Зачем Высоцкий расстраивал свою гитару?
Высоцкий был сильно простужен. За помощью он обратился к Юрию Алашеевскому, работавшему в то время спортивным врачом в бассейне Молодежного центра. Доктор поставил певцу диагноз «ОРЗ», прописал лекарства и физиопроцедуры, которые Владимир Семенович как дисциплинированный пациент принимал в медпункте МЦ. Благодаря лечению концерты не отменили, и Высоцкий выдержал напряженный график гастролей. Почти неделю у него было по четыре концерта в день при переполненных залах.
Первый начинался в будний день в десять утра во Дворце спорта. В то утро казанцы стали первыми слушателями новой песни «Письмо в редакцию передачи «Очевидное – невероятное» с Канатчиковой дачи».
Вместе с Высоцким в концертах участвовал ВИА «Шестеро молодых». Музыканты ансамбля аккомпанировали ему во время исполнения песни «Парус», «Мы вращаем Землю» и «Братские могилы». Звукорежиссером у них был тогда еще никому неизвестный Александр Кальянов. Он рассказал мне интересную историю:
— «Шестеро молодых» аккомпанируют Высоцкому. Я за звуковым пультом в зале. Только занял свое место, как ко мне повалил народ с магнитофонами. Умоляют подключить их к нашей аппаратуре. Ладно бы один, а тут набралось больше двадцати! Каждый из фанов в знак благодарности преподнес мне по бутылочке коньяка. После концерта я Высоцкому обо всем рассказал и честно заслуженным поделился. Он очень обрадовался. Перед каждым концертом Владимир Семенович принимал чай с коньяком. Пропорция как сегодня перед глазами: на четверть стакана — коньяк, остальное – крепкий черный чай.
Был еще один забавный случай. Высоцкий всегда выходил на сцену с немного расстроенной гитарой. Профессионалы думали: может, у него просто нет слуха? Наш руководитель Дима решил Высоцкому помочь. Перед началом концерта он подкрался к гитарке (так Владимир Семенович свой инструмент называл) и быстро ее настроил. Высоцкий исполнил первую песню. И вдруг призадумался. А затем при всех стал гитарку свою вновь расстраивать. Все профи в трансе. Улучив в перерыве момент, Дима снова нырк к гитарке, опять настроил. Высоцкий вышел на сцену. Один аккорд взял, другой, тут же со сцены сказал: «Если кто еще хоть разок мою гитарку подстроит — получит по морде. Ясно, нет?» И почему-то выразительно посмотрел на меня. Со слухом у Высоцкого было все в порядке. Видимо, слегка расстроенная гитара идеально гармонировала с доверительной хрипотцой артиста.
Кроме концертов у Высоцкого в Казани была творческая встреча в Доме актера с интеллигенцией города. Состоялась она благодаря известной актрисе, преподавателю Казанского театрального училища Юноне Ильиничне Каревой, снимавшейся в фильме «Место встречи изменить нельзя» в роли жены Груздева. Встречу назначили на 22 часа, после последнего выступления Высоцкого во Дворце спорта. Но Владимиру Семеновичу стало в тот вечер плохо. Пришлось вызывать «скорую помощь». К счастью, все обошлось. К 23 часам он появился в Доме актера и сразу вышел на сцену со словами: «Добрый вечер, друзья! Здесь все свои? Ну, тогда можно немного расслабиться, похулиганить. »
В дни казанских гастролей Высоцкий дал интервью журналистам газеты «Комсомолец Татарии» Владимиру Герасимову и Феликсу Феликсону. Удача, что его опубликовали. На вопрос о впечатлениях о Казани артист ответил:
— Впечатления самые хорошие. Когда собирался сюда на гастроли, многие друзья говорили: «Не пожалеешь, хороший там народ». В Татарии я не впервые: был на КАМАЗе и уже оценил гостеприимство. И сейчас выступаю с большим удовольствием. Думаю, это не последние наши встречи.
К сожалению, еще раз побывать в нашем городе Владимиру Семеновичу не довелось. Точнее, он не успел.
Источник
Высоцкий. Глава 1. Старый дом на Новом Арбате
Это не биография и не дискография.
Это не хронология творчества и жизни. Это просто рассказ, у которого есть начало, но не может быть конца. Эта программа о Владимире Высоцком. Песни, стихи, роли в театре и кино. Памятные места, события, друзья, концерты – все, что так или иначе связано с Владимиром Семёнычем.
А начнем мы с себя.
Точнее с Нового Арбата, где наше «Эхо» обитает уже более двадцати лет. И вот мы подумали: неужели у Высоцкого нет никакой песни про Новый Арбат? Конечно, есть! Потому что у него, кажется, есть песни обо всем.
Эту «Песню про старый дом» Высоцкий исполнил в 1968 году на концерте в московском Радиотехническом Институте.
Редакция журнала «Советский Союз», 8 ноября 1968 года. Фото Игоря Бахтина
Старый дом снесли и построили то, что Юрий Нагибин назвал потом «Вставной челюстью Москвы».
В одном из зубов этой челюсти мы сейчас и сидим. Интересно, что мелодию «Песни-сказки о старом Доме» придумал не сам Высоцкий, а Микаэл Таривердиев. Высоцкий же, естественно, сочинил слова – и песня должна была прозвучать в опере Таривердиева «Кто ты?».
Но так сложилось, что песня вошла не в оперу, а в фильм.
Фильм назывался «Саша-Сашенька». Снял его Виталий Четвериков в 1966 году на «Беларусьфильме». Но вот что любопытно. Песня-то очень известная, а вот о фильме сегодня уже почти никто не помнит, хотя это было всего второе появление Высоцкого в кино в качестве автора песен. Более того, для подавляющего большинства поклонников вообще было открытием, что Высоцкий участвовал в такой картине. Еще и потому, что сам Владимир Семёныч про «Сашу-Сашеньку» говорил крайне редко, и фильм этот не просто не любил, а называл «очень плохим фильмом», куда «по недоразумению отдал свои песни».
Роль у Высоцкого сугубо эпизодическая, в титрах он вообще никак не указан – ни в качестве актера, ни как автор песен.
Более того, Высоцкого по какой-то загадочной причине еще и переозвучили. В точности даже неизвестно, кто именно поет в тот момент, когда Высоцкий сидит в кадре с гитарой и открывает рот. Вот как звучит эта песня в исполнении неизвестного художника.
Так же нелепо, как звучит песня Высоцкого в чужом исполнении, выглядел и весь этот фильм.
Там, к слову, не только Высоцкого переозвучили. В главной роли должен был сниматься Валерий Золотухин – но его просто выгнали якобы за «профнепригодность», заменив исполнителя главной роли. Притом, что актеры были прекрасные – Лев Прыгунов, Нина Шацкая, да и режиссера Виталия Четверикова считали очень талантливым человеком. Но получилась такая работа, о которой никто потом не говорил с удовольствием. Исполнители главных ролей с трудом вспоминали свое участие в «Саше-Сашеньке». Почти никто из них фильма целиком даже не видел.
И только у Натальи Селезневой остались о тех днях прекрасные впечатления.
Но лишь потому, что именно на съемках этого фильм она познакомилась с Высоцким. Селезнева вспоминала, как ночью в поезде по пути на съемки в соседнем купе «кто-то достал гитару, заиграл и запел. Голос меня совершенно потряс, я влюбилась в этот тембр. Мне безумно хотелось постучаться к ним в купе и сказать: «Можно мне к вам?», но было неловко. А хотелось просто сидеть и слушать эти песни, слушать этого парня с гитарой. Просто присутствовать хотелось, познакомиться лично.
Но познакомились они уже только когда приехали в Минск и потом, как говорила Селезнева, «моё восхищение его талантом всё росло, и со временем, уже позднее, перешло в абсолютный фанатизм».
Вот такая история про плохой фильм с лицом Высоцкого и чужим голосом, в котором была хорошая песня про старый дом на Новом Арбате.
А я, пользуясь возможностью хочу поблагодарить за неоценимую помощь в поиске фонограмм и вообще всего, что связно с подготовкой этой программы наших друзей из творческого объединения «Ракурс» и лично Александра Ковановского, Валерия Басина, Игоря Рахманова и Олега Васина.
Ну, а с нашим Новым Арбатом у Высоцкого связана еще одна история.
Отчасти тоже грустная. В 1979 году в Москву приезжало итальянское телевидение RAI. Специально, чтобы сделать фильм о Высоцком. Приезжали дважды, зимой и уже летом. Снимали его на Таганке, снимали дома, снимали в знаменитом «Мерседесе».
И по сценарию одним из гвоздевых эпизодов фильма должен был стать выход в народ.
Предполагалось, что увидав вот так запросто на улице живого Высоцкого, обычные люди немедленно окружат его и разорвут на сувениры. Снимать этот эпизод как раз и поехали к дому №22 на Калининском проспекте, то есть на Новом Арбате, где тогда рядом с кинотеатром «Октябрь» был известный на всю Москву магазин грампластинок «Мелодия».
И затея, в общем, провалилась.
Зимой Высоцкий просто постоял на крыльце в дубленке и кепке и никто не обратил на него ни малейшего внимания. А летом разыграли уже целую сцену. Семеныч и на ступеньках постоял и внутрь зашел – и даже вернулся за деньгами, чтобы купить несколько дисков. В том числе своих собственных. Но народ даже летом, когда он был без дубленки и кепки, в центре Москвы просто шел мимо Высоцкого, обращая внимание разве что на телевизионщиков-иностранцев.
Фрагмент документального фильма «Владимир Высоцкий. Письмо Уоррену Битти.
И для итальянцев это стало прекрасной иллюстрацией.
С одной стороны, перед ними был человек, голос которого тогда знала действительно вся страна. А с другой стороны – в лицо его знали немногие. Я не говорю о том, что тогда не было интернета. Но ведь было телевидение. Так вот по телевидению, если не считать ролей в кино, Высоцкого при жизни не показали ни разу! Да и в кинематографе главный ролей у него было немного. После выхода «Вертикали» прошло 12 лет, а до выхода «Места встречи» оставалось еще несколько месяцев.
Конечно, тысячи зрителей успели побывать на Таганке, тысячи приходили на концерты.
Но Высоцкий всё равно оставался великим неизвестным.
Неизвестно, и какие именно пластинки он купил во время съемок для итальянцев, хотя одну из них он даже крупно показывает в кадре оборотной стороной.
Поэтому мы решили поставить для вас песню «Темнота впереди» с миньона, выпущенного как раз фирмой «Мелодия», где Высоцкий поет в сопровождении оркестра под управлением Бориса Федорова.
Песня, кстати, очень нравилась и самому Высоцкому.
Не случайно он записал ее еще раз на одном из знаменитых «французских дисков». Впрочем, это, конечно, уже другая, отдельная история.
Ну а мы с вами помним, что 25 января Владимиру Семёнычу исполнилось 78 лет.
И в качестве поздравления хотим показать вам, как отмечали сорокалетие Высоцкого прямо на его концерте, 25 января 1978 года в Северодонецке.
1978, 25 января, Северодонецк, НИИ УВМ Импульс. Фото – К.П. Пичугин:
Фотоматериалы – из архивов Творческого объединения «Ракурс» и личного архива Сергея Алексеева
Творческим объединением «РАКУРС» на протяжении нескольких десятилетий проводится кропотливая работа по поиску, изучению и систематизации документальной кинохроники и видеосъёмок, фотоматериалов и фонограмм, связанных с жизнью и творчеством Владимира Высоцкого.
Уникальные съёмки Владимира Высоцкого, обнаруженные за это время в архивах зарубежных телекомпаний обнародованы в России в 1998 — 2015 годах в документальных фильмах Александра Ковановского, Игоря Рахманова и Олега Васина. Эти работы неоднократно побеждали на фестивалях документального кино в России и Польше, а также были выпущены в виде лицензионных DVD-изданий. Большая часть архивных материалов опубликована на официальном канале «Владимир Высоцкий», где в тематических разделах с ними может ознакомиться любой желающий.
В настоящее время с несколькими телевизионными архивами ведутся переговоры о приобретении и последующем издании обнаруженных в последние годы уникальных съёмок В. С. Высоцкого.
Авторский коллектив ТО «Ракурс» будет признателен всем желающим поддержать новые проекты, открывающие для широкой аудитории зрителей и слушателей в России и за рубежом неизвестные страницы жизни и творчества Владимира Высоцкого.
Источник
Высоцкий. Глава 135. 18 минут с Высоцким
Не торопи с концом и не юродствуй, не пыли,
Не думай, что поэт — герой утопий.
Ведь шея его длинная — приманка для петли,
А грудь его — мишень для стрел и копий.
Владимир Высоцкий (из черновиков, 1971 год)
О Владимире Высоцком сняты десятки, если не сотни документальных фильмов.
Его образ кажется нам вполне привычным, а многие кадры мы помним наизусть.
Владимир Высоцкий на съемке программы «Парень с Таганки» на ТВ Таллина, 20 мая 1972 года
Но мы как-то не задумываемся о том, что при жизни Высоцкого снимали совсем мало, а эти документальные ленты основаны на очень небольшом объеме хроникального материала, повторяющегося из фильма в фильм.
Причем основная доля этого материала снята зарубежными журналистами и документалистами. Сегодня мы расскажем вам о любопытнейших съемках 5 и 6 декабря 1975 года.
Москва, 5 декабря 1975 года. Кадр съемки ТВ Австрии
Владимир Высоцкий едет за рулем своего «Мерседеса» и насвистывает мелодию – многие помнят этот эпизод.
Мелодия – это набросок песни «Если бы спросили вас о том…» для фильма «Вооружен и очень опасен»: слушать
«Если бы спросили вас о том…»: слушать
«Мерседес» подъезжает к дому на Малой Грузинской.
Сын Марины Влади Володя и Владимир Высоцкий во дворе дома №28 на Малой Грузинской улице. Осень 1975 года
Дом, который сегодня известен всем.
А в декабре 1975 года Владимир Семенович только-только поселился и еще даже не успел справить новоселье в этой квартире, которая стала, по сути, первым его собственным жильем. Здесь он и проведет последние пять лет своей жизни.
А снимают его для австрийского телевидения режиссер Роберт Дорнхельм и наш советский оператор Борис Яровой.
Роберт Дорнхельм и Владимир Высоцкий. Москва, Малая Грузинская ул., д.28, 6 декабря 1975 года
Эта телегруппа стала первой, снимавшей Высоцкого в квартире на Малой Грузинской.
В 1979 году в гости к Владимиру Семеновичу придут еще итальянские телевизионщики – и больше уже никто. Так что пленка во всех смыслах исключительная. Заметим, что разрешение на эту съемку было согласовано в высоких инстанциях, что в реалиях 1975 года абсолютно понятно.
В кадре Высоцкий с гитарой с головкой грифа в форме лиры.
Гитара знаменитого мастера Александра Шуляковского. Высоцкий сидит на диване и смотрит на портрет Булата Окуджавы: слушать
5 декабря 1975 года. Кадр съемки ТВ Австрии
Справедливости ради заметим, что 1975 год – как раз один из самых насыщенных для Высоцкого в плане документальных съемок. Его неоднократно снимают в сентябре во время первых зарубежных гастролей Таганки в Болгарии.
Съемка у Любомира Коларова для Болгарского национального телевидения. София, сентябрь 1975 года
В октябре болгарский литературовед и критик Любен Георгиев снимает его уже в Москве.
Его снимают шведы непосредственно в театре на Таганке. А буквально через несколько дней после австрийской съемки интервью у Высоцкого возьмет немецкий журналист Фриц Пляйтген.
Фриц Пляйтген, Владимир Высоцкий и Белла Ахмадулина. Переделкино, 12 декабря 1975 года. Кадр съемки ТВ ФРГ
Но съемка для австрийского канала ORF была первой полноценной попыткой сделать документальный портрет Высоцкого, предпринятой именно западными авторами: слушать
О фатальных датах и цифрах: слушать
«О фатальных датах и цифрах». Фрагмент съемки ТВ Австрии, 5 декабря 1975 года
Роберт Дорнхельм и Борис Яровой фактически провели с Высоцким два дня, 5 и 6 декабря, и следовали за ним повсюду.
Москва, 5 декабря 1975 года. Кадр съемки ТВ Австрии
Съемки на Малой Грузинской очень любопытны.
Но в эти же самые дни Владимир Семенович снимается в картине Александра Митты «Сказ про то, как царь Петр арапа женил», и только на этой австрийской пленке сохранились рабочие моменты съемок фильма и уже звучавшие в нашей Главе про «Арапа» слова режиссера Александра Митты о Высоцком.
Владимир Высоцкий и Александр Митта на съемочной площадке фильма «Арап Петра Великого». Рабочий момент
Который очень трогательно сидел в этот момент рядом с Миттой в гриме, костюме и слушал, как тот говорил о популярности и выдающемся таланте Высоцкого.
А у Роберта Дорнхельма естественным образом возникает вопрос: почему же не выходят в Советском Союзе пластинки Высоцкого, если он так популярен и его слушают все – от академиков до слесарей: слушать
Москва, 5 декабря 1975 года. Кадр съемки ТВ Австрии
Ответ обрывается, а мы уточним, что пластинок было не четыре, а семь, но это были все-таки не полноценные диски-гиганты, как тогда говорили, а миньоны, по четыре-пять песен.
Владимир Семенович выдал западному журналисту очень аккуратную версию, почему же из нескольких сотен произведений, известных всей стране, официально выпущено менее десятой части.
Грампластинки-«миньоны» с песнями Владимира Высоцкого, выпущенные в СССР В 70-х годах
И, видимо, тут же разговор у них зашел и о песнях, написанных для фильмов, но в них не вошедших.
Причем в этот момент рядом с Высоцким стоит режиссер Геннадий Полока, и Владимир Семенович, обращаясь к нему, говорит, что хочет показать Роберту Дорнхельму одну песню, которая как раз не вошла в фильм.
Песня о вольных стрелках: слушать
«Баллада о вольных стрелках». Фрагмент съемки ТВ Австрии, 5 декабря 1975 года
Эта песня, как мы помним, при жизни Высоцкого не вошла в картину «Стрелы Робин Гуда», но потом все-таки прозвучала – сперва в фильме «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго», вышедшем на экраны в 1983 году, а затем и в перемонтированной версии «Стрел».
Только вот сам Владимир Семенович, к сожалению, этого уже не увидел.
Вообще, вся австрийская съемка – это чуть больше 18 минут.
На пленке нет ни титров, ни даже заглавия. Это уже потом она войдет в обиход высоцковедения под названием «Дети улицы театров», что неверно даже с точки зрения грамматики немецкого языка.
Москва, Малая Грузинская ул., д. 28, 5 декабря 1975 года. Кадр съемки ТВ Австрии
Эти 18 минут представляют собой пестро смонтированный коллаж.
Высоцкий дома, за рулем, на улице. Высоцкий на съемках «Арапа», Высоцкий, переодевающийся в свой черный свитер перед «Гамлетом». И Высоцкий, выступающий со сцены театра «Ромэн».
Москва, 5 декабря 1975 года. Кадр съемки ТВ Австрии
Те самые посиделки «Под цыганским шатром», которые организовывал Играф Йошка и о которых мы вспоминали в предыдущей Главе.
Инструкция перед поездкой: слушать
«Инструкция перед поездкой». Фрагмент съемки ТВ Австрии, 5 декабря 1975 года
Публика очень живо реагирует.
А в кадре рядом с Высоцким – легендарный Николай Сличенко и Александр Якулов, Белла Ахмадулина, Борис Мессер и драматург Эдвард Радзинский, тоже регулярно заходивший в цыганский театр.
Владимир Высоцкий и Александр Якулов. Москва, Театр «Ромэн», 6 декабря 1975 года. Фото Бориса Ярового
Песни в фильме Роберта Дорнхельма фактически не звучат целиком.
Например, «Я не люблю» разделена вообще на два фрагмента.
Москва, 5 декабря 1975 года. Кадр съемки ТВ Австрии
Точно так же фрагментами взяты и песни в театре «Ромэн».
Но помимо кинопленки сохранилась запись звука – гораздо более полная.
Москва, Театр «Ромэн», 6 декабря 1975 года. Фото Бориса Ярового
«Коней привередливых» вы слышали многократно, но настолько «цыганского» варианта даже в нашей программе еще не было.
Здесь в театре на сцену вышли настоящие цыгане, именно они аккомпанировали Владимиру Семеновичу.
Москва, Театр «Ромэн», 6 декабря 1975 года. Фото Бориса Ярового
Австрийскую съемку интересно смотреть еще и потому, что там очень много живой московской натуры.
Москва, 5 декабря 1975 года. Кадр съемки ТВ Австрии
Высоцкий, идущий по набережной и по мосту рядом с кинотеатром «Ударник», Старый Арбат, еще не ставший пешеходной улицей.
А каких-то зданий, попавший в кадр, уже просто не существует. Москва действительно очень изменилась за эти четыре с лишним десятилетия.
Я благодарю за помощь в подготовке этой программы наших друзей из Творческого объединения «Ракурс» Александра Ковановского, Игоря Рахманова, Александра Петракова, Олега Васина, Николая Исаева, Валерия и Владимира Басиных.
Москва, Малая Грузинская ул., д. 28, 6 декабря 1975 года
Пленка, снятая Робертом Дорнхельмом и Борисом Яровым для австрийского канала ORF, смогла оказаться в Австрии только после того, как оригиналы негативов были проявлены и отсмотрены в Москве в Агентстве печати «Новости» на Зубовском бульваре, где сегодня находится агентство «Россия сегодня».
Агентство печати «Новости». Москва, 1980 год
Только после этой предварительной цензуры материал был разрешен к вывозу за границу.
В отличие от многих других съемок, австрийская была известна еще при Советском Союзе.
Правда, копия, которую в конце 80-х достал друг Высоцкого режиссер Игорь Шевцов, была не очень высокого качества.
Сценарист и кинодраматург Игорь Шевцов
Практически вся съемка частями вошла в телефильм Эльдара Рязанова «Четыре вечера с Владимиром Высоцким» и во многие другие документальные фильмы.
Только в 2008 году нам стала доступна оригинальная версия фильма.
И мы, в который уже раз, обязаны поблагодарить за это невероятную женщину – создательницу музея Высоцкого в Польше – Марлену Зимну.
Марлена Зимна, 2010 год
Именно она смогла получить полную видеокопию после переговоров с австрийским телевидением.
Киносъемку сегодня дополняют аудиозаписи, сделанные в квартире Владимира Высоцкого на Малой Грузинской и в театре «Ромэн».
5 декабря 1975 года. Кадр съемки ТВ Австрии
При подготовке программы использованы:
– фотографии из архивов Сергея Алексеева, Олега Васина и Творческого объединения «Ракурс»;
– фонограммы из архивов Александра Петракова и Валерия Басина.
Дорогие участники, спонсоры и друзья проекта «Один Высоцкий»!
Мы рады сообщить вам, что завершена верстка всех ста Глав, которые входят в наше мультимедийное издание.
В ходе этой работы мы не просто переносили на бумагу то, что звучало по радио – были исправлены ошибки и неточности, добавлена новая информация, появившаяся уже после выхода программ в эфир.
Теперь у нас есть полностью записанный звук и практически готовая «книжная» версия.
Остается завершить работу над электронной версией, которая тоже не будет просто копией нашего блога на сайте «Эха Москвы», поскольку и в ней должны быть учтены все изменения и дополнения, внесенные в книгу.
Еще раз спасибо за помощь и терпение!
Антон Орехъ и Творческое объединение «Ракурс»
Источник