Второй концерт брамса для фортепиано с оркестром

Второй концерт брамса для фортепиано с оркестром

Послушать

Симфонический оркестр NBC, дирижёр Артуро Тосканини, солист Владимир Горовиц

Запись 1940 года с концерта в Карнеги-холле

В годы, когда последователи Листа писали одночастные концерты, отбрасывая все, что казалось пережитком, бессмысленной данью традиции, Брамс придерживался классических канонов. Во всех своих концертах он сохранил в первой части две экспозиции – оркестровую и сольную, не сжимая форму, а наоборот, расширяя ее. Второй концерт для фортепиано с оркестром си-бемоль мажор, Op. 83 (1881) достигает вагнеровских масштабов, его характер можно определить любимым термином Брукнера feierlich (торжественно, празднично), а главная тема впоследствии по-новому зазвучала во Второй симфонии Малера.

Первая часть открывается темой в характере гимна: Брамс явно не считал, что человеческие переживания – единственный предмет, достойный искусства. Скерцо уникально: страстное, мятущееся, но с танцевальным фрагментом в средней части.

Медленная третья часть открывается и заканчивается соло виолончели. Эта мелодия позднее стала песней «Глубже все моя дремота». Финал начинается шуткой в манере Бетховена – не в основной тональности. Брамс сопроводил его ремаркой «грациозно», которая прежде появлялась у него только в скерцо.

Официальная премьера концерта состоялась в Будапеште, неофициальная – чуть раньше в Майнингене, где Ганс фон Бюлов предоставлял Брамсу возможность проверять в живом звучании новые сочинения. Фортепианная техника Брамса отнюдь не стала проще, но приобрела недостающий блеск. В отличие от Первого, гораздо более сложный Второй концерт мгновенно обрел популярность, композитор десятки раз исполнял его на гастролях, меняясь с Бюловым местами за роялем и за дирижерским пультом.

Читайте также:  Блюз любви понаровская ноты для фортепиано

Светлая и вдохновенная гармония Второго концерта для фортепиано с оркестром, писавшегося одновременнно с такими же поэтичными Второй симфонией и скрипичным концертом, отразила впечатления лучших лет жизни Брамса — он успешен, знаменит и весел. Музыке присуще оптимистичное мироощущение, эпическая широта, богатырский размах. Написанный в «золотом» си-бемоль мажоре Второй концерт — сочинение классическое во всех смыслах этого слова. Вместе с тем, необычность его в том, что к трем частям, из которых обычно состоят концерты, добавлено скерцо. Таким образом, концерт вновь, как и в случае с Первым, приобрел форму и масштаб грандиозной романтической симфонии. Тем самым он поднялся на более высокую ступень в иерархии жанров, служа не демонстрации виртуозности и развлечению публики, а выражению всеобщих идей.

В первой части прославляется радость жизни, утверждается легендарный образ родины. Следующая часть — слегка демоническое Скерцо, вызывающее представление об играх двух беззаботных великанов. В третьей части автор словно остаётся наедине с природой, преисполненный возвышенных молитвенных чувств. Жизнедеятельный, непринуждённый в своём веселье финал достойно венчает монументальный концерт-симфонию.

Источник

Концерт для фортепиано с оркестром № 2 (Брамс) — Piano Concerto No. 2 (Brahms)

Концерт для фортепиано с оркестром B ♭ мажор
№ 2
от Иоганнеса Брамса
Каталог Соч. 83 Сочиненный 1 878 -1881 ( 1878 ) Преданность Эдуард Марксен Выполнила 9 ноября 1881 г . : Будапешт. ( 1881-11-09 ) Движения четыре

Концерт для фортепиано № 2 в B ♭ основной , ор. 83 Иоганнеса Брамса отделяет 22 года от его первого фортепианного концерта . Брамс начал работу над этим произведением в 1878 году и завершил его в 1881 году, находясь в Прессбауме недалеко от Вены . Работа над этим концертом заняла у него три года, что говорит о том, что он всегда был самокритичным. Он писал Кларе Шуман: «Я хочу сказать вам, что я написал очень маленький концерт для фортепиано с очень маленьким и красивым скерцо». По иронии судьбы, он описывал огромную работу. Концерт посвящен его учителю Эдуарду Марксену . Публичная премьера концерта состоялась в Будапешт 9 ноября 1881 года, с Брамсом в качестве солиста и Будапештского филармонического оркестра , имел немедленный успех. Он продолжил исполнять пьесу во многих городах Европы.

СОДЕРЖАНИЕ

Сочинение

Деталь набрал 2 флейты , 2 гобоя , 2 кларнета (B ♭ ), 2 фаготов , 4 рога (сначала 2 в B ♭ бас, 2 в F), 2 трубы (B ♭ ), литавр (B ♭ и F, A и D во второй части) и струнных . (Трубы и литавры используются только в первых двух частях, что необычно.)

Часть находится в четырех движений , а не три , типичные для концертов в классических и романтических периоды:

  1. Allegro non troppo (B ♭ мажор)
  2. Аллегро аппассионато (ре минор)
  3. Анданте (B ♭ мажор — F ♯ мажор — B ♭ мажор)
  4. Allegretto grazioso — Un poco più presto (B ♭ мажор)

Дополнительное движение приводит к тому, что концерт значительно длиннее, чем большинство других концертов, написанных до того времени, с типичными выступлениями длятся около 50 минут. По завершении Брамс отправил партитуру своему другу, хирургу и скрипачу Теодору Бильроту, которому Брамс посвятил свои первые два струнных квартета , назвав произведение «небольшими пьесами для фортепиано». Брамс даже охарактеризовал бурное скерцо как «небольшой огонек скерцо».

Описание

Произведение открывается следующим звуком валторны, который дает большую часть тематического материала для первой части:

Allegro non troppo

Проблемы с воспроизведением этих файлов? См. Справку по СМИ .

Первая часть в концертном варианте сонатной формы . Основная тема вводится соло валторны с вступлением фортепиано. Деревянные духовые инструменты вводят небольшой мотив (заимствованный, возможно, неосознанно, из вступления первой части его серенады № 2 ), прежде чем появляется необычно расположенная каденция . Полный оркестр повторяет тему и вводит больше мотивов в оркестровую экспозицию. Фортепиано и оркестр работают вместе, чтобы развить эти темы в экспозиции фортепиано до того, как тональность изменится на фа минор (от фа мажор, доминанта), и фортепиано играет мощную и сложную часть перед появлением следующего оркестрового тутти. Развитие, как и многие подобные разделы в классический период, проходит путь от доминирующей тональности обратно к тонизирующей, в то же время интенсивно развивая темы. В начале перепросмотра тема воспроизводится до того, как будет слышен другой переход, возвращающийся к музыке, слышимой в фортепианной экспозиции (на этот раз в B ♭ мажор / минор). Кода появляется после части минорной тональности, завершая это движение.

Один из мотивов, повторяющийся в развитии, был отмечен музыковедами как имеющий сходство с Боевым гимном Республики и « Сэй, братья» , но маловероятно, что Брамс знал об этих гимнах.

Аллегро аппассионато

Проблемы с воспроизведением этого файла? См. Справку по СМИ .

Это скерцо в тональности ре минора и в сонатной форме с трио , вставленным в развитии. Вопреки замечанию Брамса «крошечный обрывок скерцо», это бурное движение. Фортепиано и оркестр вводят тему и развивают ее, прежде чем вмешивается тихая часть. Вскоре после этого фортепиано и оркестр начинают бурное развитие темы, прежде чем перейти к центральному эпизоду (ре мажор). Центральный эпизод оживлен и начинается с выступления полного оркестра, прежде чем вмешивается еще одна тихая часть; затем фортепиано интегрируется в оркестровый эффект, чтобы повторить тему центрального эпизода. Возвращается начальный раздел, но он очень разнообразен.

Тема скерцо очень похожа на тему скерцо в Серенаде Ре Брамса десятилетия назад.

Анданте

Проблемы с воспроизведением этого файла? См. Справку по СМИ .

Медленная часть находится в тонической тональности B ♭ мажор и необычна в использовании обширного соло для виолончели в фортепианном концерте (источником этой идеи может быть фортепианный концерт Клары Шуман , в котором медленная часть записана только для виолончели и фортепиано) . Впоследствии Брамс переписал тему виолончели и превратил ее в песню Immer leiser wird mein Schlummer («Мой сон становится все более мирным») на слова Германа Лингга . ( Соч.105, № 2 ). В концерте, виолончель играет тему в течение первых трех минут, прежде чем пиано приходит. Тем не менее, мягкий мелодичный кусок , что пианино играют вскоре сменяется тема бурной в B ♭ минор. Когда буря утихает, все еще в минорной тональности, фортепиано играет переходный мотив, который ведет к тональности F ♯ мажор, прежде чем виолончель войдет в реприз, в неправильной тональности, зная, что она должна вернуться к B. ♭ мажор, фортепиано и оркестр завершают переход, завершая тему в своей исходной домашней тональности B ♭ мажор. После того, как фортепиано играет переходные мотивы, оно быстро воспроизводит среднюю часть в мажорной тональности до того, как будет установлена ​​финальная кода.

Allegretto grazioso — Un poco più presto

Проблемы с воспроизведением этих файлов? См. Справку по СМИ .

Последняя часть состоит из пяти четко различимых разделов, которые вводят и развивают пять различных тем.

В первом разделе (такты 1–64) представлены темы 1 и 2. Первая тема (также «основная тема») (1–8) сначала исполняется на фортепиано, а затем повторяется оркестром. Вторая тема (16–20) также представлена ​​фортепиано и повторяется — и расширяется — оркестром. Наконец, своего рода развитие первой темы приводит к следующему разделу.

Второй раздел (65–164) содержит следующие три темы. Тема 3 (65–73) сильно отличается от предыдущих, в основном из-за своего второстепенного сеттинга и своеобразного венгерского ритма. Тема 4 (81–88) по-прежнему находится в миноре, а тема 5 (97–104) — в фа мажоре. Каждая из этих трех тем повторяется взад и вперед несколько раз, что придает разделу характер развития.

Третий раздел (165–308) можно рассматривать как повторение первого; он построен на первых двух темах, но новый поразительный элемент представлен в 201–205 гг. и повторяется в 238–241 гг.

Четвертый раздел (309–376) повторяет темы 3, 5 и 4 в указанном порядке.

Заключительный раздел, кода, построен на основной теме, но даже здесь (398) Брамс представляет новый элемент, повторяя основную тему в тройном ритме (прием, который он использовал ранее для завершения своего скрипичного концерта) в небольшом марше. сначала играется на фортепиано, затем исполняется оркестр, который обменивается темами с солистом до финальных аккордов.

Источник

Иоганнес Брамс. Концерт для фортепиано с оркестром № 2 си-бемоль мажор

«Юноша и зрелый муж», – так Теодор Бильрот, близкий друг Иоганнеса Брамса, охарактеризовал два фортепианных концерта, созданных композитором. Это высказывание соответствует не только хронологии написания произведений, разделенных более чем двумя десятилетиями, но и их характеру. Второй концерт – стройный и уравновешенный по композиции, выделяющийся эпической широтой, так же отличается от порывистого Первого, как зрелый человек и опытный композитор, каким был Брамс на момент создания Второго концерта, отличается от молодого композитора, в начале своего творческого пути создавшего Первый концерт. В Концерте № 2 нет трагического смятения чувств, он отражает мироощущение человека, уверенно следующего по жизненному пути, но всё так же влюбленного в жизнь и ощущающего красоту мира.

И всё же у двух фортепианных концертов Брамса есть нечто общее – в обоих произведениях жанр концерта вбирает в себя черты симфонии. Сходство произведений проявляется в соотношении фортепианной партии с оркестровой тканью – без явного противопоставления, первая словно «вплавлена» во вторую. Партия солирующего инструмента очень богата и разнообразна – в ней присутствуют и различные варианты мощной аккордовой фактуры, и утонченность штриха. По сложности фортепианной техники Второй концерт не уступает Первому, но здесь она выглядит более блестящей, более эффектной (чего, по-видимому, не хватало слушателям-современникам в Концерте № 1).

В Концерте для фортепиано с оркестром № 2 Иоганнес Брамс показал себя как композитор, уверенно следующий своим собственным путем, не оглядываясь на большинство… но для этого не обязательно изобретать нечто экстравагантное – напротив, композитор сохранял приверженность классическим канонам в те времена, когда многие его современники под влиянием Ференца Листа предпочитали создавать одночастные концерты, Брамс написал циклическое произведение, причем не трехчастное, а четырехчастное – что тоже сближает его с симфоническими циклами.

Основа образного строя Концерта – диалектическое единство строгости и мятежности – намечается уже во вступлении к первой части – Allegro non troppo, в котором композитор не дает пианисту возможности поразить публику техникой, а излагает глубокую мысль, зарождающуюся во взаимодействии «высказывания» валторны и фортепианных аккордов. В последующих фразах деревянных духовых эпическое начало органично сливается с лирическим, а сольное «высказывание» фортепиано исполнено патетики. Этот контраст интонационных сфер, намеченный во вступлении, получает развитие в экспозиции – в противопоставлении главной партии и побочной, одновременно играющей роль заключительной. Разработка основывается на вариантном развитии исходных мотивов, кульминация его приходится на переход к репризе.

Мятежная патетика («флорестановское начало», если проводить параллель с шумановскими образами), воплощенная в побочной партии первой части, выступает на первый план во второй части – Allegro appassionato. Оно пронизано активным движением и эмоциональной экспрессией, однако эти черты не исключают напевности мелодических линий и даже аккордовых пластов. Вторая часть представляет собой сонатную форму с разработкой и эпизодом, между главной и побочной партиями нет острого противопоставления, и разработка выявляет их близость.

Часть третья – Andante – лирический центр произведения, в котором концентрируются различные ипостаси брамсовской лирики. Здесь можно услышать интонации романса, колыбельной, страстного речитатива, присутствует в Andante и элемент хоральности, но всё это предстает в органичном единстве, объединяясь в «текучем» развитии музыкальной мысли – как разные грани одного образа.

Финал – Allegro grazioso – имеющий форму рондо-сонаты, выглядит широко развернутой панорамой венской музыкальной жизни (интересно, что начинается он не в основной тональности). Его многотемность граничит с сюитностью – например, побочная партия, следующая за грациозным рефреном, состоит из нескольких тем, имеющих венгерские черты. Примечательно, что Брамс снабдил четвертую часть указанием «грациозно», которое прежде использовалось композитором только применительно к скерцо.

Официальной датой премьеры Концерта № 2 считается девятое ноября 1881 г., произошло это в Будапеште, но несколько раньше в Майнингене состоялась премьера неофициальная – Ганс фон Бюлов предоставил композитору возможность «испытать» произведение в живом звучании. Судьба Второго концерта оказалось более счастливой, чем Первого – это сочинение Брамса сразу было по достоинству оценено публикой и приобрело популярность. Довольно часто Иоганнес Брамс исполнял его на гастролях, причем иногда он сам дирижировал Концертом, солировал на рояле в таких случаях Ганс фон Бюлов.

Источник

Оцените статью