Высоцкий почему гитара расстроена

Высоцкий почему гитара расстроена

Я могу назвать несколько причин, почему лучше понижать русский строй:

1. Чтобы не обижать пятую струну 🙂 Дело в том, что из-за особенности строя русской гитары аккорд «Малая звёздочка» ( Аm при стандартном строе) звучит без пятой, басовой струны (не забываем, что мы играем только на пяти струнах!) . Пятая струна для этого аккорда звучит только на III ладу. Таким образом, при стандартном строе этот аккорд, увы, звучит урезанно. Но проблема решается, если понизить строй на тон. Тогда Am окажется на III ладу, и пятая струна вступит в свои права. Можно, конечно, брать басы на 6-й и 7-й струнах, зажимая их большим пальцем левой руки, но Высоцкий так не делал. (В молодости он задействовал иногда низкие басы, но в зрелости делал это исключительно редко.)

2. Так удобнее играть. Даже чисто физически на III ладу удобнее брать аккорды, чем на I и II ладах. Рука меньше вытягивается и меньше устаёт. Кроме того, лады там поуже, и мизинцу легче прыгать через один или два лада. Да и натяжение струн на III ладу меньше, чем на I , что тоже уменьшает нагрузку на пальцы.

3. Так сочнее звук. Из-за особенности грифа и особенности строя на III ладу все аккорды звучат интереснее и смачнее, чем на I ладу.

4. Так ниже звук. Ля при стандартном строе (на I ладу) и Ля при строе на тон ниже (на III ладу) – это два разных Ля . И не надо ля-ля! 🙂 Гитара звучит иначе – ниже и гуще. А ведь можно понижать строй не на тон, а на полтора и более. (Правда, струны надо ставить толще и голос иметь соответствующий.)

Читайте также:  Земля моя радость ноты для

Низкое звучание гитары особенно было актуальным для голоса Высоцкого, – на стандартном строе он даже в молодости чувствовал себя не уютно. А в зрелости строил гитару чаще всего на тон-полтора ниже номинала. А когда уставал и чувствовал, что голос начинает «садиться», то ещё понижал строй. То есть Владимир Высоцкий строил гитару под свой голос – и правильно делал.

В завершение этой главы не могу не привести ссылку на статью «Гитары особой настройки». Почитателям русского строя будет интересно.

Источник

Расстроенная гитара Высоцкого

“… расскажу в тему о Высоцком. Это из рассказа одного из ребят оркестра, который иногда сопровождал его концерты.

Высоцкий никогда не мог точно настроить гитару. И она звучала чуточку с диссонансом. Сказать об этом Высоцкому ребята стеснялись. И вот однажды, когда Владимир ушел за кулисы отдохнуть, один из оркестрантов взял его гитару и настроил ее правильно, подшучивая на тему о том, что Высоцкий, мол, отличный поэт, а вот абсолютного слуха у него нет.

Вскоре Володя вернулся. Она взял гитару, подошел к микрофону и начал играть и петь. Буквально после пары первых аккордов он вдруг остановился, отвернулся от микрофона и спросил «Какая с. ка трогала мою гитару?». Потом слегка отпустил несколько струн, попробовал взять аккорд, а затем, уже в микрофон сказал «Ну. вот теперь нормально». И продолжил концерт”.

“Очень интересный случай. Но прости, немножко сомнительный. Неужели никто не замечал? И Марина не заметила? Я на гитаре не играла — а ты как считаешь, игравший и играющий, — можно ли ПОСТОЯННО неточно настраивать свой инструмент и не замечать? И чтобы никто-никто не замечал? Что же, его окружали такие трусливые приятели?”

“Замечали многие. И я в том числе. Говорили ли? Наверное говорили. Но.

Вы ведь знаете происхождение слова «блюз» и что такое «голубые ноты». В фортепиано такое невозможно. Там настройщик высококвалифицированный специалист, а настройка каждой клавиши (струны) производится четко по полутонам. В гитаре же настройка производится иногда чуть ли не каждый час. Струны отпускаются, колки на грифе открыты и их легко зацепить. И тогда струна чуть сильнее натягивается, или приспускается. причем иногда меньше, чем на полтона. Иногда даже меньше четверти тона или того меньше.

Думаю, Володе это было нужно для того чтобы придать звучанию каждого аккорда некий «голубой» диссонанс, и тогда звучание гитары становилось не академическим, а домашним или, при более сильном диссонансе — дворовым. Вкупе с хрипловатым голосом Высоцкого получалось некоторое особое лишь ему присущее звучание. А певец, обладая очень хорошим слухом, это остро слышал и чувствовал, и делал это намеренно.

Ну, а приятели не трусливые были. Просто им не хотелось обижать любимого барда”.

Источник

Зачем Высоцкий расстраивал свою гитару?

Высоцкий был сильно простужен. За помощью он обратился к Юрию Алашеевскому, работавшему в то время спортивным врачом в бассейне Молодежного центра. Доктор поставил певцу диагноз «ОРЗ», прописал лекарства и физиопроцедуры, которые Владимир Семенович как дисциплинированный пациент принимал в медпункте МЦ. Благодаря лечению концерты не отменили, и Высоцкий выдержал напряженный график гастролей. Почти неделю у него было по четыре концерта в день при переполненных залах.

Первый начинался в будний день в десять утра во Дворце спорта. В то утро казанцы стали первыми слушателями новой песни «Письмо в редакцию передачи «Очевидное – невероятное» с Канатчиковой дачи».

Вместе с Высоцким в концертах участвовал ВИА «Шестеро молодых». Музыканты ансамбля аккомпанировали ему во время исполнения песни «Парус», «Мы вращаем Землю» и «Братские могилы». Звукорежиссером у них был тогда еще никому неизвестный Александр Кальянов. Он рассказал мне интересную историю:

— «Шестеро молодых» аккомпанируют Высоцкому. Я за звуковым пультом в зале. Только занял свое место, как ко мне повалил народ с магнитофонами. Умоляют подключить их к нашей аппаратуре. Ладно бы один, а тут набралось больше двадцати! Каждый из фанов в знак благодарности преподнес мне по бутылочке коньяка. После концерта я Высоцкому обо всем рассказал и честно заслуженным поделился. Он очень обрадовался. Перед каждым концертом Владимир Семенович принимал чай с коньяком. Пропорция как сегодня перед глазами: на четверть стакана — коньяк, остальное – крепкий черный чай.

Был еще один забавный случай. Высоцкий всегда выходил на сцену с немного расстроенной гитарой. Профессионалы думали: может, у него просто нет слуха? Наш руководитель Дима решил Высоцкому помочь. Перед началом концерта он подкрался к гитарке (так Владимир Семенович свой инструмент называл) и быстро ее настроил. Высоцкий исполнил первую песню. И вдруг призадумался. А затем при всех стал гитарку свою вновь расстраивать. Все профи в трансе. Улучив в перерыве момент, Дима снова нырк к гитарке, опять настроил. Высоцкий вышел на сцену. Один аккорд взял, другой, тут же со сцены сказал: «Если кто еще хоть разок мою гитарку подстроит — получит по морде. Ясно, нет?» И почему-то выразительно посмотрел на меня. Со слухом у Высоцкого было все в порядке. Видимо, слегка расстроенная гитара идеально гармонировала с доверительной хрипотцой артиста.

Кроме концертов у Высоцкого в Казани была творческая встреча в Доме актера с интеллигенцией города. Состоялась она благодаря известной актрисе, преподавателю Казанского театрального училища Юноне Ильиничне Каревой, снимавшейся в фильме «Место встречи изменить нельзя» в роли жены Груздева. Встречу назначили на 22 часа, после последнего выступления Высоцкого во Дворце спорта. Но Владимиру Семеновичу стало в тот вечер плохо. Пришлось вызывать «скорую помощь». К счастью, все обошлось. К 23 часам он появился в Доме актера и сразу вышел на сцену со словами: «Добрый вечер, друзья! Здесь все свои? Ну, тогда можно немного расслабиться, похулиганить. »

В дни казанских гастролей Высоцкий дал интервью журналистам газеты «Комсомолец Татарии» Владимиру Герасимову и Феликсу Феликсону. Удача, что его опубликовали. На вопрос о впечатлениях о Казани артист ответил:

— Впечатления самые хорошие. Когда собирался сюда на гастроли, многие друзья говорили: «Не пожалеешь, хороший там народ». В Татарии я не впервые: был на КАМАЗе и уже оценил гостеприимство. И сейчас выступаю с большим удовольствием. Думаю, это не последние наши встречи.

К сожалению, еще раз побывать в нашем городе Владимиру Семеновичу не довелось. Точнее, он не успел.

Источник

Высоцкий почему гитара расстроена

Почему Высоцкий играл на расстроенной гитаре? высоцкий гитара

Потому что в начале было СЛОВО. Тюнер для точной настройки гитары тогда ещё не изобрели. Высоцкий играл в манере дворовых гитаристов того времени, которые в основном, доносили до слушателя смысл песни, а не звук инструмента, который в этом деле помогает. Владимир Семёнович в первую очередь поэт, а потом уже певец и гитарист. Он доносил до людей СЛОВО.

Вот одна выдержка «Высоцкий всегда выходил на сцену с немного расстроенной гитарой. Профессионалы думали: может, у него просто нет слуха? Наш руководитель Дима решил Высоцкому помочь. Перед началом концерта он подкрался к гитарке (так Владимир Семенович свой инструмент называл) и быстро ее настроил. Высоцкий исполнил первую песню. И вдруг призадумался. А затем при всех стал гитарку свою вновь расстраивать. Все профи в трансе. Улучив в перерыве момент, Дима снова нырк к гитарке, опять настроил. Высоцкий вышел на сцену. Один аккорд взял, другой, тут же со сцены сказал: «Если кто еще хоть разок мою гитарку подстроит — получит по морде. Ясно, нет?» И почему-то выразительно посмотрел на меня. Со слухом у Высоцкого было все в порядке. Видимо, слегка расстроенная гитара идеально гармонировала с доверительной хрипотцой артиста.» Александр Кальянов

Источник

Высоцкий. Глава 133. Последняя гитара


МВТУ им. Баумана, 19 марта 1978 года

В прошлой Главе мы говорили о том, насколько образ Владимира Высоцкого неразрывно связан с его семиструнной гитарой, о том, как мама, Нина Максимовна подарила ему самый первый инструмент, и как самоучка Высоцкий нашел свою характерную манеру игры, и как ему в этом помогли советы его ближайших друзей.
Гитар у Высоцкого было много. Были среди них инструменты удивительные, с историями под стать самому Владимиру Семеновичу.


Казань, октябрь 1977 года

Составить точный список всех гитар, на которых играл Высоцкий, невозможно.
Да и приблизительный список все равно будет неполным. Особенно это касается ранних лет, когда гитары у молодого актера и начинающего автора-исполнителя были совсем простые, ширпотребовские. Такие можно было купить в любом музыкальном магазине. Обычно это ничем непримечательные на вид советские инструменты. После реформы 1961 года такие стоили примерно 6 рублей 50 копеек. Разве что одну из них можно отличить по заметному узкому черному канту резонансного отверстия.

Так что все ранние песни, в том числе практически все так называемые блатные, сыграны под аккомпанемент вот таких гитар.


Ленинград, апрель 1963 года

Простые гитары, незамысловатые аккорды и песни пока еще несложные.
Впрочем, не все, конечно.

«За меня невеста отрыдает честно…»: слушать

После съемок «Вертикали» у Высоцкого появляется уже совсем другой инструмент.
Инструмент в буквальном смысле с историей. Записи выступления Высоцкого во ВГИКе случайно и услышала Александра Александровна Дикая, вдова знаменитого артиста Алексея Дикого.


Алексей Дикий

Алексей Денисович сам прошел сталинские лагеря, а потом по иронии судьбы играл Сталина и был лауреатом Сталинской премии.
И владел уникальной гитарой. Ну а как она попала к Высоцкому, об этом он сам рассказывал 10 ноября 1966 года в гостях у Юрия Мамина: слушать


1966 год

Характерной приметой гитары князей Гагариных, назовем ее так, была не только изогнутая, как у скрипки спинка, но и отсутствие обозначения ладов.
На различных съемках эта гитара появляется вплоть до 1979 года. Где она теперь, к сожалению, неизвестно.


Москва, 1972 год. Фото Аркадия Гершмана

Ее часто путают с другой гитарой, внешне похожей на нее.
Но мы не зря отметили, что у гитары князей Гагариных лады не обозначены. А у похожей на нее гитары лады отмечена шестью белыми кружочками: 3+2+1.

Инструмент, приобретенный у вдовы Алексея Дикого, был не единственной раритетной гитарой Высоцкого.
В спектакле «Преступление и наказание», поставленном в Театре на Таганке в 1979 году, Высоцкий играл на гитаре, принадлежавшей кинорежиссёру Владимиру Аленикову.


Владимир Алеников

Алеников отдал ее для этой роли Высоцкому, которому гитара очень понравилась своим антикварным видом.
И окраска у нее была необычная, и звук несовременный.


Владимир Высоцкий в роли Свидригайлова в спектакле «Преступление и наказание», 1979 год. Фото Александра Стернина

Гитару сделал известный петербургский мастер Ягодкин.
После смерти Высоцкого Владимир Алеников попросил разыскать гитару, ее нашли, но из Театра вернули в совершенно плачевном состоянии, и в Союзе никто не взялся за ремонт. В 1991 году Алеников увёз инструмент в Штаты, где её привёл в полный порядок гитарный мастер, индеец Рик Тернер. А фотография гитары появилась на обложке журнала «Acoustic Guitar» под именем «Высоцкий».

Близкий друг Высоцкого Бабек Серуш справлял новоселье на Речном Вокзале, и Высоцкий подарил ему необычную гитару.


Бабек Серуш

Бабек сам не играл, но Высоцкий ему ответил: мол, стану приезжать к тебе в гости – будет на чем играть.
Гитаре потребовался ремонт. Знакомый Бабека композитор Леонид Гарин показал инструмент специалистам, и те сказали, что это не просто гитара. Ее изготовил знаменитейший гитарный мастер Василий Климов, делавший в конце 19 – начале 20 века инструменты с удивительным звучанием.

Была у Владимира Семеновича гитара, которую можно назвать даже пижонской.


Кентау, август 1970 года. Фото Н.Алексеева

Темная, близкая к вишневой, с двумя вырезами, лады обозначались крупными ромбами, и некоторые в начале 1970-х по ошибке вообще принимали ее за электрогитару.

В одной из первых Глав нашего цикла мы рассказывали о скандальных концертах Высоцкого в Новокузнецке в 1973 году.


Новокузнецк, февраль 1973 года. Фото Владимира Богачева

Между тем и гитара тогда в руках у Высоцкого была необычная.
Одна из самых красивых, безусловно. Почти черная, с белой окантовкой с узорами вокруг отверстия. Мы можем видеть этот инструмент у Владимира Семеновича и на съемках в Будапеште и в Париже, где он был в гостях у Михаила Шемякина (1978 год).

К слову, одна из гитар Высоцкого, судьба которых известна и после его смерти, осталась именно у Михаила Шемякина.


Мастерская Михаила Шемякина в Сохо. Лондон, 1981 год

Сохранилась и, пожалуй, самая оригинальная из всех гитар, на которых играл Владимир Семенович – гитара с двумя грифами.
Одна из гитар хранится, по его словам, у Михаила Боярского.

Среди многочисленных гитар, под аккомпанемент которых исполнял свои песни Высоцкий, были, разумеется, и такие, что оказывались у него в руках совершенно случайно, порой вообще единожды в жизни.


Теплоход «Аджария», октябрь 1969 года. Фото М.Ганкина

Далеко не каждому такому инструменту повезло сохраниться, а уж тем более стать впоследствии памятным экспонатом.

На гитаре, которую предложили Высоцкому во время их пребывания в Касабланке с Мариной Влади, он после импровизированного концерта оставил на память хозяевам вот такой поэтический автограф:
В желтой жаркой Африке,
Забыв мороз московский,
Как-то вдруг вне графика
Выступил Высоцкий.
Африка, Касабланка, 1976 г., апрель
Хасану
Володя

Спустя сорок лет, уже в наши дни, этот инструмент был подарен польскому Музею Высоцкого в Кошалине, где его сохранила легендарная Марлена Зимна.


Музей Владимира Высоцкого в Кошалине. Польша, 2014 год. Фото Наталии Рахмановой

Мы чуть выше упоминали инструмент, похожий на электрогитару, на которых тогда играли музыканты вокально-инструментальных ансамблей.
Когда ВИА станут называть уже рок-группами, в моду войдут гитары с двумя грифами.


Воскресенск, 8 декабря 1976 года. Фото Виктора Васенина

Но та, которая была у Высоцкого, никакого отношения к року не имела.
Это старинная цыганская разновидность гитары. Струны на добавочном грифе не прижимаются и создают полноту звучания.


Москва, Дом культуры АЗЛК, 7 января 1977 года. Фото Игоря Данилова

Впрочем, вторым грифом Владимир никогда не пользовался – гитара ему просто понравилась своим необычным видом.
28 ноября 1976 года во время концерта в Кунцево на заводе «Красный богатырь» Владимир Семенович аккомпанировал себе именно на этом инструменте.


Москва, ДК завода «Красный богатырь», 28 ноября 1976 года. Фото Евгения Миткевича

Гитару с двумя грифами для Владимира Высоцкого изготовил Александр Шуляковский.
Инженер-электрик по образованию, во время Великой Отечественной трудившийся за Уралом на танковом заводе, Шуляковский еще до войны отучился в Киевской консерватории и прекрасно играл на гитаре, домбре, балалайке, а в послевоенные года стал главным инженером черниговской фабрики музыкальных инструментов.


Александр Шуляковский. Фото из архива Александра Стернина

Он сам разрабатывал модели, эскизы, преподавал игру на гитаре.

А с Высоцким Александр Шуляковский познакомился благодаря сыну – актеру Театра на Таганке Виктору Шуляковскому.
Высоцкий однажды взял в руки инструмент Виктора, попробовал и пришел в восхищение. А узнав, что гитару сделал его отец, попросил и себе такую же. И мастер Шуляковский сделал знаменитую гитару с головкой грифа в виде лиры.


МВТУ им. Баумана, 26 декабря 1976 года. Фото Николая Демчука

Высоцкий не просил об этом – просто Шуляковскому захотелось сделать инструмент именно таким, в буквальном смысле «лирическим».
Он известен по многим фотографиям и записям. Например, в МВТУ им. Баумана 6 марта 1976 года.

День святого никогда: слушать


МВТУ им.Баумана, 6 марта 1976 года. Фото Александра Веселухина

Шуляковский сделал для Высоцкого еще несколько гитар, но как ни парадоксально, наиболее известная из них Владимиру Семеновичу формально не принадлежала.

Эту гитару многие из нас сразу узнают по характерному пятну.
Пальцы Высоцкого безжалостно били по струнам, а заодно сбивали краску под резонансным отверстием.

Но изначально эту гитару Александр Шуляковский сделал не для Высоцкого, а для сына Виктора.


Виктор Шуляковский

Высоцкому же он изготовил шикарную красную гитару из крашеного клена.
И это была одна из последних работ великолепного мастера. Вскоре Александр Викторович ушел из жизни. Но увы, когда он делал свою последнюю гитару для Высоцкого, он где-то просчитался – и гитара быстро рассохлась и треснула. Чинить было уже некому. А другой концертной гитары у Высоцкого в тот момент не было. И тогда Виктор Шуляковский на время дал ему свою, палисандровую. Ту самую, с пятном.


Нью-Йорк, Квинс Колледж, 19 января 1979 года. Фото Игоря Высоцкого

Высоцкий был с ней и в Америке, и во время последнего публичного выступления, снятого на кинопленку на малой сцене БДТ 16 апреля 1980 года.
И во время легендарной записи для «Кинопанорамы»: слушать

К сожалению и эта гитара из палисандра и во время съемок в Останкино, и даже раньше уже была повреждена.


Москва, Останкино, ЦТ СССР, 22 января 1980 года. Фото Бориса Палатника

Владимир Семенович не очень бережно обращался со своими инструментами.
Он их ронял, бил. Однажды Шуляковский восстановил гитару, которую Высоцкий просто привез ему в мешке, разбитую почти в щепки!

Палисандровая гитара с пятном была превосходной.
Но из-за повреждения постоянно теряла строй, фальшивила, и Высоцкий с ней намучился. Однако именно этот инструмент, который каждый сегодня может увидеть в Доме Высоцкого на Таганке, был с ним на всех последних выступлениях.

Я благодарю за помощь в подготовке этой программы наших друзей из Творческого объединения «Ракурс» Александра Ковановского, Александра Петракова, Игоря Рахманова, Олега Васина, Николая Исаева, Валерия и Владимира Басиных.


Белгород, ДК Энергомаш, 17-19 апреля 1978 года. Фото Юрия Марченкова

Давно нет на свете никого из тех мастеров, на чьих гитарах играл Владимир Высоцкий.
Не так много сохранилось и самих инструментов. Но Гитара Высоцкого жива. Как жив его голос и живы его песни.

«Один музыкант объяснил мне пространно…»: слушать


Ленинград, малая сцена БДТ, 16 апреля 1980 года. Фото Владимира Меклера

При подготовке программы использованы:
– фотографии из архивов Сергея Алексеева, Олега Васина и Творческого объединения «Ракурс»;
– фонограммы из архивов Александра Петракова и Валерия Басина;
– Лариса Симакова. «У меня гитара есть…»;
– Валерий Перевозчиков. «Гитары Высоцкого»;
– 10 гитар Владимира Высоцкого;
– Гитары Высоцкого.

Дорогие друзья проекта «Один Высоцкий»!

Пока не можем вас порадовать совсем и окончательно, но хорошие новости у нас всё-таки есть.

Напомним, что наше мультимедийное издание состоит из двух частей.
Первый том – непосредственно книга. Второй «том» – этот как раз та часть, где «живут» полный звук всех ста Глав и электронная версия каждой Главы.

Мы уже сообщали вам, что весь звук записан нами на флешки.
А теперь докладываем, что и второй том целиком отпечатан в типографии. Между прочим, с технической точки зрения его изготовить было сложнее, чем напечатать книгу.

Как свидетельство того, что работа, хоть и с неимоверными трудностями, но упорно продвигается вперёд – ещё несколько отрывков из книги в уже свёрстанном виде.

Посмотрите по номерам глав, и вы поймёте, что финиш действительно всё ближе.

А мы постараемся, как говорил на своих выступлениях Владимир Семёнович, отработать в ближайшие недели «не только всю программу, но даже с перевыполнением», то есть ускориться как только возможно – НО! – не в ущерб качеству!

Антон Орехъ и Творческое объединение «Ракурс»

Источник

Оцените статью