Второй концерт для фортепиано с оркестром чайковского

Второй концерт для фортепиано с оркестром чайковского

Написанный с большим виртуозным размахом, монументальный по форме Второй фортепианный концерт (1880) уступает, однако, Первому в смысле свежести и выразительности тематического материала, что и послужило, по-видимому, причиной относительно меньшей его популярности. Не свободен он также от некоторых длиннот и повторений (Вначале увлеченный новым произведением Чайковский признавал позже ряд допущенных им «крупнейших промахов». При подготовке к новому изданию концерта в 1893 году он согласился с некоторыми из предложенных А. И. Зилоти сокращений, но возражал против других, которые, по его мнению, нарушали ясность и логичность формы. Тем не менее все они были осуществлены в издании, вышедшем уже после смерти композитора, и именно эта редакция вошла в исполнительскую практику.). Но если рассматривать этот концерт вне сравнения с предыдущим, то нельзя не признать несомненных его достоинств как блестящего, эффектного произведения, представляющего благодарные возможности для демонстрации виртуозного мастерства исполнителя.

Ряд интересных находок содержит он в области формы. Так, сольная каденция перенесена с конца в середину сонатного Allegro. Она занимает всю вторую половину разработки и тем самым превращается из блестящего виртуозного отступления в органически неотъемлемый элемент общей композиции (Этого же принципа придерживается композитор в своем Третьем фортепианном и Скрипичном концертах.). Именно на этот раздел приходится главная, центральная кульминация первой части.

Читайте также:  Басовая струна для ноты до

В светлом лирическом Andante non troppo, составляющем вторую часть концерта, наряду с фортепиано в качестве солирующих инструментов участвуют скрипка и виолончель, выступающие большей частью вместе, образуя красивый певучий дуэт, поддерживаемый легким прозрачным звучанием оркестра. Временами изложение приобретает почти камерный характер.

Завершается концерт несколько «шуманизированным» стремительным финалом карнавального характера, основанным на трех ритмически острых и бойких темах, которые не подвергаются широкой разработке, а лишь несколько варьируются, изменяют свою тональную и тембровую окраску при повторении.

Источник

Концерт для фортепиано с оркестром № 2 (Чайковский)

Концерт для фортепиано с оркестром № 2 соль мажор соч. 44′ — произведение П. И. Чайковского, написанное в период с 1879 года по 1880 год. Произведение посвящено пианисту и дирижёру Николаю Григорьевичу Рубинштейну.

Содержание

История создания

Работу над концертом композитор начал в октябре 1879 года.

Впервые концерт был исполнен 12 ноября 1881 году в Нью-Йорке. В России — 18 мая (по новому стилю — 30 мая) 1882 года (партию солирующего инструмента исполнил ученик Чайковского Сергей Иванович Танеев, дирижировал оркестром Антон Григорьевич Рубинштейн).

В конце 1880-х годов у автора и издателя Юргенсона возникла идея переиздать концерт. Чайковский считал, что в старом виде произведение переиздавать не следует и надо написать новую редакцию, которую под руководством автора написал пианист А. И. Зилоти, хотя его редакция не была полностью одобрена автором. Эта версия была опубликована в 1897 году. Впоследствии наметились две традиции исполнения концерта — в первой и второй редакциях.

В 1941 году балетмейстер Джордж Баланчин поставил на музыку концерта балет Ballet Imperial. В 1973 году новая редакция балета появлась под названием Фортепианный концерт N 2 (англ. Piano Concerto No. 2 ) [1] .

Состав оркестра

(Во второй части концерта солируют скрипка и виолончель)

Строение концерта

В концерте три части общей протяжённостью около 35 минут:

Ссылки

Примечания

Произведения П. И. Чайковского
Оперы Воевода | Ундина | Опричник | Евгений Онегин | Орлеанская дева | Мазепа | Черевички | Чародейка | Пиковая дама | Иоланта
Балеты Лебединое озеро | Спящая красавица | Щелкунчик
Симфонии № 1 g-moll «Зимние грёзы» | № 2 c-moll | № 3 D-dur | № 4 f-moll |«Манфред» h-moll | № 5 e-moll) | № 6 h-moll «Патетическая» | № 7 Es-dur «Жизнь», неоконченная | Серенада для струнного оркестра
Концерты и концертные пьесы
для фортепиано с оркестром Концерт № 1 b-moll | Концерт № 2 G-dur | Концерт № 3 Es-dur
для скрипки с оркестром Концерт D-dur | Меланхолическая серенада b-moll | Вальс-скерцо C-dur
для виолончели с оркестром Вариации на тему рококо A-dur | Pezzo capricciozo h-moll
Струнные квартеты № 1 D-dur | № 2 F-dur | № 3 es-moll
Для фортепиано 2 сонаты (cis-moll | Большая соната G-dur | Времена года | Детский альбом)

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Концерт для фортепиано с оркестром № 2 (Чайковский)» в других словарях:

Концерт для фортепиано с оркестром № 1 — (Бетховен) Концерт для фортепиано с оркестром № 1 (Лист) Концерт для фортепиано с оркестром № 1 (Прокофьев) Концерт для фортепиано с оркестром № 1 (Рахманинов) Концерт для фортепиано с оркестром № 1 (Чайковский) Концерт для фортепиано с оркестром … Википедия

Концерт для фортепиано с оркестром № 2 — (Бетховен) Концерт для фортепиано с оркестром № 2 (Прокофьев) Концерт для фортепиано с оркестром № 2 (Рахманинов) Концерт для фортепиано с оркестром № 2 (Чайковский) Концерт для фортепиано с оркестром № 2 (Шопен) … Википедия

Концерт для фортепиано с оркестром № 3 — (Бетховен) Концерт для фортепиано с оркестром № 3 (Прокофьев) Концерт для фортепиано с оркестром № 3 (Рахманинов) Концерт для фортепиано с оркестром № 3 (Чайковский) … Википедия

Концерт для фортепиано с оркестром № 1 (Чайковский) — У этого термина существуют и другие значения, см. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Концерт для фортепиано с оркестром № 1 си бемоль минор, соч. 23, был написан П. И. Чайковским в 1874―1875 годах. Это один из самых известных… … Википедия

Концерт для фортепиано с оркестром № 3 (Чайковский) — У этого термина существуют и другие значения, см. Концерт для фортепиано с оркестром № 3. Концерт для фортепиано с оркестром № 3 ми бемоль мажор соч. 75 одно из последних произведений великого русского композитора Петра Ильича Чайковского.… … Википедия

Концерт № 1 для фортепиано с оркестром (Чайковский) — Концерт для фортепиано с оркестром № 1 си бемоль минор, соч. 23, был написан П. И. Чайковским в 1874―1875 годах. Это один из самых популярных фортепианных концертов в мировой музыкальной литературе. История создания Концерт создавался зимой… … Википедия

Концерт для скрипки с оркестром (Чайковский) — Фрагмент солирующей партии из концерта Концерт для скрипки с оркестром ре мажор, соч. 35 П. И. Чайковско … Википедия

Чайковский Петр Ильич — [25.4(7.5).1840, селение при Камско Воткинском заводе Вятской губернии, ныне г. Воткинск Удмуртской АССР, ‒ 25.10(6.11).1893, Петербург], русский композитор. Родился в семье горного инженера. В 1850‒59 учился в училище правоведения в Петербурге,… … Большая советская энциклопедия

Чайковский, Пётр Ильич — Запрос «Чайковский» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Пётр Ильич Чайковский … Википедия

Чайковский — I Чайковский Борис Александрович (р. 10.9.1925, Москва), советский композитор, заслуженный деятель искусств РСФСР (1969). В 1949 окончил Московскую консерваторию по классу композиции у Н. Я. Мясковского (ранее занимался также у В. Я.… … Большая советская энциклопедия

Источник

Второй концерт Чайковского

Концерт для фортепиано с оркестром № 2 соль мажор соч. 44′ — произведение П. И. Чайковского, написанное в период с 1879 года по 1880 год. Произведение посвящено пианисту и дирижёру Николаю Григорьевичу Рубинштейну.

Содержание

История создания

Работу над концертом композитор начал в октябре 1879 года. Второй концерт был написан Чайковским в 1880 году для Н. Г. Рубинштейна, но в начале 1881 года в Париже Рубинштейн умирает . Вместо него это трудное и очень протяжённое по тем временам сочинение (оно длится более чем 50 минут) взялся выучить С. И. Танеев.

Впервые концерт был исполнен 12 ноября 1881 году в Нью-Йорке. В России — 18 мая (по новому стилю — 30 мая) 1882 года (партию солирующего инструмента исполнил ученик Чайковского Сергей Иванович Танеев, дирижировал оркестром Антон Григорьевич Рубинштейн).

Премьера прошла достаточно незамеченно. Но поскольку слава Чайковского непрерывно росла, то Вторым концертом заинтересовался, в частности, и А. И. Зилоти. Но, по мнению Зилоти, неоднократно им высказанному в письмах к Чайковскому, этот концерт необходимо было во многих отношениях «» и, прежде всего, сократить. Со стороны Чайковского на все эти предложения он получал корректнейшие и вежливые отказы. Последняя из известных реакций композитора — письмо к Зилоти, написанное за полтора месяца до смерти Чайковского. «Милый Саша,— писал композитор,— все твои предложения по поводу моего несчастного Второго концерта, который я все же люблю гораздо больше Первого, очень практичны, но мое авторское чувство никак не может с ними согласиться». В этот же день Чайковский пишет записку своему издателю Юргенсону: «Зилоти буквально хочет изуродовать мой концерт».

Когда в 1888 году у автора и издателя Юргенсона возникла идея переиздать концерт Александр Зилоти предложил Чайковскому ряд фундаментальных изменений. В 1891 году Чайковский вернулся к идее переиздания концерта. Он считал, что в старом виде произведение переиздавать не следует и надо написать новую редакцию. Только в 1893 году пианист А. И. Зилоти начал готовить концерт в пересмотренном издании с согласия автора. Под сильным давлением с его стороны Чайковский согласился на многие изменения, стараясь сохранить общую форму концерта и защитить свою первоначальную концепцию.

После смерти Чайковского Зилоти сокращает текст концерта, причем даже те эпизоды, против исключения которых Чайковский письменно возражал. Наибольшим купюрам подверглась вторая часть, грандиозное Анданте, своего рода тройной концерт для скрипки, виолончели и фортепиано с оркестром, где, по мнению современников, и, прежде всего, самого Зилоти, фортепиано слишком много аккомпанирует и поэтому не может «проявить себя с необходимой бриллиантностью». Вместо огромной развернутой части остались два маленьких предложения с непомерно большой кодой, которая по времени оказалась равна всей остальной части. В целом, концерт был урезан примерно на треть. Кроме сокращений, исказивших форму, в фортепианную партию были введены многочисленные изменения, в том числе и темповые. Например, к обозначению темпа первой части добавлено: «e molto vivace» и т. д.

Эта версия была опубликована в 1897 году и не была полностью одобрена автором. Впоследствии наметились две традиции исполнения концерта — в первой и второй редакциях.

До сих пор концерт существует как бы в двух версиях, причем предпочтение отдается то сокращенной, то полной авторской версии.

В 1941 году балетмейстер Джордж Баланчин поставил на музыку концерта балет Ballet Imperial. В 1973 году новая редакция балета появилась под названием Фортепианный концерт N 2 (англ. Piano Concerto No. 2 ) [1] .

(В статье использован текст российского пианиста, педагога, музыкального исследователя Андрея Хотеева)

Состав оркестра

(Во второй части концерта солируют скрипка и виолончель)

Источник

Концерт для фортепиано с оркестром № 2 (Чайковский)

Концерт для фортепиано с оркестром № 2 соль мажор соч. 44′ — произведение П. И. Чайковского, написанное в период с 1879 года по 1880 год. Произведение посвящено пианисту и дирижёру Николаю Григорьевичу Рубинштейну.

Содержание

История создания [ | ]

Работу над концертом композитор начал в октябре 1879 года. Второй концерт был написан Чайковским в 1880 году для Н. Г. Рубинштейна, но в начале 1881 года в Париже Рубинштейн умирает . Вместо него это трудное и очень протяжённое по тем временам сочинение (оно длится более чем 50 минут) взялся выучить С. И. Танеев.

Впервые концерт был исполнен 12 ноября 1881 году в Нью-Йорке. В России — 18 мая (по новому стилю — 30 мая) 1882 года (партию солирующего инструмента исполнил ученик Чайковского Сергей Иванович Танеев, дирижировал оркестром Антон Григорьевич Рубинштейн).

Премьера прошла достаточно незамеченно. Но поскольку слава Чайковского непрерывно росла, то Вторым концертом заинтересовался, в частности, и А. И. Зилоти. Но, по мнению Зилоти, неоднократно им высказанному в письмах к Чайковскому, этот концерт необходимо было во многих отношениях «ис» и, прежде всего, сократить. Со стороны Чайковского на все эти предложения он получал корректнейшие и вежливые отказы. Последняя из известных реакций композитора — письмо к Зилоти, написанное за полтора месяца до смерти Чайковского. «Милый Саша,— писал композитор,— все твои предложения по поводу моего несчастного Второго концерта, который я все же люблю гораздо больше Первого, очень практичны, но мое авторское чувство никак не может с ними согласиться». В этот же день Чайковский пишет записку своему издателю Юргенсону: «Зилоти буквально хочет изуродовать мой концерт».

Когда в 1888 году у автора и издателя Юргенсона возникла идея переиздать концерт Александр Зилоти предложил Чайковскому ряд фундаментальных изменений. В 1891 году Чайковский вернулся к идее переиздания концерта. Он считал, что в старом виде произведение переиздавать не следует и надо написать новую редакцию. Только в 1893 году пианист А. И. Зилоти начал готовить концерт в пересмотренном издании с согласия автора. Под сильным давлением с его стороны Чайковский согласился на многие изменения, стараясь сохранить общую форму концерта и защитить свою первоначальную концепцию.

После смерти Чайковского Зилоти сокращает текст концерта, причем даже те эпизоды, против исключения которых Чайковский письменно возражал. Наибольшим купюрам подверглась вторая часть, грандиозное Анданте, своего рода тройной концерт для скрипки, виолончели и фортепиано с оркестром, где, по мнению современников, и, прежде всего, самого Зилоти, фортепиано слишком много аккомпанирует и поэтому не может «проявить себя с необходимой бриллиантностью». Вместо огромной развернутой части остались два маленьких предложения с непомерно большой ой, которая по времени оказалась равна всей остальной части. В целом, концерт был урезан примерно на треть. Кроме сокращений, исказивших форму, в фортепианную партию были введены многочисленные изменения, в том числе и темповые. Например, к обозначению темпа первой части добавлено: «e molto vivace» и т. д.

Эта версия была опубликована в 1897 году и не была полностью одобрена автором. Впоследствии наметились две традиции исполнения концерта — в первой и второй редакциях.

До сих пор концерт существует как бы в двух версиях, причем предпочтение отдается то сокращенной, то полной авторской версии.

В 1941 году балетмейстер Джордж Баланчин поставил на музыку концерта балет Ballet Imperial. В 1973 году новая редакция балета появилась под названием Фортепианный концерт N 2 (англ. Piano Concerto No. 2 ) [1] .

(В статье использован текст российского пианиста, педагога, музыкального исследователя Андрея Хотеева)

Состав оркестра [ | ]

(Во второй части концерта солируют скрипка и виолончель)

Источник

Оцените статью