных музыкантов, которые составляют единую группу (например, музыка для ансамбля струнных инструментов или хора).

Конец партитуры или какой-то части обозначают в нотах двойной вертикальной чертой. Если кроме двойной черты рядом стоят еще и две точки между линейками нотоносца (знаки репризы), то это говорит о том, что все произведение или какой-то раздел нужно повторить.

В нотах могут встретиться пунктирные линии с восьмеркой (знаки переноса на октаву). Они означают, что все, что находится в зоне действия данных линий, нужно играть на октаву выше или ниже. Эти октавные знаки нужно для упрощения чтения очень высоких/низких нот, для записи которых нужно много дополнительных линеек.

К основным музыкальным ступеням относятся 7 звуков: ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ. На фортепиано для нахождения этих музыкальных ступеней нужно ориентироваться на черные клавиши, которые располагаются группами две-три, две-три. Под любой такой группой, слева, находится нота “До” и дальше располагаются другие ноты.

Есть также производные ступени (измененные основные), которые получаются повышением или понижением звучания основном ступени на полутон. Полутоном называется расстояние между двумя любыми соседними звуками (клавишами) на клавиатуре фортепиано. Чаше всего это будет черная клавиша справа или слева. Измененные ступени бывают двух видов:

  • Диез – повышение на полутон.
  • Бемоль – понижение на полутон.

Изменение основных ступеней называется альтерацией. Знаков альтерации всего пять: диез, бемоль, дубль-диез, дубль-бемоль и бекар.

Дубль-диез повышает звук на два полутон (т.е. целый тон), дубль-бемоль понижает звук на два полутона (т.е. на целый тон), а бекар отменяет любой из перечисленных знаков (играется “чистая” нота без повышения или понижения).

В нотах может быть два вида альтерации:

  1. Случайные знаки – знак альтерации пишется непосредственно перед нотой, которую нужно изменить и действует только в этом месте или такте.
  2. Ключевые знаки – диезы и бемоли, которые пишутся в начале каждой строки возле ключа и действуют каждый раз, когда встречается данный звук, в любой октаве и на всем протяжении произведения.

Ключевые знаки выставляются строго в определенном порядке:

Порядок диезов – ФА ДО СОЛЬ РЕ ЛЯ МИ СИ

Порядок бемолей – СИ МИ ЛЯ РЕ СОЛЬ ДО ФА

Длительность

Длительности нот имеют отношение к области ритма и музыкального времени. Музыкальное время особенное, оно протекает равномерными долями и сравнимо, скорее, с биением сердца. Обычно одна такая доля ассоциируется с четвертной по длительности нотой. В нотах могут встретиться, как минимум, два вида музыкальных длительностей: четные и нечетные, причем длительности имеют не только ноты, но и паузы (знаки молчания).

  1. Четныемузыкальныедлительности – образуются от деления более крупной длительности на число 2 или 2 n (2, 4, 8, 16, 32, 64, 128 и т.д.). За основу для деления принимается целая нота, которая обычно при игре просчитывается (мысленно или вслух считаемся до 4-х) на 4 доли. Одинаковые “хвостатые” восьмые или шестнадцатые ноты часто объединяют в группы под одно ребро.

На следующем рисунке приведены ноты, название их длительностей, а справа паузы таких же размеров.

  1. Нечетныемузыкальныедлительности образуются от дробления длительности не на две равные половинки, а на три или любое другое количество долек, вплоть до 18-19 долей. Так образуются, например, триоли (при делении на три доли) или квинтоли (при делении на пять долей).

Существует три способа продления нот и пауз:

Пунктирный ритм (нота с точкой) – это ритм с точками. Точки ставятся справа от значка ноты или паузы и удлиняют звучание ровно на половину длительности ноты или паузы. Так, для половинной ноты с точкой длительность будет не две, а три доли и т.д. Может также быть нота с двумя точками: первая точка удлиняет ее длительность на половину, а вторая точка – еще на 1/4 часть, т.е. такая нота удлиняется на 3/4 части своей длительности.

Фермата – то значок, который просит задержать выделенную ноту или паузу настолько, настолько это чувствуется необходимым исполнителю. Большинство музыкантов склоняются к мнению, что фермата тоже удлиняет ноту наполовину (можно взять для себя это за правило). Фермата в отличие от ритма не занимается время такта, это дополнительный бонус, который тормозит привычное движение.

Объединяющая лига – связывает две или несколько нот, которые находятся на одной высоте и следуют друг за другом. Ноты под лигой не повторяются, а объединяются в одну длительность. Кстати, паузы лигами не объединяются.

Музыкальное время очень хорошо организовано, в его организации кроме долей участвуют более крупные единицы – такты. Такт – это отрезок от одной сильной доли до следующей, он содержит точно заданное число долей. Такты выделяются визуально путем разделения одного и другого вертикальной тактовой чертой.

Количество долей в такте и длительность каждой из них отражается с помощью числового размера, которые указывается сразу после ключевых знаков в начале произведения. Размер выражается с помощью двух чисел, расположенных одно над другим, как бы в виде дроби.

Размер 4/4 (четыре четверти) означает, что в такте четыре доли, каждая из долей по длительности равна четвертной ноте. Нужно помнить, что эти четвертные доли можно раздробить на восьмые или шестнадцатые или объединить в половинные ноты или целую ноту. Размер 3/8 (три восьмых) означает, что в также может уместиться три восьмые ноты, которые можно делить на шестнадцатые или объединять в более крупные. Для начинающих нотная грамота обычно оперирует простыми размерами 2/4, 3/4 и т.д.

Движение долей может быть быстрым или медленным. Скорость движения долей (исполнения произведения) называется темпом произведения. Темп чаще всего обозначается итальянским словом и ставиться под размером в нотах. Также рядом с темпом может ставиться указание по метроному: четвертная длительность=числовое значение. Это означает, что темп данного произведения составляет “числовое значение” ударов (долей) в минуту. Метроном представляет собой маятник с грузом и шкалой, он показывает точное число ударов в минуту и выглядит следующим образом.

Темпы могут быть следующими:

  • Медленные
    • Grave – тяжело, важно, очень медленно
    • Largo – широко, очень медленно
    • Adagio – медленно, спокойно
    • Lento – медленно, тихо
  • Умеренные
    • Andante – спокойно, темп шага
    • Moderato – умеренно
  • Быстрые
    • Allegro – скоро, весело
    • Vivo – живо
    • Vivace – живо
    • Presto – быстро

Громкость

Громкость является одним из самых главных свойств музыкального звука. Громкость обозначается в нотах в промежутках между нотоносцами следующими словами или значками на итальянском языке:

Постепенная смена громкости обозначается следующим образом:

  • crescendo – крещендо – постепенный рост громкости
  • diminuendo – диминуэндо – постепенный спад громкости

Иногда вместо слов крещендо и диминуэндо в нотах ставят “вилочки”, означающие, что нужно постепенно усиливать или ослаблять громкость.

Расширяющаяся вилочка означает крещендо, а сужающаяся – диминуэндо.

Тембр

Тембр – это окраска звука. По тембру отличают звуки одинаковой высоты и громкости, исполненные на разных инструментах, разными голосами или на одном инструменте, но разными способами. С помощью тембра можно выделить тот или иной компонент музыкального целого, усилить или ослабить контрасты.

В нотах обычно есть различные указания по поводу тембра звуков: название инструмента или голоса, для которого предназначено данное произведение, включение и выключение педалей на рояле, приемами извлечения звука (флажолеты на скрипке).

Если в нотной записи присутствует вертикальная волнистая черта перед аккордами, то это означает, что звуки аккорда нужно играть не одновременно, а арпеджиато, как бы в разбивку, перебором, как это бы прозвучало на арфе или на гуслях.

Под басовым нотоносцем может встречаться красивая надпись Ped. и звездочка – они означают момент включения и выключения педали на фортепиано.

Кроме этих технических элементов в нотах может встречаться много композиторских, словесных, указаний характера исполнения, например:

  • Appassionato — страстно
  • Cantabile — певуче
  • Dolce — нежно
  • Lacrimoso — слезно
  • Mesto — печально
  • Risoluto — решительно
  • Secco — сухо
  • Semplice — просто
  • Tranquillo — спокойно
  • Sotto voce – в полголоса

Еще одними из важных элементов в музыкальном тексте являются штрихи. Штрих – это указание на конкретный способ звукоизвлечения, способ артикуляции, который сильно влияет на общий характер исполнения произведения. Штрихов существует много, они отличаются у скрипачей и пианистов. Три универсальные штриха:

  • non legato – несвязное исполнение
  • legato – плавная, связная игра
  • staccato – отрывистое, короткое исполнение

Источник

Читайте также:  Будьте здоровы ноты для синтезатора
Оцените статью