- Для гитаристов
- Для чего нужен вырез в корпусе гитары?
- Модификация акустической гитары
- Лады на грифе гитары
- Игра на гитаре за 12 ладом
- Гитары с вырезом
- Что такое cutaway и для чего он нужен?
- Чем лучше гитары без выреза?
- Разновидности
- Производители
- Гитары с вырезом: преимущества и недостатки
- Вырез или катавей (cutaway)
- Разбираемся в устройстве гитары и правильно за ней ухаживаем
- Строение гитары
- Корпус
- Нижняя дека
- Верхняя дека
- Вырез (катавей)
- Подставка (бридж)
- Звукосниматель
- Обечайка
- Нижний порожек
- Резонаторное отверстие (розетка)
- Колышки для крепления струн
- Накладка (гольпеадор)
- Система пружин
- Накладка на гриф
- Ладовые порожки
- Голова грифа
- Анкерный стержень
- Гайка для регулировки анкера
- Гребень головы
- Колковая механика
- Пятка
- Струны
- Верхний порожек
- Маркеры ладов
- Какой уход требует гитара
- Условия в помещении
- Проверка ровности грифа
- Правильная настройка струн
- Чистка струн
- Чистка грифа
- Уход за корпусом
- Уход за фурнитурой
- Инструменты и средства по уходу и обслуживанию гитары
- Наиболее частые проблемы
- Искривление грифа
- Повреждение порожка
- Повреждение колков
- Лады выступают за гриф
- Трещины в деке
- Большая или маленькая высота струн
- Сточившиеся лады
- Трещина в накладке на гриф
Для гитаристов
Для чего нужен вырез в корпусе гитары?
- » onclick=»window.open(this.href,’win2′,’status=no,toolbar=no,scrollbars=yes,titlebar=no,menubar=no,resizable=yes,width=640,height=480,directories=no,location=no’); return false;» rel=»nofollow»>
Информация о материале Опубликовано: 15.10.2019 10:24 Автор: Александр Андреев Просмотров: 706
Модификация акустической гитары
Корпус акустической гитары в традиционной конструкции напоминает цифру «восемь». Это соответствует при некоторых габаритных расхождениях моделям классического типа, джамбо, дредноут и т.д. В то же время часть инструментов изготавливаются с фигурным вырезом в корпусе (cutaway). Присутствие выреза не меняет типовую классификацию гитары, а только является модифицированной версией инструмента.
Лады на грифе гитары
Во время игры на акустической гитаре с традиционным корпусом, как правило, гитаристом используется часть грифа в пределах двенадцати ладов – для гитары классического типа, и четырнадцати ладов для эстрадных инструментов. Прижатие струн выше указанных ладов вызывает определенные трудности. Пальцы расставляются на струнах и ладах без участия большого пальца левой, который выполняет функцию опоры на гриф. Аппликатуры аккордов здесь строятся в весьма ограниченных вариантах, а использование барре исключается вовсе. Дальние лады ограниченно используются и при исполнении инструментальных произведений. Чаще всего на таких ладах воспроизводятся короткие мелодии, пассажи, причем в рамках большого музыкального произведения.
Игра на гитаре за 12 ладом
Вырез в корпусе гитары расширяет аппликатурные возможности гитариста. Пальцы левой руки легко располагаются за пределами двенадцатого лада. Применение большого пальца левой руки в качестве опоры создает условия для построения различных аккордов, в том числе с использованием приема барре. Появляются дополнительные возможности для воспроизведения инструментальных композиций.
При всех достоинствах инструментов с фигурным вырезом в корпусе следует учитывать и некоторые другие обстоятельства. Струны, прижатые выше двенадцатого лада, обладают малой амплитудой колебания. Воспроизводимые здесь звуки быстро затухают, тембр звучания весьма скромен. Кроме того, во время извлечения звуков выше двенадцатого лада нередко наблюдаются отклонения в строе гитары, т.е. проявляются фальшивые звуки. Данные факторы вносят существенные коррективы в исполнительскую практику.
Хотите узнать больше, как устроена гитара? Тогда читайте статью Конструктивные особенности акустической гитары
____________________________________________________________________________
Наши гости часто посещают эти страницы сайта
Источник
Гитары с вырезом
включайся в дискуссию
Поделись с друзьями
Количество новых и усовершенствованных моделей гитар с каждым годом все увеличивается. Чтобы не потеряться в таком разнообразии, не ошибиться с выбором инструмента, необходимо ознакомиться со всеми существующими видами. Многие известные бренды выпускаю гитары с замысловатым вырезом. Но стоит ли покупать такие модели новичку?
Что такое cutaway и для чего он нужен?
Гитарный вырез на английский лад еще называют cutaway. Находится он в верхней гитарной части, которая прилегает к грифу. По мнению некоторых музыкантов, катавей облегчает игру на инструменте. Такой вырез имеют в основном акустические и полуакустические модели. А у электрогитары катавей присутствует почти всегда.
Вырез бывает:
венецианский (закругленная форма);
флорентийский (угловатая форма);
квадратный (используется редко, в основном в гитарах с нейлоновыми струнами).
В 60-е годы XX века была создана модель ЕКО 700 с вырезом triple cutaway.
Количество cutaway в гитаре может быть разное. От этого зависит и название модели. В основном преобладают инструменты с нижним вырезом, но есть и с несколькими:
double cutaway – находятся в нижней и верхней частях;
equal cutaway или twin cutaway – одинаковые;
offset cutaway – два выреза, но они разного размера и смещены в отношении друг друга.
Чем лучше гитары без выреза?
Существует мнение, что с применением выреза классическая гитара теряет свои особенности. На самом деле катавей не особо влияет на размер. Есть модели, в которых он затрагивает только переднюю часть корпуса.
Разница в том, что дальние аккорды, которые расположены выше 12 лада, звучат глухо и быстро теряют звук. Иногда при взятии этих аккордов звучание становится грязным из-за отклонения строя гитары.
Cutaway влияет на звучание только акустических моделей. Он есть почти в каждой электрогитаре и на исполнение никак не влияет. Он зачастую находится в том месте, где крепятся ремни, для хорошей балансировки инструмента и комфортного исполнения.
Разновидности
Акустическая и классическая гитары с вырезом – обычные 6-струнные модели на 20-22 лада. Вырез делает возможным брать большее количество ладов, используя различные техники, в том числе барре.
Двенадцатиструнная гитара черная – разновидность акустической гитары. Отличается от обычной акустики своим мощным звучанием. Каждые 2 струны настроены на один общий лад, поэтому звучание гитары напоминает игру 2-х инструментов. Такая гитара хороша только для дополнительных аккомпанементов при ведении мелодии.
Вырез добавляет возможность брать большее число аккордов так же, как и у обычной 6-струнной модели.
Электроакустическая гитара – гитара для тех, кому мало звучания акустической, но и электронная не подходит. Модели электроакустики почти все имеют катавей, который не влияет на чистоту и звучание. Играть на таком инструменте удобно и в небольшом помещении, и в больших концертных залах. Звук можно регулировать с помощью специального усилителя.
Производители
Для того чтобы исполнение было на высоте, и вырез не был недостатком, нужно выбирать проверенные известные бренды.
Yamaha. Самыми популярными моделями с вырезом считаются FSX315CTBS, FSX315C, APX600 NATURAL. Приобрести такие инструменты можно от 20-30 тысяч рублей.
Fender. Популярны модели CD-60SCE Dread Black WN, CC-60SCE BLK WN. Стоимость варьируется от 30-35 тысяч рублей.
Takamine. Модели G90 Series GN93CE, G70 Series GJ72CE-NAT, GN71CE NAT. Стоимость таких моделей до 40 тысяч рублей.
- Taylor. Одна из самых дорогих моделей с вырезом 114ce 100 Series. Стоит она 100000 рублей.
Такие модели не подходят для обучения и любительского музицирования. Гитары с вырезом нужны для исполнения академических партий и концертной музыки. Да и стоимость таких гитар высокая в отличие от аналогичных моделей без выреза катавей.
Источник
Гитары с вырезом: преимущества и недостатки
Доброго здравия, уважаемые Мастера.
Гитары с вырезом — или «катавеем», как довольно часто их называют, калькируя по-русски английское «cutaway»- продолжают привлекать моё повышенное внимание, поэтому и захотелось подискутировать с Вами в отдельной теме, дабы мнения были бы собраны «под одной крышей», а не распылены по всему форуму.
Вопрос, с которого хотелось бы начать, следующий. Вырез бесспорно облегчает игру на верхних ладах. Однако также очевидно, что значительно уменьшается объем корпуса, меняется его форма, причем зачастую весьма экстремально в сравнении с «классической», т.е. без выреза. Вывод о том, что акустические характеристики таких гитар также изменяются напрашивается сам собой, только вот как? В какую, если можно так выразиться, сторону – звук становится «глуше» или «звонче»? Тембр «объемнее» или «площе»? Ну и ряд подобных вопросов.
Например если проделать прямолинейный эксперимент: изготовить два идентичных инструмента – один с классической формой, а другой с вырезом, то каковы будут различия в звуке?
Кроме того сама форма выреза также вызывает «нездоровый» интерес, и кучу вопросов иже с ним. Вот, на мой взгляд, одни из распространенных вариантов выреза – от сдержанных с плавными обводами до экстремальных.
Вариант с острым рогом — технологически его делать легче всех следующих вариантов. мне так кажется, т.к. обечайку на острый рог делать надо составную, с проклейкой на острие, а не гнуть.
Короче говоря, вот такие мысли роятся в моей голове
Когда вдоволь насладитесь «роскошными формами этих моделей» черкните пару строк – будет очень интересно услышать Ваше мнение и пообщаться на эту тему.
Мир Вашему дому!
Источник
Вырез или катавей (cutaway)
Вырез или катавей (cutaway) в верхней части корпуса гитары, прилегающей к грифу, предназначен для облегчения доступа к верхним ладам в процессе игры. Некоторые производители обозначают модели инструментов с вырезом, используя суффикс «C» в конце наименование модели.
Существует два основных вида вырезов: «венецианский» (Venetian) и «флорентийский» (Florentine). Венецианский вырез имеет закруглённую форму, а флорентийский — более резкую. Сами термины возможно происходят от корпорации Gibson Guitar, и похоже никак не отражают историческую практику создания инструментов во Флоренции или Венеции. Менее распространенный третий тип выреза — «квадратный» (squared-off).
Вырез по обоим сторонам грифа называется иногда «double cutaway» («double cut» или «DC»), и встречается в основном на электрогитарах. Вариант флорентийского («острого») выреза сделать технологически отчасти легче, так как не требуется выгибать обечайку.
Иногда бытует мнение, что с вырезом утрачивается понятие «классика» и ухудшается звучание инструмента. Однако, слишком серьёзного уменьшения объёма корпуса из-за выреза практически не происходит, и это уменьшение может быть скомпенсировано небольшим увеличением размеров корпуса на несколько миллиметров в разных измерениях. То, что несколько уменьшается поверхность деки — тоже, вероятно, не слишком критично, так как вырез находится в верхней её части, а самый мощный резонанс происходит в «большом овале» деки.
Существуют конструкции инструментов, когда вместо выреза сужается обечайка и соответствующий сектор деки «уходит» («проваливается») вниз.
Также существуют варианты «рудиментарного» выреза, очень небольшого и затрагивающего только переднюю часть корпуса.
Источник
Разбираемся в устройстве гитары и правильно за ней ухаживаем
Научиться играть на музыкальном инструменте под силу каждому, но далеко не все даже задумываются о его устройстве, особенностях ухода за ним. Новичок, только взявший акустическую гитару в руки и только начинает обучение в школе игры на гитаре для начинающих, обычно не может оценить состояние инструмента, не уделяет внимания условиям хранения.
В результате гитара без должного обслуживания быстро теряет вид и акустические свойства. Может потребоваться визит к мастеру, замена элементов корпуса, что стоит денег.
Важно! Чтобы как можно дольше поддерживать инструмент в рабочем состоянии рекомендуется тщательно изучить его конструкцию и научиться правильно за ним ухаживать.
Строение гитары
Выделяют две группы элементов конструкции акустики:
- Компоненты корпуса;
- Компоненты грифа.
Иногда дополнительно обособляется набор деталей, скрытых внутри корпуса и грифа. Сюда могут быть отнесены несущий анкерный стержень, система звукоснимателей. Для базового понимания устройства инструмента преподаватели игры на гитаре считают такое разделение излишним.
Корпус
Составными элементами корпуса являются:
- Нижняя и верхняя деки;
- Вырез (не на всех моделях);
- Бридж с нижним порожком и пинами (колышками);
- Обечайка;
- Розетка;
- Накладка (не на всех моделях);
- Звукосниматель (не на всех моделях);
- Система пружин.
Каждый компонент корпуса следует рассмотреть подробно.
Нижняя дека
Представляет собой оборотную поверхность акустической гитары, является несущим элементом всей конструкции. Обеспечивает полноту, глубину звука. Чаще всего изготовляется из красного дерева (махагони), палисандра, амаранта.
Нижняя дека
Верхняя дека
Фронтальная поверхность инструмента. Цельная, либо склеена из половин. Для более качественного звука предпочтителен первый вариант. На деке крепятся бридж, гриф. Здесь же находятся розетка и вырез.
Верхняя дека
Вырез (катавей)
Располагается в одном из верхних углов корпуса. Положение зависит от того, праворучный ли инструмент или леворучный. Необходим для облегчения доступа к дальним ладам (выше 12-го).
Подставка (бридж)
Крепится к нижней части фронтальной поверхности, выглядит как деревянная накладка. Придает конструкции гитары дополнительную жесткость. На подставке располагается нижний порожек и пины (колышки) для крепления струн.
Звукосниматель
Необязательный элемент, встроенный звукосниматель крепится изнутри к верхней деке. Преобразует вибрацию струн в электрический сигнал, который передает на предусилитель. Съемный звукосниматель по необходимости устанавливается на гитарную розетку.
Product skybeat.ru
Обечайка
Боковина инструмента. Чаще всего изготовлена из такого же материала, как и задняя дека. Служит проводником, передающим колебания звуковых волн от верхней деки, оформляет глубину звука. В зависимости от модели бывает шире или уже, как правило – около 9-10 см.
Нижний порожек
Находится на бридже. Небольшая подкладка под струны из дерева, пластика, кости. Влияет на натяжение струн и их акустику.
Резонаторное отверстие (розетка)
В обиходе розеткой называется резонаторное отверстие, однако правильное его наименование – голосник. Розеткой же является орнаментальное оформление, размещенное по его окружности.
Отверстие может быть круглой, эллиптической формы. Встречаются необычные голосники, придающие звуку нетипичные оттенки. При этом располагается отверстие всегда на фронтальной поверхности, у основания накладки грифа.
Колышки для крепления струн
Как и нижний порожек, устанавливаются на подставку. Пластиковые элементы, фиксирующие струны с одного из концов. Работают как прижимающие кнопки. При отсутствии пинов струны пропускаются через отверстия в бридже и завязываются узлом.
Накладка (гольпеадор)
Находится под розеткой, другое название – капля. Выполняется из пластика, служит как для эстетических функций, так и предохраняет деку от преждевременного износа.
Последнее важно для новичков, которые часто попадают пальцами с медиатором мимо струн.
Система пружин
Внутренний элемент каркаса. Состоит из деревянных элементов, укрепленных на внутренней поверхности задней деки. Система распределяет звуковые колебания и уравновешивает тембр. Дополнительно пружины усиливают прочность корпуса.
К деталям грифа относятся:
- Накладка;
- Ладовые порожки;
- Голова;
- Анкерный стержень;
- Регулировочная гайка;
- Гребень головы;
- Колковая механика;
- Пятка;
- Струны;
- Верхний порожек;
- Маркеры ладов.
Понимание функционала каждой детали важно для студентов курса гитары для взрослых, поэтому рассмотрим все элементы.
Накладка на гриф
Как правило темное покрытие из дерева, занимающее лицевую сторону грифа по всей его длине. Начинается от голосника, заканчивается у верхнего порожка. Необходима для размещения ладовых порожков и маркеров ладов.
Ладовые порожки
Тонкие металлические накладки, располагаются на накладке. Нужны для разделения ладов, упрощают игру.
Голова грифа
Верхнее окончание грифа, часто имеет свою накладку в тон корпуса. На этой детали размещается колковая механика. Снизу голова ограничена верхним порожком, сверху – гребнем.
Анкерный стержень
Внутренний структурный элемент, проходит по всей длине грифа. Основа стержня обычно выполнена из стали. Удерживает гриф от деформации из-за натяжения струн. Может быть отрегулирован при помощи гайки.
Гайка для регулировки анкера
Находится внутри корпуса, у основания анкерного стержня, для регулировки которого служит. Доступ к гайке возможен через голосник, при этом необходим особый тип ключа.
Гребень головы
Декоративный элемент, находится наверху головы грифа. Представляет собой деталь узнаваемого в рекламе оформления продукта той или иной компании. Влияния на акустику не оказывает.
Колковая механика
Механизм на основе червячной передачи. Служит для натяжения струн, причем каждая подтягивается отдельно. Струны закрепляются на валиках (штоках), регулируются ручками.
Пятка
Деревянный элемент на стыке грифа и корпуса. Служит для большей надежности их соединения. Крепится шурупами или на клей. Часто имеет накладку более темного оттенка, чем основной цвет гитары.
Струны
Позволяют извлекать звуковые волны, протянуты от колкового механизма до колышков крепления. Выполнены из металла, нейлона.
Верхний порожек
Устанавливается под основанием головы, изготовлен из кости или пластика. Фиксирует струны, не давая им гулять по грифу.
Маркеры ладов
Декоративные элементы из пластика или перламутра. Размещены на накладке грифа, обычно на 5, 7, 12 ладах. Как и ладовые порожки, облегчают игру. Дополнительно маркеры наносятся на боковую поверхность грифа.
Какой уход требует гитара
Ученикам музыкальной школы гитары понимать как устроена гитара недостаточно, чтобы поддерживать инструмент в хорошем состоянии при хранении дома. Ее необходимо регулярно осматривать, чистить, мыть. Если не следить за состоянием инструмента, играть на нем будет невозможно уже в первый год после покупки.
Условия в помещении
В условиях квартиры на деревянные музыкальные инструменты оказывают негативное воздействие, в первую очередь, температура и влажность. Летом древесина может начать гнить, зимой – рассыхаться.
Самый легкий способ сберечь гитару – держать ее в плотном чехле, который блокирует попадание на дерево прямых солнечных лучей, а зимой сохраняет от температурных перепадов. Нормальными условиями считаются температура в 20 градусов, влажность 40-45%.
Проверка ровности грифа
Оценить ровность на глаз можно только при существенной деформации. Более верные признаки – странное звучание струн, слабый строй, увеличение просвета между струнами и грифом. Играть на инструменте с кривым грифом довольно сложно.
Правильная настройка струн
Выполняется по тюнеру или на слух. Рекомендуется не менять строй часто, поскольку можно вызвать ослабление колкового механизма, усталость металла струн.
Чистка струн
Для ежедневной очистки достаточно протирать струны со всех сторон салфетками. При накоплении грязи и жира подойдут специализированные средства, выпускаемые производителями гитарной фурнитуры.
Более радикальные способы подразумевают снятие струн и их помывку, либо полную замену набора. Во втором случае придется потратить некоторое время на усадку нового комплекта.
Чистка грифа
В первую очередь снимают струны, затем осторожно счищают жир с ладовых порожков. Лакированная поверхность затем протирается лимонным маслом, нелакированная – полиролью. После обработки накладку следует насухо протереть салфетками, натянуть струны.
Уход за корпусом
Корпус, как правило, сильно подвержен загрязнению, если хранить гитару в домашних условиях. Чистить его следует, исходя из типа покрытия. Так, восстановить блеск лакированных гитар намного проще, чем матовость нелакированных.
Для лакированных моделей выпускаются гитарные полироли. Перед нанесением слоя средства следует тщательно очистить инструмент салфеткой из микроволокна от отпечатков пальцев, иных загрязнений.
Важно! Нелакированные гитары нельзя ни мыть, ни полировать: их поверхность совсем не защищена от воздействия подобных жидкостей, попадание которых сразу сказывается на внешней составляющей. Обработать такой инструмент можно воском или специальным маслом.
Уход за фурнитурой
Ухаживать за колковым механизмом и другими металлическими элементами следует путем периодической их регулировки, смазывания маслом подходящей марки.
Инструменты и средства по уходу и обслуживанию гитары
Необходимо всегда иметь при себе анкерный ключ, тюнер, запасные струны. Для профилактической проверки и обработки инструмента дополнительно нужны отвертка, гаечный ключ и пассатижи, необходимые в работе с колковым механизмом, мягкая ткань, лимонное масло, полироль или воск, небольшая щетка (например зубная).
Наиболее частые проблемы
Если понять как именно хранить гитару в домашних условиях – просто, то починить возникшие неполадки может быть уже проблематично.
Важно! Разумно нести гитару мастеру при любых заметных дефектах, даже если кажется, что они не оказывают существенного воздействия.
Конечно, некоторые дефекты можно исправить самостоятельно, но только эксперт сумеет полностью устранить недостатки.
Искривление грифа
Определяется увеличением просвета между грифом и струнами, в некоторых случаях может привести к поломке грифа. Устраняется подтяжкой анкерной гайки.
Повреждение порожка
Трещины и иные повреждения порожков заметны сразу. При отделении куска детали игра становится невозможной, поскольку близлежащие струны больше удерживаются от смещения. Необходимо заменить порожек.
Повреждение колков
Колковый механизм плохого качества проявляет себя в необходимости частой подстройки гитары. Его следует либо обследовать и устранить неполадки, либо заменить полностью.
Лады выступают за гриф
Довольно частый заводской брак. Устраняется с помощью напильника, гитара при этом должна быть надежно зафиксирована.
Трещины в деке
Повреждения механического характера. Обычно возникают при неправильной транспортировке, поэтому важно носить гитару в чехле. В косметических целях трещины можно заклеить, однако это будет только временным решением, поскольку они нарушают акустику инструмента. Самостоятельно устранить трещины полностью невозможно.
Большая или маленькая высота струн
Наличие проблемы оценивается на глаз. При слишком малой высоте струн они постоянно задевают порожки. Слишком высокие струны усложняют игру. Регулировка высоты происходит путем подтяжки или ослабления анкерной гайки.
Сточившиеся лады
У старых инструментов часто деформированы ладовые порожки. Деформация выглядит как небольшие вмятины располагающиеся под струнами, ухудшает качество звука. Единственный вариант – заменить эти детали фурнитуры.
Трещина в накладке на гриф
Возникает от чрезмерного натяжения анкерного стержня, от некачественного материала накладки, от неправильных условий хранения инструмента. В отдельных случаях остается косметическим дефектом, однако осмотр гитарного мастера необходим, поскольку гриф может полностью выйти из строя.
Источник