Тенор
Репертуар для тенора
Кустодиев. Артист Мариинского театра И.В. Ершов в роли Зигфрида
Тенор — высокий мужской голос. Чаще делят на два подтипа: драматический тенор (более сильный голос, широкий), лирический тенор (легкий, подвижный, мягкий тембр). Пример первого — голос Энрико Карузо или Марио Дель Монако, второго — Леонид Собинов, Сергей Лемешев, Иван Козловский. Более полный список теноров. Лирический тенор (его еще называют tenor di grazia) — это голос теплый, изящный с ярким полным тембром, который достаточно сильный, чтобы лететь над оркестром, но не тяжёлый. Драматический тенор (или tenore di forza) обладает эмоциональным мощным голосом, как еще говорят, героическим. Нижняя часть диапазона такого голоса распространяется на баритоновую тесситуру. Тембр может быть как очень темным, так и ярким стальным. Если брать более широкую классификацию, то выделяют еще лёгкого тенора и спинто. Легкий тенор по сути является эквивалентом колоратурного женского голоса. Это подвижный, легкий голос, способный петь фиоритуры. Обычно имеет наверху ми-бемоль третьей октавы. Такие голоса часто встречаются в операх Россини, Беллини и Доницетти, а так же в музыке барокко. Спинто имеет яркость и верха лирического тенора, но в драматических кульминациях способен подтолкнуть голос без напряжения к сильному звуку драматического тенора. Тембр темнее, чем у лирического, но светлее драматического. В немецкой школе есть термин Heldentenor, который охватывает партии и драматического тенора, и некоторые роли из Вагнера. Есть певцы, которые начинают карьеру, как лирические тенора, а заканчивают драматическими. И, как в случае с сопрано, драматические часто поют партии спинто.
В целом диапазон тенора обычно простирается от «до» первой октавы (в некоторых партиях ниже) до «до» третьей (для драматических теноров может быть «си» второй). Помните, что теноровая партия записывается на октаву выше, то есть в скрипичном ключе. «Верхнее До» для теноров является знаком качества и представляет из себя впечатляющую ноту, если спета правильно. Часто в ариях верхние ноты являются вставными, то есть композитор их не прописал в партитуре, но исполнительская традиция требует ее спеть (например, в Арии Родольфо из «Богемы» Пуччини). Самая высокая нота у лёгкого тенора в репертуаре — Фа третьей октавы в арии Артуро «Credeasi, misera» из «Пуритан» Беллини. Часто эту ноту упускают.
Скачать репертуар для тенора
2 Комментарии
Диапазон от до малой до до второй, а не третьей.
Фактически да, от До малой до До второй октавы, конечно, но в нотах партия тенора записывается на октаву выше, в скрипичном ключе, это и имелось в виду.
Источник
Как петь высокие ноты?
Ноты верхнего регистра
Этот вопрос является для некоторых начинающих вокалистов самым главным. Действительно, обидно: хочется петь оперные арии, в которых есть ля, си второй октавы, а в арсенале только фа второй. Начинаешь судорожно искать произведения для ограниченного диапазона…
Чтобы научиться петь выше, нужно терпение. Если сразу начать набивать верхушки, можно испортить голос. В начале обучения нужно сконцентрироваться на формировании середины диапазона. Только в каких-то быстрых упражнениях, в проходящих пассажах можно задевать верхние ноты, не держа их. И то, если у вас есть уже определенные навыки. Главное – сформировать центр голоса. Центр – это наиболее удобно звучащая середина диапазона, не требующая от вас каких-то титанических усилий. Эта середина должна быть доработана до состояния ровной гаммы, спетой единым приятным тембром, с резонансом, плавно, без толчков. Именно такого подхода придерживался великий русский композитор М. И. Глинка, который сам прекрасно пел и воспитал блистательных певцов. После формирования центра можно понемногу раздвигать границы диапазона вниз и вверх. В этом деле обязательно учитывайте свой тип голоса. В любой книге по вокалу есть таблицы с границами диапазонов разных голосов. Помните о постепенности, не поддавайтесь соблазну быстро разработать верхние ноты, чтобы не «вытянуть» голос, чтобы он не стал тусклым и блеклым.
Сколько нужно времени, чтобы научиться петь высокие ноты? Опять же, все индивидуально. Но здесь есть одна приятная особенность. Часто верхние ноты у продвинутых студентов развиваются сами. То есть студенты просто продолжают заниматься вокалом в своем диапазоне, когда же их педагог предлагает им попробовать арии повыше, у них вдруг получается брать те ноты, которых они никогда раньше не брали. Это говорит о том, что при правильном формировании голоса, верхние ноты сами придут к вам. Останется только привыкнуть к ним.
Есть педагоги, которые говорят, что верхние ноты нужно раскричать. Если не ходить наверх, то верхних нот никогда и не будет. Но лучше все-таки придерживаться золотой середины, а именно: постепенно раздвигать границы диапазона, не травмируя голос излишними и долгими упражнениями в верхнем регистре. То есть упражнения с нотами верхнего регистра должны присутствовать, но не утомлять голос до хрипоты.
Высокие ноты – это не просто голос, это особое психическое состояние. Это адреналин, если хотите. Послушайте теноров, поющих верхнее ДО. Это ведь производит неизгладимое впечатление! Почему многие так ценят и ждут эти верхние ноты? Да потому что это возбуждает, это производит эффект чего-то неземного, заставляющего прекратить дышать на время звучания ноты. А теперь представьте студента, пробующего взять, скажем, СИ. Вот он стоит вялый, грустный, боится, думает, получится или нет… Споет он СИ? Маловероятно… Во всяком случае, должного эффекта не будет. Кстати, об эффектах. Не увлекайтесь ими. Главное в произведении – донести чувства, смысл до зрителя. Если вы всю арию готовитесь только к финальной верхней ноте, чтобы показать голос, то это «звучкодуйство». Настоящая верхняя нота должна быть оправдана чем-то изнутри. Не рассыпайте ноты просто так.
В техническом плане перед верхней нотой нельзя суетиться. Если вы будете излишне волноваться, запрете себе дыхание, зажмете горло, и ничего не выйдет. Наоборот, вдохните хорошо, расслабьте мышцы, раскройте рот и выпустите (не выдавите!) верхнюю ноту. При этом не забывайте о хорошей опоре. Здесь очень важно поймать нужный баланс: не пережать, чтобы не форсировать, но и не не дожать, иначе нота будет детонированная (ниже, чем надо), дребезжащая, на горле и сорвется. Баланс придет со временем. Кстати, самое сложное – петь верхнюю ноту на пиано. Для этого нужно уметь мастерски управлять дыханием и, как ни странно, держать его еще крепче, чем на forte.
Напоследок посмотрите эту схему. В ней показано, где по ощущениям должны находится разные ноты диапазона:
Источник
Тенор
Основных типов мужских голосов три — бас, баритон и тенор.
Тенор – высокий мужской певческий голос, возможно, самый популярный голос в мире. В переводе с латинского tenor означает равномерное движение, напряжение голоса.
Диапазон солистов от «до» малой октавы до «до» второй, а в хоровых партиях верхний предел — это «ля» первой октавы. У солистов очень высоко ценится умение чисто и крепко брать си-бемоль первой — до второй.
Переходная регистровая нота (между грудным и головным регистрами) — ми -фа-фа-диез первой октавы.
Партия тенора записывается в скрипичном ключе (на октаву выше действительного звучания), а также в басовом и теноровом ключах.
Тенор, как никакой другой голос, имеет большое количество разновидностей.
По тембру и диапазону различают :
- контратенор
- альтино-тенор
- лирический тенор (tenore di grazia)
- лирико-драматический тенор
- драматический тенор (tenore di forza)
- характерный тенор
Контратенор (Контр-тенор) — самый высокий из мужских оперных голосов, диапазон «до » малой октавы — «си» второй! До недавнего времени встречался сравнительно редко, сейчас получает всё большее распространение.
Стоит отметить, что контр-тенор — это даже не тип голоса, это ТЕХНИКА ПЕНИЯ. Как правило контр-тенорами становятся баритоны, которые крепко поют в фальцетном регистре. Звучание контр-тенора похоже на звучание женского голоса.
Послушайте песню «El Condor Pasa» («Полет кондора») перуанского композитора Даниэля Роблеса (1913 год) в исполнении всемирно известного контратенора Fernando Lima (Фернандо Лима) .
В этой песне диапазон от «фа-диез» малой до «ре» второй октавы.
Тенор-альтино — это разновидность лирического тенора, у которого хорошо развит верхний регистр, диапазон достигает «ми» второй октавы. Обычно этот голос небольшого диапазона, что накладывает ограничения на репертуар.
Для тенора-альтино написана партия Звездочета в опере Римского-Корсакова «Золотой петушок».
Лирический тенор. Наибольшее количество партий в оперном репертуаре написано именно для него: Фауст (Гуно «Фауст»), Ленский (Чайковский «Евгений Онегин»), Альфред (Верди «Травиата»), Пьер Безухов (Прокофьев «Война и мир»).
В операх Россини и Моцарта от тенора требуется очень высокая подвижность голоса и широчайший диапазон. Поэтому возникло понятие россиниевского (моцартовского) тенора.
Послушайте, как Ричард Крофт — американский оперный певец, который часто характеризуется как лирический тенор или «Моцарт тенор», великолепно исполняет Арию Митридата «Vado incontro al fato estremo» («Иду навстречу необычной судьбе») из оперы Моцарта.
Обратите внимание, какие в этой партии огромные скачки.
Еще один пример. Тенор Алессандро Сафина (Alessandro Safina) с песней «Luna» , которая звучит в бразильском сериале «Клон».
Лирико-драматический тенор способен исполнять партии как лирического так и драматического тенора.
Послушайте пение уникального в своем роде российского певца Александра Градского.
Музыка А. Пахмутовой , слова Н. Добронравова, «Как молоды мы были», песня из кинофильма «Моя любовь на третьем курсе»
Диапазон в этом исполнении Градского «ля» большой — «ре» второй октавы!
Драматический тенор. Этот голос встречается в операх реже, чем лирический тенор, но для него созданы великолепные роли — образы людей с противоречивыми характерами, судьба которых складывается трагически: Хозе (Бизе «Кармен»), Отелло (Верди «Отелло»), Герман (Чайковский «Пиковая дама»). Арии этих героев звучат намного напряженнее, драматичнее.
Также существует понятие героический вагнеровский тенор. Оперы Вагнера невероятно масштабны, и от исполнителя требуется колоссальная выносливость, чтобы непрерывно петь несколько часов подряд героически, мощно, сильно.
Послушайте, как поет немецкий оперный певец — драматический тенор Йонас Кауфман (Jonas Kaufmann)
Рихард Вагнер опера «Лоэнгрин» «In fernem land»
Поёт эстрадный певец, тенор, Николай Носков.
Музыка Александры Пахмутовой, слова Николая Добронравова. «Мелодия».
Если Вам понравилась статья, и Вы узнали для себя что-то новое, или у Вас возникли вопросы — напишите об этом в комментариях.
Источник
Лайфхак от эксперта: как быстро научиться петь высокие ноты
Наверняка вы много раз видели, как человек садится на шпагат. Как вы считаете, может ли человек сесть на шпагат с первого раза?
Обычно нужно постепенно растягивать мышцы, чтобы потом дотронуться заветной пятой точкой до пола.
С голосом та же история)
Чтобы сделать голос сильным и брать высокие ноты, придется каждый день выполнять упражнения. И если каждое упражнение делать максимально эффективно – вы быстро расширите свой вокальный диапазон.
У среднестатистического человека природный диапазон не больше одной октавы. Если вы не будете петь – все так и останется. Лишь регулярные тренировки помогут его расширить до возможностей Витаса или Нетребко.
Связки – это мышцы, которые растягиваются и укрепляются благодаря постоянным тренировкам. Постепенно связки становятся все более эластичными – то есть увеличивается диапазон.
Как и в бодибилдинге, связки нельзя тренировать без перерыва. Достаточно 2-3 вокальных тренировок в неделю. При регулярных занятиях вы очень скоро заметите, что можете лучше брать не только высокие, но и низкие ноты.
Прежде чем браться за высокие ноты, нужно выстроить базу :
- научитесь дышать . Без поставленного дыхания и опоры ваш звук будет зажат, так что вы все равно не сможете брать нормально высокие ноты;
- освойте артикуляционный аппарат. Все звуки должны быть четкими и звонкими. Благодаря этому ваше пение станет динамичным и ритмичным;
- научитесь использовать резонаторы . У человека их четыре вида: грудные, ротовые, носовые и головные. Резонаторы усиливают ваш голос, добавляют яркость и объем звучанию.
Только когда вы взяли на вооружение дыхание, артикуляцию и резонаторы, можно приступать к расширению диапазона.
А теперь — Вокальный лайфхак :
чтобы язык не мешал вам во время пения, используйте «волшебную» палочку.
О чем речь? Во время пения язык (или его корень) часто поднимается и мешает извлекать звуки. В результате у нас напрягаются связки.
Чтобы этого не происходило, нужно научиться укладывать язык. Вот для этого и пригодится «волшебная» палочка – любой тонкий предмет, который поможет уложить язык. Подойдет карандаш, палочка от суши и даже вилка.
Предлагаю вам посмотреть видео-инструкцию по использованию «волшебной» палочки:
Читателям «Дзена» на заметку :
В современной музыке инструменты играют в диапазоне примерно восьми октав. У большинства звезд эстрады диапазон равен двум октавам. Но есть и исключения.
Голос Уитни Хьюстон позволял оперировать пятью октавами , а Фредди Меркури – тремя .
Татьяна Долгополова, исполнительница из Санкт-Петербурга, прославилась благодаря своему уникальному голосу в пять октав и один тон.
Если вы тоже чувствуете, что ваш голос способен на большее — познакомьтесь с нашей методикой на пробном уроке по скайпу >>>
Источник