Высоцкий парень с гитарой

«Свой чужой с гитарой и без». Высоцкий-киноактер

К очередному, 79-му дню рождения Владимира Высоцкого мы публикуем очерк из книги Татьяны Москвиной «Культурный разговор»

Фрагмент книги и обложка предоставлены Редакцией Елены Шубиной издательства АСТ

На фото: Владимир Высоцкий (публикуется впервые)/фотограф — Yaël Brandeis, предоставлено В. Панюта

Татьяна Москвина «Свой чужой с гитарой и без»

В театре и на эстраде Высоцкий быстро «взял своё» – победы тут были многочисленны и бесспорны. Гораздо сложнее получилось с кинематографом, о чём сегодня и хотелось бы повести речь. Советский кинематограф шестидесятых-семидесятых – уникальное, изумительное эстетическое явление. Он дал миру десятки прекрасных мужских и женских образов. Но к лицу Высоцкого кино словно бы долго присматривалось в удивлении: кто это и как его приспособить к делу? Молодой Высоцкий довольно-таки отличался от того худого измождённого пророка с блистающими очами, каким мы привыкли его воспринимать. У него были широкое лицо с большими щеками, короткая шея, которую принято называть «бычьей», маленький подбородок. Такой феноменальной киногеничности, которая была, скажем, у Олега Янковского, в чьё лицо камера просто впивалась, считывая каждое движение лицевых мускулов, у Высоцкого не было и в помине. Хороши были разве задумчивые большие глаза и общее впечатление светлой силы и здоровой энергии. Поэтому, несмотря на личное знакомство со многими режиссёрами (скажем, с Тарковским), Высоцкий бегал по экрану в качестве матроса, солдата,

Читайте также:  Rammstein rosenrot ноты для фортепиано

студента и т.д. всю творческую молодость. Интересно проявился он разве что в выдающейся картине В. Турова по сценарию Г. Шпаликова «Я родом из детства» (1966, «Беларусьфильм»). В роли танкиста Володи, возвращающегося в родной дом. Из этого фильма понятно, откуда, к примеру, взялся кинематограф А. Германа. И почему Герман хотел взять Высоцкого на главную роль в «Проверке на дорогах» (не разрешили). Высоцкий менял пространство фильма, внутренний «воздух» его. Странная, опасная и пленительная сила жила в коренастом невысоком актёре с глубокими, глядящими точно себе в душу глазами. С ним, с его таинственными свойствами, надо было считаться. И никаким «своим в доску» парнем из соседнего двора Высоцкий никогда для публики не был и быть не мог… Переломила его судьбу Одесская киностудия.

Одновременно Высоцкий снялся в картине «Вертикаль» (1967, режиссёры С. Говорухин и Б. Дуров) и фильме «Короткие встречи» (режиссёр К. Муратова). В одном и том же «дизайне» – с короткой бородкой и усами (очень помогло скрыть широкие щёки), в одном и том же образе – философствующего странника с гитарой. И радист Володя, и геолог Максим были «героями своего времени», дико обаятельными, но не самыми главными. Напряжённая готовность к подвигу жила где-то внутри, а снаружи – хорошо отработанный арсенал шуточек, смешочков, афоризмов, прицельных взглядов на «женский пол». И гитарка тут же, струны позванивают, и будто приросла к парню эта гитарка. А к герою у нас обычно приращено ружьё, а не гитарка, так что Высоцкий всё равно не выходил «самым главным». В

главные его не брали. Что ж, в следующий раз он появится на экране с оружием, но поручика Брусенцова из гениального фильма Е. Карелова «Служили два товарища» советские зрители, конечно, едва ли могли счесть своим. Это лучшая киноработа Высоцкого 60-х годов, и по ней видно, кстати, как из «молодого теста» начинает проступать настоящее, рельефное лицо артиста. Свой облик он реально выработал, потому что от постоянного напряжённого пения стали бешено развиваться лицевые мышцы, проступили скулы, напрочь сошли младенческие щёки, вытянулась шея. Внутри же сгущалось редкостное, катастрофическое напряжение, которое Высоцкий как будто сдерживал, чтобы не разнести пространство в клочки. Он стал гораздо интереснее – но и опаснее, чужероднее. Высоцкого уже было не так просто приспособить к советскому экрану, где довольно легко его гоняли в молодости как матроса или студента.

После трагического блистания в роли Брусенцова, где он, как белый орёл, противостоял всей Красной России, о Высоцком следовало думать специально. Ведь в «Служили два товарища» он был без гитары – значит, не обязательно петь? Не обязательно, однако Высоцкий исправно пел – и в «Опасных гастролях», и в «Хозяине тайги», и в интереснейшей экспериментальной картине Г. Полоки «Интервенция»… То плохой парень попадался Высоцкому, то хороший, не важно. Всё равно было ясно, что этот маленький и яростный воин с коротким торсом циркового атлета что-то задумал, что он не прост, ни на кого не похож, ни к какому сословию не принадлежит. И что он – опасен. Как опасны все свободные мыслящие люди с «грозой внутри». Каждый такой – ходячая бомба. Недаром актёр так часто смотрит на

зрителя поверх дула ружья или пистолета. Убивает Брусенцов, чуть не убивает фон Корен из шедевра И. Хейфеца «Плохой хороший человек», убивает Глеб Жеглов. И кажется даже, что не выстрелом, а взглядом. Пистолет у него внутри! Правда, он иногда может и любить, «как сорок тысяч братьев»… Если возможности артиста использовали умно и культурно, опасность превращалась просто в выразительность. Вот премудрый М. Швейцер пригласил его в

свой шедевр (посмотрите!) «Бегство мистера Мак-Кинли» (1975) в роли уличного певца. И Высоцкий, уже «наш Высоцкий», тот, к которому мы и привыкли, прекрасно справился с задачей сыграть «человека вообще», без национального клейма. Потом Высоцкий будет у Швейцера в «Маленьких трагедиях» пушкинским Дон-Гуаном, и тоже – премило справится и с испанским колоритом, и с поэтическими ритмами. А в прелестном фильме А. Митты «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил» Высоцкий сыграет человека даже не чужой национальности, а чужой расы. Вообще какого-то инопланетянина, чудо ума и доброты, свалившегося в петровскую Россию.

Примета большого актёра – исключительная вера в предлагаемые обстоятельства, и Высоцкий существовал в роли «без зазора». Но, заметим, никаких современников он больше не играл никогда. Главным его свершением стал Жеглов, миф о воине Справедливости, а последним временем, когда эта Справедливость могла торжествовать на русской земле, – это, ясное дело, война и сразу после войны. Дальше всё было загажено, включая преданный и проданный шестидесятниками воздух свободы и радости. Высоцкий не был современником своих

современников. Так, как он, никто не жил и не мог жить. Даже поэты. Внутреннее пространство Высоцкого, тот мир, куда он смотрел своими огромными глазами, мало общего имело с теми крысиными норами, которые размещены внутри подавляющего большинства людей. Он об этом своём мире здешним обитателям рассказывал – как там, у него на родине, воюют, как любят, как поют… Злосчастные калеки долго ещё подпевали-подвывали ему, покачивая больными головами. Высоцкий был настоящим Вестником, Ланцелотом с гитарой вместо щита и меча. Кино кружило вокруг да около Высоцкого, с интересом и подозрением «откусывало» по кусочку. И всё-таки выявляло и высвечивало этого героя. Крайне опасного чужака, вызывающего бешеную любовь, зависть и ненависть. А «своим» он не был никому, даже детям, жёнам и друзьям. К «своим» он ушёл после смерти. (Надеюсь…)

Источник

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • публицистика (2083)
  • идеология (1097)
  • политические деятели (1629)
  • предательство и предатели (1416)
  • «заклятые друзья» (495)
  • лабиринты истории (486)
  • актеры и актрисы голливуда (388)
  • героизм (197)
  • культура (172)
  • революция в россии (123)
  • революционные деятели (33)
  • гражданская война (23)
  • анархизм (9)
  • загадки истории (81)
  • донбасс (67)
  • телевидение (27)
  • сказки (5)
  • в гостях у муслима магомаева (4)
  • великая отечественная (829)
  • герои (169)
  • партизаны и партизанская война (5)
  • великие композиторы (172)
  • великие певцы (78)
  • великие писатели и поэты россии (599)
  • великие художники (512)
  • города и страны (1261)
  • декабристы (45)
  • дети (332)
  • доброта (71)
  • драматурги (19)
  • древняя русь (154)
  • жзл (183)
  • живопись (1335)
  • портреты (232)
  • акварели (112)
  • история картин (88)
  • картины и иллюстрации (86)
  • живопись и поэзия (87)
  • иллюстрации (84)
  • история создания картин (170)
  • картины великих художников (397)
  • животные (555)
  • забытые имена (549)
  • зарубежные актеры кино (187)
  • зарубежные актрисы кино (276)
  • зарубежные писатели и поэты (297)
  • звезды из прошлого (1544)
  • звезды сцены (960)
  • знаменитости (2492)
  • известные личности (2186)
  • интервью (264)
  • интересно (328)
  • интересные истории (1554)
  • интересные факты (9818)
  • искусство (256)
  • истории (1658)
  • истории любви (987)
  • истории создания фильма (43)
  • история монархов (620)
  • история песни (46)
  • история Европы (483)
  • история Крыма (72)
  • история России (2684)
  • либералы и оппозия (501)
  • «творческая интеллигенция» (252)
  • экономика (169)
  • история СССР (1391)
  • катастрофы (125)
  • киноактеры и киноактрисы (569)
  • кинозал (156)
  • композиторы (189)
  • котики и кошечки с котятами (956)
  • котоматрицы (337)
  • кошки в живописи (63)
  • кошки и фото (71)
  • кошки и юмор (291)
  • кумиры (847)
  • звезды голливуда (174)
  • любовь (204)
  • ЛЮДИ И СУДЬБЫ (5654)
  • мир балета (177)
  • история создания балета (6)
  • мир кино (3283)
  • интервью с актерами (64)
  • прототипы героев фильмов (55)
  • история создания фильма (538)
  • музыка из кинофильмов (132)
  • мультфильмы (99)
  • размышления о фильме (258)
  • рецензия на фильм (27)
  • экранизации (80)
  • мир театра (501)
  • мир цирка (32)
  • мифология (122)
  • мои рамочки (19)
  • мудрость (267)
  • музыка (1552)
  • авторы (350)
  • исполнители (319)
  • барды (50)
  • история создания опер (23)
  • джазовая музыка (49)
  • дирижеры (7)
  • история песни (270)
  • история создания (120)
  • классическая музыка (199)
  • поп-музыка (102)
  • ретро-музыка (559)
  • романсы (405)
  • танцевальная музыка (171)
  • образование (112)
  • отечественные актеры кино (847)
  • отечественные актрисы кино (602)
  • певицы (220)
  • певцы (272)
  • певцы и певицы бельканто (36)
  • политика (2217)
  • поэзия (371)
  • праздники (177)
  • притчи. (9)
  • психология (1462)
  • Пушкиниана (241)
  • режиссеры (295)
  • религия (147)
  • русские писатели (141)
  • русские поэты (155)
  • русский язык (86)
  • грамматика (27)
  • садальский (146)
  • сатира (109)
  • сатирики (108)
  • собаки (127)
  • советские писатели (147)
  • советские поэты (144)
  • спорт (43)
  • СССР (64)
  • схемки (83)
  • танцовщицы (91)
  • танцоры (51)
  • танцы. танцевальные номера (54)
  • театр. театральные актеры и актрисы (460)
  • Украина (356)
  • фигурное катание (1)
  • фото (466)
  • художественная литература (440)
  • прототипы героев книг (39)
  • русские писатели (29)
  • русские поэты (38)
  • художники (546)
  • цветы (28)
  • цитаты (386)
  • афоризмы (79)
  • крылатые фразы (98)
  • чтобы помнили (1393)
  • актеры (98)
  • актрисы (69)
  • театральные актеры (47)
  • юбилеи и дни рождения (542)
  • юмор (631)
  • юмор в живописи (9)
  • юмористы (49)

Фотоальбом

Метки

Цитатник

Эдуард Асадов. «Эпитафии по заслугам. » //s55.radikal.ru/i150/1108/6a/62333b40f69f.jp.

Марлен Дитрих / Marlene Dietrich (1901-1992) https://i.yapx.ru/MXU6e.png 01. Marlene Di.

Йеллоустонский национальный парк (Yellowstone) | Library of Congress https://i.yapx.ru/M.

Одри Хепбёрн (Audrey Hepburn) https://i.yapx.ru/MWwF1.jpg 01. Audrey Hepburn by Angus .

Вивьен Ли (Vivien Leigh) https://i.yapx.ru/MVQJo.png 01. Vivien Leigh by Bertram Park .

Видео

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Интересы

Друзья

Постоянные читатели

Сообщества

Статистика

ПАМЯТИ ВЛАДИМИРА ВЫСОЦКОГО. О ЕГО ГИТАРАХ.

81 год назад родился Владимир Семёнович Высоцкий. О его гитарах.

«Шёл популярней, чем Пеле,
Носил гитару на плече»
(А.Вознесенский)

Владимир Высоцкий, да без гитары? — такое представить очень сложно.
По воспоминаниям Ивана Дыховичного: «В Ленинграде на концерте произошёл замечательный случай. Мы с Володей сидели на подоконнтике, а мимо в зал шли ещё люди. И один из них сказал: «Смотри, Высоцкий!» А другой говорит: «Да ладно… Высоцкий – с гитарой!» Они прошли, Володя их догнал: «Почему с гитарой?! Что она у меня из бока растёт?! Что вы такое говорите, — она из меня растёт, что ли, эта гитара?!»

Когда и как Владимир Высоцкий впервые взял в руки гитару? Самое достоверное свидетельство принадлежит матери В.В. Нине Максимовне Высоцкой: «В десятом классе, а, может быть, и раньше Володя мне говорит: «Мамочка, хочешь доставить мне удовольствие, — купи ко дню рождения гитару…» Купила ему гитару, тогда это было просто. И самоучитель – известного тогда гитариста – Михаила Высоцкого: «Вот, учись», — «Нет, мама, я уже сам умею». Сел и сыграл что-то простое. Кто-то научил его во дворе…»


Нина Высоцкая: 1997 год

А вот как сам Высоцкий ответил на этот вопрос:
«Когда появилась гитара?» (Пятигорское интервью, 14 сентября 1979г.): «Вы знаете, гитара появилась совсем случайно и странно. Я давно, как все молодые люди писал стихи. Гитара появилась так: вдруг однажды я услышал магнитофон… Услышал приятный голос, удивительные по тем временам мелодии – и стихи. Которые я уже знал, — это был Булат.

В Школе-Студии МХАТ все сокурсники помнят Высоцкого с гитарой, но не с первого курса…
Сам Высоцкий вспоминал, что в Школе-Студии он только отстукивал ритм…
Это подтверждает А.Макаров:
«Хорошо помню, что довольно долгое время Володя совсем не играл на гитаре. Позже появилось ритмическое постукивание по столу или – как рассказывает актриса Жанна Прохоренко – по перилам лестницы. Она училась с Володей в Школе-Студии и хорошо его знала».
Г.Елович:
«Он всё время говорил: «Надо набить подушечки… Надо набить подушечки». А уж после студии постоянно приставал: «Послушай это… А это ещё лучше!» И как он из мальчика-дилетанта превратился в мастера?! – Всё это постоянная работа, постоянное самосовершенствование…»
Р.Вильдан:
«С гитарой я помню Володю курса с третьего. Вначале он пел не свои песни, про Колыму, про сроки… А где-то в году шестидесятом сказал: «Всё! Чужие не пою. Только свои».

С середины шестидесятых годов Высоцкй воспринимается только с гитарой.
Высоцкий всегда играл на семиструнных, русских гитарах.
Установить самую его первую гитару сложно — версий множество, собственно как и гитар.
Есть например сведения, что Высоцкий чуть ли не одалживал гитары, если выступал спонтанно, затем их попросту не возвращая.


фотография 1968 г. на концерте в НИИ «Энергосетьпроект»

Например, известен такой случай в НИИ «Энергосетьпроект» на Невском проспекте, где рядом находился Дом культуры имени Дзержинского. Концерт провели в обоих местах, предоставив музыкальный инструмент, принадлежащий НИИ «Энергосетьпроект» столичной знаменитости. Якобы гитара так и не была возвращена.


Так выглядит гитара барда Бориса Полоскина с автографами Галича («Галич: сие для Бори») и Клячкина («Боре с любовью! Женя, через годы и км.»)

Борис Полоскин после оснащения гитары привезенной из Германии перевязью был убежден, что другого такого инструмента в Советском Союзе попросту нет. Представьте себе его удивление, когда на одном из концертов Высоцкого в клубе «Восток» (Дом культуры работников пищевой промышленности) он обнаружил, что Высоцкий аккомпанирует себе на его гитаре!.
Выяснилось, что Высоцкий оказался в «Востоке» без гитары, Полоскина организаторы концерта не нашли, но нашли его гитару, которую и вручили для выступления Высоцкому..

Первая выделяющаяся из общего ряда гитара появилась у Высоцкого в 1966 году. Её Владимир Семёнович купил у вдовы народного артиста СССР Алексея Денисовича Дикого.
Гитара побывала у многих известных артистов, а появи­лась в России у цыган, в «Яре». С этой гитарой были связаны какие-то романтические и детективные истории


Вероятно, эта гитара участвовала в фотосессии Высоцкого и Влади в 1975 году (фотограф — В. Ф. Плотников)

Владимир Высоцкий, в гостях у Ю.Манина, рассказывает:
«Это очень ценная гитара: ее делал какой-то мастер австрийский 150 лет назад. Ее купили князья Гагарины, а у них перекупил артист Блюменталь-Тамарин и подарил Дикому Алексею Денисовичу. Эта гитара висела у вдовы одиннадцать лет, она ее не трогала, берегла, как реликвию. На ней никто не играл. Потом однажды эта самая вдова пошла в какую-то компанию и услышала там песню лагерную мою. Ей это страшно понравилось, потому что она сама сидела четыре года в лагерях, и, значит, ей все знакомо. Она поплакала и сказала: «Приведите!» Я пришел, естественно, с нехорошей целью. Попел несколько песен, а потом говорю: «Вы знаете, мне очень эта гитара нравится…» Она говорит: «Ну, что ж… Я думаю, что Алексей Денисович не расстроился бы…» И отдала мне… Не отдала, а продала, естественно, эту вот гитару. Вот она у меня — гитара князей Гагариных. Что в ней прекрасного — такая вот изогнутая спинка, как у скрипки. Это у гитар уже сейчас не делают. Поэтому у нее такой прекрасный звук».

Об этой же гитаре вспоминает Нина Максимовна Высоцкая: «Я знаю, что актёры цыганского театра «Ромэн» в шутку говорили Володе:
— Скажи, где лежит твоя гитара – украдём!

К сожалению, дальнейшая судьба гитары точно не известна. Возможно, Володя подарил её сыну Марины Влади – Пьеру, который тогда учился в консерватории по классу гитары. А футляр ещё долго хранился дома – старый, пыльный, я его кому-то отдала».


Владимир Высоцкий в Новокузнецке (февраль 1973 )

Была и похожая на нее гитара, лады у нее обозначены белыми кружочками, расположенными параллельно как 3:2:1 в три ряда поперек грифа, механическая часть обычная и при переходе ее в гриф хорошо виден белый порожек, на котором расположены струны. Срез грифа у гитары князей Гагариных гораздо выше над резонансным отверстием и талия уже, чем у этой гитары.

1975 годом датируются фотографии, на которых Владимир Семёнович запечатлён с первой гитарой, сделанной для него Александром Шуляковским (с головкой грифа, сделанной в виде лиры).

Мастер Александр Шуляковский сделал для Высоцкого 4 или 5 гитар.

Еще была интересная гитара с двумя грифами.
Как вспоминает В.А.Шуляковский:
«Гитара с двумя грифами Владимиру понравилась из-за оригинальной формы. Это старинный цыганский вариант гитары. Струны на добавочном грифе звучат всегда открытыми (не прижимаются), создавая гармоническую полноту. Вторым грифом Владимир никогда не пользовался…”

С апреля 1978 года появляется гитара с вырезом без лиры

С этой гитарой Владимир Высоцкий на съемках кинопанорамы 22 января 80г., на видеосъемке


На фотографиях В.Меклера, снятых 16 апреля 1980 года во время концерта Владимира Высоцкого в Ленинграде на Малой сцене БДТ, об этой же гитаре Высоцкий говорил в «Монологе», на концертах, и, наконец, на последнем домашнем концерте у Вайнеров 30 июня 1980 года Владимир Высоцкий говорил, что эта гитара — лучшая…

А.В. Шуляковский руководил на черниговской и одесской фабриках работой музыкальных мастеров. Александр Викторович подготовил методику преподавания игры на гитаре — читаем дальше в журнале «Украина». — Двадцать лет он отдал этой работе, проштудировал большое количество школ гитарной классики разных стран. У него огромная библиотека, посвященная гитарному искусству, в которой есть уникальные издания.


Виктор Шуляковский — «Мёртвые души» (губернатор вышивает)

По воспоминаниям сына мастера, артиста Театра на Таганке, Виктора Александровича Шуляковского:
Закончив в 1973 году училище, я проработал год в театре имени Н. В. Гоголя, а в начале театрального сезона 1974 года пришел показаться в Театр на Таганке. Обычно актеры играют драматические отрывки, читают стихи или прозу, наконец, поют или плящут. А я. сыграл на гитаре вальс ми-минор А. Иванова-Крамского и первую часть «Астурии» И. Альбениса, после чего Юрий Петрович Любимов принял меня в театр. Владимир Высоцкий, — присутствовавший на просмотре, сказал: — Ух, какая гитара, старичок! Откуда она у тебя? — Отец сделал. — А мне он может такую сделать?
И отец сделал. И не одну. И не только ему. Гитары работы А. В. Шуляковского есть у многих артистов Театра на Таганке: Валерия Золотухина, Анатолия Васильева, Ивана Дыховичного.

. Владимир всегда с большой теплотой говорил о моем отце, как о мастере. С гитарой его работы он ездил в концертное турне по Америке. Когда 8 ноября 1979 года Александр Викторович умер, Володя выразил мне соболезнование и сказал: «Прости, зайти не могу. У меня со смертью свои отношения, ты скоро это поймешь!» Это он говорил после своей клинической смерти в Бухаре 25 июля 1979 года и за несколько месяцев до трагического 25 июля 1980 года.


Гитара Владимира Высоцкого в кабинете Юрия Любимова в театре на Таганке

Посмертная судьба гитар Высоцкого: Две гитары хранились в квартире ВВ на Малой Грузинской, где жила Нина Максимовна Высоцкая. Большая концертная гитара с двумя грифами, которая висит в кабинете и гитара мастера Шуликовского: сделанная специально для Высоцкого.
Одна гитара находится в США у друга Высоцкого Михаила Шемякина.

Одна из первых гитар Высоцкого хранится у Инны Александровны Кочарян в знаменитом доме на Большом Каретном.

И.Кочарян: «Володя купил эту гитару году в 60-м или 61-м. Купил за шесть рублей – тогда – за шестьдесят… И сразу принёс к нам…» Возможно, именно об этом вспоминает И.К.Высоцкая: «Я помню, что мы покупали гитару, но не помню когда… Хорошо запомнила, что мы платили шестьдесят пять рублей старыми деньгами. Но я не возьму на себя смелость утверждать, что это была первая гитара…»


«Дом Высоцкого на Таганке»


Ещё одна гитара Высоцкого – и тоже из самых первых – теперь храниться в «Доме Высоцкого на Таганке». Она подарена семьёй Абрамовых.


Гитара в квартире основателя музея Высоцкого в Москве в Нижнем Таганском тупике, издателя трех книг «Светлой памяти Высоцкого» — Зинаиды Ивановны Лихачевой. Гитару Зинаиде Лихачевой подарила мама Владимира Семеновича.


В музее Высоцкого в Екатеринбурге


гитара с автографом Высоцкого из коллекции собирателя авторской песни Крыжановского

Высоцкий «Я — Баба — Яга»

Высоцкий — Впечатления о Париже

Источник

Оцените статью