- Как подбирать аккорды к песне – пошаговая инструкция + видео
- А как по-вашему лучше играть: по нотам или на слух?
- По нотам или на слух?
- На чем тренироваться
- С чего начать
- Используем родственные тональности
- Зачем играть с закрытыми глазами
- Обращение аккордов.
- Почему уметь обращать аккорды так важно
- Тренируем слух
- О гармонизации мелодии. Аккордовые обозначения в музыке
Как подбирать аккорды к песне – пошаговая инструкция + видео
На первый взгляд может показаться, что подбирать музыку на слух невероятно трудно. Некоторые думают, что музыканты тратят годы, чтобы обрести этот навык. Я постараюсь развенчать этот миф и убедить вас в обратном.
Чтобы подбирать музыку, нужен хороший слух. Спешу вас успокоить: музыкальный слух можно развивать специальными тренировками.
Подобрать на слух проще чем кажется, но чтобы делать это быстро и непринужденно, нужно регулярно упражняться и следовать системе, о которой мы поговорим в этой статье.
Обратите внимание на наш авторский курс «С нуля до полной свободы» . Он рассчитан на новичков и начинающих музыкантов.
А как по-вашему лучше играть: по нотам или на слух?
По нотам или на слух?
Среди музыкантов не мало тех, кто хорошо играет по нотам, бегло читает с листа. Музыкантов, способных воспроизвести музыку на слух – меньшинство. Даже среди тех, кто обладает абсолютным слухом. Так в чем же разница? Может быть умение подбирать музыку на слух это дар, и таких счастливчиков один на тысячу? Попробуем разобраться.
Маленький ребенок сперва учится говорить, а потом уже его учат читать и писать. Логично будет учить ребенка музыке таким же способом — сперва извлекать звуки из инструмента, а потом уже объяснять, как эти звуки записывать нотами. Этот этап обучения, называется донотным периодом. К сожалению, это короткий этап. Вскоре, детей начинают обучать нотной грамоте, игре по нотам. Этому уделяют больше внимания и отводят больше времени на эти занятиях. Получается, ребенок с раннего возраста учится играть ПО НОТАМ. К окончанию музыкальной школы, ученик свободно играет по нотам, но без них чувствует себя обезоруженным.
Есть и другая ситуация. Человек со средними музыкальными способностями хотел обучаться музыке, но по каким-то причинам не попал в музыкальную школу. Такой человек бо́льшую часть времени уделяет практическим занятиям — игре на инструменте. Самоучки, как правило, не владеют теоретическими знаниями. Зато благодаря регулярным занятиям без нот, навык импровизировать и подбирать на слух, у них развит очень хорошо.
Конечно, есть исключения из правил и среди учеников. Встречаются таланты, которые осваивают игру по нотам и без нот параллельно. Но мы будем говорить о человеке со средними музыкальными способностями.
На чем тренироваться
Начинать подбирать аккорды на слух, я рекомендую с простых песен. Именно песня имеет куплетную форму, а значит, сто́ит один раз подобрать куплет, один раз припев и вот уже одно готовое произведение у вас в кармане, точнее в пальцах.
Еще один плюс песенного жанра заключается в том, что мелодию можно петь. В современных песнях вокальная партия часто бывает однообразной. Она вращается вокруг 2-3 нот, но из-за подачи певца, возможностей голоса и быстрых речитативов звучит неплохо. Если такую мелодию переложить на инструмент, не всегда получается красиво, убедитесь сами:
Если аккорды можно найти на просторах интернета, мелодию, записанную нотами, найти проблематично. Так что сделаем вывод: мелодию иногда лучше петь, а не играть. К тому же, это освобождает обе руки для импровизаций.
Ну и самый главный козырь, о котором нужно помнить: многие песни очень схожи между собой. Они имеют одни и те же последовательности аккордов, одинаковую структуру. Поэтому осваивая одну песню, на самом деле вы осваиваете сразу несколько. При этом не нужно тратить время на подбор мелодии, ведь ее можно спеть.
С чего начать
Первое , что нужно определить – это тональность. Если вы не умеете делать это самостоятельно, можно обратиться к интернету, однако, я не рекомендую так поступать. Лучше приложить усилия, научиться этому и быть полностью независимым от сторонней помощи.
Второе . Не всегда разумно подбирать произведение с самого начала. Выберите отрывок, который кажется вам самым простым и начните с него. Возможно это будет припев или куплет, а может быть бридж (проигрыш).
Третье . Когда вы знаете тональность и выбрали фрагмент с которого начнете, сядьте за инструмент и послушайте этот музыкальный отрезок еще раз. Постарайтесь зацепиться слухом за линию баса. Бас лежит в основании музыкального построения и на нем все держится. Слушайте бас и пробуйте подыгрывать ему. Находите «Звуки-гво́здики» — такие звуки, за которые зацепился слух. Отталкиваясь от этих звуков гораздо проще найти остальные, анализируя: куда двигалась мелодия баса до этого звука, а куда пошла после; перемещается поступенно или скачками.
Четвертое . Когда мелодию баса вы наметили, проделайте ту же процедуру с остальными частями произведения.
Пятое . Теперь, когда вся партия баса у вас готова, можно подбирать аккорды. Мы не спроста начали именно с баса: во-первых, на него опирается вся музыкальная фактура; во-вторых, нота в басу часто входит в состав искомого аккорда и выполняет функцию основного тона. А это значит, что стоит попробовать сыграть аккорд от той же ноты, которая лежит в басу. К примеру, мелодия баса получилась такой: До-Ля-Фа-Соль. Попробуйте построить от этих нот аккорды и соедините их с басом. Не забывайте, что аккорд может быть мажорным и минорным – варьируйте, слушайте.
Используем родственные тональности
Есть еще один способ подбирать аккорды. Для этого нам потребуется вспомнить тональности первой степени родства которые компактно расположены на кварто-квинтовом круге. Если вы впервые слышите эти понятия, рекомендую к прочтению эту статью .
Тональности на круге обозначены латинскими буквами. Ознакомиться с буквенной системой обозначения нот можно в этой статье .
А сейчас взгляните на круг:
Например, тональность нашей песни До мажор. Она выделена красным цветом. Рядом с ней располагаются еще 5 тональностей, которые имеют больше всего общего с нашей основной тональностью. Они называются тональностями первой степени родства. И вот мы получаем набор из 6 тональностей, куда входит 3 мажорных – До мажор, Фа мажор, Соль мажор; 3 минорных – Ля минор, Ре минор, Ми минор. Тонические трезвучия этих тональностей (аккорды построенные от этих нот) используются чаще всего.
Рассмотрим еще пару примеров
Допустим, вы нашли тональность песни, которую подбираете. Эта тональность — Фа минор. Берем наш круг, находим нужную тонику:
Ее окружают 5 тональностей, тонические трезвучия которых, с бо́льшей долей вероятности использованы композитором.
Есть еще один важный момент, который нужно запомнить. В мажорных тональностях можно использовать минорную субдоминанту – то есть аккорд, построенный на 4 ступени, но в гармоническом – минорном виде. В тональности Ми мажор, субдоминантой будет аккорд Ля мажор, он есть на круге. Мы можем использовать его гармонический вид и превратить этот аккорд в Ля минор.
В минорных тональностях, можно использовать мажорную доминанту – аккорд, построенный на 5 ступени в гармоническом — мажорном виде. Так в тональности Соль минор, мы можем использовать аккорд доминанты в мажоре или в миноре.
Думаю, принцип вы поняли и теперь сможете сами пробовать работать с этой схемой.
Зачем играть с закрытыми глазами
Возможно, вам кажется странной затея играть с закрытыми глазами. Однако, это умение придет само собой, если вы научитесь играть «удобно». Когда нужные клавиши всегда под пальцами, а руки находятся в удобном положении, потребность смотреть на них исчезает. Играть не глядя, не труднее чем набирать текст на клавиатуре компьютера «слепым» методом. Я еще раз повторю: наша цель научиться играть так, чтобы нужные клавиши были всегда под пальцами и руки сами принимали правильные позиции. А игра «вслепую» возникнет сама собой, как следствие.
Чтобы играть стало удобно, нужно выполнять необходимые упражнения и результат не заставит себя ждать. И первое чему нужно научиться – это обращать аккорды.
Это не трудно, но требует определенных тренировок. Когда пальцы привыкнут к позициям, вы перестанете задумываться о том, как сыграть аккорд – механическая память возьмет все на себя.
Обращение аккордов.
Самый простой аккорд состоит из трех звуков. Возьмем аккорд До мажор. В основании лежит нота До, посередине находится нота Ми, в вершине – нота Соль:
Обращением аккорда называется перемещение нижнего звука на октаву вверх или верхнего звука на октаву вниз. Взгляните, как будет меняться аккорд, если мы перенесем ноту До на октаву вверх:
Теперь, основанием аккорда (нижним звуком) стала нота Ми. Ее также можно перенести на октаву вверх и вот что получится:
Мы можем продолжить эту цепочку перемещая каждый раз нижний звук на октаву вверх. Но тоже самое мы можем сделать и в обратном направлении. Переместим верхний звук на октаву вниз:
Теперь, вершиной стала нота Ми, ее и перенесем вниз на октаву:
Каждый из этих аккордов имеет свое название. Познакомимся с ними:
Тоническое трезвучие – аккорд в основании которого лежит основной тон, а все звуки расположены по терциям.
Секстаккорд – первое обращение трезвучия, в основании которого лежит терцовый тон. Между верхними звуками возникает интервал — кварта.
Квартсекстаккорд – второе обращение трезвучия, в основании которого лежит квинтовый тон. В этом аккорде кварта возникает между двумя нижними звуками.
Если мы не находимся в системе какой-либо тональности, то эти аккорды будут называться без приставки «тонический». Их можно будет называть просто — «трезвучие», «секстаккород», «квартсекстаккорд».
Обращать можно не только трехзвучные аккорды, но и аккорды с большим количеством звуков:
Почему уметь обращать аккорды так важно
Если играть только трезвучия, руки придется перемещать по клавиатуре в широком диапазоне и делать это придется быстро:
Поначалу, на это будет уходить много внимания и концентрируясь на этом, вы можете не уследить за мелодией. Гораздо удобнее и практичнее использовать обращенные аккорды:
Видите, рука находится в одном положении, не скачет по клавиатуре. Найти нужные клавиши получится даже с закрытыми глазами – это и есть «удобная» игра.
Чтобы рука привыкла к позиции аккорда, рекомендую играть «слепые» аккорды.
Когда вы научитесь бегло обращать аккорды, вплести мелодию будет не трудно. Я покажу как это сделать на примере песни «Во саду ли в огороде».
Тренируем слух
Хочешь узнать насколько хорошо развит твой музыкальный слух? Пройди увлекательный тест здесь.
Чтобы подбирать музыку, и аккорды в частности, стало еще проще, необходимо развивать слух. Я предлагаю тренировать гармонический слух, чтобы легко определять аккорды, последовательности гармоний, узнавать модуляции Переход из одной тональности в другую Содержимое подсказки . Гармонический слух даст вам возможность быстро подбирать гармонии и аккомпанировать себе, певцу или инструменталисту.
Я не буду подробно рассказывать как тренировать слух (об этом я запишу отдельный видеокурс), но дам вам направление, в котором нужно двигаться.
Сначала тренируйтесь определять на слух лад – мажор и минор.
Затем тренируйте определять консонансы и диссонансы.
Консонанс – слитное, благозвучное звучание двух и более звуков. К ним относятся следующие интервалы: примы, большие и малые терции, кварты, квинты, большие и малые сексты, октавы.
Диссонанс – нестройное, резкое звучание двух и более звуков. Сюда входят большие и малые секунды, большие и малые септимы, а также тритон.
Затем можно переходить к простым песням, которые строятся на трех аккордах. Например:
- А. Пугачева «Миллион алых роз» (Am –Dm – E)
- TomJones«SexBomb» (Am –Dm – E)
- Народная «Коробейники» (Gm – Cm – D)
- Машина времени «Синяя птица» (Fm – Bm – C)
- В. Моцарт «Колыбельная» (F – C – B)
Слушая музыку, старайтесь анализировать: как движется бас – скачками или поступенно; тоже самое с мелодией. Пробуйте услышать на каких словах меняются гармонии, чтобы повторить это самостоятельно.
Еще больше интересного и полезного вы можете узнать из моих видеокурсов. Главное помните, что музыкальный слух можно натренировать. Но тренировки должны быть регулярными. Поэтому твердо решите, что будете уделять этому по 20-30 минут в день. Не отступайте от своего плана, пока разница между мажором и минором, а также разница в звучании интервалов не станет очевидной.
Надеюсь, эта статья поможет вам научиться подбирать аккорды на слух. Искренне желаю успехов в этом начинании, пишите о своих достижениях в комментариях, не стесняйтесь задавать вопросы, вступать в группу вконтакте и подписывайтесь на мой youtube канал. До встречи!
Источник
О гармонизации мелодии.
Аккордовые обозначения в музыке
К написанию этой статьи меня подвинули проблемы моих учеников в понимании термина «гармонизация мелодии», а также разночтения обозначений аккордов в классике и эстраде.
Чтобы избежать путаницы в трактовке понятия «гармонизация мелодии», сначала разберемся с главной составляющей этого выражения — мелодией.
На ум приходят слова музыковеда Б. Асафьева: «Мелодия — это музыкально выраженная мысль». С этой точки зрения под мелодией мы привыкли понимать ту мелодию, что звучит вокруг нас, и по которой мы узнаем то или иное музыкальное произведение.
Однако, в гармонии, как музыкальной науке, мелодией часто называют верхний голос аккордовой структуры. Хотя, в действительности, правильно его называть мелодическим голосом аккорда или, если это 4-х голосие, то конкретно — сопрано.
Разведя эти два понятия мелодии, надо разобраться и с тем, что в гармонии называют «гармонизацией мелодии».
Поскольку само понятие «гармонизация мелодии» входит в предмет обучения гармонии, то понятно, что этот термин связан именно с гармонической вертикалью. Под гармонизацией мелодии подразумевают сочинение недостающих голосов четырехголосия (баса, тенора и альта) к уже имеющемуся заданному верхнему голосу — сопрано. Могу добавить, что наряду с гармонизацией мелодии существует и другое понятие, в какой-то мере ему противоположное — гармонизация баса. В этом случае к заданному басу присочиняют оставшиеся три верхних голоса — тенор, альт и сопрано.
Теперь перейдем к понятию гармонизации не мелодического голоса четырехголосия, а именно мелодии — той мелодии, о которой писал Асафьев, и которую все из нас и воспринимают, как мелодию таковую. Её можно петь, наигрывать на музыкальных инструментах и т.д. Причем, совершенно автономно — без какого-либо гармонического сопровождения.
Что же такое — гармонизация мелодии в этом случае? Многие подразумевают, что в данном случае гармонизовать мелодию — это подобрать к ней аккорды. И, в общем-то, они будут правы.
Впрочем, надо иметь в виду, что когда композитор сочинял ту или иную мелодию, он делал это параллельно с запланированной гармонической последовательностью, ориентируясь на составленный им самим гармонический план. Получается, что сочиненная композитором мелодия изначально несет в себе гармоническое осмысление. И если вы хотите её гармонизовать, то помните, что она уже гармонизована самим автором. И очень часто, скажем, в эстрадной музыке, нотная запись этой мелодии сопровождается аккордовыми обозначениями, что значительно упрощает проблему исполнения. Конечно, аккорды могут быть и не указаны. Тогда самому исполнителю придётся их подбирать по слуху, ориентируясь на звуковой оригинал.
Итак, подведём итоги.
Гармонизация мелодии — это технический, хотя и с небольшой долей творчества, процесс, имеющий отношение к гармонической вертикали, т.е. к гармонии как таковой.
К тому, что мы понимаем под мелодией, которая, как известно, движется по горизонтали, этот процесс гармонизации не имеет никакого отношения, ибо там нечего гармонизировать: все уже случилось на этапе сочинения.
Конечно, есть варианты, когда композиторы-аранжировщики позволяют себе, используя чужую мелодию, делать свои собственные варианты её гармонизации, и на этой основе они сочиняют собственные оригинальные произведения. Примеров этому предостаточно. Добавлю к ним и свой опыт подобного творчества — фортепианные вариации на тему английской песенки Happy Birthday.
Тут важно понять, что и в этом случае мелодия в процессе сочинительства уже будет гармонизована, пусть и по-новому. В любом случае выше упомянутый термин «гармонизация мелодии» к ней не относится.
Завершая тему гармонизации мелодии, хочу сказать, что этим занимаются профессиональные музыканты — композиторы и аранжировщики. Исполнители же пользуются тем, что они сочинили.
Теперь поговорим об аккордовых обозначениях в классике и эстраде.
Первое, на что хочу обратить внимание, это то, что в классической нотной литературе обозначения аккордов мы не увидим. Это связано с тем, что все и так выписано в нотах. Исполнителю этого вполне достаточно.
Другое дело, если эти ноты попали в руки не исполнителю, а композитору, которому необходимо проанализировать чужую музыку, чтобы на чужом опыте самому что-нибудь сочинить. И тут при анализе этих нот простыми обозначениями аккордов не обойдешься. Помимо понимания структуры того или иного аккорда, нужно понимать функциональные обязанности аккордов в ладу, их связи между собой, объединение их в гармонические последовательности, которые в свою очередь играют большую роль в формообразовании музыкального произведения. Подобный гармонический анализ необходим также музыканту-аранжировщику для создания собственного сочинения на основе имеющегося чужого оригинала, а также преподавателям-теоретикам, задачей которых является обучение подобному мастерству своих студентов, будущих аранжировщиков и композиторов.
Вообще говоря, композитор и аранжировщик — это родственные музыкальные профессии. Они отличаются друг от друга только тем, что композитор аранжирует собственную мелодико-гармоническую идею, а аранжировщик — чужую.
Повторяю — исполнителю, играющему по традиционным для классики нотам, такая аналитическая дотошность с точки зрения гармонических законов и правил ни к чему. Конечно, он обязан знать основные теоретические аспекты исполняемого музыкального материала, связанные с гармонией и формой. Но глубокий анализ ему чаще всего не нужен.
В эстраде, в отличие от классики, обозначения аккордов присутствуют сплошь и рядом, ибо они, помимо мелодии, являются важнейшим ориентиром при игре. Дело в том, что в эстраде подробная нотная запись отсутствует. Обычно эстрадные исполнители довольствуются одной мелодической строчкой с буквенными обозначениями аккордов. Этого им вполне достаточно, чтобы «быть в теме», и, в тоже время, такая лаконичная запись даёт музыканту свободу в выборе вариантов исполнения предложенного музыкального материала. Мало того, часто таким музыкантам и мелодия-то не нужна (они держат её в голове), а нужна только аккордовая последовательность. Ну, а если их голова держит в памяти еще и гармонию с формой, то тут уже полная свобода для импровизации — джазовые музыканты тому пример.
Теперь поговорим о различиях в аккордовых обозначениях в классической и эстрадной музыке.
В классике их запись представлена в относительном виде. В эстраде — в абсолютном.
В классике аккорд обозначается номером его ступени в ладу. В эстраде — конкретной латинской буквой музыкального алфавита.
Возьмем, к примеру, мажорное трезвучие от звука фа (см. рис. 1).
В эстраде его обозначают буквой F.
В классике такое невозможно, ибо буквами музыкального алфавита в классике обозначают не аккорд, а целую тональную сферу, в которой это мажорное трезвучие может играть самую разную роль в зависимости от того, на какой ступени лада оно находится. Если оно на первой ступени, то это тоника — и тогда тональность фа-мажор. Но если это мажорное трезвучие принадлежит пятой ступени, то это доминанта — и тональность уже си бемоль-мажор. А если этот же аккорд является трезвучием третьей ступени, то тональность ре-минор. Наконец, этот же аккорд может быть субдоминантой в до-мажоре (IV) и второй пониженной (фригийской) ступенью в ми-миноре и т.п. Поэтому аккорды в классике обозначают не буквами, а римскими цифрами, определяющими номер ступени лада — от I до VII. Это дает возможность ту или иную аккордовую последовательность переосмыслить и сыграть в любой тональности.
Возьмем, к примеру, основную формулу гармонии: I-IV-I64-V7-I (классическая запись в относительном виде).
Спроецируем аккордовую последовательность в тональность фа-мажор.
В эстраде в фа-мажоре она будет выглядеть так: F-Bb-F/C-C7-F (запись в абсолютном виде).
В первой записи (в относительном виде) нужно сообразить, какие аккорды строятся на этих ступенях фа-мажора.
Во второй записи (в абсолютном виде) думать уже не надо — играй сразу по буквам. За тебя уже подумал тот, кто проставил буквенные обозначения аккордов. Это очень удобно для эстрадного исполнителя. Однако, если его попросят сменить тональность и сыграть эти аккорды, скажем, в ми-мажоре, то он будет в растерянности, так как не знает их ступеневую последовательность.
Так что везде есть свои плюсы и минусы.
Разумеется, пользователю (а исполнитель — это пользователь композиторского труда) очень удобно играть по буквам, не обращая внимания на ладовые связи аккордов (ступени). А вот композитор мыслит именно этими связями, перенося относительный вид записи в нужную ему тональность.
Если вы — исполнитель, то играйте или по традиционным (классическим) нотам, или по нотам с эстрадными обозначениями аккордов.
Если вы композитор-аранжировщик, то вам, естественно, необходимо знать гармоническое устройство музыки, о котором я писал выше. И без относительной (ступеневой) записи аккордовых последовательностей тут не обойтись.
Добавлю принципиальную аксиому, вытекающую из моего пояснения термина «гармонизация мелодии».
В классическом обозначении аккорд следует под каждой нотой мелодии. И это объяснимо, ибо в данном случае каждый звук мелодии — это звук четырехголосия.
В эстраде буквенные обозначения аккордов меняются значительно реже, так как гармонизуют не отдельный звук мелодии, а отрезок времени, в который может вместиться сколько угодно мелодических нот.
Это, напоминаю, связано, с двумя разными трактовками термина мелодии.
Наконец, мы приходим к выводу, что гармонизуется вовсе не мелодия, а её гармоническое сопровождение (4-х голосие). И это имеет место в том случае, если перед нами произведение гомофонно-гармонического склада (гомо — один, фон — голос: все вместе — мелодия; плюс гармония — 4-х голосие).
На рис. 2 я привел пример записи своей песни на стихи С. Есенина в виде одной нотной строчки — мелодии с аккордовыми обозначениями.
А на рис. 3 — та же мелодия, но в сопровождении аккордового четырехголосия, у которого есть «своя мелодия» — верхний голос аккорда.
Над мелодией проставлены буквенные обозначения аккордов в их основном виде.
В сопровождающем мелодию 4-х голосии я проставил два вида обозначений аккордов: эстрадное (буквами) и классическое (цифрами). Обе записи учитывают конкретную структуру каждого аккорда 4-х голосия (его обращения).
Классическая запись, помимо этого, показывает и встречающиеся в аккордовой последовательности побочные доминанты и субдоминанты: например, V6/5_IV — так выглядит побочная доминанта к субдоминанте (пятый квинтсекстаккорд к четвертой).
Хочу затронуть еще один вид обозначений аккордов. Он связан с их функцией в ладу. И принят он в классическом обозначении аккордов. Речь идет о тонике (T), субдоминанте (S) и доминанте (D).
Эти обозначения идут наряду со ступеневыми, подчеркивая функциональность того или иного аккорда. Но, применяя их, надо помнить, что помимо главных ступеней (I, IV, V), в функциональную сферу тоники, субдоминанты и доминанты входят и побочные ступени. Скажем, II ступень в виде секстаккорда (II6) или септаккорда (II7) и его обращений даже чаще выполняет функцию субдоминанты, чем главная (IV). III-я ступень в виде секстаккорда (III6) также частенько становится доминантой. Поэтому во избежание путаницы советую в классических обозначениях применять только номера ступеней, а их функциональность держать у себя в голове.
Завершая статью, в которой я, как и ранее в своих видеоуроках, вновь превысил рамку любительского уровня понимания музыки, хочу обратиться к своим ученикам — слушателям курса «Любительское музицирование».
Уважаемы любители музыки!
Как вы поняли, понятие «гармонизация мелодии» к музыкантам-любителям отношения не имеет. Это профессиональный термин, употребляемый при сочинении мелодического голоса аккордовой структуры. К мелодии, в общепринятом понимании смысла этого слова, он не относится. Вы также убедились, что классическая запись аккордовых последовательностей сложна для понимания тем, кто не производит, а только пользуется продукцией.
Поэтому я рекомендую вам пользоваться нотной записью с буквенными обозначениями аккордов, принятыми в эстраде, и которыми по мере возможности я стараюсь снабдить нотные тексты своих фортепианных переложений. Эстрадные обозначения аккордов помогают исполнителю при разборе произведения мыслить гармонически, комплексно, что значительно ускоряет процесс запоминания музыкального материала и положительно влияет на уверенность при его исполнении.
Ну, и, разумеется, понимание аккордовых обозначений является непременным условием при использовании функции автоаккомпанемента синтезатора.
В заключение, возвращаясь последний раз к термину «гармонизация мелодии», я возьму на себя смелость предположить, что многие из вас до этой статьи под выше упомянутом термином подразумевали создание какого-либо сопровождения к той или иной популярной мелодической теме. Грубо говоря, умение левой рукой что-то играть в то время, когда в правой идет мелодия.
Но, ведь, наш учебный курс этому и посвящен — игре мелодий с аккомпанементом!
Из приведенных в статье примеров нотной записи песни «Я покинул родимый дом» для этого подойдет лучше всего вариант, изображенный на рис.2.
Правая рука — мелодия, левая — аккомпанемент, который вы можете придумать самостоятельно, ориентируясь на аккорды. Также поступайте и во всех других случаях, ибо нот мелодии с проставленными над ней аккордовыми обозначениями для этого вполне достаточно. Мои уроки в этом вам помогут.
Источник