Выучить расположение нот для гитары

Выучить расположение нот для гитары

Очевидно, если вы взяли в руки гитару с целью изредка поиграть любимые песни в кругу друзей и не планируете в ближайшем будущем стать новым Стивом Ваем или Джимми Хендриксом – вы можете отложить изучение нот на грифе на неопределённый срок и ограничиться только информацией, которую мы даём в наших разборах.

Если же ваши цели лежат в иной плоскости и подразумевают взаимодействие с другими музыкантами, сочинение музыки или импровизацию – вам безусловно нужно было начать учить ноты на грифе гитары ещё вчера.

Если вы уже бывали на сайте guitar-geek.ru, то наверняка обратили внимание, что в аппликатурах аккордов во всех разборах песен выделены тоники (синие кружки). Тоника – это основная нота аккорда, от которой этот аккорд построен. Если вы внимательно изучали эти аккорды, то наверняка уже ориентируетесь, где какая нота на 6 и 5 струнах, а если не ориентируетесь – придётся потратить чуть больше времени на изучение грифа.

Читайте также:  Интервальный состав мажорного аккорда

Итак, как уже говорилось – вы должны знать каким нотам соответствуют струны вашей гитары. Сейчас мы рассматриваем 6 струну (Ми) и 5 струну (Ля). Кроме того, к этому моменту вы уже должны свободно проговаривать ноты восходящей и нисходящей гаммы До мажор.

Теперь осталось уяснить, что между нотами Ми и Фа, и между нотами Си и До – полутон (1 лад на гитаре), а между всеми остальными нотами – тон (2 лада на гитаре). Этих данных достаточно, чтобы вы смогли самостоятельно найти все ноты гаммы До мажор на 6 и 5 струнах. Это ваше первое задание. Возьмите гитару и найдите все ноты гаммы До мажор, начиная с открытых струн и до 12 лада. Нашли? Теперь взгляните на изображения ниже и проверьте себя.

До V лада проблем с запоминанием нот обычно не возникает, потому как есть привязка к открытым струнам и ориентиры в виде основных аккордов, а вот после V лада могут возникать затруднения. Чтобы преодолеть эти трудности – разложим все ноты на 4 группы.

Когда будете играть эти группы нот – старайтесь запомнить как выглядят эти последовательности нот аппликатурно на грифе.

Начнём с открытой 5 струны (Ля). Если повысить ноту Ля на целый тон (2 лада на гитаре), то вы всегда получите ноту Си. Это справедливо для любого места на грифе и для любой струны. Правило работает и для ноты До, которую можно получить, повысив ноту Си на полутон (1 лад на гитаре).

Обратите внимание на изображение ниже. Как видите, аппликатурно эта последовательность нот выглядит одинаково на 6 и 5 струнах.

Совершенно тот же принцип будет сохраняться в группе нот До – Ре – Ми, с той лишь разницей, что в этой группе между всеми нотами будет целый тон (2 лада на гитаре).

Запомните аппликатуру этой группы нот на 6 и 5 струнах. Сразу откладывайте в голове информацию, что повысив ноту До на целый тон в любом месте на грифе вы получите ноту Ре, а повысив на тон ноту Ре – всегда получите ноту Ми.

Теперь давайте сгруппируем ноты Ми – Фа – Соль. Эти ноты располагаются на участке 6 струны от открытой позиции до III лада. На 5 струне – от VII до X лада.

Чуть раньше уже упоминалось, что интервал между нотами Ми и Фа – полутон, а между нотами Фа и Соль – тон. Из этого следует, что найдя ноту Ми на грифе – следующий лад всегда будет нотой Фа, а повысив ноту Фа на один тон – вы получите ноту Соль. Теперь запомните аппликатуры этой последовательности на 6 и 5 струнах.

В последней группе нот Фа – Соль – Ля интервалы между соседними нотами составляют тон. Это значит, что найдя в любом месте грифа ноту Фа и повысив её на 1 тон – вы получите ноту Соль, а повысив таким же образом ноту Соль – получите ноту Ля.

На 6 струне эта последовательность нот играется с I до V, а на 5 струне с VIII до XII лада. Взгляните на картинку и запомните, как выглядит на грифе эта последовательность нот.

Мы разобрали основу, на которой будет построена методика запоминания нот на грифе гитары. Если здесь вы будете плавать – ничего хорошего не получится, поэтому всё, что вы только что прочитали, нужно знать как таблицу умножения.

Когда вы будете чётко видеть каждую ноту на 6 и 5 струнах до XII лада, можете приступать к дальнейшему изучению грифа. После XII лада все ноты повторяются, поэтому пока что об этом не думайте, сосредоточьтесь на первых 12 ладах.

Чтобы быстрее запомнить ноты на 6 и 5 струнах предлагаю вам действовать следующим образом:

  • играйте все группы нот в прямой и обратной последовательности. Играйте много, играйте долго, играйте вдумчиво. Смотреть телевизор и гонять по грифу не получится. Точнее, получится, но толку от этого будет мало. В этот процесс обязательно должны быть включены не только руки, но и голова;
  • как уже говорилось, при проигрывании нот проговаривайте их названия вслух. Ещё эффективнее будет пропевать эти ноты в унисон. Это кажется бесполезным занятием, но это только кажется, поверьте. Если будете пропевать ноты, то помимо запоминания их расположения на грифе вы будете лучше запоминать, как они звучат;
  • когда у вас нет времени посидеть с гитарой часок-другой и погонять эти группы нот по грифу – используйте любое свободное время, чтобы напрягать голову. Заставляйте мозг визуализировать гриф и расположение нот. К примеру, вместо того, чтобы послушать музыку в метро – заведите блокнот, расчертите там 12 ладов и вписывайте туда ноты. Начинайте с открытой струны и заканчивайте XII ладом. Делайте это для 6 и 5 струн, в прямом и обратном порядке;
  • когда почувствуете, что можете выбрать рандомный лад на этих струнах и без промедления назвать ноту ничего не высчитывая – вы готовы продолжить изучение грифа. Обычно для этого достаточно нескольких дней сфокусированной работы.

Обязательно сохраните эту публикацию в закладках вашего браузера (Ctrl + D), чтобы вернуться сюда позже и продолжить. А если вы уже выучили ноты на 6 и 5 струнах – давайте разбираться дальше.

Возможно, для вас это будет сюрпризом, но если вы выучили ноты на 6 и 5 струнах, то вы уже выучили весь гриф. Просто вы пока об этом не знали.

Дело в том, что если вы знаете аппликатуры октав на грифе гитары – вы можете найти любую ноту, взяв октаву от ноты на уже изученных вами струнах. С интервалами, в том числе с октавами, я уже знакомил вас в статье «Как пользоваться кварто-квинтовым кругом». Если кратко, октава – это интервал между двумя нотами, при котором частота одного из них либо в два раза выше, либо в два раза ниже другого.

Гитара – это очень удобный инструмент, как вы уже могли убедиться, когда изучали аппликатуры разных групп нот. В случае с октавами ситуация практически идентичная – аппликатурно октавы выглядят одинаково по всему грифу, за исключением некоторых изменений, вызванных строем инструмента. Об этом дальше поговорим подробнее.

Это, пожалуй, самая распространённая октавная аппликатура, поэтому стоит начать именно с неё. Если выразить эту форму словами, то чтобы найти октаву – вам нужно зажать указательным пальцем ноту на 6 струне, а безымянным пальцем зажать ноту, внимание, через струну и через лад.

Например, если взять ноту Ля на V ладу 6 струны, то нота Ля на октаву выше будет на VII ладу 4 струны.

Теперь для лучшего восприятия давайте всё это визуализируем.

Октавные аппликатуры для поиска нот на 2 и 1 струнах несколько отличаются от тех, которые мы уже использовали для поиска нот на 4 и 3 струнах. Это связано с особенностью настройки гитары. На этот раз вам нужно будет зажимать ноты указательным пальцем и мизинцем и формула будет выглядеть так: через струну и через 2 лада.

Кроме того, вы знаете, что 6 и 1 струны гитары настраиваются на ноту Ми, т.е. все ноты, которые вы уже выучили на 6 струне в точности повторяются на 1.

Рассмотрим ещё одну аппликатуру, которая не так распространена, но всё равно будет очень полезна для изучения нот на грифе гитары. На этот раз формула такая: через 2 струны и через лад.

Если раньше мы строили октавы от основания к вершине, то теперь будем брать ноту на 1 или 2 струне, а безымянным пальцем или мизинцем брать октаву на 4 или 5 струнах.

Теперь давайте это визуализируем.

При прочтении этой статьи и вас мог возникнуть логичный вопрос: «Как быть с участком грифа после XII лада?». Действительно, стоит остановиться на этом подробнее, ведь мы рассмотрели гриф только до XII лада.

Дело в том, что после XII лада все ноты на грифе повторяются. Если вы зажимаете любую струну на XII ладу, то звучит та же нота, которая звучала бы на открытой струне, просто на октаву выше.

Это значит, что совершенно всё, что мы изучали ранее справедливо и для участка грифа после XII лада. Вы можете представить, что XII лад – это ваша открытая струна. Тогда первая метка на грифе после XII лада (на XV ладу) будет соответствовать III ладу и так далее. Кроме того, это значит, что все аппликатуры после XII лада тоже сохраняются.

Для лучшего понимания я это проиллюстрирую, а вы попробуйте найти 5 отличий.

Источник

Разучиваем расположение нот на грифе гитары. Два способа

Научиться распознавать ноты на грифе гитары не так уж и сложно, если придерживаться некоторых правил и серьезно отнестись к обучению.

Зачем изучать ноты на гитаре

Изучение расположения звуков на гитаре поможет:

  1. Быстро ориентироваться на грифе во время игры
  2. Понимать как строится импровизация, и откроет возможность самостоятельно сочинять и подбирать разнообразные мелодии.
  3. Знать принцип строения аккордов для гитары, и, как следствие, свободно ориентироваться в них, находя на любом участке грифа, и не пользуясь при этом различными сборниками.
  4. Отойти от табулатурного мышления (игра только по табам), что открывает способность самостоятельно находить интересные решения, заменяя трудные или не очень красивые места в каком-нибудь произведении на более благозвучные и удобные.
  5. Научиться играть более чётко, собранно и ровно, приблизив своё исполнение к профессиональному, благодаря пониманию ритмических рисунков нот.

Определитесь с целями

Прежде чем приступить к обучению, нужно решить, какие цели вы преследуете. Если возникло желание сочинять красивые мелодии, и делать всё то, что перечислено выше, понадобится хорошенько потрудиться и постараться выучить все ноты на грифе. Если вас интересует только изучение аккордов, с целью играть аккомпанемент к песням, в этом случае ориентировка суживается к изучению нот только басовых струн, так как все аккорды построены на них.

С чего начать обучение

Проще всего начать обучение с названий нот на гитаре на открытых струнах. С этого и начнём. Названия нот начиная с первой струны (самой тонкой):

Эта последовательность названий звуков в быстром произношении напоминает что-то вроде: «Меси соль ремнями». Вместо звука «ми» слог «ме», и «мня» вместо «ля». На самом деле, запомнить ноты открытых струн не так уж и сложно, даже не применяя эту, не совсем логичную, «скороговорку».

Первый способ выучить ноты на гитаре

Не пытайтесь заучить расположения нот на гитаре по всему грифу за один день, это только вас запутает. Выучите некоторые расположения нот и повторяйте их в течение дня.

Упражнения с открытыми струнами: 1, 2, 3

Начните играть открытые струны, параллельно напевая или проговаривая их. Произнесение вслух нот, поможет быстрее освоить их месторасположение в нотном стане и на гитаре. Ниже на картинке изображён нотный стан со звуками первых трёх (тонких) открытых струн в различных последовательностях. Буквы над нотными линейками обозначают пальцы правой руки, которыми будут извлекать звук из струн: (a) –безымянный; (m) –средний; (i) – указательный.

Упражнения с открытыми струнами: 4, 5, 6

Следующий шаг – открытые басовые струны: «ми», «ля» и «ре». Эти ноты для гитары выходят за пределы пяти основных линеек, поэтому рисуют их на добавочных линиях, как изображено на картинке. Данное упражнение играется правой рукой, используя большой палец, обозначают его буквой (P). Очень легко запомнить следующее: для первых трёх ладов добавочные линии рисуются только для шестой и пятой струны. То есть: первый, второй и третий лад этих струн дают низкие звуки, которые рисуются на дополнительных линиях, а, уже начиная с открытой четвёртой струны – используют основные. Учитывая это, вы сможете легче распознавать ноты с добавочными линейками.

Переборы на открытых струнах

Следующий этап – игра перебором, используя только открытые струны, упражнение №30. Сохраняйте аппликатуру правой руки. Изображенный ниже перебор – один из самых известных и часто используемых. Играйте также проговаривая, а лучше пропевая все названия звуков.

Добавляем ноты в пределах трёх ладов

Упражнения становится немного сложнее, но при освоении нот первых трёх ладов открывается возможность играть несложные пьесы. Изучение расположения нот на грифе происходит постепенно, с каждым разом добавляя в упражнение новую ноту. В этот раз, к открытым струнам добавляем «ля» и «ре». Обязательно запоминаем их место на нотном стане.
Следующее упражнение будет содержать ещё один дополнительный звук «ми», прижимается он на втором ладу четвёртой струны. Для лучшего усвоения и запоминания – произносите во время игры названия нот.

Добавляем басовые ноты

Перед тем как начать новое упражнение – повторим звуки открытых нот. После чего выучим сразу две новых ноты: «си» пятой струны и «соль» шестой, рисуются они под первой добавочной линией, и под двумя добавочными линиями соответственно.

Чтобы закрепить материал, исполним греческую и венгерскую народные песни.

Добавляем ещё ноты на закрытых струнах

Теперь, когда мы знаем уже часть нот, можно ускорить процесс изучения. В следующем упражнении добавлено будет сразу три ноты «фа» и «соль» первой струны (первый и третий лад) и нота «до» струна вторая, лад первый.
Для дальнейшего обучения следует перейти к практике, и шаг за шагом изучать простые пьесы. Эта система станет отличным помощником, для желающих научиться играть красивые мелодии, и разбираться в расположении звуков на гитарном грифе.

Симметричные ноты

Данный метод запоминания расположения нот на нотном стане, я называю “симметричные ноты” или ноты-якоря. Смысл этого способа довольно прост! Вам нужно выучить только три ноты которые находятся либо на линейках, либо между линейками. Вот как это выглядит:

Дальше вам нужно знать обычный звукоряд «до-ре-ми-фа-соль-ля-си» и назад си-ля-соль-фа-ми-ре-до. Смотрим, что нота “ми” находится на 1 линейке нотоносца, а нота “ре” под первой. Между ними нельзя записать ещё какую-либо ноту. Перед нотой “ми” в звукоряде находится “ре”, значит этот звук и будет под первой линейкой. Таким образом, запомнив только 3 звука, вы сможете быстро найти все ноты, которые рядом с ними.

Второй способ запомнить ноты на грифе гитары

Второй, и более простой способ предназначен для тех, кто ставит за цель разбираться в аккордах при игре аккомпанемента к песням.

Буквенные обозначения нот

Буквенные обозначения нот соответствуют первым буквам в названиях аккордов для гитары.
Для того чтобы освоить этот способ достаточно знать звуки только на трёх басовых струнах: «Ми» – E, «ля» – A, «ре» – D. На приведенной ниже схеме будут даны все буквенные обозначения звуков ( «до» – C, «ре» – D, «ми» – E, «фа» – F, «соль» – G, «ля» – A, «си» –H). Нота «си» имеет две буквы, которыми она может обозначаться, это буква H и B. В нашем случае будем использовать букву H. Обратите внимание, схема прерывается на двенадцатом ладу, так как ноты XII лада полностью повторяют звуки открытых струн гитары, но звучат на октаву выше, следовательно, и все остальные звуки будут повторяться, и идти в том же порядке. К примеру, на тринадцатом ладу те же ноты, что и на первом и т.д.

Закономерности в расположении звуков на гитаре

Как вы уже догадались, ноты на гитарном грифе расположены, отнюдь, не хаотично. И, пользуясь некоторыми нехитрыми закономерностями, можно легко выучить весь гриф. К примеру, выученная до XII лада четвёртая струна, поможет ориентироваться по пятой.

Как это работает? Всё очень просто! Открытая четвёртая струна даёт один и тот же звук с пятой, прижатой на пятом ладу, соответственно первый лад четвёртой струны даст звук шестого лада пятой струны. Поэтому можно сделать вывод, что расположение нот на пятой струне достаточно выучить до V лада. По тому же принципу «эксплуатируем» шестую струну по отношению к пятой. Дальше V лада на пятой струне ноты будут такие же как и на четвёртой струне начиная с открытой.

Карточки расположения нот на гитаре

Для того, чтобы помочь себе освоить порядок нот на гитаре можно использовать различные вспомогательные средства. Это и разнообразные приложения на смартфонах и наклейки на предметах в доме, и т.д. Хочу предложить одно из таких средств. Это карточки с названием нот. Их нужно вырезать, и носить с собой. Когда выдалось свободное время, к примеру вы чего-то ждёте, либо стоите в очереди, можно достать эти карточки и освежать в памяти.

Скачать карточки можно перейдя по ссылке здесь.

Как учить ноты на гитаре используя табы

Это способ запоминания является очень действенным, так как многие гитаристы очень хорошо ориентируются по табам. Почему бы не использовать это, для запоминания нот. Ниже приведена таблица в формате pdf. Первая строка – это весь звукоряд гитары от шестой струны до первой 12 лада. Далее каждая строчка – это струна. Вы смотрите в табулатуру, затем в ноты, и стараетесь запомнить что где находится. Полную версию pdf скачайте ниже.

Выучив ноты на грифе гитары, вы можете переходить к следующему шагу – учить ноты песен для гитары. Это закрепит ваши знания, и даст навыки необходимые любому гитаристу мечтающему хорошо играть на своём инструменте.

Некоторые материалы этой статьи использовались с сайта www.guitarprofy.ru

Помогут ли наклейки на гриф с названиями нот

Сейчас, во многих магазинах, в том числе и на любимом AliExpress, можно купить стикеры в виде кружков с названиями нот, которые можно приклеивать на гриф. Я не рекомендую такой способ. Он может больше запутать, чем помочь.
Дело в том, что ноты на гитаре, и в целом в музыке, часто совпадают по названию, но имеют разный регистр, или говоря музыкальным языком, играются в разных октавах. К примеру, диапазон гитары включает целых 4 ноты “ми”. Они хоть и называются одинаково, однако звучат и записываются совершенно по-разному, и, ни в коем случае, не могут быть взаимозаменяемы. Наклейки на гриф не отображают эту информацию.

Периодически сталкиваюсь с тем, что ученики, разучивая ту или иную композицию, играют вместо открытой второй струны – 5 струну, 2 лад, так как и там и там вроде бы звук “си”. В связи с этим, произведение уже звучит неправильно. Поэтому важно запоминать не только название ноты, но и её расположение на нотном стане.

Источник

Оцените статью