Wachet auf, ruft uns die Stimme (Yates)
Несколько поколений предков Баха были музыкантами. В возрасте 15 лет Иоганн Себастьян Бах, в качестве певчего, посещает церковную капеллу. Здесь он изучает и переписывает рукописи известных итальянских и немецких композиторов. Впоследствии работал в Веймаре скрипачом придворного оркестра, церковным органистом в Арнштаде, где уделял много времени развитию органной импровизации, ставшей основой его композиторского творчества, занимался сочинением музыки (духовная кантата «Ты не оставишь души моей в аду», сюита «Каприччио на отъезд возлюбленного брата» и другие сочинения), изучал искусство органных композиторов. В последующие годы композитор создает, большое количество органных произведений Пассакалья, Токката и фуга ре минор и др.), работает над светскими кантатами (1 том «Хорошо темперированного клавира, Инвенции, 6 Бранденбургских концертов, Английские сюиты, Французские сюиты и др.).
Бах был дважды женат, семья его была многочисленной. В первом браке у него было четверо детей, а во втором — семнадцать. Композитор решает жить и работать в Лейпциге. Этот период творчества был особенно плодотворен: более 150 кантат, создаваемых еженедельно, вторая редакция «Страстей по Иоанну», «Страсти по Матфею», Высокая месса си минор, 2 том «Хорошо темперированного клавира», «Искусство фуги» и др. Творчество — радость не только самого Баха, но и его подросших детей — Филипп Эммануил, Вильгельм Фридеман, Иоганн Христиан и старшей дочери. Вторая супруга композитора Анна Магдалена хорошо пела и обладала прекрасным слухом. Как исполнитель-импровизатор на органе Бах переживает наивысшие триумфы в 1731 и 1736 годах, а также при посещении Фридриха II в 1747 году в уже достаточно преклонном возрасте. Бах продолжать сочинять, диктуя свои произведения, так как в старости после операции на глаза слепота не давала ему возможности записывать ноты классической музыки самому.
Бах скончался, не получив как композитор признания современников.
Первым родоначальником баховедения явился И.Н.Форкель, спустя пол века после кончины великого композитора. К.Ф.Цельтер пропагандировал и вел работу по сохранению наследия Баха. В 1829 году «Страсти по Матфею» исполнил Феликс Мендельсон. Его исполнение дало импульс к возрождению творчества Иогана Себастьяна Баха. А в 1850 году родилось Баховское общество.
Творчество Баха, музыканта-универсала, отличающееся всеохватностью жанров (кроме только оперы), обобщило достижения музыкального искусства различных европейских школ за несколько веков.
Источник духа («Бах» означает «ручей»), забытый на десятилетия кантор церкви св. Фомы, — вечен.
Источник
Wachet auf, ruft uns die Stimme , BWV 140 — Wachet auf, ruft uns die Stimme, BWV 140
Wachet auf, ruft uns die Stimme | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Другое имя | Спящие просыпаются | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Случай | 27-е воскресенье после Троицы | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Хорал | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Выполнено | 25 ноября 1731 г . : Лейпциг ( 1731-11-25 ) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Движения | 7 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вокал |
Wachet Ауф, ruft унс умереть Stimme ( «Проснись, называет голос к нам»), BWV 140 , также известный как Спящих Wake , является церковь кантата на Иоганна Себастьяна Баха , считается одним из его самых зрелых и популярных священных кантат. Он сочинил хоральную кантату в Лейпциге для 27-го воскресенья после Троицы и впервые исполнил ее 25 ноября 1731 года. Бах сочинил эту кантату, чтобы завершить свой второй годовой цикл хоральных кантат, начатый в 1724 году. Кантата основана на гимне из трех строф « Wachet auf, ruft uns die Stimme » (1599) Филиппа Николая , который охватывает предписанное чтение для Воскресенье, притча о десяти девах . Текст и мелодия из трех строф гимна выводится в неизменном виде в трех из семи движений (1, 4 и 7). Неизвестный автор добавил дополнительную поэзию к внутренним движениям в виде последовательностей речитатива и дуэта , основанных на любовной поэзии Песни песней . Бах разделил кантату на семь частей, установив первую строфу как хоральную фантазию , вторую строфу в центральной части в стиле хоральной прелюдии и третью строфу как четырехчастный хорал . Он поставил новые тексты как драматические речитативы и любовные дуэты, похожие на современную оперу. Бах записал произведение для трех солистов-вокалистов (сопрано, тенор и бас), хора из четырех частей и инструментального ансамбля в стиле барокко, состоящего из валторны (для усиления сопрано), двух гобоев, тайлла, скрипки-пикколо, струнных и бассо континуо, включая фагот. Бах использовал центральную часть кантаты как основу для первого из своих хоров Шюблера , BWV 645. Баховед Альфред Дюрр отмечает, что кантата является выражением христианского мистицизма в искусстве, а Уильям Г. Уиттакер называет ее «кантатой без слабости, без скучной планки, высочайшего уровня технически, эмоционально и духовно, ее абсолютное совершенство и ее безграничное воображение снова и снова вызывают удивление ». СОДЕРЖАНИЕИстория, гимн и текстБах сочинил кантату в Лейпциге для 27-го воскресенья после Троицы . Это воскресенье бывает только тогда, когда наступает ранняя Пасха . Предписанные чтения для воскресенья были из Первого Послания к Фессалоникийцам , приготовьтесь ко дню Господа ( 1 Фессалоникийцам 5: 1–11 ), и из Евангелия от Матфея , притчи о десяти девах ( Матфея 25: 1–13 ). Бах сочинил эту кантату, чтобы завершить свой второй годовой цикл кантат 1724/25 года, цикл, который планировалось сделать из хоральных кантат . Он основан на Philipp Nicolai «s лютеранской гимн в трех строф,„ Wachet Ауф, ruft унс умереть Stimme “, которая основана на Евангелии. Напечатанный в книге Николая FrewdenSpiegel deß ewigen Lebens (Зеркало радости вечной жизни) в 1599 году, его текст был представлен: « Ein anders von der Stimm zu Mitternacht / vnd von den klugen Jungfrauwen / die jhrem himmlischen Bräutig / Mattham bege 25. Д. Филипп Николай «. (Другой [зов] голоса в полночь и мудрых девушек, которые встречают своего небесного Жениха / Матфея 25 / Д. Филипп Николай). Текст трех строф остается неизменным и с мелодией во внешних частях и центральных частях (1, 4 и 7), в то время как неизвестный автор написал стихи для других частей, дважды последовательность речитатива и дуэта . Он ссылается на любовную поэзию Песни песней , изображая Иисуса как жениха души. По словам исследователя Баха Кристофа Вольфа , текст был уже доступен, когда Бах составил свой цикл хоральных кантат. Бах исполнил кантату только один раз, в главной церкви Лейпцига, Николаикирхе, 25 ноября 1731 года. Согласно Вольфу, Бах исполнил ее только в этот раз, хотя 27-е воскресенье после Троицы произошло еще раз во время его пребывания в Лейпциге в 1742 году. центральная часть как основа для первого из его хоралов Шюблера , BWV 645. Поскольку текст и его эсхатологические темы также связаны с Адвентом , кантата обычно исполняется в это время года. МузыкаСтруктура и оценкаБах разбил кантату на семь частей. Текст и мелодия гимна хранятся во внешних хоровых частях и центральной части, состоящей из двух хоральных фантазий и заключительного хорала из четырех частей, которые образуют две последовательности речитатива и арии . Бах записал произведение для трех вокальных солистов ( сопрано (S), тенора (T), баса (B)), четырехчастного хора ( SATB ) и инструментального ансамбля валторны в стиле барокко (Co), двух гобоев (Ob). , taille (Ot), скрипка-пикколо (Vp), две скрипки (Vl), альт (Va) и бассо континуо, включая фагот . Заголовок оригинальной части гласит: «Доминика 27. post Trinit. / Wachet auf, rufft uns die Stime / â / 4. Voc. / 1. Violino picolo. / 2. Hautbois. / Taille. / Basson. / 2 Violini. . / Альт. / E / Continuo. / Di Signore / JSBach. » Продолжительность составляет 31 минуту. В следующей таблице движений оценка соответствует Neue Bach-Ausgabe . Эти ключи и подписи времени взяты из книги на все кантаты Баха со стороны ученого Альфредом Дюрр , используя символ для общего времени (4/4). Континуо, играющее повсюду, не показано.
ДвиженияПервая часть, « Wachet auf, ruft uns die Stimme » («Пробудитесь», как нас называет голос [сторожей]), представляет собой хоральную фантазию, основанную на первом куплете хорала, характерном для ранних произведений Баха. хоральные кантаты. Кантус Firmus поют сопрано. Оркестр играет самостоятельный материал, в основном, на основе двух мотивов : точечного ритма и восходящей гаммы «с синкопированными акцентами». Низкие голоса добавляют необычно свободные полифонические музыкальные образы, такие как частые крики «wach auf!» (просыпайся!) и «wo, wo?» (где, где?), и долгие мелизмы в фугато на «Halleluja». Джон Элиот Гардинер , дирижировавший кантатой Баха в 2000 году, отмечает два инструментальных хора, струнные и двойные язычки (два гобоя, тейл и фагот), играющих в стиле французской увертюры с двухточечными мотивами в тройном ритме. Он пишет:
« Er kommt » (Он приходит) — это речитатив на тенора как рассказчика, который называет «Töchter Zions» (дочери Сиона). В следующем дуэте « Wann kommst du, mein Heil? » (Когда ты идешь, мое спасение?) С obbligato violino piccolo сопрано представляет Душу, а бас — vox Christi (голос Иисуса). В медленном сицилиано пикколо для скрипки иллюстрирует «мерцание ламп,« зажженных горящим маслом » » в арабесках. Гардинер комментирует: «За этим восхитительным числом стоит богатая традиция столь же чувственных музыкальных аллегорий, включая прекрасные примеры кузена Баха, Иоганна Кристофа ». Четвертая часть, « Zion hört die Wächter singen » (Сион слышит пение сторожей), основана на втором куплете хорала. Он написан в стиле хоральной прелюдии, с фразами хорала, которые исполняются тенорами (или солистом тенора) как cantus firmus, с перерывами вступая в известную лирическую мелодию, сыгранную в унисон скрипками (без скрипка пикколо) и альт в сопровождении бассо континуо. Позднее Бах переписал это движение для органа (BWV 645), и впоследствии оно было опубликовано вместе с пятью другими транскрипциями, которые Бах сделал из своих кантатных движений как Хоралы Шюблера . Пятая часть, « So geh here zu mir » («Тогда иди ко мне»), представляет собой речитатив для баса в сопровождении струнных. Он изображает единство жениха и «избранной невесты». Шестая часть, « Mein Freund ist mein! » («Мой друг — мой!») — еще один дуэт для сопрано и баса с гобоем облигато. Этот дуэт, как и третья часть, представляет собой любовный дуэт сопрано Души и баса Иисуса. Гардинер отмечает, что Бах использует средства «современных оперных любовных дуэтов в использовании цепочек приостановок и параллельных третей и шестых». Дюрр описывает это как «выражение радости единой пары», демонстрирующее «расслабленное настроение» в «художественной напряженности». Заключительный хорал « Gloria sei dir gesungen » («Пусть тебе споется Глория») представляет собой четырехчастную установку третьего куплета гимна. Высокий тон мелодии удваивается пикколо скрипки на октаву выше, представляя блаженство «небесного Иерусалима». ОценкаБаховед Клаус Хофманн считает эту кантату одной из «самых красивых, наиболее зрелых и в то же время самых популярных священных кантат». Дюрр отмечает, что кантата, особенно дуэты в единстве «земного счастья в любви и небесного блаженства», являются выражением христианского мистицизма в искусстве. Уильям Дж. Уиттакер писал: «Это кантата без слабостей, без скучной планки, технически, эмоционально и духовно высшего порядка, ее абсолютное совершенство и ее безграничное воображение снова и снова будоражат изумление». ЗаписиСписок взят из подборки на веб-сайте Bach Cantatas. Хоры, поющие ОВПП (один голос на партию), и инструментальные группы, играющие на исторических инструментах в исторически обоснованных выступлениях , отмечены зеленым фоном. Источник |