Вверх или вниз корпуса гитары

Содержание
  1. Строение гитары. Детальный разбор схемы строения акустической и классической гитары
  2. Строение гитары. Общая информация
  3. Схема строения гитары
  4. Корпус
  5. Нижняя дека
  6. Верхняя дека
  7. Вырез (катавей)
  8. Подставка (бридж)
  9. Канты
  10. Стреплок
  11. Обечайка
  12. Нижний порожек
  13. Розетка
  14. Резонаторное отверстие
  15. Колышки для крепления струн
  16. Накладка (гольпеадор)
  17. Накладка на гриф
  18. Ладовые порожки
  19. Голова грифа
  20. Накладка на голову грифа
  21. Гребень головы
  22. Колковая механика
  23. Валики колковой механики на классической гитаре
  24. Пятка
  25. Накладка на пятку
  26. Струны
  27. Верхний порожек
  28. Маркеры ладов
  29. Внутренняя часть
  30. Система пружин
  31. Анкерный стержень
  32. Гайка для регулировки анкера
  33. Предусилитель
  34. Звукосниматель
  35. Разъем типа «Джек»
  36. д е к а
  37. Посадка.
  38. Общие требования к посадке:
  39. Общие ключевые моменты для двух посадок:
  40. 1. Левосторонняя посадка
  41. Ключевые моменты левой посадки:
  42. Часто возникающие ошибки:
  43. Плюсы левосторонней посадки:
  44. Минусы левосторонней посадки:
  45. 2. Правосторонняя посадка
  46. Ключевые моменты правой посадки:
  47. Ошибки в правосторонней посадке
  48. Плюсы правосторонней посадки:
  49. Минусы правосторонней посадки:
  50. Практические рекомендации и дополнения

Строение гитары. Детальный разбор схемы строения акустической и классической гитары

Строение гитары. Общая информация

В гитарном искусстве исполнители часто орудуют не только музыкальными терминами, но и обозначениями частей инструмента. Для того, чтобы понять многие моменты, необходимо знать строение гитары хотя бы в общих чертах. А если дело касается смены струн, регулировки отдельных компонентов или ремонта, то следует углубиться в эту тему дальше и больше. При объяснении большинства исполнительских технических моментов постоянно используется гитарная терминология. Без её знания, что называется, как без рук – играть можно, но в процессе придётся многое навёрстывать. Поэтому каждый регулярно занимающийся гитарист должен освоить первоначальные термины и обозначения.

Схема строения гитары

На предложенном рисунке показано строение гитары и обозначены её главные элементы. Хорошо, если у вас есть под рукой инструмент и вы можете найти их и на собственном примере. Информация по частям лучше усваивается, если знать для чего предназначена каждая деталь. Рассмотрим подробнее.

Читайте также:  Наутилус помпилиус тутанхамон аккорд

Корпус

Корпус – основная часть любой гитары. Он состоит из множества элементов, речь о которых пойдёт ниже. От строения и материала корпуса зависит мощность и тембр звука. Также от сборки зависит мобильность и прочность инструмента.

Нижняя дека

Она же задняя дека – это оборотная сторона гитары. Чаще всего полнота звучания зависит от дерева, из которого она сделана. Одна из несущих частей. Если рассматривать строение классической гитары, то для концертного исполнения «back» изготавливают из махагони, так как он обеспечивает наилучшие характеристики звука.

Верхняя дека

Наиболее важный элемент. Именно она является связующим звеном между извлечением звука из струны и передачи её колебаний в воздушную среду. Наиболее качественно изготавливать «Top» из цельного куска древесины. На классиках применяют кедр, альпийскую ель. На более дешёвых инструментах (в т.ч. акустических) применяют фанеру. Тембр и качество звука по большей части зависит именно от Топа.

Вырез (катавей)

Элемент, который в основном присутствует на эстрадных гитарах. Необходим прежде всего тем, кто любит исполнять соло на крайних ладах (дальше 12) и позволяет дотянуться до необходимых верхних нот.

Подставка (бридж)

Чаще деревянная пластина, которая придаёт жёсткости конструкции всего корпуса и позволяет оказывать сопротивление натянутой струне.

Канты

Располагаются по краям верхней деки и оказывают для неё защиту от внешних факторов. Создают небольшую дополнительную прочность для корпуса. Также придают и эстетический эффект за счёт своего оформления.

Стреплок

Пластиковая или металлическая «пуговица», которая устанавливается специально для закрепления ремня. Может быть одна или две.

Обечайка

Это часть, которая соединяет верхнюю и нижнюю деку. Является резонаторным проводником от ведущей верхней деки в нижнюю и обеспечивает формирование объёма звучания. В ширину примерно 10 см. Изготавливаются из того же материала, что и нижняя дека.

Нижний порожек

Ещё его называют «косточкой» (делается из пластика или из кости). Пластинка, которая имеет под собой подкладки для регулировки струн. Оказывает небольшое воздействие на саундовые свойства.

Розетка

Узорная окантовка вокруг голосника. На классических инструментах мастер может изобразить очень интересный рисунок. На акустиках сделана плотнее и оберегает часть под струнами от внешнего воздействия.

Резонаторное отверстие

Важный элемент для появления звука. Благодаря голоснику, гитара резонирует и высвобождает звуковые колебания из глубины корпуса. Если его закрыть, то получится глухое и очень тихое звучание, похожее на бубнёж.

Колышки для крепления струн

Также носят названия пины. Белые продолговатые куски пластика, которые имеют в сечении пазы для приложения туда струны. Пин вместе со струной опускается в отверстие подставки и надёжно «запечатывается».

Накладка (гольпеадор)

Пластиковая фигурная накладка, которая устанавливается на верхнюю деку чуть ниже розетки. Используется во фламенко-гитарах и эстрадных – основная цель сберечь деку от случайных ударов медиатором и от перкуссионных ударов пальцами и ладонью.

Гриф гитары — вторая основная часть, на которой происходит натяжение струн, регулировка строя и собственно, игра левой рукой.

Накладка на гриф

Накладка на гриф – деревянное покрытие, которое занимает «рабочую» часть грифа.

Ладовые порожки

Металлические пластинки, отделяющие один лад от другого. Показывают длину, которую нужно зажимать, чтобы получить ту или иную высоту звука.

Голова грифа

Часть, которая содержит механизм для наматывания и настройки струн. Также часто используется для помещения логотипа фирмы.

Накладка на голову грифа

Изготавливается из того же материала, что и корпус. Плотная деревянная пластинка, которая покрывает голову грифа. Она укрепляет его и закрывает место соединения головы и «шеи».

Гребень головы

Элемент «Головы», который используют только как дизайнерское решение в эстетических целях. Различного рода мелкие детали создают отличия в инструментах разных производителей.

Колковая механика

Состоит из взаимосвязанных шестерёнок, которые закреплены металлическими пластинками с двух сторон грифа. Струны продеваются в продолговатые валики и наматываются с помощью ручек. У классических гитар открытый, у акустических – закрытый.

Валики колковой механики на классической гитаре

В отличие от акустических механизмов – открыты «наружу».

Пятка

Деталь, которая соединяет гриф и корпус. Может быть приклеена или прикручена на шурупы. Чаще всего располагается на границе 12 и 14 ладов.

Накладка на пятку

Деревянное покрытие, создающее дополнительное соединение самой пятки грифа с обечайкой.

Струны

Металлические или нейлоновые – составляют главный элемент для создания звука.

Верхний порожек

Ещё называется «нулевым». Пластмассовая или костная пластиночка, служащая для установки струн в и фиксировании их в одном положении. Легко снимается и при необходимости подтачивается.

Маркеры ладов

Точки, которые служат для быстрого ориентирования по основным ладам – 5,7, 12 и т.д. Маркеры, расположенные на плоскости самого грифа, больше используются для украшения инструмента. Чаще всего в этих местах делают вставки из перламутра или твердого пластика.

Внутренняя часть

Электрические элементы используются в определённых типах гитар и могут быть установлены отдельно по желанию.

Система пружин

Занимает важную часть в строении гитары. От их качества зависит её прочность и расположение резонаторов. Колеблющаяся струна передаёт свою энергию в саму конструкцию. Звуковые волны проходят по узловым точкам от нижнего порожка. У пружины важная задача – распределить колебания так, чтобы на выходе получился нужный тембр и верное интонирование. Кроме того, веерная система пружин поддерживает всю конструкцию и обеспечивает её прочность.

Анкерный стержень

Расположен внутри грифа. Состоит из стали. Оберегает гриф от прогибания от силы натяжения струн. Регулировка анкера производится, когда необходимо изменить угол положения грифа (в случае нестроя, или звенят гитарные лады ). У классических инструментов его нет.

Гайка для регулировки анкера

В электрогитарах располагается в основном в районе первого лада прямо за нулевым порожком. У акустик находится либо, как и у электро, либо внутри голосника, примерно в районе 20 лада.

Предусилитель

Есть на электроакустических гитарах. Задача – обработка сигнала, который идёт со звукоснимателя. Питается от батареек. Обладает эквалайзером для настройки тона. Часто обладает встроенным тюнером.

Звукосниматель

Так называемый «подпорожковый» звукосниматель – Under Saddle Transducer. Это небольшой проводок, обеспечивающий качество звучания. Обрабатывает дековые вибрации, преобразуя их в электрический сигнал, и передаёт их на преамп (см. выше).

Разъем типа «Джек»

Гнездо, вмонтированное в корпус гитары для подключения ее к внешним колонкам или усилителю. В основном разъемы типа «Джек» используют диаметром 6,3 мм.

Источник

д е к а

верх и низ гитары или скрипки

• играющая роль палубы верхняя часть оболочки разборной байдарки, защищающая от заливания и брызг

• палуба на многопалубном боевом парусном корабле

• резонирует в скрипке

• часть корпуса струнного музыкальный инструмента, служащая для отражения и усиления звука

• плоская дощечка гитары

• отражатель звука у гитары

• сторона корпуса гитары

• часть корпуса музыкального инструмента, служащая для усиления и отражения звука

• плоская сторона гитары

• часть корпуса гитары

• гитарный усилитель звука

• часть корпуса скрипки

• усилитель звука в гитаре

• часть корпуса балалайки

• резонатор струнного щипкового инструмента

• резонатор у гитары

• плоская дощечка скрипки

• усиливает звук скрипки

• деталь корпуса гитары

• деталь корпуса скрипки

• часть коробки скрипки

• дощечка в корпусе гитары

• ключевой элемент снегоступов

• плоская деталь гитары

• плоская часть гитары

• тонкая дощечка гитары

• усиливает звук струн

• плоская дощечка альта

• дощечка корпуса гитары

• Плоская сторона корпуса струнного музыкального инструмента для усиления звука

• Деталь музыкального инструмента, плоская сторона корпуса, служащая для усиления звука

• ж.бондарная, бочарная теселка, у которой один острый носок поставлен отвесно, вдоль черена, а другой поперек. Дека, греч. десять, встречается в некотор. сложных словах. Дека немецк. палуба музыкального орудия, см. дек

• верх или низ корпуса скрипки

• верх или низ гитары или скрипки

• резонатор струнного щипкового инструмент

• резонатор струнного щипкового инструмент.

Источник

Посадка.

На гитаре играют в самых разных положениях. И стоя, и сидя, и даже лежа. Но начинать обучение нужно в такой посадке, которая способствует правильному положению рук при игре. Если учиться играть в неподходящей для обучения посадке, это негативно скажется на положении рук, свободе движений, и как следствие на всей технике игры.

Итак, какой же должна быть посадка?

Общие требования к посадке:

  • Должна быть удобной
  • Обеспечивать правильное положение рук и их свободное перемещение.
  • Поддерживать расслабленное состояние всего тела на протяжении длительного времени.

Существует два основных вида посадки гитариста. Левосторонняя — гитара находится на левой ноге, и правосторонняя — гитара на правой. Левосторонняя посадка является классической, базовой, общепринятой во всех учебных заведениях, в такой посадке играют практически все гитаристы строго классического направления. В правосторонней же посадке играют, как правило, гитаристы не классического направления или смешанных стилей.

Каждый вид посадки имеет свои плюсы и свои минусы. Давайте рассмотрим что между ними общего, и в чем различия.

Общие ключевые моменты для двух посадок:

  • На стуле. На средней части сидения, или на краю (без опоры на спинку).
  • Спина ровная, но не напряжённая.
  • Плечи расслабленны, на одном уровне относительно друг друга и на одной линии с тазом (без разворотов).
  • Ноги перед собой, линия колен параллельна линии плеч. Сгиб в коленях 90 градусов.
  • Подставка под ногу. 15 — 25 см (выставляется индивидуально).

1. Левосторонняя посадка

Сядьте на стул или табурет прямо. Колени перед собой, слегка разведены.

Левую ногу поставьте на возвышение 15-25 см.

Положите гитару на левую ногу таким образом, чтобы она держалась сама (в идеале, но не всегда достижимо, зависит от пропорций тела).

Наклонитесь к гитаре за счет тазобедренных суставов, спина прямая. Правую руку согните в локте и положите на край гитары ниже локтевого сгиба, а левую поднесите к грифу. Плечи должны быть параллельны тазу и на одной высоте по отношению друг к другу.

Ключевые моменты левой посадки:

  • Подставка под левую ногу. Важно следить за линией колен, она не должна сильно расходиться с линией таза и плеч, иначе возникнут перекосы и напряжения в теле.
  • Гитара на левой ноге. Расположена вертикально, и почти параллельно линии плеч.
  • Головка грифа находится на уровне левого плеча, но иногда может быть чуть выше. Регулируется высотой подставки под ногу.
  • Корпус наклоняется к гитаре с прямой спиной, за счет тазобедренных суставов.
  • Правая рука опирается о край гитары в области локтевого сгиба (ниже его).
  • Кисть напротив резонаторного отверстия или у его правого края (может двигаться при игре для извлечения звуков разного тембра).
  • Левая рука свободно висит, и при игре не прижимается к телу.

Часто возникающие ошибки:

Разворот корпуса влево.

Отведенная в сторону правая нога.

Вытянутая вперёд шея.

Поджатое вверх правое плечо

Поджатое вверх левое плечо

Часто возникающий вопрос по поводу ошибки «вытянутая вперёд шея» и «лежачая гитара»: а как же смотреть на гриф, мне ничего не видно? Ответ: для позиционирования левой руки не обязательно видеть плоскость грифа. Вполне достаточно видеть его ребро, на которое, кстати, часто нанесены точки. Сразу привыкайте больше смотреть на ребро грифа, чем на плоскость. Если сложно, поначалу можно использовать зеркало, потом пальцы сами запомнят положение, это дело привычки.

Плюсы левосторонней посадки:

Левосторонняя посадка обеспечивает свободу передвижения левой руки по грифу вплоть до самых верхних позиций. В этой посадке гриф выдвинут влево, и в верхних позициях играть легко.

Локоть правой руки находится ниже, чем в правосторонней, и как следствие рука висит более свободно, испытывая меньшее давление о край деки.

Минусы левосторонней посадки:

В этой посадке нередки перекосы корпуса влево. Либо корпус наклоняется к грифу, либо плечи разворачиваются влево, либо и то и другое. В результате, со временем, образуются хронические зажимы и даже боли в спине. Конечно, можно и в этой посадке сидеть абсолютно ровно и правильно, но играть так не совсем удобно. Так что, по моему мнению, эта посадка изначально способствует развитию перекосов и зажимов в теле по причине своей асимметричности. Так как игровой аппарат (руки) смещены влево, а с ними и корпус.

Тут необходимо заметить, что чем меньше человек, тем сильнее выражен перекос в левосторонней посадке. Маленьким детям вообще очень сложно играть и даже просто сидеть в этой посадке, потому что до первых позиций (первых ладов), им приходится буквально тянуться. А ведь именно в первой позиции написаны практически все учебные произведения и упражнения.

И наоборот, чем человек больше, чем длиннее его руки, тем удобней левосторонняя посадка для него. Перекоса или разворота в корпусе может и не быть совсем, если он целенаправленно за этим следит.

К минусам я бы отнес и относительно большой угол инструмента по горизонтали. Как следствие, угол звукоизвлечения правой руки приближается к 90 градусам, а такой угол, как мы узнаем позднее, влечет за собой открытый, резкий тембр звука. И наоборот, если угол звукоизвлечения приближается к 45 градусам, то тембр становится мягким, закрытым, приятным на слух. Такой угол легче достигается в правосторонней посадке.

Естественно, в каждой из посадок можно корректировать угол и добиваться любого тембра, я говорю лишь о том, какой угол получается изначально, является как бы основным для посадки.

2. Правосторонняя посадка

Садимся ровно, как и в левосторонней посадке, только на возвышение ставим правую ногу, и на нее же кладем гитару.

Обратите внимание, что в этой посадке гитара находится под углом к линии плеч, если смотреть сверху (не парраллельна плоскости груди). Гриф направлен вперед.

Ключевые моменты правой посадки:

  • Подставка под правую ногу. Гитара на правой ноге.
  • Если смотреть сверху, то линия гитары будет примерно под углом в 45 градусов к плечам.
  • Правая рука опирается на край гитары тоже в области локтевого сгиба, но эта точка находится выше по руке, чем в левосторонней посадке. В большинстве случаев точка опоры как раз и приходится на сам локтевой сгиб. Это все индивидуально, пропорции у всех разные. Но не в коем случае нельзя опираться рукой выше локтевого сгиба. Это будет ошибкой. Либо ниже, либо самим сгибом.

Ошибки в правосторонней посадке

Все ошибки перечисленные для левой, в равной степени относятся и к правой посадке в большей или меньшей степени.

В правой посадке вероятность перекосов и перекрутов гораздо меньше, так как она более уравновешена и симметрична. Но тем не менее, если постараться, перекоситься и тут можно.

Часто, на начальном этапе, при игре одной правой рукой бывает опущен гриф вниз. А он должен быть чуть вверх или ровно.

Бывает из-за слишком высокой подставки поднимается правое плечо с правым локтем. В таком случае опустите подставку на одно-два деления.

В правой посадке нередко можно встретить прижатый к телу левый локоть.

Точка соприкосновения правой руки с краем корпуса выше локтя — грубая ошибка, которая характерна именно для правой посадки.

Плюсы правосторонней посадки:

Более симметричная и уравновешенная. Гриф смещается вправо, тянуться не надо, обе руки перед собой. Корпус ровный, центры тяжести музыканта и инструмента практически совпадают. Людям небольшого роста и детям играть в первой позиции гораздо легче, к ней не надо тянуться. По моим ощущениям эта посадка гораздо свободнее, так как в теле не возникает перекосов, перекрутов и лишних напряжений. Но это мои индивидуальные ощущения, у вас может быть по-другому.

В правой посадке угол инструмента по горизонтали гораздо меньше, чем в левой посадке. Как следствие, правая рука располагается под более пологим углом к струнам, что благотворно отражается на тембре звука, делает его округлым, закрытым.

Минусы правосторонней посадки:

Сложнее играть в высоких позициях (особенно полным людям), так как часть грифа перекрывается вашим корпусом. К игре в высоких позициях в этой посадке нужно приспосабливаться. Но, как показывает практика, даже если и возникают сложности «на верхах», то они вполне преодолимые.

Также к минусам можно отнести тот факт, что локоть правой руки расположен выше, чем в левой посадке, и рука испытывает гораздо большее давление на край корпуса гитары. Часто в месте соприкосновения с краем корпуса рука передавливается, поэтому положение руки нужно искать, и подойти к этому вопросу ответственно. Еще раз повторю, точка соприкосновения правой руки с корпусом гитары не должна быть выше локтя.

Практические рекомендации и дополнения

После прочтения всего вышеизложенного у вас наверняка возникнет вопрос: так в какой посадке мне играть? Это решать только вам, исходя из своих ощущений при игре. Удобство или неудобство посадки зависит прежде всего от пропорций музыканта, и других индивидуальных факторов. А для того, чтобы осознанно выбрать именно Вашу посадку, нужно научиться играть в каждой из них.

Бывает так, что сразу понятно какая посадка ваша. Но чаще выбор неочевиден до тех пор, пока не поиграешь некоторое время.

Исходя из своего опыта, могу сказать что левосторонняя посадка неудобна детям. Если я учу детей младшего школьного возраста, то они у меня сидят в правой посадке. Ровное положение спины и комфорт — важнее всего. Когда вырастут, там уже можно будет выбирать из двух посадок, но в раннем возрасте только правая. У меня это правило.

Левая посадка особенно комфортна высоким людям, с длинными руками и ногами.

В идеале, нужно уметь играть в обеих посадках. Только тогда можно сделать осознанный выбор, взвесив все плюсы и минусы.

Во время учебы, я очень долгое время играл в левосторонней посадке, так учат всех классических гитаристов. Но после окончания консерватории открыл для себя правую посадку, и понял что она для меня гораздо удобнее. С тех пор играю исключительно в правой.

Но это не значит что правая посадка будет удобна вам. Нередки случаи, когда поиграв в правой, ученик пересаживается в левую. Так что пробуйте сами и никого не слушайте.

Хочу предостеречь от излишне дотошного, математического подхода к посадке. Линейки, угломеры и штангенциркули отложите в сторону. Я бы об этом не упоминал, если бы некоторые этим не занимались, но бывает и такое.

Посадка должна быть прежде всего удобной для вас! Придерживайтесь описанных правил посадки, но не возводите их в абсолют. Если для достижения комфортного положения вам нужно чуть отступить от правил, отступайте. Но это должно быть в разумных пределах, естественно.

Правильная посадка особенно важна на начальном этапе обучения, когда приобретаются первые навыки игры. Важно чтобы на этом этапе руки привыкли к правильному положению. Когда постановка и техника игры стабилизируются, вы сможете без проблем играть в любом положении, и сидя на чем угодно. Но начинать надо с одной из двух базовых посадок. В случае с музыкальной школой, даже и этого выбора не дается. Базовая посадка одна — левая. Но по моему мнению, правая посадка ничуть не уступает левой, и имеет все основания быть вторым базовым вариантом посадки.

Источник

Оцените статью