Высшее музыкальное образование по классу гитары

Высшее музыкальное образование по классу гитары

Мы живем в интересное время, когда меняются основополагающие понятия о многих видах искусства. Феномен массовой культуры, возникшей в 20 веке, изменил лицо нашего искусства – мы ушли от канонов, получили больше свободы и разнообразия, так что каждый может найти себе искусство сообразно своим собственным представлениям о прекрасном.

Однако если мы копнем глубже, станет ясно – самые базовые вещи остались на прежних местах. Вся современная музыка (исключая электронные и прочие «технические» течения) построена на тех же семи нотах, что и музыка всех предыдущих веков. Это значит, что та академическая музыкальная грамота, которой пользовались Бах, Шопен, Чайковский и Глинка, актуальна и по сей день. Это значит, что те музыканты рок, поп и других современных направлений, которые говорят о бесполезности хотя бы элементарного музыкального образования, не видят сути под внешней оболочкой. Это значит, что если вы хотите играть музыку, а не аккомпанемент на трех аккордах – вам сюда.

Гитара. Классическая и не очень

Гитара – один из наиболее популярных сегодня инструментов. По статистике, например, Гнесинского училища, конкурс на отделение гитары второй после вокального – 5-6 человек на место. Класс гитары есть в любой детской музыкальной школе, так что проблемы с начальным музыкальным образованием по этому классу возникнуть не должно. Название «детская» не должно вас пугать – на самом деле, большинство современных школ имеют программу обучения для взрослых, а в Санкт Петербурге, например, есть даже специализированная музыкальная школа для взрослых. Кстати, отзывы преподавателей этой школы достаточно интересны – как показывает их опыт, обучать музыке взрослых людей проще и эффективнее, так как человек изначально приходит с желанием учиться и готовностью работать, в то время как дети, которые поступают в первый класс ДМШ, редко бывают достаточно подготовлены к систематическим и упорным занятиям. Минусы же учебы во взрослом возрасте – например, менее подвижные мышцы – могут быть компенсированы в ходе занятий.

Читайте также:  Парфюм с нотами гиацинта

Стандартная образовательная схема для гитариста может выглядеть как школа-колледж-консерватория. Правда, в реальности бывает вполне достаточно того уровня игры, которого человек достигает после окончания средне-специального учебного заведения. Например, Сергей Калугин – достаточно известный сегодня музыкант, известный своими сложными гитарными партиями и использованием разнообразных инструментов в своих композициях, окончил музыкальное училище при Московском государственном институте музыки имени Альфреда Шнитке. Уровень консерватории для эстрадного исполнителя может оказаться просто лишним – в конце концов, это учебное заведение предназначено для музыкантов академического направления, композиторов, музыковедов.

Для поступления в музыкальную школу достаточно пройти прослушивание, которое вряд ли может вызвать какие-либо затруднения у любого человека, имеющего хотя бы элементарные задатки – чувство ритма, умение слышать мелодию, петь. В начальной музыкальной школе вас научат исполнению различных музыкальных произведений на гитаре, фортепианному аккомпанементу, элементарным вокальным навыкам, а также дадут базовые знания в области сольфеджио, теории и истории музыки. Если вы хотите стать эстрадным исполнителем, вам стоит особое внимание обратить на предмет сольфеджио – именно на этих уроках вы будете постигать основные приемы музыкального конструирования, законы гармонии и прочие важные и базовые вещи. Хорошо освоив этот предмет, вы сможете самостоятельно строить любые партии и голоса в своих композициях.

Освоив уровень музыкальной школы, вы сможете при желании поступить в музыкальный колледж или училище, которые являются средне-специальными учебными заведениями. Здесь, конечно, испытания намного строже – как правило, абитуриенты сдают специальность (она же творческий экзамен), сольфеджио и музыкальную грамоту (может проходить в устной форме или в форме музыкального диктанта), а также общеобразовательные предметы – русский язык, иногда – и другие (например, при поступлении в Музыкальный колледж имени Гнесиных сдают Историю отечества). Особое внимание уделяется именно специальности – при прочих равных поступит тот абитуриент, который владеет инструментом лучше. Поэтому при подготовке к поступлению нужно уделять большую часть внимания именно отработке техники и оттачиванию мастерства – при блестящем результате по специальности некоторые оплошности на остальных экзаменах могут и простить. Как правило, на экзамене требуется исполнить 3-4 произведения.

Читайте также:  Времена пройдут с аккордами

Колледж – это уже достаточно серьезное музыкальное образование. Выпускник колледжа должен ориентироваться в стилях и направлениях зарубежной и отечественной музыки в прошлом и настоящем, уметь использовать мотивы народной музыки в качестве основы для джазовых или других композиций, свободно понимать любые нотные записи и уметь их воспроизводить, уметь работать со звукозаписывающей аппаратурой, сольфеджировать и гармонизировать мелодии, сочинять дополнительные голоса и партии в зависимости от жанра и многое другое. Разумеется, кроме этого, он умеет и самое главное – играть на своем инструменте, причем – на значительно более высоком уровне, чем большинство современных обитателей эстрады.

Выбирая колледж, следует обратить внимание на различные специализации – в некоторых существует отдельное отделение вроде «Музыкального искусства эстрады». Если найти школу, в которой учат играть на электрогитаре, сложно, то уже в училищах этот вопрос снимается, и это очень хорошо – ведь техника игры на аккустической и электро- гитарах достаточно сильно различается и осваивать ее лучше под руководством преподавателей. Кроме того, в России существует Государственный музыкальный колледж эстрадно-джазового искусства – находится он, разумеется, в Москве, и специализированно готовит эстрадных артистов, руководителей инструментальных и вокальных ансамблей. Выпускники этого училища работают в таких престижных ансамблях, как эстрадно-симфонический оркестр Гостелерадио, Президентский оркестр, а также в различных джазовых, эстрадных и военных оркестрах.

Бас гитара – сложное и простое

Среди начинающих исполнителей часто можно встретить людей, считающих бас гитару «упрощенной модификацией» обычной электрогитары, учиться играть на которой вроде бы и не надо. Это мнение, однако, глубоко ошибочно – бас гитара такой же инструмент, как и все другие, и учиться играть на ней ничуть не проще, чем на любом другом инструменте. Однако, к сожалению, сделать это не очень-то просто – лишь небольшое количество детских музыкальных школ сегодня предоставляют возможность обучения по классу бас гитары.

Если вы все-таки полны решимости найти преподавателя для освоения игры на бас гитаре – у вас есть два пути. Первый – это частные уроки индивидуально с преподавателем. Как правило, такие уроки дорого стоят, но есть здесь и некоторые плюсы – если вам удастся найти хорошего преподавателя, то вы сможете получить не только уроки техники игры на басу, но и рекомендации по изучению теоретически-музыкальных дисциплин и некоторое количество жизненного опыта реального музыканта. Кстати, иногда частные уроки дают даже вполне преуспевающие исполнители – обучение у такого может стать отличным трамплином для вашей собственной исполнительской деятельности.

Другой вариант – это дистанционное образование. Как это ни странно, такой вариант учебы в музыке может приносить отличные плоды – по сути, 95% обучения музыке – это ваша самостоятельная работа, а преподаватель выступает в роли образца (постановка рук, основные приемы игры и так далее) и своеобразного живого учебника. При условии предоставления подробных видеоматериалов и конспектов теоретических лекций вы сможете освоить все это самостоятельно – а дистанционный преподаватель по аудио или видеозаписи оценит ваши успехи и даст рекомендации по дальнейшей работе. Многие современные профессиональные музыканты прошли именно этот путь.

Нужно, однако, отметить, что сегодня все-таки начали появляться музыкальные школы, обучающие по классу бас гитары. Как правило, речь идет о частных школах, кроме того, их не так уж много – но они есть, и, возможно, такая школа уже появилась в вашем городе. Получать образование в такой школе, конечно, предпочтительнее – все-таки вы сможете освоить не только практическую, но и теоретическую сторону музыкального искусства, а значит – будете иметь серьезное преимущество перед теми, кто этими знаниями не владеет.

Со средне-специальным образованием все несколько проще – вы можете поступить в уже упоминавшийся Государственный музыкальный колледж эстрадно-джазового искусства или любое училище, имеющее отделение эстрадной музыки – в нем обязательно имеется специализация «Инструменты эстрадного оркестра», где и следует искать вожделенный класс бас гитары. Вся дальнейшая схема аналогична схеме обучения по классу гитары.

Когда ты обнимаешь свой контрабас

Контрабас – это очень серьезный инструмент. Несмотря на кажущуюся «незаметность» среди голосов других инструментов, он выполняет очень важную функцию в любом оркестре или ансамбле – звучание контрабаса являет собой тот фундамент, на котором строится весь музыкальный рисунок. В эстрадных ансамблях его любят еще и за его глубокий вибрирующий звук, без которого немыслимы блюз и джаз и который часто можно услышать в композициях иных стилей.

К счастью для контрабасистов, с обучением игре на этом замечательном инструменте никаких проблем нет – ведь контрабас давно и прочно занял свое место в группе струнно-смычковых инструментов. Обычная схема – музыкальная школа, колледж, при желании и возможности – консерватория – отлично подходит для воспитания контрабасистов как для симфонического оркестра, так и для джаз-бэнда. А все необходимые нюансы человек, имеющий академическое музыкальное образование, вполне сможет уяснить во время работы.

В заключение

То, что написано выше – это, конечно, далеко не все, что хотелось бы сказать о музыкальном образовании. На сегодняшний день существуют и другие возможности научиться играть на любимом инструменте. Например, Национальная академия гитары – интересный проект, предлагающий обучение, сходное по схеме со школьным, но полностью дистанционное. Есть Московский колледж импровизационной музыки – упор в программе этого колледжа сделан не на освоение репертуара великих (хотя и без этого никуда, конечно), а на искусство импровизации, без которого практически невозможна успешная деятельность на эстраде.

Однако какой бы путь вы не выбрали, важно помнить об одном – в конечном итоге, все будет зависеть от вас, от вашего упорства, желания и работоспособности. Мы все знаем случаи, когда никогда не видевший нотной грамоты музыкант сочиняет гениальные композиции – потому, что с детства упорно и методично учился играть партии из известных песен и на слух воспроизводил различные мелодии, разрабатывая свою собственную систему. Но невозможно вспомнить ни одного случая, чтобы диплом консерватории принес известность своему владельцу без приложения каких-либо усилий. Поэтому неважно, где, как и на чем вы учитесь играть – если вы будете заниматься этим систематически, упорно и вдумчиво, однажды мы увидим вас на сцене.

Источник

Высшее музыкальное образование по классу гитары

СМИ, свидетельство Роскомнадзора от 07.03.2017 за номером ЭЛ № ФС 77 — 68911

Подключите пакет «Плюс» и пользуйтесь всеми сервисами сайта без ограничений и рекламы:

Полное отсутствие рекламы.

Неограниченный доступ к премиальным сервисам сайта.

5 тестов на выбор профессии с расширенными результатами.

Сервисы сравнения вузов по 50 критериям и специльностей по 22 критериям.

Калькулятор ЕГЭ с дополнительными опциями.

Персональный онлайн робот-помощник с искусственным интеллектом Поступика (планируется).

Все новые сервисы, которые мы планируем выпустить, также будут входить в пакет «Плюс» без ограничений.

Источник

Музыкальная школа: а что потом?

Несколько слов о карьере музыканта

Необычная учебная четверть, а с ней и весь учебный год, закончены. Родители школьников, уставшие от метаний между скайпом, зумом, чатами и собственной работой, выдохнули с облегчением. А особенно интересной была дистанционная учеба в тех семьях, где есть ученики ДМШ: отсылаемые на электронную почту учителей видео- и аудиозаписи, уроки по вотсапу и скайпу, даже репетиции хора онлайн! Надо признать, в этих непростых условиях педагоги-музыканты трудились вовсю.

И, несмотря на продолжающиеся санитарные меры, идет прием в музыкальные школы новых учеников, и в сентябре в них тоже обязательно начнется учебный год! А значит, перед многими родителями вновь встает вопрос: нужна ли их ребенку учеба в музыкальной школе?

Что она ему даст? Чем сможет в будущем заниматься выпускник ДМШ, продолжив учиться музыке профессионально? А какие возможности даст в дальнейшем освоенная программа «музыкалки» тому, кто выберет другую профессию?
Сегодня мы поговорим о том, как может сложиться судьба тех, кто решил связать свою судьбу с музыкой.

Если муз. колледж и консерватория – не предмет мечты юного музыканта, но расставаться с музыкой не хочется, есть немало других вариантов.

Можно сделать музицирование своим хобби, и порой весьма серьезным

Например, выступать в самодеятельном оркестре – в таком, скажем, как прославленный оркестр народных инструментов ДК «Академия», много лет выступающий на достаточно серьезных площадках. Или как академические хоры НГТУ и НГУ, в которых поют и профессора, и научные сотрудники, и пенсионеры, и студенты… Подобных коллективов существует много, и участие в них действительно может стать серьезной частью жизни, с друзьями, репетициями, гастролями и праздниками…

» Можно и самим создать свой ансамбль, постепенно осваивая все больше площадок и приобретая поклонников – именно так начинался путь на большую сцену у многих известных музыкантов.

Начальное музыкальное образование очень помогает играть, петь, создавать новые произведения и аранжировать старые. Даже простой навык чтения нот и будет очень кстати! А перерастет ли именно у вас музицирование в основное дело жизни, позволит сделать артистическую карьеру или останется любимым занятием для души, заранее сказать трудно.

Можно сделать музыку профессией или ее частью

Не все, вероятно, знают, что обучение музыке входит в обязательную программу обучения учителя начальных классов в педагогических институтах и колледжах, воспитателя детского сада — даже если студент раньше вообще не подходил ни к одному инструменту. Так что тут знакомство с фортепиано и хором окажется очень кстати.

» И поверьте, умение разучить с классом песню, или аккомпанировать, при необходимости, танцующим детям из своей группы бывает иногда очень ценным!

Музыкальный работник в детском саду, учитель музыки в школе, руководитель школьного хора или ансамбля – тоже профессии по-прежнему необходимые и востребованные, хотя, конечно, оплачивается их труд обычно весьма скромно.
Однако образование, полученное в педагогическом институте, колледже, колледже культуры и искусства, конечно, дает сегодня больше возможностей, чем работать строго по специальности. Среди выпускников этих учебных заведений есть, например: частные учителя музыки; руководители самых разных музыкальных коллективов, от оркестра народных инструментов до рок-группы; звукорежиссеры и т. д.

«Чисто» музыкальное образование – что дальше?

Но, предположим, все серьезно! ДМШ окончена на круглые пятерки, вдобавок имеется стопочка лауреатских дипломов с конкурсов всех уровней, и выпускник «музыкалки» намерен продолжать обучение уже профессионально. Что его может ожидать в дальнейшем?

Парадокс, но, если спросить учащихся музыкального колледжа, кем они видят себя через несколько лет, только меньшинство ответит – «преподавателем ДМШ». В то время, как учат их в первую очередь именно этой профессии, и. работает большинство выпускников именно там! Видимо, в 16-18 лет ещё трудно представить себя учителем фортепиано или скрипки, хотя, на самом деле, это совершенно необыкновенная профессия – тут и творчество, и наставничество, и общение один на один!

Однако все же стоит перечислить несколько вариантов возможной карьеры выпускника муз. колледжа и консерватории, помимо пресловутой музыкальной школы:

  • преподаватель колледжа или вуза, методист и т.п.;
  • музыкант в оркестре (филармонии, оперного театра, театра оперетты, радио и телевидения. );
  • солист (филармонии, оперы и т.д.) – понятно, что это путь очень немногих;
  • руководитель народного коллектива – оркестра, хора при вузах, домах культуры;
  • звукорежиссер;
  • саундпродюсер, пишущий музыкальные треки к видео, фильмам, передачам.
  • «свободный музыкант» — от выступающих на мероприятиях и разных площадках по приглашению до «стритующих» на улицах и в переходах метро.

Понятно, что этот ряд можно продолжать.

» Так, очень востребованной в последнее время стала работа педагога в сфере дополнительного образования – в вокальных студиях, различных «развивалках» для малышей, в центрах по работе с детьми с особенностями развития.

Есть среди выпускников консерватории, к примеру, завлит музыкального театра, завучи и директора музыкальных школ и колледжей; лекторы и журналисты-музыковеды; руководители частных развивающих музыкальных центров и. министры культуры!

Вообще, как и у представителей других профессий, у музыкантов есть большой диапазон возможностей, где они могут применить свои таланты умения. И такой же немалый разброс существует в их доходах. Однако, конечно, лишь единицы становятся звездами сцены или супервостребованными преподавателями, а уж постоянно много работать приходится абсолютно всем музыкантам – даже просто, чтобы поддерживать форму.

Поэтому тем, кто хочет, чтобы музыка стала делом его жизни, можно дать такой совет: «Да, идите и учитесь дальше! Но только в одном случае – если без музыки вы не можете жить».

Источник

Оцените статью