Высота струн на гитаре
включайся в дискуссию
Поделись с друзьями
Высота струн над порожками грифа гитары — важнейший параметр, определяющий качество инструмента и комфорт игры на нём. На классических гитарах высоту струн отрегулировать, не вмешиваясь в конструктивную настройку производителя, невозможно. На электрогитарах и некоторых акустических моделях такая возможность предусмотрена изначально на фабрике по изготовлению музыкальных инструментов или частными мастерами. На этот параметр имеются свои нормативы для каждого вида гитар.
Нормы расстояния
При выборе гитары обязательно нужно не только визуально осмотреть струны, ровность грифа, состояние порожков, бриджа, колкового механизма, целостность и размеры акустического корпуса, но и линейкой проверить расстояния от струн до порожков.
Дело в том, что слишком большое значение высоты струн будет влиять на удобство прижатия струн и степень прилагаемого для этого усилия. Все эти характеристики прямо пропорциональны величине расстояния. Пальцы гитариста быстро устанут от чрезмерных напряжений при взятии аккордов, выполнении многих приёмов и гитарных эффектов.
Звук и скорость игры тоже пострадают: первый потеряет свою яркость и чистоту тона, а беглость пальцев снизится. Такие струны потребуется опустить.
Однако и слишком низкое положение струн на грифе не всегда радует гитариста. В этом случае они при колебаниях могут задевать порожки, дребезжа или издавая искаженный звук.
Разумеется, незачем измерять этот параметр на каждой струне и по всем 18 или 22 ладам. Если струны установлены одного калибра, то отношение толщины всех элементов комплекта между собой строго нормируется у производителей.
Чтобы убедиться, нормальная ли высота струн на гитаре, обычно достаточно произвести замеры над 1 и 12 ладами (их порожками) для первой струны и шестой.
Детали по оптимальной высоте струн над грифом гитары для конкретных разновидностей этого музыкального инструмента приводятся ниже.
Для акустической
Акустические гитары имеют металлические струны (сталь с обмотками из бронзы, серебра или меди). Они бывают жёсткого и мягкого натяжения, поэтому в расчёт высоты струн на предприятии, занимающемся изготовлением музыкальных инструментов, берётся так называемый оптимальный предел амплитуды колебания струн разного натяжения.
Отсюда и определяется, какой правильной высоты должны быть струны на тех или иных инструментах для их качественного звучания и удобной игры без лишних усилий по прижатию.
Нормальная высота первой струны должна быть в пределах:
- над XII порожком: 1,5-2 мм;
- над порожком I лада: 0,3-0,4 мм.
Высота шестой струны в то же время должна составлять:
- над XII порожком: 2,0-3,5 мм;
- над порожком I лада: 0,4-0,9 мм.
Для измерений на XII ладу удобно пользоваться металлической измерительной линейкой, отсчёт у которой начинается с торца. Её располагают торцом прямо на 11 и 12 порожки, что даёт более точный результат измерения.
А для контроля струн на первом порожке лучше изготовить плоский щуп, толщина которого с одной стороны будет равна значению измеряемой высоты первой струны, а с другой — шестой.
Можно воспользоваться специальным набором щупов, применяемыми для настройки высоты струн разных музыкальных инструментов.
Для электрогитары
На электрогитаре играют практически на тех же струнах, что используются и для акустических инструментов.
Но чаще всё-таки ставят комплекты с серебряной обмоткой, так как удобней играть медиатором — он лучше скользит по таким струнам.
На электрогитарах оптимальный интервал высоты струн следующий:
- первая струна над порожком последнего лада — 1,5-1,6 мм, над I ладом — 0,2-0,3 мм;
- шестая над последним порожком 1,9-2,1 мм, над первым — 0,5-0,7 мм.
На бас-гитаре
Бас-гитара оснащается довольно толстым комплектом струн, поэтому высота их над грифом превосходит значение высоты для обычных электрогитар. Для сравнения сведём параметры, рекомендуемые для последнего лада бас-гитары и ритм-гитары, в одну таблицу:
Данные, конечно, могут отличаться в зависимости от моделей музыкальных инструментов и комплекта струн, но вполне пригодятся начинающим музыкантам при выборе своей первой — учебной — электронной или бас-гитары.
На классической
На классических гитарах натянуты нейлоновые струны — стальные ставить на них нельзя, так как конструкция инструмента не выдерживает силу натяжения металла. То же самое касается и гитар фламенко. И хотя с виду эти две разновидности очень похожи, но по высоте струн над грифом они сильно отличаются.
Критериями правильного изготовления по этому параметру для них являются расстояния от струн №1 и №6 до порожков над XII ладом.
Вот эти величины:
- классическая модель: 3,5-4,0 мм для первой струны, 4,0-4,5 мм — для шестой;
- гитара фламенко: 2,1-2,5 мм и 2,5-3,0 мм для первой и шестой соответственно.
12-струнная гитара
На этом виде инструмента ориентироваться следует по основным шести струнам. Учитывая тот факт, что «двенадцатиструнки» в основном выпускаются в полуакустическом или электрическом вариантах, то нормальной высотой их струн можно считать средние показатели между акустической гитарой с металлическими струнами и электрогитарой. Но у этих моделей струнный калибр редко выходит за пределы средних по причине большой силы натяжения 12 металлических проволок.
Наиболее близкими к идеалу будут такие цифры (на последнем ладу):
- 1-я и 2-я сдвоенные струны (обе одинаковые по толщине) – 1,9 мм;
- 3-я и 4-я сдвоенные – 2,0 мм;
- 5-я и 6-я сдвоенные – 2,1 мм;
- 8-я основная – 2,2 мм;
- 10-я основная – 2,3 мм;
- 12-я основная – 2,4 мм.
В зависимости от номера калибра высота может варьироваться в пределах +/- (0,2-0,4) мм.
Кроме того, значение имеет и индивидуальная манеры игры. Если гитарист играет мягко, не злоупотребляет жёсткими ударами по струнам, то высота настраивается по минимальному значению. В противном случае необходимо поднять струны выше, чтобы не допускать биения их о металлические порожки.
Почему может поменяться?
Даже если при покупке гитара не имела никаких изъянов, полностью отвечала нормам конструкции аналогичных моделей, то со временем не исключены некоторые отклонения от заданных параметров. Есть разные причины, объясняющие такие неприятности.
- Деформация корпуса инструмента, грифа, нижнего порожка. Все эти факторы как по раздельности, так и сообща могут оказать влияние на высоту струн над грифом. Дело в том, что нижний и верхний порожки инструментов находятся на одной высоте, поэтому любое изменение положения грифа, корпуса или нижнего порожка обязательно приводит к нарушению правильности взаиморасположения порожков на корпусе (нижний) и грифе (верхний). Прямая между ними по отношению к плоскости грифа может оказаться либо под большим углом (расстояния до порожков увеличится), либо, наоборот, уменьшится (высота струн уменьшится). Вершиной угла считается верхний порожек.
- Замена струн на меньший номер калибра, особенно резкий переход, например, от «17» к «10». Комплект «десятки» значительно мягче «семнадцатого» и существенно тоньше, поэтому удивляться не стоит, если гитара задребезжит при звукоизвлечении: и сила натяжения ослабнет (гриф немного «распрямится»), и размах колебания более мягких струн увеличится.
- Смена манеры игры на более агрессивную. Жёсткие удары медиатором вызывают большую амплитуду колебаний, нежели мягкий перебор пальцами.
- Иногда при смене калибра с тонкого номера на более толстый проявляется проблема заводского брака — неровность выступа металлических порожков над грифом. Толстый комплект требует большего расстояния от порожков, а если его недостаточно на каких-то порожках, то звука вообще может не быть. Углубление прорезей для струн на верхнем порожке. При некачественном материале, из которого выполнили эту часть инструмента, такая неприятность вполне возможна. А также такой результат бывает у низкосортных гитар, плохо держащих строй, которые по 10 раз за день подстраивают. От подобного инструмента нужно без жалости избавляться, чтобы не тратить драгоценное время и свои нервы.
- Нарушение обмотки толстых струн. При их зажатии на ладу размотанным местом они «просаживаются» до недопустимого предела высоты над всеми порожками выше по грифу. В результате происходит биение о порожек или даже глушение звука.
- Нарушилась отстройка бриджа на электрогитаре. Это бывает часто при активной игре на инструменте, ничего страшного нет.
Как настроить?
Способы настройки высоты струн над грифом зависят от моделей инструментов и производителя.
Для регулировки этого параметра при смене калибра изделий у акустических и электрических гитар имеется специальное устройство — анкер, вставляемый в гриф по всей его длине. Задача металлического анкера, представляющего собой длинный круглый либо квадратный штырь, препятствовать изгибу грифа под действием значительной силы, оказываемой на него струнами при их натяжении.
Отрегулировать посредством анкера положение грифа можно вращением винта специальным шестигранным ключом. Находится винт под верхней декой в специальной гнезде, а добраться до него можно через резонаторное отверстие со стороны грифа. На некоторых моделях акустических гитар, а также на многих электрогитарах регулировочные винты размещаются на головке грифа. Вращением винта против часовой стрелки добиваются большего значения высоты струн, а чтобы уменьшить её, винт вращают по часовой стрелке.
Однако прежде следует твёрдо убедиться в причине несоответствия высоты допустимым нормам.
Положение винта и степень сжатия либо сгибания грифа выставляют на фабрике музыкальных инструментов довольно точно, поэтому изменять без особых оснований заводскую настройку не рекомендуется.
И только в тех случаях, когда других причин неполадок, описанных выше, у инструмента не имеется, можно будет попытаться исправить ситуацию регулировкой винта анкера. Но делать это нужно очень осторожно, чтобы не повредить гриф или гитару в целом. Бывает, неисправность устраняется поворотом ключа всего на 1 градус в нужную сторону.
Неравномерность выступа порожков устраняют ручной их шлифовкой абразивным материалом (шкурка, надфиль).
Если нет опыта в таком деле, лучше обратиться в мастерскую по ремонту музыкальных инструментов.
Слишком высокий нижний порожек тоже можно подточить подходящим инструментом. Для этого сначала следует снять все струны, освободить порожек и сточить лишний миллиметр или сколько потребуется, чтобы понизить струны над грифом. По окончании вернуть струны на место, настроить гитару на нужный лад и проверить эффект от проделанной работы.
Пропил прорезей под струны на верхнем порожке при его замене в случае излишней глубины на старом делается строго по толщине струн. Пропил делается надфилями или пилками, специально предназначенными для этого.
Деформированные гриф и другие части гитары требуется менять на новые.
Чтобы гитара прослужила долго и не создавала проблем, гитаристу следует не только играть, но и создать за инструментом надлежащий уход и условия содержания: влажность воздуха и температуру в помещении. Храниться гитара всегда должна в чехле.
Источник
Высота струн 12 струнной гитары
Исторические корни возникновения двенадцатиструнной гитары отыскать нелегко. На право называться её прародителем претендуют и итальянская мандолина, и греческая бузуки, и арабский уд, и испанская вихуэла, и мексиканский типле. Однако все эти инструменты имели несколько иную конфигурацию и размер, при этом струны их были спарены по разному, но, всё же, все они, без сомнения, являются родственниками двенадцатиструнной гитары.
Впервые двенадцатиструнка в том виде, в котором мы привыкли её видеть, появилась в начале двадцатого века. Прагматичные американские мастера итальянского происхождения с фабрик «Оскар Шмидт» и «Ригал», используя традиции производства инструментов со спаренными струнами и взяв за основу стандартные модели шестиструнных гитар своих фабрик, были первыми, кто включил гитару с двенадцатью струнами в свои каталоги. Именно так появилась двенадцатиструнная гитара в её современном виде.
Надо сказать, что американцы оказались образцовыми родителями для своего детища в том смысле, что они сделали всё возможное для популяризации двенадцатиструнки и за пределами своей страны в качестве едва ли не самого идеального инструмента для аккомпанемента. А добивались они своей цели опять же весьма прагматично: во-первых, путем совершенствования самого инструмента, а во-вторых,пропагандируя творчество высококласных исполнителей на нем.
Всё изменилось с возникновением фольклорного бума шестидесятых. Огромное количество молодых талантливых музыкантов обратили свое вни-мание на двенадцатиструнную гитару. Даже великий джазовый музыкант Joe Pass, поддавшись всеобщему увлечению, записал несколько виртуозных соло на этом инструменте. Теперь можно говорить о том, что двенадцатиструнка становится действительно популярным инструментом.
Не остались в стороне и прозводители музыкальных инструментов, а именно: фирма Rickenbacker выпускает двенадцатиструнную электрогитару. Это событие не остается без внимания известных рок- и поп-музыкантов, группы Beatles и Byrds используют в своих записях именно такие двенадцатиструнные электрогитары.
В конце шестидесятых благодаря Тому Петти (Tom Petty) и особенно Лео Коттке (Leo Kottke) игра на двенадцатиструнной гитаре превратилась в высокое искусство, а сам инструмент стал обязательным атрибутом в арсенале любого известного гитариста. Партии двенадцатиструнной гитары мы можем слышать не только на записях вышеперечисленных артистов и групп, но также у Эрика Клэптона (Eric Clapton), Стиви Рэя Воэна (Stevie Ray Vaughn), Роя Орбисона (Roy Orbison), дуэта Simon & Garfunkel, групп Eagles, Queen, Led Zeppelin, Urian Heep и многих других.
Мировое увлечение двенадцатиструнной гитарой, несмотря на «железный занавес», в конце концов докатилось и до России. Одним из первых артистов, оценивших её достоинства как аккомпанирующего инструмента, стал певец и композитор Александр Градский. Юрий Шевчук ( лидер группы «ДДТ») впервые стал широко известен именно как певец, аккомпанирующий себе на двенадцатиструнке, после победы на Всесоюзном конкурсе «Золотой камертон» с песней «Не стреляй» ещё в уфимский период своего творчества. Известные советские эстрадные исполнители и композиторы начала 80-х, такие как Юрий Антонов и группа «Аракс», Максим Дунаевский с его ансамблем «Фестиваль», группа «СВ» часто и очень разнообразно использовали на своих записях двенадцатиструнную гитару, но играл на ней, как правило, один и тот же человек — Вадим Голутвин.
Однако по настоящему триумфальное восхождение на сцену двенадцатиструнной гитары в России совпало с появлением на ней Александра Розенбаума и его нетрадиционного стиля исполнения.
Покупка двенадцатиструнной гитары
Покупка двенадцатиструнной гитары — довольно ответственный шаг. Этот инструмент дороже обычных гитар хотя бы потому, что у него в два раза больше струн. Посему рассмотрим аргументы ЗА и ПРОТИВ её приобретения.
Несколько аргументов в пользу покупки двенадцатиструнной гитары:
1. Я профессиональный музыкант и именно на сегодняшнем этапе моего твочества мне необходим такой инструмент.
2. У меня достаточно денег и мне не жалко их на хобби, а электрогитару и гитары с нейлоновыми и стальными струнами я уже купил.
3. Я имею склонность к пафосу.
4. Я больше люблю настраивать гитару, чем на ней играть.
5. Мне кажется, что с этим инструментом (особенно, если он черный) я похож на Александра Розенбаума.
Несколько аргументов против:
1. Если это будет ваш первый инструмент и вы собираететсь на нём учиться играть, то в этом случае лучше приобрести 6-ти струнную гитару.
2. Двенадцатиструнка может быть лишь дополнительным инструментом, вторым или третьим, поскольку используют её в основном в аккомпанементе.
Однако от рассуждений перейдем к делу, непосредственно к самой покупке инструмента. Разделим этот процесс условно на несколько этапов:
1. Где купить?
2. Что купить?
3. Что и как следует проверить?
4. Какие необходимы аксессуары?
— Ответ на первый вопрос достаточно очевиден (конечно же, в Муздетали — прим.Mmnt). Даже если вы считаете себя человеком весьма искушенным в гитарах, покупайте двенадцатиструнную гитару в известном музыкальном магазине. Необходимо убедиться в том, что вы получаете гарантию и право на возврат инструмента в случае глубокого разочарования.
— Ответ на второй вопрос не столь очевиден, но тем не менее есть ряд соображений общего порядка: берите по-настоящему хороший инструмент, гриф обязательно должен иметь анкерный болт. Наличие такого болта позволяет компенсировать деформации грифа, вызванные натяжением струн. При покупке гитары, бывшей в употреблении, обязательно воспользуйтесь советами профессионалов («жучки» у магазина к ним не относятся). Минимальная разумная цена хорошей двенадцатиструнной гитары около 200 долларов США.
— Ответ на третий вопрос потребует знакомства с конструкцией инструмента хотя бы в общих чертах. Мы уже упоминали о конструктивных особенностях грифа, но не менее важную роль в гитаре играет верхняя дека. На внутренней стороне деки располагаются пружины, которые помогают сдерживать натяжение струн и предохранять ее от деформации. Форма, вес и расположение пружин для классических гитар (гитары с нейлоновыми струнами) и для гитар с металлическими струнами совершенно различны прежде всего из-за того, что натяжение струн на гитаре с металлическими струнами намного сильнее. Увеличив вдвое натяжение за счет дополнительных струн на двенадцатиструнной гитаре, производители должны особое внимание уделить прочности пружин и их соединения в месте перекрестья, а если этого не происходит, верхняя дека приобретает выпуклую форму, что приводит к подъему подставки и как следствие этого невозможности регулировки высоты струн над грифом. Естественно, такой инструмент покупать не следует.
Вернемся к процессу проверки. С наружной стороны верхней деки крепится подставка и вам необходимо убедиться в том, что между декой и подставкой отсутствует щель. Наличие даже очень тонкой щели на двенадцатиструнной гитаре обязательно приведет к отрыву подставки в дальнейшем. Также необходимо,перевернув гитару, проверить надежность крепления грифа к корпусу гитары. Наличие щели между ними является пред-вестником будущих проблем.
При покупке гитары с так называемой «подзвучкой» (на гитаре установлен пьезодатчик с эквалайзером) придется проверять и её. Для этого необходимо в первую очередь убедиться в том, что в эквалайзер вставлена батарейка, и она исправна. На большинстве гитар для этой цели служит специальная кнопка, при нажатии которой загорается светодиод.
Далее необходимо подключиться к комбику и приступить непосредственно к проверке:
1. Поочередно перемещая движки эквалайзера от максимума к минимуму и наоборот, убедиться, что ни один из них не издает треска;
2. Выставив эквалайзер в нулевое положение, убедитесь в том, что звучание каждой пары струн, взятых по отдельности, не имеет явного провала по громкости. Если же он есть, то значит под этой парой струн находится дефект пьезодатчика и необходимо заменить либо датчик, либо гитару. Если во время проверки комбик начал заводиться, лучше отойти от него подальше, или отвернуться в сторону, т.к. к вашей гитаре этот эффект не имеет отношения и связан с тем, что комбик не предназначен для озвучивания акустических инструментов. А звучащее в комбике радио говорит о том, что «левый» соединительный шнур нужно всего навсего заменить на «фирменный».
Помимо явного брака существуют и менее очевидные дефекты. Очень важным параметром является высота струн ( расстояние между струнами и грифом) и возможность ее регулировки. Слишком большое расстояние затруднит прижатие струн и сделает игру на двенадцатиструнной гитаре настоящим мучением. А слишком маленькое, хотя и облегчает игру, но вызывает дребезжание (однако необходимо помнить, что некоторое дребезжание абсолютно естественно для стальных струн, касающихся металлических ладов, а кроме того стиль вашей игры и толщина используемых струн вносят свою лепту). Еще один важный элемент — лады. Лады на гитаре размещаются с математической точностью. Если лады хотя бы слегка сдвинуты, то любой человек, имеющий музыкальный слух, определит, что гитара не строит. При проверке поступим следующим образом: возьмём открытую струну, а затем её же на 12-м ладу и убедимся, что это одна и та же нота, но звучащая на октаву выше (в нашем случае под струной понимается пара струн, звучащих в унисон). Операцию необходимо повторить для каждой пары струн, т.к. некоторые из них могли подкиснуть (состариться) и уже не строят сами по себе. Если вы не уверены в своем слухе и вам некому помочь, попробуйте другой способ — возможно он окажется проще: возьмите полнозвучный мажорный аккорд (например ми-мажор) и проиграйте его арпеджио (каждая пара струн берется по очереди сверху вниз и снизу вверх) в медленном темпе на каждом ладу грифа при помощи барре. Если на каком-либо ладу аккорд звучит неблагозвучно, значит у гитары проблемы со строем. Будем считать, что мы наконец-то ответили на третий вопрос и можем заняться аксессуарами.
Ответ на четвертый вопрос не столь праздный как может показаться на первый взгляд.
Любая купленная вами в магазине гитара укомплектована струнами, но эти струны называются тюнинговые и предназначены в основном для того, чтобы покупатель мог проверить инcтрумент и убедиться, что это всё же гитара, а не весло. Любой инструмент с такими струнами звучит глуховато и плоско, и это также необходимо иметь ввиду при покупке гитары. Исходя из выше сказанного вам необходимо обзавестись новым довольно дорогим комплектом струн, а дорог он от того, что струн в нём в два раза больше. Стальные струны бывают разных калибров — толстые, средние, легкие и сверхлегкие. Теоретически используемый вами комплект струн подбирается исходя из атаки исполнителя и достижения желаемого звука, а также особенностей инструмента. Некоторые музыканты всю жизнь находятся в поиске «своего комплекта», порой подбирая струны не только по калибру, но и смешивая струны разных производителей. Однако на практике чаще всего поступают следующим образом:если вы в основном играете аккомпанемент, то используете более толстые струны, которые дают мощный, сочный звук, а если вам приходится играть быстрые сольные пассажи, то струны нужны мелкого калибра. Однако для двенадцатиструнной гитары и здесь есть свои особенности, как правило, на них испольнуются комплекты средней толщины с легкими вариациями, можно сказать универсальные. Наиболее распространенными являются:
тонкий: E(09.09), B(12.12), G(20.09), D(26.12), A(36.20), E(46.26)
средний: E(10.10), B(14.14), G(23.08), D(30.12), A(39.18), E(47.27)
толстый: E(11.11), B(15.15), G(23.09), D(30.13), A(40.18), E(50.28).
К аксессуарам в какой-то мере можно отнести и колки, т.к. для двенадцатиструнной гитары они являются немаловажной деталью, позволяющей избежать непрерывного процесса настройки. Поэтому, если вам досталась гитара (особенно бывшая в употреблении) с негодными колками, а по всем остальным параметрам она вас устраивает — не расстраивайтесь. Вы легко можете заменить их самостоятельно в домашних условиях, купив в ближайшем музыкальном магазине. Лучше всего приобретать так называемые «закрытые» колки, хотя они и несколько дороже, но в дальнейшем разница в цене с лихвой окупится. И еще, покупая колки, постарайтесь выбрать те, которые комплектуются крепежем, то есть шурупами.
Еще одной необходимой деталью является чехол. Любая гитара (особенно если она с декой из натурального дерева) боится резких изменений температуры и влажности. Хорошо изготовленный инструмент может какое-то время выдерживать такие воздействия, но в конце концов это приведет к образованию трещин, деформациям и отслоению отдельных деталей. Поэтому чехол для гитары, если он мягкий, должен быть обязательно утепленным. Но двенадцатиструнную гитару всё же лучше хранить в жестком кофре. Необходимость приобретения жесткого кофра продиктована конструктивными особенностями двенадцатиструнной гитары, а именно удлиненное перо грифа испытывает двойную нагрузку, и даже очень слабый удар о какой-нибудь предмет, не говоря уже о падении на пол, может привести к печальным последствиям. При покупке жесткого кофра предпочтение следует отдавать кофру, обитому синтетической тканью, т.к. при эксплуатации «левого» пластикого кофра в морозное время года могут возникнуть проблемы — от легкого удара он рассыпается на куски.
Следующим на очереди стоит каподастр — вещь совершенно необходимая в арсенале гитариста -двенадцатиструнщика.
Теперь перейдем к вещам, которые не являются необходимыми, но очень сильно облегчают жизнь. На первое место я бы поставил тюнер. Для настройки двенадцатиструнной гитары лучше приобрести не гитарный, а хроматический тюнер , т.к. он пригоден и для альтернативного строя, который часто используется на двенадцатиструнной гитаре. Что касается индикатора тюнера, то на мой взгляд преимущества стрелочного над светодиодным очевидны.
И, наконец, еще одна вещь, облегчающая существование, это — приспособление для намотки струн, которое называется вайндер (winder). Его полезность и необходимость вы оцените при первой же попытке поменять струны.
Настройка двенадцатиструнной гитары практически ничем не отличается от настройки обычной «шестиструнки». Дополнительные струны, парные к основным, настраиваются: 1-я и 2-я — в унисон с основными струнами, а 3,4,5,6-я — на октаву выше своих основных струн. Однако процесс этот может превратиться в бесконечный, если установленный на гитару комплект струн «вытянулся» или «подкис». Поэтому описание процесса настройки мы начнем с замены струн. Для начала необходимо удалить старые струны, а это не всегда является тривиальной задачей. Если ослабление колков и удаление из них струн вполне очевидная вещь, то процесс удаления струн из подставки требует определенных навыков. Решению этой задачи в значительной мере может помочь вайндер из предыдущей главы. На кончике этого приспо-собления, как правило, имеется паз, предназна-ченный для удаления пластикового конуса, удерживающего струну в подставке. Внимание. Никогда не используйте для извлечения конусов плоскогубцы, пассатижи, клещи и прочие слесарные и столярные инструменты. Вместо желаемого результата вы получите проблему, связанную с приобретением новых конусов, а их на вашей гитаре двенадцать.
После того, как старые струны удалены, приступим к установке новых. Очевидно первым шагом должна стать визуальная оценка вашего инструмента на наличие дефектов, возникших после последней аналогичной процедуры, что в значительной степени убережет вас от травматизма, вызванного обрывом струны при установке. Для этого необходимо убедиться в том, что за рассматриваемый период времени на колках не образовались дефекты, способные привести к обрыву струны (при обнаружении попытаться ликвидировать их или заменить колок), а также проверить конуса на наличие трещин и надломов. При положительных результатах проведенных исследований можно перейти непосредственно к установке новых струн. Схема установки конуса со струной в подставку не требует специальных пояснений, за исключением одного замечания: никогда не пытайтесь забивать конус в подставку при помощи тяжёлых предметов.
Внимание. Струны на двенадцатиструнной гитаре устанавливаются в строго определенном порядке (см. схему ниже), нарушение которого может привести к неприятностям при настройке. Неприятности эти связаны с конструкцией верхнего порожка, а именно с тем, что прорези на нем долж-ны обеспечивать свободное перемещение струны. Следовательно, если поменять местами толстую и тонкую струны, то толстая струна перемещаться явно не сможет, а тонкая расположится ближе к накладке и начнет бряцать об лады. То же можно сказать и об установке более толстого комплекта струн. Прежде чем переставлять струны проверьте, годится ли ваш порожек для такого диаметра струн.
При закреплении струны на колке необходимо кончик длиной 1,5 — 2 см пропустить в отверстие колка и, придерживая струну в натянутом состоянии, при помощи вайндера накрутить ее на колок. Если вы лентяй и не имеете такого приспособления, пропустите струну в отверстие колка до упора, а получившийся хлыст заведите под струну так, чтобы его зажало струной при настройке.
Теперь перейдем непосредственно к довольно утомительному процессу настройки двенадцатиструнной гитары. Для этого в данном случае мы будем использовать только самые простые способы настройки, а с более сложными способами (с помощью октав, флажолетов, обращений аккордов и т.д.), требующими не только тренированного слуха, но и определенных навыков, пытливые умы могут познакомиться в других изданиях. Первый и самый наглядный способ — настройка открытых струн по нотам фортепианной клавиатуры в соответствии с приведенной ниже схемой. Если первый способ требует хотя бы навыка настройки по слуху, то второй — не требует ничего, кроме хроматического тюнера и элементарных знаний о нотах. При настройке гитары по тюнеру можно воспользоваться схемой из первого способа и инструкцией, прилагаемой к вашему тюнеру. И наконец, способ третий, который условно можно назвать «камертонным». Этот способ является, с одной стороны, самым демократичным, поскольку позволяет обойтись не только без дорогостоящих клавишных и тюнера, но и без камертона как такового (в качестве эталона можно использовать звук А(ля), соответствующий сигналу в снятой телефонной трубке).Однако при всей демократичности данный способ требует достаточно тренированного слуха и опыта. Камертоны, используемые гитаристами, делятся на вилочковые и духовые. Вилочковые, как правило, воспроизводят звук А(ля) первой октавы, который соответствует звуку первой струны ( первой пары струн ), зажатой на пятом ладу. Для облегчения процесса настройки ударьте вилочковый камертон о коленку и прислоните его к верхней деке. Что касается духового камертона, то он, как правило, выпускается двух видов: одиночный — воспроизводит звук Е(ми) первой октавы, который соответствует звуку открытой первой струны (первой пары струн) и духовой камертон с шестью отверстиями, звуки которых соответствуют звукам открытых струн шестиструнной гитары в стандартном строе.
В качестве наглядного пособия используем схему настройки шестиструнной гитары и адаптируем её к двенадцатиструнке. В дальнейшем эта схема поможет вам в доступной манере освоиться с альтернативными строями. Итак, приступаем к стандартной настройке в соответствии со схемой.
1. Первая и вторая открытые струны настраиваются в унисон и соответствуют звуку Е(ми) 1-й октавы.
2. Третья и четвертая струны настраиваются в унисон и, прижатые на пятом ладу, должны звучать в унисон с первой и второй открытыми струнами.
3. Пятая струна ,прижатая на четвертом ладу, должна звучать в унисон с открытыми третьей и чет-вертой струнами.
4. Седьмая струна, прижатая на пятом ладу, должна звучать в унисон с пятой струной.
5. Восьмая струна, прижатая на пятом ладу, должна звучать в унисон с шестой струной.
6. Девятая струна, прижатая на пятом ладу, должна звучать в унисон с седьмой струной.
7. Десятая струна, прижатая на пятом ладу, должна звучать в унисон с восьмой струной.
8. Одиннадцатая струна, прижатая на пятом ладу, должна звучать в унисон с девятой струной.
9. Двенадцатая струна, прижатая на пятом ладу, должна звучать в унисон с десятой струной.
Если вы были внимательны, то заметили, что мы пропустили шестую струну, и это не случайно.
Внимание. Никогда не настраивайте шестую струну сразу в камертон. Она у вас обязательно лопнет, т.к. имеет самое сильное натяжение. Открытая шестая струна должна звучать в унисон с первой и второй струнами прижатыми на третьем ладу. Таким обра-зом шестая струна двенадцатиструнной гитары натя-нута сильнее любой из струн обычной шести-струнки.
Техника игры на двенадцатиструнной гитаре
Разобравшись с настройкой двенадцати- струнной гитары, попытаемся сконцентри-ровать свое внимание на исполнении. Игра на двенадцатиструнной гитаре очень напоминает игру на шестиструнной тем, что касается строя и аккордов, но есть и своя специфика. Как правило вся эта специфика связана с борьбой с «неудобствами», которые возникают в процессе игры на двенадцатиструнной гитаре. Самым очевидным «неудобством» являются спаренные струны и связанный с этим примерно двухнедельный период адаптации, как правой, так и левой руки. Остальные же «неудобства» не столь очевидны и связаны прежде всего с конструктивными особенностями инструмента.
Первой особенностью является наличие более широкого и утолщенного, по сравнению с шестиструнной гитарой, грифа. Казалось бы, легко преодолимое отличие на самом деле может надолго испортить жизнь даже вполне «продвинутому» исполнителю, а человеку с маленькой или слабой кистью руки вообще закрыть путь к профессиональному владению двенадцатиструнной гитарой. Проблема заключается в том, что более широкое расположение струн вызывает необходимость зажимать басовые струны значительно растянутой кистью правой руки с дополнительным усилием, а это не всегда удается сделать чисто анатомически. В этом легко убедиться , если взять аккорд с баррэ на первом ладу сначала на шести-, а затем на двенадцатиструнной гитаре,и попытаться исполнить самый простой «блатной» аккомпанемент с чередованием баса и аккорда. Скорее всего то, что прозвучало при игре на шестиструнной гитаре и то, что удалось извлечь из двенадцатиструнки, никак нельзя назвать идентичным аккомпанементом с более сочной окраской. Привычный для многих способ исполь-зования большого пальца правой руки при игре на басовых струнах в данном случае даст желаемый результат только при наличии больших и сильных кистей рук. Вторая особенность только усугубляет первую и связана она с более сильным, чем на шестиструнной гитаре, натяжением струн из-за их большего количества. Таким образом, игра на двенадцатиструнной гитаре как раз и есть борьба именно с этими проблемами.
Одним из наиболее простых и эффективных способов преодоления трудностей является использование аккордов с открытыми струнами. Если все эти аккорды вам хорошо знакомы, то вам повезло, и вы на полпути к успеху.
Еще один распространенный способ борьбы — использование альтернативного строя. Наиболее простым и часто используемым именно на двенадцатиструнной гитаре примером такого строя служит простое понижение струн на полтона, что позволяет значительно снизить натяжение струн. Более сложные альтернативные строи позволяют при пении в удобной тональности использовать максимальное количество аккордов в открытой позиции, а большинство аккордов берутся прямым баррэ. Кроме того, существует целый ряд мелодий, которые практически невозможно сыграть в стандартном строе, плюс в нестандартном они звучат гораздо эффектнее. Как правило на двенадцатиструнной гитаре кроме стандартного используются ещё и три альтернативных строя: C,D и G.
Использование иных строев не рекомендуется из-за того, что они связаны с сильной перетяжкой струн, а это может привести к выходу инструмента из строя (отрыв грифа или подставки). Существуют также варианты строя, в которых перестраивается одна или несколько басовых струн.
Внимание. При использовании на двенадцатиструнной гитаре альтернативного строя, требующего повышенного натяжения струн, необходимо перейти на использование струн более тонкого калибра.
Наиболее раскрученным примером альтер-нативного строя в нашей стране является строй G, т.к. именно он используется при аккомпанементе Александром Розенбаумом.
Источник