Выстрела как по нотам

Выстрела как по нотам

Сокращение нотного письма

Как расшифровать дополнительные знаки, которые часто встречаются в нотах?
В нотном письме используются специальные обозначения, сокращающие нотную запись произведения. В результате, помимо сокращения записи, облегчается еще и чтение нот.
Есть знаки сокращения, которые указывают на различные повторы: внутри такта, нескольких тактов, некоторой части произведения.
Используются сокращенные обозначения, обязывающие исполнять написанное на одну или две октавы выше или ниже.
Мы рассмотрим некоторые способы сокращения нотной записи, а именно:

Реприза указывает на необходимость повтора части произведения, либо всего произведения. Посмотрите на рисунок:

Рисунок 1-1. Пример репризы

На рисунке вы видите два знака репризы, они обведены красными прямоугольниками. Между этими знаками заключена часть произведения, которую необходимо повторить. Знаки «смотрят» точками друг на друга.
Если необходимо повторить только один такт (даже несколько раз), можно использовать следующий знак (похож на знак процента):


Рисунок 1-2. Повтор целого такта

Поскольку мы в обоих примерах рассматриваем повтор одного такта, то обе записи играются следующим образом:


Рисунок 1-3. Нотная запись без сокращения

т.е. 2 раза — одно и то же. На рисунке 1-1 повтор даёт реприза, на рисунке 1-2 — знак «процента». Важно понять, что знак «процента» дублирует только один такт, а реприза может охватывать сколь угодно большую часть произведения (даже все произведение). Ни один знак повтора не может указать повтор какой-то части такта — только весь такт целиком.
Если повтор обозначен репризой, но концовки повтора разные, то ставят скобки с цифрами, которые указывают, что при первом повторе играть этот такт, при втором — этот и т.д. Скобки называются «вольтами». Первая вольта, вторая и т.д..
Рассмотрим пример с репризой и двумя вольтами:


Рисунок 1-4. Пример с репризой и вольтами

Как играть этот пример? Сейчас разберёмся. Тут всё просто. Реприза охватывает такты 1 и 2. Над 2-м тактом стоит вольта с цифрой 1: этот такт играем при первом проходе. Над тактом 3 стоит вольта с номером 2 (она уже вне пределов репризы, так и должно быть): этот такт мы играем при втором проходе репризы вместо такта 2 (над ним вольта № 1).
Таким образом, мы играем такты в следующей последовательности: такт 1, такт 2, такт 1, такт 3. Послушайте мелодию. Во время прослушивания следите по нотам.

Итоги.
Вы познакомились с двумя вариантами сокращения нотного письма: репризой и знаком «процента». Реприза может охватывать сколь угодно большую часть произведения, а символ «процента» повторяет только 1 такт.

2. Повторы внутри такта.

Повтор мелодической фигуры.
Если в пределах одного такта используется одна и та же мелодическая фигура, то такой такт может быть записан следующим образом:


Рисунок 2-1. Повтор мелодической фигуры

Т.е. вначале такта указана мелодическая фигура, а дальше вместо того, чтобы ещё 3 раза перерисовать эту фигуру, просто флажками 3 раза указано на необходимость повтора. В итоге вы фактически играете следующее:


Рисунок 2-2. Исполнение мелодической фигуры

Согласитесь, сокращённая запись проще читается! Обратите внимание: в нашей фигуре у каждой ноты по два флажка (шестнадцатые ноты). Именно поэтому в знаках повтора по две черты.

Повтор ноты.
Повтор одной ноты или аккорда обозначается аналогичным образом. Рассмотрим такой пример:


Рисунок 2-3. Повтор одной ноты

Звучит эта запись, как вы, наверное, уже догадались, следующим образом:

Рисунок 2-4. Исполнение

Тремоло.
Быстрое, равномерное, многократное повторение двух звуков называют словом тремоло. На рисунке 3-1 показано звучание тремоло, чередуются две ноты: «до» и «си»:


Рисунок 2-5. Пример звучания тремоло

Сокращённо это тремоло будет выглядеть следующим образом:


Рисунок 2-6. Запись тремоло

Как вы видите, принцип везде одинаков: указывается одна или две (как в тремоло) ноты, длительность которых равна сумме реально исполняемых нот. Штрихами на штиле ноты указывается количество флажков нот, которые нужно сыграть.
В наших примерах мы повторяем звучание только одиночной ноты, но вы также можете встретить сокращения, подобные этому:


Рисунок 2-7. И это тоже тремоло

В рамках этой рубрики вы изучили различные повторы внутри такта.

3. Знаки переноса на октаву.

Если небольшая часть мелодии находится слишком низко или высоко для удобного написания и чтения то поступают следующим образом: мелодию пишут так, чтобы она была на основных линиях нотного стана. Однако при этом указывают, что играть надо на октаву выше (или ниже). Как это делается, рассмотрим на рисунках:


Рисунок 3-1. 8va обязывает играть на октаву выше

Обратите внимание: над нотами сверху написано 8va, а также пунктиром выделена часть нот. Все ноты под пунктиром, начиная от 8va, играют на октаву выше написанного. Т.е. то, что изображено на рисунке, следует играть вот так:


Рисунок 3-2. Исполнение

Теперь рассмотрим пример, когда используются низкие ноты. Взгляните на следующий рисунок (мелодия группы «Агата Кристи»):


Рисунок 3-3. Мелодия на дополнительных линиях

Эта часть мелодии написана на дополнительных линейках снизу. Воспользуемся обозначением «8vb», обозначив пунктиром те ноты, которые необходимо опустить на октаву (при этом на нотном стане ноты будут написаны выше реального звучания на октаву):


Рисунок 3-4. 8vb обязывает играть на октаву ниже

Запись стала компактнее и читается проще. Звучание же нот осталось прежним.
Важный момент: если вся мелодия звучит на низких нотах, то, конечно, под всем произведением никто не будет рисовать пунктир. В этом случае используется басовый ключ Фа. 8vb и 8va используются для сокращения записи только части произведения.
Есть ещё такой вариант. Вместо 8va и 8vb может быть написано только 8. В этом случае пунктир ставится над нотами, если играть нужно на октаву выше, и под нотами, если играть следует на октаву ниже.

Итоги.
В этой главе вы узнали о ещё одном виде сокращения нотного письма. 8va указывает играть на октаву выше написанного, а 8vb — на октаву ниже написанного.

4. Dal Segno, Da Coda.

Слова Dal Segno и Da Coda тоже используются для сокращения нотного письма. Они позволяют гибко организовать повторы частей музыкального произведения. Можно сказать, что это как дорожные знаки, организующие движение. Только не по дорогам, а по по партитуре.

Dal Segno.
Знак указывает место, с которого нужно будет начать повтор. Обратите внимание: знак только указывает место начала повтора, но сам повтор играть ещё рано. А обязывает начать играть повтор фраза «Dal Segno», часто сокращённая до «D.S.». После «D.S.» обычно следует указание, как играть повтор. Об этом — чуть ниже.
Другими словами: исполняете произведение, встречаете знак и игнорируете его. После того, как Вы встретите фразу «D.S.» — начинаете играть со знака .
Как было сказано выше, фраза «D.S.» не только обязывает начать исполнение повтора (перейти к знаку ), но и указывает, как следует действовать дальше:
— фраза «D.S. al Fine» обозначает следующее: начать играть со знака до слова «Fine»;
— фраза «D.S. al Coda» обязывает вернуться к знаку и играть до фразы «Da Coda», после чего перейти к Коде (начать играть со знака ).

Coda.
Это финальная часть музыкального произведения. Обозначается она знаком . Понятие «Coda» довольно обширное, это отдельная тема. В рамках изучения нотного письма нам пока понадобится только знак коды: .

Пример 1. Использование «D.S. al Fine».

Давайте разберём в какой последовательности идут такты.
Такт 1. Содержит знак Segno (). С этого места мы начнём играть повтор. Однако, указаний на повтор (фразы «D.S. «) мы ещё не встретили (эта фраза будет во втором такте), поэтому знак игнорируем.
Также в первом такте видим фразу «Da Coda». Означает она следующее: когда будем играть повтор, нужно будет с этой фразы перейти на Коду (). Тоже игнорируем, поскольку повтор ещё не начался.
Таким образом, мы играем Такт №1 так, как будто нет никаких знаков:

Такт 2. В конце такта мы видим фразу «D.S. al Coda». Означает она следующее: необходимо начать повтор (со знака ) и играть до фразы «Da Coda», после чего перейти к Коде ().
Таким образом мы полностью играем Такт № 2 (рыжим цветом обозначен только что пройденный этап):

. а затем, следуя указанию «D.S. al Coda», переходим к знаку — это Такт № 1:

Такт 1. Внимание: здесь снова играем Такт № 1, но это уже — повтор! Поскольку мы ушли на повтор с фразы «D.S. al Coda», то и играем до указания перейти на Коду «Da Coda» (чтобы не перегружать рисунок, мы стёрли «старые» стрелки):

В конце Такта № 1 встречаем фразу «Da Coda» — мы обязаны перейти к Коде ():
Такт 3. И теперь уже играем от знака Коды () до конца:

Результат. Таким образом, мы получили следующую последовательность тактов: Такт 1, Такт 2, Такт 1, Такт 3.
Уточнение насчёт Coda. Ещё раз уточним, что термин «Coda» носит более глубокий смысл, нежели показан в примере. Coda — завершающая часть произведения. Coda не учитывается, когда Вы, разбирая произведение, определяете его построение.
В рамках данной статьи мы рассматривали сокращение нотной записи, поэтому на понятии Coda подробно не останавливались, а использовали только её обозначение: .

Итог.
Вы узнали множество полезных знаков сокращения нотного письма. Эти знания очень пригодятся вам в будущем.

Источник

Как определить тональность. 10 практических примеров с описанием

Как определить тональность. Общая информация

Навык определения тональности на слух – один из наиболее важных для любого музыканта. Он позволит вам не только в разборе композиций, на которых нет табулатур или видеоуроков, но и еще очень быстро подстраиваться под ваших импровизирующих коллег. Разумеется, способность сходу называть ключ песни требуется развивать при помощи различных упражнений и теоретических знаний. В этой статье мы подробно расскажем о том, как определить тональность композиции и опишем все способы, как это сделать.

Определение тональности песни. 10 способов с подробным описанием

На слух

Если вы имеете хороший музыкальный слух, и знаете, как звучит та или иная нота, то определить тональность на слух для вас не должно составить труда. Попробуйте поиграть различные ноты под композицию. Скорее всего, вы найдете те, при помощи которых сможете определить тональность. Выпишите их, либо запомните. Теперь попробуйте поиграть гаммы, в которых содержатся выписанные ноты. Скорее всего, в какой-то момент вы услышите, что гамма полностью гармонирует со звучанием композиции. Это и есть ее тональность.

По аккордам

Этот способ – один из самых простых, и основан на том, что вы производите подбор аккордов к разучиваемой композиции. Вы должны знать, какие ступени есть в каждом аккорде, и отталкиваясь от них, достраивать трезвучия от имеющихся в композиции нот. Основываясь на связках аккордов, таким образом, вы сможете быстро определить тональность композиции.

По статистике

Если у вас есть записанные аккордовые последовательности , то достаточно просто держать в голове, что большая часть песен начинается и заканчивается со своей тоники. Иногда бывают исключения – но чаще всего оно так и происходит. Наблюдая за тем, с какого звука начинается и заканчивается композиция, вы сможете легко определить тональность по нотам.

Логически

Для этого вам требуется понять, какие ноты присутствуют в мелодии. Когда вы это узнаете, процесс практически ничем не будет отличаться от определения тональности по аккордам. К каждой из нот достраивайте аккорды, используя только те звуки, которые имеются в песне. Исходя из этого, вы сможете построить гармонию и понять тональность.

По ключевым знакам

Если вы не совсем понимаете построение аккордов , то можете попробовать определить тональность по ключевым знакам. Для этого вам нужно выяснить, сколько диезных и бемольных нот содержится в песне. Каждая тональность имеет определенное их количество в гамме. Когда вы поймете это – то сразу же определите нужную вам тональность. Для того чтобы лучше понять количество знаков при ключе, вам потребуется запомнить кварто-квинтовый круг тональностей.

Очень просто определять тональность по записям в GTP. Там вы сможете точно подсчитать количество нот со знаками, без необходимости подбирать их на слух.

Способ для диезных мажорных тональностей

Есть еще одна подсказка по тому, как определять количество диезов и бемолей. Однако для этого вам потребуется знать хотя бы одну полную ноту без знака.

Принцип заключается в том, что диезные ноты расположены в промежутке полной квинты вверх до тоники. Например, в тональности A мажор три диеза – C#, F#, G#. Определить их можно, достроив квинту от каждой полной ноты до A в следующей октаве.

Способ для бемольных мажорных тональностей

Похожий принцип действует для определения бемолей, однако здесь мы достраиваем кварту вниз, до нужной нам ноты в предыдущей октаве.

Родственные тональности

Еще одна вещь, которую стоит запомнить – так называемый кварто-квинтовый круг тональностей. Дело в том, что каждой мажорной тональности соответствует родственная ей минорная, которая полностью повторяет содержащиеся в ней ноты в гамме. Если вы будете это помнить, то подбор тональности станет намного проще.

Сайты с функционалом определения

В интернете существует масса сайтов, которые помогут вам, если вы еще не до конца понимаете, как определить тональность песни. Они действуют по-разному – в какие-то нужно загрузить мелодию, какие-то действуют через уже подобранные аккорды.

Используя программы для ПК

Тот же самый функционал содержат в себе программы для компьютера. Это и секвенсоры типа Fruity Loops, и небольшие плагины. С этими программами вы сможете очень просто подобрать тональность интересующей вас песни, без необходимости подбирать все на слух.

Источник

Читайте также:  Имперский марш звездных войн ноты
Оцените статью