Выборная система аккордеона схема

Левая клавиатура

На правой клавиатуре, как мы уже знаем, исполняется мелодия музыкального произведения; левая клавиатура служит для исполнения сопровождения (аккомпанемента) этой мелодии. Однако встречаются случаи, когда мелодия проходит в басовом голосе и исполняется на левой клавиатуре аккордеона.

БАСОВЫЙ КЛЮЧ

Для записи басовых звуков существует басовый ключ, или ключ «фа», который изображается особым знаком (см. рис.). Он указывает, что на четвертой линейке нотоносца записывается нота фа малой октавы:

Зная расположение этого звука на нотном стане, нетрудно определить и остальные звуки басов;

АППЛИКАТУРА

На левой стороне аккордеона находятся кнопки, расположенные немного наклонными поперечными рядами. Вся эта часть называется басовой клавиатурой.

При игре на аккордеоне в басовой клавиатуре используются четыре пальца. Обозначаются они так:
2 — указательный палец (второй палец)
3 — средний (третий палец)
4 — безымянный (четвертый палец)
5 — мизинец (пятый палец)

1-й палец в игре не участвует. Его употребляют для нажим воздушного клапана.

БАСОВЫЕ ЗВУКИ

Первые два продольных ряда от меха содержат основные басовые звуки. На этих рядах играют мелодическую линию в левой клавиатуре.

Второй ряд, считая от меха, называется основным. Здесь находится кнопка с небольшой выемкой, которая соответствует ноте до. Нажмите эту кнопку 3-м пальцем:

Выше кнопки басового звука до находится кнопка звука соль. Нажмите ее 2-м пальцем:

Ниже кнопки басового звука до находится кнопка ноты фа. Нажмите ее 4-м пальцем.

Басовые звуки принято записывать в пределах одной октавы.

ОСНОВНОЙ РЯД БАСОВ

Иногда в целях наглядности изображения мелодической линии басы записываются в разных октавах. В действительности же они звучат в пределах приведенной выше октавы.

Упражнения на основном ряду левой клавиатуры:

АККОРДЫ

Характерным для аккордеона является наличие кнопок, при нажиме которых звучит не один звук, а несколько. Такое одновременное звучание нескольких звуков называется аккордом. В правой клавиатуре для получения аккорда неободимо нажать несколько определенных клавиш одновременно, а вот в левой клавиатуре аккорды даны уже в готовом виде. Нажав одну кнопку, мы услышим аккорд, состоящий из нескольких звуков.

Аккорды записываются следующими нотами:

Из этих звуков образуются готовые аккорды. Все ноты, входящие в аккорд, выписываются на нотном стане друг над другом:

Аккорды бывают мажорные, минорные, доминантсептаккорды и уменьшенные (уменьшенные аккорды мы рассмотрим позже).

Аккорды строятся от основного баса по косым поперечным рядам и имеют те же названия. Ниже приведен бас (до) и аккорд от этого баса (до-мажор):

Для более легкого определения аккордов пользуются условными обозначениями.

Мажорные аккорды, находящиеся в третьем ряду клавиатуры, обозначаются буквой «Б«.
Минорные аккорды (четвертый ряд клавиатуры) обозначаются буквой «М«.
Доминантсептаккорды (пятый ряд) обозначаются цифрой «7«.

Ниже приведена схема аккордов левой клавиатуры. Пока мы рассмотрим аккорды только от основных звуков (до, ре, ми, фа, соль, ля, си). Первый (вспомогательный) ряд мы будем изучать на следующих уроках, поэтому пока этот ряд я «покрасил» в серый цвет.

Если после баса стоит обозначение (Б, М или 7), то этот аккорд (кнопка) берется от того же баса, находящегося в основном ряду.

При повторении одних и тех же аккордов условные обозначения могут и не выписываться:

Если бас и аккорд написаны один на другим, то они исполняются одновременно, то есть обе кнопки должны нажиматься вместе.

Упражнения

При разучивании упражнений старайтесь играть ровно, со счетом вслух. Аппликатуру соблюдайте пока в следующем порядке: основной ряд — третий палец, ряд мажорных аккордов — второй. Следите за движением меха, за звуком.

Источник

Готово-выборные комбинированные клавиатуры

В начале XX века стали производить инструменты с готовым аккордовым аккомпанементом или с выборной клавиатурой (на левой стороне). Через 10-15 лет исполнители и мастера пришли к выводу, что инструмент будет более полноценным, если сочетать выборную клавиатуру с готовым аккордовым аккомпанементом. Сведений о первых инструментах с такой комбинированной клавиатурой не сохранилось, известно только, что в 1920-1921 годах мастером В. С. Самсоновым был изготовлен (по заказу М. Зеленко) баян с пятирядной клавиатурой на правой стороне (система Стерлигова) и с девятирядной готово-выборной комбинированной клавиатурой на левой (3 вертикальных ряда выборной и 6 рядов басо-аккордовой клавиатуры). Подобные комбинированные клавиатуры в 20-30-х годах делали на заказ в другие мастера.

В период 1915-1930 годов изредка мастера изготовляли баяны с одной правой стороной и двумя (взаимозаменяемыми) левыми сторонами. Одна из них имела клавиатуру готового басо-аккордового аккомпанемента, другая — выборную. Исполнитель по желанию чог собрать инструмент так или иначе.

После Великой Отечественной войны мастер-конструктор А. А. Глаголев подготовил для промышленного производства концертные баяны с готово-выборными клавиатурами. В 1951-1952 годах Московской баянной фабрикой были изготовлены экспериментальные образцы. На левой стороне одной модели выборная клавиатура расположена перед готовым аккомпанементом, на другой — над готовыми аккордами, на третьей — сзади готовых аккордов.

Комбинированные готово-выборные клавиатуры мастера-конструктора А. А. Глаголева

На выборной клавиатуре 63 кнопки (49 основных и 14 вспомогательных), диапазон — от ми контроктавы до ми второй октавы, клавиатура готового басо-аккордового аккомпанемента обычная.

В 1929 году мастер П. Стерлигов впервые изготовил левую клавиатуру с переключением готового аккомпанемента на выборный (авторское свидетельство № 49 651).

В 30-х годах и другие мастера стали изготовлять кустарным способом готово-выборные клавиатуры с переключением. Такая клавиатура имела пять вертикальных рядов: два ряда басов и три — готовых аккордов. Последние три ряда с помощью переключателя выполняли функцию выборной клавиатуры. Эти инструменты делались мастерами по индивидуальным заказам, но не всегда удачно, и стоили очень дорого.

С 1960 года на фабрике им. Советской Армии стали разрабатывать более совершенную механику с системой переключения на выборную клавиатуру и готовые аккорды. С 1962 года началось серийное производство трехголосной многорегистровой модели «Солист», на левой стороне которой была новая механика переключения клавиатур.

Левая клавиатура с переключением на готово-выборную (переключатель на сетке)

С 1966 года баянная фабрика в г. Кирове также стала выпускать баяны с переключением готового аккомпанемента на выборный с диапазоном выборной клавиатуры фа-диез второй октавы — фа большой.

За рубежом комбинированные готово-выборные клавиатуры также нашли широкий спрос у аккордеонистов и делаются в серийном производстве на кнопочных (баянах) и клавишных аккордеонах. Клавиатура баритоновых басов (так в международной практике называется выборная клавиатура) расположена перед клавиатурой готового аккомпанемента. Система может быть бельгийской (московской) (B-Griff) или итальянской (C-Griff). Обычно расположение клавиатуры баритоновых басов идет сверху вниз (как на правой клавиатуре), но можно встретить и обратное расположение. Диапазон — от ми контроктавы до до-диез третьей. Клавиатура готового аккомпанемента состоит из 5 рядов: 2 ряда басов, мажорные, минорные и уменьшенные трезвучия. Ряд септаккордов отсутствует — для сокращения объема клавиатуры. Чтобы получить септаккорд, нужно нажать две кнопки: мажорное и уменьшенное трезвучия (например, от баса соль:

Схема расположения звуков на готово-выборной клавиатуре

Практика показала, что более оправдали себя готово-выборные клавиатуры прямого постоянного действия (без переключений): исполнитель имеет большие возможности полного использования выборной и готовой клавиатур и комбинирования их. Механика левой клавиатуры с переключением гораздо сложнее постоянной, и при малейшем наличии разработки безотказность переключения нарушается.

Комбинированная готово-выборная клавиатура на клавишном аккордеоне

Комбинированная готово-выборная клавиатура на кнопочном аккордеоне (баяне)

Поиски компактной и рациональной постоянной готово-выборной клавиатуры, очевидно, более правильное решение этого вопроса. Думается, что удачным окажется расположение выборной клавиатуры сзади готовой (около сетки) в два ряда по принципу фортепиано в диапазоне от си большой октавы до до (ми) второй. Двухрядная выборная клавиатура займет меньше места, чем трехрядная, а расположение ее с края под определенным углом позволит использовать в игре все пять пальцев.

Важно отметить, что для инструментов с готово-выборной клавиатурой не требуется специальных переложений: исполнитель может пользоваться обычной фортепианной литературой.

Источник: Мирек А. Справочник по гармоникам. — М., 1968.

Источник

Левая клавиатура аккордеона с готовым аккомпанементом

На левой стороне обычных аккордеона и баяна находится так называемая стандартная клавиатура басов и готовых аккордов — для ведения партии аккомпанемента.

Впервые идея применения готового аккордового аккомпанемента на ручной гармонике принадлежит Кириллу Демиану, создавшему такую гармонику в Вене в 1829 году и назвавшему ее аккордеоном (Accordion).

В России (при массовом изготовлении в кустарных мастерских и на домашних фабриках гармоник в 30 — 60-х годах прошлого столетия) на левой стороне инструментов употреблялся стандартный аккомпанемент, состоящий из двух кнопок (клапанов): баса и аккорда. При смене движения меха звуки были разные: бас, как и аккорд, звучал в одну сторону движения меха — тоника, в другую – доминанта. В этот же период стали выпускаться гармоники и с четырьмя кнопками (клапанами): две кнопки — басы, две — аккорды.

Вслед за аккордовым аккомпанементом, состоящим из мажорных аккордов, появляется минорный; кроме одного ряда басов (основного), появился и второй, вспомогательный. Наиболее ярко и полно развитие клавиатуры с басо-аккордовым готовым аккомпанементом происходило еще до появления баяна у елецкой рояльной гармоники, прямой предшественницы современного аккордеона. Русские народные умельцы довели левую клавиатуру на этой гармонике от простого мажорного аккомпанемента в 4 баса и 4 аккорда (70-е годы) до полного кварто-квинтового круга басов (основного и вспомогательного рядов) — и к ним мажорные, минорные и доминантсептаккорды всех тональностей (в начале XX века).

С появлением трехрядных и четырехрядных хроматических гармоник в России в начале XX века (получивших название баян — 1907 г.) левая клавиатура насчитывала сначала 36 кнопок (басы, мажорные и минорные аккорды). К концу первого десятилетия XX века клавиатура готового аккомпанемента была доведена до 100 кнопок (стандарт и принцип расположения сохранены и теперь).

За рубежом расширение комплекса готового аккомпанемента на кнопочном аккордеоне (баяне) происходило в 90-е годы прошлого и начале XX века, причем ведущая роль принадлежала итальянским и немецким мастерам.

Левая клавиатура с готовым аккомпанементом на современных аккордеонах и баянах по своему строению и расположению кнопок одинакова.

Схема расположения басов и аккордов на левой клавиатуре с готовым аккомпанементом

Счет рядов ведется от меха инструмента. 1 -й ряд — вспомогательные басы (чтобы «взять» бас, находящийся далеко в основном ряду); 2-й ряд, главный, — основные басы, основа для построения аккордов, находящихся в этом же поперечном ряду); 3-й ряд — мажорные трезвучия в различных обращениях; 4-й ряд – минорные трезвучия в различных обращениях; 5-й ряд — септаккорды, чаще всего в полном четырехзвучном изложении (на большинстве советских и итальянских инструментов септаккорды звучат с пропущенной квинтой, а на немецких – полностью), но в записи их принято обозначать тремя нотами (с пропущенной квинтой); б-й ряд — уменьшенные септаккорды (или трезвучия); в нотной записи принято их обозначать тремя звуками.

Чтобы облегчить прочтение аккордов при исполнении на аккордеоне или баяне, быстро ориентироваться, где брать те или иные аккорды, в нотах ставятся условные обозначения: буква «Б» обозначает, что данный аккорд находится в третьем вертикальном ряду — мажорных аккордов; буква «М» указывает на четвертый ряд — минорных аккордов; цифрой «7» обозначаются септаккорды (пятый ряд); буквой «У» — уменьшенные септаккорды (шестой ряд). Буква «В» ставится под (или над) нотой басов — значит, кнопка находится во вспомогательном ряду басов. На инструментах с такими клавиатурами в начальном периоде обучения употребляют четыре пальца (кроме большого), обозначение которых на баяне — 1, 2, 3, 4 (1 — указательный), на аккордеоне — 2, 3, 4, 5 (1 — большой). Однако при больших клавиатурах (120 кнопок и более) в профессиональной практике употребляются при игре все пять пальцев левой руки, как и правой. Пятипальцевое обозначение более удобно.

Эти обозначения только указывают, в каком вертикальном ряду находится та или иная кнопка аккордов или басов. Место же аккорда в поперечном ряду (по горизонтали) указывает бас, стоящий перед аккордом. Например, над аккордом буква «Б», а перед аккордом — бас соль, следовательно, нужно взять мажорный аккорд, находящийся в том же поперечном ряду, что и бас соль. Если аккорд берется не в том поперечном ряду, в котором находится обозначенный впереди него бас, около аккорда маленькой ноткой в скобках помечается, от какого именно баса основного ряда надо взять данный аккорд. Например:

Таковы расположение и система записи партии левой руки с готовым басо-аккордовым аккомпанементом. Практическое звучание басов и аккордов имеет различие с нотной записью.

На левой клавиатуре аккордеона и баяна, в отличие от правой, нет деления звукоряда на октавы.

И хотя на клавиатурах с большим количеством кнопок имеется несколько кнопок до, соль, ре, ля и т. д., при нажиме звучат они одинаково. Для создания сочного звучания басовых звуков нажим одной кнопки с помощью наборной левой механики вызывает одновременное звучание трех, чаще четырех или пяти звуков одного и того же названия, но в различных октавах. Звучание всех басовых звуков выглядит в нотах следующим образом:

Самой низкой нотой бывает фа или соль. При извлечении одновременно четырехзвучия отсутствуют верхние звуки.

Фактическое звучание аккордов, например соль-мажорный аккорд:

Устройство левой стороны баяна и аккордеона видно из приведенных схем здесь и здесь и объяснений к ним.

В начале XX века существовала и иная система. Принципиальная формула соотношения басов и аккордов была такая же, как и на общепризнанной системе, но расположены все кнопки басов и аккордов были в обратном порядке.

Такая система была предложена в Туле В. П. Хегстремом в 1901 году и долгое время имела распространение под названием «хегстремовской» (или «тульской») системы готового аккомпанемента. За рубежом она была известна как бельгийская система готового аккомпанемента — в отличие от общепризнанной, которая называлась итальянской.

Схема расположения звуков на левой клавиатуре по системе Хегстрема

По этой же системе ранее строился готовый басо-аккордовый аккомпанемент на русских рояльных елецких гармониках.

Источник: Мирек А. Справочник по гармоникам. — М., 1968.

Источник

Читайте также:  Ивушки вы ивушки ноты для ансамбля
Оцените статью