- Как отстроить высоту струн на акустической гитаре? (Начало)
- Часть 1: Верхний порожек
- Как самому проверить высоту своего верхнего порожка?
- Часть 2: Анкер
- Зачем нужен анкер? Как он работает? Какие бывают анкеры?
- Где крутить анкер?
- Заблуждения
- Какой прогиб у грифа должен быть?
- Как определить прогиб грифа?
- Как понять, что прогиб правильный?
Как отстроить высоту струн на акустической гитаре? (Начало)
Часть 1: Верхний порожек
Так как толковой информации о отстройке высоты струн на акустике в рунете я не нашел, то решил просто перевести серию статьей одного, судя по его работам, хорошего и опытного мастера. Информация исчерпывающая, и может показаться, что много лишнего, но если вы ознакомитесь с ней основательно, то уверен, что кое-что для вас станет проще и яснее.
На большинстве инструментов верхний порожек сделан из кости (или из еще чего-нибудь) и работает также, как и любой лад.
Да, да, я знаю, что на некоторых инструментах перед самим порожком есть «нулевой лад». Но я не буду говорить о этом, так как он встречается чрезвычайно редко. Может как-нибудь потом…
Верхний порожек нужен, чтобы струны были на правильном расстоянии друг от друга и на нужной высоте.
Если порожек слишком низко, то открытые струны будут задевать первый лад и дребезжать, даже если они хорошо звучат зажатыми на ладах.
Если порожек слишком высоко, то сложно будет играть в первой позиции. Я часто встречал гитары, на которых аккорд F невозможно зажать из-за того, что порожек высокий. Проблема распространенная, потому что на производстве готовые гитары отстраивают довольно поверхностно. Надеюсь (иногда зря), что на дорогих гитарах, такой проблемы не возникнет.
А есть ли идеальная высота? В теории, да. Идеальной высотой была бы высота лада на этой позиции. На практике, некоторые музыканты просят сделать повыше, чтобы при эмоциональной игре открытые струны не дребезжали.
Как самому проверить высоту своего верхнего порожка?
Очень просто! Сейчас расскажу…
Такой способ подходит для гитары, мандолины, банджо и любого другого инструмента с ладами. Надо, чтобы инструмент был настроен.
Сперва берем и зажимаем шестую струну на первом ладу ближе к порожку.
Вообразите, что ваш палец это каподастер и немного подержите струну так. Только жмите не по-богатырски, а умеренно. Идея в том, чтобы струна имела естественную высоту, а не так, будто её только что натянули. Если струна никогда хорошенько не зажималась к первому ладу, то она натянута чуть выше. Я имею ввиду толстые жесткие струны, они вообще ведут себя, как хотят.
Это просто в качестве подготовки. Теперь мы действительно определим высоту:
Зажмите струну на третьем ладу.
Так как струна натянута, то она образует идеально прямую линию от верхнего порожка до второго металлического лада.
Наклонитесь и ОЧЕНЬ ПРИСТАЛЬНО посмотрите на расстояние от первого лада, до струны. Оно должно быть крошечным. Если вы не близорукий, то я даже порекомендовал бы взять очки.
При идеальной высоте порожка вы увидите действительно мизерное расстояние:
Какое именно? Ну это зависит от вас, однако, в целом, хватит и такого небольшого расстояния, чтобы мы знали, что оно там просто есть. Можно было бы даже сказать, толщиной в волос! Вот например на фото выше расстояния как раз достаточно маленькое. Как раз для большинства гитаристов.
А вот на первой струне:
Тоже самое, струна почти касается лада.
Если же она и впрямь касается, то порожек определенно низко. Но невозможно определить насколько низко, так как струна уже не прямая, если она прижата первым ладом.
А если на глаз не получается определить, есть ли расстояние, попробуйте сделать так. Зажав на третьем ладу, легонько ударьте сверху по струне между верхним порожком и первым ладом, и если слышно как струна касается лада, то расстояние есть.
Часть 2: Анкер
Отстройка акустической гитары довольно тонкое дело, но есть определенные этапы, выполняя которые, вы сможете улучшить удобство игры на инструменте. Я считаю, что полезнее всего начать с верхнего порожка, перейти к рельефу грифа, затем обратить внимание на состояние ладов, наклон грифа гитары и наконец, на подставку и нижний порожек. Таков общий алгоритм, но, так как, элементы взаимосвязаны, то работая с одним нельзя не учитывать остальные.Ниже мы рассмотрим регулировку анкера, как немного отдельно фактора, влияющего на инструмент.
Зачем нужен анкер? Как он работает? Какие бывают анкеры?
Сперва, посмотрим, как вообще работает анкер. Анкер — стержень внутри грифа, компенсирующий натяжение струн. Он позволяет регулировать прогиб грифа. До использования металлических струн на гитарах анкер не нужен был, так как натяжения было не таким сильным, чтобы гриф сгибался. Когда же металлические струны стали стандартом, то понадобилась компенсация натяжения струн без потери удобства игры.
Самый простой анкер как правило стальной и первоначально является частью грифа. Вот вид пятки грифа Martin, где мы видим нерегулируемый анкер.
Как видно анкер Т-образный, и вместе с грифом из крепкого красного дерева дает хорошее сопротивление натяжению струн. Но если нужен гриф потоньше, то такой анкер нужно будет сделать толще и на практике это не применяется, так как гриф становится тяжелее и ощущения при игре не те. Тогда и придумали, как не утяжелить и гриф, но сохранить контроль над его прогибом.
Существует два основных вида регулируемого анкера: сжимающий и сгибающий. Каждый из них может оказывать воздействие как в одну сторону (гнёт гриф «назад» по отношению к натяжению струн, и используются в подавляющем большинстве гитар), так и в две стороны одновременно (используются редко и мелкими компаниями).
Сгибающий анкер работает просто: гриф сгибается по мере того, как сгибается анкер. Он состоит из двух параллельных элементов, один из которых мы выталкиваем (или вталкиваем, зависит от того, с какой стороны грифа гайка регулировки), чтобы согнуть другой. Такая система используется в большинстве современных гитар их Азии, в Martin’ах и многих других (с вероятностью 95% в вашей гитаре тоже такой анкер-прим.пер):
Сжимающий анкер был впервые сделан компанией Gibson в начале 1920-х годов. Он собственно сжимает гриф внутри в направлении противоположном тому, куда струны тянут гриф. Один конец жестко закреплен в грифе, а на другом — гайка и шайбочка для регулировки натяжения. Давайте посмотрим на традиционный сжимающий анкер:
Обратите внимание, как близко к задней поверхности грифа находится анкер. Этот светлый брусок между анкером и накладкой вставляется после установки самого стержня. Если анкер затянут, то он сжимает заднюю стенку грифа, которая уже чем накладка (в поперечном сечении). Кроме того, сама накладка очень жесткая и не сжимается. Относительно несильное сжатие – вот что нужно для обратного изгиба грифа, а значит, и для сопротивления струнам.
Gibson, Taylor и многие другие компании используют такой сжимающий анкер.
А вот версия анкера сжимающего в двух направлениях с гайками на обоих концах:
В зависимости от направления вращения анкера, гайки либо сжимают заднюю стенку грифа, либо наоборот.
Где крутить анкер?
Регулирующая анкер гайка может быть как на голове грифа (как у Gibson’ов и Taylor’ов) так и на пятке грифа внутри корпуса гитары.
На голове грифа такую гайку нельзя не заметить:
(Как правило для регулировки нужны гаечные ключи где-то на 6,5мм (1/4”), либо на 8мм (5/16”)
Если на голове грифа нет гайки, то ее можно увидеть через розетку гитары, и для регулировки потребуется шестигранник на 5мм. Вот как это выглядит на гитаре Martin:
Некоторые производители прячут эту гайку поглубже, как, например, Santa Cruz (на фото я положил в гитару зеркало, чтобы было видно):
Тут анкерная гайка находится в бруске близко к накладке грифа. Некоторые производители делают так отчасти для того, чтобы музыканты не лезли сами крутить анкер. В такой настройке опыт играет ключевую роль, так что идеально было бы доверить инструмент гитарному мастеру. Я надеюсь, вы можете здраво оценить свои способности и использовать это руководство по настройке. Независимо от типа анкера, он влияет на прогиб грифа только в гибкой его части, то есть от верхнего порожка до того места, где гриб крепится к корпусу. Повторюсь, что анкер для того, чтобы контролировать именно прогиб грифа путем его сгибания в сторону, обратную стороне натяжения струн.
Заблуждения
Есть несколько заблуждений насчет использования анкера.Я думаю, что одно из самых распространенных – заблуждение о том, что анкер регулирует угол наклона грифа, то есть то место, где гриф крепится к корпусу и таким образом, можно избежать дальнейшей переустановки грифа (neck reset). Это не так. Самое распространенное — заблуждение о том, что анкер влияет на высоту струн. Конечно, после регулировки анкера ощущения при игре меняются, но это не сама цель регулировки. Нужно взять за правило, что после того, как отстроен верхний порожеки анкер, удобство игры и высота струн будет завесить только от высоты нижнего порожка. Плюс немного меняется тембр инструмента, но это только побочный эффект, а не цель регулировки стержня. Ошибочно и мнение о том, что гриф должен оставаться идеально прямым. Тут не всегда всё зависит от вас, так как дерево деформируется под влиянием сухости или влаги. Качественные инструменты выполнены из правильно высушенного дерева, таким образом, гриф почти не деформируется.
Какой прогиб у грифа должен быть?
Часто встречается «впуклый» гриф:
Если просто убрать натяжение струн, то выпрямится. Вообще «выпрямить» гриф это интересная задача. На практике, идеально прямой гриф не будет идеален для игры на инструменте. Например, играя в нулевой позиции (открытые струны) или в первых позициях (где-то от 1 до 5 ладов), струны будут колебаться в бОльшем диапазоне, чем когда мы играем на более высоких позициях (где-то от 6 лада и ниже). Тогда, чтобы избежать дребезга струн, как правило, необходимо сделать гриф немного«впуклым», не пологим:
Таким образом гриф не будет идеально прямым, а будет иметь небольшой прогиб и струны получат возможность свободно вибрировать по всей длине грифа. Конечно, некоторые музыканты очень нежно дёргают струны и соответственно зажимают, при этом используют инструменты с идеально прямым грифом, но никто не любит, когда гриф «выпуклый»:
С таким грифом струны в низких позициях (от 0 где-то до 5 лада) будут дребезжать как ведро с гвоздями. Поэтому, мы говорим о анкере как о устройстве, с помощью которого регулируется именно прогиб грифа.
Как определить прогиб грифа?
Определим, какой сейчас прогиб у грифа, то есть, «впуклый» или «выпуклый», грубо говоря. Надо взять инструмент с натянутыми струнами, «прицелиться» грифом и посмотреть на края ладов по всей длине грифа. Иногда изгиб может быть совсем незначителен и таким методом мы его не определим, но зато сможем увидеть, не корявые ли лады 🙂 Вот другой метод, которым я и пользуюсь: просто зажимаю третью струну на первом и четырнадцатом ладах одновременно:
Обычно я делаю это в традиционной для музыканта позиции (гитара на коленях), но для наглядности я сделал фото с гитарой на моем рабочем столе. Если гитара настроена, то струна образует идеально прямую линию. Потом я смотрю на расстояние от вершины шестого лада до нижней поверхности третьей струны:
Видите какое там расстояние? На самом деле не надо линейки, чтобы измерить. Просто прикиньте, какая из струн на вашей гитаре могла бы влезть туда. Средняя толщина первой струны это 0,13 дюймов – идеальное расстояние для «среднего» гитариста. Для любителей блюграсса (или просто любителей отчаянного боя – прим. пер.) нужно расстояние побольше, может даже 0,26 дюймов, как толщина третьей струны.
Как понять, что прогиб правильный?
Определить правильно ли вы настроили анкер можно только опытным путем. Тут просто: играйте и настраивайте анкер до тех пор, пока струны не начнут дребезжать и в нижних, и в верхних позициях, короче, по всему грифу.
Если гитара дребезжит только в низких (0-5) позициях, то нужно регулировать анкер.
Если же дребезжит только в высоких позициях (от 6 лада и ниже), то анкер не поможет, тут дело в нижнем порожке.
В действительности всё легче лёгкого. Аккуратно крутим анкер и смотрим, что получилось. Пока ничего не треснуло или не сломалось, можете не волноваться, что не получается правильно настроить.
Видимо, автор статьи решил, что это и так очевидно, но я позволю себе напомнить для вас.
Если у вас регулирующая гайка анкера находится на пятке грифа, не на его голове, то чтобы перейти от такого состояния, когда гриф слишком «впуклый», к такому, нужно гайку затягивать, то есть вращать по часовой стрелке.
А чтобы перейти от такого, когда гриф слишком «выпуклый», к тому же, нужно гайку ослаблять, то есть вращать против часовой стрелки.
Кроме того не стоит за раз прокручивать более чем, на четверть оборота и ждать изменения прогиба грифа сразу. Помните, что это всё-таки дерево — (примечание переводчика). Также, перед настройкой анкера желательно ослабить струны. А перед проверкой прогиба грифа настроить гитару. Т.е. алгоритм такой: перед тем как крутить — ослабили струны. Потом настроили гитару — проверили прогиб. Если нужно крутить анкер еще, то снова ослабили струны.
Вот небольшая хитрость: выкрутите анкер из гитары и смажьте его маслом. Так можно избежать лишнего трения, так как большинство производителей не смазывают анкера при сборке гитар.
Перед тем, как начать крутить анкер, пожалуйста, вспомните, что главное – диагностика проблемы. Убедитесь, что понимаете, что вы делаете и зачем. Например, при жесткой игре струны всегда будут дребезжать, тут не стоит сетовать на анкер.
Источник