Вторая симфония прокофьева ноты
Galerie_rus запись закреплена
Все симфонии Сергея Прокофьева в исполнении Лондонского Симфонического Оркестра под управлением Валерия Гергиева. Ноты прилагаются.
Симфония №1 ре мажор «Классическая» (опус 25). Прокофьев начал работу над Симфонией №1 в 1916 году, большую часть написал в 1917 году, завершив работу 10 сентября 1917 года. Симфония была впервые исполнена 21 апреля 1918 года в Петрограде, в качестве дирижёра выступил сам композитор.
Симфонию можно считать одним из первых неоклассических сочинений: она во многом воспроизводит стиль сочинений Гайдна, хотя структура симфонии и не соответствует композиции той эпохи. Идея симфонии, как считается, родилась у Прокофьева во время занятий дирижированием в Санкт-Петербургской консерватории: преподававший в классе Прокофьева Николай Черепнин часто давал ученикам для упражнений произведения Гайдна.
Симфония состоит из 4-х частей общей продолжительностью от десяти до пятнадцати минут:
1. Allegro
2. Larghetto
3. Gavotta: Non troppo allegro
4. Finale: Molto vivace
Прокофьевым использован состав оркестра, соответствующий эпохе классицизма и состоящий из 2 флейт, 2 гобоев, 2 кларнетов, 2 фаготов, 2 валторн, 2 труб, литавр и струнных. Первая запись Классической симфонии была осуществлена в 1929 году Бостонским симфоническим оркестром под управлением Сергея Кусевицкого.
Партитура Симфонии №1: vk.com/doc340353043_439342356
Клавир Симфонии №1: vk.com/doc340353043_439342378
(Документы открываются в текущей вкладке!)
Симфония №2 ре минор (опус 40) написана в 1924—1925 годах. Композитор написал её в Париже, назвав процесс создания «девятью месяцами бешеного труда». Прокофьев характеризовал эту симфонию, как кованую из «железа и стали». Впервые исполнена в Париже 6 июня 1925 года оркестром под управлением Сергея Кусевицкого. После премьеры, однако, автор заявил, что ни он, ни слушатели не поняли этого произведения, а позже признавался, что впервые после премьеры этого произведения почувствовал сомнения в своих композиторских способностях. Позже автор планировал переделать эту симфонию в трёхчастный цикл, однако так и не реализовал своё намерение. Симфония написана для большого симфонического оркестра с тройным составом духовых.
Симфония имеет достаточно нетрадиционную двухчастную структуру, подобную структуре фортепианной Сонаты №32 Бетховена, и состоит из быстрой первой части и цикла вариаций во второй части общей продолжительностью 35-40 минут:
1. Allegro ben articolato (12 минут)
2. Theme and Variations (25 минут)
— Тема: Andante
— Вариация 1: L’istesso tempo
— Вариация 2: Allegro non troppo
— Вариация 3: Allegro
— Вариация 4: Larghetto
— Вариация 5: Allegro con brio
— Вариация 6: Allegro moderato
— Тема
Симфония №3 до минор (опус 44) — написана в 1928 году. Музыка этой симфонии взята из оперы «Огненный ангел», написанной в 1927 году. Ее планировалось поставить в Берлинской опере, однако этот проект не был осуществлен и опера при жизни автора так и не была поставлена. Прокофьеву не хотелось оставлять музыкальный материал, над которым он работал много лет, неиспользованным и вскоре после концертной премьеры второго действия оперы (дирижировал С. Кусевицкий) он адаптировал материал оперы приведя его к канонам симфонического жанра.
Симфония состоит из 4-х частей общей продолжительностью около 35 минут:
1. Moderato
2. Andante
3. Allegro agitato — Allegretto
4. Andante mosso — Allegro moderato
Симфония №4, до мажор имеет две разные редакции — 1929 года (опус 47) и 1947 года (опус 112). В процессе создания балета «Блудный сын» в начале 1929 года композитор обнаружил, что многие темы могут выглядеть лучше в симфонической форме, а не балетном варианте. Таким образом, он начал сочинять новую симфонию, наряду с балетом. Две работы создавались из общего материала и имеют ряд общих тем нашедших различное воплощение. Получившаяся симфония №4 (опус 47) началась из материала, изначально написанного для четвертого номера балета. Прокофьев расширил материал в сонатную форму и в результате он составил музыку первой части Симфонии №4 (опус 47). Остальная часть симфонии опирается на материал, который появится в балете или был отклонен Дягилевым, как не подобающий его видению балета.
В обеих версиях симфония состоит из 4-х частей:
1. Andante — Allegro eroico
2. Andante tranquillo
3. Moderato, quasi allegretto
4. Allegro risoluto
Партитура первой редакции Симфонии №4: vk.com/doc340353043_439343103
Партитура второй редакции Симфонии №4:
vk.com/doc340353043_439346001
Симфония №5, си-бемоль мажор (опус 100) — симфония, написанная в 1944 году. Симфония написана в период Великой Отечественной Войны, через четырнадцать лет после предыдущей симфонии автора. О ней автор писал: «Я задумал её как симфонию величия человеческого духа». Монументальная, грандиозная по размаху, насыщенная драматизмом, симфония развивает героико-эпические традиции русской симфонической музыки.
Симфония состоит из 4-х частей длительностью более 40 минут:
1. Andante (в си-бемоль мажоре)
2. Allegro marcato (в ре-миноре)
3. Adagio (в фа-мажоре)
4. Allegro giocoso (в си-бемоль мажоре)
Первая часть симфонии написана в сонатной форме. Она воспринимается как широкое эпическое повествование определяющее неторопливое развертывание музыки, льющейся словно героическая песня и опирающейся на приемы многократной повторяемости тематического материала. Вторая и третья части вводят непосредственно в мир драматического действия, в сферу ярчайших контрастов, полярного противостояния образов. Вторая часть — Скерцо — написана в сложной трехчастной форме и основана на резком противопоставлении ритмически-импульсивной темы, звучащей драматически, а порой грозно или причудливо, музыке пленительно-напевной и светлой. Вдохновенная третья часть, полная глубокого трагизма, звучит как страстное выражение страданий массы людей, которых постигли тяжелые испытания. Её отличают эмоциональное богатство и мощь оркестрового воплощения. Симфония завершается ликующим апофеозом, утверждением света и радости бытия. Изящество и легкость сочетаются в финале с волевым размахом и монументальностью.
Симфония была впервые исполнена 13 января 1945 года в Большом зале Московской консерватории Государственным симфоническим оркестром СССР под управлением самого Прокофьева. Премьера имела успех и симфония остается одним из самых популярных произведений композитора.
Симфония №6 ми-бемоль минор (опус 111) написана в 1947 году. Впервые исполнена 11 октября 1947 в Ленинграде, дирижировал Евгений Мравинский. Эту симфонию рассматривают как элегию памяти жертв Второй мировой войны, в сравнении с торжественной Пятой симфонией. Симфония была осуждена советским руководством в 1948 году как не соответствующая партийной линии, однако получила положительную оценку среди критиков.
Симфония состоит из 3-х частей:
1. Allegro moderato
2. Largo
3. Vivace
Первая часть симфонии контрастна, лирические мелодии сменяются непредсказуемыми мрачными эпизодами, появляется и похоронная музыка. Во второй, медленной части усиливается роль ударных и духовых инструментов. Музыка мрачна и беспросветна. Третья часть привносит в симфонию некоторый оптимизм и танцевальность, но оптимизм постепенно уходит, звучание мрачно замирает.
Симфония №7, до-диез минор (опус 131) — симфония, написанная в 1952 году, за год до смерти композитора. Нестьев привёл слова Прокофьева о Седьмой симфонии из обращения радиослушателям Англии 21 ноября 1952 года: «Эту симфонию я назвал юношеской. Я назвал её так потому, что симфония навеяна мыслями о радости пути молодежи моей Родины. Духовная красота и сила советской молодежи, жизнерадостность и устремленность вперед, в будущее — вот что хотелось мне отразить «. Сочинение опуса было закончено летом 1951 года. В этом произведении отмечается тенденция к упрощению музыкального языка, превалируют меланхоличные и ностальгические настроения.
Симфония имеет общую продолжительность 30—35 минут и состоит из четырёх частей:
1. Moderato
2. Allegretto — Allegro
3. Andante espressivo
4. Vivace — Moderato marcato
Источник
Соната №2 (ре минор)
Пианист, дирижер, самый исполняемый композитор XX века Сергей Сергеевич Прокофьев родился 11 (23) апреля 1891 года в Екатеринославской губернии Российской империи. Сейчас же это место относится к Украине, Донецкой области. Детство музыканта прошло в музыкальной, творческой атмосфере. Мать Сергея была восхитительной пианисткой, поэтому он часто слышал дома музыку Бетховена.
Уже в пять лет Прокофьев сочинил на фортепиано свое первое произведение, небольшую пьесу. Однажды его услышал С. Танеев, который и посоветовал мальчику усиленно заниматься композиторской деятельностью. Так он стал посещать уроки композиции у Р. Глиэра.
Немного позже поступил в Парижскую консерваторию, где занимался с Н. Римским – Корсаковым, А. Лядовым, А. Есиповой. Свой Первый концерт музыкант продемонстрировал на выпускном экзамене. Это произведение настолько было прекрасным, что автора наградили премией А. Рубинштейна.
Некоторое время Прокофьев находился в поиске себя, своего творческого пути. Так он пришел к идее новаторства. В выступления он также включал собственные произведения, чем вызывал дикий восторг у слушателей. С 1918 года начался период гастролей. Прокофьев побывал в США, Англии, Франции, Германии, Испании. В это же время сочинил огромное количество опер, таких как «Огненный ангел», «Любовь к трем апельсинам».
С невероятным успехом выступал в Советском Союзе. Посетил Ленинград, Одессу, Москву, Харьков. Теплый прием много значил для композитора. Поэтому он принял решение возвратиться на Родину. Особых вершин и похвал музыкант заслужил после выхода в свет балета «Ромео и Джульетта», кантаты «Александр Невский», оперы «Обручение в монастыре».
Сочинения композитора исполняли известнейшие музыканты, такие как В. Софроницкий, Н. Голованов, С. Рихтер, Э. Гилельс. Тяжелая болезнь охватила музыканта в послевоенные годы, но не смотря на это он продолжал работу. Написал ряд симфоний, опер, сонат.
Последние годы жизни Прокофьева прошли в поселке Николина гора. Там он не смотря на запреты врачей продолжал писать, любовался родной русской природой. Печально то, что по достоинству проводить в последний путь музыканта так и не удалось. Прокофьев умер в один день со Сталиным – 5 марта 1953 года. Весь мир был отвлечен и взволнован смертью вождя народов.
Сегодня музыка Сергея Прокофьева продолжает завоевывать сердца многочисленных слушателей.
Смотрите также ноты произведений композитора Сергей Прокофьев:
Источник
Тема: 2 симфония Прокофьева (программа)
Опции темы
Поиск по теме
2 симфония Прокофьева (программа)
Увлекаясь на досуге эпистолярным творчеством, Прокофьев в своих музыкальных сочинениях обращался к собственным сюжетам. 2-ая симфония как и многие его сочинения не имеет опубликованной программы, однако прочитав рассказы композитора, можно
натолкнуться на рассказ «Умерев часовщик. «. По мере чтения окунаешься в атмосферу кипящих котлов и сразу вспоминается жар музыки первой части 2-ой симфонии. Совпадение развития музыки и оригинального литературного сюжета позволяет говорить о том,
что этот рассказ послужил прообразом программы симфонии. Рассказ Прокофьева «Умерев, часовщик. » (1921 год) приводится ниже («Рассказы. С.C.Прокофьев”. Изд. Композитор, – М.,
2005г.»):
=================================
Умерев, часовщик очень удивился. Услышав трубный звук и почувствовав, что он начинает просыпаться, точно приходит в себя
после глубокого обморока сквозь молочный туман, а может быть, сквозь облако, он услышал голос, который говорил:
— А вот мы сейчас рассудим, куда его, в рай или в ад. Часовщик подумал:
— Так вот оно какая история, оказывается, и в самом деле есть и рай, и ад, а я-то думал, что просто меня сгрызут черви, да
и дело с концом.
Он протер глаза и увидел, что действительно стоит перед облаком, а на облаке старец с седою бородой. Это был апостол Павел.
— Грешил? — спросил Павел
— Грешил,— ответил часовщик.
— Может быть, убил кого-нибудь?
— Убил, — ответил часовщик. Апостол Павел нахмурился.
— А красть крал? — спросил он.
— Украл один раз.
— А жен чужих любил?
— Любил.
— Отца с матерью уважал?
Часовщик постарался припомнить и сказал:
— Нет, мальчишкой был дрянным.
— А имя Господа Бога Твоего вспоминал всуе?
— Что говорить, ругался. Апостол Павел развел руками:
— Ну что ж с тобою, дорогой мой, долго разговаривать! Ступай себе налево.
Часовщик вспомнил что-то из Священного Писания и воскликнул:
— Но позвольте, ведь сказано, что сам Господь будет судить живым и мертвым!
— Некогда Господу Богу заниматься такими пустяками как ты, — ответил апостол Павел и отправил его в ад.
Подхватили его два чертенка и притащили ну точно в баню. Жара такая, что глаза на лоб лезут, и повсюду котлы с кипящей
водой.
— Бултых! — заорали чертята и хлопнули его прямо в котел.
— Фу ты, чорт! — подумал часовщик, пуская пузыри. Вода была до того горячая, что у него даже холодок по спине пошел. Но
шутки в сторону, стало так жечь, что он места не находил и с воем извивался в котле как змея.
— Хорошо, что я зарезал этого олуха, по крайней мере, Гетропий доживет спокойно, да и сюда не попадет, — успел подумать он,
снимая пласт вздувшейся кожи со своего плеча.
— Сколько градусов? — крикнул чертенок.
— Семьдесят пять по Цельсию! — заорал другой.
— Ну-ка, подкрутите до девяноста, а то он что-то там бормочет.
Стало жарче.
— Ай-ай-ай! — заорал часовщик, корчась от боли, и тут же подумал:
— Хорошо же, что это я, а не Гетропий попал сюда! Он мальчик нежный и ему совсем плохо пришлось бы в этом проклятом кипятке!
Подумал — и, несмотря на боль, улыбнулся.
В это время мимо котла проходил очень важный чорт, огромный, косматый, весь в орденах. Он служил у Сатаны в инспекторах и
явился сюда осматривать отделение.
— Чего эта харя улыбается? — ткнул он пальцем в часовщика.
— О земле вспоминает, — вильнул чертёнок.
— Какая температура?
— Девяносто по Цельсию.
— Мало! Перевезти его в смолу! — гаркнул косматый чорт и отправился дальше.
Часовщика схватили за хохол и потащили в другое отделение. Воздух там стоял смрадный, и в котлах булькала смола.
— Бултых! — заорали чертята и сунули его в котел. Дело стало еще хуже. Было так больно. Точно все туловище состояло из
сплошных гнилых зубов, в которые тыкали булавками. Глаза вылезли на лоб, и часовщик уже не выл, а только хрипел.
— А Гетропий-то, наверно, сейчас лежит под яблоней и слушает, как воробьи чирикают. — подумал часовщик. Он хотел было
улыбнуться, но вместо улыбки только зубы ощерились.
В это время важный чорт, кончив осматривать водяное отделение, пожаловал сюда.
— Опять эта рожа зубы скалит! — увидел он часовщика.
— О приятеле вспоминает, — вильнул чертенок.
— Что за ерунда, — удивился чорт, — в первый раз такого оболтуса вижу, — и пошел дальше.
Через полчаса часовщика позвали к самому Сатане. Два чертенка вытащили его за вихор и повели к своему повелителю.
— Ты, я вижу, мужик стойкий, коль даже в смоле нашел время улыбаться, — сказал Сатана. — Такие люди нам нужны. Освобождаю
тебя от обязанностей кипеть и произвожу тебя в звание действительного явного чорта.
Часовщик взглянул вскользь на приведших его чертенят и подумал, что сейчас из него самого начнет расти хвост. Но Сатана уже
прочел его мысли.
— Не бойся, ты сразу получаешь чин, равный инспектору, никаких хвостов и вдобавок немедленную командировку.
— Командировку? — воскликнул часовщик.
— Да, командировку, и притом на землю, к другу твоему Гетропию. Это будет первым испытанием твоих талантов.
Часовщик так и прыгнул от радости. Сатана продолжал:
— Конечно, ты не скажешь ему, что это ты. Да он и не узнает тебя, так как ты явишься к нему во образе прекрасной
черноглазой женщины. И когда он полюбит твое тело до потери сознания, ты будешь требовать от него все больше удовольствия и
денег, а когда он истратит на тебя последний червонец, ты заставишь его украсть. После этого брось его и возвращайся ко мне
за наградой.
=================================
Коротко о содержании симфонии в моём виденье.
Первая часть — музыкальная картина ада.
Соло контрабасов в середине первой части — появление сатаны, главного
чёрта.
Вторая часть симфонии (тема с вариациями):
Тема звучащая вначале — это телепортация посланницы ада, «красавицы», на Землю,
а таже тема в конце части возвращение её обратно в ад. Далее:
1 вариация — соблазнение.
2 вариация — воровство.
3 вариация — плач (разочарование).
4 вариация — черти радуются в аду (звучат отзвуки первой части).
Не слышал исполнения Рождественского, но в записи с Китаенко она звучит убедительно. Слушал также Гергиева, Кучара и Полянского.
Источник