Второй концерт шопена для фортепиано с оркестром
Сочинение первого концерта (фа минор) относится к 1829 году, однако он был окончен лишь в 1830 году, немногим раньше второго, ми минорного. В 1830—1831 годах партитура концерта f-moll была утрачена и затем написана заново. Концерт f-moll был издан позднее концерта e-moll и поэтому ошибочно получил название второго.
Концерт f-moll писался в пору и под очарованием любви к Гладковской, но посвящен позднее Потоцкой. Allegro концерта, как и крайние части сонаты c-moll, обнаруживает известную незрелость, робость Шопена в трактовке крупной формы. Правда, тут нет бесконечных блужданий первой сонаты, а тональные центры более или менее активно окружены и обоснованы. Тем не менее, движение тональностей и планировка формы, все же, остаются пассивными: об органическом развитии, свойственном сонатам b-moll и h-moll, не может быть и речи. Своеобразные творческие намерения, суть которых становится ясной позднее, мы встречаем и тут — это прежде всего сильнейшее укорочение первой темы в репризе, шаг к ее полному уничтожению в этом разделе Allegro. Вторая тема Allegro концерта f-moll, кстати сказать, послужила Шопену материалом для ноктюрна cis-moll без опуса (Lento con gran espressione — 1830 или 1833). (Существуют несколько автографов этого ноктюрна, один из которых хранится в Государственной публичной библиотеке им. М. Е. Салтыкова-Щедрина в Петербурге. Скорее всего следует видеть в этом ноктюрне попытку Шопена популяризовать (отсюда, думается, и наличие нескольких автографов) некоторые темы своего концерта (в середине ноктюрна появляется и триольная тема из финала концерта). Новая (начальная и заключительная) тема ноктюрна с ее мечтательно-грустным, протяжным (будто „степным») выделением квинты тоники — очень выразительна. Ноктюрн cis-moll, вдобавок, служит обоснованием ночного, образного характера ряда фрагментов шопеновских концертов.)
Есть в первой части концерта и простые заимствования: так, например, такты 5-6 экспозиции оркестра совершенно напоминают такт 16 и последующие первой части сонаты Вебера ор. 70, сочиненной в 1822 году (это место из сонаты Вебера заставляет вспомнить также о начале первой части концерта e-moll). Дальше (такты 17-18) появляются почти реминисценции побочной темы увертюры к „Фрейшютцу». Что касается многотемности экспозиции оркестра, то она — от многотемности соответствующих разделов концертов Гуммеля.
Наиболее приметные выразительные средства Allegro — известная „попуррийность», резкие акценты и контрастные оттенки, восходящие драматизированные секвенции, уменьшенные трезвучия и септаккорды, нарастающие синкопы — свидетельствуют о чутком усвоении и своеобразном претворении Шопеном переходных тенденций классицизма-романтизма, яркими представителями которых были Гуммель и Вебер. Черты славянской романтической чувствительности (см. наигрыши флейты и томительные аккорды из двух малых и одной большой терций перед первым solo, вторую тему и т. д.) придают этому также еще незрелому сочинению Шопена неповторимый отпечаток своеобразия. Столь же характерны и многие другие особенности и детали первой части: фактура, гармонии, мелодические обыгрывания, среди которых встречаются образцы очень смелых избыточных хроматизмов:
Пожалуй, самым свежим и многообещающим фрагментом первой части f-moll’ного концерта следует считать заключительную партию (экспозиции и репризы), в которой обаятельная по звучности, легкая и изящная пианистическая фактура сочетается с богатством и юношеской живостью эмоций — грациозная грусть, светлая радость, лирический восторг и, наконец, волевой порыв!
Вторая часть концерта замечательна не столько виртуозностью орнаментов и выразительностью речитатива посередине (предвещающего прелюдию f-moll op. 28), сколько напевностью и простотой своей основной темы, сочетающей народность (характерные попевки и обыгрывание терций и квинт в мелодии) с исключительно искренней, полной лирического тепла романтикой. Шопен позднее создал несравненно более совершенные и глубокие произведения, но чистота и непосредственность этой темы остались неповторимыми.
То же можно сказать и о финале — наиболее целостной и совершенной части всего концерта. Кто составил себе фальшивое представление о Шопене как о мрачном, болезненном меланхолике, пусть вслушается в музыку этого финала, брызжущего жизнью, радостью, поэзией. Финал прекрасен и в целом и в деталях. Как ясно, легко строится форма! Притом она своеобразна — это сочетание рондо с сонатным аллегро (наличествуют элементы разработки, но отсутствует вторая тема в репризе). Тональные центры превосходно задуманы и сгруппированы. Как живо окружение f-moll перед репризой первой темы (Вспомним полонез d-moll; здесь опять печто подобное: развитие и затухание доминанты и спуск хроматических септаккордов, плагально разрешающихся в тонику.), как звонок и радостен F-dur в коде!
Ритмика финала и едина и многообразна, нет в ней и следа монотонности, свойственной крайним частям c-moll’ной сонаты. Великолепно умелое чередование синкоп с плавными движениями, коротких ритмических групп с длинными периодами, придающее всему финалу непрерывную устремленность, энергию „вечного движения».
Увлекают и детали финала. Своеобразны: вторая, As-dur’ная тема (scherzando) с ее мазурообразным ритмом и последующий as-moll’ный фрагмент (с плагальными оборотами) и заключительные звуко-узоры на органном пункте тоники (такты 33 и последующие четвертого solo). Красочны и живы смены (Es-dur, es-moll и Des-dur после трели на re с ферматой). С верным чувством формы дана доминанта будущей репризы в начале пятого solo (нота des подчеркивает неустойчивость C-dur’ного фрагмента). Обаятельной «весенней» эмоцией отмечены модуляции в разработке заключения второй темы — этого образа нежной, поэтической, полной отзвуков природы мечтательности. Отсюда — появление ее в момент раздумья перед самым концом концерта:
Чрезвычайно ярка кода с ее вступительным призывом сигнального (почтового?) рожка, вносящим жанрово-реалистическую черту, с ее стремительными потоками гамм, модуляционными сдвигами, хроматическими цепями аккордов, столкновением тоники и доминанты в конце предпоследнего solo (Аналогии смотри в первой части концерта e-moll.) и хроматическими обыгрываниями тонического трезвучия в последних тактах.
Финал концерта f-moll истинно гармоничен и по замыслу и по выполнению: целая поэма, сотканная из изящной виртуозности, мечтательной фантастики, праздничного блеска и отзвуков народного танца. Эта поэма заканчивается как бы лучезарным порывом: в путь, в дорогу, вперед, вперед!
Источник
Знаменитые фортепианные концерты — Шопен — Второй концерт
Первое представление состоялось 17 марта 1830-го года в Варшаве. Партию фортепиано исполнял сам Шопен.
Этот концерт был написан раньше, чем Первый, но опубликован был позднее, потому и получил название Второго концерта.
Концерт состоит из трёх частей:
Фредерик Францишек Шопен — великий польский композитор и пианист-виртуоз, педагог, автор многочисленных замечательных фортепьянных произведений, родился в 1810 году, в деревне Желязова-Воля близ Варшавы (тогда Варшавское герцогство, фактически под французским протекторатом). Иногда композитора называют на французский манер Фредерик Франсуа, учитывая то, что отец Фредерика — Николя Шопен был французом да и почти половину жизни сам Фредерик прожил во Франции.
Пианист Войцех Живный (1756-1842), чех по происхождению, начал заниматься с 9-летним мальчиком.
Войцех Живный был единственным наставником Шопена по фортепиано. Исполнительский талант мальчика развивался настолько быстро, что к двенадцати годам Шопен не уступал лучшим польским пианистам, после чего Живный отказался от занятий с юным виртуозом, заявив, что ничему больше не может научить его.
1829 — начинается артистическая деятельность Шопена. Он выступает в Вене, Кракове, исполняя свои произведения.
1830 — навсегда покидает Варшаву. Эта разлука с родиной была причиной его постоянной скрытой скорби — тоски по родине.
1831 — поселился в Париже. Первый концерт Шопен дал в Париже в 22 года. Успех был полный.
Портрет Шопена (1838)
Эжен Делакруа (1798-1863)
В концертах Шопен выступал редко, но в салонах польской колонии и французской аристократии слава Шопена росла чрезвычайно быстро.
1837 — Шопен заболел туберкулёзом легких. С этим временем совпадает его связь с Жорж Санд. Пребывание на Майорке вместе с Жорж Санд негативно отразилось на здоровье Шопена, он страдал там от астматических приступов. Тем не менее многие величайшие произведения, в том числе 24 прелюдии, созданы именно на Майорке.
1848 — после разрыва с Жорж Санд Шопен отправился в Лондон — концертировать и преподавать. Это оказалось последним его путешествием. Успех, нервная, напряженная жизнь, сырой британский климат, а главное, периодически обострявшееся хроническое заболевание лёгких, — всё это окончательно подорвало его силы.
5(17) октября 1849 , по возвращении в Париж, Шопен умер.
Согласно желанию покойного, на его похоронах известнейшими артистами того времени был исполнен «Реквием» Моцарта — композитора, которого Шопен ставил выше всех других.
На кладбище Пер-Лашез прах Шопена покоится между могилами композиторов Керубини и Беллини.
Сердце Шопена было, согласно его воле, отправлено в Варшаву, где оно замуровано в колонну Церкви Святого Креста.
Шопен возродил на романтической основе прелюдию, создал фортепианную балладу, опоэтизировал и драматизировал танцы — мазурку, полонез, вальс, превратил скерцо в самостоятельное произведение. Обрёл мировую известность благодаря произведению «Революционный этюд».
Шопен, играющий на фортепиано в салоне князя Радзивилла, эскиз
Генрик Гектор Семирадский (1843-1902)
Фредерик Шопен — Этюд N12 «Революционный»
Партия фортепиано — Владимир Горовиц
Всего Фредерик Шопенн написал 2 концерта (1829 , 1830 ), 3 сонаты (1828-1844), фантазия (1841 год), 4 баллады (1835-1842), 4 скерцо (1832-1842), экспромты, ноктюрны, этюды и другие произведения для фортепиано, песни.
Сам композитор был величайшим пианистом своего времени.
Шопен, играющий на фортепиано в салоне князя Радзивилла (1887)
Генрик Гектор Семирадский (1843-1902)
Фредерик Шопен — Фантазия-экспромт
Партия фортепиано — Генрих Густавович Нейгауз
Фредерик Шопен — один из самых любимых моих композиторов. Его стиль узнаётся сразу, вне зависимости от того, слышал ты это произведение раньше или нет. В школьные годы переиграла практически все его экспромты, вальсы, прелюдии, ноктюрны, полонезы и мазурки. Что-то по программе, а большинство пьес разучивала сама. Наверное, это польская частичка моей многонациональной русской души так отзывалась на его музыку.
От денег, что давали мне родители в школу на завтраки, откладывала копеечку по копеечке (это не ради красного словца: 2 пончика — 8 копеек, чай 4 копейки), а на собранные деньги в книжном магазине «Дружба» покупала альбомы Шопена из его полного собрания сочинений под редакцией Падеревского, изданного в Польше. По тем временам, а это было приблизительно с 1959-го по 1964-й годы, по нашим меркам альбомы эти стоили дорого: 28 рублей за один том (всего в издании был 21 том), а после реформы 1961-го года 2,8 рублей за альбом. В СССР собственная книжная продукция, нотная в том числе, стоила намного дешевле — государство дотировало её издание. Все эти ноты, изданные в Союзе, можно было купить вразнобой или отдельными небольшими сборниками, что обошлось бы много дешевле, но мне хотелось иметь именно это собрание сочинений.
Нужно сказать, что иностранную книгу в СССР продавали тоже дешевле, чем она стоила в той стране, где была издана. Поляки, которые приезжали тогда во Львов к родным или как туристы, всегда в той же «Дружбе» покупали свои же книги. Особенно повышенным спросом у них пользовалась толстенная книга «Kuchnia polska» (Польская кухня), которая стоила 5 рублей, но это было позже, годах так в 1968-1970-ом, когда я уже училась в институте.
Существует много редакций сочинений Шопена. Издавались эти ноты в Варшаве, в Париже, в Лейпциге, в Санкт-Петербурге, в Лондоне и все редакции отличались одна от другой. Для того, чтобы внести ясность в разноголосицу этих изданий, институт Фредерика Шопена, основанный в Варшаве в 1934-ом году, решил осуществить новое польское издание произведений Шопена. Редакционную коллегию в 1936-ом году возглавил Игнаций Ян Падеревский (1860-1941) — польский пианист и композитор. В комиссию также вошли музыковед Людвиг Бронарский и профессор по классу фортепиано Варшавской консерватории Юзеф Турчиньский. Тома этого издания выходили из печати в Польше с 1949-го по 1960-й год, после чего многократно переиздавались. Сегодня это самое популярное издание произведений великого польского композитора.
The Best of Frederic Chopin
Лучшее из Фредерика Шопена
Можно включать этот ролик и заниматься своими делами. Под музыку Шопена не только хорошо работается, но и думается.
1. Etude Opus 25
2. Nocturne Number 1 Opus 9 ( 2:27 )
3. Nocturne Opus 15 ( 7:44 )
4. Nocturne B Flat minor, op 9 No 1 ( 11:08 )
5. Nocturne B major, op 32 No 1 ( 16:33 )
6. Nocturne C minor, op 48 No 1 ( 20:30 )
7. Nocturne C Sharp minor, op 27 No 1 ( 25:06 )
8. Nocturne D Flat major, op 27 No 2 ( 29:02 )
9. Nocturne E Flat major, op 9 No 2 ( 33:35 )
10. Nocturne E minor, op 72 No 1 ( 38:18 )
11. Nocturne F Sharp major, op 15 No 2 ( 41:43 )
12. Nocturne F Sharp minor, op 48 No 2 ( 44:27 )
13. Nocturne G minor, op 15 No 3 ( 50:59 )
14. Piano Prelude No 4 Opus 28 ( 55:33 )
15. Piano Prelude No 15 Raindrop ( 57:39 )
16. Piano Prelude No 7 Opus 28 ( 1:03:14 )
17. Polonaise Opus 53 Heroic ( 1:04:11 )
18. Polonaise No 1 c sharp minor op 26 No 1 ( 1:10:38 )
19. Prelude No 14 e flat minor op 28 ( 1:18:29 )
20. Prelude No 17 Ab major op 28 ( 1:19:03 )
21. Prelude No 18 f minor op 28 ( 1:22:02 )
22. Prelude No 3 G major op 28 ( 1:22:50 )
23. Prelude No 6 b minor op 28 ( 1:23:52 )
24. Prelude No 8 f sharp minor op 28 ( 1:26:00 )
25. Scherzo b flat minor op 31 ( 1:27:50 )
26. Valse f minor op 70 No 2 ( 1:37:49 )
27. Valse No 3 a minor op 34 No 2 ( 1:40:47 )
28. Valse No 6 D flat major op 64 No 1 Minuten-Walzer ( 1:46:15 )
29. Valse brilliante in E b Op 18 ( 1:48:00 )
30. Waltz A Flat major, op 69 No 1 ( 1:50:05 )
Документальный фильм о Фредерике Шопене (2007)
Фредерик Шопен — Второй фортепианный концерт
Партия фортепиано — Ланг Ланг
Венский филармонический оркестр
Дирижёр — Валерий Гергиев
Запись сделана на закрытии VII-го Московского Пасхального фестиваля в Московском международном Доме музыки (2008)
Фредерик Шопен — Второй фортепианный концерт
Партия фортепиано — Николай Луганский
Дирижёр — Александр Ведерников
С этим концертом получилось очень удачно: у меня есть два варианта его исполнения как раз теми молодыми пианистами, которым очень симпатизирую (Николай Луганский и Ланг Ланг), или говоря по-польски — mam sentyment do których.
Ведерников Александр Александрович, родился в 1964 году в Москве — советский и российский дирижёр.
В 1988 году окончил Московскую консерваторию по специальности оперно-симфоническое дирижирование.
В 1988-1991 годы — дирижёр Московского государственного академического Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко.
В 1988 — 1995 годы ассистент, позднее второй дирижёр Академического Большого Симфонического Оркестра имени Петра Ильича Чайковского под управлением Владимира Федосеева.
Александр Ведерников выступал с известными российскими оркестрами: ГАСО, филармоническими оркестрами Санкт-Петербурга и Новосибирска, оркестром Большого театра, а также европейскими оркестрами: Лондонским филармоническим, Оркестром BBC, Токийским филармоническим, Шотландским симфоническим, Шотландским королевским национальным оркестром, Штаатскапелле Дрездена, национальным оркестром RAI, симфоническими оркестрами Монреаля, Гааги, Будапешта и другими.
В качестве приглашённого дирижёра гастролировал в Австрии, Германии, Греции, Турции, Великобритании, Голландии, Швеции, Эстонии, Словении.
В 1995-2004 годы Александр Ведерников был художественным руководителем и главным дирижером основанного им симфонического оркестра «Русская филармония».
2001-2009 годы — музыкальный руководитель и главный дирижёр Большого театра России.
«Chopin. Pragnienie miłości» (2002)
«Шопен. Желание любви» — польский художественный фильм о жизни и творчестве Фредерика Шопена
Режиссёр — Ежи Антчак
В главной роли — Пётр Адамчик
«Прощальное послание» (1991) — франко-германский художественный фильм о Фредерике Шопене
Режиссёр — Анджей Жулавски
В главной роли — Януш Олейничак
И в этом, и в фильме «Шопен. Желание любви» всё несколько чересчур, но посмотреть их всё же стоит.
Источник