- Славим победу октября
- С. Кайдан-Дешкин, А. Жаров. ВЗВЕЙТЕСЬ КОСТРАМИ
- ПЕСНЯ «ВЗВЕЙТЕСЬ КОСТРАМИ». АККОРДЫ ДЛЯ ГИТАРЫ
- ТРАНСПОНИРОВАТЬ В ДРУГУЮ ТОНАЛЬНОСТЬ. НА ПОЛТОНА
- ПЕСНЯ «ВЗВЕЙТЕСЬ КОСТРАМИ». ПОДОБРАТЬ БОЙ (ПЕРЕБОР)
- Шестиструнная гитара. Аккомпанемент и ритмические рисунки
- ПЕСНЯ «ВЗВЕЙТЕСЬ КОСТРАМИ». ТЕКСТ
- ПЕСНЯ «ВЗВЕЙТЕСЬ КОСТРАМИ». АВТОРЫ
- СЕРГЕЙ КАЙДАН-ДЕШКИН
- АЛЕКСАНДР ЖАРОВ
- ПЕСНЯ «ВЗВЕЙТЕСЬ КОСТРАМИ». ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ. МАРШ ЮНЫХ ПИОНЕРОВ
- «МЫ, ПИОНЕРЫ, — ДЕТИ РАБОЧИХ. »
- ПЕСНЯ «ВЗВЕЙТЕСЬ КОСТРАМИ». СЛУШАТЬ ОНЛАЙН
- БДХ СССР
Славим победу октября
Избранные русские советские песни в пяти выпусках 1917-1967
Славим победу октября
Выпуск первый
1917 — 1932 гг.
“Музыка”, 1967г.
номер 4120
(pdf, 8.94 Мб)
- Предисловие
- Интернационал. Музыка П. Дегейтера, слова Э. Потье, русский текст А. Коца
- 1918—1920
- Смело мы в бой пойдем
- Мы — красные солдаты.
- Расстрел коммунаров
- Яблочко
- Марш коммунаров. Музыка Д. Васильева-Буглая, слова Кириллова
- По морям, по волнам
- Гулял по Уралу Чапаев-герой. Слова М. Поповой и Ф. Даниловича
- На штыки. Музыка И. Шведова, слова П. Орешина
- Песня Коммуны. Музыка А. Митюшнна, слова В. Князева
- Марш Буденного. Музыка Д. Покрасса, слова А. Д’Актиля
- Конница лихая. Слова П. Бахтурова
- Гей, по дороге. Слова А. Марилова
- Вдоль по фронту кавалерия идет. Слова А. Марннова
- Красная Армия всех сильней. Музыка С. Покрасса, слова П. Григорьева.
- По сединским тайгам и долинам
- По долинам и по взгорьям. Слова П. Парфенова (в редакции С. Алымова)
- Авиамарш. Музыка Ю. Хаита, слова П. Германа
- 1922
- Проводы. Музыкальная обработка Д. Васильева-Буглая, слова Демьяна Бедного
- Молодая гвардия. Русский текст А. Безыменского
- Комсофлотская. Слова А. Безыменского
- Наш паровоз. Мелодия П. Зубакова, слова Б. Скорбина
- Взвейтесь кострами, синие ночи. Музыка С. Кайдан-Дешкина, слова А. Жарова
- В степях приволжских (Песня 27-й дивизии). Слова Н. Краснопольского.
- Красная молодежь. Музыка Д. Васильева-Буглая, слова Г. Фейгина
- Красноармеец умирал. Музыка А. Сергеева, слова И. Шинкаренко
- Мы строим Рабочий Дворец. Музыка- А. Туренкова, слова А. Поморского
- 1924
- Там, вдали за рекой. Слова Н. Кооля
- 1925
- Конная Буденного. Музыка Л. Давиденко, слова Н. Асеева.
- 1926
- Железными резервами («Молодая гвардия»). Музыка Б. Шехтера, слова С. Третьякова
- Все мы теперь краснофлотцы. Музыка А. Давиденко, слова А. Жарова
- 1929
- Первая Конная. Музыка А. Давиденко, слова Н. Асеева
- Нас побить, побить хотели. Музыка А. Давиденко, слова Демьяна Бедного
- За морями, за горами. Музыка М. Коваля, слова В. Тихонова
- Дальневосточная. Слова А. Поморского
- Песня 2-й Приамурской дивизии. Музыка А. Александрова, слова С. Алымова
- Прокати нас, Петруша, на тракторе. Музыка И. Горина, слова И. Молчанова
- Заводы, вставайте! («Коминтерн»). Музыка Г. Эйслера, слова Ф. Янке, перевод И. Френкеля
- Снежинки. Музыка М. Коваля, слова Демьяна Бедного
- 1930
- Пролетарии всех, стран, соединяйтесь! Музыка В. Белого, слова Н. Минского (в редакции И.Френкеля)
- Юность. Музыка М. Коваля, слова И. Френкеля
- Маленький барабанщик. Русский текст М. Светлова
- 1931
- Винтовочка. Музыка А. Давиденко, слова Н. Асеева
- Песня о героях. Музыка А. Давиденко, М. Коваля и Б. Шехтера, слова Н. Владимирского
- Марш летчиков («Крепи, пилот.»). Музыка Б. Шехтера, слова Т. Сикорской
- Песня о Ворошилове. Музыка Ф. Сабо, слова Т. Сикорской.
- 1932
- Песня о встречном. Музыка Д. Шостаковича, слона Б. Корнилова
- Комментарии
Скачать ноты
Славим победу октября
Выпуск второй
1933 — 1941 гг.
составление и комментарии А.Шилова
“Музыка”, 1967г.
номер 4217
(pdf, 11.7 Мб)
1933
Эшелонная. Музыка А. В. Александрова, слова О. Колычева
1934
Полюшко. Музыка Л. Книппера, слова В. Гусева
Чапаевская. Музыка Н. Леви, слова А. Суркова
Вдоль деревни. Музыка В. Захарова, слова М. Исаковского
Марш веселых ребят. Музыка И. Дунаевского, слова В. Лебедева-Кумача
1935
От края и до края. Музыка И. Дзержинского, слова Л. Дзержинского
Каховка. Музыка И. Дунаевского, слова М. Светлова
Партизан Железняк. Музыка М. Блантера, слова М. Голодного
Прощание. Музыка Дм. Покрасса, слова М. Исаковского
В чистом поле. Музыка В. Захарова, слова М. Исаковского.
Провожанье. Музыка В. Захарова, слова М. Исаковского
1936
Песня о Родине. Музыка И. Дунаевского, слова В. Лебедева-Кумача
Орленок. Музыка В.Белого, слова Я. Шведова
Песня о Щорсе. Музыка М. Блантера, слова М, Голодного
Песня молодых бойцов. Музыка А. Новикова, слова В. Лебедева-Кумача
Конармейская. Музыка Дан. и Дм. Покрассов, слова А. Суркова
Казачья кавалерийская. Музыка В. Соловьева-Седого, слова А. Чуркина
Все, чем теперь сильны мы и богаты. Музыка 3. Компанейца, слова А. Жарова
Лейся, песня, на просторе. Музыка В. Пушкова, слова А. Апсолона
Спортивный марш. Музыка И. Дунаевского, слова В. Лебедева-Кумача
Песня о веселом ветре. Музыка И. Дунаевского, слова В. Лебедева-Кумача
1937
Москва майская. Музыка Дан. и Дм. Покрассов, слова В. Лебедева-Кумача
С нами поет вся страна. (Красноармейская физкультурная). Музыка М. Блантера, слова В. Лебедева-Кумача
Казачья песня. Музыка И. Дзержинского, слова А. Чуркина.
Марш трактористов. Музыка И. Дунаевского, слова В. Лебедева-Кумача
Тачанка. Музыка К. Листова, слова М. Рудермана
Были два друга. Музыка С. Германова, слова В. Гусева
Дороженька. Музыка В. Захарова, слова П. Семеновой
Как у дуба старого. Музыка С. Каца, слова А. Софронова.
Тайга золотая. Музыка В. Пушкова, слова А. Прокофьева
1938
Зелеными просторами. Музыка В. Захарова, слова М. Исаковского
Колхозная песня о Москве. Музыка Ф. Маслова, слова В. Гусева
Если завтра война. Музыка Дан. и Дм. Покрассов, слова В. Лкбедева-Кумача
По морям, по океанам. Музыка Л. Новикова, слова В. Лебедева-Кумача Молодежная. Музыка И. Дунаевского, слона В. Лебедева-Кумача Песня о Волге. Музыка И. Дунаевского, слова В. Лебедева-Кумача
Тучи над городом встали. Музыка и слова П. Арманда
Катюша. Музыка М. Блантера, слова М. Исаковского
1939
Три танкиста. Музыка Дан. и Дм. Покрассов, слона Б. Ласкина
Спят курганы темные. Музыка Н. Богословского, слова Б. Ласкина
Любимый город. Музыка Н. Богословского, слова Е. Долматовского
Чайка. Музыка 10. Милютина, слова В. Лебедева-Кумача
И кто его знает. Музыка В. Захарова, слова М. Исаковского.
1940
Марш энтузиасток. Музыка И. Дунаевского, слова Л. Д’Актиля
1941
Песня о Москве. Музыка Т. Хренникова, слова В. Гусева
Лирическая песенка («Все стало вокруг голубым и зеленым»). Музыка Ю. Милютина, слова Е.Долматовского
Комментарии
Скачать ноты
Славим победу октября
Выпуск пятый
1956 — 1967 гг.
составитель А.Шилов
“Музыка”, 1968г.
номер 5361
(pdf, 10.6 Мб)
1956
Подмосковные вечера. Музыка В. Соловьева-Седого, слова М. Матусовского
1957
Россия — Родина моя. Музыка В. Мурадели, слова Вл. Харитонова.
Если бы парни всей земли. Музыка В. Соловьева-Седого, слова Е. Долматовского
1958
Марш коммунистических бригад. Музыка Анат. Новикова, слова Вл. Харитонова
Моя Родина. Музыка А. Долуханяна, слова М. Лисянского.
Песня о тревожной молодости. Музыка А. Пахмутовой, слова Л. Ошанина
Переулок на Арбате. Музыка Л. Афанасьева, слова Б. Гайковича и И. Вишневского
1959
Песня о Ленине. Музыка Анат. Новикова, слова Р. Селянина
Широка ты, родная Россия. Музыка Б. Мокроусова, слова А. Чуркина
Комсомольская песня. Музыка М. Фрадкина, слова Е. Долматовского
Песня о дружбе. Музыка А. Эшпая, слова В. Карпеко и Г. Регистана
Березы, Музыка М. Фрадкина, слова В. Лазарева
Бухенвальдский набат. Музыка В. Мурадели, слова А. Соболева.
1960
Геологи. Музыка А. Пахмутовой, слова Н. Добронравова и С. Гребенникова
Веселый марш монтажников. Музыка Р. Щедрина, слова Вл. Котова
Ой ты, рожь. Музыка А. Долуханяна, слова А. Пришельца.
1961
Баллада о солдате. Музыка В. Соловьева-Седого, слова М. Матусовского
Комсомольцы двадцатого года. Музыка О. Фельцмана, слова В. Войновича
Я люблю тебя, жизнь. Музыка Э. Колмановского, слова К. Ваншенкина.
Я верю, друзья. Музыка О. Фельцмана, слова В. Войновича
Прощайте, голуби. Музыка М. Фрадкина, слова М. Матусовского
1962
Пусть всегда будет. солнце! Музыка А. Островского, слова Л. Ошанина
Баллада о русских мальчишках. Музыка Анат. Новикова, слова Л. Ошанина
Хотят ли русские, войны, Музыка Э. Колмановского, слова Е. Евтушенко
Перед дальней дорогой. Музыка М. Блантера, слова В. Дыховичного и М. Слободского
Песня о друге. Музыка А. Петрова, слова Г. Поженяна
Стань таким. Музыка А. Флярковского, слова Р. Рождественского
Хорошие девчата. Музыка А. Пахмутовой, слова М. Матусовского
Восемнадцать лет. Музыка О. Гришина, слова В. Застрожного
1963
Родина. Музыка С. Туликова, слова Ю. Полухина
Главное, ребята, сердцем не стареть. Музыка А. Пахмутовой, слова С. Гребенникова и Н. Добронравова
Юность верит в чудеса. Музыка П. Аедоницкого, слова Э. Иодковского
Я— Земля! Музыка В. Мурадели, слова Е. Долматовского.
Венок Дуная. Музыка О. Фельцмана, слова Е. Долматовского.
Течет Волга. Музыка М. Фрадкина, слова Л. Ошанина.
Как тебе служится. Музыка Я. Френкеля, слова М. Танича.
Вальс о вальсе. Музыка Э, Колмановского, слова Е. Евтушенко
Карелия. Музыка А. Колкера, слова К. Рыжова
Ивушка. Музыка Г Пономаренко, слова В.Алферова
1964
Песня о голубых городах. Музыка А. Петрова, слова Л. Куклина
На безымянной высоте. Музыка В. Баснера, слова М. Матусовского
Женька. Музыка Е. Жарковского, слова К. Ваншенкина.
Песня остается с человеком. Музыка А. Островского, слова С. Острового
Я шагаю по Москве. Музыка А. Петрова, слова Г. Шпаликова
Хороши вечера на Оби. Музыка А. Фаттаха, слова В. Семернина
1965
Красная гвоздика. Музыка А. Островского, слова Л. Ошанина
Голос Земли. Музыка А. Островского, слова Л. Ошанина.
Я родился на русской земле. Музыка Г. Носова, слова Л. Хаустова.
Солдаты — герои мои! Музыка В. Левашова, слова В. Харитонова
Лучший город земли. Музыка А. Бабаджаняна, слова Л. Дербенева
Убийцы ходят по земле. Музыка Э. Колмановского, слова Е. Евтушенко
Голубая тайга. Музыка А. Бабаджаняна, слова Г. Регистана
Ходит песенка по кругу. Музыка О. Фельцмана, слова М. Танича и И. Шаферана
Ты не печалься. Музыка М. Таривердиева, слова Н. Добронравова
1966
Не стареют душой ветераны Музыка С. Туликова, слова Я. Белинского
Нежность. Музыка А. Пахмутовой, слова С. Гребенникова и Н. Добронравова
Обнимая небо. Музыка А. Пахмутовой, слова Н. Добронравова.
1967
Неизвестный солдат. Музыка С. Туликова, слова А. Гангова
Скачать ноты
Источник
С. Кайдан-Дешкин, А. Жаров. ВЗВЕЙТЕСЬ КОСТРАМИ
Музыка С. Кайдан-Дешкина, слова А. Жарова
ПЕСНЯ «ВЗВЕЙТЕСЬ КОСТРАМИ». АККОРДЫ ДЛЯ ГИТАРЫ
Размер 2 / 4
Взвейтесь кострами, Синие
Близится эра Светлых го-
ТРАНСПОНИРОВАТЬ В ДРУГУЮ ТОНАЛЬНОСТЬ. НА ПОЛТОНА
Текущая тональность: до мажор
I. Струны от 6-ой до 1-ой (слева направо).
II. Номер лада.
III. Открытая струна.
IV. На струне не извлекается звук.
V. Пальцы: указательный ( 1 ), средний ( 2 ), безымянный ( 3 ), мизинец ( 4 ).
VI. Барре указательным пальцем.
ПЕСНЯ «ВЗВЕЙТЕСЬ КОСТРАМИ». ПОДОБРАТЬ БОЙ (ПЕРЕБОР)
Шестиструнная гитара. Аккомпанемент и ритмические рисунки
Очень часто, выучив расположение аккордов на грифе гитары, начинающие гитаристы задаются вопросом: как должна вести себя правая рука в процессе исполнения аккомпанемента? Какой ритмический рисунок больше подходит для той или иной песни? Стоит ли играть аккомпанемент боем или перебором?
Строго говоря, любую песню можно сыграть любым ритмическим рисунком, однако есть и некоторые «правила». Всё зависит от характера и жанра исполняемого произведения. Так, лирические песни обычно исполняются перебором (в классической гитарной терминологии этот приём называется «арпеджио»), маршевые — боем (расгеадо), песни сдержанного характера — аккордами. Опытному гитаристу всё это может показаться само собой разумеющимся, а вот начинающему, на первых порах, не помешает какая-нибудь «шпаргалка» или краткий справочник. Данная небольшая программа, в которой представлены наиболее употребительные ритмические рисунки для популярных песенных размеров (2/4, 3/4, 4/4 и 6/8), и является подобным справочником.
ПЕСНЯ «ВЗВЕЙТЕСЬ КОСТРАМИ». ТЕКСТ
Взвейтесь кострами,
Синие ночи!
Мы, пионеры, —
Дети рабочих.
Близится эра
Светлых годов,
Клич пионера:
«Всегда будь готов!»
Радостным шагом,
С песней весёлой
Мы выступаем
За комсомолом.
Близится эра
Светлых годов,
Клич пионера:
«Всегда будь готов!»
Грянем мы дружно
Песнь удалую
За пионеров
Семью мировую.
Близится эра
Светлых годов,
Клич пионера:
«Всегда будь готов!»
Последние четыре строчки куплета повторяются
ПЕСНЯ «ВЗВЕЙТЕСЬ КОСТРАМИ». АВТОРЫ
Советский композитор Сергей Фёдорович Кайдан-Дешкин (1901—1972)
СЕРГЕЙ КАЙДАН-ДЕШКИН
Сергей Фёдорович Кайдан-Дешкин родился 23 июня 1901 года в Вильно (ныне — Вильнюс) в семье чиновника управления железных дорог. В годы гражданской войны Сергей учился в мастерской фортепьянной игры имени Ярошевского в Москве. В 1922-м году написал своё первое произведение — пионерский марш «Взвейтесь кострами» — единственное, ставшее известным и популярным у широкой аудитории. После успеха песни Кайдан-Дешкин стал работать композитором одного из кукольных театров Москвы, а в 1927-м году поступил Музыкальное училище имени Гнесиных. Закончить училище помешал арест. 9 августа 1930 года композитор был арестован как «как контрреволюционер, способный на террор и шпионаж» и приговорен к десяти годам лишения свободы по статье 58-8, часть вторая, 5 января 1932 года. Свой срок Кайдан-Дешкин отбывал в Вятлаге, а затем в Норильлаге, где с 1 января 1937 года стал руководителем духового оркестра. После освобождения 9 августа 1940 года композитор поселился на севере Красноярского края, работал в Игарском театре, преподавал в Педагогическом училище народов Севера, в Норильском заполярном театре драмы имени Маяковского. В 1943-м Сергей Фёдорович переехал в Туву, где стал работать в Тувинском драматическом театре. В ноябре 1956-го Кайдан-Дешкин был реабилитирован. С 1956 по 1959-й преподавал в Прокопьевской музыкальной школе на Кузбассе. В 1959-м композитор поселился в городе Великие Луки, где стал работать заведующим музыкальной частью драматического театра. В 1961-м был принят в Союз композиторов СССР. Кроме пионерского марша Кайдан-Дешкин написал музыку к 60 спектаклям, песни и романсы на стихи русских поэтов, ряд музыкальных пьес («Мазурка», «Кукольный вальс», «Колыбельная», «Гавот», «Канатная плясунья», «Задушевный вальс», «Весеннее утро» и др.). В 1960-е годы в издательстве «Музыка» вышел сборник пьес композитора, а на киностудии «Ленфильм» снят посвященный ему фильм. Сергей Фёдорович Кайдан-Дешкин умер 3 ноября 1972 года. Похоронен в Великих Луках.
Советский поэт Александр Алексеевич Жаров (1904—1984)
АЛЕКСАНДР ЖАРОВ
Александр Алексеевич Жаров родился 13 апреля (31 марта по старому стилю) 1904 года в деревне Семёновская Московской губернии (ныне — Можайский район) в семье трактирщика. Окончил сельскую школу в Бородино, а затем учился в реальном училище в Можайске, где в конце 1917-го года Жаров организовал культурно-просветительский кружок, участвуя в создании бригад по ликвидации неграмотности в сельской местности, в 1918-м стал секретарём комсомольской ячейки, а в 1919-м — 1-м секретарем уездного комитета комсомола в Можайске. В 1921-м году Жаров поступил в МГУ и начал печататься в комсомольской прессе, став одним из организаторов литературной группы «Молодая гвардия». С 1921 по 1927-й год в общей сложности вышло 18 поэтических книг, а в 1926-м году появилось самое известное в то время произведение Жарова — поэма «Гармонь», которая воспевала комсомольскую романтику и победу нового уклада жизни. В 1930-е годы Жаров много ездил по стране, посещая знаменитые стройки социализма и создавая поэмы об ударниках труда Днепростроя, Донбасса, Уралмаша. В годы Великой Отечественной войны поэт работал корреспондентом журнала «Краснофлотец» на Черноморском флоте. В этот период им были созданы поэмы «Богатырь», «Керим» и «Борис Сафонов», повествующие о подвигах советских военнослужащих. Кроме пионерского марша «Взвейтесь кострами, синие ночи…» перу Жарова принадлежит песня «Заветный камень» на музыку Б. Мокроусова, которую Леонид Утёсов называл «Царь-песня», а также ряд советских военно-патриотических и антивоенных песен. Александр Алексеевич Жаров умер 7 сентября 1984 года. Похоронен в Москве.
ПЕСНЯ «ВЗВЕЙТЕСЬ КОСТРАМИ». ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ. МАРШ ЮНЫХ ПИОНЕРОВ
Различные виды пионерских значков
Пионерских песен много, их поют весело и задорно на всех языках и наречиях нашей Родины, а их у нас больше ста. Пионерские песни очень разные, но их всегда можно узнать по характеру, и всегда в них присутствует местоимение «мы». Мне кажется, что это чувство общности, чувство коллектива, выраженное в песнях, происходит из одного истока.
В первых революционных песнях местоимение «я», характерное для народных песен прежних времен, с глубоким смыслом заменилось словом «мы».
«В бой роковой мы вступили с врагами» («Варшавянка»).
«Мы — кузнецы, и дух наш молод».
«Наш паровоз, вперед лети! В коммуне — остановка».
«Мы — молодая гвардия».
«Нас не сломит нужда, не согнет нас беда» (это из песни «Коммунары не будут рабами»).
«Мы — красная кавалерия».
«Смело мы в бой пойдем».
Конечно же, «Интернационал» — «Мы наш, мы новый мир построим» — был внутренней основой, определившей характер и направленность революционных песен.
И у пионерских песен есть свой исток, ручейком вылившийся из моря песен великого нового времени.
Сколько ни появляется пионерских песен, как ни известны и любимы песни, созданные за многие годы, все же самой главной и самой дорогой пионерской песней остается первая, та, с которой создавалась пионерская организация,— «Взвейтесь кострами, синие ночи»,
В сталинские времена пионеры давали клятву бороться за дело Ленина-Сталина
Автор этой песни — комсомольский поэт Александр Жаров. Обработка музыки принадлежит Сергею Дешкину, музыканту, так же как и Жаров, одному из первых комсомольцев.
Интересно то, что первая пионерская песня появилась одновременно с созданием пионерской организации, а вернее, чуть раньше.
Сейчас это трудно себе представить, но в первые годы после Октября пионерской организации не было. Кое-где существовали отряды бойскаутов, буржуазной детской организация для мальчиков, созданной на английский манер.
Комсомолу партией было поручено продумать, какой должна быть детская коммунистическая организация. Поначалу было придумано только название — Юные пионеры.
Александр Жаров вспоминает, что на одном из совещаний, предшествовавших созданию пионерской организации и проходивших в мае 1922 года в Центральном Комитете комсомола, присутствовала Надежда Константиновна Крупская. Это ей, жене и товарищу Владимира Ильича, принадлежала идея создания песни пионеров.
Комсомольцу Саше Жарову поручили написать песню, да еще и в двухнедельный срок. Это было продиктовано наивной и трогательной верой и в силу комсомольского поручения, и в творческие возможности своего собственного комсомольского поэта.
Александр Жаров до того дня, когда на него свалилось это ответственное комсомольское поручение, вообще не пробовал писать песни. Так же как в случае с «Молодой гвардией», о которой речь пойдет дальше, сложность задачи усугублялась тем, что свои поэты у комсомола были, а композиторов не было.
Еще до того как были написаны слова, комсомольский поэт и его товарищи пустились на розыски мотива, который годился бы для пионерской песни. Поиски завели их в Большой театр, на представление оперы «Фауст». Особенно понравился комсомольцам «Марш солдат» композитора Гуно. Он-то и стал музыкальной основой для первой песни юных пионеров. Во всяком случае, Жаров писал о синих ночах, об алом знамени, повторяя про себя ритм этой песни из «Фауста».
К тому времени уже было придумано не только название организации — «Пионерская»,— но и пионерская заповедь «Пионер — всем пример», пароль «Будь готов!» и отзыв «Всегда готов!».
Все это и стало содержанием песни, которую Жаров должен был сочинить за две недели.
Вглядываясь в далекую даль и вновь вспоминая самую главную пионерскую песню, разбирая ее, что называется, по косточкам, я чувствую, что на писавшего ее поэта влияли но только деловые наставления товарищей по комсомолу, но и обаяние оперы «Фауст», могущество музыки, обрушившейся на рабочего парня, впервые восседавшего в алом бархатном кресле торжественного зала Большого театра.
Не отсюда ли такие строчки:
Грянем мы дружно
Песнь удалую.
Не отсюда ли несколько выспреннее слово «эра», сталкивающееся в песне с естественными комсомольскими словами «дружной гурьбою».
Комсомольские работники сочли, что их задание Саша Жаров, в общем-то, выполнил, но ритм из буржуазного «Фауста» — это еще не то, что нужно для пионерской песня. Комсомольцу Сергею Дешкину было поручено придать музыке композитора Гуно иной характер.
Сергей Дешкин по-своему обработал знаменитый марш, приспособил его для пионерского горна.
Счастливо родилась пионерская организация. Она сразу, с первого дня, имела свой чудесный символ — красный галстук, свой пароль и отзыв, свою трубу и барабан и свою песню «Взвейтесь кострами, синие ночи». Сколько красногалстучных поколений связало с этой песней свои первые шаги в революционных рядах!
Источник: Евгений Долматовский. Рассказы о твоих песнях. М., 1973
«МЫ, ПИОНЕРЫ, — ДЕТИ РАБОЧИХ. »
Чтобы успешно бороться за дело Ленина-Сталина пионер должен был расти смелым и храбрым
Это самый первый пионерский марш, и его история начинается весной 1922 года, когда комсомольцы задумали новое дело — создать организацию юных пионеров. Задачи и дела будущей организации на совещаниях в Центральном Комитете комсомола обсуждались подробно — речь шла и о школьной работе, и о летнем отдыхе — о сборах, походах, кострах. Дважды в таком разговоре принимала участие Надежда Константиновна Крупская. Однажды она сказала:
— Владимир Ильич знает о начинании комсомольцев и очень его одобряет.
Все радостно зааплодировали, а Надежда Константиновна, уходя, добавила:
— Только такое дело, наверное, без песни начинать никак нельзя. Позаботьтесь, товарищи, чтобы у первых пионеров была своя песня. Своя, советская.
И вот стали думать над предложением Крупской. Все соглашались, что песня, конечно, должна быть бодрой, маршевой. Но кто ее напишет? Подводя итоги обсуждения, один из секретарей ЦК заявил:
— Песня нужна обязательно. Написать ее поручим Саше Жарову. Дадим ему двухнедельный срок. Так и запишем в протоколе.
Как позже вспоминал поэт Александр Жаров, это почетное поручение его тогда не очень-то обрадовало: в сочинении стихов у него в то время опыт был совсем небольшой, а песен писать и вовсе не приходилось. Пришел расстроенный к своему старшему другу Дмитрию Фурманову, рассказал о случившемся, но Фурманов в ответ улыбнулся:
Пионер должен был всегда говорить правду, однако на деле, конечно, не всегда выходило так
— Знаешь, такая же ситуация случилась однажды в нашей 25-й дивизии. Как-то на походе бойцы потребовали: «Давай нам, комиссар, песню, и чтоб в ней о чапаевцах говорилось, чтоб про 218-й имени Стеньки Разина полк было упомянуто. » Что ж, требование законное, но откуда я мог взять такую песню в походе? Ни поэтов, ни музыкантов у нас не было, да и вообще грамотных насчитывалось не так много. В общем, положение безвыходное. Но кое-какой выход бойцы все же нашли. Еду я как-то во время привала по степи и вдруг в расположении 218-го полка слышу: поют. Не то песню, не то какое-то церковное песнопение. Мотив церковный, а слова совсем другого рода. На стихи не похоже, а все-таки поется.
Фурманов достал из планшета записную книжку, нашел в ней слова, которые пели чапаевцы, и сам потихоньку на церковный мотив запел:
— Всероссийской социалистической Красной Армии с вождем и товарищем Лениным. Геройскому командному составу 25-й стрелковой и всему 218-му Стеньки Разину полку — многая ле-е-та.
Жаров рассмеялся, а Фурманов подвел итог:
— Задумайся, Саша, над этой историей.
Работа началась с поисков мелодии, чтобы зацепиться хоть за какой-нибудь мотив. И вот однажды на опере «Фауст» Гуно приглянулся юному поэту маленький кусочек из знаменитого Марша солдат:
Башни с зубцами,
Нам покоритесь!
Гордые девы,
Нам улыбнитесь.
Ухватившись за эти «башни с зубцами», он потом днем и ночью, наяву и во сне все отстукивал в такт строчку за строчкой. И грезился Саше после фурмановского рассказа привал чапаевцев в приуральской степи, дрожащие в ночи звезды, пламя костров, у которых греются бойцы революции. И еще виделись ему другие языки пламени, шелковые. И вспыхивал пурпуром алый галстук, тот самый, пионерский! Ведь именно в таких галстуках соберутся пионеры в веселый круг у праздничных костров, бросающих жаркие искры в синее небо до самого позднего вечера, а может, и до ночи.
И, отсчитывая про себя: «Башни с зубцами, нам покоритесь! Гордые девы, нам улыбнитесь. » — Саша вслух в один прекрасный миг произнес:
Взвейтесь кострами,
Синие ночи!
Мы, пионеры,—
Дети рабочих.
Дальше пошло уже легче, только никак не мог добиться юный поэт, чтобы каждый куплет заканчивался одними и теми же словами. Хотелось непременно вставить в песню призыв: «Будь готов!» И однажды нужная строчка нашлась:
Близится эра
Светлых годов,
Клич пионера:
«Всегда будь готов!»
В общем, песня родилась, только была она, по сути, еще без музыки, потому что приходилось пока что ее петь все на тот же мотив из «Фауста». Несколько комсомольских работников во главе с братьями Андреем и Артемием Брюхановыми исполнили «Взвейтесь кострами» в ЦК комсомола. Песню там одобрили, однако предложили «привести музыку в полный порядок, уточнить мелодию и прочее. ».
Впоследствии наказ ЦК выполнил ученик музыкального техникума Сергей Дешкин. С помощью композитора Данилова он составил и опубликовал отдельным изданием ноты уже ставшего широко известным пионерского марша. Марша, с которым потом росли и мужали многие поколения наших мальчишек и девчонок.
Лев Сидоровский. Почаще пойте песни Революции. Л., 1987
ПЕСНЯ «ВЗВЕЙТЕСЬ КОСТРАМИ». СЛУШАТЬ ОНЛАЙН
БДХ СССР
Большой детский хор Центрального телевидения и Всесоюзного радио
Художественный руководитель: Виктор Попов
Сергей Кайдан-Дешкин, Александр Жаров
Песня «Взвейтесь кострами»
Источник